Рефераты

Учебно-методический материал по курсу "Правовые основы и менеджмент земельного рынка" - (реферат)

p>С такой системой земельных отношений входила Россия в революцию 1917 года

    Глава VI. Учет земель в годы Советской власти.

В результате революции 1917 года в России произошла смена социально-экономической формации, что повлекло за собой изменение всех законодательных актов.

Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет “О социализации земли” 1918 года, причем им была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения “О социалистическом землеустройстве” и “О мерах перехода к социалистическому землепользованию” 1919 года закрепили две основные формы : государственную и коллективную (приложение 5).

Начиная с 1955 года был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодиям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году, Совет Министров СССР утвердил положение “О государственном контроле за использованием земель, возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти в нашей стране были созданы три основные вида кадастров : сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др. , а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме и имеют достаточно низкую точность. Так, координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба М 1 : 5 000.

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

Коллективизация единоличных крестьянских хозяйств в отношении земли явилась для государства лишь сменой землепользователей: множество мелких держателей участков заменило меньшее число крупных коллективных землепользователей. Сама же эта акция была великой трагедией для миллионов крестьян. Земля оставалась всенародным достоянием, собственностью народа, которой от его имени управляли государственные структуры.

Конституция, принятая референдумом 1993 года, утвердила частную собственность на землю, уже имеется множество реальных, явных формальных и скрытых частных земельных собственников, лишь отсутствие необходимых законодательных документов сдерживает активность земельного рынка, фактически уже существующего. С началом процесса перестройки было принято большое количество законодательных актов, связанных с вопросами использования земли. В них указано, что формы владения землей могут быть следующими : пользование, аренда и пожизненное наследуемое владение; землевладение и землепользование являются платными.

    Глава VII. Земельные отношения на современном этапе.

С распадом Союза Советских Социалистических республик возникла необходимость разработки новых законодательных актов, регламентирующих учет недвижимости и решения всего комплекса вопросов по созданию кадастра. Существующие законодательные акты, действующие на территории РФ, не регламентируют многих вопросов, возникающих при создании кадастра недвижимости. Так, по исторически сложившимся причинам в России достаточно хорошо развиты организационно-правовые вопросы земельного кадастра, большей степенью ориентированного на учет сельскохозяйственных земель и незастроенных территорий, в то время как организационно-правовые вопросы кадастра недвижимости городских территорий практически еще не проработаны.

Перемены в жизни общества, вызванные перестройкой экономических отношений, появление частной собственности и других форм собственности, высветили ряд проблем в развитии городских территорий и использовании ресурсов, среди которых проблема городского кадастра является одной из актуальных.

Возвращение частной собственности на землю и другие объекты как основного вида собственности требуют в первую очередь переориентирования правовой базы всех видов кадастров. Частная собственность создает возможность свободной смены владельцев, быстрому изменению стоимости и потребует от разработчиков кадастровых систем обеспечения высокой оперативности и непрерывности экономической оценки объектов кадастра.

Правовой основой изменения этой ситуации явились Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, Земельный кодекс РСФСР и другие нормативные акты.

Земельная реформа проводится не только на землях сельскохозяйственного назначения, но и на землях городов и других поселений; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, запаса и иного назначения, то есть на всей территории России. Земельные отношения - крупная и сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между субъектами земельного права по поводу использования земли как ограниченного природного ресурса. Они включают в себя отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Объектами земельных отношений являются земельные участки, их части, земельные доли и права на них. Субъектами земельных отношений выступают физические и юридические лица.

Принятые законы и серия подзаконных актов призваны служить как правовой базой, так и руководством для принятия решений на местах во всех регионах России. Земельные отношения, регулируемые Конституцией Российской Федерации, земельным и другим законодательством, являются составной частью общественных отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей. В процессе земельных отношений земля рассматривается как общенациональное достояние. Она используется и охраняется как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России.

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

Участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица. Правовое положение участников земельных отношений определяется земельным законодательством, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Земля в Российской Федерации может находиться в государственной, муниципальной, коллективной, кооперативной, частной и иных формах собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица выступают участниками земельных отношений только в случае аренды земли. Объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли в праве общей собственности на землю и права на них.

Использование земли в Российской Федерации является платным за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель. Все земли Российской Федерации подлежат охране.

Охрана включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, сохранение почв, предотвращение их от деградации и недопущение необоснованного изъятия ценных сельскохозяйственных и лесных земель, а также восстановление и повышение плодородия почв. Особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья.

Приватизация земли колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, которым она передана в бессрочное (постоянное) пользование, и земли, которая находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на добровольной основе по решению общего собрания работников предприятия. В целях регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации проводится землеустройство, мониторинг земель, ведется государственный земельный кадастр и регистрация прав на землю, осуществляется государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ведутся научные исследования по этим направлениям.

В результате осуществления первого этапа земельной реформы исключительная государственная собственность на землю частично, в основном, на сельскохозяйственных землях, заменена частной земельной собственностью. В настоящее время садовые и огородные участки имеются у 22 млн. семей, на площади 1, 8 млн. га. В собственности 16, 5 млн. семей сельских жителей, ведущих личное подсобное хозяйство, находятся более 5, 7 млн. га.

Для индивидуального жилищного строительства в 1994 году выделены земельные участки 453 тыс. семей.

В ведение сельских и поселковых администраций передано около 30, 5 млн. га земель, из них 16, 2 млн. га сельхозугодий для расширения жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Всего к началу 1995 года в собственность, владение или пользование граждан передано около 44 млн. земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

Для удовлетворения потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в земельных участках, решения переселенческих задач на территории Российской Федерации образован специальный фонд земель для последующего перераспределения на площади 46, 5 млн. га, из которых 13, 8 млн. га, или 30%, составляют сельскохозяйственные угодья.

Главную роль в решении сложной проблемы становления новых земельных отношений должно сыграть государство. С помощью государственного регулирования определяются условия и механизмы экономического воздействия на рачительное хозяйствование на земле. Все это ставит задачу совершенствования законодательных актов, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях, в них должны в равной мере сочетаться интересы собственника и государства. Для этого необходимо:

разработать и принять нормативно-правовые документы по планированию землепользования, правам на землю и регламенту оборота земли; отработать практику целевого использования земли, имея в виду распределение земель по характеру использования (сельскохозяйственные, природоохранные, городские, жилищного строительства и т. д. ), установить четкий статус земель каждой категории, создать механизм государственного контроля за целевым использованием земельных участков, ввести ограничения и обременения на права собственности на землю;

разработать четкий механизм экономической оценки всей земли (сельскохозяйственной, городской и др. );

    разработать механизм аренды земли;
    создать эффективный механизм залога земли;

создать информационную базу по земле, ядром которой должен стать государственный земельный кадастр.

В России пока еще нет основных нормативных документов, являющихся фундаментальными для земельных рынков развитых государств с упорядоченной экономикой. Отсутствует закон о рынке земли, который нельзя разрабатывать, не имея земельного кодекса. Оборот земли невозможен без механизма, который его запускает, контролирует и регулирует. Это, в свою очередь, требует решения таких проблемных узловых положений, как: земельная рента, ее начисление, изъятие, использование, основанные на ней практически все землеуправляющие стоимостные рычаги - цена земли, арендная плата, земельный налог, денежные ставки земельных операций.

    Заключение.

Важное место в регулировании земельного рынка занимают земельное к гражданское законодательство. Только их совместное применение в рыночных условиях позволит в полной мере соблюсти интересы и собственника земли, и государства. Как свидетельствует наш собственный российский опыт, а также опыт многих зарубежных стран, главным в вопросах управления земельными ресурсами является разграничение предметов регулирования земельного и гражданского законодательства, разграничения полномочий в сфере регулирования земельных отношений между федерацией и ее субъектами, а так же вопросы регулирования отношений собственности и перераспределения земель между различными субъектами и сферами экономики в условиях рынка земли.

    Приложения.
    Приложение 1. Фрагменты писцового наказа с комментариями.

По указу государя царя и великого князя Михаила Федоровича посланы были из Поместного Приказа в разные города валовые писцы, позже даны им наказы, “а что писцом в наказе писано, и то писано ниже сего порознь по статьям”. 1. Писцы обязываются произвести записи в границах уездов, волостей и станов о землях поместных и вотчинных, землях сел и деревень, по видам землевладений: бояр, окольничих, стряпчих, дворян, иноземцев, монастырских и церковных. Требуется одновременно перечислить в каждом селе количество дворов, поименно людей в них, за кем они закреплены, отдельно дворы заброшенные, сроки и причины заброшенности.

2. За сокрытие от писцов используемых земель поместье конфискуется в пользу государя Алексея Михайловича с раздачей сокрытых земельных участков тем, кто сообщил о них писцу. За сокрытые земли с владельца взимается в пользу государя доход в двойном размере, а самому владельцу “быть в великой опале и в казни”. 3. Описывать и мерять земли требуется по ранее выданным документам на право владения (государевы ввозные грамоты, отдельщиковые и отказные выписи) с использованием старых писцовых книг. Оказавшиеся излишки “отписывать на государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малые и белые России самодержца до его государеву указу”.

4. При отсутствии документов или при опустении деревень устанавливать принадлежность земель владельцу путем опроса проживающих поблизости людей. 5. При описании земли подразделять на три категории: лучшие, средние и худшие. Записывать необходимо все сведения об отдельно расположенных “отхожие пашни и роспаши и поляны на лесах.... и писать именно сколько на которых где покосах и на скольких десятинах и по скольку копан с десятины сена ставится, где, под которым сеном и под которою деревнею - рек и озер, и прудов, и мельниц, и спудов, и перевесей, и ры6ных ловель, и бобровых гонов, и всяких угодий”. 6. Отдельно описывать пашню, заросшую лесом, и пятилетние и более перелоги. Тем, где пашня заросла лесом, давать на нее льготы во всех государевых податях на пятнадцать лет; на участки, заросшие кустарником, - 10 лет, на чистые перелоги - 5 лет, с тем, чтобы стимулировать их освоение и рациональное использование.

7. При разделе земель на местности устанавливать межи с их отдельным описанием. “.... И межи в тех землях, в которых местах, у которых угодий убавят и к которым местам которыя угодья прибавят, чинить межи, а на межах велеть ямы копать и грани тесать - имянно и в книги писать подлинно, чтоб впредь в лесах и покосех и во всяких угодьях и бортных угожьях ни у кого, ни с кем споров не было”. 8. При передаче земель от одного владельца другому необходимо, чтобы владельцы зти земли поделили сами и сами же установили границы на местности. В тех случаях, когда между владельцами возникают споры, межи устанавливаются по поручению писцов губными старостами и городовыми приказчиками. 9. “А которые бортные леса и деревни, и починки, и пустоши, и селища, и займища сошлись с поместными землями, с пашнями и с покосы и со всякими угодьи, хотя будет в которых ныне и спору нет и писцов те бортные Земли с поместными и вотчинными землями размежевать и межу чинить и на межах велети ямы покопати и грани потесати и в книги имянно межи их велеть писать по межам, чтоб впред меж их в землях споров не было”.

Следует обратить внимание на стремление авторов наказа к системному подходу. В наказе можно увидеть: учетно-статистические (статья 1), правовые (статьи 2 4), кадастровые (статьи 5, 6), межевые (статьи 7 - 9) задачи. Одновременно с учетом земель производилась перепись всего населения на этих землях и принадлежащего ему имущества.

Сводными документами писцовых межеваний стали писцовые и межевые книги. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня. В писцовых книгах описаны пахотные земли, а также сенокосные угодья и лесные участки. Каждая писцовая книга заканчивалась сводными итогами. Писцовые книги имеют большую ценность как источник по социально-экономической истории России XV - XVII веков. Не только историк, но и пытливый земледелец может получить из них полезные сведения об использовании в стародавние времена земель, на которых он сейчас живет и трудится.

Приложение 2. Выдержки из “Генеральных правил .... ” по межеванию.

Генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции.

1. В Государственное земель размежевание, которое предприемлется для единственнаго всех владельцов собственнаго спокойствия и развода по настоящим границам их владения, отнюдь не вмещать ни ревизии, ни редукции, но единственно только межевать, и класть на планы земли каждого владения, а для того: 2. Все земли межевать не к именам владельцов, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям, каждое селение порознь, или всякое владение общею обводною межею, как то владельцы сами, и по скольку к которому селению земли из собственного своего владения межевать пожелают, и в межевых новых книгах также и планах писать за кем только именно при Государственном размежевании какия именно ж села, деревни и пустоши во владения окажутся, сколько в них какой земли четвертей и всяких угодей; ибо сим Государственным размежеванием сел, деревень и пустошей к владельцам не утверждается, и споры во владении ими представляются по прежнему установленному общему Государственному на то обыкновенному суду и Правительству, то есть Вотчинной Коллегии: для чего сим генеральным межеваньем и утверждаются единственно и навсегда земли только к селам и деревням, а пустоши к их старым названиям, но отнюдь не селы, деревни и пустоши к именам владельческим.

3. Равным образом сими правилами утверждаются в каждом владении в писцовых межах, во первых четвертныя дачи, во вторых живыя писцовым межам урочища, то есть единственно озера, реки и речки никогда не пересыхающия и течения, а буераки состояния своего не переменяющие, а что касается до поверстных лесов, то в таком только случае, когда по измереним и удовольствию четвертных дачь и писцовых вышеписанных живых меж, в тех же самих местах оные оставаться могут, то тогда только они в дачу и утверждаться имеют.

4. По сему положению у всех спокойно и безспорно владеющих своими дачами владельцов, против которых, при отводах к Государственному размежеванию границы их владения, никаких споров ни от кого представлено не будет, крепостей на их земли ни к какому рассмотрению не требовать, но снимая их дачи, класть предписанным образом на планы, с деланием окружной им межи и с изчислением всей их меры, которые планы одни и отдавать в те самыя селения, к которым оныя дачами припишутся, прочие же для Государственных архив отсылать, куда Межевою Инструкциею предписано будет; а сих ради оснований разделить дела Землемеров от межевых дел и на Землемеров единственно положить следующее: 5. Снимать и класть на планы каждую земляную дачу предписанным им образом, по собственному всякаго владельца границе владения своего отводу, как ни от кого не оспоренному, так и оспоренныя, но с тем на планах о заспоренных показанием, по которым местам сам владелец свою границу отводил; а насупротив, на которыя ж места от кого именно другаго владельца по даче какого именно ж селения и пустоши спор землемеру представлен был с объяснением, какое свидетельство окольные люди под присягою показали, что такой владелец, против котораго представленный спор оказался, из той границы владением своим вышел до минувшаго Генваря 1 числа сего 17б5 года, или когда после, для чего единственно и предписать, почему из каждого селения, прикасающегося ко всякому владению брать таких людей в понятые.

6. Всем заспорившимся в отводе своих границ владельцам Землемерам объявить, только, чтоб они явились всеконечно на положенной в Межевой Инструкции срок в определенную для них Межевую Канцелярию или Контору, со всеми своими на те земли крепостями и выписями, по которым оные имеют в споре их разобрать, и межу между ими положить по основанию сделанного в сих пунктах предписания. 7. По сему установлению Землемерам определить снимать планы со всех дачь каждаго уезда, ни за чем не останавливаясь, и сочиняя генеральныя о каждом особь уезде, без замедления оныя и с специальными отсылать в определенныя им места, с показаниями на планах всех тех мест по вышеписанному особыми линиями и описаниями, в которых кто владельцы заспорили, и добровольно между собою при отводах не развелись; Межевым же Канцеляриям и Конторам поручить исполнять все нижеследующее:

8. Разсматривать крепости только у заспоривших между собою владельцев, единственно в земляных своих границах, а отнюдь не во владении теми селами, деревнями и пустошами; а по взятым в рассмотрение их для того крепостям и по присланным от Землемеров снятым с целого уезда планам, разбирая по нижесписанному на споривших владельцов положению, класть на тех планах особыми линиями, где утверждать на заспоренных местах межи, и потом велеть оныя делать в натуре ко всегдашнему владельцам по них владению, отправляя для того Землемеров вторично на те места.

9. У безспорно между собою разведшихся во владении своих земель помещиков, ни примерных противу писцовых дачь земель, ни писцовых урочищ не изыскивать, но всякому такому владельцу, яко достойному, спокойному и добродетельному сыну своего отечества, те его безспорно владеющия земли без всякого изъятия отмежевать, и утверждать в вечное и потомственное владение к его селам, деревням и пустошам.

10. Кто из владельцов в землях своих полюбовно не разведутся, а при межевании произойдет от котораго из них спор, и будет тот спорщик на кого их тех соседей своих показывать, что он из написанных за ним по урочищам дачь завладел насильно, то Землемеру, как имеющего спор владельца, так и того, от котораго он обидным себя почитает, дачи смерять со всеми к тем спорным дачам принадлежностям, и оными план отослать в Межевую Канцелярию или Контору, где рассматривать тех спорющихся владельцов крепости; и ежели по измерению дачь против крепостей явится у обоих их примерная земля, то им обоим дать на число их дачь примерной земли не больше, как на 100 четвертей и по 10 четвертей; за тем же, что останется примерной земли оную всю отписать в Государственныя дачи, потому, что весь их спор произходил не за настоящия их дачи, но за примерныя земли, которыя по справедливости никогда им не принадлежали, а они и за всеми поданными чрез публикованный манифест всемилостивейшими спосо6ами к удержанию той земли в вечное владение за собою, чрез полюбовный между собою развод вражды своей не прекратили, и не за свою, по Государству принадлежащую землю враждами своими нарушали должность добронамеренных и спокойных детей отечества. 11. Ежели ж подлинно у котораго заспорившаго владельца против его крепостей, по мере настоящаго числа четвертей в его владении не найдется, а у прикосновенных с ним владельцов (на которых таковой показывать будет, что они его землями завладели) окажется за намерением их дачь и всяких угодий примерная земля, то из той найденной примерной земли примежевать к владению такого обиженнаго оными владельцами все то число четвертей, сколько у него по мере собственного владения не достало, да сверх того в прибавок за претерпевшие от них убытков, дабы он будучи удовольствован тем, больше уже никакого взыска не имел, толикое ж число четвертей, сколько за ним настоящей писцовой по мере дачи не доставало и в постороннем владении было; а что еще таковой примерной земли останется, из оной дать тем владельцам по вышеписанной пропорции, а затем достальную по предписанному ж основанию отписать в Государственныя дачи.

12. Ежели при мере дачь заспоривших, у всех их явится недостаток настоящих их по крепостям дачь, или одни полныя дачи, то таковым владельцам утверждать дачи по их тем владениям, в которых оные публикация манифеста застала, кроме живых урочищ, кои непременно всякому утверждаются.

13. Если же у тех, кто споры зачнут, по мере в дачах их найдутся примерныя земли, а у тех, на кого они в завладении их земель показывали, явятся недостатки или полныя их дачи, то у заспорившаго всю примерную землю отписывать в Государственныя дачи.

14. Как известно, что в некоторых местах внутри окружных дач состоят разные владельцы, и может случиться, что из таковых благие и добронамеренные дети отечества, желали б добровольно с соседьми своими в межах своих развестисть, но другие худонамеренные из них к оному не согласятся, и до спора при генеральном размежевании доведут; то при оном те недостойные дети отечества справедливо подвергнут себя еще тяжчайшему жребию, нежели о неправедно производящих споры предписано.

15. Если ж кто из сущих препятственников истинной Государственной пользы может сыскаться, и дерзнет после публикации нынешняго о Государственном межевании Всемилостивейшего манифеста, владения своих самовольством далее разпространять, нежели он ими до издания сего манифеста владел, или с наступления нынешняго года из прежняго своего владения выступил, а тех своих самовольно завладенных земель не покинет, и в том скольными людьми, яко живыми еще свидетелями обличен будет, за таковую Государственную вредность, если оная с воли помещика чинена была, не только оказавшуюся по вышеписанному положению всю его примерную землю взять в Государственныя дачи, но и сверх того взыскать в казну для удовлетворения тех, кого он таковыми завладением изобидел, и в штраф за всякую десятину, найденную во владении его примерную землю, за каждый год с того времени, с катораго сам владелец оною землею владел, за каждую четверть по прежним указам завладенныя деньги.

16. Всем тем размежеванным дачам, которым размежевание по производимому доныне общему Государственному межеванию самым действом по издании манифеста окончено, и владельцам на них планы даны, а иным хотя планы еще и не даны, но отмежеваны, и межи поделаны, и ямы покопаны и столбы поставлены, по которым владение теперь уже имеют; равным образом и всем тем землям, которыя до онаго же и особливо посыланными Межевщиками действительно со окончанием обмежеваны, и на которых из них до наступления нынешняго 1765 года, в надлежащих местах, то есть откудова Межевщики были посланы, или же в Сенате спорных, а неявочных челобитен не вступило, остаться без всякой отмены в тех сделанных им межах во всех их прежних непоколебимых основаниях на все будущее время; на которыя ж из оных спорныя челобитныя вступили до того времени, те все в нынешнее Государственное межеванье имеют быть перемежеваны по положенным в сих пунктах генеральным правилам.

17. Как по древним писцовым книгам, на основании тогдашняго в Империи многих пустых и незаселенных лесов и рек положены некоторым помещикам в писцовыя дачи приурочены и в меры владения их написаны бортныя ухожьи, бобровые гоны, всякия звериныя и рыбныя ловли, и прочие подобные сему для них доходов только промыслы, но однакож тем отнюдь не отданы в пашню сенокосы, и по население оныя им земли, на которыя те промыслы за ними в писцовыя книги написаны. Следовательно таковые промыслы и подлежат каждому из них, если кому та земля в точное владение не подтверждена, до тех пор только, пока по полезнейшему Государственному положению таковыя земли возтребуются на настоящее их заселение: того ради по всем таким написанным за помещиками промыслам, настоящих под ними земель отнюдь за себя не укреплять, но составлять их в безспорное владение за теми, кто на них по указным дачам поселился, и кому они особыми указами отданы, или впредь даны будут; самим же тем владельцам, за кем таковые промыслы в писцовых книгах написаны, безвозбранно на тех землях и реках промышлять теми единственными промыслами, кои им в писцовых книгах точно написаны; подобно тому, как в тех же писцовых книгах одним помещикам отданы в дачу земли, а другим въезды на них для рубки леса, по чему одни в тех местах владеют лесом и разчищенною из под него землею, другие одним только лесом. 18. Для вышеположенных разобраний по крепостям заспоривших между собой владельцев в границах только своих земель, а не во владении своих недвижных имений; и для наблюдения и исполнения всего межеванья, полагать во всякой межущей Губернии по одной Межевой Канцелярии, а во всякой Губернии на две или три Провинции по одной Провинциальной Межевой Конторе; которыя апелляциею и подчинить Губернским Межевым Канцеляриям; Провинциальная ж Конторы так по способности межующихся вкруг разных уездов по городам располагать, что бы владельцам, заспорившим, для представления своих крепостей и споров, способно и не весьма далеко от них межующихся земель они были, и чтоб те все Межевыя Канцелярии и Конторы переводились из одной Губернии, в которой межевание кончится, в другую, где оная начинаться станет, до самого того времени, пока вся Империя размежевана будет.

19. Всемилостивейше повеленныя продать желающим владельцам казенныя засеки с аукциона, ныне оныя определить продать без аукционнаго торга, но положа по различию полезности в каждой Губернии всякой десятины такия цены, какия могут быть без отягощения и с довольною пользою как владельцам, так и казне, а к той распродаже учреждение сделать такое; чтобы оныя земли продаваемы были между желающими владельцами, препочтительнее тем, которые к торгующим засекам своими собствеными дачами прикосновенны; а в том случае, когда и многие одно место купить пожелают, то разделяя оное по равной пропорции каждому на число их переписных в подушном окладе душ, состоящих жительствами своими в прикасающихся к тем покупаемым, или засекам селениях, наблюдая же при том и того, чтоб казенныя засеки на разныя частьи таковым образом распроданы не были, дабы внутри продажных частей не могло оставаться непроданной засеки менее 100 десятин, а сходствуя семи, и с тех владельцов, которые на казенных местах населились самовольно, взять за то только число, сколько они из тех за собой ныне во владении оставить самопроизвольно пожелают, за каждую десятину единожды, только положенныя означенным засекам по Губерниям цены втрое, и те земли отмежевать им в потомственное владение. Собираемые же в казну деньги, как за продажныя засеки, так и за самовольно заселенныя земли, употреблять в расход на произведение Государственнаго межевания, яко в единственную собственную ж всех владельцев пользу, ту же землю, которую из самовольно поселившихся на Государственых местах прежние владельцы за означенныя тройныя цены не купят, брать в казенныя, и никому оных без особливых указов не продавать, и под поселение не отдавать, кроме как под иностранцев.

Инструкция землемерам, к генеральному всей империи земель размежеванию. Императорское наше намерение и точное проведение нынешним генеральным земель размежеванием, единственно развести всех владельцев в спорах по их земляному владению, и тем доставить всем поселянам в оном покой и тишину, а к Государственному общему Экономическому правлению получить обстоятельное сведение, и планы всем состоящим в Империи нашей земляным дачам и урочищам; для того определяемым к исполнению сего нашего измерения Землемерам, отнюдь размежевания земель как не обращать ни чем в редукцию их земель и не ревизировать у владельцев крепостей, так и не употреблять притом никаких предписаний из преждеизданных о межевании земель писцовых Наказов, прежней Межевой Инструкции и всех разных времен о том указов, из которых преждеизданные поныне о размежевании земель инструкция и разных времен указы, совсем, а Писцовые Наказы по касающемуся только до межевания земель, сею инструкциею отменяются; при нынешнем же межевании повелеваем Землемерам поступать единственно по нижеписанным пунктам:

1. При генеральном всего Государства размежевании повелели Мы быть Землемерам при каждом деле по два, из коих младшему состоять в команде старшего; межевание ж им производить вообще таким образом, одному обходить по окружной меже, а другому снимать внутреннюю ситуацию.

2. Каждые два Землемера, при отправлении от Межевой канцелярии или Конторы, имеют сна6дены быть: 1. Сею инструкциею. 2. Определенною командою. 3. Ведомостьми о тех землях, кои за спорами при последнем генеральном межевании следует быть ныне по новым правилам межеваны. 4. Копиями с планов всех тех земель, которыя в последнее генеральное межевание действительно обмежеванны и спора на них нет, для внесения их в генеральный о всем уезде план. 5. Сочиненными Сената нашего Межевою Экспедициею печатными наставлениями о методе, каким образом по настоящему землемерной науки искусству снимать, и сочинять с какими экономическими примечаниями планы, какия класть межи, и делать где какие межевые признаки, как вести полевыя при межевании записки и сочинять межевыя книги, сколько о каждом владении и уезде сочинять планов и межевых книг, и куда оныя отсылать; с приобщением при том всему потребных к тому форм, чтоб во всех местах письменное произвождение Землемеры одинаким образом вести могли.

6. По прибытии Землемеров во всякой тот город, куда они отправлены будут, явиться им тех городов в Канцеляриях, а оным письменными публикациями чрез Духовныя Правления обнародовать чтением в уездных церквах, чтоб все владельцы, а казенных волостей управителя и поверенные о приезде Землемеров ведали, и при вступлении оных на их земли к ним явились, и земли свои безпрепятственно отводили; для обнародования ж об определенных в Московском уезде Землемерах, равныя публикации отослать от Губернской Межевой Канцелярии в Московское Духовное Правление.

7. По принятым от Межевой Канцелярии или Конторы ведомостям, где показано будет в прежде бывшее межевание выгонныя и чьи владельческия земли размежеваны и планы даны, или хотя иным и не дано, но отмежеваны ж и межи поделаны, и ныне уже ими владеют: то как оныя, так равным образом и все те земли, которыя до того прежде бывшаго генерального межевания особливо посыпанными Межевщиками действительно с окончанием обмежеваны, и на которыя из них, до наступления 1765 года, в надлежащих местах спорных, а неявочных только челобитен не вступило, оставить без всякой отмены в тех сделанных им межах, и в перемежевание их отнюдь не вступать и споров о том не принимать.

9. От когож из владельцев объявлено будет, что дачи их обмежеваны, но прежними Межевщиками планов дано не было, или и даны были, но чрез какие случаи утратились: то все такия дачи Землемерам снимать на планы, на основании предписаннаго в сей инструкции порядка, для того единаго, чтоб от ныне во всем Государстве, как все владельцы, так и Земския определенныя Правительства, имели о всех владениях планы одинакие, с изъявлением всей внутренней ситуации. 10. Ежели ж и планы кто предъяви, но в них внутренней ситуации не показано и без примечаний тех сделаны, какия от Межевой Сената нашего Экспедиции в наставлении Землемерам предписаны: то с таких дач снимать планы вновь со всею ж ситуациею, но межевых признаков вновь не делать, а оставлять их в тех прежде сделанных межах.

    Приложение 3. Положения 19 февраля 1861 года.

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

    Введение.

1. Крепостное право на крестьян, водвореных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов, крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие положений о крестьянах и в особом положении о дворовых людях. 3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленныя повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред Правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях указанных в Местных Положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенныя в Местных Положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающия из сего обязательныя поземельныя отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем общем, так и в особых Местных Положениях.

Примечание. Сии Местные Положения суть: 1) для 34-х губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской. Кроме того, к Местным Положениям присоединены Дополнительные Правила: 1) об устройстве крестьян, водвореных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам; 2) о приписанных к частным горным заводам людям ведомства Министерства Финансов; 3) о крестьянах и работниках, отбывающих работы на Пермских частных горных заводах и соляных промыслах; 4) о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; 5) о крестьянах и дворовых людях в земле Войска Донскаго; 6) о крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии; 7) о крестьянах и дворовых людях в Сибири; 8) о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправнаго отправления ими государевых повинностей, не был менее того размера, который определен, с этою целию, в Местных Положениях; 2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается однако же возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок), и 3) чтобы вообще заключаемыя между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущест венных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении. Во всех тех случаях, когда добровольныя соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точном основании Местных Положений.

7. На сих основаниях составляются уставныя грамоты, в которых должны быть определены постоянныя поземельныя отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещиком. Как на составление оных, так на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения. Примечание. Подробности, относящиеся до составления и исполнения уставных грамот, содержатся в Местных Положениях и в Правилах о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование, за установленныя повинности, землею, на основании Местных Положений, не обязаны впредь, ни в каком случае, наделять их каким бы то ни было, сверх того, количеством земли. 9. По введении в действие настоящего Положения, слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денег и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, на основании ст. 1119 Зак. о сост. Т. IХ, Св. Зак. 1857 г. , и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах и проч.

10. За тем, на самих крестьян возлагается попечение по общественному продовольствию и призрению и ответственность за исправное отбывание следующих с них казенных и земских, натуральных и денежных повинностей, на основаниях, изложенных ниже (Раздел III. ).

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в Местных Положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевыя земли и другия угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в Местных Положениях части онаго прекращаются все обязательные поземельныя отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательныя поземельныя отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в Местных Положениях, от пользования предоставленным им наделом, и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другия сословия.

14. Дабы обеспечить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, Правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временно-обязанными крестьянами. 1б. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным, на основаниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику, впредь до прекращения о6язательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян, на основании статей 148 - 16З-й сего Положения. 19. Крестьяне и о6щественныя их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) Губернское по крестьянским делам Присутствие; 2) Уездные Мировые Съезды и 3) Мировые Посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действий сих учреждений определяются в особом о них Положении.

    О правах крестьян, вышедших из крепостной зависимости.
    О правах личных и по состоянию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты