Билеты: Шпоры по американской, испанской и итальянской литературе
ему финансовые затруднения, ведут против него кампанию в печати. Но он
умнее, проницательнее их. Все их попытки разорить его или заставить уехать
из Чикаго оказываются обреченными на провал. Но значит ли это, что
Каупервуд всемогущ, что нет такой силы, которая могла бы остановить его?
Такая сила находится, Ею оказывается народ. Народ останавливает победное
шествие Каупервуда. Народ добивается того, что Каупервуду не удается забрать
в руки весь транспорт Чикаго.
Создание образа Каупервуда было, бесспорно, крупнейшим достижением Драйзера.
Каупервуд — центральная фигура серии романов. В его лице писатель изобразил
типичного представителя американского монополистического капитала.
Каупервуд стремится лишь к исполнению своих желаний. Отсюда название —
«Трилогия желания». Каупервуда характеризует ненасытная жажда богатства,
власти, наслаждений. Чем выше поднимается Каупервуд, тем более бесчеловечным
и аморальным становится.
Он ломает и калечит жизни других людей. Все, кто попадает в орбиту его
влияния, кто связывает с ним свою судьбу, рано или поздно становятся его
жертвами. При этом он никогда не испытывает угрызений совести, не
раскаивается в своих преступлениях.
В «Финансисте» и «Титане» можно увидеть необычайно полную и красочную картину
развития финансового капитала в конце XIX в.: описание биржи, финансовых
крахов и взлетов, паники, ожесточенной борьбы за власть. Так, в
«Финансисте» великолепно нарисована панорама паники на фондовой бирже после
знаменитого пожара в Чикаго, вызвавшего потрясение в экономике страны.Драйзер
рассказывает о том, как американские капиталисты создавали свои состояния,
как они осуществляли контроль над экономикой и политикой страны.
Романом «Стоик» Драйзер заканчивал «Трилогию желания». Он остался
неоконченным и был издан посмертно в 1946 году. Время действия «Стоика»
приходится на начало XX в. Его основные персонажи — Каупервуд и его
возлюбленная Беренис Флеминг, которая впервые появляется на страницах
«Титана». В «Стоике» Драйзер вскрывает новые черты, присущие американскому
империализму. На примере хищнической деятельности Каупервуда хорошо показана
экспансия американского капитала в Англию. Потерпев неудачу с продлением
концессий на городские железные дороги в Чикаго, Каупервуд переносит свои
операции в Европу — в Лондон. Он становится владельцем некоторых линий
лондонского метрополитена. И здесь он стремится к монопольному владению
железными дорогами, устраняя со своего пути конкурентов.
Как и в первых двух романах трилогии, в «Стоике» показана полная
аморальность Каупервуда. Каупервуд отделывается от надоевшей ему жены Айлин.
Для нее он нанимает специального человека, в обязанность которому вменяется
развлекать ее, притворяться влюбленным., Возлюбленной Каупервуда становится
юная красавица Беренис Флеминг, которой он годится в отцы. Но и ей он
изменяет с другими женщинами. Каупервуду без малого шестьдесят лет. Здоровье
его ухудшается. Но он не может жить вне сферы финансовой деятельности.
Постоянная жажда успеха, богатства становится роковой для Каупервуда и
приводит его к гибели.
Хотя временами Драйзер по-прежнему продолжает любоваться колоритной фигурой
своего героя, он в последней части трилогии развенчивает его до конца.
Развенчание Каупервуда идет по нескольким линиям.
Оглядываясь на прожитые годы, Каупервуд вынужден признать, что деятельность
его была абсолютно бесплодна и даже вредоносна. Чтобы избежать забвения,
стремясь увековечить свое имя, Каупервуд завещает Нью-Йорку свой дворец и
картинную галерею. Но сейчас же после его смерти на имущество накладывается
арест. Начинается длительный судебный процесс, который поглощает большую
часть его состояния. Богатство, нажитое неправедным путем, столь же
неправедно расхищается. Дворец и картины продаются с молотка, не став
достоянием народа. Так полным крахом заканчивается жизнь Каупервуда. За все
годы он ничего, кроме зла, не сделал людям. Он ничего не создал, ничего не
оставил после себя. Память о нем быстро угасает. Жалкая кончина Каупервуда —
это не только его физическая смерть и крах философии индивидуализма. Смерть
Каупервуда символизирует вредоносный характер капитализма, его полную
бесперспективность.
Беренис разочаровывается в деятельности Каупервуда. Она приходит к убеждению,
что жить нужно иначе. Но в чем смысл жизни, где правда и как искать ее? Чтобы
ответить на эти вопросы, Беренис едет в далекую Индию и там, вдали от Запада
с его грубым меркантилизмом, пытается обрести душевное равновесие. В течение
четырех лет она изучает учение йогов, философию индуизма. Однако ее поражают
не столько откровения йогов, сколько страдания и нищета индийского народа,
томящегося под пятой колонизаторов. И снова перед ней встают неразрешенные
вопросы. Почему люди так плохо живут, кто виноват в этом?
Образ Беренис имеет в книге важное значение. С его помощью Драйзер не только
разоблачает Каупервуда, но и намечает положительную программу.
Возвратившись в Америку, Беренис рассказывает обо всем виденном доктору
Джемсу. Но тот отвечает ей, что и в Нью-Йорке есть целые районы, где люди
живут ничуть не лучше индийских нищих. Сопровождаемая доктором Джемсом,
Беренис знакомится с кварталами Ист-Сайда — самого бедного района в Нью-
Йорке. Картина нищеты потрясает ее. На деньги, вырученные от продажи дома и
драгоценностей, она основывает детскую больницу и становится там сестрой
милосердия.
Так Беренис, преодолевая каупервудский индивидуализм, приходит к убеждению,
что нужно быть полезной людям. Она старается облегчить страдания тех немногих
детей, которым посчастливилось попасть в ее больницу.
Драйзер приводит Беренис к филантропической деятельности. Но Беренис уже
понимает, что филантропия не может уничтожить существующее в мире социальное
зло. «Ну, а как же остальные, тысячи и тысячи, — ведь всех к себе не
возьмешь? Как же они? Все ее попытки помочь — лишь капля в море. Одна
капля!» Каков будет дальнейший путь Беренис?
Хотя писатель и не успел завершить «Стоика», ход его : мысли в
последних главах романа отличается ясностью и определенностью. В последних
главах романа Драйзер подводит читателя к мысли о необходимости каких-то
коренных изменений. Нужны решительные перемены, чтобы уничтожить бесправие,
эксплуатацию, нищету и сделать жизнь счастливой. Таким достойным финалом
заканчивает автор «Трилогию желания».
Камило Хосе Села (1916)
«Семья Паскуаля Дуарте» вызывает у критиков и читателей множество
противоречивых толкований. Герой романа, крестьянин Паскуаль Дуарте,
обыкновенный человек, не какой-нибудь бессердечный злодей. Но один за другим
он совершает жестокие поступки, а потом и кровавые преступления. Способный
убивать, он способен и жалеть, убегая от своей судьбы, он постоянно
возвращается в родное село, как бы сам идет навстречу преступлению и казни.
Он может показаться читателю то аморальным чудовищем, то безвинной жертвой
среды.
В романе просвечивает схема доказательства философского тезиса. Это
позволило критикам предложить последовательно экзистенциалистское
аллегорическое объяснение сюжета. Цепь несчастий Паскуаля, которых он не
может избегнуть, — это и есть «экзистенция», оставляющая только один выход —
смерть. Захватившая все существо Паскуаля ненависть к матери — это, очевидно,
ненависть к жизни, которая дана человеку помимо его желания, к жизни
бесчувственной и враждебной (мать не роняет ни слезинки над умершими сыном и
внуком, мать равнодушна к бесчестью сестры и жены Паскуаля). Паскуаль во всех
перипетиях своей судьбы действует с беспомощной слепотой сомнамбулы, что
Ортега-и-Гассет считал характерной чертой нашей активности в отчуждающем нас
от самих себя мире. И только оказавшись в тюрьме в ожидании казни, будучи
выключенным из социальной круговерти, Паскуаль переживает самоуглубленно и
возвращается, хотя бы в предсмертном монологе, к своей человеческой
сущности.
Однако «Семья Паскуаля Дуарте» не сводится к образной иллюстрации
философской идеи. Дорога, которая ведет к селу, где родился Паскуаль,
«гладкая и длинная, как день без хлеба, гладкая и длинная... как дни
смертника». Такой нотой начинается рассказ о Паскуале. А затем следуют
картины страшного убожества жизни в испанском селе, издевательства над
слабыми и беззащитными. Отца Паскуаля укусила бешеная собака. По
деревенскому обычаю его запирают и оставляют умирать одного, грызущим от
голода и бешенства землю. Младший брат Паскуаля, дурачок , которого любовник
матери пинал ногой, как щенка, умирает, и кувшине с оливковым маслом. Понятия
о чести и мужском таковы, что не дай бог уклониться от кровавой мести
обидчику — тебя засмеют, затравят. Стоит Паскуалю услышать: «Ты не мужчина! —
и он с ножом бросается на друга.
Одно из тяжелых, мучительно-тяжелых мест романа — описание жестокости
деревенских ребятишек, сбегающихся к тюрьме поглазеть на заключенных. В их
поведении отражается весь мир, окружающий Паскуаля. Людская жестокость здесь
так же ненамеренна, безразлична, как у детей. Не ребенка же винить в том, что
он таков. Но тогда кого: природу или общество?
Паскуаль не убийца по природе. Скорее наоборот, от природы ему даны добрые
чувства: привязанность к сестре, страсть к первой жене Лило и благодарная
нежность ко второй жене, радостное ожидание рождения сына. Вообще природа
никого не обделила добром: даже мять, равнодушная ко всему на свете, иногда
чувствует жалость к дурачку Марио. Вернее понять авторскую мысль поможет
объяснение последнего преступления Паскуаля. Ведь судят и приговаривают к
смерти Паскуаля не за убийство матери (о нем мы узнаем лишь из ого исповеди),
а за убийство во время войны старика графа, хозяина большой усадьбы. Мотивов
для этого убийства нет никаких: сам Паскуаль признает, что граф всегда был с
ним ласков и приветлив. Нет никаких мотивов... кроме того, что во всем селе,
где жил Паскуаль, один только графский дом можно было бы назвать домом, а в
саду росли цветы, каких деревенские мальчишки нигде больше не видали. Об этом
сказано в самом начало романа, в экспозиции, но тень уже отброшена на все
повествование, вплоть до конца. Убийство графа прекращается в месть не
человеку, но обществу. И недаром старенький граф называет своего убийцу
«голубчиком» и улыбается в минуту смерти. Эта виноватая улыбка — последний
жест признания вины всего своего класса перед Паскуалем.
«Семья Паскуаля Дуарте» вышла в свет в 1942 году. Это рассказ о человеке,
бесконечно чуждом общественной структуре, в которую он никак не может
вписаться.
Суд и казнь — это не кара. Общество даже не мстит Паскуалю, а просто
отделывается от него как от неприятного, беспокоящего, чуждого элемента. Об
этом говорит и сам Села: «Паскуаля Дуарте мы убиваем потому, что оказывается
очень неудобным сохранять его в живых. По правде говоря, мы не знаем, что с
ним делать. Ведь тот, кого обычно называют преступником, есть не более чем
орудие; настоящий преступник — это общество, которое фабрикует орудия или
допускает, чтобы их фабриковали».
«Семья Паскуаля Дуарте» и «Улей» положили начало новому течению в испанской
литературе, получившему и критике наименование тремендизма (от испанского
tremendo — ужасный, страшный). Вслед за ними потянулись вереницы книг, в
которых мир представал бессмысленным, полным жестокости, насилия, угрожающим
на каждом шагу смертью, а герой - соответственно - отвечал этому миру
неприятием, непониманием, ненавистью, тоской, мгновенными и примитивными
порывами. Неуверенность в завтрашнем дне, полный распад семейных связей,
всеобщее одиночество, привычка к насилию— вот какова Испания 40-х годов,
если судить по книгам тремендистов.
Джон Рид (1887 – 1920)
Поэт, новеллист, журналист. Джон Рид – выдающийся писатель-коммунист,
основоположник социалистического реализма в лит-ре США.
В августе 1917 г. Рид приезжает в Петроград, где знакомится с деятельностью
партии большевиков. Октябрьскую революцию писатель принял сразу и
безоговорочно, назвав ее «рождением нового мира». Некоторое время он помогает
молодому Советскому правительству, работая в Бюро революционной пропаганды, а
вернувшись в 1918 г. в США, публикует статьи, правдиво рассказывающие и
пролетарской революции и деятельности партии Ленина. В 1919 г. напечатана
его выдающаяся книга «Десять дней, которые потрясли мир» — вдохновенный гимн
Октябрьской революции, партии большевиков, ее создателю и вождю — В. И.
Ленину. В этой книге автор показал крушение старого и рождение нового мира.
В основу книги положены простые, предельно простые контрасты
действительности: буржуазное Временное правительство и партия большевиков,
борющаяся за победу социализма; Зимний дворец и Смольный; Петроградская
городская дума и Военно-Революционный комитет. Это была сама историческая
действительность. Сама жизнь вылилась в эти контрасты, я они раскрываются у
Джона Рида так естественно, с такой полнотой реализма, что перед нами не
только вырисовывается обстановка, в которой совершались великие события
народной жизни, но и обнажен смысл их. Эти контрасты ведут вас в глубь
событий, и то, что они настойчиво, упорно, на каждом повороте событий
повторяются, означает предельную напряженность борьбы, полную
антагонистичность противоречий, революционность сложившейся ситуации. Не
существует никаких возможностей компромисса, произошла поляризация социальных
сил, исключающая какую-либо третью возможность.
Джон Рид приехал в Россию, которая вынашивала социалистическую революцию, не
как сторонний наблюдатель. Сердце его было с народом. «Он отождествлял себя с
революцией целиком и полностью». И потому именно, что он был подлинный
художник, он дает отнюдь не одностороннюю картину событий, его взор
охватывает всю сложность действительности. Его убежденность в том, что народ
прав, его страстная симпатия к лагерю социалистической революции позволяют
ему так прозорливо показать лагерь врагов, который живет, борется с
лихорадочным напряжением всех своих сил, в котором сосредоточена грозная
опасность.
Проникновенно и восхищенно показан титанический труд народа, усилиями
которого была совершена социалистическая революция, труд масс, и труд
руководителей.
«Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона
Рида «10.», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран». Так
писал Ленин в предисловии к американскому изданию. Он подчеркивал, что книга
Рида «дает правдивое и необыкновенно живо написанное изображение событий,
столь важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что такое
диктатура пролетариата».
Джованни Боккаччо (1313 - 1375)
«Декамерон» - сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг.
Персонажи обрамления «Декамерона» — трое молодых людей и семь дам, которые
встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов — Санта-Мария-
Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе
называется точная дата, так что у читателя не остаётся никаких сомнений:
действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во
Флоренции в 1348 г. Боккаччо даёт выразительную картину зачумлённого
города. Невольно возникает ощущение символичности происходящего. Чума — не
просто болезнь, но ещё и метафора кризисного состояния мира: «...горожане
избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а
иные и совсем не ходили друг к другу, если же виделись, то издали».
Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций — вот чем
сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок —
тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои «Декамерона».
Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч.
«Десятидневник»). Здесь царят нега и покой, а манящая природа гармонично
сочетается с прекрасными творениями рук человеческих. Герои обрамления
предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное
— они развлекают друг друга историями.
В книге Боккаччо знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, органично
входят в своеобразный учебник повествовательного искусства, каковым и
становится «Декамерон». В некоторых случаях автор даже открыто призывает
читателя выбрать из нескольких вариантов концовок один.
Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого
трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция,
Тунис...). В большинстве новел события происходят во времена Боккаччо или
непосредственно предшествующие им.
Десять дней «Декамерона» — десять тематических блоков. В рассказах первого
дня нет единой темы. Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений
Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью. День четвёртый — любовным
историям с несчастливым концом, день пятый — со счастливым. Новеллы шестого
дня касаются удачно сказанного словца, седьмого — хитроумных поступков жён,
которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных
ситуациях. В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных
проделках и обманах. В девятый день «каждый рассказывает о чём угодно и о
чём ему больше нравится». Но здесь намечается поворот к серьёзной интонации и
новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день.
Это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто
соревнуются, чей герой окажется более душевно щедрым — монарх, рыцарь, клирик
или мудрей?..
Порочная и нечистая жизнь священнослужителей— одна из сквозных тем
«Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна — в духе
средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей
выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы.
Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно,
любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в
её изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо
использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягчённых, уклончивых
выражений). Всё это встречалось и в комических жанрам средневековой
литературы. Но автор «Декамерона» соединяет подобный материал с исполненными
высокой патетики сюжетами, подвергает его тщательной литературной отделке.
Многие новеллы не более чем шутка — например, история о журавлях, стоящих на
одной ноге. Другие же весьма пространны, в них нанизываются переодевания,
кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения,
пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения...
Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему
бессмысленно.
Б. высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает и
охотно изображает мир купцов. Встречается взаимодействие житейской прозы с
фантастикой.
Луис де Камоэнс (1524/1525-1580)
«Лузиады» (1572): воспевает открытие морского пути в Индию, совершенного
Васко да Гамой.
По пути в Индию, проложенному Васко да Гамой, португальские суда следовали в
колонии Португалии на Востоке. Эта морская дорога была известна Камоэнсу не
понаслышке. Ему самому довелось провести в Африке, Индии и Индокитае более 17
лет, проделать проложенный кораблями да Гамы путь в оба конца. Этот путь
воссоздан в десяти главах «Лузиад», но не просто шаг за шагом. Следуя
античному эпосу, Камоэнс начинает рассказ «с середины» — выбрав момент,
когда флотилия Васко да Гамы уже обогнула Африку с юго-востока и вошла в
пролив, отделяющий остров Мадагаскар от континента. Корабли причаливают к
африканскому берегу, и да Гаму принимает правитель Мозамбика — коварный
мусульманин, стремящийся — по наущению бога Вакха (согласно древним
легендам, властителя Индии) — уничтожить португальцев. Проиграв сражение с
пришельцами, он направляет Васко и его спутников к Момбасе, где мавры уже
приготовили для них засаду. Но Юпитер по просьбе Венеры направляет суда к
другому королевству, Малинди; там мореплавателей ожидает дружественный
приём. Король Малинди и его подданные тоже мусульмане: очевидно, что Камоэнс
судит людей не по их вере, а по человеческим качествам. Сарацины Малинди
описаны им с восхищением, а король изображён как истинный гуманист. Васко
рассказывает правителю Малинди о своей стране – Европе. Далее Камоэнс устами
своего героя воспроизводит наиболее значимые события португальской истории —
от основания государства до воцарения на троне Мануэла Счастливого,
подвигшего да Гаму на плавание.
Центральный эпизод рассказа — встреча мореходов с гигантом Адамастором,
превращённым богами в наказание за греховную любовь к морской нимфе Фетиде
в мыс Бурь (мыс Доброй Надежды). Трагическая исповедь несчастного сменяется
злыми пророчествами о грядущих кораблекрушениях, которые ждут португальцев
у южной оконечности Африки.
Завершив повествование, да Гама дружески расстаётся с правителем Малинди и
направляет флотилию на восток — через океан к берегам Индии. По дороге
корабли попадают и жесточайший шторм. Его устраивает морской бог Нептун: Вакх
напугал его тем, что «сыны земли» властно утверждают своё господство и «сами
стать богами не преминут». На молитву Васко Провидению отзывается Венера,
которая смиряет волны и приводит корабли португальцев на рейд Каликута
(современная Калькутта). Измученный, но счастливый, да Гама воздаёт
благодарность Господу — такое смешение языческого и христианского вполне в
духе культуры Возрождения.
Подробное описание Индии, ее природных красот и богатств, населяющих страну
народов сделан Камоэнсом с глубоким знанием дела — ведь он провел здесь
многие годы. Наместник Каликута посещает капитанский корабль. Но их
наладившиеся отношения омрачает вмешательство нового недруга Муллы (которого
направляет все тот же Вакх). Португальцам приходится спешно собираться домой,
чтобы избежать столкновения с турецким флотом и сообщить королю о сделанных
открытиях. На обратном пути Васко да Гаму и его товарищей ожидает поистине
волшебное приключение: Венера, желая вознаградить мореходов за страдания,
завлекает их на сотворённый ею волшебный остров, где в хрустальных покоях
обитают «младые нимфы». Да Гаму ожидает брачный союз с богиней моря — нимфой
Фетидой. Она возводит его на горную вершину и посвящает в тайны устройства
мироздания.
Фетида пророчествует о грядущих деяниях португальцев в странах Востока, о
войнах, которые они будут вести, чтобы утвердить своё владычество, — т. е. о
португальских завоеваниях в Индокитае за семь десятилетий, что пройдут от
плавания да Гамы до создания «Лузиад» (50—60-е гг. XVI в.).
Почти каждая глава (песнь) открывается или заканчивается авторскими
отступлениями — лирическими, публицистическими, философскими. В этих
излияниях немало горечи и отчаяния, столь контрастирующих с возвышенным
эпическим слогом основного повествования. В последних строфах «Лузиад»,
обращённых к королю, отчётливо звучит мысль о том, что сотворённый гением
поэта героический многокрасочный мир сам по себе стал частью безвозвратного
прошлого. Реальное настоящее не оставляет места ни героизму, ни
бескорыстию, ни самоотверженности, ни рыцарственному служению королю и
народу, ни любви. В отступлениях проступает образ самого Камоэнса — одного из
величайших лириков позднего Возрождения.
О’Генри (1862-1910)
На конец 90-х годов XIX века — начало 900-х приходится творчество О’Генри
(псевдоним Уильяма Сиднея Портера), блестящего юмориста и сатирика, большого
мастера короткого рассказа. Известность ему принесли новеллы о Латинской
Америке, где автор пребывал во время своих скитаний.
Значительная группа новелл О’Генри посвящена описанию капиталистического
города. Большой город равнодушен и жесток к судьбе маленького человека.
О’Генри рисует впечатляющую картину неустроенности, бедности простых людей,
их несбывшиеся надежды, разбитые иллюзии. Тяжелое впечатление оставляет
новелла «Меблированная комната», герои которой ищут свое счастье, не находят
его и кончают жизнь самоубийством. Безработица подстерегает симпатичную мисс
Лисон, чуть не погибшую от голодной смерти («Комната на чердаке»). Больно и
обидно за молодых супругов, напрасно жертвующих своим последним достоянием,
чтобы подарить друг другу рождественский подарок («Дары волхвов»)
Еще одно направление в новеллистике О’Генри связано с образом «благородного
жулика». Героем многих его новелл выступает Джефф Питере, авторское
отношение к которому характеризуется двойственностью. С одной стороны, Джефф
жуликоват, нахален. С другой стороны, он по лишен добрых порывов, любит
приключения, иронически относится к себе. Образ Джеффа, как и других,
подобных ему персонажей, рисуете» в комически сочувственном плане. Комизм
ситуации заключается в том, что жулики, авантюристы, искатели легкой наживы
нередко сами попадают в затруднительное положении и вместо того, чтобы
торжествовать победу, вынуждены расплачиваться за свои проступки. Именно
такая ситуация возникает в знаменитой новелле «Вождь краснокожих», где
похитители платят выкуп отцу украденного «вождя краснокожих», дикие выходки
которого делают их существование невыносимым. «Благородный жулик» у О’Генри —
порождение буржуазной среды. Он стремится к наживе и вместе с этим не лишен
человечности и даже известного благородства.
Писателъ создавал также сентиментальные новеллы и рассказы, написанные в
духе «нежного реализма». Немало было у него новелл с традиционным
«счастливым концом», чисто развлекательных.
В американской литературе конца XIX — начала XX века О’Генри занимал
промежуточное положение между критико-реалистическим направлением, школой
«нежного реализма» и позднеромантическим течением, которое продолжало свое
существование. Художественный метод О'Генри и представляет собой сочетание
реалистических, сентиментальных и «джентильных» элементов, часто сложно
переплетенных в его новеллах. Писатель не только продолжил, но и внес много
нового в развитие жанра американской новеллы. Несомненная заслуга О’Генри —
реалистическое описание большого города, жизни и быта маленького человека.
Очень многообразны жанровые разновидности в его новеллистике: новелла-
сатира, новелла-анекдот, новелла-гротеск, приключенческая романтическая
новелла, новелла-пародия и т.д. Наиболее характерными особенностями
художественной манеры писателя являются юмор и сатира, ирония, комический
гротеск. Рассказы динамичны, написаны разговорным яликом с использованием
жаргона, пародийных приемов, неожиданных сравнений.
О’Генри в большей степени, чем кто-либо из его предшественников или
современников, использовал форму остросюжетной новеллы с неожиданной
концовкой. Это способствовало не только ее занимательности, но и выполняло
определенную художественную функцию: неожиданный финал выявлял несоответствие
между реальным и желаемым, обнаруживал противоречия действительности.
Марк Твен (1835-1910)
В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных
произведений Твена — «Приключения Тома Сойера
«Приключения Тома Сойера» представляют собой сочетание реализма с
романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную,
обывательскую жизнь, Марк Твен противопоставляет ему романтический мир Тома и
его друзей, их необычайные приключения.
В красочных тонах изображается река Миссисипи и окружающая природа,
создающая романтический фон в книге. В повести много действия. Динамично
развивается сюжет, занимательности которого способствует приключенческая
основа.
Второй период творчества Марка Твена, который приходится:на 80-е и начало 90-
х годов, характеризуется нарастанием критицизма. В эти годы в Соединенных
Штатах усиливается классовая борьба, увеличивается количество стачек и
забастовок, в которых принимают участие десятки и сотни тысяч рабочих. Если
раньше в стране еще были свободные земли, дававшие возможность рабочим
заняться земледелием, то теперь эти земли исчезли, захваченные
монополистическими кликами и спекулянтами, и в сельском хозяйстве шел
интенсивный процесс разорения и обнищания фермеров.
Перед лицом этих фактов постепенно исчезают мелкобуржуазные иллюзии писателя.
Совершенно по-иному начинает восприниматься им американская действительность.
Если в первый период у Твена преобладало оптимистическое, жизнерадостное
восприятие жизни, то во второй период оно сменяется более критическим и
скептическим.
Самое значительное произведение этих лет «Приключения Гекльберри
Финна» (1885). Здесь Марк Твен опять обращается к изображению прошлого
Америки, ко дням своего детства, которые так красочно были описаны в
«Приключениях Тома Сойера». но по сравнению с «Томом Сойером» тема прошлого
получает теперь другое звучание.
В «Приключениях Гекльберри Финна» центральным образом является образ Гека
Финна, от лица которого ведется повествование. Образ Тома Сойера играет здесь
второстепенную роль.
По сравнению с первой книгой мы видим иного, повзрослевшего Гека Финна.
Жизнь у него складывается иначе, чем у Тома Сойера, да и относится он к ней
более серьезно. Большая разница между Геком и Томом заключается в том, что
Том Сойор продолжает, оставаться мальчиком, не знающим трудностей жизни, и то
время как Гек Финн взрослеет на наших глазах, приобретает жизненный опыт,
многое испытывает и многое видит. Образ Гека Финна близок и дорог автору.
Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человечное отношение к
людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму.
Одна из важнейших особенностей «Приключений Гекльберри Финна» в том и
заключается, что этой книге правдиво воссоздается картина жизни Америки 50-х
годов XIX в.
По сравнению с «Томом Сойером» раздвигаются рамки повествования. В «Геке
Финне» изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки.
Гек и Джим плывут по Миссисипи— самой оживленной подпой артерии Соединенных
Штатов, мимо больших и малых городов, многочисленных местечек, одиноких
ферм,— здесь рисуется широкая картина американской жизни.
Путешествуя вместе со своими героями, писатель весьма критически оценивает
все, что встречается на их пути. Обращает на себя внимание тот факт, что Гек
и Джим мало встречают честных, порядочных людей. Бандиты, убийцы, грабители,
просто жулики — такова многочисленная галерея лиц, с которыми они
сталкиваются.
Роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» справедливо рассматривается
кик одно из первых произведений критического реализма, только начинавшего
утверждаться в Соединенных Штатах Америки.
В 90-900-е годы у Марка Твена исчезают последние иллюзии. Веселый юморист
превращается в горького сатирика, а порой и пессимиста. Он пишет
публицистические произведения, памфлеты. О расовой дискриминации, о жестоком
преследовании негров написан памфлет «Соединенные линчующие штаты» (1901).
Целый ряд памфлетов посвящен обличению империалистической политики США,
приступивших к широким колониальным захватам.
Публицистика Твена не содержит добродушного юмора ранних лет. Основу ее
составляет обличение. Злая ирония чередуется в ней с горьким сарказмом.
Преобладающим видом публицистических произведений становятся сатирические
памфлеты, направленные против империалистической политики, проводимой
правящими кругами США.Проникнутая гневом твеновская публицистика бичует,
клеймит вредоносную сущность империализма, объективно подводит к выводу о
несостоятельности его, о необходимости замены его более разумным строем.
Джек Лондон (1876-1916)
Особенности творческого метода в рассказах: - сочетание реалистического с
романтическим, романтизм в реализме и реализм в романтизме наиболее полно
выявились в северных рассказах.
- динамизм, большая насыщенность действием. В них много движения, борьбы,
столкновений. Лондон – мастер напряженной интриги, стремительно
развивающегося сюжета, острых драматических коллизий.
- пристальное внимание изображению внутреннего мира героев, их психологии. В
северных рассказах Л. Создает потрясающие по силе и выразительности картины
человеческих переживаний. Он изображает нестерпимые муки голода, страстную
любовь к жизни, трагическую смерть от холода или ужас перед надвигающейся
гибелью.
Лондон критикует буржуазное общество в романе «Мартин Иден» (1909). В
лице своего героя, талантливого писателя Мартина Идена, Лондон показал трагедию
художника в капиталистической Америке. Образ Мартина Идена — одно из лучших
созданий Лондона. Простой матрос, выходец из народа, Мартин Идеи, чувствуя в
себе талант и призвание, стремится стать писателем. Ценой неимоверного труда,
колоссального напряжения физических и духовных сил он ликвидирует пробелы в
своем образовании и начинает писать. Его рассказы, повести, стихи правдивы,
интересны, оригинальны. Но их никто не печатает. Редакции и издательства
возвращают ему рукописи обратно. Кто для них Идеен? Человек без имени, жалкий
бедняк. История Мартина Идена - это история его борьбы с буржуазным обществом.
Идеи отличается большой настойчивостью, он верит в себя, в грядущий успех. Он
пытается бороться, но силы его постепенно иссякают.
Прослеживая историю Идена, Лондон убедительно показывает, что буржуазное
общество глухо к голосу таланта, что оно не в состоянии оценить настоящие
произведения искусства. Богатство и слава в конце приходят к Идену. Но это не
закономерный результат его талантливости и упорства. Успех приходит к
нему случайно и при этом слишком поздно. Буржуазное общество уже
сломило его: у него пропал интерес к жизни, к борьбе. Единственный выход для
себя он видит в самоубийстве.
Мартин Идеи — жертва буржуазного общества, но он в то же время жертва
буржуазного индивидуализма. По своим взглядам он индивидуалист и поклонник
философии Спенсера и Ницше. Выступая на митинге и рабочем клубе, он
утверждает, что люди делятся на рабов и господ и что в жизни побеждает
сильнейший.
Реакционная идеология отрывает Идена от народа, от его класса. Он теряет
связь с массами и все надежды возлагает только на себя. Но сил для борьбы с
буржуазным обществом у него не хватает, и он гибнет.
В конце своего пути Иден отчетливо осознает, что там, наверху, в среде
Морзон и Бэтлеров он сам по себе никому не нужен. Эта среда вызывает у него
гнев и отвращение. Но Иден но может также вернуться назад, к людям своего
класса. Индивидуалистическая философия, которую он усвоил, становится
барьером между ним и теми, кого он некогда любил. Следуя ей, Иден приходит к
полному идейному краху. Он разочаровывается буквально во всем.
Таким образом, по мысли Джека Лондона, Мартин Иден не только жертва
буржуазного общества, но и жертва буржуазного индивидуализма.
Противоречивость образа Идена заключается еще и в том, что его теоретические
рассуждения находятся в вопиющем противоречии с его поступками. Благородная
натура Идепа по терпит, когда ни одного нападают многие. В таком случае, по
его мнению, каждый должен прийти на помощь слабейшему. Поэтому-то образ Идена
так привлекателен для читателей. Являясь ницшеанцем в теории, на практике он
гуманист, добрый, отзывчивый человек.
В соответствии с замыслом Лондон приводит Идена к гибели. По его мнению, это
закономерная гибель индивидуалиста-ницшеанца. Но смерть Идена не
воспринимается как наказание за ницшеанские грехи. В романе показан крах
романтической мечты героя, который приходит к разуверению во всем, к
разочарованию в любви, и идеалах, в которые он раньше верил, к
разочарованию в самой жизни. По этим причиним история Мартина Идена один из
вариантов «американской трагедии», темы, ставшей одной из центральных в
американской литературе XX в.
Мартин Идеен может служить примером раскрытия характера. На наших глазах он
из простого, необразованного матроса превращается в человека больших знаний,
в писателя.
Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи" вышел в свет в 1951 году и
через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров.
Главный герой романа — Холден Колфилд. Это юноша, пытающийся найти свое место в
жизни. Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые. Он
уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холдену противна мысль о
том, что он будет "работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег и
ездить на работу в машине или в автобусах по Медисон-авеню, и читать газеты, и
играть в бридж все вечера, и ходить в кино...".
Жизнь большинства обеспеченных американцев раздражает Холдена. Он ясно видит,
что жизнь эта ненастоящая и иллюзорная. Подросток много читает, пытаясь в
книгах найти ответы на свои вопросы. Но, так или иначе, а столкновения с
реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями,
одноклассниками.
Главный герой отличается стеснительным, обидчивым характером. Он нелюбезен,
зачастую бывает просто груб, насмешлив. Причиной тому душевное одиночество:
ведь его жизненные ценности не совпадают с критериями взрослых. Холдена
возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности в жизни.
Кругом царит обман и лицемерие. Учителя в привилегированной школе лгут,
уверяя, что воспитывают хороших людей. Вот Холден вспоминает о директоре
одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и
каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными
родителями своих подопечных.
Холден уходит от лжи в свой собственный мир. Вернувшись домой, в Нью-Йорк,
Холден с удивлением замечает, что сутенерство, проституция, насилие и обман
сосуществуют с милосердием и добротой. Вот две монахини, встреченные Холденом
в поезде, не только учат детей, но и собирают милостыню для бедных. Герой
много думает над этим, постепенно понимая, как важна осмысленная, имеющая
цель жизнь. "Эти две монахини не выходили у меня из головы. Я все вспоминал
эту старую соломенную корзинку, с которой они ходили собирать лепту, когда у
них не было уроков". Такие мысли занимают теперь героя Сэлинджера.
Холден решает, что нужно спасать детей от пропасти взрослой жизни, где царят
лицемерие, ложь, насилие, недоверие. "Мое дело — ловить ребятишек, чтобы они
не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут
я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь
ребят над пропастью во ржи", — таково заветное желание Холдена Колфилда.
Холдена никак не назовешь благонравным юношей. Он бывает ленив, без особой на
то надобности лжив, непоследователен и эгоистичен. Однако, неподдельная
искренность героя в рассказах о себе компенсирует многие недостатки его
неустоявшегося характера. В последних главах романа он выглядит уже гораздо
терпимее и рассудительнее. Холден начинает замечать и ценить такие
положительные качества как приветливость, радушие и воспитанность, столь
распространенные среди его сограждан в повседневном общении.
Юношеский бунт Холдена доводит до логического конца его младшая сестра Фиби,
готовая идти навстречу новой жизни. Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-
Йорке, потому что бежать всегда проще, нежели продолжать отстаивать идеал —
бесхитростный, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические грезы
юности. В итоге Холден формируется как личность.
Герой Сэлинджера Холден Колфилд — своеобразный символ чистоты и искренности
для поколения выпускников школ и колледжей. Холден — семнадцатилетний юноша —
мечтал о том, чтобы когда-нибудь появился наконец писатель, с которым
хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить по
душам.
Роман "Над пропастью во ржи" стал классикой не только американской, но и
мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых —
эти проблемы всегда будут актуальны.
Бичер-Стоу Гарриет (1811 - 1896)
Американская писательница. Дочь пастора, жена профессора богословия. В романе
"Хижина дяди Тома" (1852), получившем мировую известность, впервые показала
бесчеловечность рабовладения в Америке; хотя Б.-С. не шла дальше идеи
примирения рабов с рабовладельцами, её произведение сыграло выдающуюся роль в
идеологической подготовке отмены рабства в США. В книге "Ключ к хижине дяди
Тома" (1853) Б.-С. опубликовала документы о жестокостях рабовладельцев. В
романе "Дред, повесть о проклятом болоте" (1856), показывая невозможность
реформистским путём решить вопрос о рабстве негров, Б.-С. опасается и его
Страницы: 1, 2, 3
|