Рефераты

Диплом: Утопия и антиутопия в научной фантастике

людей. Наука, по его мнению, должна была сыграть в этом значительную роль.

Среди множества литературных влияний, которые можно проследить в произведениях

Г. Уэллса, есть одно основное, сформировавшее Г. Уэллса как писателя ХХ века.

Это влияние - просветительство. "Смысл просвещения Г. Уэллс видел не в

отвлеченной проповеди добрых начал, а в объяснении реального положения в

мире," [59] - отмечает Ю. Кагарлицкий.

Наибольшие плоды теория просвещения приносила в произведениях о далеком

будущем - о том времени, когда классовое общество исчезнет, а вместе с ним

и разобщенность человечества. Г. Уэллс писал "утопии-минимум". Иногда они

имели форму самостоятельных трактатов, иногда выступали как приложение к

книге о современности или о ближайшем будущем. В них немало противоречий. Г.

Уэллс надеется на то, что увеличение роли научных исследований, технический

прогресс и автоматизация производства поведут уже не к созданию

малочисленной прослойки интеллигентов, а к образованию невиданного прежде

"нового среднего класса", который составит опору общества. Представители

этого класса будут в силу своего положения и характера занятий

чувствовать себя представителями всего человечества и постараются работать в

общих его интересах. Как они будут действовать, каким путем отнимут власть у

теперешних правителей общества, подскажет время.

Этот идеальный проект неизбежно терпит крах уже в самой системе логических

выкладок автора. "Г. Уэллс не может не задаться вопросом: "Из каких слоев

будет формироваться этот "новый средний класс"? Очевидно, из представителей

современных общественный классов. А если так, будет ли он представлять собой

единое целое?" [60]

Еще больший крах эта система воззрений потерпела, когда ее пытались претворить

в жизнь. Под влиянием призывов Г. Уэллса иногда возникали небольшие группы

энтузиастов, объявлявших его своим руководителем и наставником. Но,

сталкиваясь с живыми людьми, в качестве руководителя, Г. Уэллс " проявлял

такую беспомощность, а сами его проекты обнаруживали такое несогласие с

жизнью, что все эти начинания кончались ничем".

[61]

Образ идеального общества воплощен Г. Уэллсом в научно-фантастическом романе

"Люди как боги" [62]. Мир, где нет

частной собственности, насилия над личностью, нужды, политических форм

управления, мир, где мы встречаем полное единомыслие среди жителей.

Государство давно отмерло, нет здесь и элиты, т.к. все люди поднялись до

понимания общечеловеческих интересов. "Наше образование и есть наше

правительство" [63], - говорит один из

утопийцев. В утопии воплощено то, что Г. Уэллс несколько ранее называл

"идеалом всякого интеллигентного человека", - "порядок без организации". Все

сохранившиеся функции государства переданы обществу, и теми или иными

вопросами, представляющими общий интерес, занимаются просто "люди, которые

больше других в этом понимают".

Человек восторжествовал в Утопии Г. Уэллса, т.к. социальные отношения целиком

свелись к человеческим отношениям, основанным на разумных принципах и не

располагающих к конфликту. "Мир Утопии - "это торжество порядка и красоты..."

[64] . В Утопии не было ни одной науки, зародыша которой не существовало

бы на Земле, ни одного вида энергии, которым не пользовались бы земляне. Здесь

была та же Земля - только без невежества, темноты, злобы, коварства, столь

обычных в земной жизни..." [65] . Г.

Уэллс желает отношений товарищества между людьми, труда по душевной

потребности, а не по принуждению, совести вместо стяжательства. Утопийцы

Г. Уэллса не чураясь труда и садоводства, основное время уделяют

все-таки занятиям наукой. После того, как наука освободила их от труда ради

куска хлеба, они не потеряли к ней интереса.

Небо этой страны, куда попал мистер Барнстейпл, не заволакивают тучи

фабричного дыма, - но не потому, что утопийцы отказались от фабрик. Они

просто сумели создать "автоматически действующую цивилизацию", устранив в

промышленном производстве то, что вредно человеку и противоречит его

природе. Утопийцы любят прилагать свои руки к делу - не только голову, но и

руки. Они с удовольствием трудятся на земле. Но не в знак протеста против

умственной работы и не потому, что их вынуждает материальная

необходимость. Если для них и существует в данном случае какая-то

необходимость, то это необходимость всестороннего развития личности, чувства

единства с природой.

Цель этого произведения состояла в том, чтобы отыскать путь объединения

человечества. Здесь скрещивались психологические и социологические интересы

Г. Уэллса. Он стремился осмыслить прошлую и предсказать будущую историю

человечества и вместе выяснить, какие черты современного человека позволяют

надеяться на приобщение его к человечеству, а какие мешают этому.

Таким образом, Ж. Верн и Г. Уэллс, пытаясь заглянуть в будущее, создают свой

образ утопического государства.

§ 2 Особенности сюжетно-композиционного построения романов-утопий Ж. Верна и

Г. Уэллса.

Романы Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой", Таинственный остров", "Дети

капитана Гранта", Г. Уэллса "Люди как боги" не являются в чистом виде

утопиями, а только включают в себя утопические черты, но тем не менее они

влияют на поэтику произведений, в частности на сюжет и композицию, а также

на хронотоп.

В основе сюжета романа Ж. Верна "Двадцать тысяч лье под водой" лежит

изобретение необычайной подводной лодки "Наутилус" и кругосветное

путешествие. Хотя в то время уже были придуманы аппараты для погружения

человека под воду, однако судно Немо оказалось более усовершенствованным,

чем те, которые изобретались в то время. Сначала правительства США и

Франции посчитали это неопознанное чудовище за гигантского нарвала, и, чтобы

очистить от него водные просторы, снарядили фрегат "Авраам Линкольн" с

известным гарпунером на борту - Нед Лендом. По просьбе морского министра в

путешествие отправляется и профессор Парижского музея господин Аронакс со

своим слугой Конселем. Но фрегат терпит неудачу: при нападении на подводную

лодку оказывается сломанным гребной винт. В результате толчка за борт

попадают Нед Ленд, Аронакс и Консель. Их-то и подбирает "Наутилус". В

сюжете такие резкие повороты событий встречаются лишь дважды: прибытие трех

героев на "Наутилус" и их побег. На протяжении всего романа действие

развивается спокойно. Герои, а вместе с ними и читатель, совершают

кругосветное путешествие под водой. Находясь в плену у "Наутилуса", героям

остается лишь созерцать чудеса подводного мира.

Так как ко времени написания романа такой подводной лодки еще не

существовало, то захватывающим и познавательным представлялось все:

фантастическое строение лодки, описания морских глубин, подводной флоры и

фауны, тогда еще почти не изученных.

В романе много научного материала, поскольку Ж. Верна интересует техническая

сторона дела. Целые главы посвящены строению подводной лодки, аппаратуре,

служащей для ее управления. Дается подробное описание не только обычных в

обиходе мореплавателей приборов (термометр, барометр, гигрометр, компас,

секстан, хронометр), но и удивительной силы, на основе которой и создана

эта лодка. Эта сила - электрическая энергия. Раскрывается и секрет откуда

можно взять в море электрическую энергию. Здесь на помощь приходит химия. "На

тысячу граммов морской воды приходится девяносто шесть с половиною процентов

чистой воды, две и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом

количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний,

сернокислый магний... Хлористый натрий я выделяю из морской воды и питаю им

свои элементы". [66]

При описании подводной лодки писатель соединяет реальность и фантастику.

Многое из того, что есть в "Наутилусе" в то время представлялось

фантастичным (например, водолазные костюмы, сделанные из такого прочного

материала, что герои могут совершать прогулки по дну океана на любой

глубине). Даже размеры "Наутилуса", сейчас кажущиеся обычными для подводных

лодок, в то время поражали (длина - семьдесят метров, ширина - восемь метров,

водоизмещение - тысяча пятьсот тонн). Писатель включает в свой роман научную

фантастику. Роман насыщен экскурсами в области химии, физики, механики,

биологии. Наряду с прекрасными описаниями морских рыб: "Я приметил зеленого

губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка, белого с

фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию,

чудесную макрель здешних морей, с серебряной головой и голубым

телом..." [67] встречаются и

прозаические экскурсы: "Костистые рыбы подразделяются на шесть подотрядов:

primo, колючеперые, с цельной и подвижной верхней челюстью, с гребенчатыми

жабрами. Подотряд включает пятнадцать семейств, иначе говоря, почти три

четверти всех известных рыб. Представитель подотряда: обыкновенный окунь."

[68]

Герои могут наблюдать за подводным миром не только через стекла в стенах

лодки, но и выходить в скафандрах. Специальные главы посвящены таким

подводным путешествиям: "Прогулка по подводной равнине", "Подводный лес",

"Коралловое царство". Часто в название главы выносится какое-либо

географическое название, маршрут героев: "Индийский океан", "Красное

море", "Греческий архипелаг", "Саргассово море", "Южный полюс".

Сюжет романа строится не только как путешествие, но и как приключения.

Приключенческий конфликт - противостояние человека загадкам природы,

столкновение с неведомым - организует действие.

На страницах романа появляется благородный образ Немо, предстающий у Ж. Верна

гением моря. Немо страстно любит море: "Море - это вечное движение и

любовь..." Но тут же добавляет: "Море неподвластно деспотам. На поверхность

морей они могут еще чинить беззаконие, вести войны, убивать себе подобных.

Но на глубине тридцати футов под водой они бессильны, тут их могущество

кончается! Тут настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!"

[69]

Немо действует против деспотов, выступая "страшным судией, настоящим

архангелом мести", когда наблюдает за погружением на дно раненного им

военного корабля.

Несмотря на весь пыл своего гнева, доводящий Немо порой до жестокости, он не

деспот, его ненависть против угнетателей лишь следствие сочувствия

угнетенным.

Капитан Немо, как и любой приключенческий герой, не обременен семьей, она

обрекла бы его на житейскую прозу. На мгновение возникает некий женский

образ: Аронакс застает Немо за созерцанием портрета своей жены, загубленной

угнетателями, но кто именно она, не уточняется.

Немо - благородная натура, но чувства его проявляются так или иначе в

зависимости от обстоятельств, порождаемых средой. Его ненависть к

человечеству достаточно объяснена тем, что он выстрадал и что перенесли

его близкие. Как и любой другой герой приключенческого романа, Немо -

экстравертен, он реализует себя во внешнем мире: строит подводную лодку,

путешествует в ней по морям, отсюда и появляется данный сюжет.

Люди, разделяющие с ним одиночество и опасности, беспредельно преданы

своему капитану, повинуясь каждому его жесту. Но экипаж "Наутилуса"

обезличен. После трех месяцев плавания пленники не могут определить, какова

численность команды. Никто из команды даже не назван по имени, они не

действуют как самостоятельные персонажи. На корабле существует полное

единомыслие, кроме капитана Немо из общей массы никто не выделяется. Этим еще

больше подчеркивается таинственность Немо.

Идеальный мир "Наутилуса" - это пример социальной утопии, но писатель разрушает

утопический мир Немо. Уйдя в одиночество, замкнувшись в этом мирке, он не

может достичь покоя. В "Таинственном острове", умирая, он признается:

"Одиночество, оторванность от людей - участь печальная, непосильная...", "Я

умираю оттого, что думал, что можно жить одному"

[70] . Люди сильны только в сообществе, только в коллективе. Тот, кто хочет

жить и бороться в одиночку, пусть даже за правое дело, обречен на гибель.

Маленький мир капитана Немо полностью отгорожен от внешнего мира, он

изображен без опоры на реальность. Этот устроенный мир застыл в

неподвижности и исчезает только со смертью последнего обитателя "Наутилуса"

- капитана Немо.

Таким образом, мы видим в романе соединение мотивов научной фантастики,

подводных путешествий, элементов социальной утопии, этот идеальный мир

исчезает не потому, что Ж. Верн не верил в него, а потому, что писатель

пропагандировал идею единства людей, коллектива.

Ж. Верн написал эпопею о науке и ее возможностях. Наука в его трилогии

становится темой и содержанием произведения.

В "Таинственном острове" отразились идеи утопического социализма. Это роман

об идеальном человеческом обществе, поставленном лицом к лицу с природой.

В основе сюжета романа лежит история нескольких человек, попавших на

необитаемый остров, затерянный в бескрайних просторах южной части Тихого

океана. Но, если Робинзон Крузо, заброшенный бурей на остров отчаяния, имел

в своем распоряжении целый корабль с набором инструментов, запасом

продовольствия и снаряжения, то героям Ж. Верна во время полета пришлось

выбросить в море как балласт все, вплоть до карманных ножей и спичек.

Робинзону достаточно было протянуть руку за дарами тропической природы,

поселенцам острова Линкольна приходилось самим создавать свое

благополучие, но Робинзон был одинок, а герои Ж. Верна - сплоченная группа

людей, коллектив.

Ж. Верн использует литературные приемы "романтических тайн". Тайна

организует материал, влияет на весь роман. Тайны (например, чудесное

спасение С. Смита, неизвестно откуда взявшееся лекарство для Герберта,

взрыв пиратского корабля в "Таинственном острове"), которые во что бы то ни

стало надо раскрыть, интригуют и захватывают воображение. Загадочные события

кажутся героям необъяснимыми, сверхъестественными, почти мистическими.

Какая-то чудесная сила всегда приходит на помощь колонистам острова

Линкольна в тот момент, когда им грозит наибольшая опасность, но тайна

раскрывается лишь на последних страницах и покров "сверхъестественного" с

предшествующих эпизодов спадает. Мистика оказалась мнимой.

"Таинственный остров" является утопией, т.к. в этом романе можно найти все

черты присущие утопии как жанру. Действие происходит в замкнутом пространстве,

на острове Линкольна. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них нет

внутренних конфликтов, что мы и видим на примере данного романа.

Колонисты трудятся все вместе. Здесь не существует ни денег, ни частной

собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь - все за одного и один за

всех. Это говорит и еще об одной черте утопии: в романе нет "я", а

есть "мы". Каждый трудится для всего коллектива. Боцман Айртон, проведший

двенадцать лет на необитаемом острове, потерял человеческий облик,

превратился в дикаря. "Горе тому, кто одинок друзья! - восклицает Сайрес

Смит. - По-видимому, одиночество быстро погубило рассудок этого человека, раз

вы нашли его в таком жалком состоянии!"

[71] . Но стоило только Айртону попасть в человеческое общество,

присоединиться к группе свободных тружеников во главе с С. Смитом, как к

нему снова вернулся разум. Дикарь стал человеком, закоренелый негодяй -

честным работником.

Кроме того, здесь нет сатиры, ибо идет утверждение идеала человеческого

общества.

Но уже в этой утопии у Ж. Верна появляется сомнение в осуществлении такого

идеального порядка и взаимоотношений между героями острова. Поэтому по

замыслу Ж. Верна остров взрывается и исчезает в пучине.

Утопия не может существовать вне общества, и Ж. Верн, проверив свою идею на

замкнутом пространстве, переносит ее в жизнь. Сюжет не завершается

благополучным возвращением героев в Америку, а имеет продолжение в эпилоге:

они покупают участок земли в штате Айова и основывают на тех же началах

трудовую общину - островок свободной земли среди океана земель, подчиненных

буржуазному правопорядку. "Под разумным руководством инженера и его товарищей

колония процветала", - сообщает автор. Далее деятельность колонистов

выходит за рамки повествования.

Утопия места переходит в утопию ордена, в основе которой лежит деятельность,

имеющая целью создание неких островков добра внутри плохого общества.

Роман заканчивается благополучно, но тем не менее нота сомнения в

произведении присутствует. Общество, которое изобразил Ж. Верн, не застыло

в неподвижности, остров Линкольна был временным прибежищем для колонистов.

А это уже не характерно для утопии. Начинается трансформация утопии в

антиутопию.

В отличии от "Таинственного острова" роман "Дети капитана Гранта"

[72] включат лишь элементы социальной утопии. Если в романе "Таинственный

остров" события развиваются именно на этом утопическом острове, все внимание

писателя сосредоточено на описании, устройстве маленького утопического

государства, то в романе "Дети капитана Гранта" идея Гранта основать колонию

занимает второстепенное место. На первый план выходят приключения героев,

которые совершают кругосветное путешествие.

Сюжет романа развивается исключительно по законам внутренней логики.

Стимулом для кругосветного путешествия являются поиски детьми без вести

пропавшего отца. Их отец - шотландский патриот, не желающий примириться с

тем, что Англия поработила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его

родины не совпали с интересами англосаксов, и он решил основать вольную

шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Он мечтал, что эта

колония когда-нибудь добьется государственной независимости, как это

случилось с США, той независимости, которую неизбежно рано или поздно

завоюют Индия и Австралия. Поэтому легко допустить, что английское

правительство чинило капитану Гранту препятствия. Тем не менее он

подобрал команду и отплыл исследовать крупные острова Тихого океана, чтобы

найти подходящее место для поселения. Но ему помешали, и затем лорд

Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ,

объясняющий его исчезновение.

Ж. Верн воздействует на восприятие читателя, заставляя его сопереживать

героям. На протяжении длинного повествования о путешествиях и приключениях

Ж. Верн всячески выражает свою симпатию к шотландцам и антипатию не

столько даже к англичанам, сколько к Англии, особенно ее колониальной

политике, которая основана на истреблении народов.

Поэтому Грант и отправляется на поиски утопического государства, и хотя его

не находит, роман кончается оптимистически. Сын капитана Гранта Роберт стал

моряком и под покровительством Гленарвана надеется осуществить отцовский

проект: основать шотландскую колонию на островах Тихого океана.

Роман представляет собой соединение захватывающих приключений, элементов

социальной утопии, кругосветного путешествия, в то же время он является

занимательной географией. В романе можно встретить множество историко-

географических экскурсов (история Америки, кто побывал на этом материке

после Колумба; описание Аргентинских памп, рассказ о знаменитых

путешественниках, исследовавших Австралию).

Таким образом, все три произведения являются романами-путешествиями,

включающими познавательный материал, а сюжеты организованы как

приключенческие с элементами социальной утопии. Но в отличие от классических

утопий в романах Ж. Верна присутствует научный материал. Писателя

интересует техническая сторона дела, потому что он огромные надежды связывал

с наукой и техникой, считал, что именно они помогут достичь идеального

общества.

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн

пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический".

Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал

новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как

это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже

существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое

энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки,

представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к

общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах.

Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все

это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в

газетах и популярных журналах" [73].

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с

жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая

уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса

основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную

фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый

вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний,

прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную

обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший

свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была

написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому

будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества

обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье

"Приключения человечества" [74].

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии

заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в

нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже

надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому

саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям

сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир,

потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах”

[75].

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле

слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие,

случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской

дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него

переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных,

обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты,

ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось,

утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к

ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами,

проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером

Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с

собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают

бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются

неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует

нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя

бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань

умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой

человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных

приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор,

после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные

недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и

землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал

будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических

принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между

землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает

характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может

благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных

государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо

современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию

и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух

утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав

верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое

пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир

Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В

романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное

общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное

единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет

конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической

утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса

соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание

общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих

современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном

обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир,

соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным

миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г.

Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса

детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера

Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в

Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных

миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет

внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала,

поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана

Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса

строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия,

чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме

того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным

материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы,

где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального

общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент

описательности.

§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

Утопический идеал государства в романах Ж. Верна и Г. Уэллса влияет на

поэтику их произведений, в частности на хронотоп.

Пространство в произведениях замкнуто - остров, подводная лодка, отдельная

страна, т.к. в изображаемых обществах нет конфликтов, то время как бы

застывает в неподвижности, мир является устроенным, упорядоченным.

Но писатели не всегда изображают этот мир без опоры на реальность, как

это свойственно многим утопиям.

Ж. Верн подчеркивал: "Я всегда стою одной ногой в действительность"

[76]. Поэтому, наверное, многие из его смелых пророчеств смогли сбыться.

"Писатель живет в местах, которые описывает. Воображение переносит его туда,

и он видит их так отчетливо, что создает у нас впечатление реального

присутствия, это и является существенной чертой его творческой манеры"

[77].

География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Так, в "Двадцать тысяч лье под водой" исследуются мировые воды, которые

делятся на пять главных водоемов: Северный Ледовитый океан, Южный Ледовитый

океан, Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан. Путешествие

начинается с Бруклина, главного пригорода Нью-Йорка, именно оттуда отплывает

фрегат "Авраам Линкольн" на поиски появившегося в морях чудовища. Встреча с

чудовищем, которое оказывается подводной лодкой происходит под 31° 15 '

северной широты и 136° 42 ' восточной долготы. Необходимо заметить, что

характерной особенностью романов Ж. Верна является точность дат,

мест. На протяжении всего романа читателя сопровождают точные даты, вплоть

до часов и минут ("Шестого июля, около трех часов пополудни, "Авраам

Линкольн" обогнул в пятнадцати милях к югу, скалу на оконечности Южной Америки,

которую голландские моряки назвали мысом Горн"

[78] , "Фрегат находился под 31° 15 ' северной широты и 136 ° 42 '

восточной долготы. Пробило восемь часов"

[79] ), название мест, маршрутов, упоминаются даже мельчайшие острова,

течения, проливы ("Путь "Наутилуса" лежал по одному из течений, обозначенному

на карте под японским названием "Куро-Сиво", что значит "Черная река". Выйдя

из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это

течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая

их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов..."

[80] ).

Подводная лодка "Наутилус" 8 ноября, в полдень начала свое кругосветное

путешествие под водой. Читатель вместе с героями побывает в подводных

лесах близ острова Креспо ( 32 ° 40 ' северной широты и 167 ° 50 '

западной долготы), пересечет тропик Рака по 172° долготы, минует Сандвичевы

острова, увидит остров Гавайи и Маркизские острова, пролив Торреса, берега

Папуасии, Суэцкий канал, Атлантиду, Южный полюс. Путешествие закончится в

опасных водах Норвежского побережья, в водовороте Мальстрим, пока "Наутилус"

будет бороться с пучиной, главные герои сбегут с подводной лодки и чудом

спасутся. Такую же точность в определении времени и места мы можем найти в

романах "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта".

Действие "Таинственного острова" начинается "над пустынной ширью Тихого океана

около четырех часов дня 23 марта 1865 года"

[81].

Но, в отличии от предыдущего романа, сюжет развивается на необитаемом

острове, который колонисты назвали островом Линкольна. Зато с какой

достоверностью описан этот остров, как будто Ж. Верн видел его своими

глазами. А ведь он писал свои книги, не выходя из кабинета или библиотеки, и

бывал далеко не на всех широтах, которые описывал.

В романе даже есть карта, которая позволяет лучше разобраться в

расположении пещер, мостов, ручьев. На карте обозначены контуры острова, его

местонахождение ( 150° 30 ' восточной долготы 34° 57 ' южной широты),

цифрами указаны Гранитный дворец, Глицериновый ручей, месторождения угля и

железа, пещера Даккара и т.д.

"Таинственный остров" - это роман об идеальном человеческом обществе,

поставленном лицом к лицу к природе. Социальная утопия соединяется здесь с

жанром приключенческого романа.

Действие романа протекает на лоне природы: "... до самого горизонта ...

простиралась водная пустыня. Никакой земли в виду! И ни одного паруса!

Беспредельная ширь океана, и в ней затерялся их необитаемый остров

[82] ". Мастерски показаны реалистические бытовые детали: изготовление

посуды, обжиг кирпичей. События здесь происходят на сравнительно узком

участке, и пестрая географическая панорама уступает место более тщательной

обрисовке бытовых подробностей и характеров действующих лиц: мы в деталях

видим строительство жилья, корабля.

Таинственный остров является символом земного шара, отданного в распоряжение

заинтересованных в его преобразовании людей.

Несмотря на некоторые черты утопии, присущие роману, он не является чистой

утопией. У Ж. Верна в романе появляется сомнение в осуществлении идеального

порядка и взаимоотношений между героями острова. Поэтому, по замыслу

Ж. Верна, остров взрывается и исчезает в пучине. Утопия не может существовать

вне общества, и Ж. Верн, проверив свою идею на замкнутом пространстве,

переносит ее в жизнь. В эпилоге романа колонисты после благополучного

возвращения в Америку основывают в штате Айова трудовую общину.

Для творчества Ж. Верна характерно, что, несмотря на путешествия,

встречающиеся в каждом романе, писатель "не возвращается без крайней

необходимости в те места, где уже побывали его герои"

[83]. В каждом романе исследованы и описаны новые страны и города.

В романе "Дети капитана Гранта" читатель побывает в Глазго, откуда начнет

свою экспедицию яхта "Дункан", затем в Северной Африке, пересечет экватор,

Магеланов пролив, увидит Канарские острова, совершит переход через Чили и

Кордильеры, Аргентинские пампы. Стимулом для такого путешествия являются

поиски детьми без вести пропавшего отца, который исчез где-то на 37

параллели. Путешественники исследуют всю 37 параллель, при следовании вдоль

этой параллели они совершили девять тысяч четыреста восемьдесят миль пути.

Поиски заканчиваются на уединенном островке, лежащем на 153 ° западной

долготы и 37 ° 11 ' южной широты, обозначенном на современных географических

картах как риф Мария-Тереза. Французы именовали его островом Табором. На

Таборе, или рифе Мария-Тереза, жили новые Робинзоны - капитан Грант в двумя

матросами. И здесь же остается в одиночестве искупать преступления перед

собственной совестью его бывший боцман Айртон. Одичавшего Айртона

впоследствии найдут колонисты, живущие на острове Линкольна - в 15 милях от

Табора.

Таким образом, в романе "Таинственный остров" соединяются сюжетные линии

"Детей капитана Гранта" и "Двадцати тысяч лье под водой" (судьба Немо).

Кругосветное путешествие займет около года (с 26 июля 1864 г. по 10 мая

1865г.) Такая точность в обозначении места действия - путешествия - и

времени его протекания нужна Ж. Верну, чтобы географические сведения,

содержащиеся в его произведениях, носили характер научно достоверных,

реально представляющих географию земли, ее размеры, данные во временном

измерении. Такая точность, реалистичность не противоречит, а согласуется с

принципами поэтики утопии, основанной на реалистическом мышлении и

восприятии.

Несмотря на точность дат, в каждом романе Ж. Верна будет несколько раз

сдвигать хронологию.

1. Чтобы дать возможность Айртону провести на клочке суши, отрезанном от

всего мира, целых двенадцать лет, автор нарочно путает даты, утверждая, что

Айртон был оставлен на острове в 1854 году, а не в 1865 году.

2. В подводном гроте острова Линкольна обретает последнее прибежище со

своим "Наутилусом" постаревший капитан Немо. Автор опять сдвигает

хронологию, утверждая, что события, изображенные в "Двадцати тысячах лье под

водой", происходили шестнадцать лет назад (1852), тогда как известно, что

действие в обоих романах по времени почти совпадает (вторая половина 1860-

х годов). Но если бы не было перестановки дат, капитан Немо не успел бы

состариться и не мог бы сказать, что живет уже тридцать лет в морских

глубинах.

Подобная условность в хронологии вполне возможна в научно-фантастическом

произведении, где жанровые особенности связаны с фантастическими

допущениями.

У Г. Уэлсса совсем другая манера и способ организации места и времени в своих

романах, лишенная буквальной точности. Пребывание мистера Барнстейпла в Утопии

занимает "около месяца". События разворачиваются летом 1921 года, когда мистер

Барнстейпл взял отпуск и тайком уехал из дома на своем автомобиле "желтая

опасность" в поисках отдыха. Во всем романе нет ни одной даты, мы даже не

знаем, куда едет герой. Случайно он попадает в Утопию: "... автомобиль словно

наткнулся на что-то, и его занесло ... в это мгновение мистер Барнстейпл

услышал какой-то звук. Именно такой, каким разрешается накапливавшееся

давление, резкий, словно звон оборвавшейся струны, которую слышишь, когда

теряешь сознание под наркозом или когда приходишь в себя"

[84].

Писатель использует фантастический прием, для того, чтобы перенести своего

героя в другой мир. Этот прием основан на гипотезе, что можно "использовать

атомный удар, чтобы повернуть участок материальной вселенной в другое

измерение ... повернуть, как поворачиваются на петлях створки ворот"

[85] и тогда кусочек вселенной попадет в новое измерение.

В романе сталкиваются два мира: обывательский и идеальный, утопический. Г.

Уэллс подчеркивает контраст между земными государствами и Утопией. Особенно

ощущается этот контраст, когда герой возвращается из Утопии в Англию. В Англии

в этот год была засуха, луга высохли, побурели. "Этот старый мир, казалось,

весь состоял из некрасивых, уже наполовину забытых вещей, звуков, запахов.

Доносились гудки автомобилей, грохот проезжающего поезда ... пыль

раздражающе щекотала ноздри ... под ногами валялся навоз, обрывки грязной

бумаги" [86] .

Пейзаж утопии поражает Барнстейпла: "По обеим сторонам дороги зеленела трава,

прекрасней которой мистеру Барнстейплу не приходилось видеть ... За

дорогой пестрело настоящее море цветов ... В ослепительно-синем небе

плыли курчавые облака. Воздух казался удивительно прозрачным и благоуханным"

[87] .

"Вместо жалких, крохотных террасок, вспаханных вручную, вместо корявых оливковых

деревьев, искромсанных виноградных лоз, крохотных полей ... вместо скудных,

примитивных оросительных каналов ... здесь, в Утопии, все говорило о широких

планах сохранения растительного мира, об умном и дальновидном

использовании всей почвы, всех горных склонов, всех солнечных лучей"

[88] .

Время в Утопии застыло. Повседневное существование утопийцев состоит из

бесконечного многообразия вкусной еды и напитков, разнообразных и

увлекательных упражнений, труда, спокойного сна, счастливой любви, не знающей

страха и злобы. Время там измеряется поступками человека: каждый утопиец

должен что-либо создать, построить, изобрести.

Земляне нарушают привычный ход времени. Они пытаются захватить Утопию и

терпят поражение. Вернув землян в Англию, в Утопии воцаряется прежний

порядок, ведь там нет войн, раздоров, эпидемий, вся жизнь утопийцев

направлена лишь на то, чтобы "одновременно учиться и творить". В

обществе далекого будущего исчезло противоречие между человеком и

человечеством. В этом противоречии Г. Уэллс видит подоснову всех неурядиц

современности, оно составляет исходный пункт его философских воззрений и

творчества.

Таким образом, для всех романов Ж. Верна характерно точность дат, мест.

Такая точность связана с географическими приключениями. Часто местом

действия служат моря, океаны или необитаемые острова. Ж. Верн старался

исследовать все уголки земного шара, стремился описать все страны. Причем

наука в его романах неотделима от приключенческого действия, поэтому

читатель всегда воспринимал какую-то сумму сведений, сплавленных с самим

сюжетом.

У Г. Уэллса нет такой точности, не так часто упоминаются даты и места, т.к.

его герои меньше путешествуют по земле, нередко бывает, что они сразу

попадают в сверхъестественный мир, мир будущего, где невозможно назвать

точное время и место, где важно знать, какое столетие, а не какой день и

месяц. Писатель сосредотачивает больше внимания на обустройство и жизнь

своих идеальных государств.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты