Рефераты

Диплом: Взляды Леонова в романе Русский лес

ладони в полторы. Молодые люди без сговора опустились на скамейку

оползня.»(242) Леонид Леонов был великолепным знатоком природы, если описание

рассвета он описывает скупыми красками, где присутствуют контрастные цвета:

белый снег и синяя мгла, то весенний день полон разнообразных световых

оттенков: желтая мать-мачеха, коричневая глина, миловатые тени, красные

прутики. Здесь автор опять использует различные возможности языковых средств:

эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение.

Только в этом случае станет вполне понятной сцена, разыгравшаяся у родника,

когда Грацианский посягнул на его жизнь. становится ясно, что способный

плюнуть на могильный камень, плюнет на живого человека. ткнувший палкой в

светлое дно родника ударит палкой же и все производное от этого корня.

Пейзаж осознанный через восприятие героя, - знаке его психологического

состояния в момент действия. но он может говорить и об устойчивых чертах его

мировосприятия, о его характере.

Во всех эстетических системах распространен принцип психологического

параллелизма, основанный на конкретном сопоставлении или уподоблении

внутреннего состояния человека жизни природы.

Прием соотнесенности пейзажа с психологией героя широко используется Л.

Леоновым в «Русском лесе»: «бор начинается прямо без подлеска. неохватные,

стрела к стреле, сосны возвышались там, как подпорки неба и легко было

догадаться, чье жилище срывалось за этим частоколом. хозяин готовился к

ночлегу, видная издалека вековая надломлена лесина, подобно шлагбауму,

закрывала подход к его жилищу. верно, успели упредить страшного Калину о

приближении опасных людей, если выслал навстречу им свою летучею разведку.

изредка проносились голубые стрекозы, как бы благовествуя близость тихой

воды; пчелы с разлету зарывались в пылающие костры кипрея вокруг прошлогодних

дровяных полениц, и, похожие на сановников в бархатных камзолах, неторопливо

сновали шмели. низкая жильная струя пела в загустевшем медовом воздухе,

пропитанном сверканием цветочной пыльцы. и словно ведьма на празднике, стаяла

поодаль зловещая, вся в синих лохмотьях разбитая громом ель; продольная

трещина надсадно скрипела, в последний раз предостерегая от объятий грозного

Калины. но отступление было отрезано: сзади по их следам наступала ночь».

Леонов вводит короткие пейзажные зарисовки, порою всего в несколько строк,

соотносящиеся с состоянием персонажа. Обратимся к описанию грозы,

разразившейся после посещения Вихровым чередиловской усадьбы: «Настроение

Ивана Матвеевича резко падало, а тут еще небо затемнилось тучками

одновременно с порывом дождик в скользь стеганул по железной кровле,

несколько капель упало на обращенное вверх лицо Ивана Матвеевича.Гроза

усиливалась, веселая и озорная, травы и ветки плясали вместе с ней, Видно

было на лесных прогалинках, как крохотными радугами взрывались розовые с

золотцем брызги, потому что солнышко уже проглянуло в изнемогонией,

надорванной высоте. Громыхнуло еще разок, затем волшебная духовитая нега

размелись в омытой природе. Пиджак у Ивана Матвеевича дымился от ходьбы,

когда добрался до станции, и почему-то пассажиры уступили ему очередь у

билетной кассы, и он не отказался от этой чести и с видом человека, только

что выдержавшего за них серьезную битву».

Иван Матвеевич пришел к Чередилову поговорить о лесе, о своих книгах, об

отношении к ним хозяина усадьбы.

По мере углубления в разговор настроение Вихрова портилось из-за равнодушия

старинного товарища, из-за неудобства разговаривать с задранной головой.

Постепенное приближение грозы соответствует душевному состоянию Ивана

Матвеевича. Природа словно сердится на незаслуженное унижение своего

заступника. А когда Вихров высказал все свои мысли, доказал правоту и с

чувством исполненного долга двинулся к калитке, разразилась веселая и озорная

гроза. Природа пляской приветствует своего героя, выглядывает солнышко, и как

«волшебная духовитая нега разлилась в омытой природе», так и спокойствие и

уравновешенность приходят в душу профессора. Окружающие люди замечают «вид

человека, только что выдержавшего за них серьезную битву» и уступают ему

место.

Пейзаж создается писателем при помощи разнообразных художественных средств и

приемов. Встречаются описательные эпитеты: «по железной кровле», «обращенное

вверх лицо», «крохотными радугами», «розовые с золотцем брызги» и др.,

оценочные эпитеты: «веселая и озорная гроза», «изнемогшая, надорванная

высота», «волшебная духовная нега». При помощи эпитетов Леонов создает

цветовую гамму пейзажа, выражает свое отношение к нему, восхищается красотой

этого явления природы, передает читателю настроение своего героя. Метафоры

(«дождик стеганул», «травы и ветки плясали», «брызги взрывались», «солнышко

проглянуло») придают пейзажу образность и одушевленность. Сравнительные и

описательные обороты помогают увидеть более четко красоту нарисованной

картины. Инверсия («веселая и озорная») привлекает внимание читателя именно к

этим словам, выделяя в описании их важность в раскрытии идейно-

художественного смысла.

Леонов обращается и к контрастирующим пейзажам. Утверждение в его романе

описания природы, «.строящегося на отрицательных параллелизмах, было движением

вперед – от одноименных форм и тональностей к полифонии пейзажа и синтетическим

формам его»[8]1. При этом

происходит укрупнение объема природоописаний. Теперь уже это в нередких случаях

развернутая картина, сохраняющая жанрово-стилевое качество леоновских пейзажей

– их нехристоматийность.

Структура таких пейзажей характеризуется сплавом разных видов параллелизмов,

неразрывностью действия с картинами природы, характеристики героев с

философскими раздумьями автора.

В романе «Русский лес» один из таких пейзажей показывает картину похорон отца

Вихрова.

Деревня хоронит Матвея Вихрова, ходока по народным делам, который убил в

Петербурге важного чиновника, не пожелавшего взглянуть на челобитную, которую

Матвей подал, стоя на коленях. Хоронят преступника «с согнутыми коленями».

Таким старший Вихров представлялся попу, произнесшему неразборчивую проповедь

о пользе смирения и вреде непослушания, жене Матвея Агафье, которая боялась и

не могла «исторгнуть из вдовьих глаз облегчительные слезы», и всей темной

деревне. И лишь природа осмелилась нарушить тишину того печального дня. Когда

Матвея на веревках бережно опустили в яму и поставили на желтый песочек в

глубине, «набежала краем запоздалая гроза и стрельнула в разорванном воздухе

два разочка, как бы из плохонького ружьеца», да «жавороночек малость

прозвенел в высоте. Природа, сочувствующая событию, дана вполголоса, ее

образы лишены жизнеутверждающего содержания и призваны подчеркнуть

неразрешенный трагизм судьбы деревенского бунтаря. Эта сцена помещена в рамки

двух контрасирующих пейзажей прекрасной поры начала лета, когда уже всему

дано по капельке опробовать медок жизни», и неба, покрытого розовыми после

грозы облаками.

Душевное состояние наблюдателя и участника похорон, семилетнего Ивана,

согласуется с красочностью и настроением этих пейзажей. Мальчик увидел в

похоронах не несчастье, не прощание навсегда, а торжественные проводы отца,

который направляется в Ивановом воображении в «распахнутые настежь чертоги».

Осчастливленный всеобщим вниманием, правом нести икону, новой рубахой, Иван

запомнил похороны отца на всю жизнь как величайший праздник детства. Пейзаж

объединяет план трагедии и план праздника детства. Таким способом

осуществляется глубокое раскрытие внутренней темы события. В пейзаже

постепенно зарождается мотив бесконечной сложности жизни, ее непрерывных

превращений и конечного торжества. В этом мотиве получает свое философское

разрешение трагическая тема описания: «И, чтобы ни ждало впереди, хочется

мчаться по ней (перволетней траве) босыми ногами, все впереди и вперед, пока

не остановится сердце!»

Итак, драматизм похорон отца Ивана, Матвея Вихрова, подчеркивается

жизнерадостной пейзажной зарисовкой наступающей весны.

Издавна литературные пейзажи занимали много места в творчестве Л.Леонова.

Итак, рассмотрев пейзаж и выделив его основные функции, сделаем выводы:

1. Картины природы в художественном произведении очень важны, они несут

огромную идейно-художественную нагрузку.

2. Часто пейзаж не просто обозначает время, действие, обстановку, где

происходят описываемые события, но и несет в себе огромный эмоциональный

заряд: это и настроение героев произведения, переданное при помощи описания

пейзажных деталей; это и психологический параллелизм; это и способность

вызвать у читателей соответствующее настроение; это и критерий авторской

оценки персонажей.

3. Своеобразны литературные творения мастеров слова, где природа

является подлинным героем произведения, где она живет, дышит, чувствует

переживает. Иногда в творчестве русских писателей природа выполняет

символическую функцию. Каждый образ – символ требует внимательного изучения и

расшифровки.

4. Часто изображенная картина природы одновременно выполняет несколько

идейно-художественных функций. Этот аспект рассмотрен в работе на анализе

пейзажа в творчестве некоторых русских писателей. Издавна литературный пейзаж

занимал много места в творчестве В.Г.Короленко, К.Г.Паустовского,

М.М.Пришвина. Леонов продолжает традиции классиков и современников.

5. В «Русском лесе» много картин природы, воспроизводящих

действительность и являющихся специфическим средством познания ее. В

подавляющем большинстве случаев картины природы даются художником как

реальное человеческое окружение, как среда, где люди живут, трудятся,

реализуют свои творческие способности.

6. Многие из пейзажных зарисовок «Русского леса» способствуют раскрытию

человеческих характеров, стремлений и побуждений лиц, усиливают

экспрессивность повествования, подчеркивают или оттеняют признак какого-либо

явления природы, соотносятся с состоянием персонажа. Созданные Леоновым

картины природы оказывают глубокое воздействие на духовный мир читателя.

Глава вторая. Вопросы взаимоотншений человека и природы в романе «Русский лес».

Главенствующее место в литературе занимают произведения, чей художественный

мир связан с тем, что вечнов нашем понимании жизни: с родной землейБ

человеком на ней, с родиной природой, народом духовной памятью,

приественостями и традициями – иными словами, с духовностью, как способностью

человека к осмыслению жизни во всех ее проявлениях, к самопознанию, без чего

нет любовного, бережного отношения к природе. Эти проблемы были и остаются

для писателей многих поколений актуальными проблемами времяни. Литература

отражает и формирует взгляд на природупрежде всего как на чудесную

возвышающую организованность, а не лишь как на поножие для хозяйственной

деятельности человека. Богатый мир природы ее гармония, красота, раскрываются

в произведениях П. Баженова, А. Кольцова, И. Тургеньева, Ф. Тютчева, И

Никитина, К.Паустовского, Н. Заболотского, В.Астафьева и многих других

писателей.

Литература в своем движении во времени все более и более усиливает свою

тревогу о судьбе человека и судьбе земли на которой мы живем.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит свои

отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают

свой сокровенный смысл в диалоге. Художественны произведения позволяют

читателю выявить и характер своих отношений с миром, что отношене к природе

отражает его нравственую социальную сущность.

В художественных произведениях образ Родины непременно связан с образом

родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтческие воззрения

на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Отношение к природе, в том числе и поэтическое, - категория

мировоззренческая, поэтому тему « Человек и природа» в своих произведениях

рассматривают чаще писатели – философы.

«Своеобразное творчество Леонова заключается в его философической направлености,

в стремлении осмыслить кординальные вопросы бытия с позиции художника XX века.

Писателя влечет нераскрытая тайна человека, его природы, назначения, смысла

развития, положения на координатах вселенной. Человек в окружающеммире –

сердцевина его духовных исканий, источник неустанных и мучительных раздумий».

[9]

В оценке взаимоотношений человека и природы существуют две полярные точки

зрения. Сторонники первой считают, что человек – центр мироздания, венец

природы. Под влиянием этой теории люди на протяжении многих веков покоряли

природу, пытаясь ее подчинить себе, стремились управлять ею. Человечество

безотчетно уничтожало лесные массивы, меняло русла рек, осушало болота,

убивало зверей и птиц, создавало искусственные водоемы, не задумываясь о

последствиях содеянного. Все это совершалось под лозунгом: «нельзя ждать

милостей о природы, взять их у нее – наша задача». Эта неравная и бесполезная

борьба человека с природой продолжалась до тех пор, пока еще передовые люди

на основе научных знаний и практики не поняли, не осознали губительность

потребительского отношения человека к окружающей среде. Они призывали людей

изменить свой взгляд на природу и ее богатства. Другая точка зрения находится

в оппозиции относительно первой. Ее сторонники стараются внушить людям, что

если природа создала человека, то он не может быть ни ее повелитель лес, ни

ее рабом. Человек – дитя природы, которое живет и развивается вместе со своей

матерью.

Среди литераторов эти две точки зрения на взаимоотношения человека и природы

так же имеют место быть. В сое время авторский поэт Рильке Р.М. высказывал

свое мнение, тождественное первой точки зрения, он писал, что пейзаж людям

чужд, и страшно одиноки чувствует себя среди деревьев. Наедине с мертвецами

да и то не чувствуешь себя таким одиноким, как наедине с деревьями, ибо какой

бы таинственной не была смерть, еще таинственнее не принадлежащая людям

жизнь, безучастная к человеку, не замечающая его, празднующая свои праздники,

за которыми люди, словно случайные, иноязычные гости, наблюдают но без

некоторого замешательства.

Л. Леонов на протяжении всего творчества выступал за гуманное отношение к

природе. Леониду Максимовичу была близка мысль о том, что человек – мера всех

вещей, цель развития цивилизации. «Писатель видит в нем высшее творение

природы, но творение, далекое от совершенства, нуждающееся в нравственном и

культурном развитии, несущее в себе глубокие противоречия духовного и

чувственного, созидания и разрушения, культуры и стихии, ответственности и

равнодушия».[10] Л. Леонов всегда

осуждал тех людей, которые к окружающей среде относились с потребительской

точки зрения, он призывал современников к более бережному отношению к природе,

боролся за пересмотр старой точки зрения на лес как на нечто бездонное и

дарливое, указывал на необходимость сохранения всех видов казны, «лесной в том

числе». «Приспело время, - писал прозаик, - всенародно посчитать, сколько же

сыпется у нас сквозь пальцы всякого, лесного покамест, зерну и волокну,

равноценного, дефицитного добра»(294).

Любовь Леонова к лесу как к национальному пейзажу и обрамлению жизни героев, его

интерес исследователя к лесу как стедоточено социальных исторических и

философический вопросов берут начало в его творчестве 20 – х годов. Человек,

ищущий в лесных дебрях излечение от старых душевных недугов, спасение от

врагов, забвения или преодоления прошлого, а главное, нового смысла

существования – этот мотив уже тогда присутствовал в творчестве Леонова, но

пока как глухая поэтическая мелодия, лишь сопровождающая главные поэтические

события, лишь стелющаяся успокаивающая и что-то таящим фоном где-то позади

бурных человеческих драм. Начинающий автор предпринимал небезуспешные попытки

философского осмысления актуальные темы искусства «человек и природа». В

последующие годы важнейший вопрос людей на земле бал поставлен и умело и решен

в романах «Соть» и «Русский лес». Здесь мотив матери природы и окружающей

человека следы занял одно из центральных мест, выступив главным идея образующим

фактором, двигателем основных сюжетных линий произведения. Многообразные

человеческие характеры, развитие сюжета, основные конфликты романа «Русский

лес» сведены к центральной проблеме Человек и природа. На переднем плане романа

– интеллигенту – ученный Вихров и Грацианский друзья – враги.. группа образов

представленная Вихровым и его последователями, развивается по восходящей линии.

Другая – Гацианский и его вертодоксы – противостоят первой. Между ученными шел

давний спор об отношении к «Зеленному другу», спор горячий и непримиримый.

Критериями оценки поступков персонажей является их отношение к лесу. Судьба

свела Вихрова и Грацианского вместе, чтобы как лезвие бритвы на оселке,

проверить полезность детям, народу, родине. Профессор Вихров наиболее близок

автору. На этого героя возложена обязанность – быть защитником леса. Леоновский

герой ясно осознает свое место в жизни. Однажды в разговоре со своей сестрой

Тайской он сказал: «Видишь ли, сестра, деревья на краю леса получают больше

света и пищи, без утеснения растут. от того и повыносливей вот и меня природа

поставила вроде дуба на опушку для ограждения от опасного ветровала. Как же мне

уйти оттуда?. корешки же себе рубить придется. Для Ивана Матвеевича лес – это

призвание. Многозначительные его слова, обращенные к зеленному другу после

разлуки: «Здравствуй добрый и вечный – сказал приезжий с опущеными руками как

перед начальством, выше которого не бывет - Это я, Иван Вихров, если помнишь

меня. Вот и навестить и отчитаться к тебе пришел. Здравствуй!» Вихров и лес

всегда рядом уже в юности лес для него стал живым существом, товарищем и

другом, символом отечества. Чем больше Иван Матвеевич вникает в лесные дела,

тем трагичнее ему кажется Учесть великана варварски уничтожаемого человеком.

Лес сделал из него гражданина борющего за счастливую судьбу народа, Родины;

ответом лесника была горячая любовь к природе. Всю жизнь посвятил воспитанник

Калины Глухова благородному делу – защите природы. «Если образ Ивана

Матвеевича, отделить от леса, а картины природы рассматривать только как

специфическое, иллюстративное средство раскрытия психологии героя и не видеть

исключительные роли пейзажа в формировании и становлении характера ученного, то

мы не поймем всей глубины мысли художника, пафоса его романа, утверждающего

идею борьбы за будущее русского леса»[11]

образ вихрова несет в себе основую идейно – художественную функцию романа, этот

хакактер расскрывается восновном в борьбе за лес, вступает в определенные

отношения или конфликты такк же на почве борьбы за разумное использование

богатств природы. Невозможно представить «депутата лесов» хоть на миг

отряшонным от «зеленного друга» мысли о лесе стали неотделимой частью

Вихровского духа, и имноо потому, что трудовая деятельность Ивана матвеевича

рассрывается в своем духовном содержании читателя, далекого от лесных вопросов,

захватывают и волнуют занятия, и думы лесовода. Вырос маленький Ваня в том

месте, где Склань сливалась с Енгой, «а вокруг – зеленные, синие и голубые –

ступенчето простирались леса. они прибывали, - пишет автор, - в постоянном

т\умане и наз ними вечно дождик моросил, потомучто по непровереным ребячим

слухам небо в том месте вплотную смыкалось с землей Ивану было свойственно

«обостренное чувство природы» он «часами мог выслеживать обычай дятла или

наблюдать толчею муравьиных городов, без числа раскиданных по Заполоскам. Безде

у него имелись на преметке гнездо, норка, дупло с пчелами и когда это

требовалось по ходу деятельности он отпраляля в лес и без промаха, как дома на

полке находил птенца или замысловатую гусеницу, а возможно те и сами ему

давалиь, что от него им не будет вреда!» читатель становится свидетелем того

как под влиянием природы формируется характер главного персонажа. Вромане есть

сцена с психологической достоверностью предающая степень вихровской

привязаности к лесу. Момлодой лесничий ведет на экскурсию в свои владения свою

любимую девушку леночкуц желая посветить ее в лесные тайны. При

вступлении в лес Вихров отдели почку от черемухи, погрызенной зайчишкой, и

нга лодоне преподнес своей спутнице с таким торжественным видом, словно

подарок невесте вручал на пороге новоселья.

- зачем? –удивилась Леночка

- это мои приятели семья моя бьет вам челом за неимением даров побогаче. - с

чувством сказал лесничий; - Не гнушайтесь берите. Таким образом!»

замечательна серьезность этого жеста Вихрова: он пришел к близкой родне и

чувствеут себя в праве одаривать от ее имени свою сутницу, по мере углубления

в лес Вихровым овладевает тревога и ревновое чувство хозяина преодалевающее

его первоначальную робость от близости любимой девушки. «Как, интересно вам

здесь? – с ревнивой любезностью хозяина спрашивал Вихров». Свой рассказ о

лесе Вихров начал несколько необычно словно читал лекчию: «Итак, мы входим в

лес – отрывисто и с волнением говорпил Вихров – или, как его назавают

некоторые кабинетные мудрецы, Био-гео-фито-ценаз.» Иван Матвеевич волнуется

не только от близости любимой, это волнение электора обредшего отзывчевую

аудиторию (в начале сцены автор с добрым юмором замечает: никто не отшел от

окошка пока лектор и его аудитория не исчезли в перелеске». В присутсвие

Леночки Вихров в едином вдохновенном порыве обнаружил главное, что было в его

душе, и это главное вылилось в импровезированную лекцию о лесе: « только на

своем лесном языке он и мог рассказать Леносче о предстоящих им совместных

заботах и огорчениях. Тонким паодбором языковых среств Леонов создает

впечатление поэтичности всего, что связанно с профессией лесника, с

лесоводством. В том же эпизоде. Вводя свою героиню в лесной мир, писатель

употреблением поэтичных образов и словосочетаний (Вихров предпологал начать с

худшего , чтобы к наступлению ночи поразить Леночку зрелищем созвездий

запутавшихся в неводах сосновых крон «гортанное лопотание» воды и т,д,)

заставляет читателя лирически взволноваться, почувствовать удивительную

красоту леса. В «Русско \лесе много пейзажных картин дано через поэтическое

восприятие Вихрова. Незаурязная натура Ивани матвеевича щедро одарена тонким

чувством прироы способностью глубоко проникать в ее тайны. Вихролв живет в

красочном мире русской природы, черпая в ней силы и творческое вдохновение.Он

не погружен в созерцание природы и не «коленопреклорнен» перед нею, говоря

словами М.Горького. Природу Вихров воспренимает в неразрывной связи с

деятельностью человека,это восприятие наполнено глубоким содержанием.В

природе Вихров,как и сам автор,видит могучую творческую силу, непрерывный

животворящий поток. Вот почему Вихрову свойственно антропоморфическое

восприятие природы». Во всем,начиная с привычки по лесному обычаю рано

вставать и ложиться и кончая разговорами с сестрой Тайской на лесные темы, у

Вихрова видна такая привязанность к лесу , которая не допускает возможность

хотя бы на короткое время отрешиться от него . Несомненно, наиболее полно

отношение Вихрова к лесу выражено в его блестящей лекции студентам

лесоустроительного института. Вихровская лекция- это вдохновенная песнь о

русском лесе, взволнованная поэма любви и благодарности за дары молчаливого

друга. Это прославляющий гимн , в который врываются тревожные призывы о

защите леса . Только поэт-гражданин , болеющий сердцем за судьбу родины и ее

будущее, может говорить так страстно и проникновенно, как говорит о русском

лесе Иван Вихров. Лекция Вихрова –это и научный трактат, это вдохновенная

песнь о России, зажигающая патриотическим огнем молодые души, умы и сердца,

это слово обращенное в будущее.

«Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и

немногочисленых покровителей нашего народа. Только так же, как степь

воспитала в наших дедах тягу к вольности и богатырским успехам в поединках,

лес научил их остарожности, наблюдательности, трудолюбию и той тяжкой,

упорной поступи, какою русские всегда шли к аоставленой цели. Мы выросли

влесу, и пожалуй не одна из стихий родной природы не сказалась в такой

степени на бытовом укладе наших предков. Дерево явилось сырьем, годным к

немедленному употреблению, и любой кусок заточеного железа, насаженый на

рукоять, привращал его в ценности первобытного существования. Еще круглее

будет сказать, что лес встречал русского человека при появлении на свет и

безотлучно провожал его по всем этапам его возрастного развития.» (265).

«ваш урожай будет зреть долго. Редкий из вас застанет жатву.. но однажды

взволнованно с непкрытой головой , вы пройдетие по шумящим почти дворцовым

залам в каменной степи, где малахитовае стены – деревья, а крыша –

слепительные, рожденные ими облака. Сам . Докучаев и его упорные подмастерья

видели их в своем упорном воаброжении. Мечта для строителя мечта для

строителя людского счастья такой же действительный инструмент, как знания или

идея, а лесовод без мечты совсем пустое дело. И кто знает, когда седыми вы

прийдете под кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость, вдесятеро

большую, чем создатели иных торопливых книг, полузаконченных зданий или столь

быстро стареющих машин». (294).

И все это говорит тот самый Вихров, который, по словам автора, всегда

испытывал немудренное отношение к жизни старца Калины: «Нет бога на земле, а

только никогда не остывающий хмель жизни, да радости пресветлого разума, да

еще желтая могильная ямина в придачу.

Это наводит на раздумья об удивительной способности художника – мыслителя

выразить с болшей полнотой и силой, яркостью и блеском дорогую ему идею.

Леонов использует для этого разнообразные поэтические средства языка, все

многообразие поводов, даже если к ним не хотела, или не умела прибегать

литература традиционная. Для писателя здесь самое главное – донести до

читателя вещее слово.

Есть замечательные мгновения после завершения лекции Вихрова, когда в

Аудитории, где только что смолк голос старого профессора, «все вокруг вдруг

подалось вперед, словно при внезапной остановке». Вихровская деятельнось

стремление в будущее , порыв, влекущий за собой молодость; работа для будущих

поколений, забота об их благе и счастье придает смысл его лестным занятиям.

Лекция о лесе удивительно ярко передает характер Вихрова. Именно здесь он

расскрыл саои мысли, цель своей жизни, доказал свою правоту и глубокое знание

реальной обстановки в лесном хозяйстве не только России, но и многих

зарубежных стран. Неслучайно именно эта лекция совершила перелом в Полинином

мнении об отце, которого она до того веря наговорам Грацианского, аодозревала

во вредительстве. Прослушав вихровскую песнь о русском лесе, Поля поняла, что

только человек, любящий свою родину мог так знать и оберегать ее богатства

Девушка почувствовала облегчение от давившей ее столько времяни тяжести

подозрений, чутьем своего юного сердца поняла она отцовскую правоту.

Лекция профессора играет существенную роль в романе, разве разделили бы мы в

полную меру заботы и тревоги, любовь и гнев, вложеные Леоновым в речи

произнесенную в сентябре 1941 года Вихровым перед будущими защитниками

рксского леса, если если бы не стали свидетелями тех радостей, которые

довала крестьянскому сыну сама природа, мето его детских забав и единственный

источник поэзии в его жизни, или тех бедствий которые несет Росии гибель ее

лесов. Язык Леонова отличается яркостью и точностью. В романе им показаны

крестьянские горести и развал помещьищих усадьб. Но всегда проса писателя

посвещена мысле о настоящем,. Тревоги о будущем.

«Если ссопоставить содержание романа «Русский лес», в особенности,

вступительную лекцию профессора Вихрова, с трудами дореволюционных советских

лесоводов, отчетливо обнаруживается в них много общего и в патриотическом

пафосе, и в заботе о благе и счастье будущих поколений. И это сходство

говорит о том, что лесоводские идеи Леонова научно подготовленны и рождены

всем движением передовой русской культуры за многие днсятилетия. Таков

широкий национально – исторический фон леоновского произведения.

Иван Вехров – живая память народа, его история и будущее. Он понимает

необходимость увидеть и почувствовать все что скопилось в русской душе.

Герой и автор уверенны: нельзя ошибаться в том что народ чувствует.

Острее своей творческой программы писатель постоянно направлял на многомерное

поэтическое раскрытие всеобъёмлющего разума – человека Земли. Непременным

условием новаторского решения еще не познанной до конца истины, учил

писатель, должны стать активное вторжение мастеров в жизнь и воздействие на

неее эмоциональным словом, единством гуманнистических принцыпов литераторов,

совершенной формой произведения, осознанной народностью и прогрессивной

направленостью труда. Ведь искусство слова – особый вид духовной деятельности

людей, формирующий способность человека преобразовывать окружающий мир и

самого себы по законам красоты.

В романе все в борьбе: много лет длилась борьба между крупным ученым –

лесоводом Вихровым и профессором Грацианеским, деятелем поразительной

многосторонности и поразительной бесплодности. Грацианский писал огромные

критические статьи на публикации Вихрова. С Удивительной настойчивостью Иван

Матвеевич проводит мысль о том, что необходимо рубку ссопостовлять с

ежегодным приростом леса. Нужно покончить твердит Вихров, со взглядом на лес

как на строительный материал и дрова. Лес – «зеленный друг» человека, он

поддерживает климат, способствует поднятию урожаев, бездумное использование

лесных ресурсов приведет к неизбежному оскуднению природных богатств Родины.

Кроме того, и будущему поеколению мы должны оставить не меньше, чемполучили

сами. В вихровских взглядах ощущается и мнегие народное и идеи прогресивных

ученных – лесоводов. Но специалисту по нахождению «корня зла» Грацианскому

важно одно: «Взгляды Вихрова не соответствуют требованию «момента»».

- Как! С пафосом гражданского негодования восклицае Грацианский. – В нашу

величайшую эпоху, когда все обстоятельства природы поставлены на службу

человека, преобразующего мир, может ли идти речь о лимитации древесины! Что

значит ограничить рубку леса? Это значит сдержать, затормозить, сорвать, черт

возьми, темпы социалистической индустриализации, загубить святое дело

комунизма! Не ясно, ли на чью мельницу работает теория Вихрова?! Таков ход

блестящих исповедей Грацианского, который обвинил Ивана Матвеевича в

лжепатриотизме, спикулировал своей мнимой любовью к отечеству, пережившему

военное лихолетие.

Вихров не принимал корыстных устремлений не Грацианского не его

соподвижников, он продолжал свою важную и нужную работу в лесном хозяйстве

страны. «Утешители. будут уверять вас, - писал Л. Леонов, обращаясь к

читательской аудитории, - что рубка ведется ниже годовалого прироста. Не

верьте им: прирост они исчисляют из общего количества лесов, включая

необжитые таежные пространства Сибири, где лес доныне гниет на корню». (292)

Важно, что приведенные в книге тревожные примеры и ыакты авторм

аргументированы: читатель узанет что в ВУЗах не преподается

лесоиндустриальная наука, что леса европейской части страны бесконтрольно

вырубаются – люди не щадят их даже в природоохранных зонах, у берегов рек и

озер. Спор ученых – лесоводов Грацианского и Вихрова, продолжавшийся всю

жизнь, достиг своей кульминации на заседании ученого совета

лесохозяйственного института, где Иван Матвеевич выступал с научным докладом.

Здесь же выступали его оппоненты- вертодоксы Грацианского – над которыми

автор уже иронизирует, дав им нарицательные фамилии.

Конфликт Вихрова и Грацианского в романе не является только личным конфликтом

двух ученных, он отражает жесткую борьбу в развитии науки и имеет огромный

идейный смысл. Если Вихрова на протяжении всей жизни читатель наблюдает или

не лене природы, или в борьбе за русский лес, что ассоциируется с его любовью

к родной стране, то о любви к Родине Грацианского говорится весьма

скептически: «Грицианский просто недолюбливает лес, а пожалуй свою страну

заодно. Грицианский возможно и любил Россию, только и без радостного

озарения, без молчиливой готовности простится с жизнью ради нее, как это

свойственно тем, кто создает повседневные ценности своего отечества»(250).

Молодежь активно живет на страницах романа. Именно она должна все расставить

по своим местам. В непримиримом споре отцов и детей. Молодеж живет в мире,

где их сопровождает образ леса, который помогает раскрыть их характеры,

взаимоотношения, поступеи. В основу сюжета положены противоречия, которые

писатель разрешает не только сталкновениями характеров, но и связями с

поэтическими образами леса.

Леонид Леонов – мастер художественного пейзажа. Имено через описание природы,

через отношение героев к лесу, через общение с природой персонажи раскрывают

свою сущность. Через все творчество писателя проходит мысль: «прироваятель

человеческого характера, она аналогична женщине-матери, выступает своеобразным

воспитателем человека с раннего возраста до гшлубокой старости»

[12]. Свои лекциии пред студентами Вихров дает им свои наставления: «из

среди вашей выйдут лесные педагоги, деятели неоценимого значения, ибо создавать

творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращевать сам лес. Любой букварь

неполноценин без вводной странички, о значении и красе родной природы, леса в

том числе: и плох учитель, если не сумел обучить свою наставу. Этой самой

действенной и благородной из наук. Терпиливо растолкуйте детям, что лес входит

в понятие отечество, что сила патриотизма всегда пропорциональна количеству

вложеного в нее личного труда: бродягам и тунияцам всегда бывало чуждо чувство

родины!» (294) по мнению писателя процесс формирования и воспитания личности с

целью ее подготовки к жизни относится к самой существенной стороне жизни. И

здесь немаловажную роль играет природа. Художественно осмысливая современность,

Леонов выражает свои гуманистические идеи и духи общечеловеческих идеалов. По

его мнению, лишь тот человек обладает гуманными чертами характера, кто любит и

бережет окружающий мир. В противном случае человеку чуждо доброта и искреность

в поступках, а природа безучастно или враздебно настроена к нему.

Обратимя к примеру, где описано состояние фашиста – пулеметчика находящегося

ночью около неприветливого русского леса. Фашизм по своей сути

антигумманистичен, поэтому ему не свойственны высшие этические ценности.

Природа не может поощерять завоевания, порабощения, а немецкий пулеметчик не

видит красоты русского леса: «можно было легко представить себе человека у

огневой амбразура, который, не целясь, расстреливая свое ночное видение и

никак не мог попасть и – как ему было жутко здесь, в гигантском непричесанном

русском лесу, и какие унывные вдовьи голоса, словно при погребенье слышалась

ему в переплеске ветвей и свисте верхового ветра, и каким настороженным, на

границе безумии чутьем нагадало присутствии постороннего существа, которые

вдалеке и внешне почти безучастно переживала его истерика, как пережидает

под деревом мимолетную грозу» (520). Фашист испытывает жуткий страх, поэтому

природа неродное для него

Земли кажется ему враждебной, страшной. Леонов не только персонифицирует в

этом отрывке природу, он вызывает у читателя воображаемые звуковые ощущения,

позволяя представить душевное состояние захватчика, слушающего «вдовьи

голоса», его охватывает «безумие».

Если в этом отрывке природа будто пугает, предупреждает фашиста, то в другом

она уже действует: «. падающая сосна с нахлесток накрыла оккупанта» (555).

Здесь лес уже мстит фашисту за то, что он посягнул на территорию нашей

родины. Сосна не просто погибла, она сумела убить одного из захватчиков.

Эти небольшие по объему зарисовки несут в себе большую воспитательную

нагрузку, представляя читателю лес и с другой стороны, в качестве защитника

русских людей.

В современной социально – философской прозе из темы гуманистической

достаточно трудно выделить экологическую тему, т.к. они тесно связанны. В

романе «Русский лес» также наблюдается их сплав. Близкие писателю герои

постоянно обращаются к людям Земли, предупреждая их о возможных экологических

бедах, призывают к более бережному отношению к природе.

Вспоминаются слова Калины Глухова о последствиях вырубки Облога: «К тому я и

веду, что прозябнет землица без своей зеленой шубейки и здоровьишко станет у

ей шибко колебательное. Будет коровка по семи верст за травинкой ходить, а

раньше с аршина наедалася. И будет вам лето без тучек, иная зимица без

снегов. и поклянут люди свое солнышко! И захотится в баньке веничком

похлестаться, а нету. А случится вам сказывать, как на бывалошних-то пнях

человек в растяжку ложился, и внучки вам не поверят. И как побьете до

последнего деревца русские –то леса, тут и отправитесь, родимые, за хлебушком

на чужую сторонку!..» (97).

Одна из самых важных тем в книге – природоохранительная. Она сопровождает

читателя на протяжении всего романа – и в спорах ученых, и в пейзажных

описаниях, и в рассуждениях автора, и в диалогах героев, но наиболее ярко,

образно и поэтично экологическая тема звучит в монологе Калины. Пророчески

звучат его слова: далее читатель узнает, что сильнейшие ветры обрушиваются на

город Лошкарев, что люди, молясь, выпрашивают у природы дождичка.

Не менее поэтичен монолог Карела Анания, великого мастера любых деревянных

творений: «Да считай, сколько его, нашего золотца, по лесу да по дорогам

раскидано. небрежно живем, желанный. Обижаем родную матушку: надкусим да и

бросим материнское-то угощеньице. Мы не жалуемся, наше житие богатое: треска

и пикша, да сполох в небе, да морошка – ягода. панорама! А эвон жарких-то

стран жители не имеют не избиты, ни табуреточки.

В букварике у внука написано: на голой земле да в кожаных шалашах сидят, чего

уж хуже. И вот приходят молодые наши ребятки в лес, валят богатырско дерево,

отсекают зеленую главу, волокут его водой да чугункой. и всяк его лущит,

пилит да строжет по пути, сорит единственное наше богачество. и тает моя

лесина, что льдинка на полной воде и достигает до жаркой – то страны в

размере не свыше веретенышка. А уж какая веретенушку цена? А кабы не гонять

лесок по мытарствам, сладить бы у нас на месте ту избицу с табуреточкой, -

глянь, лишняя рубаха молодухам нашим. Да кабы останки –то огнем не палить, в

море не гноить, а к дельцу чинно приладить – и лишняя денежка нам набежала. И

на те бы прибыля привезти нашим деточкам на Ковду яблочко, хоть зелененькое.»

(172). Словно с древней легендой веет на читателя от этих слов старика.

Устали Анания говорит народня мудрость. Это впечатление создается имитацией

народной речи. Леонов употребляет множество устаревших форм слов (богатырско

дерево, главу, лущит, строжет, приладить, кабы и многие другие), разговорную

частицу –то. Полный синтаксический параллелизм предает речи напевность,

мелодичность « огнем не палить, в море не гноить». Художественная образность

достигается писателем с помощью использования литературных средств и приемов:

эпитетов, (богатырско дерево, зеленую главу), метафор (лесина тает, не гонять

лесок), сравнений (что льдинка), олицетворений (родную землю – матушку).

Совокупность всех художественно-изобразительных средств Леонов добивается

сильного воздействия на душу читателя, вызывая у него желание ценить

природные богатства родины.

Далее в романе речь Вихрова берет в себя манеру разговора и Калины, и Анания,

и многих других людей, радеющих за судьбу русского леса. И кажется, словно

это они заговорят устами Ивана Матвеича.

Ныне тревога за судьбу леса - в маштабе планеты – занимает умы ученых,

журналистов, общественность.

«Если человек потеряет более трети кожи, например, в результате ожогов, то едва

ли он выживет. Если дерево теряет третью часть своей коры, оно тоже гибнет, -

говорилось в одной из шведских газет. – А что произойдет, если земной шар

потеряет третью часть своей зеленой поверхности?» Дело идет к тому, что лесные

массивы вырубятся во все вырастающем темпе. Людям нужны топливо, бумага,

деловая древесина. Населению необходима земля для сельскохозяйственного

пользования. Выделываемые земли выветриваются, в следствии этого неуклонно

растет площадь пустынь. По материалам ученых начиная с 1950 года, половина

лесов нвшей планеты вырублена без их восстановления.

[13] И именно в самом начале 50-х годов об опасности, давно грозящей

зеленому другу, пророчески предупреждал автор «Русского леса». Одним из первых

среди писателей Леонид Максимович Леонов поднимает вопрос о взаимоотношениях

человека и природы во вселенском масштабе.

Философское содержание «Русского леса» становится ясным и доступным простому

человеку и по причине того, что Леонов мастерски использует пейзаж, где

природа выступает в роли главного героя произведения. Проблема «Человека и

природы» не была бы раскрыта так глубоко, эмоционально и многогранно не имел

бы такого воздействия на читателя, если бы писатель на использовал эту

функцию описания природы.

Тема леса преварирует в романе, она не только связывает все сюжетные линии,

но имеет и свою четко видимую линию, потому что представлена своеобразным

литературным героем, наделенным человеческой сущностью.

Лес с детства Ивана Вихрова не оставлял без своей дружбы, словно заранее

знал: от этого человека зависит его судьба. Обратимся к эпизоду, когда Иван и

Демидка отправились в запретный лес: «дорогу сразу преградила замшелая

колода, могила лесного великана, ставшая колыбелью целой сотни молодых

елочек. Она хрустнула, как гробовой короб, и просела под Демидкой – еле ногу

вытащил, но зато тотчас за нею, сквозь плавун и моховой войлок, проступила

тропка. Она услужливо повела ребят, но для чего-то поминутно петляла,

пересекалась со звериными ходами, уводила в ласковые, приманчивые трясинки,

заросшие таволгой и валерианой. «Лукавит.» - от сознанья своей силы

усмехнулся Демидка. Самый лес в этом месте был сирый, с подмокшими, словно

обугленными снизу стволами, в диких, до земли свисавших космах мха. Он

прикидывался нищим, с которого и взять нечего, и то отвлекал в сторону

малинничком на поляне, усыпанным спелой ягодой, то пытался откупится гнездом

с уже подросшими птенцами, то стращал, наконец, рослым можжевелом, что,

подобно схимнику в темном балахоне с островерхим колпаком, выбредал на

встречу из-за корней повалившейся ели; именно эти не хитрые уловки леса и

доказывали правильность пути». (79).

Л. Леонов - мастер художественного пейзажа. Лес на страницах его романа

живет, дышит, разговаривает. В эпизоде путешествия ребят природа словно

пыталась остановить их, не дать им добраться до своих сокровищь. На какие

только уловки не пускался лес! Он преграждал детям путь, путал дорогу,

прикидывался нищим, пытался отвлечь внимание, откупиться, но оставался добрым

другом, не сердился на то, что мальчики преступили его границы. Лес ребята

видят не знакомым, но и не злым, непугающим. Еще день, и им нечего бояться.

Не обращая внимания на все хитрости леса, они стремятся к своей цели.

Автор использует в описании различные поэтические средства, но самыми

распространенными здесь являются, конечно, эпитеты, метафоры и олицетворения.

Картина основывается на зрительном воображении читателя, только однажды

слышится звук хрустнувшей колоды. Лес не высказывает детям всей своей летней

красоты. Цветовая гамма полна серых, темных тонов. Природа предупреждает

мальчиков о том, чтобы они не ходили дальше. Но лес увидел в маленьком Иване

своего друга, и потому наблюдательному мальчику он рассказывал многое:

«природа не щадила себя повествуя мальцу о преступном людском небрежии».

(104). Иван не остался равнодушным, он всю свою жизнь отдал своему зеленому

другу. И вот он уже рассказывает об увиденном профессору Тулякову: «мальчик

заволновался, впервые в нем пробудился голос будущего депутата лесов. и вдруг

как бы весь поверженный Облог втиснулся сюда, в аппартаменты лесного

вельможи, - громадный слепец в зеленых лохмотьях, бормоча свою зряшную

гугнивую жалобу; Иван был только поводырь при нем». (147).

Вот уже вместе, как два товарища, они предпринимают первые попытки

достучаться до лесного вельможи, донести правду и попросить помощи. Впервые

Иван становится голосом леса, еще слабым, но со временем все более набирающим

силу. На Тулякова рассказ мальчика произвел большое впечатление, никогда еще

профессор не соприкасался так близко с лесными бедами. Он сразу разглядел в

Иване будущего борца за судьбу русского леса, т.к. только самозабвенно

любящий природу человек видит в ней товарища, друга, одухотворенное существо.

Природа – символический герой произведения. Этот образ – символ резко

распределяет героев романа по разным сторонам нравственной границы: хамски

разнузданный промышленник Кнышев, барыня Сапегина, маклер Золотухин и сам

Грацианский – и противостоящий им мудрый старец Калина, профессор Вихров, его

приемный сын Сергей, Поля. По отношению к любящим лес героям природа

выступает то другом и товарищем, то помощником в повседневной жизни людей,

то строгим наставником и советчиком. «Не впервой русскому лесу стоять с нами

плечом к плечу в труде и ратной сече.». (289). Вихров доказывает в своей

лекции необходимость более бережного отношения к природе, но это не значит,

что профессор совсем отказывается от трубки леса, он сравнивает работу

лесника с профессией хирурга: скальпель нужно использовать обдуманно. Так и

все то, что дает людям лес «повышает человеческую ответственность перед

живым, зеленым существом, не спрятанным в земляной блиндаж.» (290). Лес нужно

рубить вовремя, иначе он начинает умирать: «Источенные жуком, подпаленные

молнией мертвецы стоят там в моховых погребальных шубах, опершись на плечи

живых и путнику приходится в рукопашную прорываться сквозь валеж и комариные

облака, как в старадавние годы». (290). Лес будто превратился в кладбище,

пейзаж нагнетает страх. Здесь нет слов «лес» или «деревья», только слово

«мертвецы», но мы ясно понимаем, что речь идет о лесе не просто в качестве

неприглядного пейзажа, но и о героях произведения, который прожил свою жизнь

бесцельно зря и умирает не принеся никому пользы.

Издревле лес был защитником русских людей. Он стоял непреступным заслоном

против «раскаленной человеческой лавы», которая устремлялась на наши земли,

это он, будто сказочный богатырь, защищал людей от немецко-фашистских

захватчиков во время Великой Отечественной Войны.

Как надежному другу, поверяет Поля русскому лесу свои надежды, от него ждет

сочувствия и помощи. В пейзажах Леонова чувства Поли отражены с той верой в

реальность переживаний природы, разделяющей с человеком его горести и

радости, которые так пленяют в народном творчестве. Приземлившись на парашюте

в глухом болотном месте, Поля отправляется в свой опасный путь. «И, словно

предвидя состояние девчонки, посланной на святое и опасное дело, вся тамошняя

природа заторопилась ей на встречу. Она понавесила снежную муть по всей Енге,

выслала тугой, с морозцем ветерок и волчью поземку; она подкинула под ноги

Поле полу приметную колею крестьянских саней, украдкой от завоевателей

приезжавших сюда за сеном, и настрого наказала лесу не сбивать ее с дороги. И

старый бор обнял Полю и повел кратчайшим путем на подвиг.» (519). Поля любит

лес, и лес в ответ не остается к ней равнодушным: и он и вся окружающая

природа стремятся ей помочь. В ночной темноте трудно ориентироваться. Девушка

останавливается в раздумье: куда идти? Ее друг опять оказался рядом: « уже

весь лес кругом десятки голосов подсказывал ей, что то и один из них

показался Поле разумнее других» (521). Несколько раз в пути образ – герой

помогает Поле найти верную дорогу. Наконец лесной путь пройден. «Ну вот, ты

поняла значенье риска в своем деле. но здесь был я, - ветвяным голосом на

прощание сказал ей лес. – Не серчай, кончилась моя услуга». – «Спасибо, ты

добрый. Ладно, ступай назад», - мысленно отвечала Поля. Однако пригнувшись,

кусточками и по-пластунски лес проводил вихровскую дочку до самой насыпи.

Когда сверху, стряхивая намерзшую наледь с чулок, Поля оглянулась назад

ничего не было позади, только помстилось сквозь дымку, кто-то мохнатый и

большой с опушки кивал ей в вдогонку из-под снежной колеблющейся лапой.

(523). В этом эпизоде лес также играет роль действующего героя. Но с другой

стороны читатель не только наблюдает события, в которых участвует лес, но и

имеет возможность глубже понять характер Поли, воображение позволяет девушке

общаться с лесом, разговаривать с ним. Это помогает ей избавиться от чувства

одиночества, почувствовать свою защищенность. Для Поли лес – это Родина.

Пейзаж здесь не просто фон, украшающая картина, он не отделим от человека,

его деятельности, способствует раскрытии характера героини, ее психологии,

душевного настроения.

Образ в прекрасных картинах природы с могучими деревьями, то являясь

поэтическим символом жизни, ее вечного движения, то существуя незримо в

ситуациях, живя в мыслях любимых писателем героев, то вырастая в своем

значении в чудесной лекции Вихрова. В образе леса воплощается идея родины, ее

богатырских сил, бессмертия народа.

Итак, подводя итог наблюдениям во второй главе, отметим:

1. Л.М. Леонов в романе «Русский лес» освещает проблему

«Человек и природа» многогранно. она решается в социально экономическом и

морально этническом и философском планах.

2. Мотив леса играет самую важную роль в раскрытии

характеров, разрешении конфликтов. Образ леса, несет в себе символ Родины и

его будущего.

3. Роман ценен тем, что на его страницах новаторски освящены

вопросы взаимодействия человека и природы, играющие исключительную роль в

повседневной материально-практической деятельности людей.

4. Одна из важнейших тем «Русского леса» -

природоохранительная. Леонов поднимет вопрос гуманистического отношения к

природе, борется за рациональное использование природных богатств.

5. Природа Л. Леонова стала одновременно и средой, где

обитают герои и участником событий. Образ природы персонифицирован. Такой

взгляд на художественный взгляд не привел к надуманности конфликтов, а

наоборот позволил правдоподобно показать характеры героев, разрешить острые

социальные проблемы.

Заключение.

Настоящий писатель принадлежит не отдельным людям или группам, а всему народу

и даже человечеству. Развивая свои мысли и чувства, он создает книгу, которая

становится достоянием множества людей. И его мысли, его убеждения становятся

их мыслями, их убеждениями.

Таким талантом обладает из интереснейших русских писателей ХХ века Леонид

Максимович Леонов.

Из книг писателя мы узнаем всю правду о людях какой бы она ни была – и

прекрасной и печальной. Эта правда помогает читателю познать самого себя, все

стороны своей души, увидеть достоинства и недостатки.

Леонид Леонов – художник, книги которого озарены истинным поэтическим

вдохновением. художественным достижением писателя стал роман «Русский лес»

который на ряду с поэтичностью характеризуется острой проблематикой,

эпическим охватом жизни общества, глубоким психологическим анализом, а так же

интересным решением глобальных проблем человеческого бытия.

Леонов в своем романе поставил ряд философских проблем, одна из которых,

«Человек и природа», представляется нам интересной и отличается полнотой

развития. две морали различных мировосприятии сталкиваются на страницах

«Русского леса» в образах Вихрова и Грацианского. Вихров и его убежденные

сторонники представленные как хранители жизни на Земле и гуманные созидатели.

Мировоззрение этих героев выражает философскую авторскую поэзию, они по духу

близки к Леонову. Грацианский и его вертодоксы воспринимаются как разрушители

не только окружающие человека среды, но и нравственных устоев общества,

следовательно, они мешают развитию науки общества.

Для раскрытия характеров героев «русского леса» и в целом идейно

художественного смысла романа. Леонов часто использует пейзажные зарисовки.

Пейзаж употребляли многие русские писатели 18-20 веков. за свою долгую жизнь

он претерпевал некоторые изменения отвечающие требованиям эпохи. по-своему

использует его в своих произведениях и Леонид Максимович.

Природа в романе «Русский лес» выступает фоном повествования и является

средством объективного отражения реальности Леонов – пейзажист обладает

глубоким знанием природы, его пейзажные зарисовки подробно описывают место и

время происходящих событий. Автор использует и познавательное значение

пейзажа и знакомит читателя с материалом по биологии леса. Леонов использует

описание природы с целью раскрытия человеческого характера, широко используя

психологический параллелизм.

В романе «Русский лес» природа выступает и в качестве героя произведения,

сопровождающего близких писателю персонажей. она способствует выявлению

авторской точки зрения на предмет изображения, служит более полного выражению

идейного смысла произведения в целом.

Изображенные картин природы выполняют одновременно несколько функций.

практически не один пейзаж в книге Л. Леонова, даже если он представлен

несколькими строками, не выполняет какую – либо единственную функцию роль

природы в романе многогранна и многофункциональна. Иногда пейзаж может

приобретать черты философской символичности. В романе таких образов –

символов несколько. это сосна хранительница Облога, родничок, и, конечно,

русский лес.

Тема леса разработана в романе много плавно. во-первых, она служит в романе

средство группировки характеров. Лес, лесные дела, наука о лесе – это сфера

напряженной борьбы героев, их деятельности. это своеобразный экзамен на

проявление духовных качеств человека. во-вторых, тема леса образ леса

приобретают в романе символическое и эмблематическое значение, борьба за

разумное использование природных богатств нашей станы, борьба за русский лес

и за его гражданство – символизирует борьбу за сохранение источника жизни на

земле, борьбу за благополучие народа нашей страны, за счастье и будущее людей

здесь особенно ярко звучит экологическая тема всегда привлекавшая Леонова.

Так как у русского леса обнаружились враги, его процветание становится под

угрозу и борьба за русский лес оказывается борьбой с теми, кто равнодушен к

судьбам народа, кто не любит свою родину. Таким образом, тема леса прямо

связана с философским содержанием романа, несущего в себе огромный

воспитательный потенциал.

Роман «Русский лес» является этапным произведением послевоенной литературы.

Именно в нем писатель сумел поставит новые актуальные проблемы, которые

только намечались в действительности. писателю удалось сказать в романе те

необходимые слова, которые было нужно сказать народу нашей страны и всего

мира, пережившего ужасы Второй мировой. Война унесла миллионы человеческих

жизней и нанесла огромный ущерб природным богатствам.

Своим романом Л. Леонов стремится заставить человечество осознать и заглянуть

в будущее.

Творчество Леонова учит глубокому проникновению в современность, сознанию

великой роли литературы в воспитании настоящих людей истинных патриотов соей

роли обладающих чувством дружбы, товарищества, любви.

1 Литературный энциклопедический словарь /

под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева/ - М., «Советская

энциклопедия», 1987г.

[1] Галанов Б.Е. Живопись словом. – М., «Советский писатель», 1972 – с. 48.

[2] Фалимонов С.С. пейзаж в творчестве

В.П. Короленко// Литература в школе – 2001,№ 7 – с.4.

[3] Кременцов Л.П. К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество. – М., 1982 – с.46

[4] Солодкин В.А. Очарованный странник // Уроки литературы., 2002, №4 - с.5

[5] Солодкин В.А. Очарованный странник // Уроки литературы., 2002, №4 - с.6

[6] Пришвин М, Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1957, т.5. – с.388.

[7] Леонов Л. Русский лес. – М. 1974. – с. 31

[8] Крылов В.П. Леонид Леонов – художник. Петрозаводск,1984. – с.71.

[9] Хрулев В.И.. Мысль и слово Леонида Леонова. – Саратов, 1989 – с.15

[10] Хрулев В.И.. Мысль и слово Леонида Леонова. – Саратов, 1989 – с.20

[11] М Петишеав А.А. Петишев В.А. романы

и творчество Л.М. Леонова – Бирск, 2002г., с – 109.

[12] Петищева В.А. Петищев А.А. романное

творчество Л.М.Леонова – Бирск, 2002 – с.116.

[13] См. Уроки Леонова. Сборник / Ред. – сост. В. Чивилихин – М., 1973 г.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты