Рефераты

Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе

Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 году, когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена должность "специалист по социальной работе". Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности " социальный работник".

В настоящее время в практике социальной работы преобладает женский коллектив. Женский труд в социальной сфере следует из устаревшей патриархальной логики: осуществлять заботу уход за детьми, инвалидами - это традиционное занятие для женщин, не требующих особой подготовки. В современном обществе растет число социальных проблем, которые женщины целиком устранить не могут. В связи с этим для разрешения проблемных ситуаций данного характера необходимо участие мужчин, их жизненная позиция и точка зрения.

Социальный запрос в современном обществе основывается на позиции совместной деятельности мужчин и женщин в практике социальной работы.

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме оценки эффективности в деятельности специалистов по социальной работе. Эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов (целей)[8, 3].

Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Исходя из этого выбор темы: " Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе" является актуальной и заставляет нас задуматься над вопросом выдвижения в работу социальной сферы не только женщин, но и мужчин.

Цель исследования: изучить гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

1. Дать теоретический анализ личностных качеств специалиста по социальной работе.

2. Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.

3. Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации профессиональной деятельности.

4. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.

Объект: деятельность специалиста по социальной работе.

Предмет: гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.

Гипотеза: мы предполагаем, что пол (мужчина, женщина) влияет на деятельность специалиста по социальной работе.

Проблемы заключаются в следующем, почему мужчины в социальную сферу не идут работать, как привлекать мужчин в социальную сферу и какие особенности необходимо учитывать при привлечении мужчин и женщин на работу.

Методы исследования:

- теоретические (анализ научной литературы по представленной теме);

- эмпирические (анкетирование, методика М. Рокич "Ценностные ориентации")

Работа может быть использована специалистами по социальной работе, административным органом, работающим в социальной сфере, преподавателями, читающих социальные дисциплины и студентами средних и высших учебных заведений специальности "Социальная работа".

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

1.1 Гендерные различия мужчины и женщины

На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических [12, 7].

Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол [12].

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине - баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А.Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек - мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В.М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин - показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа [23, 53].

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении [2]:

По сравнению с женщиной мужчина

По сравнению с мужчиной женщина

1.Рационален

1.Чувствительная

2.тверд

2.Гибкая

3.Решителен, склонен к риску

3.Эмоциональная

4.Уверен в себе

4.Отзывчивая

5.Сдержен

5.Тревожная

6.Агрессивен

6.Осторожная

7.Предприимчив

7.Сострадательна

8.Активен

8.Исполнительна

9.Индивидуалист

9.Старательна

10.Замкнут

10.Коллективистка

11.Молчалив

11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины - легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности [23,60].

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения - контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны [23, 62].

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений [23, 68].

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу - личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств [23, 69].

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы [2].

У МУЖЧИН

У ЖЕНЩИН

1. Логика

1.Интуиция

2. Обобщение

2.Анализ

3. Восприятие в целом

3.Внимание к детям

4. Склонность к абстракциям

4.Конкретика

5. Романтизм

5.Практицизм

6. Ориентация в пространстве и времени

6.Ловкость и чуткость рук

7. Техническая направленность

7.гуманитарная направленность

8. Мотив достижения успеха

8.Мотив отношения с окружающими

9. Стремление к лидерству

9.Умение подчиняться

10. Склонность к новаторству

10.Следовать правилам

11. Желание быть первым у женщин

11.Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В.М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам - пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения [23, 77].

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной - интеллектуальные, эмоциональные - существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.

1.2 Духовно- нравственный портрет специалиста по социальной работе

Социальная работа представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения коммуникацию.

Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Важным компонентом личности специалиста по социальной работе как профессионала следует выделить такое качество, как социальная активность, которая находит отражение в развитии как в профессиональной подготовке, так непосредственно в его деятельности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в период обучения. Выделенные уровни, безусловно, могут служить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессионала на различных жизненно-личностных этапах профессионального пути.

Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:

1. Формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии на всех этапах педагогического процесса;

2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации;

4. Развитие креативности личности будущего специалиста по социальной работе, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствительность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т. д.)

5. Формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;

6. Формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;

7. Ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы (описательное, аналитическое, пилотажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое /моделирование, прогнозирование, проектирование, эмпирическое, статистическое, динамическое и т.д.);

8. Использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях [25].

Определяющим компонентом развития личности специалиста по социальной работе как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, вступает ее базовая характеристика - готовность.

1. Личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности;

2. Функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности;

3. Личностно - деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции.

Для выполнения предписанных им функций специалисту по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом специалиста по социальной работе, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правилами) и репутацией (мнениями о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества специалиста по социальной работе, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет специалисту по социальной работе более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей (" трудными" подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызвать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах в жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе отличают такие личностные качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адекватности.

На личностном уровне рассматривает готовность. По мнению А.Ц. Пуни, проблема готовности является психолого-педагогической (психологической по проблеме исследования и педагогической по средствам формирования готовности). При рассмотрении структуры готовности можно выделить волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированную наблюдательность, творческое воображение, оптимальный уровень стенических эмоций, гибкое внимание, способность к саморегуляции. Это позволяет исследовать готовность через проявление индивидуально- личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности.

В исследовании М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича рассматривается широкий круг проблем, связанных с формированием долговременной и ситуативной готовности, причем последняя определяется как целенаправленное выражение личности, и утверждается, что она формируется в результате всестороннего развития в процессе подготовки с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии. Долговременная готовность, относящаяся к устойчивым личностным характеристикам, является важной предпосылкой успешной деятельности. В готовность включается: адекватные требования деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности воспитания, внимания, эмоциональных и волевых процессов.

Н.Д. Левитов представляет психологическую готовность на функциональном уровне как временную готовность и работоспособность, ее сущность видит в предстартовой активизации психических функций, а ее содержание - в ориентировке в условиях работы и создании психической готовности к ней. Выделяются факторы индивидуальной готовности к профессиональной деятельности: два психологических (отношение человека к данной работе, его трудовая направленность в этой области и профессиональные способности) и один педагогический (овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии).

Категория "готовность" рассматривается в нашем исследовании как два взаимообусловленных, взаимосвязанных компонента: готовность к деятельности и готовность к личности к развитию и саморазвитию (самопознание, самопроектирование, самоуправление, самокоррекция).

Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека.

Основой личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста по социальной работе. В частности, ряд исследователей (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая - психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [21].

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: воспитанию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям - усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность)характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без них вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. В связи с этим представляется интерес квалификация качеств, данная А.К. Марковой, которые способствуют результативности деятельности в современных условиях: следование профессиональной этике; индивидуальная (социальная, экономическая) ответственность (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); помехоустойчивость и конкурентоспособность; гибкость и оперативность, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и т.д.

Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника - профессионала. Это: самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. эта группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация).

Важное значение для эффективного самопредъявления имеет внешний облик, одежда, окружающая обстановка, цветовая гамма, пространственная и временная среда общения. Следует выделить самопредъявлении и такую личностную особенность специалиста по социальной работе, как уверенность в себе, а также отзывчивость на нужды другого. Такой человек, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменениям ситуации. Такое личностное качество специалиста по социальной работе свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у клиента есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность специалисту по социальной работе проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство человека форме, не ставит последнего в зависимость от специалиста по социальной работе.

Специалисту по социальной работе, подчеркивает Т.Д. Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.

Таким образом, к числу профессионально желательных личностных характеристик относится: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект - субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.

1.3 Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения эффективности его деятельности

Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала".

Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности [21].

Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Профессионализм деятельности включает в себя высокую квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

По Н.В. Кузьминой, профессионализм деятельности- это качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

По мнению Бодалева А.А., профессионализм - это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой он проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения [1] .

Холостова Е.И. расширяет это понятие, считает, что профессионализм социального работника - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только эффективность и успешность профессиональной деятельности, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и уровня профессиональных притязаний [21].

Описывая зарубежный опыт профессиональной подготовки социальных работников, Холостова Е.И. выделяет базовую характеристику профессий социальной карьеры во Франции, к которым относится профессия социального работника. Такой характеристикой вне зависимости от профиля и специализации является:

1.Способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой;

2. Выполнять своеобразную роль " третьего человека", связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

3. Умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность сочувствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;

5. Умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность [21].

Итак, ученые рассматривают профессионализм как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

В Международном профессиональном стандарте социального работника заложены 12 интегральных профессиональных умений, которыми, как минимум, должны овладеть социальные работники, не зависимо от специфики их конкретной деятельности:

1. Выслушивать других с пониманием и целенаправленностью.

2. Выявлять информацию и собирать фаты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации;

3. Создать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;

4. Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы;

5. Активизировать усилия клиентов по решению собственных проблем, добиться их доверия;

6. Обсуждать острые темы в позитивном, эмоциональном настрое, без нажима и угроз;

7. Выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;

8. Вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;

9. Разрабатывать новаторские решения проблем клиентов;

10. Посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

11. Беспечивать межинституционные связи;

12. Интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, общественных, законодательных инстанциях.

Существуют разные подходы к классификации интегральных умений социального работника.

Так, В.Н. Сидоров, структурируя их по схеме Н.В. Кузьминой, выделили умения по следующим блокам:

Гностические умения:

1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;

2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.

Проектировочные умения:

1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие

выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.

Конструктивные умения:

1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;

2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;

3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными

к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;

4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.

Коммуникативные умения:

1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;

2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;

3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.

Организаторские умения:

1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,

2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;

3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.

Специализированные умения - это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].

При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".

Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом

Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].

Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.

Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.

Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:

1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).

2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).

3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).

4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.

5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).

6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;

8. Оценить эффективность проделанной работы;

9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10. Содействовать совершенствованию службы [27].

Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят:

1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях;

2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты