Бизнес-планирование производственно-коммерческой сделки при реализации молока организацией ЗАО "Андреевское" Омского района Омской области
Бизнес-планирование производственно-коммерческой сделки при реализации молока организацией ЗАО "Андреевское" Омского района Омской области
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты производства агропищевой продукции
1.1 Проблемы региональных агропродовольственных рынков на современном этапе экономических отношений
1.2 Организация бизнес планирования на предприятиях АПК
2 Производственная характеристика деятельности организации ЗАО «Андреевское»
2.1 Обозрение места размещения организации и достижения её хозяйств в производстве сельхозтоваров
2.2 Организационная форма и производственный тип сельскохозяйственной организации
2.3 Отраслевое устройство и ресурсный потенциал основного производства
2.4 Интенсификация сельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность
2.5 Финансовые показатели организации. Экономическая эффективность основной деятельности
3 Производственно-технологические показатели ведения молочной отрасли ЗАО «Андреевское»
3.1 Внутриотраслевое устройство, факторы производства
3.2 Модель сбыта молока цельного. Оценка экономической выгоды производства и продаж продукта
4 Проект мероприятий ускорения расчётов за поставленное молоко предприятиям переработки организацией ЗАО «Андреевское»
4.1 Пояснение актуальности форсирования поступления платежей за продукцию
4.2 Разработка проекта предоставления скидки с договорной цены предприятиям переработки в случае досрочной оплаты за поставленное молоко
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Деятельность организаций в системе рыночных отношений определяет экономическую независимость и полную самостоятельность товаропроизводителей и покупателей; свободное ценообразование, основное на соотношении спроса и предложения. Теперь многие функции планирования, ценообразования, изучения рынка и сбыта продукции, производители вынуждены брать на себя. Сельхозпредприятию следует рассчитывать на собственные ресурсы, регулировать отток и поступления денежных средств в процессе ведения деятельности.
Форсированию денежных потоков в организацию способствует ускорение расчётов за поставленную продукцию и применение способов к понижению кредиторской задолженности покупателей может служить актуальной задачей.
Цель курсового проекта заключается в повышении эффективности отрасли молочного скотоводства в отдельном предприятии АПК.
Предметом исследования является подразделения производства молочной продукции сельскохозяйственной организации.
Объект анализа - сельскохозяйственное предприятие ЗАО «Андреевское» Омского района Омской области.
В соответствии с намеченной целью решаются следующие задачи:
1. Показать основные аспекты производства агропищевой продукции предприятий АПК Сибирского региона;
2. Произвести характеристику основного производства сельскохозяйственной организации;
3. Рассмотреть отраслевое устройство молочного скотоводства, показать финансовый результат этого направления деятельности;
4. Разработать проект повышения экономической эффективности отрасли молочного скотоводства; привести экономическое обоснование намеченных мероприятий.
При написании курсовой работы использованы методы: монографического исследования, экономический анализ и синтез, индикативного планирования и прогнозирования, балансовый.
Источники информации - учебная и методическая литература, периодические и справочные издания, законодательно-правовые акты, бухгалтерская отчётность организации за ряд последних трёх лет.
1 Теоретические аспекты производства агропищевой продукции
1.1 Проблемы региональных агропродовольственных рынков на современном этапе экономических отношений
Со времени перехода сельских товаропроизводителей на рыночные условия хозяйствования многие проблемы в агропромышленном комплексе продолжают оставаться нерешёнными и одна из основных есть организация регулируемых региональных агропродовольственных рынков. Прежде следует отметить некоторые положительные тенденции в развитии аграрного сектора экономики Сибирского федерального округа. Среди них: прирост производства, начавшийся с 1998 года и достигший 56 %; получение устойчивых урожаев зерновых культур, сохранены позиции по выпуску молока и мяса. За истёкший год объём производства продукции в сельском хозяйстве увеличился на 1,8%; физический объём сельхозпродукции достиг 34,8 млрд. рублей, против 26 в 2004 году. Доля прибыльных организаций в отрасли по данным государственной статистики составило 63,2%, против 45,5 - в 2004 году; рентабельность от хозяйственной деятельности определена 16,1 % /8/.
Потенциальные возможности Сибири в производстве и обеспечении населения собственным продовольствием огромны, по отдельным продуктам возможен вывоз в другие регионы России и в ближнее зарубежье. Занимая в общей сложности 26,7% сельхозугодий страны, в регионе производится 17,9% зерна, в том числе пшеницы - 20,5%, картофеля 20,6%, овощей 15,6%, молока 19,3% и мяса 19,1%. По уровню выпуска зерна, молока и мяса на душу населения Сибирь превышает средние показатели по России соответственно, в %: 7,4, 17,2 и 17,5.
Однако низкий уровень развития рыночных хозяйственных структур по закупкам и реализации продукции не позволяет сформировать эффективный продуктообмен в регионе и на межрегиональном уровне. В результате имеющиеся свободные продовольственные ресурсы у товаропроизводителей остаются не востребованными.
В то же время такие области как Тюменская, Кемеровская, Томская, в которых значительное количество жителей имеет высокие доходы, восприимчивы к спросу на продукцию высокого качества, к росту потребления продуктов питания. Число жителей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в этих районах составляет соответственно 14,8%, 23,3% и 22,8%, на 10-15%-ых пунктов ниже среднего показателя по Сибири /3/.
Формирование продовольственного рынка Сибири происходит сложно и противоречиво. При отсутствии полноценной рыночной инфраструктуры и ряда других необходимых условий для его нормального функционирования, он представляет собой во многом неуправляемую и слабо организованную систему отношений купли-продажи продукции.
Замена административной системы государственных закупок сельхозпродукции на либерализацию внутренней и внешней торговли, по сути дела, произошла при отсутствии полноценной рыночной инфраструктуры, развитой финансово-кредитной системы, обслуживающей рынок. Это привело к разрыву межотраслевых связей, возникновению стихийного и спекулятивного агропродовольственного рынка, оттоку денежных средств из реального сектора в финансово-посредническую сферу /10/.
Известны случаи, когда до 50% цены приходится на долю посреднических структур, но непосредственно само производство животноводческой продукции продолжает приносить убытки. В то же время переработка мяса и молока очень выгодна, так как монопольное положение переработчиков приводит к занижению стоимости сырья.
Данные выборочного обследования Госкомстата России свидетельствуют о том, что доля сельскохозяйственного сырья в структуре розничной цены на молоко составила в 2005 году 34%, услуг - 45%, торговли - 21%, рентабельность продукции мясомолочной промышленности достигла 9-12% /9/.
Издержка на хранение и высокая потребность сельскохозяйственных предприятий в наличности для осуществления текущей производственной деятельности и вынуждают продавать продукцию под «живые» деньги многочисленным посредникам на невыгодные для себя условиях. Применяемая система взаимных расчётов ведёт к увеличению числа посредников между производителями и потребителями сельхозпродукции, создаёт базу для теневой торговли, повышает цену для конечных потребителей /2/.
После того, как продукция получена и возникает нужда в её реализации, у товаропроизводителя возникает две основные проблемы: первая - нет информации о том, где, когда и по какой цене можно продать товар, вторая - слабо развита рыночная инфраструктура.
По первой из названных проблем имеем такие данные, в Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001-2010 годы отмечено, одной из важнейших причин низкой конкурентоспособности предприятий АПК является несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков и связанный с этим большой удельный вес транзакционных издержек в конечной цене продукта /6/.
Информационное обеспечение остаётся одним из слабых мест в системе развития современной инфраструктуры продовольственного рынка, как в отдельных регионах, таки на межрегиональном уровне, приводит к широкому разбросу цен на одноимённую продукцию, к ухудшению финансового состояния товаропроизводителей и создаёт определённые трудности для продвижения продукции АПК на Сибирский рынок.
Анализ публикаций районных газет, областных периодических изданий, содержание передач теле- и радиоканалов в регионе показал, отсутствие рубрик с рыночной информацией для сельских товаропроизводителей; то же положение характерно соседним регионам /9/.
Во второй обозначенной проблеме следует отметить, в сельских районах, по сути дела, нет соответствующей рыночной инфраструктуры, через которую можно было бы осуществить обычные рыночные операции.
Инфраструктура АПК - комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников или берущих на себя решение вспомогательных задач воспроизводственного процесса и товарно-денежного оборота между основными субъектами рынка.
Виды учреждений инфраструктуры, которые либо уже адаптированы в российской экономике и действуют на территории Сибирского региона, либо успешно функционируют в составе АПК развитых стран специалистами Омского аграрного университета объединены в шесть групп: 1) производственное научно-техническое обслуживание АПК; 2) посреднические, торговые и сбытовые организации; 3) финансово-кредитные организации; 4) переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита населения; 5) информационное обслуживание рыночного хозяйства АПК; 6) местное самоуправление и правовое обслуживание рынка.
Оценка уровня развитости основных звеньев инфраструктуры позволила выявить заметное отставание разработки нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры АПК. Сделаны выводы и даны рекомендации практического характера по развитию инфраструктуры, реформируемого АПК Сибири:
1. В условиях рыночных отношений существенно изменяются структура и функции АПК: расширяется сфера рыночных связей, увеличивается численность обособленных хозяйствующих субъектов, в рыночный оборот вовлекаются все виды товаров, платных услуг и ресурсов. Это обусловило новые требования к предприятиям, учреждениям и организациям инфраструктуры АПК;
2. Трансформировались роль и функции государства по отношению к агропромышленному комплексу. Одной из главных задач аграрной политики становится удовлетворение потребностей рыночного хозяйства, основными функциями - анализ деятельности, разработка и реализация программ финансовой поддержки, сбор и распространение рыночной информации, поддержание образования и науки, ужесточения стандартов состояния окружающей среды и качества продукции /10/.
Наряду с названными и обоснованными проблемами существует разрозненность интересов сельхозпроизводителей, перерабатывающей промышленности и торговых предприятий.
Так, в результате переговоров Минсельхоза Омской области с заготовителями согласован нижний предел закупочных цен на молоко - не менее 5,5 руб. за литр в животноводческих хозяйствах и не ниже 4 руб. - в частных подворьях.
Однако перерабатывающие организации уже испытывают трудности со сбытом готовой продукции; постоянно увеличивается уровень конкуренции, как со стороны других предприятий, так и со стороны импортной и иногородней продукции. Рынок переполнен сухим молоком их Белоруссии, сырами с Алтая и цельномолочной продукции из Новосибирска. Кроме сыра и молока, к нам везут и цельномолочные продукты известных торговых марок, например «Домик в деревне», «Bio-max», «Милая Мила».
При проведении маркетингового исследования было также выявлено, респонденты в большинстве своём выбирают молочную продукцию омских молочных заводов, около 42% покупателей приобретают товар других регионов РФ, 38% предпочитают импортную продукцию.
В данной ситуации омским молокозаводам тяжело выдерживать установленный уровень закупочных цен; спасая животноводов, есть угроза потерять переработчиков/8/.
Следующая проблема формирования продуктовых рынков заключается в существенном воздействии на складывающиеся цены на сельскохозяйственное сырьё и готовую продукцию импорта продукции.
Продовольственная безопасность страны не обеспечивается, главным образом, по нескольким видам продукции, в первую очередь - мясным продуктам, в меньшей мере - молочным, также сахару, растительному маслу /3/.
Омский регион относится к одному из тринадцати субъектов федерации, имеющих полную обеспеченность продовольствием. Но по данным таможенной статистики в Сибирский федеральный округ в 2004г. было ввезено 26 тыс. тонн мяса и мясопродуктов на общую сумму 26,9 млн. долл. Стоимость единицы поступившей по импорту говядины, свинины составила 1,02, 1,25 долл./кг, ниже закупаемой аналогичной продукции у отечественных товаропроизводителей; при этом розничные цены на эти продукты были 70,3 и 75,1 руб./кг. Вследствие этого импорт продовольствия ограничивает возможности сельских производителей в реализации продукции по ценам, обеспечивающим рентабельное ведение отрасли /2/.
В Омской области принята региональным Правительством и реализуется «Концепция развития АПК Омской области на период до 2010 года». Законодательным собранием уже приняты пять, и проходят согласование ещё три областные и ряд отраслевых программ, в их числе разрабатывается проект «Поддержка малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации», «Создание единой системы информационного обеспечения АПК и рыболовства».
Существующие программные документы и рекомендации науки в области организации регионального рынка ориентированы на работу в следующих направлениях:
1. Формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, прежде всего, в отношении локального монополизма покупателей аграрной продукции и продавцов ресурсов для сельского хозяйства;
2. Развитие рыночной инфраструктуры, способствующей укреплению конкурентных позиций сельхозпроизводителей в их отношениях с торговыми посредниками, переработчиками аграрной продукции и производителями ресурсов для сельского хозяйства;
3. Снятие административных барьеров на пути движения аграрной продукции между регионами;
4. Развитие системы информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий;
5. Осуществление товарных и закупочных интервенций на аграрных рынках с целью поддержания доходов сельских товаропроизводителей /3/.
1.2 Организация бизнес планирования на предприятиях АПК
Формирование эффективной системы планирования на предприятии - не только обязательное условие работы на рынке, но и залог выживания и роста.
Система планирования в рамках предприятия может быть разделена на две основные составляющие:
В первом случае речь идёт о наиболее знакомых российским предприятиям планах, которые направлены на развитие элементов их потенциала и основных видов деятельности: финансовый план, производственный план, план повышения квалификации персонала, план реализации продукции и услуг, план работы складов и диспетчерских служб и т.п. Их формирование осуществляется на постоянной основе по всем горизонтам планирования.
Вторая группа планов - это планы, которые могут быть обусловлены необходимостью устранения внутренних проблем фирмы, реализацией открывающихся возможностей, установлением контактов с внешней средой. Данный вид планов до последнего времени всё ещё не стал естественным элементом системы управления отечественными предприятиями /5/.
Как вариант такого планирования - бизнес-план, который чаще всего составляется, когда создаётся новое предприятие; позволяет определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, установить перспективные ориентиры для деятельности предприятия, оценить затраты, связанные с изготовлением и сбытом продукции, прогнозировать величину прибыли, получить финансовую поддержку со стороны банка или другого предприятия, учесть возможные риски и минимизировать потери. Срок планирования чаще всего бывает от трёх до пяти лет, при этом для первого года основные показатели составляют в помесячной разбивке, для второго - в поквартальной, и лишь с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.
Бизнес-план, прежде всего, должен быть конкретным и интересным документом, чтобы он вызвал интерес у инвестора. Для этого он должен быть ясным, кратким, логичным, правдивым и подтверждаться цифрами.
Планирование деятельности организаций с помощью бизнес-плана способствует чётче определять и конкретизировать ежедневные задачи производства и реализации продукции, разрабатывать мероприятия, страхующие от убытков в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.
Необходимость в составлении бизнес-плана, как правило, возникает в случаях: при организации или реорганизации предприятия: изменение его производственного направления, направления производственной и коммерческой деятельности; организации нового вида производства, выходе на рынок с новой работой, услугой.
Руководитель любой организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия обычно рассматривает большое число вариантов производства, переработки, хранения и реализации агропродукции, стратегию использования внутренних возможностей предприятия, его финансирования и т.д. В этом случае бизнес-план выполняет следующие функции: разработка концепции бизнеса, оценка фактической деятельности.
Акционеры, члены кооператива заинтересованы в максимальном получении дивидендов, обеспечении устойчивого, планомерного развития своего предприятия.
Финансово-кредитные учреждения интересует способность предприятия возвращать кредит в установленные сроки и максимальная его окупаемость; им необходим конечный вариант бизнес-плана, который принят хозяйством и может претендовать на кредитование.
Форма бизнес-плана окончательно не сложилась, существует несколько вариантов, которые различаются по числу и содержанию разделов; разделы могут быть следующие: 1-возможности сельскохозяйственного предприятия, его краткая характеристика; 2-виды производимой продукции и услуг, их качества и краткая характеристика; 3-краткая характеристика рынков сбыта (характеристика конкурентов); 4-план маркетинга и его стратегия; 5-производственный план; 6-организация и управление предприятием; 7-оценка рисков и страхование; 8-планирование трудовых и социальных отношений; 9-план инвестиций; 10-финансовый план и стратегия финансирования; 11-национальные, региональный, хозяйственные и социальные выгоды от осуществления проекта бизнес-плана.
В зависимости от организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия, его размера разделы бизнес-плана разрабатываются с различной степенью детализации /4/.
Большинство российских предприятий в настоящее время пытаются внедрить систему бюджетирования, чтобы наладить процесс планирования и систематизировать значительное количество сложной, обширной и разнородной информации, используемой для принятия управленческих решений.
Одним из наиболее распространённых механизмов управления предприятием является современная система бюджетирования - параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностью и платёжеспособностью, для чего используются два базовых инструмента - Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС). Основная цель применения бюджетирования - повысить прозрачность бизнеса, при этом бюджетирование становится для руководства предприятия эффективным инструментом управления и контроля.
Следовательно, специалист, занимающийся на предприятии построением бюджетной системы, должен проверять БДР и БДДС на соответствие указанным выше четырём критериям, алгоритм его действия можно представить так:
1. Формировнаие полного перечня показателей, имеющих место на предприятии, с разделением их на БДР и БДДС
2. Установление уровня детализации показателей, исходя из степени управляемости каждой из полученных статей
3. Выработка принципов группировки статей обоих бюджетов
4. Определение возможных объёмных различий в оборотах по статьям БДР и БДДС
5. Моделирование временных разрывов между движениями по статьям
6. Формирование окончательных структур БДР и БДДС и методик их составления.
Внедрение системы бюджетирования позволяет руководству планировать финансово хозяйственную деятельность с ориентацией на достижение конечной цели, получение конкретного финансового результата - чётко определить задачи и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Улучшается информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений. Бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, при определённых критических периодах в деятельности компании - чётко распределить внутренние ресурсы и обосновать объёмы внешнего финансирования /1/.
Любое сельскохозяйственное предприятие можно рассматривать как управляемую сложную экономическую систему, которая состоит из трёх основных компонентов: ресурсов, производственного процесса и продукции. Чтобы трансформировать совокупность ресурсов в продукцию наилучшим образом, с точки зрения поставленной цели, необходимо организовать процесс сельскохозяйственного производства.
Особенности технологии и экономики производства отдельных продуктов требуют создания в одном хозяйстве растениеводческих и животноводческих отраслей, которые обычно имеют неодинаковое значение. Выгодность заниматься тем или иным производством в определённых объёмах может быть выявлена решением экономико-математических задач (ЭММЗ), в частности с оптимизацией производственно-отраслевой структуры предприятия.
Такая оптимизационная модель занимает центральное место в системе оптимального планирования агропромышленного производства на уровне предприятия. Разработка с помощью ЭММ разнообразных производственных ситуаций позволяет исследовать большое число вариантов развития системы и выбирать наилучшие с точки зрения поставленной цели /7/.
2 Производственная характеристика деятельности организации ЗАО «Андреевское»
2.1 Обозрение места размещения организации и достижения её хозяйств в производстве сельхозтоваров
Исследуемая сельхозорганизация принадлежит к Омскому району Омской области.
По природному сельскохозяйственному районированию Омский район в числе ещё семи районов - Азовский, Исилькульский, Калачинский, Кормиловский, Любинский, Марьяновский, Москаленский относятся к южной лесостепи.
Хозяйства, находящиеся на территории Омского района преимущественно образуют природный сельскохозяйственный пояс, в т.ч. сельхозорганизация ЗАО «Андреевское» удалено на расстоянии (от центральной усадьбы) на 15 км от городской черты /г. Омск/.
Местность, на которой ведут основную деятельность сельхозорганизации занимает 3,6 км2, или около 3% территории Омской области. Проживают здесь около 92 тыс. человек, в областном масштабе 5% населения, но плотность расселения здесь 25,5 тыс. человек против 14,4 тыс. в целом по области, таким образом, превышает показатель на 77% пунктов (приложение А).
По производству мясной продукции скотоводства Омский район находится в числе лидеров, занимает первое место в рейтинге в объёме изготовления и на душу населения; рейтинг обеспечен крупнейшими товаропроизводителями мяса говядины и свинины ОАО «Омский бекон», только говядины СПК «Пушкинский», ЗАО «Продовольственная компания ОША», также птицефабрика - «Иртышская», «Сибирская».
Выход мяса на душу населения Омского района превышает областной показатель многократно, потребление названного продукта в 2006 году средним статистическим жителем 711 кг, также молоком цельным он может воспользоваться в количестве 196 кг, но его выход в рейтинге производства районов области состоит на 25 месте. Следует здесь заметить, норма потребления мяса и мясопродуктов в год назначена 78 кг и тогда производственный потенциал области обеспечивает это значение на 65% (приложение А).
Между тем производители Омского района реализовал скота и птицы в живой массе 63033 тонн, т.е. примерно 97% из произведённого товара, и по молоку такие данные 16510 тонн, или 92%; в продажах области доля района по мясопродукции около 60% (106977 тонн), молока цельного 51% (324916 тонн).
Цены продаж продукции скотоводства в 2006 году с учётом потерь на продвижение в продуктовых цепочках по мясу говядина 30%, молоку разливному 50% такие (цена конечному потребителю/в доход товаропроизводителю - юридическое лицо): говядина 99,75 руб. за кг/примерно 30 руб./, молоко - 10,69/5,5 руб./.
Трудоспособное население района обеспечено работой на высоком уровне - рейтинг второй, на одного работающего приходится менее 1 человека не занятого трудовой деятельностью и состоящего на учёте в службе занятости на 01.01.2006 года.
Оплата труда работающего в Омском районе 6077 руб. и выше размера опубликованного в печати по отрасли сельского хозяйства около 5000 руб. в месяц.
2.2 Организационная форма и производственный тип сельскохозяйственной организации
Сельхозорганизация со времени реформирования аграрного сектора экономики работает в виде коммерческого предприятия на основе объединения имущественных и земельных паев участников и в закрытой форме собственности сокращённой аббревиатурой ЗАО.
Участник, внёсший в имущество хозяйственного общества вклад в виде акций и земельного надела, не обязательно участвует в предпринимательской и/или трудовой его деятельности. Общество использует капитал, принятый в качестве вклада, участник же заинтересован в получении прибыли общества и в приращении своего вклада.
Учредительным документом ЗАО является устав, утверждённый учредителями; высший орган управления общее собрание акционеров, исполнительный орган общества «Андреевское» дирекция.
Порядок ведения дел предусматривает некоторую закрытость, иначе к некоторым документам ЗАО не имеют доступа не только акционеры, но и все заинтересованные лица.
Прибыль после уплаты налогов остаётся в распоряжении общества и в соответствии с уставом, также решением общего собрания акционеров направляется на формирование фондов и выплату дивидендов.
Таблица 2.1 Изменение капитала ЗАО «Андреевское» за последние годы
Величина остатка на отчётный период
Капитал, тыс. руб.
Нераспределённая прибыль, тыс. руб.
Уставный
Добавочный
Резервный
31.12.2004
30
63364
36
17072
--2005
73
53404
36
-21501
--2006
73
53404
36
-49218
Уставный капитал ЗАО в 2005 году был увеличен до 73 тыс. руб. путём выпуска дополнительных акций размещённых среди участников; в обязательном порядке формируется резервный фонд, величина которого определена уставом и не может быть менее 15% размера уставного капитала, таким образом, ЗАО «Андреевское» создало резерв для покрытия убытков в 50% к стоимости уставного капитала.
В последние два года ЗАО «Андреевское» прибыли не имеет, размер убытка возрастает и из резервного фонда не покрывается.
Чистая прибыль, оставшаяся после формирования фондов, направляется на выплату дивидендов акционерам, но ЗАО «Андреевское» по результатам деятельности средствами на данные цели не располагает, к тому же принятие решение о выплате дивидендов является правом, но не обязанностью общества. Возможно, дивиденды не будут объявлены по решению, даже если у общества достаточно чистой прибыли или средств специально предназначенных для этого фондов.
Основной вид деятельности ЗАО «Андреевское» производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Предприятие относится к разряду специализированных; тип специализации мясомолочное скотоводство среднего разряда, производственный тип скотоводческий с развитой зерновой отраслью.
Выручка от реализации мясомолочной продукции в среднем составляет 80% стоимости товарной продукции, доля зернового производства примерно 15%, таблица Б.1.
Хозяйственное общество сотрудничает с следующими покупателями продуктов: СФГУ ВНИМИ, ООО «Молпродукт», филиал РЗКТ Омского района, МП ЖКХ Омского района, ООО «Топливная компания»; предприятия-поставщики промтоваров для сельхоздеятельности таких наименований: ООО «Омскнефтепродукт», ФГОП «Омск» по племработе, ЗАО «Енисей сервис», ООО «База снабжения Карбышевская», МУП МТС Омского района.
Товарный ассортимент ЗАО «Андреевское» невелик, перечень программных продуктов основного производства насчитывает три - зерно, молоко, мясопродукция, из них массу выручки образуют мясо крупного рогатого скота и его переработка 68% и молоко цельное 21%.
Таким образом, следует указать конкурентов Омского района по названный товарам, это организации, добившиеся высоких производственных показателей выхода (привес живой массы свыше 600 грамм, надой молока свыше 4500 кг на голову): ОАО «Омский бекон», СПК «Пушкинский», ОАО «Лузинское молоко», ГУСП ОПХ «Омское», ОАО «Учхоз ОмГАУ», ЗАО «Племзавод Омский».
2.3 Отраслевое устройство и ресурсный потенциал основного производства
Внутрихозяйственную структуру производства составляют полеводческие отрасли - зерновое хозяйство и скотоводческие - молочное производство, мясное - доращивание крупного рогатого скота.
Средства производства распределены по трём участкам (подразделениям) и их три по населённым пунктам: центральная усадьба с. Андреевка, деревни Ракитинка и Давыдовка, в каждом функционируют производства изготовления основных видов агропродукции. Также имеются необходимые вспомогательные и обслуживающие подразделения (машинотракторный парк, автопарк, строительный цех, нефтебаза, ЖКХ, столовая, зерноток).
Производственное устройство образуют подразделения: растениеводства, животноводства, механизации и электрификации, строительства, ЖКХ; также службы: планово-экономическая, бухгалтерская, рис. Б.1.
Структура управления организацией отделенческая трёх ступенчатая, характеризуется производственно-территориальным принципом организации производства, при котором на определённой территории (отделении) сосредоточенно производство продукции полеводства и скотоводства, рис. Б.2.
Отделенческая структура управления имеет штабной тип построения; главные специалисты (руководители цехов) образуют главный штаб и реализуют свои полномочия через управляющих и специалистов, закреплённых за отделением, т.е. штаб специалистов среднего уровня (механизм МТП, ветеринарный техник, экономист-учётчик). В подчинении управляющего отделением (заведующих ферм) находятся бригадиры-технологи соответствующего профиля (полеводства или скотоводства).
Управлением производства занимается пять функциональных руководителей, общая численность служащих аппарата управления по состоянию на 2006 год составляет 20 работников.
Техническое оснащение названных производств образует ресурсный потенциал ЗАО «Андреевское», перечень следующий: земли сельхозназначения, трудовые кадры, технические средства.
Основной специфический фактор - земля принадлежит к естественному ресурсу.
Размер общей земельной площади и отдельных видов угодий за последнюю пятилетку не изменился; хозяйственное общество располагает 11872 га земельной площади, в т.ч. угодья пригодные для возделывания культурных растений 11217 га или порядка 95% общей земельной площади хозяйства.
Кормовая площадь сенокосов и пастбищ 2430 га, в т.ч. удельный вес сенокосов около 7%, пастбищ 15%. Также имеют место неудобные земли, в их составе угодья под лесом (107 га), водоёмами (81), болота (10), итого 198 га, таблица Б.2.
Уровень и темпы роста сельскохозяйственной продукции, повышение экономической эффективности производства в сельском хозяйстве в определённой мере зависит от обеспеченности отраслей основными средствами.
Таблица 2.2
Основные средства в среднегодовой оценке ЗАО «Андреевское»
Показатель
2004
2005
в % к 2004
2006
в % к 2005
в % к 2006
Стоимость основных средств, тыс. руб.
т.ч. начало периода
72400
65298
-
43285
-
-
конец года
65298
43285
-
24818
-
-
среднегодовая оценка
68849
54292
79
34052
63
49
По состоянию на последнюю отчётную дату среднегодовая стоимость основных средств ЗАО составляет 34052 тыс. руб., иначе половина стоимости базисного года, начиная отчет с этого времени, оснащение производства техникой ослабевает, технологии устаревают.
Накоплен амортизационный фонд на 01.12.2006г. 19459 тыс. руб. износ основных средств по стоимости конца года выражается более 60%.
В совокупности основных средств особое место занимают энергетические мощности предприятия, сведения об их движении представляют тип «Суженного производства» в ЗАО, выражается в размере выбытия основных фондов, опережающих их ввод, энергетические мощности текущего года состоят в 60% от уровня оснащения отраслей хозяйственного общества в 2004 году.
Таблица 2.3 Основные фонды в выражении энергетических мощностей и потребление энергии ЗАО «Андреевское»
Показатель
2004
2005
в % к 2004
2006
в % к 2005
в % к 2006
Энергетические мощности, л.с.
9426
6950
74
5675
82
60
Электрообеспеченность, тыс. кВт-ч
1916
1165
61
813
70
42
Одним из индикаторов хозяйственной активности отраслей является динамика общего количества потребляемой электроэнергии. Снижение потребления в ЗАО приобретает устойчивый характер.
Исследована факторная модель влияния обеспеченности предприятия средствами труда, их структуры и уровня использования основных производственных средств на объём производства товарной продукции.
Объём продаж снизился на 4092 тыс.руб. или 32% пункта 2004 года за счёт снижения обеспеченности основными средствами хозяйственного общества на 20240 тыс.руб.; из них только за текущий год выбыло 19392 тыс.руб., и поступило в активную часть по статье «продуктивный скот» 925 тыс.руб. на ряду с выбытием стоимости 2475 тыс.
Вследствие изменения структуры основных средств (увеличение доли активной части фондов на 5% пунктов) получен прирост стоимости товарной продукции в размере 1799 тыс.руб. Снижение эффективности использования активной части основных производственных фондов, отразилось на падение объёма производства товарной продукции на сумму 1277 тыс.руб. (Приложение Б.3).
Обобщая результаты анализа данных движения основных средств следует, ЗАО не достаточно полно использует в хозяйственной обороте транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, дополнительно введённые в производство за отчётный год и поэтому могли служить резервом повышения эффективности основной деятельности.
По истечении последних трёх лет из всех сфер деятельности хозяйственного общества выбыло 112 работников, в т.ч. из отраслей сельской деятельности 99 чел. Причина потери трудового потенциала ЗАО состоит в уровне жизни сельского населения, здесь проявляется экономическая бедность, когда работоспособные граждане организации не обеспечивают себе приемлемый уровень жизни: вознаграждение за труд механизатору в среднем исчислении 2130 руб. в мес., дояру - 1700 руб. Таким образом, способное к труду населения подразделений ЗАО нанимается на работу в городе.
Продолжают в основных отраслях хозяйства трудится 86 чел. или порядка 77% занятых на рабочих местах в организации; наибольшая текучесть кадров обнаруживается в отраслях скотоводства, в общей сложности к занятости базисного года оставлено 34 рабочих зон (Приложение Б таблица Б.4).
2.4 Интенсификация сельскохозяйственного производства и её экономическая эффективность
Интенсивность сельскохозяйственного производства представляет собой достигнутый в данный момент уровень насыщенности его средствами и предметами труда и живым трудом. Для анализа достигнутого уровня интенсификации, иначе концентрации ресурсов в пределах конкретного предприятия (отрасли) вычисляются следующие показатели из расчёта на единицу земельной площади: стоимость основных производственных фондов; сумма текущих производственных затрат в денежном выражении.
Исходные данные для расчёта перечисленных показателей, полная величина ресурса потреблённого в производстве представлено таблица В.1.
Следует отметить, цены продаж, например, продуктов скотоводства примерно соответствуют среднему доходу, полученному с единицы продукта сельхозпроизводителю, так говядина (живой вес) 2942 руб. тонна (средняя цена в области 3000 руб.), по молоку - 510 руб./ц, 550 руб. областная цена, таблица В.2.
Величина приложения каждого вида ресурса на единицу площади имеет тенденцию к снижению за исследуемый период. Оснащённость производствами основными фондами находится в соотношении с живым трудом, иначе недостаток применения технических средств, возможно, восполнить трудом.
Таблица 2.4 Интенсификация сельскохозяйственного производства ЗАО «Андреевское»
Показатель
годы
Отношение 2006г. в % к 2004г.
2004
2005
2006
Абс. выраж.
%
Приходится на 100га сельскохозяйственных угодий:
Производственных средств сельскохозяйственного назначения (Фондообеспеченность), тыс. руб.
614
484
304
-310
49
Текущих производственных затрат основной деятельности, тыс.руб.
258
185
196
-62
76
Затрат труда приложенного к производству сельскохозяйственной продукции, тыс. чел.-ч