Рефераты

Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

Благотворительная деятельность в современной России, как социальный феномен

Содержание

Введение

Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности

1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата

1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века

1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках

Глава II. Благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России

2.1 Благотворительность на современном этапе

2.2 Нормативно-правовое обеспечение благотворительной деятельности в современной России

2.3 Перспективы развития благотворительности в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность.

История благотворительности в России становиться в последнее время объектом интенсивного изучения не только историками, но и социологами, психологами, юристами, а так же исследователями других гуманитарных наук. Причин такого изучения можно выделить несколько.

Во-первых, обострение многих социальных проблем в стране, в некоторых чертах сходных с ситуацией в начале ХХ века. Экономические реформы привели к резкому социальному расслоению, к росту числа людей проживающих за чертой бедности, появлению нищенства. Распад СССР и последующие конфликты на его окраинах породили потоки беженцев и мигрантов, увеличилось число осиротевших семей. Упадок системы детского досуга и отдыха, обострившиеся в результате проблемы наркомании и алкоголизма, вызвали увеличение числа беспризорных детей.

Во-вторых, сегодня вследствие системного кризиса в социальной практике происходят крупные нарушения социальных, экономических прав и свобод граждан, снижается уровень жизни, идет дискриминация по национальным, религиозным и другим признакам. Государственные структуры не в состоянии справиться с растущим потоком социальных проблем, вести эффективную социальную политику. В этой ситуации возникают самостоятельные негосударственные структуры, берущие на себя заботу нуждающихся людях. Процесс формирования в современной России новой системы помощи и защиты набирает силу. Следует отметить развитие не только государственных структур, но и частных благотворителей, а так же возрождение института церкви. В государстве насчитывается несколько тысяч различных объединений.

В-третьих, опыт организации взаимодействия государственных, общественных и частных форм поддержки нуждающихся в разные периоды истории России может быть полезен при подготовке новых работников в социальной сфере.

В связи с этим актуально научное познание и теоретическое осмысление богатого опыта общественного призрения и благотворительности, деятельности отечественных предпринимателей, традиционных норм поведения, мышления, «ценностных» ориентации и представлений, которые вырабатывались нацией веками.

Нельзя оставить без внимания то, что поиск новой стратегии развития общества стоит перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики новых рыночных отношений. Споры о новом особенном пути развития России заставляют изучать ее прошлое, в нем находить ответы на современные вопросы, технологии работы с нуждающимися с учетом российской ментальности. Историческое осмысление социальной работы до настоящего времени не получает своего должного отражения. Авторы многих исследований в этой области ограничиваются, определенными временными рамками, конкретным направлением (например, исследование, посвященное благотворительной деятельности династии Романовых) Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр., формам благотворительности (например, церковно-монастырское призрение), или исследованиями в конкретных регионах страны, Благотворительность: история и возрождение: материалы НПК - Пермь. что не позволяет комплексно видеть процесс ее развития. В наши дни актуальным является изучение процесса становления государственной системы общественного призрения, исторического опыта решения социальных проблем властными структурами, а так же изучение современных форм благотворительной деятельности.

Развитие благотворительной деятельности и современные ее аспекты, как любая другая социальная проблема не могла остаться без внимания теоретиков - исследователей различных гуманитарных дисциплин.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на специфичность темы, в ходе работы над курсовым проектом нами были обнаружены в научной литературе различные статьи и работы, посвященные, проблеме благотворительности. Следует отметить противоположность взглядов ученых и исследователей на проблему благотворительности.

С религиозной позиции рассматривали благотворительность такие авторы как М. Ван-Путерей, А. Забелин В. Ключевский, И. Петропавловский.

С атеистических позиций с резкой критикой благотворительной деятельности выступали К.Маркс, Ф. Энгельс, П.Лафарг, они считали, что смена экономического строя приведет к тому, что нищих не будет вообще и, следовательно, благотворительная деятельность станет ненужной.

Ряд крупных работ Е. Максимов, П. Лыкошин, посвящены истории развития благотворительности с древнейших времен и до второй половины XIX века и служат основой для многих современников.

После октябрьской революции благотворительность не рассматривалась в трудах ученых и историков, и только в 90-е годах XX столетия стали предприниматься попытки восстановить историю дореволюционной социальной политики. Этим занимались такие ученые как П.И. Нещеретний, Л.А. Темникова, М.М. Сухоруков, М.В. Фирсов.

В настоящий момент существует ряд эмпирических исследований, проводимых с целью изучения отношения населения к благотворительности. В одном из таких исследований, проводимого целым коллективом авторов - И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности» И.Баранова, О. Здравомыслова, Н. Кигай и др. «Отношение населения к благотворительности в России». - М., 2001. - 48 стр. представлена полная статистика по крупнейшим городам России, а так же результаты социологического опроса Россиян на тему первоочередности оказания помощи нуждающимся.

В своей работе мы используем книги, в основном, рассматривающие историю благотворительности в России Фирсов М.В. в «Антологии социальной работы» Фирсов М.В. Антология социальной работы. - М., «СВАРОГЪ - НВФ СПТ», 1994 г. В 5Т. Т.1 - 298С. в одном из томов целиком посвященном истории социальной работы в России, рассматривает не только частную благотворительность, но и благотворительность отдельных организаций. Темникова Л.А. так же в своей книге «Благотворительность в контексте духовного развития общества» Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, КГПУ - 1996г. - 94с. анализирует историю и теорию благотворительности. Так же историей благотворительности, с различных ее аспектов занимались такие авторы как Матвеева Н.А «Благотворительность семьи Романовых» Матвеева Н.А. благотворительность семьи Романовых - М., изд-во МГОУ, 2004г., 81 стр.; Бобровиков В.Г. в своей работе «Благотворительность и призрение в России» Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград, Волг ГТУ - 2000г., 208С. анализирует исторические аспекты благотворительности, в частности благотворительность частных лиц.

Интересен так же ряд изданий, посвященных истории благотворительности в отдельных регионах: Сборник статей Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Сборник научных статей и материалов. Ставрополь, Ставрополь сервис-школа, 1998г., - 342С., посвященный благотворительной деятельности различных учреждений, и частных лиц (купцов и виноделов) до 1917 года на Северном Кавказе, представляет интерес не только для социальной работы, но и политологии, так как Северный Кавказ один из проблематичных регионов нашей страны. Подобные исследовательские работы проводились в различных городах России (Перми, Владивостоке).

Имеется так же ряд работ, посвященных правовым методологическим основам благотворительной деятельности Благотворительность в современной России: законодательство, методология, практика. Псков - изд-во АНО «Центр соц. проектирования - Вознаграждение», 2003г., - 256С, что на наш взгляд не менее важно при изучении современного состояния благотворительной деятельности в нашей стране.

В последние годы возрастает интерес к работе различных зарубежных и отечественных фондов и доноров в России, данной тематике посвящена работа Бахмина В.И. «О фондах России» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004. -160С., в которой он так же приводит правовые аспекты работы фондов и доноров.

Следует отметить, что благотворительность в литературе рассматривается не только как исторический, культурный, социальный феномен, но и как экономический, сборник научных статей Благотворительность в России как социальный институт: история, становление, развитие. СПб: «Лики России», 2003г., - 635С., посвященный данной теме, подробно описывает деятельность благотворителей с экономической позиции.

Особый интерес на наш взгляд представляет собой работа Ярской В.Н. «Благотворительность и милосердие» Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие.- С. «Поволж. Фил. Рос. Учеб. центра», 1997 г. - 224с. посвященная истории развития благотворительной деятельности в мировом масштабе, в которой так же имеются отдельные сведения и о России. Власов П.В. в своем труде «Благотворительность и милосердие в России» Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М: «ЦентрПолиграф», 2001г. - 443 уделяет большое внимание оценке благотворительной деятельности в тот или иной период, основываясь на исторических фактах, что так же ценно для нашего проекта.

Из проделанного анализа литературы можно сделать вывод, о том что, несмотря на то, что проблема благотворительности в литературе представлена в различных аспектах (историческом, экономическом, политическом, религиозном, социологическом, культурном), на наш взгляд сложилась проблема недостаточной изученности благотворительной деятельности на современном этапе.

Согласно поставленной проблеме объектом исследования является: История благотворительной деятельности в России, предметом исследования является: благотворительность частных лиц и общественных организаций в современной России.

Цель исследования: Проанализировать благотворительную деятельность в современной России.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятийные аспекты благотворительной деятельности.

2. Изучить генезис благотворительной деятельности с древнейших времен до 90-х годов XX века.

3. Изучить современное состояние благотворительности в России

4. Рассмотреть нормативно правовое обеспечение благотворительности на современном этапе

5. Проанализировать возможные перспективы развития благотворительности в будущем.

Глава I. Российская благотворительность и генезис благотворительной деятельности

1.1 Благотворительность: анализ понятийного аппарата

За последнее десятилетие в нашу жизнь стало входить множество новых и старых понятий связанных с благотворительностью. Мы не редко слышим о спонсорах и фондах, технической помощи, грандах и пожертвованиях. Пишут о донорах, филантропах и меценатах. Итак, приступая к рассмотрению благотворительности на современном этапе, вначале следует определиться с рядом основных понятий.

Фирсов М.В. дает различную трактовку понятия благотворительность (charity) в зависимости от исторической эпохи до ХХ века «под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи нуждающимся; в ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся». Фирсов М.В. История социальной работы в России. -М.: Гумм. Издат. центр ВЛАДОС, 2001. - стр.221

С одной стороны, благотворительность - это помощь нуждающимся, проявление сострадания к ближнему. В этом смысле благотворительность тесно связана с милосердием (mercy) которое есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых)» Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 10 Такая благотворительность осуществляется чаще всего через пожертвования или подаяния, а получателем помощи являться страждущие люди, можно сказать, что это чистая благотворительность или благотворительность в узком смысле слова. От милосердия произошел ряд таких понятий как милостыня (подаяние, плата), милость (благосклонность), миление (сострадание).

К благотворительности тесно примыкает и понятие филантропии. Хотя оно и более широкое, например В.И. Даль трактует филантропию как «человеколюбие, заботу об улучшении участи человечества»ДАль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т4 М. - Рипол Классик, 2005. - стр. 154, очень часто можно встретить определение филантропии как синонима благотворительности.

Благотворительные средства могут быть направлены на повышение благосостояния частного лица или организации, что способствует активизации его деятельности. Можно дать деньги или оборудование больнице или школе, театру или музею, не требуя взамен ничего, даже благодарности. Если у благотворителя выявились свои пристрастия, и ему понравилось регулярно поддерживать нечто общественно полезное, а особенно культуру, его могут называть меценатом.

В толковом словаре русского языка, «меценат - это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует, какому либо делу или начинанию». Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковом словарь русского языка - М.: ИТИ Технологии, 2005, - стр. 429 Произошло это понятие от древнеримского вельможи Мецената (I век до н.э.), покровительствовавшего когда-то поэтам и художникам.

Еще есть спонсора и о них мы слышим чаще всего. Спонсоры обычно поддерживают, какое либо важное мероприятие, строительство или создание чего-нибудь, помогают полезной, на их взгляд, организации. Поддержка оказывается как деньгами, так и услугами или продукцией спонсора. Так же существует понятие информационного спонсора акции или события.

Среди основных форм благотворительной поддержки различают пожертвование, грант и техническую помощь.

«Техническая помощь это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ». Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 12 Техническая помощь предоставляется иностранным организациям и правительствам, часто в рамках межправительственных соглашений, и направлена на содействие реформ в стране.

Пожертвование можно определить как взнос или дар в пользу другого лица. Пожертвования могут делаться гражданским, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, музеям, фондам и т.д.

Наиболее сложным и в тоже время достаточно новым для России является понятие гранта (grant). Перевод этого английского слова на русский язык имеет много значений, среди которых: «а) дар, подарок; б) субсидия, дотация; в) пособие единовременная денежная выплата; г) стипендия». О, Брайен М.А. Англо- Русский словарь. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 703 стр. 489 Таким образом, можно сделать вывод о том, что гранд это единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю труда. Из всего, что известно о грандах в российской и международной практике, можно остановиться на следующих важнейших его характеристиках: а) безвозмездности; б) целевом характере; в) общественной полезности.

Еще одно понятие, получившее значение немалое распространение в последнее время, - фонд. «Различают два типа фондов: один тип учреждается для оказания материальной помощи каким - либо социальным слоям или группам населения; другой тип - общественная организация, ведающая сбором и распределением средств на определенные общественные нужды». Бахмин В.И. О фондах в России. - М: Логос, 2004 - стр. - 14 Среди фондов есть такие, которые созданы с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан. Эти фонды называются благотворительными, их задача эффективное распределение средств.

Так же интерес представляет еще одно новое понятие - донор, чаще всегда под этим словом понимается человек, отдающий свою кровь, но это очень узкая интерпретация понятия, донор это тоже своего рода благотворитель. Донорами называют и богатые регионы, которые отдают часть своих доходов и бюджет более отсталым субъектам, донорами называют и иностранные государства, или их международные учреждения. Можно сказать, что донор это тот, кто безвозмездно нечто отдает.

В итоге следует сказать о том, что наиболее используемыми понятиями являются благотворительность, милосердие, пожертвование. Так же существует ряд новых для России понятий таких как донор, спонсор, гранд, которые, несмотря на свою новизну все же входят понятийный аппарат благотворительности как теории. Появление новых понятий можно объяснить развитием общества и государства, а так же увеличением объемов помощи стороны иностранных государств, и как следствие внедрением иностранных понятий.

1.2 История благотворительности с древнейших времен до XIX века

Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности. Исходя из летописей, благотворительностью занимались отдельные люди («нищелюбцы»), из которых выделялись князья и духовенство.

Развитие благотворительной деятельности связано с принятием христианства как основного вероисповедания. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, любить Бога и ближнего своего, - являлось залогом милости Божьей. На практике исполнение заповедей заключалось в кормлении нищих, помощи бездомным, посещение больных и заключенных в тюрьме, помощь внутри общины. Исходя из этого, благотворительность не была остро необходима обществу, а была необходима самому благотворителю, чтобы поднять уровень собственного духовного совершенствования. Нищий для благотворителя был лучшим богомольцем, своеобразным посланником богу, который попросит милости для своего благодетеля.

В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью. Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 63.

Празднуя в Васильеве устранение грозившей Владимиру от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меду и триста гривен серебра из своей казны. Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей.

Например, Ярослав Владимирович, и его брат Мстислав (князь Тмутараканский). При Ярославе было открыто первое училище для юношей.

Во второй половине XI века можно отметить таких благотворителей как Изяслав Ярославич и Всеволод Ярославич, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который “Никогда не прятал сокровищ, никогда не считал денег, но раздавала обеими руками, а между тем казна его была всегда полна, потому что он был хорошим хозяином”. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. - С. 107. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите» Забияко А.П. История древнерусской культуры. - М.: «Интерпракс», 1995г. С. 265.. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич, после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара помог восстанавливать жителям город.

Иоанн Данилович прославился «Калитой», из-за того, что постоянно носил с собой мешок с деньгами, и раздавал их милостыню.

История знает немало примеров, когда князья, раздав все свое имущество, уходили жить жизнью обычных ремесленников или странников.

В основе благотворительной деятельности князей лежали нравственно-религиозные побуждения, поэтому саму благотворительность совершали церкви и монастыри. Среди крупных монастырей можно выделить Киево-Печерскую лавру.

С 996 года в «Церковном уставе» упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечительству за призрением бедных и обездоленных. Из этого следует, что любой монастырь, имеющий средства должен заниматься благотворительностью. Церковь была свободна от налогов и сборов, а средства на благотворительность выделялись огромные, поэтому контролировать суммы, вращающиеся в этой сфере, практически не контролировались государством.

Отличительной чертой благотворительности этого периода является раздача милостыни всем нуждающимся, не выяснялись причины их нищеты, их проблемы, им просто подавали. Помощь была разнообразной, и всегда соответствовала действительной нужде. Больше всего конечно раздавалось жизненных продуктов, так как денежное обращение в это время еще не было сильно развито.

Стоглавый собор Ивана Грозного, показал реальность проблемы нищенства в России. Нищие бродили из города в город, перенося с собой эпидемии и болезни, и к этому моменту количество бедняков в России достигло огромного числа. По наказанию собора всех бедных и нищих нужно было пересчитать, помыть, одеть и создавать специальные богадельни для помощи бездомным. По-прежнему попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует им. Но возлагая попеченье о бедных на обязанность общества. Собор признает необходимым регулировать его мерами государственными, путем царского повеления или, иначе говоря, законом. Для большинства нуждающихся он рекомендует закрытое призрение в богадельнях, впервые для этого различает разнообразные категории нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры. Среди духовенства в этот период времени можно отметить такие монастыри как Сергиевский, Белозерский-Корнилиев.

Сын Ивана Грозного, Федор отличался особенной политикой в области благотворительной деятельности, в период его правления было построено несколько богаделен, и приютов.

“Многие историки положительно оценивают деятельность Бориса Годунова в организации хозяйственных инициатив. В частности он пытался улучшить благосостояние людей особым вниманием к решению проблемы последствий неурожаев. Он не только оказывал голодающим действенную помощь, но и принял меры против монополизации хлебной торговли”. Горчеев А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. - М.: «Духовное возрождение», 1999г. - С. 41. Кроме того, он заставлял богатых людей строить благотворительные постройки по всей стране за свой счет, во благо государству.

Новый этап развития благотворительной деятельности начинается с приходом к власти династии Романовых. Принимаются попытки сосредоточить благотворительную деятельность в руках государственных учреждений. Сначала дела этого рода ведались Патриаршим приказом, затем Монастырским, позднее Аптекарским, а в 1610 году - особый приказ строения богаделен. Одной из целью этого приказа было стимулирование благотворительной деятельности богатых людей России, а в частности царя и его приближенных. Известными благотворителями того времени являются архимандрит Никон, бояре Матвеевы, князь Черкасский, Ртищев и др.

Царь поручил Никону принимать просьбы от обиженных и угнетенных бедностью и затем доносить их до царя, сам Никон широкой благотворительной деятельностью: раздавал хлеб, деньги, посещал заключенных в тюрьме.

Боярин А. Матвеев переписывал божественные книги, а вырученные деньги раздавал бедным. Князь Черкасский построил на свои собственные деньги больницу, Ф. Ртищев построил несколько богаделен, и монастырь, где бедняков обучали ремеслам, а детей бедняков грамоте.

Сам царь часто переодевался в обычную одежду, и ходил по городу, опрашивая народ о его проблемах и невзгодах, а затем принимал различные меры по облегчению жизни населения.

В основном благотворительная деятельность при Алексее Михайловиче носила прежний характер и мало отличалась от древнейших форм.

Еще со времен Ивана Грозного государственные органы пытались предпринять попытку перейти от благотворительной деятельности к общественному призрению, которое, по мнению государя, способствовало бы искоренению нищенства. Благотворительность же способствовала росту числа попрошаек и бродяг среди населения.

С приходом к власти Петра I ситуация начала меняться. Одним из первых указов Петра I был указ касающийся «ленивых прошаков», по этому указу всех бродяг в стране нужно было останавливать и опрашивать, и если человек не был действительно болен (слеп, глух, нем, или иными болезни), то нужно было немедленно отправлять его туда откуда он прибыл (крестьян помещикам и т.д.), а если человеку действительно нужна была помощь, то его нужно было отправлять в специализированные заведения.

Одной из основных задач Петра I было урегулирование благотворительной деятельности (так как искоренить ее было невозможно из-за религиозных и оральных причин). Петр I призывает определять нуждающихся по причине их нужны, и помогать соответственно именно тем, кому помощь жизненно необходима, тем самым, искореняя «ленивых прошаков». Так же он призывал общественность помогать строительству богаделен, больниц, монастырей и церквей, т.е. выделять деньги на строительство.

Во время своего правления Петр I издает указ, по которому необходимо помогать старым и больным, вдовам солдат. Впервые был построен приют для зазорных младенцев (незаконнорожденных). Было издано несколько указов, призывающих городских магистров проводить профилактику нищенства и самим изыскивать средства на помощь беднякам, за счет богатых жителей города. Церкви и монастыри император призывал строить больницы, приюты, богадельни, школы на своих землях, строительство которых по-прежнему проводилось за счет благотворителей.

Позднее император вводит новый указ, по которому нищих, просящих хлеба, нужно было привлечь к какой либо работе, а не давать просто так еду или золото. В этот период отмечается массовое строение специализированных заведений для людей, нуждающихся в помощи. Следует заметить, что строительство таких заведений производиться в основном за счет благотворителей, хотя государственные отчисления на строительства начинают становиться регулярными, хоть и меньшими по размеру. Основные исчисления делались за счет повышения различных налогов и сборов.

Петр I огромное внимание уделял проблеме нищенства и всячески пытался понизить число нищих в стране, но успел упорядочить благотворительную деятельность в стране. Это связано с тем, что организовать благотворительность очень трудно, так как этот род деятельности очень трудно систематизировать.

После Петра наступает затишье в области законодательства относительно благотворительной деятельности. Время дворцовых переворотов только усугубило положение населения в стране, что способствовало обнищанию населения. По-прежнему основным видом помощи является прямая помощь нуждающимся (едой, деньгами, работой, кровом).

“За годы правления Екатерины II удалось создать устойчивое общественное мнение по поводу жертвования бедным” Горчеев А.Ю. Нищенство и благотворительность в России.-М.: «Духовное возрождение», 1999г. - С. 51. В период ее правления начинаются регулярные (постоянные) взносы на постройку различных заведений для бедных. По ее примеру благотворительной деятельностью начинают заниматься многие видные и богатые люди того времени. Помощь эта выражалась, прежде всего, в более или менее значительных пожертвованиях с благотворительными целями. Идя навстречу стремлениям общества к стремлениям общества к благотворительной деятельности, правительство издало Положение относительно пожертвований на устроение заведений для призрения неимущих. По этому Положению на губернаторов возлагалась обязанность соображать, достаточны ли пожертвования неустройство и содержание предположенного заведения или недостаточны. В первом случае губернаторы должны были направлять дело к исполнению воли жертвователей, а во втором обязывались предлагать им обратить свое пожертвование в общую массу сумм, оказавшихся недостаточными для учреждения на них предположенных заведений и, получив от жертвователей согласие -- отсылать их в Совет Человеколюбивого Общества, который уже должен был, соединив все недостаточные суммы вместе, учредить на них благотворительное заведение или расширить одно из существующих. Несмотря на относительно малый простор, предоставлявшийся этим Положением частным жертвователям, их число, под влиянием духа времени, было довольно велико.

Таким образом, можно отметить, что благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения. Крупной благотворительностью занимались богатые люди страны, но и крестьянин никогда не прогонял от своего дома «просящего помощи», имена эта черта являться отличительной особенностью русского народа.

1.3 История благотворительности в XIX - 90 года XX веках

Система призрения, созданная Петром Великим и развитая в некоторых, наиболее желательных частях своих Екатериной II, оказалась очень прочной и устойчивой. Уже это одно обстоятельство свидетельствует, что во многом она была правильной и соответствующей жизненным потребностям. Важно было и то, что она была цельной системой, т. е. давала определенные ответы на все основные и важнейшие вопросы общественного призрения. Наиболее неудачные части ее -- бюрократизм в исполнении, полное устранение активной деятельности общества -- не были оценены по достоинству в течение XVIII и в первой половине XIX в. и считались, по условиям того времени, не недостатком, а скорей достоинством, необходимой принадлежностью всякой системы управления. Поэтому естественно, что и указанная система призрения процветала очень долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

В начале XIX века постепенно складываются новые институты формы помощи и поддержки нуждающегося населения. Россия стремиться перенять европейский опыт системы призрения и воспитания различных категорий нуждающихся. Формирование новых институтов призрения осуществляется через разрушение старой: монастырской и приходской систем помощи.

В России общественная благотворительность имела свои специфические свойства. Некоторые заведения действовали самостоятельно и по своей программе, а некоторые на особом положении. К таким заведениям относятся:

Ведомство Императрицы Марии Федоровны - занимало особое место среди благотворительных учреждений страны, как по числу заведений входивших в него, так по размеру капиталов, доходов и расходов. Помощь этого общества распространялась на различные категории нуждающихся всех возрастов, на здоровых и больных, страдающих различными физическими и умственными недостатками. Помощь заключалась в предоставлении пропитания, проживания, обучения или денежного пособия, которое выдавалось на руки или предоставлялось в качестве оплаты в какое либо другое заведение.

Императорское Человеколюбивое Общество, образованное в 1816 году на базе «благотворительного общества», осуществляло практически такую же помощь, что и Ведомство Императрицы Марии.

Специфика таких ведомств в том, что они находились на особом положении у государства и имели льготы и индивидуальные поощрения, а так же пользовались огромной популярностью среди состоятельных людей страны, которые часто перечисляли на счета этих обществ благотворительные суммы. К таким учреждениям на особом положении так же относятся «Попечительство о трудовой помощи», «Российское общество Красного креста» и «Александровский комитет о раненых».

Так же следует отметить журналы, посвященные благотворительности:

Журнал «Вестник благотворительности» выходил с 1870 года, в журнале сообщалось о количестве пожертвований, о правилах содержания в приютах, тюрьмах, трудовых домах, как в России, так и за рубежом. В журнале сообщалось о преступлениях по бедности (кражах, убийствах) и судебных процессах по этим делам. Так же имелась рубрика «Заявления о бедности», где можно было сообщить о своем тяжелом положении и оставить адрес, по которому нужна помощь. Всего вышло 7 номеров этого журнала, и он был закрыт, но с 1897 года здание журнала возобновилось, но не надолго, с приходом советской власти он был снова закрыт.

Журнал «Трудовая помощь» выходит в Петербурге с 1897 года. Главное внимание журнал собирался уделять проблемам тех, кто терпит крайнюю нужду и не может найти работу, чтобы зарабатывать на хлеб. Но тем не менее в журнале печатались академические стать, обсуждались проблемы благотворительности, печатались материалы о трудовой помощи в странах западной Европы, публиковались итога международных конгрессов по вопросам частной благотворительности, а во время Первой Мировой Войны журналом проводилась благотворительная компания по сбору средств для нужд Российской армии. Но в 1918 году журнал был зарыт советской властью за ненадобностью.

Журнал «Тюремный вестник» издавался с 1893 года по 1917 год. В журнале печатались статьи о тюремной и ссылочной жизни. Журнал благодаря своей компании, проводимой в помощь тюремным заключенным, собирал средства для улучшения условий пребывания в тюрьме.

Журнал «Братская помощь» (1888-1905), благотворительный журнал, печатавший различные материалы относительно благотворительной деятельности, а так же коммерческую рекламу, а деньги, вырученные с этих рекламных объявлений, отправлялись на благотворительные цели.

Целью всех этих журналов было привлечение внимания общественности к проблемам бедности, освещение этих проблем и как следствие мотивации состоятельных граждан к благотворительной помощи населению. Хотя сами журналы так же занимались благотворительной деятельностью (трудовой помощью, сбором средств).

Среди видных благотворительных деятелей того времени можно отметить следующих людей и династии:

Купеческая династия Морозовых, один из крупнейших благотворителей с XVIII - начало XX вв. Семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, всегда сохраняла влияние, как на развитие промышленности, так и на различные благотворительные и культурные начинания. Морозовы к началу XIX века насчитывали пять поколений, активно принимали участие в общественной жизни. Родоначальник семьи Савва Васильевич. Его дети, внуки и правнуки вошли в историю как одни из виднейших благотворителей и меценатов, внук Саввы Васильевича являлся меценатом и покровителем МХАТА, вложившим немало средств в развитие театра. При своих фондах Морозовы организовывались ясли, богадельни, школы, содержали огромное число стипендиатов в России и за рубежом.

Рукавишниковы Константин Васильевич и его брат Николай Васильевич, так же являлись крупными благотворителями XIX века. Константин Васильевич долгое время был городским Московским главою, им самим были созданы несколько учреждений благотворительных. Его брат являлся главой исправительного приюта, в котором обучали ремеслам и оказывали различную рода помощь. На их средства были построены ремесленное и женское городские училища и хирургические клиники.

Семья Рябушинских, история которой начинается с XIX века являлись в то время одними из видных промышленных деятелей. На их средства содержались больницы, школы, богадельни, ясли при их фабриках. «В 1895 году было построено «убежище для вдов и сирот». Рябушинские поддерживали исследовательские экспедиции, развитие науки, техники, культуры». Энциклопедия международных благотворительных фондов и организаций. М.: Книга и бизнес, 1999. стр. 141

Семья Строгоновых так же с вековой историей, принимала участие в благотворительной деятельности XVIII-XIX веков. Родоначальник семьи - Александр Сергеевич Строганов, был потомственным графом, являлся директором публичной библиотеки, Президентом Академии художеств. Он не жалел средств для поддержания талантов, помогал художникам с заказами, финансировал их учебу за границей, курировал строительство Казанского собора. Его дети и внуки продолжили доброе дело своего отца.

Среди крупных благотворителей можно отметить династию Третьяковых, Сытиных, Щукиных и др.

Стракалова А.Н., Тролецкая Е.Г., Сабашникова С.С. на собственные средства и сборы построили в Москве место, где раздавали дешевую горячую еду для нищих.

Шохин Н.А., Куликова Г., Николаева Е.И. не один раз жертвовали здания для благотворительных нужд, в которых в последствии размещались приюты и дешевые столовые.

Трубецкая Н.Б., Фирсанов И.Г., Максимов Г. На протяжении многих лет занимались благотворительной деятельностью в рамках «Братолюбивого общества».

Говоря о благотворительной деятельности нельзя забывать царскую семью, которая к тому времени была огромной и многие представители династии занимались благотворительность. Дочери Николая II входили в состав «Ведомства Императрицы Марии», и занимались помощью раненым в период Первой Мировой Войны. Сам же Николай любил свою страну и свой народ «…Больше всего он любил своих мужиков, долю которых он искренне пытался улучшить» Грабакина Л.Д. История государства Российского. - М. «Книжная палата», 1999г. - С. 21.

«После октябрьской революции 1917 года произошло качественное изменение социального пространства, вызванное кардинальными изменениями в системе хозяйствования, идеологии, создания новых общественных отношений». Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр., 2001. - 158 Благотворительной деятельности как пережитку прошлого, был положен конец. Социальное обеспечение объявлялось правом каждого человека, потерявшего трудоспособность или оказавшегося в социальной нужде.

Новое правительство вскоре после революции стало принимать конкретные меры для ликвидации безработицы, детской беспризорности, голода, по оказанию помощи инвалидам и семьям погибших красноармейцев. Под государственный контроль были взяты такие социальные категории, как пенсионеры, инвалиды, а так же институт семьию, материнства и детства.

Второй всероссийский съезд советов провозгласил цель на соблюдения «революционного порядка», на практике это означало искоренение всякого рода врагов народа. Под ними зачастую понимались не только прямые враги, но и так же те, кто тормозили это развитие социализма.

Врагами народа были объявлены инвалиды, военные инвалиды, беженцы, нищих и бездомные. Таких людей по приказу нужно ссылать в отдаленные районы страны (вынужденное переселение), либо насильственно принуждать к труду. Позднее был издан указ, по которому их нужно было уничтожать, именно физически.

Все имущество благотворительных организаций было передано государству, в зданиях богаделен и больниц стали располагаться «полезные заведения». Все благотворительные общества распущены, журналы закрыты, более того многие из основателей обществ и редакторы журналов были отданы под жестокий советский суд, В 1918 году народный комиссариат издал распоряжение в котором говорилось о искоренении нищенства и попрошайничества, все нищих годных к труду нужно было отправлять на биржу труда, беспризорных детей в приюты, неполных инвалидов в мастерские для обучения. Нищенство считалось позором для Советской России и подлежало искоренению. Не принималось во внимание то, что вся послевоенная Россия страдала от нищенства и голода, и зарплата заводского работника не могла прокормить человека. Люди, которые голодали просто не могли не пойти просить помощи, а бродяги не могли уйти с улиц, потому что им просто некуда было идти. Конечно, нищенство истребляли и боролись с благотворителями, но в массово это невозможно было осуществить по причине нехватки средств.

По улицам бродили в поисках пищи и крова не только взрослые, но и дети. По проекту социальной политики этих детей необходимо было отдавать в детские дома, а затем на мастерские для обучения, но мест в детских домах нахватало (из-за закрытия многих общественных организаций).

«После создания Наркомсобеса, в стране были определены 3 основные формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан:

а) Государственное социальное обеспечение, находившееся в ведении министерств социального обеспечения союзных республик и финансирования из средств государственного, республиканского и местного бюджета;

б) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и находившихся в ведении профессиональных союзов;

в) Социальное обеспечение членов колхозов, осуществлявшееся соответствующими общественными организациями колхозов при участии органов социального страхования» Крюкова Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: Поволжкий межригиональный учебный центр., 2001. - 168

Благотворительность в советском обществе была неприемлема и недопустима. Власти считали, что это унизительно принимать гроши и настоящий советский гражданин не должен так унижаться.

Начиная с 50-х до середины 80-х гг. благотворительность в нашей стране выступала в виде института шефства. Идеология шефства связана с общественной деятельностью "по оказанию систематической помощи кому-либо в производственном, культурном, политическом и т.п. отношениях; содействие в каком- либо деле". По сути дела, реципрокные архаические связи и отношения сохранялись так же, как и в родовой и в семейной общине, только патерналистские отношения регулировались теперь государственными органами, которые направляли и организовывали "систематическую помощь" в производственной и культурной сферах. Можно сказать, что после ликвидации модели частной благотворительности была использована модель общественной благотворительности, которая приняла новую форму коллективного шефства.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты