Рефераты

Учебно-методический материал по курсу "Правовые основы и менеджмент земельного рынка" - (реферат)

p>21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общия постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании, для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить, на основании общих постановлений, во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды:

1) с частными лицами, по взаимному с ними согласию, без ограничения суммы с той и другой стороны;

2) с казною: без уплаты гильдейских пошлин только по предметам крестьянской промышленности и по содержанию оброчных статей и почтовых лошадей, а со взятием установленнаго на торговлю свидетельства или с внесением соответствующей суммы - по всякому роду дел, на общем для свободных сельских обывателей основании (Св. Зак. 18577 г. Т. X, ч. I Зак. Гражд. Кн. IV, Раздел III). 23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право, наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин (Св. Зак. 1857 г. , Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 295 - 298, 349 - 356 и 358);

2) открывать и содержать, на законном основании, фабрики и разныя промышленныя, торговыя и ремесленныя заведения (Св. Зак. 1857 г. , Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 335 и 349 - 356 и Уст. Фабр. ст. 48);

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах (Св. Зак. 1857 г. , Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, ст. 356);

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды (Св. Зак. 1857 г. , Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 234, 238 - 244 и 251 - 255). Примечание. Правила об открытии вновь разнаго рода промышленных заведений в усадьбах, еще не выкупленных крестьянами, излагаются в Местных Положениях. 25. Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных под ними правительственных и общественных властей.

2б. Крестьяне, в тяжбах и спорах между собою, могут разбираться судебным порядком. Независимо от сего, они могут обращаться для разбирательства к помещику, на земле коего они водворены, если сам помещик и обе тяжущиеся стороны на сие согласны. В сем случае на решение помещика жалобы не допускаются, и решение это приводится в исполнение.

27. В тех случаях, когда крестьяне, как отдельно, так и от всего общества, уполномочивают на ходатайство по их делам помещиков, на землях коих они водворены, доверенности этого рода пишутся на простой бумаге и свидетельствуются Мировым Посредником, установленным для того порядком. 28. Помещику предоставляется, для защиты крестьян, водворенных на его земле, присутствовать, буде пожелает, и без особаго на то от них уполномочия, при следствиях, производимых над крестьянами по делам о проступках и преступлениях, или к коим они прикосновенны, и пользоваться при сем правами, указанными Св. Зак. 1857 года: Т. ХV кн. 2 судопр. Угол. в ст. ст. 152 и 153-й; Т. II ч. I Прил. к Общ. Губ. Учр. ст. 4013 (примеч. ) и по 4-му Прод. № 2 Учр. Суд. Следов. ст. 24; также получать по сим делам справки в Уездных и Губернских учреждениях той губернии, где сии крестьяне жительствуют.

29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:

1) на основании правил, в сем Положении изложенных, участвовать на сходах в составлении мирских приговоров и в общественных выборах; равно отправлять по выборам общественныя должности, установленныя законом;

2) перечисляться в другия сословия и общества, по правилам, в сем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты, на общем для сельских о6ывателей основании; 3) отлучаться от места жительства, с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общия учебныя заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям, на основании правил, установленных на сей пред- мет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податнаго оклада (Св. Зак. 1857 г. Т. III, Уст. о Служ. от Прав. , стт. 60 - 63, 69, 73 - 75, 77 и 81; Т. V, Уст. о Под. стт. 316 - 320, и т. Х, ч. 3, Зак. Меж. ст. 267 и по Прод. III, № 1 примеч. к ст. 271). 30. Крестьяне не могут быть лишены прав состояния, или ограничены в сих правах иначе, как по суду или по приговору общества, утвержденному порядком, установленым в сем Положении.

    О правах по имуществу.

31. По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость, впредь до приобретения ими оной в собственность, на правилах, определенных в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в со6ственность полевых угодий. Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческия орудия и пр. , на основании существующих постановлений, принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность крестьянскаго общества.

32. Земли, дома и вообще недвижимыя имущества, приобретенныя крестьянами в прежнее время, на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно, по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками, или решением мироваго учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных.

33. Каждый крестьянин может приобретать в собственность недвижимыя и движимыя имущества, а также отчуждать оныя, отдавать их в залог и вообще распоряжаться ими, с соблюдением общих узаконений, установленных на сей предмет для свободных сельских обывателей.

34. Сельское общество может также, на основании общих законов, приобретать в собственность движимыя и недвижимыя имущества. Землями, приобретенными в собственность независимо от своего надела, общество может распоряжаться по своему усмотрению, разделять их между хозяевами, и предоставлять каждому участок в частную собственность, или оставлять сии земли в общем владении всех домохозяев.

35. Право на участие в общем владении собственностью, приобретенною обществом, каждый крестьянин отдельно может уступить постороннему лицу не иначе, как с согласия мира.

З6. Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, был ему выделен в частную собственность участок, соразмерный с долею его участия в приобретении сей земли. Если такой выдел окажется неудобным или невозможным, то обществу предоставляется удовлетворить крестьянина, желающего выделиться, деньгами по взаимному соглашению или по оценке.

37. Приобретенными в собственность на основании 11 и 12-й статей сего Положения, землями крестьянскаго надела и выкупленными усадьбами, крестьяне пользуются и распоряжаются, как своим достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании коих усадьбы и земли приобретены, и во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет, со времени утверждения сего Положения, означенныя земли не могут быть отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не воспрещается.

Примечание. О порядке пользования и распоряжения землями крестьянскаго надела, которые будут приобретены крестьянами в собственность с пособием от Правительства, излагаются подробныя правила в положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

38. В порядке наследования имуществом крестьянам дозволяется руководствоваться местными своими обычаями.

39. Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без наследников (выморочное), поступает в пользу того сельского общества, в пределах коего имущество сие находится.

Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления.

    Об образовании сельских обществ и волостей.

40. Сельское общество составляется из крестьян, водворенных на земле одного помещика: оно может состоять либо из целаго селения (села или деревни), либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (как-то: выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов и т. п. ), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другия общия хозяйственныя выгоды.

42. Волости образуются из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельския общества не раздробляются. 43. Для волости полагается наименьшее число жителей около трех сот ревизских мужескаго пола душ, наибольшее около двух тысяч. Наибольшее разстояние отдаленнейших селений волости от средоточия управления оной полагается около двенадцати верст.

Примечание. В тех местностях, где, по малому населению не найдется, на определенном в этой статье протяжении, 300 душ крестьян, или где, наоборот, на незначительном разстоянии сосредоточено население свыше 2000 душ, допускаются отступления от вышеуказаннаго правила, с разрешения начальников губерний.

    Приложение 4. Законодательные акты столыпинской реформы.
    МАРТА 4.
    ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ.

(Собр. Узак. 1906 г. марта 7, отд. 1, ст. 307, П. С. З. , и. ХХVI, 27478). Об у ч р е ж д е н и и:

а) комитета по землеустроительным делам при главном управлении землеустройства и земледелия и

б) губернских и уездных землеустроительных комиссий и об упразднении комитета по земельным делам.

В целях оказания помощи Крестьянскому банку в выполнении возложенных на него Манифестом нашим от 3 ноября 1905 года (26071) задач по облегчению покупки крестьянами земель, признали мы за благо образовать особые губернские и уездные комиссии, с сосредоточением общего направления их деятельности в учреждаемом при главном управлении землеустройства и земледелия комитете по землеустроительным делам. На обязанность сих комиссий мы возлагаем также содействие населению к устранению в установленном законом порядке недостатков существующего землевладения и землепользования, сообразно особым условиям отдельных местностей. Объединяя в сих комиссиях правительственных чинов и общественных деятелей, и ныне уже к участию в этом деле призванных, а также представителей от сельского населения, мы ожидаем, что совместными трудами всех местных сил будут постепенно облегчены насущные нужды сельского населения при непременном сохранении законных прав частных владельцев.

    Вследствие чего п о в е л е в а е м:

I. Для содействия Крестьянскому банку в покупке и продаже земли нуждающимся в ней крестьянам учредить губернские и уездные землеустроительные комиссии на нижеследующих главных основаниях:

1) Уездные землеустроительные комиссии состоят, под председательством уездного предводителя дворянства, из председателя уездной земской управы, заменяющего председателя комиссии в случае его отсутствия, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора и земского начальника или соответствующего должностного лица, к району которых относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов по избранию от уездного земского собрания и трех представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда. 2) Губернские землеустроительные комиссии образуются, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, управляющего казенною палатою, управляющих местными отделениями Крестьянского и Дворянского банков или заменяющих их лиц, одного из членов окружного суда губернского города по назначению суда, одного из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, управляющего удельным округом или его заместителя в губерниях, где имеются удельные имущества, и шести членов, избираемых губернским земским собранием, в том числе трех местных крестьян, владеющих надельной землей.

3) В губерниях, где введено управление земским хозяйством, члены губернских и уездных землеустроительных комиссий, избираемые губернскими и уездными земскими собраниями (ст. ст. 1 и 2), заменяются членами, избранными в том же числе из местных землевладельцев и крестьян губернскими и уездными комитетами по делам земского хозяйства, по принадлежности, а в губерниях, где не имеется ни земских учреждений, ни управления земским хозяйством, упомянутые члены приглашаются председателями комиссий.

4) В обязанность уездных землеустроительных комиссий вменяется выяснение положения крестьянского землевладения для содействия Крестьянскому банку в его операциях по данному уезду. В частности, упомянутым комиссиям поручается обсуждение вопросов о целесообразности приобретения банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее действительной стоимости, а равно посредничество между продавцами ее и покупателями крестьянами и помощь им в сношениях с банком и в выполнении необходимых формальностей. 5) На губернские землеустроительные комиссии, там, где они будут образованы, возлагается объединение действий уездных комиссий, ближайшее наблюдение за их деятельностью и разрешение возникающих в них разногласий.

II. В видах общего направления деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий (отд. I) учредить при главном управлении землеустройства и земледелия комитет по землеустроительным делам, состоящий под председательством главноуправляющего названным ведомством, из одного из товарищей главноуправляющего, управляющих государственным, Дворянским земельным и Крестьянским поземельным банками и представителей от министерств: императорского двора и уделов, внутренних дел, финансов, юстиции, главного управления землеустройства и земледелия и от государственного контроля, по одному от каждого из сих ведомств.

III. Указанному в предшедшем отделе (II) комитету предоставить: 1) Открыть действие уездных землеустроительных комиссий во всех местностях, где расширение деятельности Крестьянского банка необходимо и возможно. 2) Открывать в тех губерниях, где по ходу дела окажется нужным, губернские землеустроительные комиссии.

3) Возлагать на землеустроительные комиссии, по собственному усмотрению или по ходатайствам начальников губерний, губернских и уездных земских собраний и самих комиссий, нижеследующие обязанности, сверх указанных по содействию Крестьянскому банку:

а) выяснение местных потребностей в мерах правительственного содействия к переселению на казенные земли как в пределах одной губернии, так и из одной губернии в другую, а равно участие в выполнении этих мер;

б) участие в делах о сдаче крестьянам в аренду казенных оброчных статей; в) содействие сельским обществам в улучшении условий землевладения и порядков землепользования и в установлении более совершенных способов ведения хозяйства на надельных землях;

г) посредничество между крестьянами и частными землевладельцами для полюбовного разверстания чересполосных угодий, общих владений и сервитутов. 4) Определять на изложенных в сем указе главных основаниях порядок действия землеустроительных комиссий и разрешать возникающие в их деятельности со мнения.

IV. Предоставить главноуправляющему землеустройством и земледелием испросить в установленном порядке кредиты на содержание в текущем году: а) землеустроительных комиссий;

б) необходимого для их работ состава землемеров и других техников и в) на оказание населению денежной при землеустройстве помощи, и

V. Учрежденный по повелению нашему от 6 мая 1905 года (26172) комитет по земельным делам упразднить.

Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано: “Николай”.

    НОЯБРЯ 6.
    ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ.

(Собр. Узак. 1906 г. ноября 11, отд. 1. ст. 1. 859), - о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.

Манифестом нашим от 3 ноября 1905 года (26871) взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с января 1907 года. С этого срока означенные земли освобождаются от лежавших на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.

Однако, действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общины домохозяевам.

С другой стороны, в законе не установлено порядка совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имеется отдельных крепостных актов владения. Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету особый журнал Совета Министров, мы, на основании ст. 87 Свода основных государственных законов, издания 1906 года, п о в е л е в а е м : I. В дополнение статьи 12 Общего Положения о крестьянах и примечания к ней (Свод зак. , особ. прил. к тому IX, изд. 1902 г. ) постановить нижеследующие правила:

1) Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность при читающейся ему части из означенной земли.

2) В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

3) В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основаниях последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество общинной земли, какое причитается ему по указанному расчету. За ним оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.

4) Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании (ст. 1 - 3), сохраняют за собою право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях (напр. , по произведениям почвы, или отдельно от угодий, переделяемых при общих переделах, и на иных основаниях, и т. п. ), а также право участия в пользовании, на принятых в обществе основаниях, непеределяемыми угодиями, как-то: мирскою усадебною землею, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.

5) Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), определяются в том размере, в каком домохозяева, заявившие желание перейти от общинного владения к личному, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.

6) Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано, в месячный со дня подачи заявления срок, указать участки, поступающие на основании ст. ст. 2 и 3, в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определяет также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3) и постоянную его долю участия в угодиях, переделяемых на особых основаниях (ст. ст. 4 и 5). Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по сему предмету постановление.

7) В упомянутых в статье 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны: а) число укрепляемых в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них; б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), и постоянная доля участия в сих угодиях домохозяина, переходящего к личному владению; и в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья (ст. 4).

8) Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника (ст. 6) в тридцатидневный срок со дня их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им, с его заключением, в уездный съезд, по производстве на месте предварительного расследования. Как обжалованные, так и необжалованные общественные приговоры и постановления земского начальника представляются на утверждение уездного съезда. 9) Постановление уездного съезда, последовавшие по жалобам на общественные приговоры и постановления земского начальника, равно как об утверждении сих приговоров и постановлений (ст. 6), почитаются окончательными и приводятся в исполнение сельским старостой или волостным старшиною. На постановления уездного съезда могут быть приносимы жалобы губернскому присутствию лишь в случаях превышения пределов ведомства или власти или же явного нарушения закона.

10) В местностях, в коих не введено в действие Положение 12 июля 1889 года (6196), обязанности, возлагаемые настоящими правилами на земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия, исполняются соответствующими им должностными лицами и учреждениями.

11) В тех случаях, когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, или общество пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов могут быть исполняемы как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.

12) Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 1 - 11 настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответственный участок, по возможности, к одному месту.

13) В тех случаях, когда требование о выделе к одному месту не совпадает с общим переделом, выдел же оказывается неудобным или невозможным, обществу предоставляется удовлетворить желающего выделиться домохозяина деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении соглашения - по оценке, устанавливаемой волостным судом. Со своей стороны, желающий выделиться домохозяин, если найдет определенную судом оценку для себя невыгодною, может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.

14) При общих переделах выдел к одним местам участков домохозяевам, заявившим желание о переходе к личному владению до вступления в законную силу приговора о переделе или ранее укрепившим за собою участки надельной земли в порядке, установленном ст. ст. 1 - 11 настоящих правил, обязателен по требованию как этих домохозяев, так и общества, без права сего последнего удовлетворять выделяющихся деньгами.

15) Споры, возникающие при выделе участков к одним местам, разрешаются на основаниях, установленных в примечании к статье 12 Общего Положения о крестьянах, изд. 1902 г.

16) Домохозяева, перешедшие от общинного владения к личному, а также их правопреемники, пользуются укрепленными в их личную собственность, на основании настоящих правил, участками, до выдела их к одному месту, на одинаковых правах с владельцами подворных участков. За правопреемниками сохраняется также право на участие в пользовании как переделяемыми на особых основаниях угодиями в той мере, в какой это право было предоставлено первоначально собственникам участков, так и непеределяемыми угодиями, на принятых в обществе основаниях. 17) В порядке и на основаниях, установленных статьями 1 - 16 настоящих правил, производится укрепление в личную собственность и выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 Положения о выкупе, изд. 1876 г. , и не выделенных к одному месту.

18) Действие настоящих правил (ст. ст. 1 - 16) распространяется на крестьян всех наименований, причем укрепление в личную собственность отдельных домохозяев участков из общинной земли до освобождения ее от выкупного долга допускается при условии погашения части этого долга, падающей на укрепленные участки.

II. В дополнение действующих узаконений о порядке отчуждения надельных земель, состоящих в подворном владении, постановить:

1) Отчуждение участков надельной земли, состоящих в подворном владении, совершается общим крепостным порядком (Полн. нотар. , изд. 1892 г. , ст. 66). 2) Принадлежность упомянутых в статье 1 участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверена в нотариальных учреждениях одним из следующих документов: а) крепостными актами; б) владенными записями и иными землеустроительными актами, выданными крестьянскими учреждениями; в) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение решениями судебных установлений, а равно волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и наследовании в этом имуществе (Общ. Пол. крест. , ст. 125, п. п. 1 и 4, ст. ст. 142, 159 и 161); г) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 г. в волостных правлениях (Общ. Пол. крест. , ст. 110, п. 1 и примеч. 1); д) утвержденными уездным советом общественными приговорами или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании (отд. 1 наст. указ. ,ст. ст. 6, 7 и 9); е) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования землею подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землепользованием к владению в отрубных участках (Общ. Пол. крест. , ст. 62, п. 8 ст. 66, пп. 1 и 2; Пол. выкуп. , ст. III; Пол. крест. влад. , ст. ст. 20 и 21, и Полн. крест. каз. , ст. ст. 32 - 34) и ж) в обществах с подворным землепользованием, а в отношении усадебных участков и в обществах с общинным землепользованием - утвержденными земским начальником, или соответствующим ему должностным лицом, приговорами сельских и селенных сходов о том, что отчуждаемый участок действительно принадлежит отчуждаемому его лицу на праве собственности.

3) Приговоры сельских и селенных сходов, упомянутые в п. ж) статьи 2 настоящего (II) отдела, постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются, с соблюдением следующих правил: а) означенные приговоры постановляются простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по землеустроительным актам, подворных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц; б) в приговор обязательно включаются сведения о размере участка, числе отдельных отрубов, из коих он состоит, размере каждого отруба и рода угодий, а также подробное описание местоположения участка и его границ; в) в тех случаях, когда точное описание границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составляемый за счет владельца; г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу (Общ. Пол. крест. , изд. 1902 г. , ст. 69), а копия с него вывешивается для общего сведения в волостном правлении и в том селении, где находится участок, относительно которого состоялся приговор; д) волостной старшина обязан, в недельный срок по составлении приговора, проверить на месте содержание его по существу в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор, со своим заключением, на утверждение земского начальника; е) в месячный со дня проверки волостным старшиною срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику и ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны, или если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащем разрешению суда.

4) Выписки нотариальных актов, касающихся надельных земель, подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте.

III. В дополнение действующих узаконений, определяющих права крестьян на участки надельной земли, состоящие в подворном владении, постановить: 1) Подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землею, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании, составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест. Таковым же правом на упомянутые участки пользуются и правопреемники сих домохозяев.

2) В тех случаях, когда указанные в предшедшей статье (1) участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собою в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.

IV. В дополнение статей 62 и 66 Общего Положения о крестьянах и статьи 15 Положения о поземельном устройстве крестьян и поселян разных наименований, водворенных на владельческих землях (Свод законов, особ. прил. к т. IХ, изд. 1902 г. ), постановить:

Переход целых обществ как с общинными, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе. Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: В Царском Селе 9 Ноября 1906 года. “Николай”.

    Скрепил: председатель Совета Министров Столыпин.
    Приложение 5. Первые законодательные акты Советской власти.
    Декрет о земле.

Принят Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 8 ноября 1917 г.

1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания. 3. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом. Уездные Советы крестьянских депутатов принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого размера участки и какие именно подлежат конфискации, для составления точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч. 4. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией “ Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов” и опубликованный в номере 88 этих “Известий” (Петроград, № 88, 19 августа 1917 г. ).

5. Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются.

    Крестьянский наказ о земле.

Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.

Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково: 1. Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.

2. Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д. , а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин при условии заведывания ими местными органами самоуправления. 3. Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. п. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения их.

Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком. 4. Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины, в зависимости от величины и значения их.

Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания. 5. Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

    Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

6. Право пользования землею получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.

При случайном бессилии какого-либо члена сельского общества в продолжение 2 лет, сельское общество обязуется, до восстановления его трудоспособности на этот срок, прийти к нему на помощь путем общественной обработки земли. Земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, теряют право на пользование ею, но взамен того получают от государства пенсионное обеспечение.

7. Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме. Формы пользования землею должны быть совершенно свободны - подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках.

8. Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства. При изменении границ наделов первоначальное ядро надела должно остаться неприкосновенным.

Земля выбывающих членов поступает обратно в земельный фонд, причем преимущественное право на получение участков выбывших членов получают ближайшие родственники их и лица по указанию выбывших.

Вложенная в землю стоимость удобрения и мелиорации (коренные улучшения), поскольку они не использованы при сдаче надела обратно в земельный фонд, должны быть оплачены.

Если в отдельных местностях наличный земельный фонд окажется недостаточным для удовлетворения всего местного населения, то избыток населения подлежит переселению.

Организацию переселения, равно как и расходы по переселению и снабжению инвентарем и проч. , должно взять на себя государство.

Переселение производится в следующем порядке: желающие безземельные крестьяне, затем порочные члены общины, дезертиры и проч. и, наконец, по жребию или по соглашению.

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного собрания проводится в жизнь по возможности немедленно, а в известных своих частях с той необходимой постепенностью, которая должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

    Закон о социализации земли.
    Принят на заседании ВЦИК 27 января 1918 г.
    (Из в л е ч е н и е).
    Р а з д е л I.
    Общее положение.

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда. Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных настоящим законом. Ст. 4. Право пользоваться землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.

Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 7. Все постройки, означенные в ст. 6, хозяйственные, а равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, гу6ернского, областного и федерального Советов.

Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего, находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.

Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения этих земель. Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.

Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного использования национальных богатств, входит: а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятие сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятие уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.

б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения. в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и проч.

г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах путем равномерного расселения трудящихся землевладельцев.

д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.

Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и в то же время давала бы возможность безбедного существования семье земледельца. Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме того, предоставляется органам Советской власти, для поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и показательных полей), занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.

Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, старости, болезни, увечья, делающих их нетрудоспособными.

Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов Советской власти.

Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимного советского страхования.

Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти. Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.

Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.

    Р а з д е л II.
    Кто имеет право пользоваться землей.

Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и личных надобностей в пределах Российской Советской Федеративной Республики могут пользоваться:

    А) В целях культурно-просветительных:

1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской) .

2. Общественные организации (под контролем и с разрещения местной Советской власти).

    Б) Для занятия сельским хозяйством:
    3. Сельскохозяйственные коммуны.
    4. Сельскохозяйственные товарищества.
    5. Сельские общества.
    6. Отдельные семьи и лица.
    В) С целью застройки:
    7. Органы Советской власти.

8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка не является средством извлечения дохода).

9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти).

    Г) Для устройства путей сообщения (передвижения):

10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской в зависимости от значения путей сообщения).

    Р а з д е л III.
    Порядок предоставления земли в пользование.

Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередь тем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы. Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересах устанавливается следующий порядок землелользования:

В первую очередь - безземельное и малоземельное местное земледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие (батраки) на равных условиях. Во вторую очередь - пришлое, т. е. прибывшее в данную местность после опубликования Закона о социализации земли, земледельческое население. В третью очередь - неземледельческое население в порядке регистрации в земельном отделе местной Советской власти.

Примечание. При установлении порядка передачи земли в пользование предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственным товариществам перед единоличными хозяйствами.

Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством, скотоводством и лесоразведением земля предоставляется в пользование на следующих основаниях:

В первую очередь - земля, не удобная для земледелия, во вторую очередь удобная для земледелия, но по условиям местности более подходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственным промыслом.

Ст. 24. Под постройку земля в сельских местностях отводится по усмотреиию местных Советов и населения.

В городах земля отводится в порядке заявлений в соответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожает нанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим требованиям строительного устава.

Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земля отводится вне очереди.

    Р а з д е л IV.
    Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы.

Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам для занятия земледелием с целью приобретения средств к существованию, не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса, исчисляемой на основаниях, указанных в Инструкции, при сем прилагаемой.

    Р а з д е л VI.
    Переселение.

Ст. 27. В случае, если запасный фонд свободных земель окажется недостаточным в данном поясе для дополнительного наделения малоземельных, то часть их может быть переселена в другой пояс, где имеется достаточное количество свободных земель.

Ст. 28. Переселению из одного пояса в другой должно предшествовать расселение земледельцев внутри этого пояса.

    Р а з д е л VII.
    Форма землепользования.

Ст. 35. Российская Федеративная Советская Республика, в целях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческое содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным. Ст. 36. В целях борьбы с чересполосицей, тормозящей развитие сельского хозяйства, земли как коллективного, так и единоличного пользования должны отводиться по возможности к одному месту.

    Контрольные вопросы.
    Вопросы к главе I :
    Дать сведения о первых кадастровых съемках.
    Вопросы к главе II :

Сделать аналитический обзор первых кадастров Российского государства. Содержание записей в писцовых книгах?

    Основное содержание писцового наказа.
    Вопросы к главе III :
    Основные задачи межевания 1765 г.

Хронология создания Московского государственного университета геодезии и картографии.

    Основные аспекты “Генеральных правил.... ” по межеванию.
    Вопросы к главе IV:
    Задачи, решенные в процессе отмены крепостного права.
    Цели земельной реформы 1861 г.

Привести статистические данные по результатам реформы 1861 г. Прокомментировать Положения от 19 февраля 1861 г.

    Вопросы к главе V :

Провести анализ перераспределения земельной собственности в ходе столыпинской реформы.

    Основные законодательные акты столыпинской реформы.
    Вопросы к главе VI :

Учет наличия и распределения земли в годы Советской власти. Смысловое значение первых законодательных актов Советской власти.

    Вопросы к главе VII :

Дать характеристику современного состояния работ по созданию земельно-иму щественного кадастра в Российской Федерации.

    Главная цель земельных преобразований в России.

Привести статистические данные о ходе земельной реформы по состоянию на 1995 -1996 гг.

Первоочередные задачи по совершенствованию регулирования земельных отношений.

    Описание приложений.
    Стр.

Приложение 1. Фрагменты писцового наказа с комментариями................................................. 14

Приложение 2. Выдержки из “Генеральных правил .... ” по межеванию ............................... 15

Приложение 3. Положения 19 февраля 1861 года .................................................................................. 19

Приложение 4. Законодательные акты столыпинской реформы ................................................24

Приложение 5. Первые законодательные акты Советской власти.............................................. 30

Приложение 6. Аттестат Константиновского межевого института ........................................... 36

Приложение 7. Титульный лист единственного оставшегося экземпляра по истории русского межевания..................................................................................... 39

Приложение 8. Титульный лист топографических известий Российской империи....... 40

    Список литературы.

Германъ И. Е. Исторiя русскаго межеванiя. 3-е изданiе. Москва, Типо-литографiя В. Рихтеръ, 1914.

Комов Н. В. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 1995г. , с. 512.

ГИС-Ассоциация. Информационный бюллетень, №2(4), 1996, с. 25-26.

    Содержание
    стр.
    Введение

..................................................................................................................................................................................... 3

Глава I. Общие положения ........................................................................................................................................... 3

Глава II. История развития кадастра в России с IX до XVIII века ...................................................4

Глава III. Генеральное межевание земель в России в XVIII веке .................................................... 6

Глава IV. Земельная реформа 1861 г...................................................................................................................... 7

Глава V. Столыпинская реформа ..............................................................................................................................8

Глава VI. Учет земель в годы Советской власти .......................................................................................10

Глава VII. Земельные отношения на современном этапе ................................................................... 11

    Заключение

............................................................................................................................................................................ 13

    Приложения

...........................................................................................................................................................................14

    Описание приложений

...................................................................................................................................................41

    Список литературы

.......................................................................................................................................................... 41

    Контрольные вопросы

...................................................................................................................................................42

    _________________________________________________________
    Подписано к печати ... 96. Формат 60 х 90. Бумага иллюстр.

Уч. -изд. л. 2. Тираж 100 экз. Заказ № Цена договорная. ________________________________________________________________ МосГУГК

    103064 Москва К-64 Гороховский пер. ,4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты