Диплом: Своеобразие концепции гуманизма в рассказах Рэя Брэдбери и Антона Павловича Чехова
вернее, идолопоклонническое чувство»[142]
к практически чужому ребенку; в Соне герой «видел продолжение своей жизни» и
«веровал, что когда, наконец, он сбросит с себя длинное, костлявое, бородатое
тело, то будет жить в этих голубых глазках, в белокурых шелковых волосиках и в
этих розовых ручонках, которые так любовно гладят его по лицу и обнимают его
шею».[143]
В «Рассказе неизвестного человека» мы не наблюдаем конфликта между активным и
пассивным героями, однако на лицо явное противопоставление, или, если можно
так выразиться антитеза характеров.
Подобный пример, когда пассивное отношение персонажа к законам гуманистической
концепции в сочетании с его активным поведением причиняет несомненный вред
окружающим, можно встретить в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром». Ошибки,
допущенные людским невежеством, косностью мышления, практически невозможно
исправить. Порой из–за каприза одних богатых людей и жажды наживы других, из–за
их заведомо опасных, чудовищно глупых игр с прошлым в будущем может случиться
непоправимое. «.Допустим, мы случайно убили здесь (имеется в виду «в прошлом» –
прим. авт.) мышь, – рассуждает один из героев рассказа «И грянул гром» Тревис.
– Это означает, что. всех будущих потомков этой мыши уже не будет.,
уничтожается миллион мышей. Не хватит десяти мышей – умрет одна лиса. Сгинет.
множество форм жизни. И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая
цивилизация, уничтожен. Это все равно, что убить одного из внуков Адама. Гибель
одного пещерного человека – смерть миллиарда его потомков, задушенных во
чреве».[144] Несмотря на такую
серьезнейшую опасность, люди ради денег организовывают «сафари во времени», не
желая понять, что таит подобная «невинная» забава.
То, что американский писатель затрагивает в вышеназванном рассказе глобальные
проблемы, не подлежит сомнению. Однако, между фабулой новеллы «И грянул гром»
и фабулой чеховского «Рассказа неизвестного человека» вполне можно провести
параллель. Косное и жестокое мировоззрение Орлова, ошибки, допущенные им в
прошлом в результате трафаретности и недальновидности его мировоззрения,
способны причинить колосальный вред будущему девочки Сони. Проблема, носящая
более субъективный характер и имеющая гораздо менее глобальный размах (судьба
одного ребенка, казалось бы, ничто по сравнению с судьбой всего человечества)
, не кажется читателю менее значимой, чем вопросы, рассматриваемые Рэем
Брэдбери в своем рассказе.
Взаимоотношения героев А.П.Чехова и Рэя Брэдбери как между собой, так и с
окружающей действительностью рассматривались многими исследователями. Одни из
них утверждают, что в основе мироощущения этих писателей лежит чувство
общности и связи людей друг с другом, что все герои прекрасно понимают друг
друга, даже когда молчат или находятся в противостоянии. Другие исследователи
доказывают, что практически все герои А.П.Чехова и многие из персонажей Рэя
Брэдбери одиноки, их внутренний мир скрыт для окружающих, что каждый говорит
о своем и не слышит другого.
«В такой парадоксальной ситуации, – отмечает в своей статье «Время Чехова»
А.Куралех, – гораздо меньше абсурдности и нелогичности, чем может показаться.
Обособленность, одиночество героев не противостоят у Чехова ни человеческому
пониманию, ни человеческой общности». Подобное, пусть и не в полной мере, мы
можем заметить в некоторых новеллах Рэя Брэдбери.
«У Лермонтова Демон одинок вне людей, развивает свою мысль далее А.Куралех. –
Печорин одинок среди людей. Одиночество героев Чехова наиболее точно можно было
бы охарактеризовать как одиночество вместе с людьми. Конечно, если с
одиночеством связывать не простое отсутствие общения, а более глубокое ощущение
человеческой неустроенности в мире».[145]
Действительно, герой может быть один (как, к примеру, в рассказах «Архиерей»
А.П.Чехова и «Все лето в один день» Рэя Брэдбери), рядом с другим («Черный
монах» А.П.Чехова и «Запах сарсапарели» Рэя Брэдбери), в среде подобных себе
(«Невеста» А.П.Чехова и «Земляничное окошко» Рэя Брэдбери) и равно чувствовать
недостаточность и неполноту своего существования.
Хотя вышесказанное в большей мере относится к героям активного типа, следует
заметить, что некоторые персонажи с пассивным отношением также могут быть
причислены к образам, занимающим подобное положение. Дмитрий Петрович Силин –
герой рассказа А.П.Чехова «Страх» – по выражению рассказчика «находится не на
своем месте».[146] Сама его жизненная
философия («.никакого хозяйства ему не нужно, а нужно, чтоб день прошел – и
слава богу»[147]) доказывает его
пассивность, как в отношении к действительности, так и в поведении. В инертном
поведении и заключается особенность образа данного героя: в отличие, к примеру,
от того же Орлова из «Рассказа неизвестного человека», Силин никому не причинил
вреда (впрочем, как и добра) своим существованием. Более того, Дмитрий Петрович
не понимает и боится жизни. Несмотря на первоначальное впечатление от его слов
(«.Мне страшна главным образом, обыденщина, от которой никто из нас не может
спрятаться. Я неспособен различать, что в моих поступках правда и что ложь, и
они тревожат меня; я сознаю, . что вся моя жизнь есть не что иное, как
ежедневная забота о том, чтобы обманывать себя и людей и не замечать этого, и
мне страшно от мысли, что я до самой смерти не выберусь из этой лжи.»
[148]) и желание причислить Силина к активным, «ищущим» героям, далее
становиться ясно, что этот герой безнадежно оскудел душой и помыслами, что его
жизнь – «несчастная» и «горькая», и он не сделал ничего, чтобы хоть как–то
попытаться ее изменить.
Впрочем, все герои рассказа «Страх» предстают боящимися действительности,
«похожими на облака, . бесприютные, не понимающие жизни и себя, испуганно
бегущие друг за другом и друг от друга в сторону заката».
[149] Сама философия рассказа, как и его атмосфера, пронизаны мрачной
безысходностью. «Большая серьезная любовь со слезами и клятвами»
[150] здесь оказывается лишней и глупой, высокое чувство мужской дружбы
теряет свое чистое и светлое содержание, жизнь героев предстает «страшнее
тысячи самых мрачных видений».[151]
Если же коснуться литературоведческого аспекта, то следует заметить, что
углублению смысла произведения в целом способствуют поэтика сравнений и менее
прямых сопоставлений (например, вышеупомянутая «небесная параллель» героев и
облаков, или же тот далеко не случайный момент ожидания героями кучера, когда
они сидят «на паперти»[152]), а также
«наполненные особым смыслом детали, взаимодействующие с сюжетно–фабульным
планом произведения и создающее многомерное поле подтекста, порождающее новые
смыслы. Значимым оказывается все: и решетка ограды, и костер, и песня; все
привносит свои смысловые оттенки, взаимодействует друг с другом, с
сюжетно–фабульным уровнем текста, формирую художественное целое».
[153]
Делая выводы по данному параграфу, следует отметить следующие особенности
пассивного типа героев:
1. Отношение героев рассказов к действительности следует охарактеризовывать
как пассивное, если речь идет об отношении, при котором в мировоззрении
героев наблюдается превалирование псевдоценностей над ценностями истинными.
2. Герои Рэя Брэдбери и А.П.Чехова с пассивным отношением к действительности
являются противоположностью героев – выразителей авторской гуманистической
мысли. Они иллюстрируют попрание основных постулатов гуманизма и своим
поведением, мировосприятием, жизненными воззрениями демонстрируют
человеческую косность мышления, эгоизм, ненависть.
3. Герои Рэя Брэдбери и А.П.Чехова с пассивным отношением могут быть условно
разделены на героев с активным (в некоторых случаях, агрессивным) поведением
и персонажей, чье «омертвение души» сочетается с поведением инертным. Первые
способны причинять окружающим боль и страдание (не только активными
действиями, но и агрессивной обывательской психологией), вторые же замкнуты в
своей пассивности, покорившись бездуховной жизни как внутренне, так и внешне.
4. Для героев Рэя Брэдбери с пассивным типом отношения к концепции гуманизма
характерно именно агрессивное поведение, активные действия, направленные на
развенчание общечеловеческих законов и ценностей. Данная позиция не
свойственна чеховским персонажам. В их поведении мы практически не наблюдаем
агрессии как таковой, а сталкиваемся либо с инертным подчинением
обстоятельствам, либо с проявлением агрессивной обывательской психологии,
когда боль и страдания окружающим причиняются не действиями, намеренно
целенаправленными на доставление таких страданий, а результатами
безнравственного жестокого мировоззрения.
В умении напомнить современнику об уникальной ценности земного заключается
секрет покоряющего обаяния писательского дара Рэя Брэдбери и А.П.Чехова.
Глубоко национальные по складу таланта, эти писатели адресуют произведения не
только своему народу, но и людям других этносов, культур, вероисповеданий.
Роднящее, связующее, объединяющее чувство уникальности и неповторимости каждого
человека на Земле в их глазах неизмеримо существенней всего рознящего,
разграничивающего, разделяющего. К основам истинно гуманного жизнеустройства
американский фантаст и русский реалист приходят по разному, однако главным
кредо для них обоих остается твердая убежденность, что «на свете нет ничего
важнее Человека с большой буквы».[154]
Именно этот великий постулат гуманизма объединил в нашем исследовании два таких,
на первый взгляд, несовместимых имени и нашел точки их соприкосновения. Именно
он остается едва ли не наиглавнейшей первоценностью бытия, что возобновляется с
каждой новой человеческой жизнью.
Подводя итоги проведенному нами исследованию, мы пришли к следующим выводам.
1. Большинство рассказов Рэя Брэдбери и А.П.Чехова глубоко психологичны и
основаны на аксиомах философии гуманизма. Главным носителем гуманистических
идей является сам писатель, или, как назвали его литературоведы (М.М.Бахтин,
А.Н.Веселовский, В.Е.Хализев), «собственно автор» – человек, «обуянный духом
строительства», для которого то или иное мироощущение – всего лишь «орудие и
средство, как молоток в руках каменщика».
[155] Для Рэя Брэдбери и А.П.Чехова такое «орудие» – это гуманистическая
концепция.
Философию гуманизма Рэя Брэдбери и А.П.Чехова можно свести к трем
основополагающим моментам:
1) Человек должен быть духовным.
2) Человек должен быть свободным.
3) Человек должен быть счастливым.
Несмотря на безусловную взаимосвязь этих императивов, для собственно автора
Рэя Брэдбери залогом и второго, и третьего является первое. Собственно автору
А.П.Чехова же свойственно считать свободу и счастье человека качествами,
проявляющимися в зависимости от его (человека) желания. Святость и духовность
у русского писателя зиждутся на радостях и разочарованиях обычной жизни,
подлинной человеческой судьбы, в которой отсутствуют слова «надо» или
«обязанность» (отсюда – свобода, а, соответственно, и счастье).
На разных этапах своего творчества Рэй Брэдбери и А.П.Чехов отражали
постулаты гуманизма способами, сугубо индивидуальными, не тождественными друг
другу. Нравственное уродство, косность человеческого мировоззрения были
окрашены А.П.Чеховым в сатирический, Рэем Брэдбери – в открыто трагический
тона. Однако подобное наблюдается на ранних этапах творчества этих писателей.
Трагизм практически исчезает в поздних рассказах американского фантаста
(новеллы «Земляничное окошко», «Берег на закате» и др.). «Зрелый» Чехов, с
одной стороны, отказываясь от приема сатиры, рисует нравственную пошлость
людей, их удаленность от общечеловеческих норм как результат омертвления их
души (и в этом проявляется трагизм повествования), с другой – одним из
главных (и, по–видимому, основным) писатель выделяет мотив очищения от
обывательской скверны и напряженные раздумья таких оступившихся людей над
подлинными ценностями жизни (рассказы «Невеста», «Черный монах» и др.).
Тем не менее мы наблюдаем сходство в развитии формирований этапов творчества
Рэя Брэдбери и А.П.Чехова. Если их ранние произведения, в основном, отражают
«темные» стороны мировоззрения человека, то поздние рассказы окрашены в
светлые тона. По–видимому, подобное явление произошло из–за того, что за
время своего творческого (и жизненного) пути Рэй Брэдбери осознал и
рассмотрел все антигуманистические черты человека и общества, а А.П.Чехов на
позднем этапе обратился к раздумьям о будущем своей страны.
2. Образ автора–повествователя играет центральную роль в произведении: он
задает общий тон, атмосферу, настроение восприятия читателем художественных
строк. Подобно любому рассказчику, автор–повествователь так или иначе вносит
субъективную оценку в происходящее. Однако, в рассказах Рэя Брэдбери
наблюдается отсутствие непосредственного комментария событий; его читатель
волен выбирать, как ему следует относиться к описываемому. Чеховский
автор–повествователь более субъективен. Например, в рассказе А.П.Чехова «Иван
Матвеевич» налицо явная доброжелательная юмористическая характеристика главного
героя: «.молодой человек лет восемнадцати, с овальным как яйцо, безусым лицом,
в поношенном, облезлом пальто и без калош. Он. старательно вытирает свои.
неуклюжие сапоги. И улыбается той продолжительной, широкой, немножко глуповатой
улыбкой, какая бывает на лицах только у детей и очень простодушных людей».
[156]
Автор–повествователь Рэя Брэдбери, в основном, отказывается от непосредственной
оценки. Герои сами раскрывают себя с положительной или отрицательной стороны,
доказывая причастность к гуманизму собственными поступками. Так, описание Венди
и Питера (героев рассказа «Вельд»), на первый взгляд, отражает позитивную
авторскую оценку («.щеки – мятный леденец, глаза – ярко голубые озера, от
джемперов так и веет озоном, в котором они купались, летя на вертолете»
[157]). Однако, дальнейшие события раскрывают всю жестокость и черствость
внутреннего мира этих персонажей.
3. Герои Рэя Брэдбери и А.П.Чехова с активным отношением к
действительности являются прямыми выразителями авторской гуманистической мысли.
Они иллюстрируют основные постулаты концепции гуманизма и своим поведением,
мировосприятием, жизненными установками доказывают важность и состоятельность
гуманистических принципов, исповедуемых ими самими и собственно авторами.
Но если герои Рэя Брэдбери, причисляемые им к «лучшим представителям
человеческой расы»[158], стремятся к
истинно гуманному жизнеустройству, вступая в открытый конфликт с попранием
такового (Эйми из рассказа «Карлик», бабушка в новелле «Электрическое тело
пою!» и др.), то в рассказах А.П.Чехова мы не наблюдаем борьбы его лучших
персонажей со злом. Активный тип героя А.П.Чехова– «в пути», в стремлении к
осознанию смысла жизни, цели своего существования, духовному самовыпрямлению
(Надя из рассказа «Невеста», Иван Великопольский из рассказа «Студент»).
4. Главной чертой персонажей с пассивным отношением к канонам гуманизма
является превалирование псевдоценностей над истинными. В ходе исследования мы
пришли к выводу, что для героев пассивного типа Рэя Брэдбери характерно
исключительно агрессивное поведение, активные действия, направленные на
попрание общечеловеческих законов и ценностей. Поведение же чеховских героев
можно условно разделить на инертное и активное. При инертном поведении человек,
замкнутый в своей пассивности, покоряется без духовной жизни (Петр Михайлыч
Ивашин из рассказа «Соседи»). Пассивный тип героя с активным поведением
проявляет активную обывательскую психологию, причиняющую боль и моральные
страдания окружающим (господин Назарьев в рассказе «Перед свадьбой», Георгий
Иванович Орлов из «Рассказа неизвестного человека»).
5. Мы выявили интересную закономерность рассказов Рэя Брэдбери и
А.П.Чехова, которую весьма точно охарактеризовал К.С.Станиславский: «Как темная
краска нужна для усиления светлой, так точно темные стороны действительности и
быта изображаемой писателем жизни нужны ему для выделения светлых надежд и
чаяний.»[159]
Данная аксиома, тем не менее, по–разному проявляется в типах героев русского
реалиста и американского фантаста. Для А.П.Чехова характерен своеобразный
синтез взаимоконтрастирующих черт в одном изображаемом персонаже (Агафья и
Савка из рассказа «Агафья», Иван Великопольский из рассказа «Студент»). Герои
же Рэя Брэдбери, преимущественно, не соединяют в одном лице положительные и
отрицательные стороны характера – они либо выступают явными выразителями
авторской гуманистической мысли (Том из рассказа «Улыбка»), либо иллюстрируют
картину царящих на Земле невежества, косности и разобщенности (Экельс из
рассказа «И грянул гром»).
Таким образом, если чеховский герой сочетает в собственном характере темные и
светлые стороны человеческой натуры, то герой Рэя Брэдбери концентрирует в
своем лице или черты гуманистического, или постулаты антигуманистического
мировоззрения и является примером либо резко отрицательным, либо
положительным.
Тексты произведений
1. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту. Рассказы. – СПб.: Азбука, 2000.
384 с.
2. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. Рассказы. – СПб.: Азбука, 2000.
432 с.
3. Брэдбери Р. Здесь могут водиться тигры: Рассказы. – СПб.:
Азбука, 2000. 432 с.
4. Брэдбери Р. Лучший из возможных миров: Рассказы. Пер. с англ. –
СПб.: Азбука, 2000. 384 с.
5. Брэдбери Р. Марсианские хроники. Рассказы. – СПб.: Азбука, 2000.
416с.
6. Брэдбери Р. Память человечества. Сост. Р.Рыбкин. – М: Книга,
1982. 240с.
7. Брэдбери Р. Передай добро по кругу: Сборник. Пер. с англ. Сост.
Р.Рыбкин. – М.: Мол.гвардия, 1982. 414 с; ил.–(Б–ка юношества).
8. Брэдбери Р. Сочинения: В 2 т. Сост. Э.Кузьмина. – М.: Терра, 1997.
9. Брэдбери Р. Сочинения: В 3 т. Сост. Столинин И. – М.: Детская
литература, 1982.
10. Брэдбери Р. Сочинения: В 5 т. Сост. Н.Пальцев. – М: Прогресс, 1993.
11. Брэдбери Р. Тени грядущего зла: Роман, рассказы (Пер. с англ.) –
СПб.: Северо–Запад, 1992. 608 с.
12. Брэдбери Р. Что–то страшное грядет. Роман, рассказы. – СПб.:
Азбука, 2000. 496 с.
13. Горький М. и Чехов А. Переписка, статьи, высказывания. /Под ред.
Харитонова Н. – М.: Гослитиздат, 1951. 385 с.
14. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 10 т. – М.: Просвещение, 1956.
15. Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. – М.: Просвещение, 1961.
16. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. – М.: Наука, 1974–1983.
Научно-критическая литература
17. Аксаков К.С. О некоторых современных собственно литературных
вопросах. //Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для
учащихся старших классов. – М.: Знание, 1993. С.180–189.
18. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. – М.: Высш. шк.,
1983. 348 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Просвещение,
1979. 356 с.
20. Бердников Г. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. – М.:
Художественная литература, 1984. 203 с.
21. Бердников Г. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова.
//Вопр. лит. 1982. №1. С.124–151.
22. Брэдбери Р. Вместо предисловия. //Брэдбери Р. Лучший из возможных
миров: Рассказы. Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2000. С.5.
23. Бутяков Л. Марсианин из Лос–Анджелеса. Вступительная статья.
//Брэдбери Р. Здесь могут водиться тигры: Рассказы. – СПб.: Азбука, 2000.
С.5–12.
24. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940.
25. Ванслова Е. Добро по кругу. //Брэдбери Р. Передай добро по кругу:
Сборник. Пер. с англ. Сост. Р.Рыбкин. – М.: Мол.гвардия, 1982. 414 с;
ил.–(Б–ка юношества).
26. Гаков Вл. Побег из детства. Жизнь и книги Рэя Брэдбери.
Заключительная статья. //Брэдбери Рэй. Сочинения: В 3 т. Сост. Столинин И. –
М.: Детская литература, 1982.
27. Гвоздей В.Н. Меж двух миров: Некоторые аспекты чеховского реализма:
Монография. – Астрахань: Изд–во Астраханского гос. пед. ун–та., 1999. 127 с.
28. Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста:
Монография.– Астрахань: Изд–во Астраханского гос. пед. ун–та., 1999. 128 с.
29. Головачева И. Вступительная статья.// Брэдбери Р. 451° по
Фаренгейту. Рассказы. – СПб.: Азбука, 2000. С.6.
30. Дунаев М. Испытание веры: О творчестве А.П.Чехова. //Лит. в шк.
1993. №6. С.12–20.
31. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. –
Л., 1979.
32. Качанова Н. Темный карнавал, или Конец начальной поры.
Вступительная статья. //Брэдбери Р. Что–то страшное грядет. Роман, рассказы.
– СПб.: Азбука, 2000. С.5–10.
33. Киселева М.И. Творчество Р. Брэдбери. Традиция и современный
литературный контекст. – Ниж. Новгород: Изд–во Нижегородского гос. пед.
ун–та, 1993.
34. Кошелев В. «.Лег на диван и. помер»: Чехов и культура абсурда.
//Лит. обозрение. 1994. №12. С.6–8.
35. Крамов И. В зеркале рассказа. – М.: Книга, 1979. 282 с.
36. Кубасов А.В. Рассказы А.П.Чехова: поэтика жанра. – Свердловск, 1990.
37. Кувакин В.А. Твой рай – ад: Человечность и бесчеловечность
человека. – М.: Детская литература, 1998. 78 с.
38. Кузьмина Э. Вступительная статья. //Брэдбери Рэй. Сочинения: в 2 т.
Сост. Э. Кузьмина. – М.: Терра, 1997. Т.1.
39. Куралех А. Время Чехова. //Вопр. лит. 1994. №6. С.153–173.
40. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма. //Мандельштам О.Э. Слово и
культура. – М.: Просвещение, 1987. С.168–169.
41. Михайлов А.В. Обратный перевод. Русская и западноевропейская
культура: Проблема взаимосвязей. – М.: Знание, 2000. 325 с.
42. Михайлов О. Художник-гуманист: К 125 летию со дня рождения
А.П.Чехова. //Молодая гвардия. 1985. №1. С.257-267.
43. Молитвин П. Рэй Брэдбери – грани творчества и легенда о жизни.
Заключит. статья. //Брэдбери Р. Тени грядущего зла: Роман, рассказы (Пер. с
англ.). – СПб.: Северо–Запад, 1992. 608 с.
44. Николаев П.А. Предощущение нового мира: К 125–летию со дня рождения
А.П.Чехова. //Знамя. 1985. №1. С.227–231.
45. Нинов А. Современный рассказ. – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1998.
388 с.
46. Новикова В.Г. Фантастическая новелла Р. Брэдбери. – Ниж. Новгород:
Изд–во Нижегородского гос. пед. ун–та, 1992. 154 с.
47. Пальцев Н. Предисловие. //Брэдбери Р. Марсианские хроники.
Рассказы.– СПб.: Азбука, 2000. С.4.
48. Пальцев Н. Радуга земного мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя
Брэдбери. Вступительная статья. //Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н.Пальцев.
– М.: Прогресс, 1993. Т.1. С.4.
49. Писатели США о литературе: В 3 т. – М.: Прогресс, 1982.
50. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1983. 96 с.
51. Правда во всем и всегда. (Эстетика реализма раннего Чехова.)
//Романенко В. Призвание таланта. – Киев: Радянський письменник, 1977.
С.111–219.
52. Пушкин в русской философской критике. – М.: Наука, 1990. 433 с.
53. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней:
В 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994.
54. Ревич В. Любовь и ненависть Рэя Брэдбери. Заключительная статья.
//Брэдбери Р. Память человечества. Сост. Р.Рыбкин. – М.: Книга, 1982. С.227.
55. Стрельцова Е. Вера и безверие. Поздний Чехов. //Театр. 1993. №3.
С.28-35.
56. Сухих И. Пути им проложенные. Образ мира у Чехова. //Звезда. 1985.
№1. С.137–141.
57. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. – М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 1999. 736 с. с ил. – (Звезды мировой философии).
58. Топоров В.Н. Об эктропическом пространстве поэзии (поэт и текст в
их единстве). //От мифа к лит–ре. – М.: Книга, 1993. C.24.
59. Харитонова О.Н. Философская новелла А.П.Чехова «Студент» на уроке
литературы в X кл. //Лит–ра в шк. 1993. №6. С.52.
60. Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М.:
Просвещение, 1986. 356 с.
61. Чудаков А.П. Пушкин – Чехов: завершение круга. //Чеховиана: Чехов и
Пушкин. – М.: Просвещение, 1998. С.43.
Справочная литература
62. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Изд-во НПК
«Интелвак», 2001. 1600 стб.
63. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев,
В.Г.Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
64. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М.: Высш. шк., 1999. 398 с.
[1] Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту. Рассказы. – СПб., 2000. С.227.
[2] Там же. С.266.
[3] Там же. С.370.
[4] Там же. С.244.
[5] Брэдбери Р. Что–то страшное грядет. Роман, рассказы. – СПб., 2000. С.306.
[6] Там же. – С.446.
[7] Брэдбери Р. Вино из одуванчиков. Рассказы. – СПб., 2000. С.355.
[8] Там же. – С.415.
[9] Брэдбери Р. Марсианские хроники. Рассказы. – СПб., 2000. С.363.
[10] Там же. – С.392.
[11] Брэдбери Р. Здесь могут водиться тигры: Рассказы. – СПб., 2000. С.408.
[12] Там же. – С.178.
[13] Брэдбери Р. Передай добро по кругу: Сборник. – М., 1982. С.168.
[14] Здесь и далее, указывая после
С.(сочинения) или П.(письма) номер тома и страницу, цит. по: Чехов А.П. Полн.
собр. соч. и писем: в 30 т.
[15] Головачева И. Вступительная
статья.// Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту. Рассказы. – СПб., 2000. С.6.
[16] Философский энциклопедический словарь. Гл.ред.: Л.Ф.Ильичев, В.Г.Панов.
[17] Бердников Г. Социальное и
общечеловеческое в творчестве Чехова. //Вопр. лит. 1982. №1. С.124–151.
[18] Дунаев М. Испытание веры: О
творчестве А.П.Чехова. //Лит. в шк. 1993. №6. С.12–20.
[19] Куралех А. Время Чехова. //Вопр. лит. 1994. №6. С.153–173.
[20] Николаев П.А. Предощущение нового мира. //Знамя. 1985. №1. С.227–231.
[21] Сухих И. Пути им проложенные. Образ
мира у Чехова. //Звезда. 1985. №1. С.137–141.
[22] Гвоздей В.Н. Секреты чеховского
художественного текста: Монография. – Астрахань, 1999.
[23] Гвоздей В.Н. Меж двух миров:
Некоторые аспекты чеховского реализма: Монография. – Астрахань, 1999.
[24] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983.
[25] Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. – М., 1986.
[26] Кузьмина Э. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Сочинения: в 2 т. Сост. Э. Кузьмина. – М., 1997. Т.1.
[27] Молитвин П. Рэй Брэдбери – грани
творчества и легенда о жизни. Заключит. статья. //Брэдбери Рэй. Тени грядущего
зла: Роман, рассказы (Пер. с англ.). – СПб., 1992.
[28] Пальцев Н. Радуга земного
мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя Брэдбери. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н.Пальцев. – М., 1993. Т.1.
[29] Ревич В. Любовь и ненависть Рэя
Брэдбери. //Брэдбери Рэй. Память человечества. Сост. Р.Рыбкин. – М., 1982.
[30] Киселева М.И. Творчество Р.
Брэдбери. Традиция и современный литературный контекст. – Ниж. Новгород, 1993.
[31] Новикова В.Г. Фантастическая новелла Р. Брэдбери. – Ниж. Новгород, 1992.
[32] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
[33] Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – Л., 1940.
[34] Жирмунский В.М. Сравнительное
литературоведение: Восток и Запад. – Л., 1979.
[35] Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. – Л., 1983.
[36] Михайлов А.В. Обратный перевод.
Русская и западноевропейская культура: Проблема взаимосвязей. – М., 2000.
[37] Хализев Е.В. Теория литературы. Учеб. – М. 1999 С. 54
[38] Там же С. 54
[39] Топоров В.Н. Об эктропическом
пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве). // От мифа к литературе. М.,
1993 С.28
[40] Станкевич Н.В. Об отношении
философии к искусству. // Станкевич Н.Е. Поэзия, проза, статьи, письма. Воронеж
1998 С. 104
[41] Манн Т. собр. соч. : В10т. М; 1961. Т.10. С. 259
[42] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. – 1979 С. 371
[43] Хализев Е.В. Теория литературы. Учеб. – М. 1999 С. 65
[44] Там же. С.65.
[45] Пушкин в русской философской критике. М. – 1990 С 433
[46] Мандельштам О.Э. Утро акмеизма. //
Мандельштам О.Э. Слово и культура. М. – 1987 с. 168–169
[47] Бердников Г. Социальная и
общечеловеческая в творчестве А.П.Чехова. //Вопросы литературы. 1982. №1.
С.149.
[48] Там же.
[49] Цит. по: Полоцкая Э.А. Пути
чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.9.
[50] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.9.
[51] Цит. по: Полоцкая Э.А. Пути
чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. с.9–10.
[52] Там же С.11.
[53] Головачёва И. Предисловие. //
Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту. Рассказы. – СПб., 2000. С.10.
[54] Цит. по Пальцев Н. Радуга земного
мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя Брэдбери. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н. Пальцев. – М., 1993. Т.1. С.25.
[55] Цит. по Николаева А. Предощущение нового мира. // Знамя. 1985. №1. С.231.
[56] Цит. по Николаев А. Предощущение нового мира. //Знамя. 1985. №1. С.219.
[57] Николаев А. Предощущение нового мира. //Знамя. 1985. №1. С.230.
[58] Бердников Г. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984. С.37.
[59] Бунин И.А. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1967. Т.9. С. 186.
[60] Николаев А. Предощущение нового мира. //Знамя. 1985. №1. С.231.
[61] Пальцев Н. Радуга земного
мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя Брэдбери. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н.Пальцев. – М., 1993. Т.1. С.7.
[62] Бутяков Л. Марсианин из
Лос–Анджелеса. Вступительная статья. //Брэдбери Р. Здесь могут водиться тигры:
Рассказы. – СПб., 2000. С.5.
[63] Брэдбери Р. Вместо предисловия.
//Брэдбери Р. Лучший из возможных миров: Рассказы. Пер. с англ. – СПб., 2000.
с.5–6.
[64] Цит. по Сухих И. Пути им
проложенные. Образ мира у Чехова. // Звезда 1985. №1. С.141.
[65] Мандельштам О.Э. Утро акмеизма.
//Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987. С.168–169.
[66] Чудаков А.П. Пушкин–Чехов:
завершение круга. //Чеховиана: Чехов и Пушкин. – М., 1998. С.43.
[67] Чехов А.П. Иван Матвеевич. С.371.
[68] Там же. С.372.
[69] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.12.
[70] Брэдбери Р. Марсианские хроники. Рассказы. – СПб., 2000. С.365.
[71] Там же. С.364.
[72] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.19.
[73] Качанова Н. Темный карнавал, или
Конец начальной поры. Вступительная статья. //Брэдбери Р. Что–то страшное
грядет. Роман, рассказы. – СПб., 2000. С.9.
[74] Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 10 т. – М., 1956. Т.10. С.99–100.
[75] Чехов А.П. Агафья. С.33.
[76] Там же. С.28.
[77] Чехов А.П. Агафья. С.32.
[78] Там же. С.34.
[79] Брэдбери Р. Пришло время дождей. С.421.
[80] Брэдбери Р. Пришло время дождей. С.427.
[81] Там же. С.429.
[82] Куралех А. Время Чехова. //Вопр. лит. 1994. №6. С.169–170.
[83] Чехов А.П. Архиерей. С.201.
[84] Брэдбери Р. Электрическое тело пою! С.457.
[85] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.47.
[86] Там же. С.48.
[87] Там же. С.50.
[88] Пальцев Н. Радуга земного
мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя Брэдбери. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н.Пальцев. – М., 1993. Т.1. С.7.
[89] Брэдбери Р. Улыбка. С.374.
[90] Ванслова Е. Добро по кругу.
//Брэдбери Р. Передай добро по кругу: Сборник. – М., 1982. C.410.
[91] Брэдбери Р. Берег на закате. С.174.
[92] Брэдбери Р. Электрическое тело пою! С.331.
[93] Там же. С.329.
[94] Там же. С.309.
[95] Горький М. и Чехов А. Переписка,
статьи, высказывания. /Под ред. Харитонова Н. – М., 1951. С.122.
[96] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.46.
[97] Харитонова О.Н. Философская новелла
А.П.Чехова «Студент» на уроке литературы в X кл. //Лит–ра в шк. 1993. №6. С.53.
[98] Чехов А.П. Студент. С.309.
[99] Харитонова О.Н. Философская новелла
А.П.Чехова «Студент» на уроке литературы в X кл. //Лит–ра в шк. 1993. №6. С.54.
[100] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.76.
[101] Там же. С.77.
[102] Брэдбери Р. Запах сарсапарели. С.358–359.
[103] Там же. С.364.
[104] Там же. С.364.
[105] Цит. по: Чехов А.П. [С.5, 614].
[106] Чехов А.П. Агафья. С.34.
[107] Там же. С.35.
[108] Там же. С.25.
[109] Там же. С.27.
[110] Там же. С.28.
[111] Там же. С.34.
[112] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.20.
[113] Брэдбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. С.410.
[114] Там же. С.430.
[115] Пальцев Н. Предисловие.
//Брэдбери Р. Марсианские хроники. Рассказы.– СПб., 2000. С.12.
[116] Брэдбери Р. Земляничное окошко. С.398.
[117] Там же. С.399.
[118] Там же. С.398.
[119] Там же. С.399.
[120] Чехов А.П. Страх.С.137.
[121] Чехов А.П. Черный монах. С.237.
[122] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.47.
[123] Кузьмина Э. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Сочинения: в 2 т. – М., 1997. Т.1. С.4.
[124] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.77.
[125] Бутяков Л. Марсианин из
Лос–Анджелеса. Вступительная статья. //Брэдбери Р. Здесь могут водиться тигры:
Рассказы. – СПб., 2000. С.12.
[126] Брэдбери Р. Земляничное окошко. С.397.
[127] Цит. по Пальцев Н. Радуга земного
мифотворчества, или Колодец фантазии Рэя Брэдбери. Вступительная статья.
//Брэдбери Рэй. Соч.: в 5 т. Сост. Н. Пальцев. – М., – 1993. Т.1. С25.
[128] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.48.
[129] Брэдбери Р. Урочный час. С.359.
[130] Брэдбери Р. Вельд. С.279.
[131] Молитвин П. Рэй Брэдбери – грани
творчества и легенда о жизни. Заключит. статья. //Брэдбери Р. Тени грядущего
зла: Роман, рассказы. – СПб., 1992. С.605.
[132] Брэдбери Р. Карлик. С.308.
[133] Брэдбери Р. Карлик. С.312.
[134] Там же. С.321.
[135] Качанова Н. Темный карнавал, или
Конец начальной поры. Вступительная статья. //Брэдбери Р. Что–то страшное
грядет. Роман, рассказы. – СПб., 2000. С.10.
[136] Брэдбери Р. Карлик. С.323.
[137] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.12.
[138] Чехов А.П. Перед свадьбой. С.49.
[139] Горький М. и Чехов А. Переписка,
статьи, высказывания. /Под ред. Харитонова Н. – М., 1951. С.129.
[140] Чехов А.П. Рассказ неизвестного человека. С.157.
[141] Чехов А.П. Рассказ неизвестного человека. С.192.
[142] Там же. С.209.
[143] Там же. С.209.
[144] Брэдбери Р. И грянул гром. С.232.
[145] Куралех А. Время Чехова. //Вопр. лит. 1994. №6. С.163.
[146] Чехов А.П. Страх. С.127.
[147] Там же. С.127.
[148] Чехов А.П. Страх. С.131.
[149] Гвоздей В.Н. Секреты чеховского
художественного текста: Монография.– Астрахань, 1999. С.114.
[150] Чехов А.П. Страх. С.137.
[151] Там же. С.131.
[152] Чехов А.П. Страх. С.129.
[153] Гвоздей В.Н. Секреты чеховского
художественного текста: Монография.– Астрахань, 1999. С.114.
[154] Брэдбери Р. Земляничное окошко. С.256.
[155] Мандельштам О.Э. Утро акмеизма.
//Мандельштам О.Э. Слово и культура. – М., 1987. С.168–169.
[156] Чехов А.П. Иван Матвеевич. С.370–371.
[157] Брэдбери Р. Вельд. С.273.
[158] Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.77.
[159] Цит. по: Полоцкая Э.А. Пути
чеховских героев: Кн. для учащихся. – М., 1983. С.9.
Страницы: 1, 2, 3
|