Анализ эффективности производства молока в ОАО "Правда"
Анализируя данные таблицы 15 видно, что возросли затраты на производство картофеля на 44%, в первую очередь связано это с повышением затрат на содержание основных средств на 381%, используемых в картофелеводстве, к таким средствам относятся картофелехранилища, требующие высоких затрат на содержание.
В производстве зерновых можно наблюдать обратную ситуацию, здесь затраты на производство в 2007 году по сравнению с 2005 годом уменьшились на 16%, в связи со снижением затрат на оплату труда и содержание основных средств на 56% и 58% соответственно.
В целом по отрасли следует отметить, что затраты на производство 1 ц картофеля выше почти в 5 раз (в среднем за 3 года), чем на производство зерновых и зернобобовых, связано это с особенностями этой отрасли растениеводства.
Таблица 16
Затраты и себестоимость продукции животноводства
Продукция и статья затрат
2005
2006
2007
Всего затрат
В т.ч.
Всего затрат
В т.ч.
Всего затрат
В т.ч.
Сумма тыс.руб.
Структура затрат, %
На 1 ц, руб.
На 1 гол, руб.
Сумма тыс.руб.
Структура затрат, %
На 1 ц, руб.
На 1 гол, руб.
Сумма тыс.руб.
Структура затрат, %
На 1 ц, руб.
На 1 гол, руб.
Молочное стадо коров
ОТ с начислениями
709
12
38,5
1363
184
2,6
10
338
634
6,4
34,5
1214,6
Корма
3620
60
196,5
6961
4629
66
250
8509
5234
53
284,5
10027
Содержание основных средств
997
16,6
166
1917
1897
27
102
3487
3978
40
216,3
7621
Всего:
6011
100
326
11559
7014
100
378,5
12893
9888
100
537,5
18943
Выход продукции, ц.
18421
-
-
-
18530
-
-
-
18395
-
-
-
Среднегодовое поголовье коров, голов
520
-
-
-
544
-
-
-
522
-
-
-
Прирост КРС и откорм
ОТ с начислениями
539
20
404
676,3
136
2,6
105
174
575
9,7
496
567
Корма
1704
62
1277
2138
2966
57,6
2290
3793
3982
67,7
3433
3927
Содержание основных средств
305
11
228,6
382,7
1910
37
1475
2442
1300
22
1121
1282
Всего:
2742
100
2055
3440
5147
100
3974
6582
5879
100
5068
5798
Выход продукции, ц.
1334
-
-
-
1295
-
-
-
1160
-
-
-
Среднегодовое поголовье, голов
797
-
-
-
782
-
-
-
1014
-
-
-
Анализ таблицы 16 свидетельствует о том, что в структуре затрат наибольшую долю составляют корма (в среднем около 58%), что характерно для отрасли животноводства. Молочное производство является более трудоемким, т.к. в структуре затрат затраты на оплату труда выше, чем в мясном производстве.
В целом по отрасли нужно отметить то, что затраты на 1 ц прироста КРС выше в 8 раз (в среднем за 3 года), чем затраты на производство 1ц молока, учитывая, что в общей сложности затраты на молочное производство выше, чем в мясном, связано это в первую очередь с тем, что выход молока больше, чем прирост КРС.
2.10Рентабельность производства отдельных видов продукции и отраслей
В процессе своей хозяйственной деятельности у предприятия возникает финансовый результат или убыток, который возникает в результате суммирования финансовых результатов по отдельным видам продукции.
Таблица 17
Рентабельность производства отдельных видов продукции и отраслей
Отрасль и вид
продукции
Выручка от реализации, тыс.руб.
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
Результат, тыс.руб.
Уровень рентабельности, %
Окупаемость затрат %
Прибыль
Убыток
2005
Зерновые и зернобобовые
44
58
-
14
-
76
Картофель
925
410
515
-
125,6
-
Итого по растениеводству:
969
526
443
-
84,2
-
Крупный рогатый скот
-
в т.ч. молоко
4626
6425
1201
-
35,1
прирост
3152
4848
-
1696
-
65
Итого по животноводству:
7804
8294
-
490
-
94
Всего:
9414
9730
-
316
-
97
2006
Зерновые и зернобобовые
44
29
15
-
51,7
-
Картофель
795
208
558
-
268,3
-
Итого по растениеводству:
907
241
666
-
276
-
Крупный рогатый скот
-
в т.ч. молоко
5133
3968
1165
-
29,3
прирост
3350
5426
-
2076
-
62
Итого по животноводству:
7804
8294
-
490
-
94
Всего:
9888
10358
-
470
-
95
2007
Зерновые и зернобобовые
588
274
314
-
114,6
-
Картофель
507
295
212
-
71,9
-
Итого по растениеводству:
1095
569
526
-
92,4
-
Крупный рогатый скот
в т.ч. молоко
7414
6638
776
-
11,7
-
прирост
1360
2271
-
911
-
60
Итого по животноводству:
8789
8922
-
133
-
98
Всего:
10583
10239
344
-
3,4
-
Анализируя данные таблицы, мы видим, что выручка от реализации продукции возросла на 12%, параллельно возрастает и себестоимость товарной продукции на 5 %. Такие изменения привели к тому, что деятельность хозяйства стала более прибыльной, убытки снизились на 54%.
Делая общий вывод по таблице можно сказать, что наиболее выгодной была деятельность предприятия в 2007 году.
2.11Анализ относительных показателейплатежеспособности и ликвидности
Для оценки ликвидности и платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности (коэффициент промежуточного покрытия), коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент общей платежеспособности.
Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности представляет интерес для поставщиков сырья и материалов, коэффициент срочной ликвидности - для банков, коэффициент текущей ликвидности - для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) характеризует мгновенные платежные возможности организации: как быстро и насколько вы погасите краткосрочную задолженность за счет денежных средств и финансовых вложений. Рассчитывается он по следующей формуле: Кал = (Дс + КФ)/(КК + К3 + Рд + По), где
Дс -- денежные средства;
Кф - краткосрочные финансовые вложения;
Кк -- краткосрочные кредиты и займы;
Кз -- кредиторская задолженность;
Рд -- расчеты с учредителями по выплате доходов;
По - прочие краткосрочные обязательства.
Чем выше величина данного показателя, тем больше гарантия погашения его долгов. Его значение должно быть не менее 0,20-0,25.
Коэффициент срочной ликвидности характеризует платежные возможности организации при условии погашения дебиторской задолженности. Рассчитывается по формуле:
Ксл = (Дс + Кф + Дз)/(КК + К3 + Рд + По),
где Дз -дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная).
Оптимальное значение коэффициента срочной ликвидности 0,70 - 1,00. Коэффициент текущей ликвидности характеризует прогнозируемые платежные возможности организации при условии реализации имеющихся товароматериальных ценностей, погашения всей дебиторской задолженности. Рассчитывается по формуле:
Ктл = (Дс + Кф + Д3 + ПА + М3)/(КК + К3 + Рд + ГТ0), где
Па - прочие оборотные активы;
Мз - материальные запасы
Если значение коэффициента текущей ликвидности находится в интерва-ле от 1,5 до 2, то речь идет о предприятии с низкой платежеспособностью. Значение данного показателя должно быть не менее 2,00.
Показатель общей платежеспособности характеризует способность организации погасить всю задолженность за счет собственных средств. Рассчитывается по формуле:
Коп = Ск/(Кк + Кз + Рд + По+ До),
где Ск - собственный капитал;
До - долгосрочные обязательства.
Этот показатель рассчитывают при объявлении предприятия банкротом, однако в данном случае он будет рассчитан как исключение в учебных целях, так как ОАО «Правда» рентабельное предприятие.
Расчет перечисленных показателей отражен в таблице 18.
Таблица 18
Показатели рыночной ликвидности и платежеспособность
Показатель
2005
2006
2007
1. Денежные средства, тыс. руб.
19
8
4
2. Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.
-
-
-
3. Дебиторская задолженность, тыс. руб.
759
1167
1860
4. Прочие оборотные активы, тыс. руб.
-
-
-
5. Материальные запасы, тыс. руб.
11067
11564
14694
6. Высоко ликвидные активы, тыс. руб. /стр.1+стр.2/
19
8
4
7. Легко реализуемые активы, тыс. руб.
/ стр.З+стр.6 /
778
1175
1864
8. Всего текущих активов, тыс. руб.
/ стр.4+стр.5+стр.7 /
11845
12739
16558
9. Краткосрочные кредиты и займы, тыс. руб.
714
228
404
10. Кредиторская задолженность, тыс. руб.
3375
2535
4205
11. Задолженность участникам по выплате доходов, тыс. руб.
-
-
-
Продолжение таблицы 18
12. Прочие краткосрочные обязательства, тыс. руб.
-
-
-
13. Всего краткосрочных обязательств, тыс. руб. /стр.9+стр.10+стр.11+стр.12/
19. Коэффициент общей платежеспособности /стр.14:(стр.13+стр.15)/
6,6
9,6
5,7
Показатель текущей ликвидности при анализе данной таблицы показывает нам то, что степень покрытия оборотными активами краткосрочных обязательств находится на достаточно высоком уровне, т.к. значение этого показателя > 2, причем наметилась тенденция к его повышению.
Коэффициент срочной ликвидности наоборот не удовлетворяет нормативным показателям, т.е. его значение ниже допустимого значения 0,7 это вызвано тем, что большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, т.е. платежные возможности организации при условии погашения дебиторской задолженности находятся на низком уровне.
Анализируя коэффициент абсолютной ликвидности можно сказать, что предприятие не кредитоспособно, т.к. этот коэффициент должен быть не менее 0,2 - 0,25. В нашем случае этот показатель ниже нормы и при этом с каждым годом уменьшается, вызвано это в первую очередь высокой дебиторской задолженностью, которая в 2007 году увеличилась на 145% по сравнению с 2005 годом.
Рассматривая показатели ликвидности, следует иметь в виду, что их величина является довольно условной, т.к. ликвидность активов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить весьма приблизительно. Так, ликвидность запасов зависит от их качества (оборачиваемости, доли дефицитных, залежных материалов и готовой продукции). Ликвидность дебиторской задолженности также зависит от скорости ее оборачиваемости, доли просроченных платежей и нереальных для взыскания. Поэтому радикальное повышение точности оценки ликвидности достигается в ходе внутреннего анализа на основе данных аналитического бухгалтерского учета.
2.12 Анализ ликвидности баланса
Одним из показателей, характеризующим финансовое положение предприятия, является платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными средствами.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои хозяйствования обратить в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности погашения.
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Третья группа (А3) - это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция). Значительно больший срок понадобиться для превращения их в денежную наличность.
Четвертая группа (А4) - это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов, долгосрочная дебиторская задолженность с отсрочкой платежа на год и более.
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П1 - наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи);
П2 - среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);
П3 - долгосрочные кредиты банка и займы;
П4 - собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Для определения типа ликвидности вышеперечисленные пункты следует сопоставить.
Если:
1. А1П1, А2П2, А3П3, П4А4, то у предприятия абсолютная ликвидность.
2. А1 + А2 П1 + П2, П4 А4, то ликвидность текущая
3. А3П3, П4 А4 - ликвидность перспективная
4. П4 А4 - недостаточный уровень ликвидности
5. А4 П4 - баланс предприятия неликвиден
Таблица 19
Анализ ликвидности баланса
Показатель
Обозначение
2005
2006
2007
Актив
Абсолютно ликвидные активы
А1
19
7
4
Быстро реализуемые активы
А2
759
1421
1860
Медленно реализуемые активы
А3
12156
14985
14998
Трудно реализуемые активы
А4
19946
16781
18917
Итого:
32880
33194
35779
Пассив
Наиболее срочные обязательства
П1
3375
3546
4205
Среднесрочные обязательства
П2
714
943
404
Долгосрочные пассивы
П3
228
216
2178
Постоянные пассивы
П4
28563
28489
28992
Итого:
32880
33194
35779
Тип ликвидности
перспективный
недостаточный уровень
Проверив данные таблицы 19 на выполнение требуемых критериев ликвидности, определили, что тип ликвидности на протяжении 2005 и 2006 года был перспективным, но в 2007 году предприятие оказалось с недостаточным уровнем перспективной ликвидности из-за высокого уровня долгосрочных обязательств.
2.13 Анализ финансовых коэффициентов
Финансовая устойчивость хозяйства характеризуется следующим рядом показателей:
Коэффициент автономии - отношение собственного капитала к валюте баланса. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска, повышает гарантированность предприятия перед кредиторами.
Коэффициент финансовой зависимости характеризует долю заемного капитала.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала - отношение суммы привлеченной задолженности к валюте баланса.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает на сколько предприятие обеспечено собственными оборотными средствами, если значение коэффициента меньше 0,1, то предприятие может быть признано банкротом.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами - отношение собственного оборотного капитала к сумме материальных запасов. Он должен быть близким к единице, это указывает на то, что при формировании материальных запасов предприятие не зависит от внешних источников финансирования.
Коэффициент маневренности - отношение собственного оборотного капитала ко всей сумме собственного оборотного капитала. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами.
Доля дебиторской задолженности в текущих активах - отношение дебиторской задолженности ко всем оборотным средствам.
Удельный вес заемных средств в стоимости имущества - отношение дебиторской задолженности к валюте баланса.
Коэффициент реальной стоимости имущества - отношение остаточной стоимости основных средств, производственных запасов, незавершенного производства, малоценных и быстроизнашивающихся предметов к валюте баланса.
Сведем все данные коэффициенты и рассчитаем их показатели в таблице
Таблица 20
Коэффициенты рыночной финансовой устойчивости
Показатель
Критическое значение показателя
2005
2006
2007
Коэффициент автономии
0,6
0,9
0,9
0,8
Коэф-т финансовой зависимости
0,04
0,1
0,1
0,2
Коэф-т соотношения заемного и собственного капитала
Коэф-т удельного веса дебиторской задолженности в текущих активах
0,7
0,06
0,1
0,1
Коэф-т удельного веса дебиторской задолженности в стоимости имущества
0,4
0,02
0,04
0,05
Коэф-т реальности имущества
= 0,6
0,9
0,9
0,9
Соответственно данных таблицы 20 коэффициент автономии выше оптимального значения, это значит, что организация достаточно независима в финансовом отношении. Это также является благоприятным фактом для кредиторов.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств свидетельствует о том, что в своей деятельности ОАО «Правда» из всей необходимой на то суммы средств использует примерно до 23% заемных средств. Можно отметить, что за 3 года значение этого показателя возросло примерно в 1,5 раза, хотя еще и не достигает оптимального значения.
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами удовлетворяет критическому значению показателей, т.е. хозяйство достаточно обеспечено собственными оборотными средствами.
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами достигает оптимального значения в 2006 году т.е. в этом году организации было достаточно оборотных средств для создания необходимых материальных запасов. Но в 2005 и в 2007 годах этот показатель оказался недостаточным. Наиболее остро это обычно ощущается во время пика полевых работ - сева и уборки, когда с.х. организации не могут закупить необходимого количества топлива из-за отсутствия денежных средств.
Коэффициент маневренности неизменно меньше оптимального значения, он показывает, что в мобильной форме находятся около 3% в 2005 и 2006 годах и около 4% в 2006 году собственных средств.
Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества и доля дебиторской задолженности в текущих активах не превышают соответствующих нормативных значений. Т.е. хозяйство имеет возможность оперативного маневрирования собственными средствами.
Коэффициент реальной стоимости имущества превышает стоимость имущества и не изменяется на протяжении 3 лет.
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
3.1 Анализ динамики производства молока
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Проведем анализ производства молока в хозяйстве и оценим произошедшие изменения. Для этого составим таблицу, отражающую динамику производства молока за период 2005-2007 гг.
Таблица 21
Динамика валового надоя в хозяйстве за 2005-2007 гг.
Показатель
2005
2006
2007
Поголовье, гол.
520
544
522
Продуктивность, ц
35,42
34,06
35,24
Валовая продукция, ц
18421
18530
18395
Товарная продукция, ц
12235
12009
14035
Уровень товарности, %
66
65
76
По данным таблицы мы видим, что численность поголовья изменяется, хотя и незначительно. Наибольшая численность поголовья имеет место в 2006 году, когда она составляла 544 головы, а наименьшая 520 в 2005 году. Рассматривая продуктивность, то здесь она изменяется также незначительно, в среднем продуктивность составила 34,9 ц. То есть в целом динамика численности и продуктивности коров имеет более или менее постоянную тенденцию.
Далее необходимо установить факторы и причины изменения объема производства продукции. Известно, что объем производства продукции молочного скотоводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания.
Проведем факторный анализ изменения объемов производства молока, учитывая влияние факторов первого уровня, к которым относятся численность поголовья животных и их продуктивность. Все расчеты сведем в таблицу 22.
Таким образом, мы видим, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом валовой надой молока увеличился на 109 ц, в том числе за счет увеличения среднегодовой численности поголовья на 24 головы надой увеличился на 850,2 ц, а из-за снижения продуктивности коров на 1,363 ц, валовой надой снизился на 741,2 ц.
Проанализировав полученные данные за 2007 и 2006 годы можно сделать следующие выводы. В 2007 году валовой надой молока сократился на 135 ц, в том числе за счет уменьшения численности поголовья на 22 головы надой молока уменьшился на 750 ц, а за счет повышения продуктивности на 1,178 ц надой увеличился на 615 ц.
3.2 Анализ динамики и структурной себестоимости молока
Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Для оценки влияния отдельных статей затрат на себестоимость воспользуемся таблицей 23, 24.
Таблица 23
Влияние статей затрат на себестоимость в 2005, 2006 гг.
Статья затрат
2005
2006
Изменение
+/-
Структура
Изменение
+/-
Влияние статьи затрат на себестоимость +/-, %
2005
2006
Оплата труда
Корма
Содержание ОС
709
3620
997
184
4629
1897
-525
+1009
+900
11,8
60,2
16,6
2,6
66
27
-9,2
+5,8
+104
-8,7
+16,8
+14,9
Итого
6011
7014
+1003
100
100
-
-
в т.ч.
постоянные
переменные
1138
4873
411
6603
-727
+1730
18,9
81,1
5,6
94,4
-13,3
+13,3
-12,1
28,8
По таблице видно, что себестоимость молока в 2006 году увеличилась на 1003 тыс.руб. или на 17% и составила 7014 тыс.руб.Наибольшее влияние на это оказало увеличение затрат на корма и содержание основных средств на 28% и 90% соответственно.
Таблица 24
Влияние статей затрат на себестоимость в 2006, 2007 гг.
Статья затрат
2006
2007
Изменение
+/-
Структура
Изменение
+/-
Влияние статьи затрат на себестоимость +/-, %
2006
2007
Оплата труда
Корма
Содержание ОС
184
4629
1897
634
5234
3978
+450
+605
+2081
2,6
66
27
6,4
52,9
40,2
+3,8
-13,1
+13,2
+6,4
+8,6
+29,7
Итого
7014
9888
+2874
100
100
-
-
в т.ч.
постоянные
переменные
411
6603
422
9466
+11
+2863
5,9
94,1
4,3
95,7
-1,6
+1,6
0,2
40,8
Анализируя данные 2006 и 2007 года можно также отметить, что происходит увеличение себестоимости молока на 2874 тыс.руб. или на 41%, в том числе за счет увеличения затрат по всем статьям. Можно также отметить, что наибольшую долю затрат занимают затраты на корма в среднем 60% за три года, а наименьшую затраты на оплату труда - 6,9%
3.3 Факторный анализ себестоимости молока
Себестоимость складывается из постоянных и переменных затрат. Изменение этих расходов приводит к изменению себестоимости. Поэтому следующим шагом будет факторный анализ себестоимости молока в зависимости от изменения величины постоянных, переменных расходов и объема производства.
Таблица 25
Постоянные, переменные расходы и объем производства молока
Показатель
2005
2006
2007
Объем производства
18421
18530
18395
Итого затрат
6011
7014
9888
в т.ч.
постоянные
переменные
1138
4873
411
6603
422
9466
Проанализируем 2005 и 2006 гг.
Изменение себестоимости молока в 2006 году по сравнению с 2005годом:
Итак, мы видим, что себестоимость в 2006 году по сравнению с 2005 повысилась на 1003 тыс. руб. в том числе за счет уменьшения постоянных расходов на 727 тыс.руб. себестоимость снизилась на 6,7 тыс.руб., но за счет увеличения переменных расходов на 1730 тыс.руб. себестоимость увеличилась на 1730 тыс. руб., а за счет увеличения объема производства на 109 ц. себестоимость уменьшилась на 720,3 тыс.руб.
Проанализируем 2006 и 2007 гг.
Изменение себестоимости молока в 2006 году по сравнению с 2005годом:
Анализируя полученные данные мы видим, что себестоимость увеличилась на 2874 тыс.руб. в 2007 году по сравнению с 2006, в том числе за счет снижения объема производства на 135 ц себестоимость повысилась на 8 тыс.руб., за счет увеличения постоянных затрат на 11 тыс.руб. себестоимость увеличилась на 3 тыс.руб., за счет увеличения переменных расходов на 2863 тыс.руб. себестоимость повысилась на 2863 тыс.руб.
3.4 Анализ финансовых результатов от реализации молока
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Таблица 26
Анализ динамики финансовых результатов
Показатель
2005
2006
2007
Тр,
%
Выручка от продаж, тыс.руб.
4626
5133
7414
160,3
Себестоимость молока, тыс.руб.
3425
3968
6638
194
Прибыль от продажи, тыс.руб.
1201
1165
776
64,6
Рентабельность продукции, %
35
23
12
34
Рентабельность продаж, %
26
29
10,5
40,4
Из данных таблицы 26 мы видим, что выручка от продажи увеличилась в 2007 году на 60,3%, но прибыль при этом снизилась на 35,4% вследствие резкого повышения себестоимости на 94%. Рост себестоимости реализованной продукции на 3213 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности 66%, а снижение прибыли на 35,4% повлекло за собой снижение уровня рентабельности продаж на 59,6%.
Далее рассмотрим динамику финансовых результатов по каналам реализации и выявим наиболее рентабельный.
Важнейшей частью предпринимательской деятельности с.х. предприятий должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
Преобладают такие каналы реализации товарной продукции с.х. товаропроизводителями: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, на колхозном рынке, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории.
При выборе перспективных каналов реализации с.х. продукции должны быть учтены следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворения.
Рассмотрим каналы реализации молока в нашей организации.
Таблица 27
Анализ динамики финансовых результатов по каналам реализации
Показатель
2005
2006
2007
ЗАО
«Родная Любава»
ОАО
«Удмуртский хладокомбинат»
ЗАО
«Родная Любава»
ОАО
«Удмуртский хладокомбинат»
ЗАО
«Родная Любава»
ОАО
«Удмуртский хладокомбинат»
Объем продаж, ц
2885
9350
3009
9000
4535
9500
Цена реализации, руб.
404,3
370
449
420
545
520
Выручка от продаж, тыс.руб.
1166,5
3459,5
1353
3780
2474
4940
Себестоимость
молока, тыс.руб.
808,3
2616,7
996
2972
2144
4494
Прибыль от продажи, тыс.руб.
358,2
842,8
357
808
330
446
Рентабельность продукции, %
44,3
32,2
35,8
27,2
15,4
9
Рентабельность продаж, %
30,7
24,3
26,4
21,4
13,3
9,9
Из таблицы 27 видно, что наиболее рентабельным каналом реализации является ЗАО «Родная Любава», но так как это небольшое предприятие оно закупает молоко практически в 3 раза меньше, чем ОАО «Удмуртский хладокомбинат», поэтому предприятие снижает цену для того предприятия, которое закупает молоко большими партиями, вследствие этого фактора рентабельность продаж в ОАО «Удмуртский хладокомбинат» ниже.
3.5 Факторный анализ прибыли от реализации молока
Эффективность любого производства характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Прибыль от реализации продукции зависит от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости - снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости - при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Проведем факторный анализ изменения величины прибыли т реализации молока в хозяйстве на основе данных таблицы 28.
Таблица 28
Факторный анализ изменения суммы прибыли (убытка) от реализации молока
В 2006 году по сравнению с 2005 годом прибыль уменьшилась на 36 тыс.руб., что произошло вследствие следующих факторов. Уменьшение объема реализации на 226 ц привело к уменьшению прибыли на 22,168 тыс.руб., увеличение себестоимости на 50,49 руб. вызвало уменьшение прибыли на 606,334 тыс.руб. За счет снижения цены реализации на 49,63 руб. прибыль увеличилась на 596 тыс.руб.
Сравнивая 2007 год с 2006 мы видим, что прибыль уменьшилась на 389 тыс.руб. вследствие увеличения объема продаж на 2026 ц прибыль увеличилась на 196,987 тыс.руб. За счет увеличения цены реализации на 100,53 руб. прибыль увеличилась на 1410,938тыс. руб., но вследствие увеличения себестоимости на 142,46 руб. мы наблюдаем снижение прибыли на 1999,426 тыс.руб.
3.6 Анализ безубыточности производства молока
Безубыточность - такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
В основу анализа безубыточности заложено деление затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные и переменные. Переменные затраты изменяются в зависимости от изменения объема производства. К ним относится: сырье, материалы, заработная плата рабочим. Постоянные затраты не изменяются в зависимости от изменения объема производства, к ним относятся: амортизация, арендная плата, заработная плата аппарату управления.
Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности построим график.
Для этого воспользуемся уравнением общих затрат
Z = bx + a, где b - ставка переменных расходов на 1 изделие;
а - постоянные затраты;
х - объем производства.
Z = 472,95•14035 = 6637853,2 руб.
6637,853 - 100%
а - 6% а = 398271,19 руб - постоянные затраты
6637853,2 = УПР • 14035 + 398271,19
6239582,1 = УПР • 14035
УПР = 444,57 руб.
Переменные затраты = 444,57 • 14035 = 6239582
Точка безубыточности (ТБ) = = = 4759,4 ц
Маржинальный доход (МД) = выручка - `ереем. затраты = 7414000 - 6239582 = 1174418 руб.
Доля МД в выручке = 15,8%
ПR = = 2520703,7 руб.
Запас финансовой устойчивости (ЗФУ) = =
=
22
Рис. 3 Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
По графику можно установить, что при объеме реализации более 4759,5 ц предприятие будет получать прибыль. Можно определить также объем реализации, при котором затраты будут равны выручке реализации, на графике это точка безубыточного объема (ТБ), равная 4759,5 ц, ниже которой производство будет убыточным. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, и реализует 14035 ц молока, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 66%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
4. Пути повышения эффективности производства молока
Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды и затраты. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.
Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве является рост поголовья и продуктивности животных.
Резервы роста поголовья определяются в процессе анализа выполнения плана по обороту стада. Это сокращение яловости поголовья, падежа животных и реализация их при оптимальной массе (не допускать реализацию «недорощенного» скота и не держать на откорме дольше оптимального срока).
Основными источниками роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращения яловости коров, улучшение возрастного и породного стада, а также условий содержания животных.
Резерв увеличения производства продукции за счет повышения уровня кормления определяется следующим образом: недовыполнение плана или возможный прирост уровня кормления животных (количество кормовых единиц на одну голову) умножается на фактическую окупаемость кормов в данном хозяйстве или делится на фактический расход кормов в расчете на единицу продукции, полученный резерв роста продуктивности нужно затем умножить на планируемое поголовье. Также хорошие результаты можно получить при использовании методов экономико-математического моделирования (например, рационов кормов и т.д.).
Чтобы определить резерв увеличения производства продукции за счет повышения эффективности использования кормов, необходимо перерасход кормов на 1 единицу продукции или его возможное сокращение умножить на фактический объем производства и полученный результат разделить на плановую норму расхода.
Большие потери продукции имеют с.х. предприятия в результате яловости коров, продуктивность которых ниже примерно на 45-50%. При определении резервов увеличения производства молока по данным зоотехнического учета необходимо установить потери молока в среднем на одну яловую корову и умножить на сверхплановое количество или возможное сокращение яловых коров.
Росту продуктивности животных и выходу продукции существенно содействуют хорошие условия содержания животных, надлежащий уход, правильный режим кормления и поения, добросовестное отношение работников к своему делу. Эти резервы выявляют на основе сравнительного анализа работы разных хозяйств, ферм, отдельных работников и изучения передового опыта.
Важным резервом увеличения производства продукции животноводства является сокращение ее потерь. Значительные потери продукции связаны с болезнями животных, нарушением технологической дисциплины. Результат этого - падеж животных, вынужденный убой, снижение прироста живой массы, выхода приплода и молока.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные направления совершенствования путей производства продукции молочного скотоводства, передовой отечественный и зарубежный опыт, как в практической сфере, так и в области научных разработок.
Выводы и предложения
В хозяйстве имеется большой потенциал для улучшения экономической эффективности сельскохозяйственного производства и при соответствующей оптимизации и интенсификации производства можно добиться высоких результатов, дополнительной прибыли вывести производство на высокорентабельный уровень. Все это требует дополнительных затрат, но они высоко окупаются повышенной продуктивностью стада, урожайностью сельскохозяйственных культур и производительностью труда работников.
Необходимо вести работу по повышению продуктивности скота и увеличению урожайности культур. Для чего вести племенную работу во главе с зоотехником хозяйства и работу по улучшению качества посадочного материала, плодородия почвы и др.
Для получения рентабельности производства и дополнительных средств необходимо найти оптимальные каналы сбыта, чтобы выручка от реализации была максимальной.
Достижение успехов в производстве невозможно без должного обучения персонала технологии производства и рационального использования рабочего времени. В результате наблюдается в хозяйстве большое количество брака в работе персонала, уход от технологии производства и несоблюдение норм работ.
Список использованной литературы
1. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1999
2. Добрынин В. А. , Беляев А. В. и др. Экономика сельского хозяйства. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Агропромиздат, 1990.
3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. - СПб.: Издат. Дом «Бизнес-пресса». 2007.
4. Ковалев В.В., Волкова О. Н. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
5. Минаков М. А., Сабетова П.А. и др. Экономика сельского хозяйства. М.: Колос, 2006.
6. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. - М.: Колос, 2000.
7. Попов Н. А. Экономика отраслей АПК. - М.: ИКФ «Экмос», 2005.
8. Г.В.Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.
9. Устав ОАО «Правда».
10. Годовые бухгалтерские отчетности ОАО «Правда» за 2005, 2006, 2007 год.