Диплом: Взляды Леонова в романе Русский лес
Диплом: Взляды Леонова в романе Русский лес
Введение
Леонид Максимович Леонов (1899-1994) представляет уникальное явление в
истории русской и мировой литературы. Его творчество отличает жанровое
разнообразие. Этот талантливый художник слова и мыслитель проявил себя как
прозаик и публицист, драматург и литературный критик. В своих романах и
повестях, рассказах и сказках, драмах и киносценариях, в публицистических и
критических статьях он рисует жизнь русского народа, показывает особенности
его быта, нравов, культуры, его отношение к окружающему миру, его достижения
и неудачи.
В творчестве писателя нашли отражения и такие глобальные по своему масштабу
события, как Великая Октябрьская социалистическая революция и Вторая мировая
война, а также такое явление XX века, как научно-техническая революция и
проблема сохранения природных богатств для будущего поколения. Наибольший
интерес вызывает романное творчество писателя. По мнению литературных
критиков, романы Леонова – «энциклопедия русской жизни» двадцатого столетия,
где достаточно полно и четко отражена собственная позиция художника слова,
дана оценка общественно-политического и культурного движения в стране,
отмечены противоречивые жизненные процессы, концентрированны научные оценки
прошлого, настоящего и будущего человечества; отражены взаимодействия
классов и сословий; воссоздана жизнь народа в ее различных проявлениях;
нарисованы герои и антигерои, отразившие Леоновскую жизненную позицию и его
критерии нравственности и гуманизма.
Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской
литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении
природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема
романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых –
лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.
В сознании писателя тема леса вызревала давно и долго. Процесс создания книги
у Леонова – длительный и непрерывный. Здесь сыграла свою роль и давняя
юношеская привязанность Л. Леонова к русскому лесному северу, и постоянный
интерес к естествознанию, и ответственность гражданина за судьбу своей
Родины и всего человечества. На замысел романа повлияли поездки писателя по
стране, многочисленные встречи с работниками лесного хозяйства, изучение
специальной литературы: Леоновым были изучены «лесной журнал» за сто лет,
классика лесной литературы, современные лесоводнические теории. Уже тогда
Леонид Максимович надеялся на кардинальные перемены в судьбе русского леса в
современном мире.
Леонова смело можно отнести к писателям пейзажистам. Любимая тема его
творчества – природа, поэтому пейзаж – неотъемлемая часть его произведений.
Весьма важным в литературоведении, на наш взгляд является выяснение роли
пейзажа в романе «русский лес» Изучению этого вопроса посвящена данная
дипломная работа.
По теме исследования имеется большое количество научной литературы, т.к. это
произведение привлекало внимание литературоведов и сразу после выхода его в
свет, и на данном временном этапе.
М. Лобанов посвятил этому произведению монографию Роман Л. Леонова «Русский
лес», которая была издана в 1958 году. В своем труде он исследует центральную
сюжетную линию «Вихров – Грацианский», говорит об этичности людей из народа,
символичности образов, рассуждает о связи героев с природой, останавливается
на вопросах художественного мастерства Леонова, его развитом чувстве
современности.
В 1989 году в печати появляется другой литературный труд «Человек и
современный мир в романном искусстве Леонида Леонова». Его автор А. Петишиев
здесь исследователь отмечает особенности поэтического видения мира Леоновым,
его литературные традиции во вклад в изучение проблемы «Человек и современный
мир».
В этом же году в издательстве Саратовского университета появилась монография
«Мысли слово Леонида Леонова» В. Хрулева, где автор раскрывает существенные
грани миропонимания Л. Леонова. И отражение их в поэтике прозы, отмечая
философическую направленность, диалектичность художественного мышления,
концепцию человека и мира, которой придерживается писатель.
Исследованию творчества Леонида Леонова и его романа «Русский лес» посвящено
много литературно-критических статей. Остановимся на некоторых из них.
Привлекает внимание статья Т. М. Вахитовой «Русский лес» и развитие прозы 60-
70 годов, где Леоноведом рассматривается не только философский аспект романа,
подведен итог литературоведческих исследований, но и говорится о
символичности образов, а также о влиянии «русского леса» на развитие природы.
В статье «Вокруг «Русского леса» Л. Леонова» В А. Ковалев один из
известнейших Леоноведов, рассуждает об огромном влиянии романа на развитие
лесоводственной науки и вообще на положение в лесных делах. В статье В.П.
Крылова «О некоторых сюжетно-композиционных особенностях «русского леса»
Леонова» рассматриваются отдельные особенности структура романа «русский лес»
как романо-драмма. Основанием для такой постановки вопроса автору статьи
служат реально присущие романам Леонова жанровая синтетичность и
многогранность, позволяющие вести исследования их художественные структуры
под разными углами зрения. И интересна статья академика ВАСХНИЛ Н.П. Анучина,
где опытный ученый лесовод рассуждает о влиянии романа «русский лес» на
судьбу русского леса, вспоминает свои встречи с Леонидом Максимовичем,
некоторые черты деятельности писателя в период создания «Русского леса».
Очень известным леоноведом по праву считают Н.А. Грозного. В статье «К
характеристике художественного своеобразия творчества Леонова» она обзорно
рассматривает тематику произведения Леонида Максимовича, символические
образы, их философская насыщенность, а также говорит о Леонове – художнике.
Здесь предпринята попытка очертить контуры идейно-эстетических исканий
писателя, обозначить же важнейшие компоненты, которые обеспечивают единство
и неповторимость его творческого мира. Необходимо отметить, что о творчестве
Л.Леонова издано несколько научных сборников.
Сборник научных статей «Мировое значение творчества Леонида Леонова» издан в
1981 году. В этой книге писатели и критики, всесторонне анализируется
творчество Леонида Леонова, раскрывают его интернациональное значение,
показывают роль выдающегося художника в развитии отечественной и мировой
литературы XX века, характеризуют восприятие произведений Леонова, за
рубежом.
Над творчеством этого известного писателя уже много лет работают
преподавательский и аспирантский состав Бирского государственного
педагогического института. Результатом этой работы стали сборники научных
статей остановимся на некоторых из них. «Леонид Леонов. Грани творчества» -
попытка открыть писателя с новых сторон. Исследователи проанализировали
леоновские произведения с новых временных высот и методологических позиций.
Авторы рассмотрели и осмыслили идеально-тематическое содержание отдельных
художественных текстов, главные конфликты и образы произведений, их
поэтическое богатство. В 1987 году Бирским Педагогическим Институтом был
издан сборник научных трудов «Стили и жанры русской литературы XX века», куда
включены работы преподавателей аспирантов института. Три статьи из этой
книги посвящены творчеству Л. Леонова: « на ветрах истории» Петишев А.А.
«Крестьянская тема в творчестве Л.Леонова 20-х годов». Петишева В.А.
«Фольклорные мотивы и образы в романе Л.Леонова «Вор»» Батурина Н.В.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе
«пейзаж как средство обращения действительности и литературный прием
раскрытия человеческих характеров» рассматривается литературоведческий аспект
понятия «пейзаж» а также функции картин природы, выступающие в книге для
воссоздания реального мира и характеристики действующих лиц, передачи их
психологии. Теоретический материал применяется к анализу использования
пейзажа в русской литературе и роли перечисленных выше функций описания
природы в «Русском лесе».
Во второй главе «Вопросы взаимоотношений человека и природы в романе «Русский
лес»» рассматриваются философические, этические, эстетические, нравственные
вопросы взаимоотношений человека и окружающей среды, поднятые Л.Леоновым в
своем фундаментальном произведении, а также анализируется функция пейзажа,
когда природа выступает в качестве главного героя книги, с которым связан
один из основных конфликтов романа.
Основные положения дипломной работы были изложены на научно - теоретической
конференции аспирантов и студентов БГПИ (2002г.) и в статье «вопросы
взаимопонимания человека и природы в романе Л. Леонова «Русский лес»» (В
соавторстве с А.А. Петишевым. Сдана в печать в сборник БГПИ).
При работе над дипломной работой мы ставили перед собой задачи:
1. Прочесть заново и рассмотреть с новых
современных позиций «Русский лес» Л. Леонова.
2. Изучить идейно – художественные функции
картин природы в произведении.
3. Выявить место и роль природных описаний в
художественной системе Л. Леонова, определить философическую значимость
«Русского леса».
4. Показать возможности романа в процессе
духовного, нравственного, патриотического, экологического воспитания
человека, используя философские размышления Л. Леонова, на основе
методической разработке фрагментов урока, предложенного для проведения в 11
классе общеобразовательной школы.
Каждая глава имеет выводы.
Работа завершается списком литературы из 58 источников, где названы
исследования теоретиков литературы и научно критические пособия по творчеству
Л. Леонова.
В дипломной работе имеется приложение – методическая разработка фрагментов
урока по роману «Русский лес» с задачей экологического образования и
воспитания старших школьников.
Глава первая. Пейзаж как средство отражения действительности и литературный
прием раскрытия человеческих характеров.
Леонид Леонов – самобытный русский писатель XX века Его имя стоит сегодня в
ряду имен крупнейших мастеров слова.
Отмеченное индивидуальностью идей и образов, леоновское творчество явило
собой новую страницу в истории русской литературы. Он расширил арсенал
эстетических средств искусства слова, умело раскрыл новые возможности
русского языка в литературе, проложил новаторские пути художественного
познания человека и общества. Творчество этого писателя представляет собою
целостный, находящийся в непрерывном движении мир, в котором теме России,
проблеме национального самосознания принадлежит особая, организационная роль.
Творчество Леонида Леонова дает богатейший материал для выяснения истоков и
этапов развития реализма, его тенденций и возможностей. Он постоянно
живописал эпоху, в которой обитали и творили, боролись и побеждали его герои.
Описания истории не развернутые, они лаконичные, емкие, нередко
воспринимаются как символы. Ход времени, заполняющий жизнь героев,
постигаются читателем в перспективе завтрашнего дня.
В литературу Леонов вошел в 1921-1923 годах, когда впервые были замечены
первые его рассказы: «Бурыга», «Деревянная королева», «Туатамур» и другие.
Первое крупное произведение – Барсуки – появилось в 1924 году. Это начало
самого плодовитого периода в жизни писателя, когда были напечатаны пять его
романов: Барсуки (1924), «Вор» (1927), Сеть (1930), «Скутаревский» (1932), и
«Дорога на Океан» (1935) В это же время Леонов работает в других журналах
русской литературы. Появляются пьесы «Унтиловск» (1927) и «Усмирение
Бададошкина» (1928). Леонид Максимович работает и в жанре малой прозы – цикл
деревенских рассказов (1927-1928). Позже появляются произведения в жанре
драматургии, например, «Нашествие» (1942), а также публицистические статьи,
например, «В защиту друга».
Область публицистической деятельности Леонова любопытна в том отношении, что
она находится в прямой непосредственной связи с остальным творчеством
писателя.
В 1950-1953 годах Леонид Леонов создает свой шестой по счету роман «Русский
лес», который был высоко оценен литературоведами и читателями. Автор за него
удостоен в 1957 году Ленинской премии.
В 1963 году в печати появилась повесть «Evgenia Ivanova».
Итог творчеству Леонида Леонова подводит его последний роман «Пирамида»,
который был завершен в год его смерти.
Роман «Русский лес» - один из интереснейших в творчестве Л.Леонова. Он
представил читателю поэтический обзор полувекового исторического
пространства. Именно здесь писатель сумел, поставить актуальные вопросы, еще
не представленные общественному обсуждению. «Русский лес» - литературное
произведение, в котором художник слова стремиться заставить человечество
осознать прошлое и настоящее и заглянуть в будущее.
Замысел романа «Русский лес» возник в сороковые годы. Его рождению
предшествовало появление в печати публицистических статей («В защиту друга» и
других), где Леонов призывает объявить жестокий, организованный поход против
пренебрежения к природным богатством. Он отдает свой голос за рациональное,
разумное, хозяйское их использование. Леонид Максимович ставит вопрос о
пере рассмотрении устаревшей точки зрения на лес как на нечто дарлювое и
бездонное и призывает усилить работу по воспитанию бережного отношения к
природе, что бы отучить человечество от потребительского взгляда на
природные богатства. Здесь звучит важный тезис: Дело охраны природы –
всенародное дело.
Все эти мысли органически переплелись в романе «Русский лес». Его появление в
печати не прошло незамеченным, оно вызвало бурю споров и столкновений.
Некоторые критики считали, что тема леса – это поле брани ученых – лесоводов
и обвиняли Леонова в надуманности конфликта сюжета, считая его роман
серьезной неудачей. Необоснованность этих высказываний сейчас очевидна.
Положительную оценку роману дали писатели: А. Фадеев, В.Солухин, В.
Чивилмхин, П.Проксурин и другие; критики: В. Ковалев, Ф. Власов, Л. Финк, Н.
Грознова, И. Зотов и другие. Многие критики считают «Русский лес»
художественным и научным открытием современной литературы, к которому год от
года не иссякнет интерес.
Основное содержание романа связано с образом русского леса, его судьбой. Это
идейный стержень произведения, объединяющий множество других сюжетных линий.
Писатель сложил гимн русскому лесу. Еще ни кто из мастеров слова не воспел
так русский лес, причем главную проблему романа автор решает не только как
художник, но и как философ и экономист.
Леонид Максимович Леонов глубоко знал и любил природу. Его произведения
немыслимы без пейзажей, поэтому некоторые писатели – литературоведы называют
его писателем – пейзажистом.
Рассмотрим эволюцию пейзажа в русской литературе и его функции на современном
этапе.
«Пейзаж в литературе (Франц. Paysage от pays- страна, местность) – один из
содержательных композиционных компонентов художественного произведения, это
описание природы, шире любого незамкнутого пространства внешнего мира
1, выполняющее различные идейно эстетические функции.
Как художественный образ пейзаж прошел сложный путь развития. С течением
времени менялось его содержание и назначение в зависимости от литературных
направлений, метода и стиля писателей.
В фольклоре пейзаж антропоморфичен, в древнем эпосе мифологичен, т.е. в общих
картинах мира он самостоятельной ценности не несет. Пейзажа в современном
понимании как объективно-реального изображения действительности до XVIII века
в литературе не было. Открытие пейзажа связано с осознанием нового положения
человека во Вселенной как включенного вписанного в нее.
«До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль –
информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так
сказать, находился – заботы об описании живой природы не слишком то обременяли
автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для
книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к
аргументам в литературных спорах[1].
С развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять
картинам природы, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа
или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в
произведении уже не оставалось не замеченным. В этом улавливался какой-то
авторский подтекст, который вкладывался писателем в художественное
произведение.
С годами художники слова научились не только лучше видеть, слышать и понимать
природу, но и через нее отражать свои чувства, настроение. Теперь в картинах
природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою
патриотическую авторскую позицию. В сравнении с красотой природы четче
проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.
Итак, роль природы в литературном произведении высокая и важная.
Различают три основные функции художественного пейзажа:
1. Природа может выступать в качестве
объективного отражения действительности и одновременно служит фоном
повествования;
2. пейзаж играет роль специфического
средства в раскрытии характера действующих лиц;
3. природа может изображаться главным
героем литературного произведения.
Роль пейзажа:
1. выражение авторского отношения к природе;
2. изображение характерных черт местности, области, страны (создание
местного колорита);
3. дополнительное средство для более выразительного отражения характера
действующих лиц: путем контраста; путем соответствия природных явлений
чувствам и мыслям персонажа;
4. символическое значение пейзажа;
5. природа как главный герой художественного произведения.
Сравнивая эти два определения функций пейзажа в литературе, можно сделать
вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно,
выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы.
Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который
был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на
контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека
жизни природы. Прием олицетворения является основным в данном случае.
Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор
привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные работы,
раскрывающие роль пейзажа в творчестве отдельных писателей, а также попытки
обобщения и систематизации обширного материала.
Горький высоко ценил в писателях пластический, изобразительный талант.
Умение поэтически видеть, живописать, словом Алексей Максимович считал редким
и ценным даром. Читатель хочет наглядно и полно представить мир окружающей
природы во всей его поэтической красе, привлекательности или безобразии, а
иногда, в зависимости от задуманной писателем роли пейзажа, он может
усиливать комизм ситуации, ее драматизм или нагнать страх.
Считаем, сто вдумчивому читателю важно нравственное, эстетическое воздействие
пейзажной поэтики. Духовная, эмоциональная, неразвитость, наряду с
экологической необразованностью, являются одной из причин равнодушного и
варварского отношения к природе. Особенно эти мысли важны для воспитания
подрастающего поколения. Юность по природе своей избегает мысли о конечности
жизни. Литература напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что
оставишь после себя, все более и более усиливает свою тревогу о судьбе
человека и о судьбе земли, где мы живем. Если в творчестве писателей XIX века
видна ненарушимая гармония природы и человека, выступающее как единое целое,
то уже в творчестве М.Пришвина появляются тревожные нотки, они усиливаются в
произведениях В. Солоухина, призывающего к сотрудничеству с природой и
набирает силу в «Царь – рыбе» В.Астафьева, главная мысль которой в том, что
гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека.
Человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя, в раскрытие этой
проблемы неизменную роль играет пейзаж, причем он может одновременно сыграть
несколько функций и нести в себе философические мысли автора.
Рассмотрим роль пейзажа на конкретных примерах прозы, обратим внимание на
творчество В.Г. Короленко, который был учителем Л.М. Леонова, поэтому
изучение особенностей его пейзажных описаний становится особенно интересным.
В.Г. Короленко. Литературоведы называют его тонким психологом и талантливым
пейзажистом.
Проанализируем повесть «Слепой музыкант». Сложную задачу поставил перед собой
Короленко – показать духовное становление обиженного судьбой человека. И в
этом основную роль играет природа. Первый контакт с ней происходит к концу
третьей в жизни мальчика зимы. Короленко описал живую многообразную весеннюю
природу при помощи звуковых образов. Писатель использует звукопись, редко
употребляющуюся в прозе, что придает особенную выразительность: «он слышал,
как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по
камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки бука шептались за окнами,
сталкивались и, звеня легкими ударами по стеклам.».
Пейзаж дается и в восприятии «зрячих» героев, например, матери: «Был
полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели,
виднелась широко разлившаяся река.». В композиционном плане имеет место
сравнение двух восприятии. Пейзаж увиденный глазами матери, столь же
живописен, слышим пейзаж Петра.
Описание природы у Короленко не только реально, но и воображаемо: «В его
воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающееся с
содержанием песни, выплыла эта картина, будто освященная каким-то
меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно
наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жрецов. А внизу бесшумно проходят
отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины».
Установление гармонии мальчика с окружающим миром сложно. Важную роль здесь
играет сцена встречи Петра с Эвилиной. Здесь пейзаж выполняет психологическую
функцию. Короленко показывает, как под влиянием перемен в природе меняется и
состояние героев очевиден психологический параллелизм. «Эвелина передает Петру
свои живые впечатления от окружающей природы. Они основаны на поэтических
фольклорных представлениях. Так что в сознании Петра природа входит
олицетворенной»[2].
Иные задачи ставит перед собой Короленко, вводя описание природы в очерк
«Чудная». Пейзаж здесь довольно краток, но не менее выразителен, причем он
многофункционален: является фоном повествования и играет роль выразительной
детали, позволяющий передать глубину душевных переживаний героя, а также
передает сибирский колит и фольклорные мотивы.
Но, пожалуй, ярче всего Короленко – пейзажист проявил себя в очерках «У
казаков». Писатель часто одухотворяет природу, она активно участвует в
развитии сюжета, автор сливает природу в одно целое с описываемым действием.
Пейзаж в очерках Короленко несет большую идейную нагрузку, выполняет
композиционную функцию. Так, для многих очерков пейзажная зарисовка является
либо зачином, либо концовкой.
Пейзажи Короленко никогда не бывают большими по объему, зато мастер описывает
максимально точно, стараясь, чтобы его зарисовки были просты в то же время
отличались глубиной и яркостью.
Казаки живут в гармонии с природой, этим объясняется их отношение к реке и ее
обитателям как к животным существам.
Иногда пейзажи Короленко выполняют символическую функцию. Одним из таких
образов- символов является дорога, при помощи которой раскрывается тема
времени, противоборство старого и нового.
Гармоничной близостью человека и природы произведения Короленко, дороги
современному читателю.
Признанным мастером пейзажа в русской литературе является Константин
Георгиевич Паустовский. Именно в «Мещерской стороне» впервые полно выявились
творческие принципы Паустовского, которые определили его манеру писателя
пейзажиста.
Природа в его произведениях – это не просто описание полей, перелесков,
холмов и рек, рассветов и закатов, и не фон, на котором происходят основные
события. Чувство природы для Паустовского равнозначно чувству Родины. Он
говорит о том, что любовь к своей стране не возможна без любви к ее природе.
Для Паустовского отношение к природе – один из важнейших критериев оценки
человека. По его мнению, нельзя быть равнодушным к стране, к ее лесам, полям,
к ее селениям и людям.
Паустовский – романтик. Он, конечно, отталкивается от конкретного увиденного
пейзажа, факта, но потом романтически преувеличивает его. Однако это не
мешает ему видеть прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее
народа, богатством и силой русского искусства.
Тема природы в книгах Паустовского раскрывается во многих аспектах. В «Кара-
Бугазе» и в «Колхиде» перед читателем были развернуты картины преобразования
природы. В «Черном море» природа выступала объектом познания, средством
сильного влияния на личность человека.
В «Мещерской стороне» природа- источник лирического вдохновения, она обладает
большой силой эстетического воздействия на читателя. Автор особенно дорожил
этими лирическими красками родной природы. Воспевая в своих произведениях
природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный
ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом.
Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем
душевных сил, успокаивает и создает жизнерадостное состояние, без которого не
мыслям человек нашего времени».
Смысловая и эмоциональная нагрузка пейзажных зарисовок очень велика.
Например, рассказ «Дождливый рассвет», насыщенный ими, приобретает лирическую
взволнованность, природа в рассказе чутко отвечает переживаниям Кузьмина. Но
пейзаж у Паустовского играет не только фоновые роли. Своеобразие произведений
писателя в том, что природа входит в них в качестве героя, нередко главного.
Этот герой учит читателя поэтическому видению мира, воспитывает в нем чувство
прекрасного и любовь к родине.
В сравнении с произведениями Тургенева и Л.Толстого, Паустовский избегает
развернутых описаний природы. Его стиль похож на манеру Чехова и Бунина, он
умеет находить и укрупнять художественные детали, описывая из предельно
лаконично. «Пейзажные миниатюры Паустовского имеют и свои индивидуальные
особенности. Писатель представляет читателя к восприятию Пейзажа. Особая
романтическая приподнятость, лирическая взволнованность повествования приводят
к тому, что все чувства читателя обостряются: он зорче всматривается и,
кажется, обоняет запахи, которыми пропитаны страницы произведения.
[3]
Рассмотрим особенности пейзажа другого певца русской природы – М.М. Пришвина.
Мы уже говорили о том, что у каждого художника свое видение мира. Если
несколько уже сложившихся художников посадить рядом, писать один и тот же
пейзаж, то у всех это описание получится разным, каждый художник проявит свои
особенности. Дело здесь в отношении художника к тому, что он видит, в
своеобразном видении мира.
Описания природы мира.
Описание природы у М.М. Пришвина всегда ярки, иногда они очень ярки, иногда они
очень подробны, но всегда достоверны. Писатель рисует реалистическую картину
мира. В то же время его видение природы поэтапно, недаром он иногда говорил про
себя в шутку, что он поэт, распятый на кресте прозы, а свои короткие зарисовки
природы в шутку называл поэмами».[4] В
пейзажах Пришвина детали выходят на первый план, но здесь фотографическая
точность сочетается с высокой поэтичностью. Он крупным планом показывает
читателю не детали, которые его заинтересовали, и внимательно их разглядывает,
изучая.
У большинства писателей пейзаж играет второстепенную роль: он помогает
показать время и действие событий, создает настроение, помогает понять
душевное настроение героев.
«У Пришвина описание природы имеет самостоятельное значение, но не настолько,
чтобы он рисовал ту или иную картину только ради этой картинки, лесной пень
ради пня, ночную фиалку ради ночной фиалки. Нет, они попадают на страницы
пришвинской прозы только в том случае, если рождают в художнике, во-первых,
движение души, а во-вторых, мысль как слитое воедино, как сплав, как акт
искусства».[5]
Иногда Пришвину ставили в упрек отсутствие большого количества действующих
лиц, людей, несмотря на то, что его герои, связанные с природой. Но это
неверно. Основная цель его творчества – проблема «Человек и природа». Как
человек воспринимает природу, как они взаимодействуют, влияя друг на друга,
как отзывается человеческая душа на различные проявления природы – все это
интересует писателя. Михаил Михайлович Пришвин написал много: «В краю
непуганых птиц», «за волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро»,
«Черный араб», «Женьшень».это далеко не все, что было написано писателем. И
везде он оставался, верен своей основной теме Творчества «Человек и природа».
Исследовав функции пейзажа в творчестве некоторых русских писателей, составим
особенности картин природы в творчестве М. Пришвина, К. Паустовского, В.
Короленко и в работах Л. Леонова.
Приятно считать мастерами пейзажа Пришвина и Паустовского. Дело в том, что у
этих писателей описание природы очень красочное и порой объемные. М. Пришвин
сделал природу главным объектом изображения в своих лирико-философических
произведениях, искал и находил в ее жизни ответы на волновавшие его проблемы
бытия. Он говорил: «Реализм, которым занимаюсь я, есть видение души человека в
образах природы».[6] Пришвин более
достоверен.
Паустовский же, напротив, романтик. Его описания позволяют читателю
вообразить, представить то, что ощущает автор.
У Короленко эти две особенности соединены вместе, его пейзаж часто и реален и
в то же время воображаем.
Практически все функции описания природы можно выделить и подтвердить цитату
из произведений трех из перечисленных выше авторов. Но особое внимание
обратим на пейзаж Леонида Леонова.
Леонид Максимович, на первый взгляд, взял пейзаж таким, каким он веками
складывался в литературе, и сохранил его традиционным. Хотя это мнение может,
сложится при поверхностном взгляде. В романах писателя поэтика пейзажа
претерпела некоторые изменения.
Можно заметить парадоксальное противоречие: несмотря на глубокое знание родной
природы и мастерство ее изображения, Леонова редко относят к числу
писателей-пейзажистов, хотя объективно у Леонова скрупулезная, зачастую
ботаническая точность Пришвина и дыхание романтики, поэзии свойственной
Паустовскому, находятся в нерасторжимом сплаве. В подтверждение этому откроем
страницу романа «Русский лес»: «Да и теперь еще грозу, как порадуется, как
заскрипят с ветром в обнимку онежские то боры, как дохнут раскаленным июльским
маревом, так даже подушки три ночи подряд пахнут горячим настоем земляники и
хвои.».[7] По своему философическому
замыслу описания природы Леонида Леонова ближе к пейзажу его учителя, В.Г.
Короленко, который не просто описывал окружающую среду. Для него очень значимо
формирования мировоззрения позиции человека, где немаловажную роль играет
природа. Ее влияние на личность, проблема Человек и природа увлекают писателя.
Л.М. Леонов пошел по стопам своего учителя. Эта тема не оставляла его
равнодушным, но он преломляет ее через призму своего видения мира. Для
Леонида Максимовича эта проблема звучит во вселенском масштабе. В его
произведениях проходит мысль об ответственности всего человечества за
сохранность и приумножение природных богатств. До Леонова никто из писателей
не поставил этот вопрос так актуально. Художественно-философическая концепция
Леонова явилась своеобразным импульсом для развития литература. Творчество
писателя оказало действенное влияние на работу его последователей. Ближе
всего к Леонову с точки зрения функций пейзажа и философии мышления стоят В.
Астафьев («Царь-рыба») и В. Распутин («Прощание с Матерой»). Среди писателей,
совершенствующих свое мастерство без влияния Леонова можно назвать Е.Носова,
В.Белова, С.Крутилина, В.Шукшина, В. Лихоносова, В. Личутина. Суда же отнесем
и Ю.Бондарева. В романе «Берег» автор решает философические вопросы, его
герои раскрываются через отношение к женщине, красоте, любви, природе.
Испытывая вину за непрочность красоты жизни, ускользающей от человека,
обрекающий его на одиночество и тоску, Никитин, герой романа, хочет логически
осмыслить, вывести закон, при котором возможна гармония в человеческих
отношениях, слияние с миром природы, братство честных людей. У Никитина
воплощение конечной истины предстает в виде солнечной картины деревенского
берега, пахнущего травами и сеном. Философический образ берега приобретает
национальную окраску.
«Берег» Близок «Русскому лесу» своей философией, символичностью образов,
жанрово конструктивным отношением.
Леоновский пейзаж играет больную роль как в композиционно-временном. Так и в
сюжетообразующем отношении. Его описания природы, разлитые в повествовании
утрачивают приобретенную ими в произведениях русских классиков
хрестоматийность. Пейзаж Леонова тесно связан с основными действиями
произведения, немыслимыми отдельно от него, как и само действие вне него.
В романе изображена многообразная жизнь природы в ее непрерывном движении,
изменении развитии. Лес и его обитатели показаны во все времена года. Леонов
описывает пробуждение леса после долгой зимней спячки, показывает его в ярком
зеленном одеянии, рисует в дни полного увядания. Пейзаж в романе сохраняет
свою самостоятельную познавательную роль и остается отражением объективно
существующих свойств предметов и явлений материального мира. Проанализируем
пейзажные описания из «русского леса», которые выступают как средства
отражения действительности. Хотя, как правило, эти зарисовки
многофункциональны.
За потрясающий художественной точностью можно обращаться практически, а любую
страницулеоновского романа. Вспомним, как лесоторговец Кнышев рубил древнюю
многовековую сосну, считавшуюся матерью большого леса – Облога: « Теперь
раздайсь маненько, православные, - тусклым голосом сказал Кнышев. – Дакось и
мне погреться чуток!
Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой, кипения
белой вышитой рубахе, опоясанным кавказским ремешком с серебреным набором.
Десяток рук потянули ему сточенные, карзубные пилы; он выбрал топор у
ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие,
прозвеневшее как струна, плюнул в ладонь, чтоб не скользило, и притопал
снежок, где мешал, - прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо как
на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. Она была неслыханно хороша
сейчас, старая мать Облога, в своей деревянной красе, прямая, как луч, и без
единого порока; снег, как розовый сон, покаялся на ее отяжелевших ветвях.
Пока еще не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы
дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где подобно жилам,
корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что
коровка не забрызгала ему рук.
Сперва топор отскакивал от промерзлой заболони, но вдруг железо
остервенилось, и в воздухе часто засверкала мелкая костяного цвета щепа.
Сразу, без единой осечки образовался узкий точный выруб, и теперь нужна была
особая сноровка, чтоб не увязить в древесине топора. Звонкие вначале удары
становились глуше по мере углубления в тело и подобно дятловому цокоту
отдавались в окрестности. Все замолкло кругом, даже лес. Ничто пока не могло
разбудить зимнюю дрему старухи,. но вот ветерок смерти пошевелил ее хвою, и
алая снежная пыль посыпалась на взмокшую спину Кнышева. Иван не смел, поднять
головы, видел только краем увлажняющего глаза, как при каждом ударе
подскакивает и бьется серебряный чехолок на конце Кнышевского ремешка. Никто
не слышал последнего удара. Сосна стояла по-прежнему, вся в морозном сиянии.
Она еще не знала, что уже умерла. Еле заметное движение родилось в ветвях,
что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. Сосна
накренилась, все вздохнули с облегчением; второй заруб был чуть выше
начального, лесина шла в безопасную сторону, опираясь в будущий откол пня. И
вдруг целая буря разразилась в ее пробудившейся кроне, ломала сучья, сдувала
снег, - сугробы валились наземь, опережая ее падение. Нет ничего медленней и
томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя
смутные грезы детства!»
В общей развитии сюжета этому описанию отводятся разнообразные роли. Пейзаж
здесь полифункционален. Остановимся на одной из основных функций картин
природы. Обозначение места и времени действия, отражение действительности.
Именно с помощью пейзажа читатель может представить, что описанное событие
происходит в лесу («Все замолкло кругом, даже лес.»), который по зимнему
скован сном («. снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях»).
Перед нами главная героиня эпизода – «старая мать Облога».
С помощью пейзажа автор сообщает и время действия. В данном отрывке он
показывает пасмурный зимний день («. и вдруг все помрачнело кругом, и самое
солнце от стыда спряталось»).
Но пейзаж это не «сухое» указание на место и время действия, а художественное
описание, т.е. использование образного поэтического языка. Л.Леонов в своем
описании природы применил различные изобразительно-художественные средства.
Прежде всего, это описательные эпитеты: «верховой шелест леса на отяжелевших
ветвях», «костяного цвета щепа», «зимняя дрема» и другие. Для создания более
яркой образности Л.Леонов использует метафорические эпитеты («в морозном
сиянии», «и в пробудившейся кроне»), а также собственно метафоры («корни
выбегали на ствол», «железо остервенелость», «посыпалась алая снежная пыль»).
Одним из самых распространенных художественно – изобразительных средств,
которые использует писатель, является сравнение: « как на эшафоте», «как
луч», «подобно жилам», Подобно «дятловскому цокоту» и другие. В данном
отрывке писатель использует этот прием 11 раз, что не мешает восприятию
текста, а наоборот увеличивают его художественную ценность. Автор использует
прием олицетворения: «не что пока не могло разбудить зимнюю дрему
старухи.»это позволяет Леониду Леонову представить сосну как символ жизни
Облога, описать его величие и красоту.
Обратим внимание на языковые и синтаксические средства, используемые автором
романа. Леонов часто использует диалектические и просторечивые слова, а так
же фразеологические сочетания слов. Эта особенность леоновское прозы
приближает ее к народно поэтической речи, проявляет склонность Леонова к
фольклорным традициям.
С точки зрения синтаксиса, здесь наблюдаем преобладание сложных бессоюзных
предложений и сложных синтаксических конструкций. Это придает пейзажу большую
этичность.
Таким образом, в эпизоде рубки старой сосны Леонид Леонов проявил себя как
писатель – художник, представивший читателю один из ярчайших эпизодов романа
и использующий для этого и разнообразные литературные средства, и языковые, и
стилистические возможности русского языка, что позволяет соединить лиричность
и этичность описания природы.
Этот эпизод несет в себе огромный эмоциональный заряд, он воздействует на
читателя, вызывая у него чувства что красавица – сосна потрясающе хороша, но
на своем месте. Ее гибель ведется глазами маленького Ивана Вихрова, читателю
передаются все его переживания. Сосна здесь выступает в роли действующего
лица, она одухотворена, и кажется, что присутствуешь на казни живого
существа.
Описание природы в романе отличается глубоким содержанием, красочности и
эмоциональной насыщенности. Их можно читать бесконечно много раз, и при этом
они не теряют эстетической ценности, открывают все новые и новые тайны
природы. Обратимся к пейзажам из «русского леса», где автор живописует разное
время суток.
«. На рассвете подняли пар. Синяя мгла еще держалась в тени строений и в
складках наметанного снега»(492). Перед читателем предстает целая картина,
нарисованная несколькими мазками художника, который использовал ряд
изобразительно-художественных средств: эпитеты, метафоры, олицетворение.
Весенний день: «Сюда, в узкую промоину теплынь пришла неделей раньше; обильно
цвела мать-мачеха на просыхающей глине, и качались меловатые тени еще голых
ветвей. Ручеек гибко скользил меж камней; было удобно взбираться по ним, как
по ступенькам, держась за красные прутики тала с намывами прошлогодней
листвы. Тотчас за поворотом объявили бачаток с настоящим водопоем высотой
Страницы: 1, 2
|