Рефераты

Обзор и анализ Налогового кодекса РФ - (диплом)

p>Налогоплательщик уплачивает налог по итогам каждого квартала, при этом налог на использование государственной символики РФ должен быть уплачен не позднее 20 календарных дней по его истечении. Действующий сбор должен быть уплачен до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала, таким образом проект несколько улучшает положение налогоплательщика, предоставляя ему дополнительный день для уплаты налога по сравнению с действующим законодательством. В те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Определение порядка и сроков уплаты налогов на использование региональной и местной символики проект относит к ведению региональных законодательных органов и представительных органов местного самоуправления.

Ответственность за нарушения порядка уплаты налогов на использование символики налогоплательщики несут в соответствии с общей частью Кодекса, устанавливающей общие принципы ответственности за нарушения налоговой дисциплины, перечень универсальных налоговых правонарушений и ответственность за них. Наиболее грубые нарушения налогового законодательства повлекут привлечение нарушителя к уголовной ответственности.

3. 4 Налоговая амнистия и контроль за соответствием доходов и расходов. Контроль за соответствием доходов и расходов - одна из мер, направленных на пополнение бюджета за счет увеличения налоговых поступлений. Вводя ее, налоговые органы фактически признают свое бессилие перед изворотливостью российских налогоплательщиков, не веря в свои способности по-другому лишить их возможности увильнуть от налогов.

По-видимому, слишком горячее желание заставить "поделиться" не позволило избежать ошибок и противоречий в Проекте Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Проект). Вкратце содержание главы 74 Проекта "Контроль за соответствием доходов и расходов налогоплательщика" сводится к следующему: налоговые органы вправе поинтересоваться у налогоплательщика, откуда он взял деньги на приобретение роскошного дома и шикарной яхты, и при отсутствии положенных объяснений в специальной налоговой декларации - потребовать уплатить кругленькую сумму денег в бюджет.

Основания контроля Что же кроется за этой простой схемой? Прежде всего пострадают (далеко не в первый раз) люди годами копившие деньги, заработанные тяжелым трудом, чтобы построить дачу или купить машину, потому что Проект не предусматривает возможности объявления и освобождения от штрафных санкций суммы наличных сбережений на момент введения контроля. При любой покупке в течение года недвижимости или транспортных средств (за исключением велосипедов) на сумму свыше 1000 минимальных зарплат (87, 4 млн. руб. ) либо предоставлении денежных сумм на ту же сумму необходимо будет доказать наличие соответствующих доходов и документально подтвердить уплату соответствующих налогов. Это особенно трудно в наших условиях, когда работодатель может неожиданно исчезнуть, а если он живет и процветает, то вероятнее всего потому что не платит в полном объеме всех налогов с заработной платы и, соответственно, не может выдать справку об их уплате.

Думается, было бы целесообразнее одновременно с введением в действие Налогового Кодекса принять на законодательном уровне решение о размере суммы, которая может быть просто объявлена физическим лицом как накопления за предыдущие периоды без объяснения источников. Иначе люди будут поставлены перед фактом резкого ухудшения своего финансового положения в результате непродуманных действий создателей законопроекта. А движение навстречу интересам налогоплательщиков продемонстрирует, что Россия достигла экономической стабильности и вызовет ответную волну налоговых поступлений. Интересен опыт американцев в этой области: в результате проведения налоговой амнистии в 1985/1986 гг бюджет получил дополнительно 401 млн. долларов и в 1996/1997 гг была объявлена новая налоговая амнистия. [5] Налогоплательщикам была предоставлена возможность погасить задолженность избежав штрафных санкций (кроме 8% по подоходному налогу). Может быть именно в этом кроется причина уважения американцев к налоговому законодательству, столь не типичная для наших налогоплательщиков. (По данным Economic Report of the President. W. , 1996, p. 81 доля налоговых поступлений к ВВП составляет 31, 5% в США и 11% в России, хотя наше налоговое законодательство ничуть не либеральнее американского). Освобождение от санкций А у нас освобождение от санкций может произойти только в том случае, если налоговое нарушение было совершено вследствие стихийного бедствия, в состоянии невменяемости или при исполнении нормативного акта, впоследствии признанный недействительным либо была объявлена налоговая амнистия. В отличие от соответствующего института уголовного права, планируется, что налоговая амнистия будет объявляться Правительством РФ и только в отношении лиц, не заявивших добровольно в налоговый орган о допущенных нарушениях. Пришедшие с повинной могут быть прощены только руководителем местной налоговой службы (буквальное прочтение существующей редакции статьи 258 Проекта). Данное положение противоречит самому термину: уменьшение размера ответственности конкретного лица - это не амнистия, а помилование. Размер санкций Не совсем ясно, сколько надо будет заплатить, если лицо, подвергшееся процедуре контроля за соответствием доходов и расходов не представит достоверных сведений о виде полученных доходов, ведь размер штрафа вычисляется в процентах от суммы неуплаченного налога. Просрочка подачи декларации: - до 180 дней влечет наложение штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый месяц со дня установленного для ее представления, но не более 25 процентов от указанной суммы; - от 180 дней до 1 года - 50% суммы неуплаченного налога, но не менее 100 минимальных зарплат; - свыше 1 года - сумму неуплаченного налога, но не менее 200 минимальных зарплат. Плюс во всех этих случаях нужно доплатить саму сумму налога.

Срок давности Ответственность за необъявление доходов не применяется по истечении 3 лет с момента совершения дорогостоящей покупки. Это радует, ведь существуют налоговые правонарушения, за которые можно привлечь к ответственности и через неограниченное время после их совершения, если они произойдут после введения в действие Налогового Кодекса. Подробнее о них будет рассказано в статье, посвященной финансовой ответственности. Изменение законодательства о нотариате Нотариусы также внесут свой вклад в нелегкое дело сбора налогов. Сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному нотариальному удостоверению (статья 164 ГК РФ 1994 г. , статья 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Проект сократит срок (с 15 до 10 дней), в течение которого нотариус должен предоставить в налоговые органы сведения о нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом, а нарушение этого порядка повлечет наложение штрафа в размере десятикратного минимального размера оплаты труда. Вопрос о правомерности изменения норм Основ законодательства о нотариате решается творцами законопроекта с необыкновенной легкостью, но вопреки отраслевому делению законодательства. Согласно принципам Проекта к общественным отношениям, хоть как-то затрагивающим уплату налогов, применяются нормы Налогового Кодекса. После введения в действие Федерального Закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договоры дарения недвижимого имущества должны будут проходить обязательную государственную регистрацию и органы Минюста продолжат дело нотариусов. 3. 5 Налог на имущество физических лиц.

В полемике относительно проекта Налогового Кодекса, кажется, сформировалась точка зрения, что документ этот осторожный, продуманный, призванный максимально точно определить порядок начисления и уплаты налогов, сформировать наиболее правильно и справедливо размеры их ставок и условия обложения. Одобренный на концептуальном уровне проект еще далёк от окончательного варианта, который призван стать одним из самых значительных правовых актов России. Тем не менее, уже очевидны некоторые принципиальные направления налогового строительства в России. И одно из них - повышение доли налогов на имущество граждан: налога на имущество физических лиц и налога на недвижимость, относительно которых проектом установлены, во многом, лишь общие положения, требующие значительных разъяснений и дополнений.

До сего момента большинство наших граждан не придавало особого значения вопросам, связанным с уплатой налога на имущество, видимо по следующим причинам 1. из-за отсутствия всеобъемлющей информационно-компьютерной базы налоговые органы не имеют полной информации о наличии налогооблагаемой собственности, местонахождении собственника и потому зачастую не доводят до граждан-собственников информацию о необходимых платежах, вследствие чего налог уплачивается нерегулярно, например, по требованию нотариуса при заверении сделок по данному имуществу, 2. методики, в соответствии с которыми исчисляется инвентаризационная стоимость имущества таковы, что сумма, на основании которой устанавливается налог оказывается ниже (иногда значительно) рыночной, а налог, начисляемый по ставке, не превышающей 0, 1 процента оценочной стоимости, не ложится тяжким бременем на бюджет средней семьи, 3. значительное количество загородных дач, гаражей, садовых домиков фактически не входили в налогооблагаемую базу.

Проект Налогового кодекса предусматривает не только повышение максимальной ставки налога в 10 раз, но и ведение налогового реестра недвижимости и собственников недвижимости, предполагает отнесение к налооблагаемой базе, например, определенных объектов незавершенного строительства, объектов, находящихся во владении физических лиц на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. По-видимому, после введения в действие кодекса граждане станут уделять больше внимания вопросам уплаты налога на имущество. В соответствии с проектом кодекса поступления от налога на имущество, как и в настоящее время, идут в местные бюджеты. Это объясняется тем, что на местах смогут точнее оценить имущество и оперативнее собрать соответствующие налоги. Предусматривается, что по мере вступления в силу местных нормативных актов, относительно налога на недвижимость, на данной территории прекращает действие налог на имущество физических лиц. На первый взгляд это выглядит как простое переименование одного и того же по сути налога, за исключением того, что в числе объектов налогообложения по налогу на имущество упоминаются, наряду с объектами недвижимости, некоторые виды транспортных средств. Значительные права даются представительным органам местного самоуправления в плане определения налоговых ставок и установления регламента извещения налогоплательщика. Об этом хотелось бы поговорить в первую очередь. Согласно действующему в настоящее время Закону РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 11 августа 1994 г. , 27 января 1995 г. ) налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим законодательные собрания и исполнительные органы издают достаточно похожие нормативные акты, преимущественно устанавливая ставку налога на её максимальной планке и определяя величину налогооблагаемой базы на основании стоимости, исчисляемой местным Бюро технической инвентаризации, по методикам ответственных коммунальных служб или определяемой по обязательному страхованию региональным отделением госстраха. Но так как методики оценки имущества не имеют существенных различий и ставка налога не может превышать 0, 1 процента стоимости можно говорить о схожих условиях для плательщиков налога на территории различных субъектов федерации. Проект Налогового Кодекса определяет в статье 1029 (2), что “порядок и правила определения стоимости объектов налогообложения, а также органы, осуществляющие оценку стоимости этих объектов, устанавливаются представительным органом местного самоуправления”. В условиях повышения максимальной планки налога в 10 раз представляется необходимым введение более жёсткого федерального контроля в первую очередь за тем, какими органами и на основании каких методик осуществляется оценка стоимости имущества.

Функции управления и контроля в этой области можно было бы возложить на Федеральную комиссию по недвижимому имуществу и оценке недвижимости, упомянутую в Указе Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования". Наряду со своей основной задачей - созданием Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подлежат учету все данные государственной регистрации прав на недвижимое имущество, к ведению комиссии следует отнести

подготовку всеобъемлющей классификации всех видов недвижимого имущества на территории Российской Федерации,

разработку единых принципов оценки недвижимого имущества и инструкций по их применению,

контроль за соблюдением общих для всех регионов правил оценки имущества, рассмотрение жалоб и предложений граждан и организаций, разрешение вопросов о предоставлении или отмене частных льгот по налогообложению. Таким образом, в Налоговом кодексе следует особо указать, что методики оценки имущества, на основании которых в регионах исчисляется налогооблагаемая база, должны соответствовать методике, установленной Федеральной комиссией по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В Налоговом Кодексе желательно предусмотреть для граждан право получать по их запросам в соответствующий орган справку об оценочной стоимости имущественных объектов не только существующих, но и планируемых. При этом должны быть определены как наименование этого органа, так и размер государственных пошлин за получение такой информации. Это объясняется тем, что граждане, становясь субъектами налоговых отношений, должны заранее оценивать величину наступающих последствий строительства или покупки недвижимости. На мой взгляд, целесообразно вообще ввести обязательную примерную оценку всех возводимых строений при получении соответствующего разрешения на строительство. Налоговый Кодекс не может обойти вниманием и такой принципиальный вопрос как предоставление льгот по налогу на недвижимость. Действующий закон о налоге на имущество с физических лиц перечисляет различные категории лиц, имеющих льготы. Полагаю, что если настоящий проект не содержит такой информации, то в окончательной редакции Кодекс должен включать список категорий граждан, обладающих правом льготного налогообложения. Причем наряду с лицами, отмеченными высшими наградами, семьями героически погибших при исполнении служебных обязанностей, ветеранами войны и труда, лицами, имеющими инвалидность или пониженную трудоспособность, в этом списке могут присутствовать и такие категории как

    семьи, имеющие 2-х и более детей,

семьи, потерявшие кормильца, на протяжении ряда лет или до наступления определенных обстоятельств, молодые семьи, осуществляющие покупку или строительство объектов недвижимости, на средства, предоставленные в виде целевой ссуды,

частные фермеры на протяжении нескольких лет с момента организации хозяйства, семьи военнослужащих срочной службы,

кадровые военнослужащие на протяжении ряда лет с момента увольнения в запас. Несмотря на то, что проект допускает установление региональными властями дифференцированных ставок в зависимости от вида имущества и категории налогоплательщика, полагаю, что ряд категорий должны безусловно, иметь льготы, закреплённые на федеральном уровне, а точнее в статьях самого Налогового кодекса без права их отмены местными властями. При этом список лиц, получающих право на налоговые льготы по налогу на имущество, может быть лишь расширен местной властью.

Органы местной исполнительной власти могут оперативнее и объективнее рассматривать вопросы о предоставлении специальных льгот отдельным частным лицам, как это предусмотрено и действующим законом, а также предоставлении отсрочек в уплате налога на имущество, о чем хотелось бы сказать особо. В связи со значительным повышением ставки налога на имущество физических лиц достаточно часто могут возникать ситуации, когда сумма ежегодного налога явится непосильной ношей для налогоплательщика, не имеющего соответствующего источника дохода. Это может стать обычной ситуацией в России, в которой всё еще продолжается тяжелейший экономический кризис. Гражданин, приватизируя свою квартиру или затевая строительство дачного домика, может совершенно не подозревать, что через какое-то время 2-3 миллиона рублей, составляющие ежегодный налог на это имущество будут для него весьма серьёзной суммой. Существует достаточно жизненных ситуаций, осложняющих положение семьи, например, рождение ребёнка, увольнение с работы, внезапная потеря кормильца или временная утрата им трудоспособности, когда государство просто обязано предусмотреть какой-либо льготный режим для плательщика имущественного налога. Наиболее правильным решением видится введение системы отсрочки платежа без применения штрафных санкций сроком от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от конкретных обстоятельств. Как говорилось выше, именно местным органам должны быть делегированы полномочия по предоставлению таких отсрочек и контролю за конечной выплатой всех начисленных налогов, что должно найти закрепление в тексте Налогового Кодекса.

Также в условиях нестабильности доходов многих россиян кажется естественным установление связи между максимальным уровнем величины налога на имущество и реальным совокупным доходом семьи за год. Иными словами, сумма начисленного имущественного налога должна быть снижена до, скажем, 1/10 совокупного годового дохода семьи. Такое положение может устанавливаться статьей Кодекса временно до специальной его отмены. При этом в целях избежания случаев необоснованного ухода от уплаты налога для рассмотрении заявления о понижении ставки нужно в обязательном порядке требовать предоставления информации о совокупном годовом доходе собственника имущества и его супруга, а также при понижении ставки исходить не только из налогооблагаемого дохода семьи, но и иного дохода, не составляющего базу подоходного налога с физических лиц.

Нельзя не сказать добрых слов об очень ясно сформулированной статье 1045. Льготы по налогу, согласно которой “Налогоплательщик - физическое лицо, имеющее место пребывания на территории города либо района и являющееся собственником жилого помещения на этой территории, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную для соответствующего объекта налогообложения, на стоимость этого жилого помещения или его части в пределах социальной нормы жилья на каждого члена семьи. При этом, если общая (жилая) площадь такого помещения больше указанной социальной нормы, сумма, на которую уменьшается налоговая база, определяется как доля этой налоговой базы, соответствующая доле этой социальной нормы в общей (жилой) площади жилого помещения. ” Хочется надеяться, что по мере дальнейшего обсуждения все положения Кодекса, изложенные пока весьма сжато и неконкретно, найдут такую же точную и ясную форму.

Заботясь о повышении налоговой дисциплины граждан, государство должно не только укреплять механизмы контроля и принуждения, но и заботиться о том, чтобы установленные налоги считались большинством населения справедливыми. Это правило может найти своё применение в разграничении видов имущества на необходимое и роскошное, чего пока не сделано. Совершенно недопустимо, чтобы, будучи объектами налогообложения, садовый домик пожилого человека или купленная молодоженами в кредит однокомнатная квартира в принципе не отличались бы от роскошного особняка состоятельного гражданина при разработке концепции налоговой реформы, потому что первое - это необходимость, а второе - роскошь. Именно поэтому во всех методиках оценки стоимости и при установлении ставок налога нужно чётко разграничивать имущество по вышеизложенному принципу и вместо равного отношения ввести систему “акцизов на богатство”, уплачиваемых при приобретении или строительстве объектов недвижимости.

    3. 6 О транспортном налоге.

Транспортный налог, вводимый в разделе XXIV проекта Налогового кодекса, является практически полным аналогом действующего в настоящее время и зачисляемого в дорожные фонды налога на владельцев автотранспортных средств, и заменяет собой, кроме этого налога, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог и налог на приобретение автотранспортных средств.

Новый налог не следует путать с уже существующим транспортным налогом, установленным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", налоговой базой которого является начисленная оплата труда. Рассматриваемый раздел Налогового кодекса устанавливает общие положения о транспортном налоге, на основе которых органы законодательной власти субъектов Российской Федерации должны выпустить нормативные акты, определяющие конкретный порядок и условия его исчисления и уплаты.

В соответствии с предложенным проектом, налогоплательщиками налога признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств на пневмоходу, признаваемых в кодексе объектом налогообложения. Объектом налогообложения могут быть признаны транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, имеющие место нахождение на территории Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения специально оборудованные транспортные средства, находящиеся в собственности инвалидов.

Налоговая база определятся отдельно в отношении каждого транспортного средства, являющего объектом налогообложения, исходя из категории этого транспортного средства и мощности его двигателя.

Проект Налогового кодекса дает базовые ставки налога в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (в процентах от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда на единицу мощности двигателя в лошадиных силах или киловаттах).

Базовые налоговые ставки могут быть увеличены решением регионального органа законодательной власти.

В проекте Налогового кодекса прямо предусмотрены льготы только для физических лиц: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан Российской Федерации, награжденных орденом Славы трех степеней, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, но предоставлено право региональным органам законодательной власти устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и/или в отношении отдельных транспортных средств.

Сумма налога в отношении каждого транспортного средства определяется налогоплательщиком отдельно исходя из налоговой ставки и налоговой базы, т. е. равна произведению налоговой ставки на суммарную мощность двигателя. Уплата налога производится налогоплательщиком ежегодно исходя до прохождения государственного технического осмотра транспортных средств или их регистрации (перерегистрации). Без предъявления документов об уплате налога вышеперечисленные действия государственными органами не производятся. Инструкции по применению налога издаются (в пределах своей компетенции) соответствующими региональными налоговыми и финансовыми органами по согласованию с Государственной налоговой службой РФ.

Остановимся подробнее на некоторых статьях проекта закона, касающихся транспортного налога.

Статьей 962 установлено, что необходимым условием признания транспортного средства объектом налога, в отличие от ныне действующего налога на владельцев транспортных средств, является наличие на это средство права собственности. Однако ссылка на статьи 31 и 51 кодекса, определяющие понятия "экономического" и "неэкономического образования", вносит неясность в признание объектом налога транспортных средств государственных и муниципальных предприятий, поскольку указанные предприятия не могут иметь имущество в собственности. Более того, в статье 531 проекта, касающейся расходов, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг), рассматриваемый налог назван налогом с владельцев транспортных средств.

В таблице статьи 965 "Налоговые ставки" слова "или киловаттах" следует либо исключить из текста, либо ввести в таблицу дополнительную графу ставок применительно к мощности двигателя, выраженной в киловаттах. Согласно предлагаемому проектом порядку для налогоплательщика гораздо выгоднее определять мощность двигателя в киловаттах, нежели в лошадиных силах. К недостаткам проекта можно отнести то, что законодатель, установив базовые налоговые ставки, не оговорил их пределы сверху, что может быть использовано региональными органами законодательной власти для подавления деловой активности некоторых категорий собственников транспортных средств.

Надо сказать, что круг "льготников" значительно уменьшен по сравнению с действующим налогом. Законом РФ от 18 октября 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" к этой категории были отнесены инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности, колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов. Кроме того, не являлись плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). При этом в проекте кодекса существенно снижены ставки налога для тракторов, особенно повышенной мощности, за счет переноса их из раздела таблицы "Грузовые автомобили" в раздел "Другие самоходные транспортные средства", где ставка фиксирована и приравнена к ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с.

4. Как повлияет принятие Налогового кодекса Российской Федерации на существующую ситуацию в налогооблажении.

    4. 1 Малые предприятия станут еще меньше.

“Еще совсем недавно руководители подавляющего числа малых предприятий могли не думать о том, какие изменения произошли в налоговом законодательстве страны. Дело в том, что, согласно действующему в настоящее время федеральному закону от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в течение первых четырех лет своей работы малые предприятия подлежат налогообложению в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Таким образом, можно было говорить об иммунитете субъектов малого предпринимательства к изменениям налогового законодательства, создающих для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными. С принятием Налогового кодекса, который уже прошел первое чтение, ситуация может измениться кардинальным образом—норма “об иммунитете” в проекте отсутствует и, скорее всего, в ходе его дальнейшего обсуждения в Государственной Думе не появится.

Более того, в случае принятия Налогового кодекса в том виде, в котором он прошел первое чтение, многие предприятия, ранее считавшиеся малыми, перейдут в разряд обычных юридических лиц. Так, если в настоящее время статус “малое” присваивается предприятию, исходя из размера доли в уставном капитале других юридических лиц и средней численности работников, то в проекте Налогового кодекса эти критерии изменены. В расчет по-прежнему принимается средняя численность работников (правда, пороговые значения этого критерия для большинства видов деятельности заметно снижены; см. таблицу 1), а критерий “размер доли других юридических лиц в уставном капитале” заменен критерием “предельный объем выручки от реализации товаров (работ, услуг)”. Согласно новому критерию, в течение предыдущего года сумма квартальной выручки предприятия, претендующего на получение статуса “малое”, не должна превышать 2500-кратного минимального размера оплаты труда. Поскольку в настоящее время минимальная зарплата установлена на уровне 83 490 рублей, предельный квартальный размер выручки малого предприятия не может превысить 208 725 000 рублей.

Но не это главное. Основной вопрос, который интересует руководителей малых предприятий: Сохранятся ли льготы? Сохранятся, но в весьма урезанном виде, который позволяет говорить, скорее, не о льготах, а об особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства (см. таблицу 2). Прежде всего, это относится к возможности перехода к упрощенной системе ведения учета, которая несколько отличается от существующей в настоящее время. В частности, как и любое другое юридическое лицо, удовлетворяющее ряду критериев (среди них: место деятельности–Российская Федерация; средняя численность сотрудников, включая работающих в филиалах или иных обособленных подразделениях, – до 15 человек; выручка от реализации в течение предыдущего квартала –не более 100 000-кратного минимального размера оплаты труда или, по действующей ставке, –не более 8, 349 млрд. руб. ), малые предприятия по своему желанию смогут выбрать любой из двух предусмотренных проектом Налогового кодекса методов учета: обычный, обязательный для большинства предприятий-налогоплательщиков, или упрощенный. Однако если в настоящее время предприятия, перешедшие на упрощенную систему учета, вместо всех остальных налогов уплачивают (в зависимости от законодательства субъекта федерации, где они функционируют) либо налог на доход по суммарной ставке не более 30%, либо налог на выручку по ставке не более 10%, то согласно проекту Налогового кодекса, упрощенная система отчетности предполагает замену других налогов лишь налогом на доход (ставка—10%). Кроме того, предприятия, перешедшие на упрощенную систему, должны будут платить ряд налогов (к примеру, таких, как социальный налог, налог на пользование объектами животного мира, экологический налог и ряд других), а также таможенные пошлины и иные таможенные платежи.

Предусмотренные в проекте кодекса особенности налогообложения малых предприятий касаются также продолжительности отчетного периода (сроков предоставления отчетности и уплаты налогов в различные фискальные органы), которая, как правило, составляет месяц или квартал. Очевидно, что удобнее и выгоднее отчитываться как можно реже. Однако по проекту Налогового кодекса список налогов, уплату которых в настоящее время все без исключения малые предприятия производят ежеквартально, сокращен.

В этот список, в частности, не попал налог на добавленную стоимость. В соответствии с проектом кодекса, раз в квартал отчитываться по НДС смогут лишь те малые предприятия, чья средняя численность, включая работающих в филиалах или иных обособленных подразделениях, составляет менее 15 человек и чьи операции не связаны с импортом. Еще раз отметим, что пока этой льготой могут пользоваться все без исключения малые предприятия.

Впрочем, согласно проекту Налогового кодекса некоторые малые предприятия, как и другие юридические лица, удовлетворяющие ряду критериев, могут НДС не платить. Прежде всего, это относится к малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему отчетности. Однако даже избрав обычную методику составления отчетов, некоторые малые предприятия НДС также могут не платить. Для этого малое предприятие должно удовлетворять следующим критериям: не заниматься импортными операциями; средняя численность его работников, включая сотрудников филиалов и иных обособленных подразделений, составлять до 15 человек.

В проекте Налогового кодекса существенно изменены ставки и порядок уплаты малыми предприятиями налога на прибыль. Так, согласно действующему закону от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", некоторые субъекты малого предпринимательства (в зависимости от видов деятельности и доли выручки по этим видам в ее общем размере) в первые два года после государственной регистрации вообще освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый могут платить 25 или 50% (опять же в зависимости от видов деятельности и их доли в общем размере выручки) от базовой ставки налога на прибыль. В случае принятия Налогового кодекса, для малых предприятий (за некоторыми исключениями) вне зависимости от периода их деятельности будет применяться следующий порядок налогообложения прибыли: в отношении первых 100 миллионов рублей налогооблагаемой базы–пониженная ставка налога в размере 23%; в отношении оставшейся части прибыли (превосходящей 100 миллионов рублей) - основная ставка налога, составляющая 35%.

Заметные изменения произошли и в порядке применения малыми предприятиями ускоренной амортизации основных производственных фондов. Если в настоящее время специальные нормы амортизации (отнесения соответствующих затрат на издержки производства), которые вправе применять субъекты малого предпринимательства, в 2 раза превышают нормы, установленные для остальных предприятий, то в проекте Налогового кодекса они понижены. Так, для имущества, принятого на баланс до введения в действие Налогового кодекса, малые предприятия смогут увеличить нормы амортизации в среднем в 1, 5 раза по сравнению с базовыми, а для имущества, принятого после введения кодекса, –в 1, 2. При этом в проекте отсутствует действующая в настоящее время норма, согласно которой субъекты малого предпринимательства могут дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. ”[1]

4. 2 Налоговый кодекс лишит многие предприятия статуса малых. Заметное ужесточение налогового гнета ждет малые предприятия, возможно, уже в недалеком будущем. Проект Налогового кодекса РФ, принятый Государственной Думой в первом чтении, предусматривает существенные изменения в налогообложении таких организаций. Прежде всего это связано с изменением критериев, по которым определяется статус предприятия.

Правительство - автор проекта - предлагает оценивать малые предприятия по следующим параметрам: предельная численность и предельный объем выручки. В действующем законодательстве закреплены иные условия. Вместо объема выручки учитывается доля других юридических лиц в уставном капитале предприятия. Классификация малых предприятий только по числу работающих сегодня неприемлема. Как неоднократно отмечал заместитель министра финансов С. Шаталов, такой критерий является уникальной особенностью российского законодательства, ни в одной стране мира не придерживаются такой практики.

Введенный проектом новый параметр означает, что предприятие сможет считаться малым только при условии, что сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг ежеквартально не будет превышать размера, равного 1000-кратному минимальному размеру оплаты труда. Сегодня МРОТ равен 83 490 000 рублей. Фактически, чтобы предприятие осталось малым, его выручка от реализации не должна превышать 5000 долларов в месяц.

Более того, предельный уровень средней численности работников предприятия в проекте кодекса существенно снижен. В отдельных случаях уменьшение произведено в десять раз. Изменения не затронули только некоторые отрасли производственной сферы.

Необходимо отметить еще один факт, неприятно отличающий проект Налогового кодекса от действующего законодательства. Кодекс не учитывает в средней численности предприятия количество работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений юридического лица. По-новому в проекте рассматривается вопрос и о многопрофильных предприятиях, которые получают статус малых. Если действующее законодательство исходит из вида деятельности с наибольшей долей в годовом объеме оборота либо прибыли, то Налоговый кодекс вводит сложный арифметический показатель, учитывающий взвешенные численности работающих в различных отраслях.

Говоря о предельной численности, следует иметь ввиду, что и само понятие “предприятие” в новом кодексе радикально отличается от привычного и применяемого сейчас. Проект вводит совершенно новое понятие “экономического образования” и через него дает определение. Малое предприятие - это удовлетворяющее необходимым критериям экономическое образование из очень широкого круга (в частности, включающего предприятия религиозных организаций, образования, созданные “в соответствии с законодательством иностранного государства", налоговые партнерства, иные образования).

В Налоговом кодексе как бы определяется новый тип - “микропредприятие”. Это малое предприятие с численностью до 15 человек и ограниченными оборотами. Упрощенная система налогообложения сохраняется только для таких предприятий. Для других - вместо традиционных “налоговых каникул” предлагаются совершенно иные механизмы.

    4. 3 Платить налоги будут все. Даже третьи лица.

“Сегодня в выступлениях представителей Госналогслужбы РФ и других государственных органов довольно часто звучит мысль, что для увеличения собираемости налогов к их уплате нужно привлекать не только непосредственных налогоплательщиков, но и ряд связанных с ними третьих лиц. Действующее законодательство таких возможностей практически не предоставляет, однако они, отчасти, воплощены в проекте Налогового кодекса. Прежде всего, речь идет о трех категориях третьих лиц, на которых, в случае принятия кодекса в нынешней редакции, ляжет бремя “чужих” налогов: 1) Должниках налогоплательщика, имеющих перед ним гражданско-правовые обязательства; 2) Учредителях (участниках) юридического лица; 3) Наследниках скончавшегося налогоплательщика. Стремление государства собирать как можно больше податей понятно и даже естественно. К сожалению, благие намерения, как это часто у нас бывает, граничат с произволом и нарушением конституционных прав. 1. Взыскание недоимок с должников налогоплательщика Впервые возможность погашения недоимок по налогам путем обращения взыскания на причитающиеся недоимщику долги, была предусмотрена Указом Президента еще в 1993 г. На основании указа Госналогслужба, Минфин и ЦБ РФ издали “Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов”. Несмотря на то, что этот нормативный акт действует уже более трех лет, на практике он применяется крайне редко.

“Порядок” вызывает стойкое неприятие у юристов, потому, как предусматривает бесспорное списание средств со счетов должников налогоплательщика. Проект Налогового кодекса также допускает подобную возможность и устанавливает несколько отличную от действующей процедуру. Несмотря, однако, на некоторые изменения, основные проблемы, связанные с таким взысканием, остались нерешенными.

Механизм взыскания предлагается следующий. 1) Налоговый орган предъявляет требование об уплате налога налогоплательщику. 2) Налогоплательщик вправе подать заявление о привлечении к исполнению этого требования своих должников с документальным подтверждением суммы просроченной задолженности. 3) Рассмотрев заявление, налоговый орган вправе выставить требование об уплате налога указанному должнику. 4) Соответственно, должник вправе либо исполнить это требование, либо обжаловать его. 5) Наконец, налоговый орган взыскивает недоимку в принудительном порядке - путем бесспорного списания средств со счета, изъятия наличных денежных средств или даже путем ареста и реализации имущества должника.

Несмотря на то, что должнику (как и самому налогоплательщику) кодекс гарантирует право обжаловать требование налогового органа, такое обжалование сопряжено с рядом серьезных проблем. Стороны в данном споре будет две: должник налогоплательщика и налоговый орган. Но “чужая” недоимка не может рассматриваться как собственное налоговое обязательство должника, а это значит, что никаких правоотношений между ним и налоговым органом нет. Обязательство должника носит гражданско-правовой характер, и требование о погашении долга может быть заявлено его кредитором (налогоплательщиком), а не налоговым органом. Кроме того, должник вправе оспорить как сам факт наличия долга, так и размер долга, но происходит это при рассмотрении дела между должником и кредитором.

Фактически в рамках одного процесса будут смешиваться гражданско-правовые и налоговые отношения, что приведет к тупиковой ситуации. Налоговый орган не вправе решать вопросы, связанные с наличием и размером долга, а должник не вправе решать вопросы, связанные с наличием недоимки у налогоплательщика-кредитора и размером этой недоимки.

Законность изъятия по решению налогового органа имущества и денежных средств должника тоже вызывает большие сомнения. Можно даже говорить о противоречии этой нормы статье 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. То обстоятельство, что у должника есть долг перед налогоплательщиком, а налогоплательщик не исполнил свои обязательства перед государством, не означает, что у должника появляется обязанность уплатить налог.

Очевидно, что включение в законопроект явно “проблемного” механизма взыскания налогов и штрафов вряд ли оправдано, тем более что вмешательство налоговых органов в отношения налогоплательщика и его деловых партнеров может повредить стабильности хозяйственных связей. В принципе, возможность уплаты налогов от имени налогоплательщика его должниками исключать нельзя. Но в основе этой процедуры должно лежать поручение налогоплательщика самому должнику, а его исполнение должно обеспечиваться применением мер гражданско-правовой ответственности.

2. Ответственность учредителей (участников) юридического лица Один из основных признаков юридического лица - его самостоятельная имущественная ответственность. Но в ряде случаев по обязательствам юридического лица могут отвечать и его учредители (участники). В частности, она может наступить, когда банкротство юридического лица вызывается действиями его учредителей. Кроме того, специальные нормы об ответственности учредителей установлены применительно к отдельным формам юридических лиц, и, как правило, применяется она только при недостаточности имущества самого юридического лица. Во всех подобных случаях такая ответственность предусмотрена только гражданским законодательством.

Действующее налоговое законодательство не содержит норм, позволяющих взыскивать налоговые недоимки юридического лица с его учредителей. Но проектом НК такая возможность предусмотрена.

Во-первых, в случае ликвидации юридического лица учредители (участники) обязаны уплатить суммы налогов, пеней и штрафов, причитающихся с юридического лица, если его имущества недостаточно и если такая ответственность предусмотрена законом или учредительными документами. Фактически проект кодекса ссылается здесь на ГК РФ.

Во-вторых если законом или учредительными документами предусмотрена ответственность учредителей (участников) юридического лица, требование об уплате налога вместо этого юридического лица может быть выставлено его учредителям (участникам). Фактически налоговому органу предоставляется право выбирать с кого взыскивать налог.

Однако вопрос о правомерности привлечения к уплате налогов учредителей юридического лица (равно как и всех других третьих лиц) более чем спорный. Институт ответственности третьих лиц по сути заимствован из гражданского права. Но то, что в гражданском праве является обычным, далеко не всегда применимо к другим отношениям. В налоговом праве существует принцип - “налог должен быть уплачен если не самим налогоплательщиком, то во всяком случае за счет его средств”. Похоже, что с принятием налогового кодекса этот принцип будет забыт, поскольку имущество и средства учредителей никак не связаны с имуществом и средствами учрежденного лица.

Гораздо более логичным и грамотным представляется подход действующего закона “Об основах налоговой системы”. Согласно этому закону, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога является основанием для признания предприятия банкротом.

3. Ответственность наследников по налоговым обязательствам наследодателя В соответствии с гражданским законодательством по наследству передаются не только имущественные права наследодателя, но и обязанности. Наследник фактически становится на место наследодателя и обязан погасить его долги. Общее ограничение здесь то, что долги погашаются только в пределах стоимости наследства, то есть собственные средства наследника в погашении долгов не участвуют.

В проекте налогового кодекса предлагается включать суммы налоговых недоимок (правда, без пеней и штрафов) в состав долгов, переходящих по наследству. Действующий закон “Об основах налоговой системы” такой возможности, понятно, не предусматривает.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты