Статья: Американская литература: элитарная и массовая
Статья: Американская литература: элитарная и массовая
Американская литература: элитарная и массовая
В одном из своих публичных выступлений известный американский писатель
Сол Беллоу заявил: «Быть интеллектуалом в Соединенных Штатах - значит быть
замурованным в приватности, где вы мыслите, но мыслите под гнетом унизительного
ощущения того, как ничтожно мало может мысль изменить в жизни». Одиночество и
неумение идти в фарватере жизни - основная тема современной американской
литературы, заявленная в послевоенный период, когда настроение победителей
сменилось растерянностью перед кризисными явлениями, которые стали заявлять о
себе как в материальной, так и в духовной сторонах жизни.
Если писателям школы «горячей крови» - от
Джека Лондона до
Эрнеста Хемингуэя - была свойственна ясность и внятность интонации, то начиная с
50-х гг. в американской прозе, поэзии и драматургии начали преобладать
ироничность, беспокойство, самобичевание, застенчивость и чувствительность.
Американской литературой за несколько последних десятилетий - с конца 40-х до
90-х - было сделано важное открытие: кризис - одно из жизненных явлений, и
его следует признавать как факт и выдержать, прежде чем удастся его
преодолеть.
1940 год, когда вышел роман Хемингуэя
«По ком звонит колокол», подвел черту под определенным этапом в истории
американского общества. В 30-40-х гг. произведения Хемингуэя с большой
точностью передавали вкус, запах и ощущение реальности. Читатели Хемингуэя
переводили эту реальность на язык их собственных эмоций, что помогало им
воспринимать мир, каким его видели герои писателя. После войны мироздание
расшаталось, жизнь утрачивала свои привычные надежные очертания. Герои великого
писателя умирают уже не в борьбе с фашизмом, а потому что устают жить и
бороться без ясно осознанной цели (Том Хадсон в
«Островах в океане»).
Творчество Хемингуэя стало определяющим для нового поколения писателей, которые
объединились в общую школу «новой прозы», -
К. Маккалерса,
Ю. Уэтли,
Т. Капоте,
Р. Морриса. Субъективность и неясность в определении моральной позиции - главная
особенность эстетических идеалов этой школы. Крайне редко создавались теперь
широкие эпические полотна: художественное самосознание дробилось под влиянием
множества субкультур, которые перетягивали серьезную литературу в сторону
массовой.
Тем не менее, моральные искания, паломничество к правде, к своему внутреннему
«я» всегда находились в фокусе творчества писателей послевоенного периода -
Дж. Апдайка,
Н. Мейлера,
С. Беллоу,
Дж. Д. Сэлинджера,
У. Стайрона.
Большое влияние на американскую литературу 50-70-х гг. годов оказала философия
экзистенциализма. Проблема отчуждения человека легла в основу идеологии и
эстетики поколения так называемых
«битников». В 50-х гг. в Сан-Франциско образовалась группа молодой
интеллигенции, которая назвала себя «разбитым поколением» - битниками. Битники
восприняли близко к сердцу такие явления, как послевоенная депрессия,
«холодная война», угроза атомной катастрофы. Битники фиксировали состояние
отчужденности человеческой личности от современного им общества, и это,
естественно, выливалось в форму протеста. Представители этого молодежного
движения давали почувствовать, что их современники-американцы живут на
развалинах цивилизации. Бунт против истеблишмента стал для них своеобразной
формой межличностного общения, и это роднило их идеологию с экзистенциализмом
Камю и
Сартра.
Знаковой фигурой среди
писателей-битников стал
Джек Керуак (1922-1969). Его творческое кредо заключено непосредственно в
художественных текстах. Керуаком написано десять романов. Манифестом
писателей-битников стал его роман
«Городок и город» (1950). Последний роман
«Сатори в Париже» был написан в 1966 г.
Керуак сравнивал все свои прозаические произведения с прустовской эпопеей
«В поисках утраченного времени». Как и Пруст, Керуак объединил свои романы «На
дороге», «Подземные», «Бродяги Дхармы», «Доктор Сакс», «Мэгги Кэсседи»,
«Тристесса», «Разочарованные ангелы», «Видения Коди» и другие книги, включая
«Биг Сур», в прозаический цикл под общим названием
«Легенда Дюлуоза».
Изобретенный писателем «спонтанный» метод - писатель записывает мысли в том
порядке, в котором они приходят ему в голову, - способствует, по мнению
автора, достижению максимальной психологической правдивости, сокращению
дистанции между жизнью и искусством. «Спонтанный» метод роднит Керуака с
Прустом.
В большинстве произведений Керуака герой предстает в облике бродяги, убегающего
от общества, нарушающего законы этого общества. Путешествие
битников Керуака - это своеобразный «рыцарский поиск» по-американски,
«паломничество к Святому Граалю», по сути - путешествие к глубинам собственного
«я». Для Керуака одиночество - главное чувство, уводящее человека от реального
мира. Именно из глубин своего одиночества и следует оценивать окружающий мир.
В произведениях Керуака почти ничего не происходит, хотя герои находятся в
постоянном движении. Герой-рассказчик - личность, идентичная автору. Но в
романах Керуака почти всегда присутствует и второй герой, за которым ведет
свое наблюдение повествователь.
В романе
«На дороге» рассказчик - молодой начинающий писатель по имени Сол Парадайз. Его
окружают люди, отвергающие все, но ничего не предлагающие взамен. Ключевым
моментом жизни Сола становится встреча с угонщиком машин, бродягой Дином
Мориарти. Кредо Мориарти - жить вдохновенно, с упоением, не задумываясь о
завтрашнем дне. Для Сола начинается новая жизнь. Он пробуждается от депрессии и
пускается в странствие по Америке.
Благодаря наблюдениям Сола читатель имеет возможность увидеть всю страну:
природу дикого Запада, жизнь ковбоев, фермеров, простого народа. Главным
символом и стержнем, на который нанизывается повествование, становится
дорога. Именно в дороге к нему приходит желание жить «как все». Он встречает
мексиканскую девушку, работает на сборе хлопка, но его возврат в Нью-Йорк
неизбежен. Вторая часть произведения повествует о совместном путешествии Дина
и Сола. Америка здесь предстает в несколько ином качестве - через обновленный
взгляд Сола - как «страна одиноких изгнанников и эксцентричных любовников».
В совершенно новом качестве предстает перед читателями и образ Дина Мориарти.
За внешней бравадой и неуемным желанием жить вдруг проявляются безграничный
эгоизм, полное неумение и нежелание считаться с друзьями и близкими.
Внутренний мир Мориарти оказывается уродливым и надломленным. Бесконечные
связи с женщинами начинают выглядеть болезненными, шутовскими. Мир
жизнерадостного героя-индивидуалиста развенчивается. Становится ясно, что
героев Керуака гонит по дорогам не жажда жизни, а боязнь пустоты, страх
смерти.
Керуаку удается добиться несомненной правдивости в воссоздании образа главного
героя. Автор находит удачный угол зрения - немного со стороны и сверху. С той
точки зрения герои Керуака предстают в постоянном движении, но их поиск обычно
оканчивается пустотой и одиночеством. В этом сказывается протест писателя
против благополучия как выражения духовной смерти, но положительного идеала для
своих героев автор при этом не предлагает. Дин Мориарти в творчестве Керуака
становится архетипом американца. Он появляется и в других произведениях -
«Видения Коди»,
«Биг Сур». Восприятие героя в поздних произведениях Керуака становится более
положительным: Дин живет в нормальной семье, выражает готовность помочь старым
друзьям.
Попытки писателя найти положительный идеал в окружающей жизни заставляет его
обратить взор к восточной философии. Герой романа
«Бродяги Дхармы» (1958) - буддист, человек «безобидный в гандианском смысле,
сильный в духе Ницше и эмоционально богатый, как Бодлер и Рембо». Он считает
наказанием за какие-то грехи «быть рожденным в Америке, где никто ни во что не
верит, особенно в свободу». Но и философия покоя, проповедуемая дзен-буддизмом,
не приносит герою Керуака спасения от одиночества, от чувства неприкаянности.
В более поздних произведениях Керуака происходит некое объединение темы дороги и
буддизма. В романе «Биг Сур» мы сталкиваемся с неким Дюлуозом, королем
битников. В настоящем Дюлуоз - измученный, разбитый идол целого поколения. В
образе главного героя проявляется мотив декадентского переосмысления
битничества. Пессимизм героя, его стремление «поехать домой и умереть со своим
котом» уже далеки от тональности радостного восприятия жизни, характерной для
ранних романов Керуака.
Последний роман Керуака
«Разочарованные ангелы» (1965) воссоздает жизнь битников в период расцвета этого
движения. Автор-рассказчик, находясь на вершине горы в полном уединении, ждет
озарения, откровения. Таким озарением становятся библейские истины. Приходит
мысль о том, что все живое хочет жить, что убивать никого нельзя. Он учится
видеть в людях лучшее.
Торнтон Уайлдер (1887-1975) известен в нашей стране в первую очередь по роману
«Мартовские иды», написанному еще в 1948 г. В центре повествования - последние
месяцы и дни жизни Юлия Цезаря. Автор ставит важную проблему одиночества
великого человека. Роман строится как увлекательный монтаж из вымышленных
документов. Диктатор воспринимает свободу как ответственность за решение,
принятое самостоятельно. Временами Юлия Цезаря терзают сомнения. В некоторых
сферах бытия - в любви, поэзии и судьбе - он подозревает присутствие силы
большей, чем человеческая.
Юлий Цезарь предстает перед читателем через восприятие его непосредственного
окружения: Корнелия Непота, Цицерона, Брута, Клеопатры, актрисы Кифериды,
домашней челяди. Грядущую гибель Цезарь воспринимает как решающую проверку,
способную дать ответ на важный вопрос: существует ли во вселенной или над ней
Высший Разум, который за нами следит?
В 1979 г. вышел посмертный сборник очерков Уайлдера
«Американские характеристики и другие эссе». В них писатель стремится найти
истоки разобщенности и индивидуализма как национальных качеств американцев.
Книга не лишена и претензий на постановку и решение глубинных философских
проблем, главные из которых упираются в аналитическое изучение
экзистенциального мировосприятия соотечественников писателя.
Два последних романа Уайлдера посвящены Америке.
«День восьмой» (1967), по мнению самого писателя, восходит к более раннему
произведению - роману
«Мост Людовика Святого» (1927). В центре повествования - история семьи Эшли.
Своими идеалами герои противопоставляются богатству и прибыли: у них на первом
месте счастье и труд. Положительные герои Уайлдера обретают смысл жизни в
самоотдаче человека, направленности труда на служение людям.
Уайлдер создает в романе собирательный тип личности XX в., который
воплощается в фигуре доктора Гиллиза. С этим образом связан смысл заглавия
романа. Теория, провозглашаемая Гиллизом, разделяет историю человечества на
две части: «до» и «после». «До» - это семь дней творения земли и
человечества, предыстория становления.
Американскому индивидуализму автор противопоставляет русскую соборность.
Патриотизм и любовь к своему народу изображаются как высшее кредо русского
человека и как идеал для человека будущего.
Автору удается придать повествованию занимательность, поскольку в основе
сюжета - детективная история: убийство, арест, побег.
Форма романа примечательна тем, что в ходе повествования писатель расширяет
временные и пространственные рамки, охватывая события нескольких десятилетий
и включая в действие различные страны мира - от США до Чили.
Как истинный американец одинок главный герой последнего романа Уайлдера
«Теофил Норт». При создании образа Норта писатель использовал ряд
автобиографических обстоятельств. Произведение примечательно тем, что в нем
воссоздан тип так называемого «интеллектуального пикаро». При этом автор все же
поддается соблазну идеализации героя, подчеркивая его исключительность, на
которой основаны его свобода и стремление, как и у героев
Керуака, постоянно находиться в пути. Норт одновременно выступает в роли
утешителя, освободителя, исцелителя духовных недугов, воспитателя, наставника,
друга.
Сенсацию в американской литературной жизни произвел роман
Нормана Мейлера (род. 1923)
«Нагие и мертвые» (1948). В романе даны достаточно подробные описания армии,
которая становится моделью будущего социального устройства страны.
Книга под названием «Олений парк» (1955) дает объективную оценку нравственной
анемии «средней» Америки времен маккартизма. В этом произведении впервые
заявлена мейлеровская концепция «хипстера» (hipster - тот, кто повергнут в
уныние, подавлен морально), положившая начало идеологии
«хиппи» - героя экзистенциальной природы, человека, сжигающего за собой все
мосты цивилизации. Далее эти идеи развиваются в книге очерков Мейлера
«Самореклама» (1959). Мейлер сопоставляет хиппи с битниками, признавая первых
более радикальными выразителями протеста против социального насилия.
Знаковым произведением для поколения 60-х гг., эпохи, когда
битники выросли в «хиппи», оказался роман
«Американская мечта» (1965). Главный герой Стивен Роджек - герой войны,
однокашник президента Кеннеди, сделавший блестящую карьеру, - стал известным
психологом и популярным ведущим на телевидении. Но что-то не клеится в судьбе
Стивена. За поверхностным успехом все более четко проступает личная драма.
Стивен убежден в том, что жизнь не удалась. Не приносит радости супружеская
жизнь, поскольку его жена страстно любит деньги и превращает все вокруг себя в
свою собственность.
Основной мотив «Американской мечты» - духовное паломничество героя,
стремление проникнуть в самые укромные уголки подсознания. Для этого герой
погружается на самое дно Нью-Йорка. Но вхождение героя в заповедный мир
инстинктов приводит к распаду личности.
Герой стремится опытным путем освоить «таинственные бездны убийства и
самоубийства, инцеста, оргии и оргазма». Таким образом, ставится вопрос о
том, что весь книжный, философский опыт не в состоянии помочь Стивену в
психологическом плане. Динамика путешествия героя внутрь себя приобретает у
писателя форму пульсирующего процесса сновидения. В произведении намечен путь
внутреннего возрождения личности, который открывает доступ к ресурсам
подсознания или мистического сверхсознания.
В последние годы вышли романы Мейлера
«Призрак Харлота» (1991),
«История Освальда» (1995), книга
«Портрет Пикассо в юности» (1995), в которых автор обращается к вопросам религии
и политики. В 1998 г. отечественный читатель получил возможность познакомиться
с одним из последних произведений Мейлера - романом
«Евангелие от Сына Божия» (1997).
Проблема тотального одиночества западного интеллигента - главная тема творчества
лауреата Нобелевской премии 1978 г., писателя
Сола Беллоу (род. 1914). Его перу принадлежат романы
«Приключения Оги Марча» (1953),
«Человек, болтающийся в воздухе» (1973) (в русском переводе - «Между небом и
землей»),
«Планета мистера Заммлера» (1973),
«Дар Гумбольдта» (1976).
Главный герой романа
«Герцог» (1964) - университетский профессор философии Герцог Мозес - переживает
интеллектуальный и личный кризис.
Не чувствуя твердой почвы под ногами, Мозес ищет контакты с миром. Одной из
странных форм таких контактов становятся письма разнообразным адресатам -
живым и мертвым: Кьеркегору, Д. Эйзенхауэру, Спинозе, Ницше, Л. Толстому,
родным, любимым, Богу. Письма, впрочем, остаются неотправленными.
Женщины, окружающие Мозеса, также не могут дать ему духовного удовлетворения.
Бывшая жена Мозеса Мадлен, как перчатки, меняет свои интеллектуальные
пристрастия: Соловьев, де Местр, Элеонора Аквитанская, - но побеждает чтение
детективных романов. Любовница Мозеса Района - воплощение чувственности.
Герой мечется в пространстве, из города в город, но искупления или успокоения
не происходит.
Мир книг и чужих суждений, в котором живет Герцог, взрывается,
соприкоснувшись с действительностью. Стремление привести мысли и знания в
соответствие с окружающим миром оканчивается для героя срывом. В финале
романа Мозес остается в одиночестве, в заброшенном доме, и, наконец,
перестает строчить письма и погружается в интеллектуальное безмолвие. Но это
безмолвие не может заменить ему подлинной жизни.
Мозес у Беллоу - мученик и рыцарь современного духа. В итоге своего духовного
паломничества он приходит к отречению от рационалистического конструирования.
Герцог воскресает и начинает радоваться жизни: чувствовать тепло солнца,
различать краски, любить. Отказ от ложных претензий, отсутствие высокомерных
претензий к повседневности - к такому финалу приходит Герцог.
В определенном смысле «Герцог» можно рассматривать как «роман воспитания». Но
в таком прочтении видится определенная доля иронии, поскольку воспитываемым
оказывается воспитатель. Действительность преподает профессору урок -
жесткий, болезненный, в чем-то разрушительный. Моралью здесь служит мысль
Беллоу о том, что современное сознание вообще требует постоянной встряски.
Роман заканчивается в иронической тональности, которая позволяет не
отождествлять героя и автора, правдиво показавшего трагедию американского
интеллигента.
В 70-х гг. происходит углубление философских основ прозы Беллоу. В романе
«Дар Гумбольдта» он обращается к жанру притчи. Писатель ставит своеобразный
литературный эксперимент, как бы расщепляя свою личность между двумя героями,
литераторами, поэтами - Чарли Цитрином и фон Гумбольдтом Флейшером. Цитрин
пошел по стопам своего наставника Гумбольдта и отчасти превзошел его.
Написав первую книгу, Чарли приобрел известность, затмившую учителя, а
Гумбольдт упрекал Цитрина в том, что он якобы украл у него личность, построив
из личности Цитрина своего героя. Успех к Цитрину пришел с постановкой на
Бродвее пьесы, написанной о международном авантюристе XVIII в., который
представляет собой собирательный образ Казаковы и маркиза де Сада. Прослыв
либералом, Цитрин утвердил свою репутацию одного из видных американских
«интеллектуалов».
Герой выступает в качестве внимательного и вдумчивого наблюдателя нравов
своего времени. Но его «серьезные разговоры», которые составляют главный вид
деятельности Цитрина, давно уже проложили между ним и реальной жизнью глухой
кордон. Калейдоскопичность его сентенций затеняет главную проблему героя -
отсутствие эмоционального и духовного равновесия. К моменту начала
повествования Цитрин находится в творческом тупике, из которого не видит
выхода.
Проблема крушения иллюзий художника ставится исходя не только из образа
Цитрина. Мотив «дара Гумбольдта» становится объединяющим в судьбе обоих
героев. Посмертный удел его учителя Гумбольдта - забвение. Гумбольдт погибает
в безвестности, потому что Америке не нужно искусство.
Смерть Гумбольдта отражает капитуляцию творческой интеллигенции перед
обществом. Судьба «дара» Гумбольдта исполнена горкой иронии. В кризисный час
Цитрин получает наследство от своего покойного друга в виде двух
киносценариев. Они чудесным образом приносят Чарли деньги, расположение
друзей, веру в себя. Превратившись в бизнесмена, герой Беллоу переживает
полную трансформацию. Происходит «падение Чарли Цитрина», автор подвергает
позицию героя, не сумевшего противостоять пошлости, строгому осуждению.
Примирение героя с окружающим миром происходит в более позднем произведении
Беллоу - романе
«Декабрь декана» (1982). Герой по имени Сорде вступается за черного студента,
которого безосновательно обвиняют в убийстве двух белых парней. Процесс
оказывается проигранным. Сорде вынужден уехать. Но он не чувствует себя
спокойно ни на Западе, ни в странах Восточной Европы. В финале романа герой
вместе с женой направляется в горы, навстречу солнцу. Такой шаг свидетельствует
о моральном выздоровлении героя и означает безоговорочное приятие мира,
реальности, отказ от бунта, сопротивления.
В критике не затихают споры по поводу природы творчества
Курта Воннегута (род. 1922). К какому жанру принадлежат его произведения: к
научной фантастике, «черному юмору», неоавангардизму или сатире? Сам писатель
утверждает, что его книги выросли из традиций
Аристофана,
Рабле,
Свифта и писателя-соотечественника
Марка Твена. Пафосом своего творчества Воннегут близок писателям США, пришедшим
в литературу после Второй мировой войны, которые остро ощущают одиночество,
внутренний трагизм существования внешне благополучного человека в
технократическом обществе.
Стиль произведений некоторые критики определяют как «телеграфно-
шизофренический». Фантастика, гротеск, бурлеск, эксцентриада сплавлены в его
романах с острым сюжетом. Ирония и сатира сосуществуют с трогательными и
глубокими по своей откровенности страницами.
В фантастическом романе
«Утопия 14» (1952) (в английском варианте - «Механическое пианино») изображается
общество будущего, управляемое научной элитой с помощью огромного компьютера. В
процессе рассказа о разрушении рядовыми американцами всевозможных машин
чувствуются нотки ликования. Но постепенно проявляются интонации авторского
сочувствия к блестяще задуманным и великолепно изготовленным машинам. Главный
персонаж романа Пол Протеус порою начинает сочувствовать разрушителям. Но он же
с гордостью принимает титул «хорошего инженера» и даже пытается остановить
современных «луддитов», увлекшихся борьбой против машин.
Пародией на научную фантастику является роман
«Сирены титана» (1959), в котором описывается нападение машиноподобных марсиан
на Землю. Это бедствие заставляет землян сплотиться и забыть былые конфликты.
Вначале профессиональные ценители решительно отнесли эту книгу к разряду
невысоко котировавшейся «научной фантастики». Но лишь гораздо позже
литературоведы произвели переоценку этого романа, отметив, что фантастика
«Сирен...» пародийна.
В романе
«Колыбель для кошки» (1963) повествование ведется от лица журналиста Джоана.
Герой-рассказчик отправляется в некий город Илиум. Он собирается написать книгу
о жившем там выдающемся ученом Феликсе Хонникере, изобретателе атомной бомбы.
Параллельно в сюжет вплетается мотив некоего фантастического вещества, «льда
девять». Он замораживает все, с чем соприкасается. Стремлению Джоана постичь
истину препятствует изобретатель бомбы, который исповедует антигуманизм,
своеобразный моральный макиавеллизм.
Автор широко пользуется сатирическими красками при описании режима на острове
Сан-Лоренцо, что вызывает прямые ассоциации с островом Гаити. На острове
властвует над умами духовный лидер Боконон, который проповедует новую религию
под названием «боконизм». С одной стороны, боконизм отвлекает людей от ужасов
жизни. С другой - религия провозглашает ценность в мире бездушной
цивилизации. В результате на острове происходит катастрофа. Остров гибнет из-
за случайности, применения «льда девять». Спасаются лишь журналист, Боконон и
еще несколько человек.
В романе
«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969) отразились факты биографии
автора: Воннегут попал в плен к нацистам и находился на дрезденских бойнях.
Автор вольно обращается с временем, распоряжаясь им по своему усмотрению. Он
переносится то в период Второй мировой войны, то в послевоенную Америку (в
частности, в период войны во Вьетнаме). Причудливое смешивание временных и
пространственных координат позволяет насытить роман глубоким социальным и
философским содержанием, превратив его в страстный памфлет против войны и
милитаризма.
В лагере, куда доставлены взятые в плен американцы, есть привилегированный
барак. Отсюда американцев переводят в Дрезден и содержат их на уже не
действующей городской бойне номер пять. Там их настигла страшная бомбежка
авиации в феврале 1945 г. Город превращается в пылающий костер, и людей при
этом погибает больше, чем во время атомной бомбежки в Хиросиме.
После войны, несмотря на то что жизнь участвовавшего в войне главного героя
Билли Пилигрима упорядочивается, его начинает мучить память о дрезденской
трагедии. Он пытается рассказать об этом соотечественникам, пробить стену
равнодушия, но его считают помешанным.
Среди друзей Пилигрима - писатель-фантаст Килгор Траут. Траут рассказывает
герою сюжет: в новом Евангелии, подаренном жителям Земли инопланетянами,
Иисус не сын Божий, а простой бродяга. Его можно распинать безнаказанно. Лишь
перед смертью его может усыновить высшая сила. Остается открытым вопрос:
свершится ли акт усыновления или страдания людей бессмысленны?
В романе
«Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник» (1975) - два героя. Один
из них - уже знакомый читателям «научный беллетрист» Килгор Траут. Другой -
владелец агентства по продаже автомобилей Двейн Гувер. Читатель мог бы
предположить, что в книге, носящей столь пышное название «Завтрак для
чемпионов», пойдет речь о персонажах героического склада, о подлинных
чемпионах. Но автор не позволяет подобным иллюзиям жить долго. В произведении
упоминается, что название книги заимствовано автором у фирмы «Дженерал Миллз»,
выпускающей под маркой «Завтрак для чемпионов» некий пищевой продукт. Далее со
скрытым сарказмом Воннегут сообщает: «Титул данной книги... никак не связан с
акционерной компанией «Дженерал Миллз», не служит ей рекламой, но и не бросает
тень на ее отличный продукт». Саркастические пассажи возникают сплошь и рядом.
Они то и дело оказываются вкрапленными в материал другого характера. В этих
молниеносных ударах воннегутовской сатиры и заключается своеобразие романа
«Завтрак для чемпионов».
В «Завтраке для чемпионов» основной мишенью сатиры Воннегута становится
положение дел на его собственной родине. Прозаик говорит, например, что «в
той части планеты, на которой жил Двейн, любой человек, хотевший иметь такую
штучку (речь идет о револьвере. - С.Т.), мог купить ее в местной скобяной
лавке». Нужно ли доказывать, что «та часть планеты» - это именно США?
О последствиях взрыва нейтронной бомбы - уничтожении американского города в 100
тысяч человек - повествуется в романе
«Малый не промах» (1982). Автор в этом произведении выступает против попыток
определенной части общества оправдывать подобное «чистое оружие», поскольку оно
истребляет все живое, зато оставляет невредимыми строения, дома, машины.
Курта Воннегута не перестает волновать вопрос, связанный с однобоким развитием
цивилизации, когда нравственные принципы явно отстают от накопления знаний. Эта
тема развивается писателем в романе
«Галапагос» (1985).
В американской литературе последних десятилетий
Чарльз Буковски (1920-1994) занимает особое место, принадлежа к писателям из
разряда «enfant terrible». Жизнь обитателей городского дна в изображении
Буковски шокирует. Писатель использует при этом ненормативную лексику.
Около пятидесяти лет Буковски прожил в Лос-Анджелесе. Именно этот город -
место действия большинства его произведений. Первый рассказ Буковски
опубликовал в двадцать три года, а в тридцать пять он начал заниматься
поэзией. За всю жизнь из-под его пера вышло более сорока пяти прозаических и
поэтических книг.
Отчасти идейная и эстетическая позиция Буковски близка к нонконформизму эпохи
битничества. Его творчество по многим параметрам сближается с произведениями
Керуака,
Берроуза и других «бунтарей» 60-х.
Художественный мир Буковски отчасти раздвоен, превратившись в метафору
трансатлантического художественного сознания. Подобно
Э. Хемингуэю и
Г. Миллеру он получил известность сперва в Европе, а лишь потом - в Америке.
Соотечественники долго не признавали в этом неопрятном бродяге и горьком
пьянице талантливого художника.
Убийственная ирония Буковски по отношению к профессиональным писателям,
погрязшим в дрязгах и разборках, коренится в его принципиальном
нонконформизме. В 1970 г., когда писателю исполнилось пятьдесят, он все еще
служил почтовым чиновником, а писал в свободное от работы время.
Произведения Буковски автобиографичны. Исповедален, примеру, роман
«Хлеб с ветчиной» (1982). В нем Буковски описал свои переживания по поводу
чувства ущербности, которое вызывало у него в молодости болезненную реакцию на
обезображенное следами операции лицо.
Известность к Буковски пришла после того, как фильмы по его сценариям были
отмечены на кинофестивалях. Экранизация литературного произведения для Америки
всегда была признаком, указывающим на успех писателя. Так, в 1981 г. фильм
Марко Феррери по роману Буковски
«История обыкновенного безумия» получил главный приз на фестивале в
Сан-Себастьяне. В 1987 г. вышел фильм «Завсегдатай бара», поставленный в
Голливуде по его автобиографическому сценарию с
Микки Рурком в главной роли.
Герой Буковски по внешним признакам жизни - деклассированный элемент:
алкоголик, бездельник, чаще безработный. Мир, в котором он существует, имеет
ограниченное количество измерений. Сфера обитания героя - бары, меблированные
комнаты. Своеобразен и временной ритм жизни героя: полуночные выпивки,
бесконечные разговоры, сон. Это жизнь человека, выпавшего из социума.
Зачастую герой выступает в роли интеллигентного человека, ведущего
напряженную духовную жизнь: выступает с лекциями в университетах, пишет по
случайным заказам статьи, но вместе с тем он свой человек среди бродяг и
выпивох. Иногда местом его обитания становятся стены тюрьмы. Главный признак
его прозы - почти полное отсутствие социального переосмысления
действительности.
Одноименный роман Буковски
«Голливуд» посвящен кинорежиссеру
Барбье Шредеру, который долго убеждал автора написать этот роман. Герой романа
Генри Чинаски - человек, насквозь пропитанный джином, - во многом напоминает
самого автора. В романе он пишет сценарий «Пьяница грустный с душою нежной» -
без пафоса своей персоны, но зато преисполненный самоиронии. Повествование,
лишенное композиционной и стилистической усложненности, воспринимается как
единый исповедальный порыв, направленный на самораскрытие попавшего в ловушку
хаотического бреда, выдаваемого за искусство.
Умер Буковски в городе Сан-Педро в Калифорнии на семьдесят четвертом году жизни,
успев закончить свой последний роман
«Макулатура».
Особое место в литературном процессе США занимает негритянская литература. Самый
яркий ее представитель
Джеймс Болдуин (1924-1987) призвал негритянских писателей отойти от стереотипов
в изображении негра и показать во всем душевном богатстве и противоречивости
личность черного американца. Позицию Болдуина разделили и другие негритянские
писатели, и все их движение приобрело название
«новой волны». Писатели акцентировали свое внимание на нравственном аспекте
личности негра, а не на том, что было сформировано расистскими предрассудками.
Главное произведение Болдуина - роман
«Иди и вещай с горы» (1953). В повествовании резко противопоставлен «внешний
мир» - мир белых людей - и внутренний мир каждого из черных героев в его
отношении к миру белых. Читатель знакомится с горестным рассказом
четырнадцатилетнего подростка Джона Граймза о его детстве и отрочестве в
нью-йоркском Гарлеме. Пасынок в многодетной семье, Граймз ищет любви и
понимания близких. Неприкаянность, отчужденность от привычного семейного
окружения - таковы основные причины подросткового кризиса, который переживает
герой. Кризис подросткового сознания углубляется его непростыми отношениями с
отчимом, гарлемским проповедником, в котором слепая религия объединяется с
буйным темпераментом. Требование от близких беспрекословной веры, неумение и
нежелание прощать недостатки - все это мотивирует поступки Гэбриэла Граймза.
Маленькому Джону хочется другой жизни. Но жизнь за пределами Гарлема ему
заказана: там белые, которые по непонятной для него причине не приемлют его.
Героя тянет к уединению, и любимым его местом становится высокий холм в
центральном парке Нью-Йорка. Оттуда видно, что люди не боятся Бога и не
задумываются о вечном. Джон мечтает стать то поэтом, то президентом колледжа,
то кинозвездой. Но спастись от абсурда жизни можно только обращением к
религии, к церкви, которая может укрыть его от всех бед. Три истории -
отчима, матери и тетки Джона - составляют основу второй части романа. Они
повествуют о борьбе чернокожих героев за собственное достоинство, в которой
поражение почти неотличимо от победы.
Кульминационным моментом повествования становится для Джона пребывание у
алтаря негритянской церкви (третья часть романа). В результате переживаний
героя, потери и обретения веры в себя душа Джона примиряется с потребностью в
единении с общиной и сознанием собственной свободы. Он внутренне приходит к
необходимости и возможности стать лидером негритянского народа.
Уильям Стайрон (род. 1925). Представитель «южной школы» в американской
Страницы: 1, 2
|