Рефераты

Значение малого бизнеса

ействующая система государственного контроля и надзора не обеспечивает выполнение указанных требований, что порождает противоречие между законодательством в данной области, которое в основном соответствует потребностям рыночной экономики, и организационными механизмами его применения, сформировавшимися в период централизованного управления экономикой.

Дальнейшие шаги в данной области невозможны без внесения изменений в действующую систему органов государственного контроля и надзора, которая должна стать организационной основой в реализации мероприятий по дерегулированию экономики. Развитие нормативной правовой базы политики дерегулирования было определено принятием Федерального закона “О техническом регулировании”.

В соответствии с предложениями Минэкономразвития России (письмо в Правительство Российской Федерации от 30.12.02 № 5495-П) система государственных органов должна быть реорганизована на основе законодательно установленных принципов, в частности: четкого и однозначного определения целей и сферы государственного вмешательства и применения обязательных требований; ограничения такого вмешательства минимумом, необходимым для достижения целей регулирования; прозрачности деятельности государственных органов, единообразия практики применения мер регулирования, исключения дублирования контрольных и надзорных мероприятий.

Работа в этом направлении будет продолжена в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 - 2005 годы, раздел 5.3 “Активизация процессов дебюрократизации”, в которой намечается:

изменение подходов к введению нового государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также оценка существующих форм и масштабов государственного регулирования;

оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;

совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;

реформирование системы сертификации и подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

развитие саморегулируемых организаций.

По вопросу сокращения административных ограничений в предпринимательстве и в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по устранению излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, образована Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

По инициативе МАП России в 40 регионах Российской Федерации созданы Комиссии по устранению административных барьеров.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.02г. №523 формируется состав секции малого предпринимательства Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации с целью обеспечения участия предпринимателей, представителей общественных объединений предпринимателей в проведении государственной политики по развитию предпринимательства как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях. К сожалению, формирование секции необоснованно затягивается.

В целях совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития малого предпринимательства и оказания необходимой для этого государственной поддержки считаем целесообразным проведение работы по следующим направлениям:

· завершить создание межведомственных комиссий по сокращению административных барьеров в предпринимательстве при государственных федеральных инспекторах в субъектах Российской Федерации;

· организовать информационный обмен между полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главными федеральными инспекторами и антимонопольными органами в целях осуществления совместных действий, направленных на снижение административных барьеров;

· проводить совместную работу аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и антимонопольных органов по разработке программ развития и реформирования экономического сектора региона и отдельных субъектов Российской Федерации;

· рассматривать наиболее актуальные вопросы на коллегиях при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах с участием представителей органов исполнительной власти всех уровней и организаций;

· разработать и внедрить в 2003 году порядок оперативного взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с антимонопольными органами в работе по снижению административных барьеров.

Так как малое предпринимательство развивается во всех отраслях экономики, для дальнейшего совершенствования деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства считаем целесообразным:

· включить специалистов МАП России в составы комиссий, которые рассматривают и согласовывают федеральные программы, в части развития предпринимательства;

· привлекать для обучения основам предпринимательской деятельности на конкурсной основе работающие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

· включить в составы конкурсных комиссий по отбору объектов инфраструктуры сотрудников МАП России и территориальных управлений МАП России;

· выработать специальные меры государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и обеспечить их реализацию в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей нужно консолидировать усилия всех уровней исполнительной власти страны и создать условия для привлечения ресурсов предпринимателей, что позволит сконцентрировать финансовые средства на решении указанных проблем и обеспечить мультипликативный эффект на других территориях.

Подготовленный МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год направлен на решение основных задач в сфере поддержки развития малого предпринимательства, определенных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и основными направлениями совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, содержащимися в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

На основании положений, содержащихся в указанных Программе и Концепции, приоритетными направлениями реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году определены:

1. Законопроектная работа по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства;

2. Финансово - кредитная поддержка малого предпринимательства;

3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;

4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

5. Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства;

6. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

В рамках законопроектной работы по нормативному правовому регулированию малого предпринимательства будут осуществлены: подготовка предложений по совершенствованию государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и государственной поддержки малого предпринимательства, внесению изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработка Порядка предоставления государственных гарантий субъектам малого предпринимательства и Порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства, разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства включает в себя мероприятия по организационно-методическому обеспечению и сопровождению программ микрофинансирования на региональном и муниципальном уровнях, апробации и внедрению механизма предоставления гарантий и субсидий по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, софинансированию региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Направление “Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства” включает в себя определение перечня муниципального имущества, мониторинг и обновление перечня федерального имущества, предполагаемого для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства, определение перечня не завершенных строительством объектов производственного назначения, подготовку предложений по совершенствованию упрощенных процедур передачи субъектам малого предпринимательства государственного и муниципального имущества.

Направление “Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства” предполагает создание и развитие на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства центров малого бизнеса с полным набором информационных, консультационных, юридических и др. услуг, развитие инфраструктуры поддержки новых инновационных малых предприятий: бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, развитие федерального выставочно-маркетингового центра для малого предпринимательства.

В рамках раздела “Информационно-консультационная и кадровая поддержка малого предпринимательства” будут осуществлены мероприятия по подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предложений по формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий, предложений по разработке и внедрению рекомендаций по сертификации и аккредитации объектов инфраструктуры и субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, используемых Всемирной Торговой Организацией (ВТО), сопровождению и развитию единой информационной системы малого предпринимательства, поддержке, обеспечению функционирования и развития электронной библиотеки по малому предпринимательству России, подготовке и размещению в центральных и региональных средствах массовой информации аналитических материалов по малому предпринимательству, организации специальных информационных выпусков (в центральных и региональных изданиях, на теле- и радиоканалах) по вопросам государственной поддержки малого бизнеса, участию в подготовке второго выпуска Российского обозрения малых и средних предприятий, организации и проведению выборочных обследований, анализу экономических и социальных проблем малого предпринимательства, организации подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, а также организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Направление “Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства” предусматривает развитие сотрудничества с международными и иностранными государственными организациями в области поддержки малого и среднего бизнеса в т.ч. с “Бюргесбанком” (Австрия), “Финнвера” (Финляндия); подготовку и реализацию международных проектов финансового и технического содействия развитию малого предпринимательства в России.

Реализация указанного Комплекса мероприятий в 2003 году будет способствовать развитию малого предпринимательства в России, сохранению и созданию новых рабочих мест, решению проблем доступа малых предприятий к источникам финансирования, обеспечению органов власти и управления, а также субъектов малого предпринимательства достоверной и оперативной информацией, повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.

На основе изложенных в настоящем докладе материалов к первоочередным задачам по дальнейшему развитию малого предпринимательства относятся:

· оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства;

· проведение мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации с целью выявления и устранения законодательных ограничений, препятствующих развитию малого предпринимательства;

· создание условий для масштабного привлечения коммерческих банков к финансированию малого бизнеса. Необходимо разработать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Следует разработать и реализовать комплекс мер, стимулирующих создание кредитных бюро, обеспечивающих ведение единой базы кредитных историй субъектов малого предпринимательства и обеспечить возможность ее свободного использования банками и небанковскими кредитными институтами;

· развитие микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства;

· снижение налогового бремени на малый бизнес на основе анализа предложений предпринимательских объединений, исходя из условия обеспечения баланса интересов всех уровней бюджетной системы и субъектов малого предпринимательства. Данное направление работы следует рассматривать как приоритетное в проведении налоговой реформы;

· продолжение работы по созданию региональной сети специализированных лизинговых компаний, бизнес-инкубаторов, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства;

· обеспечение реального доступа субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (выполнении работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

· создание сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· завершение работ по формированию целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях, с учетом их приоритетного развития на муниципальном (локальном) уровне. Координация деятельности всей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на базе государственной;

· разработка специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства в регионах России со сложившейся депрессивной социально-экономической ситуацией на конкретных территориях, с учетом региональных и местных особенностей, и их поэтапная реализация;

· осуществление комплекса мероприятий по расширению возможности и повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства. Обеспечение свободного доступа предпринимателей к информации об имеющихся площадях и имуществе, которые предполагается передать или сдать в аренду субъектам малого предпринимательства, а также к нормативным правовым документам по вопросам упрощенных процедур заключения договоров аренды, разрешительных документов по использованию предпринимателями участков и недвижимого имущества;

· оптимизация государственных контрольных и надзорных функций и функций лицензирования;

· совершенствование системы государственной регистрации субъектов предпринимательства;

· повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей и сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· ужесточение контроля за возможными проявлениями монополистических действий отдельными экономическими субъектами, в первую очередь - на местном (локальном) уровне, и принятие мер по их предупреждению и устранению территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение задач по дальнейшему развитию малого предпринимательства предусматривается осуществлять в рамках реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007-2009 годы) и Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2006-2008 годы. В настоящее время МАП России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти приступил к разработке проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2007-2009 годы.

3. Состояние малого предпринимательства в 2006 году и параметры его прогноза на период до 2009 года

По данным Госкомстата России на 1 января 2006 года число малых предприятий составило 882,3 тыс., увеличившись в течение 2005 на 4,7%. Согласно прогнозу, число малых предприятий в 2006 году уменьшится на 1,3%, составив 870,8 тыс. В период с 2006 по 2009 год, согласно прогнозу, произойдет уменьшение числа малых предприятий. При этом ежегодные темпы снижения числа малых предприятий будут уменьшаться с 1,3% в 2006 году до 0,8% в 2009 году. В результате этого на конец 2006 года число малых предприятий составит 850,6 тыс., что на 3,6% ниже, чем на 1 января 2006 года.

Что касается отраслевой структуры численности малых предприятий, то в период с 2006 по 2009 год ожидаются разнонаправленные тренды в динамике количества малых предприятий в промышленности, строительстве и торговле. Так, в течение 2005 года, согласно данным Госкомстата, число малых предприятий в промышленности и строительстве уменьшилось соответственно на 3,3% и 7,3%. В результате указанного снижения число малых предприятий в промышленности и строительстве на 1 января 2006 года составило соответственно 121,0 тыс. и 113,0 тыс. Согласно прогнозу, в 2006 году число малых предприятий в промышленности уменьшится на 4,1%, составив 116,0 тыс. Темпы уменьшения количества малых предприятий в строительстве снизятся до 5,7%, а количество малых предприятий в строительстве составит на конец 2006 года 106,6 тыс. Тенденция к уменьшению числа малых предприятий в промышленности и строительстве сохранится до 2009 года. По данным, полученным в результате прогноза, темпы уменьшения количества малых предприятий в промышленности будут расти в период с 2006 по 2008 года (до 5,0%) с небольшим последующим снижением в 2009 году. В то же время предполагается, что в строительстве снижение числа малых предприятий будет происходить с увеличением темпов (с 5,7% в 2003 г. до 7,5% в 2009 г.). В результате число малых предприятий в промышленности в 2009 г. составит 99,6 тыс. и в строительстве 85,7 тыс. Такая динамика показателя числа малых предприятий в промышленности и строительстве, как предполагается, приведет к снижению их удельного веса в отраслевой структуре малых предприятий. Согласно прогнозу, доля промышленных предприятий снизится с 13,7% в 2005 г. до 11,7% в 2009 г. Аналогичная динамика приведет к уменьшению удельного веса строительства с 12,8% в 2005 г. до 10,1% в 2009 г.

Наряду с уменьшением числа малых предприятий в промышленности и строительстве изменение отраслевой структуры малых предприятий будет сопровождаться увеличением числа и доли в структуре малых предприятий торговли. Согласно прогнозу, в течение 2006-2009 гг. число малых предприятий торговли увеличится на 4,3%, составив на конец 2009 года 440,4 тыс. Доля малых предприятий торговли в отраслевой структуре малых предприятий увеличится с 47,9% в 2005 году до 51,8% в 2009 году.

Прогнозируемое в 2006-2009 гг. снижение количества малых предприятий в промышленности и строительстве и увеличение числа малых предприятий торговли будет сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников на предприятиях промышленности, строительства и торговли.

В целом на период с 2006 по 2009 г. прогнозируется увеличение занятости на малых предприятиях на 11,7%. При этом будет отмечаться снижение темпов роста среднесписочной численности работников на предприятиях с 3,5% в 2006 г. до 2,5% в 2009 г. В результате, согласно прогнозу, на конец 2009 г. среднесписочной численности работников на малых предприятиях составит 8067 тыс. чел.

Согласно прогнозу, в 2006 году среднесписочная численность работников на предприятиях промышленности вырастет на 7,7%, на предприятиях строительства и торговли увеличится соответственно на 16,4% и 12,4%. При условии сохранения наметившихся тенденций к концу 2009 года среднесписочная численность работников малых предприятий промышленности увеличится до 1558 тыс. чел. На малых предприятиях строительства и торговли среднесписочная численность занятых вырастет соответственно до 1444 тыс. чел. и 3574 тыс. чел. При этом в случае со строительством рост показателя в 2006 г., как предполагается, сменится его падением в последующем.

Прогнозируемое увеличение среднесписочной численности работников на фоне снижения числа малых предприятий и снижения числа малых предприятий в промышленности и строительстве найдет отражение в дальнейшем увеличении числа занятых в расчете на 1 малое предприятие и, следовательно, укрупнении малых предприятий по числу занятых. Подобная тенденция, выявленная на основании данных прогноза, является продолжением роста среднего числа занятых в расчете на 1 малое предприятие в 2005 году, когда этот показатель увеличился с 7,7 до 8,2 чел. В течение прогнозного периода (2006-2009 гг.) число работников списочного состава без внешних совместителей увеличится в расчете на 1 предприятие по малым предприятиям в целом с 8,2 до 9,5 чел., по малым предприятиям промышленности с 11,9 до 15,6 чел., малым предприятиям строительства - с 11,9 до 16,9 чел. и малым предприятиям торговли - с 6,7 до 8,1 чел.

В соответствии с прогнозом, динамика выпуска товаров и услуг (в сопоставимых ценах на конец 2005 года) малыми предприятиями в течение 2006-2009 гг. будет положительной как для малых предприятий в целом, так и для отраслевых групп малых предприятий в промышленности, строительстве и торговле. Прогнозируемые ежегодные темпы прироста выпуска товаров и услуг в сопоставимых ценах по малым предприятиям в целом составят в течение прогнозного периода будут иметь тенденцию снижения. Так, в 2006 году объем выпуска товаров и услуг по малым предприятиям в целом увеличится, согласно прогнозу, на 11,1%, а в 2004 и 2005 году темпы роста этого показателя снизятся до 10,9% и 9,8% соответственно, в 2006 году составят 9,0%. В целом, за период с 2006 по 2009 г. предполагается увеличение объема производства на малых предприятиях на 47,5%.

Для отдельных отраслей в рассматриваемый период динамика предполагается неодназначная. В строительстве в течение рассматриваемого периода предполагается постоянное снижение темпов роста показателя - с 14,6% в 2006 г. до 9,7% в 2009 г. Увеличение темпов роста производства товаров и услуг по малым предприятиям в промышленности и торговле и общественном питании в 2006 - 2009 гг. сменится их снижением в последующем. В промышленности рост производства, как предполагается, будет характеризоваться следующими показателями: в 2006 г. - 5,8%; в 2007 г.- 7,5%; 2008 г. - 7%, в 2009 г. - 6,5%. Соответственные показатели в торговле и общественном питании: в 2006 г. - 7,7%, 2007 г. - 12,1%, 2008 г - 10,8%, 2009 г. - 9,7%.

В целом за период с 2006 по 2009 г. наиболее высокие темпы роста среди отдельных отраслей будут характерны для строительства (рост на 56,1%) и торговли и общественного питания (на 46,8%). Более низкие темпы, как предполагается, будут отмечены в промышленности (на 29,5% за период с 2006 по 2009 г.). В итоге в отраслевой структуре производства на малых предприятиях в 2009 г. по сравнению с 2005 г. будет отмечено увеличение доли строительства - до 26,1% с 24,7% в 2005 г. В то же время, согласно прогнозу, произойдет снижение удельного веса промышленности и торговли и общественного питания: с 25,2% до 22,1% и с 28,1% до 27,9% соответственно.

В итоге предполагается, что общий объем выпуска товаров и услуг (в ценах на 1 января 2006 г.) по малым предприятиям составит в 2009 г. 1,7 трлн. руб. Аналогичные показатели составят: в промышленности - 377,9 млрд. руб., в строительстве - 447,1 млрд. руб., в торговле и общественном питании - 478,2 млрд. руб.

В прогнозе развития малого предпринимательства в 2005-2007 гг. рассчитывались показатели развития малого предпринимательства по двум вариантам - оптимистическому и пессимистическому. Представленный выше оптимистический прогноз предполагает сохранение на протяжении прогнозного периода существующей экономической конъюнктуры в части благоприятных факторов, определяющих развитие малого предпринимательства - стабильного роста российской экономики, роста платежеспособного спроса населения и емкости внутреннего рынка, умеренных темпов инфляции. В случае ухудшения экономической конъюнктуры возможно развитие малого предпринимательства по второму варианту прогноза. Согласно пессимистическому варианту прогноза в 2009 году по сравнению с 2005 годом число малых предприятий уменьшится на 7,6% (с 882,3 тыс. до 814,8 тыс.), среднесписочная численность занятых увеличится на 3,8%, составив 7494 тыс. чел. против 7220 тыс. чел. в 2005 г. Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями согласно второму варианту прогноза составит в 2006 году 1674,282 млрд. руб. (в ценах на 1 января 2006 г.), увеличившись по сравнению с 2005 г. на 44,3%. Темпы роста объема выпуска товаров и услуг (в ценах на 1 января 2006 г.) составят соответственно в 2006 г. - 7,9%, в 2007 году - 11,2%, в 2008 году - 10,1% и в 2009 году - 9,2%. Параметры прогноза развития малого предпринимательства по первому (оптимистическому) и второму (пессимистическому) вариантам представлены в приложении №1.

Также было составлено 2 варианта прогноза развития малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации на период с 2006 по 2008 год в разрезе трех показателей - числа малых предприятий, среднесписочной численности занятых без внешних совместителей и выпуска товаров и услуг малыми предприятиями без НДС и акциза. Параметры прогноза развития малого предпринимательства в субъектах федерации представлены в приложении №2.

4. Анализ динамики малого предпринимательства по данным государственной статистики

Анализ процесса формирования информационных ресурсов по малому предпринимательству выявил основные факторы, негативно влияющие на качество статистики: изменение критериев отнесения к МП, интеграция данных, полученных из различных статистических форм, процедура дорасчета. Все эти причины носят объективный характер и со временем преодолимы в ходе адаптации системы статистического учета к реалиям рыночной экономики. Но есть еще один фактор, существенно осложняющий оценку общей динамики и качественных сдвигов в малом предпринимательстве. Органы государственной статистики, как федеральные, так и региональные разрабатывают и публикуют лишь часть достаточно обширного перечня собираемых отчетных показателей. Список доступных статистических сведений все сокращается. Так по итогам первого квартала 1997г. он состоял лишь из 4 показателей: числа МП, среднесписочной численности занятых, объема реализации, объема капитальных вложений. Сложившаяся практика “самодостаточности” системы государственной статистики МП серьезно затрудняет анализ процессов, происходящих в малом предпринимательстве, а в конечном счете - оценку эффективности мер государственной поддержки, выработку правильной государственной политики на перспективу.

Таким образом, возможность анализа динамики развития малого бизнеса по данным статистики ограничена. В соответствии с порядком статистического учета сопоставимы статистические данные по МП за следующие периоды: 1991-1992 гг. (учет вновь созданных МП); 1993 г. (учет всех действующих МП без дорасчетов на круг не отчитавшихся); 1994-1995 гг. (учет всех действующих МП с дорасчетами на круг не отчитавшихся); 1996-1997 гг. (учет МП по новому критерию определения субъектов малого предпринимательства). Проанализируем статистические данные, отражающие развитие малого предпринимательства в последние годы начиная с 1994 г., с учетом происшедшего изменения критериев отнесения к МП.

За указанный период в малом предпринимательстве наметились следующие тенденции. Число МП к началу 1996 г. стабилизировалось на отметке 870-880 тысяч, сократившись в целом за период с 1.10.94 на 3,3% (см. табл. 1.3.2)

В общем числе МП доли промышленных и строительных предприятий стабилизировались на уровне соответственно 14,7 и 16,6%. Незначительно уменьшился удельный вес предприятий торговли и общественного питания (темп прироста -6,4%). На начало 1996 г. три указанные группы в сумме составили 73,9% общего числа МП. Непроизводственная сфера остается более благоприятной для развития малого предпринимательства, чем производственная.

Динамика численности работников списочного состава несколько отличалась от динамики числа МП: темп прироста за период 1.10.94 - 1.01.96 - 3,5% (см. табл. 1.3.3).

Удельный вес работников списочного состава в общем числе занятых повысился (темп прироста 18,3%), составив 64,5% в целом по малому предпринимательству. Отраслевые различия постепенно сглаживаются. Фактическая доля работников списочного состава в целом по малому предпринимательству и в разрезе отраслей была скорее всего выше, чем по данным статистики. В этот период действовал налог на превышение фонда оплаты труда, поэтому численность совместителей искусственно завышалась.

Списочная численность занятых в расчете на 1 МП в промышленности и торговле была стабильной. В строительстве она сократилась (темп прироста -21,3%). Списочная численность занятых на одно предприятие в промышленности и строительстве была в среднем в 10 раз меньше соответствующего отраслевого ценза, в торговле и общественном питании - в 2,6 раза. Это говорит о недостаточно обоснованном включении в число малых ряда предприятий, прежде всего промышленных и строительных с числом занятых более 100 человек.

Ограниченный круг статистических показателей, публикуемых Госкомстатом России, затрудняет оценку эффективности функционирования МП. Воспользуемся для этих целей анализом динамики выручки от реализации (см. табл. 1.3.4).

Большая часть общего объема выручки от реализации за период 1.10.94 - 1.07.95 приходилась на промышленные, строительные и торговые МП. Выручка от реализации в расчете на одно МП на 1.07.95 превышала средний показатель по всем отраслям в промышленности в 2 раза, в строительстве - в 1,7 раза, а в торговле была ниже более чем вдвое. Эти данные помимо вывода о более крупных масштабах деятельности промышленных и строительных фирм могут свидетельствовать и о том, что торговые МП значительную долю сделок выводили из легального оборота.

Что касается отраслевых различий в объемах выручки от реализации в расчете на одного работника списочного состава, то они не столь значительны. В промышленности этот показатель находился на среднем по малому предпринимательству уровне, в строительстве и торговле он несколько меньше (на 5 и 20% соответственно). С точностью до указанного измерителя эффективность деятельности промышленных, строительных МП одинакова, а торговых - несколько ниже.

Воспроизводственный потенциал МП характеризуется динамикой капитальных вложений (см. табл. 1.3.5).

Большая часть общего объема капитальных вложений (примерно 80%) по итогам 1995 г. приходится на МП трех отраслей: промышленность, строительство, торговля и общественное питание. В 1995 г. инвестиционная активность промышленных МП выросла вдвое, составив 21,2% совокупных капитальных вложений данного сектора экономики. Доли капитальных вложений строительных и торговых фирм стабильны - соответственно около 48 и 13% их общего объема. Удельные показатели инвестиционной активности наиболее высоки в строительстве. В данной отрасли объем капитальных вложений в расчете на одно МП и на одного работника списочного состава выше средних по всем отраслям в 2,9 раза и в 1,6 раза соответственно (на конец 1995г.).

В 1995 г. промышленные МП вдвое увеличили капитальные вложения в расчете на одно предприятие и на одного списочного работника. Удельные показатели торговых фирм стабильны - в 3 раза ниже среднеотраслевых в расчете на одно предприятие и в 2 раза - в расчете на одного работника.

Анализ статистических показателей МП за период 1.01.96 - 1.04.97 необходимо предварить следующим замечанием. Как упоминалось выше, с 1996 г. статистическое наблюдение за МП ведется в режиме ежеквартальных выборочных обследований с использованием статистической формы, единой для всех предприятий, подпадающих под новое определение субъекта малого предпринимательства (за исключением МП, перешедших на упрощенную систему отчетности). Введение такого режима привело, по-видимому, к значительному искажению числа МП и к еще большему искажению количества занятых. Так, при увеличении ценза по численности для предприятий розничной торговли в 2 раза, а общественного питания - в 3,3 раза общее число МП торговли и общественного питания сократилось с 1.01.96 по 1.04.97 на 3,2%, общая списочная численность - на 17,5% (см. табл. 1.3.2, 1.3.3). За этот же период при двукратном сокращении ценза по численности число промышленных МП возросло на 1,6%. Одновременно на 46,3% уменьшилась общая списочная численность промышленных предприятий.

Таким образом, достоверность результатов анализа статистических данных по МП на новом этапе развития системы статистического наблюдения проблематична. По-видимому, о фактических тенденциях в малом предпринимательстве можно будет судить лишь тогда, когда накопится достаточный информационный массив, собранный в соответствии с новыми критериями выделения МП, с новой формой и порядком их обследования. На основе имеющейся информации более или менее обоснованно можно сделать лишь следующие выводы. Списочная численность в расчете на одно промышленное и строительное предприятие и при новом цензе в 10 раз ниже верхней границы (100 чел.). Значит, большинство МП даже этих отраслей имеет примерно 15-20 работников. В российском малом бизнесе количественно доминируют микрофирмы (см. табл. 1.3.3). С исключением из числа малых промышленных и строительных предприятий фирм с числом занятых от 100 до 200 чел. заметно снизилась доля МП этих отраслей в общем объеме реализации (темп прироста за период 1.07.95 - 1.04.97 -42% в среднем). Закономерно уменьшилась выручка от реализации в расчете на одно промышленное, строительное предприятие относительно среднеотраслевого показателя (средний темп прироста -45,5%). А вот удельные показатели объема реализации относительно числа работающих в данных отраслях сократились меньше (темп прироста -30%) (см. табл. 1.3.4). Следовательно, значительное увеличение числа занятых на МП не приводит к соответствующему расширению масштабов бизнеса.

Более того, самые крупные промышленные МП (с числом занятых от 100 до 200 человек) по сравнению с остальными характеризовались меньшей инвестиционной активностью. С переходом на новый, вдвое меньший ценз в этой отрасли объемы капитальных вложений в расчете на одно предприятие и одного работника возросли относительно среднеотраслевых показателей, темпы прироста составили 29,2% и 70,5% соответственно (см. табл. 1.3.5). Удельные показатели капиталовложений самых крупных строительных МП, по-видимому, незначительно отличались от показателей более мелких фирм.

4.1 Прогноз развития малого предпринимательства

Хотя задача прогнозирования развития малого предпринимательства представляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. В программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом, прежде всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод прогнозирования и его информационную базу. Так, в Основных направлениях развития малого предпринимательства России до 2000 г., разработанных ГКРП в 1996г., число МП к концу 1997г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - в 1400-1600 тыс. Этот не самый оптимистичный из существующих прогнозов к началу 1998 г. значительно разошелся с динамикой статистических данных.

Разработка рекомендаций по выбору инструмента прогнозирования динамики малого бизнеса, адекватного существующей информационной базе, сложившимся тенденциям его развития весьма важна. Ниже предложен алгоритм краткосрочного прогноза с использованием статистических методов прогнозирования.

Отбор показателей

Стоимостные показатели МП в наибольшей степени недоучитывались из-за их сознательного искажения отчитывающимися предприятиями, стремившимися занизить величину налогооблагаемой базы. Поэтому в целях анализа и прогнозирования развития малого предпринимательства приходится пользоваться главным образом показателями количества предприятий и численности занятых, причем следует исходить из среднесписочной численности без учета работающих по совместительству и трудовому соглашению, поскольку на их число воздействовали изменения налогового режима. Кроме того, именно показатель среднесписочной численности отражает меру участия малого предпринимательства в обеспечении занятости, в то время как численность совместителей и работающих по договору подряда характеризует преимущественно вторичную занятость.

Что касается территориального аспекта, то ошибки наблюдения по отдельным регионам превышают ошибку общероссийских сводных данных, поскольку совокупная ошибка сводки практически всегда меньше максимальной ошибки составной части.

Формирование статистической базы прогнозирования

В связи с переводом статистического наблюдения в 1996г. на новое определение малого предприятия возникла проблема приведения в соответствие с ним данных, полученных в результате статистических обследований по преимущественно единой методологии в 1993-1995 гг. Что касается введения дополнительного критерия - 25-процентной границы совокупной доли в уставном капитале, то по опыту статистического наблюдения, проведенного за 9 месяцев 1996 г., можно сделать вывод - данный признак оказался неработающим - генеральная совокупность формировалась на основе наблюдений в 1994-1995гг., когда он не измерялся. Это позволяет рассматривать совокупность малых предприятий, охваченных упомянутым наблюдением, как совокупность предприятий частной и смешанной форм собственности с учетом единственного ограничения - численности работников. В программу статистических наблюдений, проводившихся в 1993-1995гг., включалась разработка по признаку “форма собственности”. Это дает возможность получить сопоставимые данные путем исключения сведений о предприятиях государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций.

Для оценки влияния на сопоставимость данных за 1993-1995 гг. нового ценза по числу занятых следует определить долю группы предприятий с количеством работников от 100 до 200 чел. в общей численности работников малых предприятий. Исходя из экспертной оценки средней численности работников в группе предприятий с числом занятых от 50 до 200 чел., принимая гипотезу о равномерном распределении предприятий в группах 50-100 и 100-200 чел., учитывая, что доля группы предприятий 50-200 чел. в общей численности работников МП промышленности и строительства не превышала 40%, оценка доли группы МП с числом занятых 100-200 чел. составила не более 8%. Эта оценка использовалась как поправка при сопоставлении данных о среднесписочной численности работников по старому и новому цензам малого предприятия. С учетом внесенных поправок данные, полученные в ходе статистических наблюдений в 1993-1995 гг., за исключением совокупности малых предприятий государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций могут рассматриваться как достаточно сопоставимые с данными, соответствующими новому определению МП и практике статистического наблюдения в 1996 г.

На возможности построения динамического ряда для прогнозирования развития малого предпринимательства отрицательно сказывается и тот факт, что в течение 1991-1996 гг. при сохранении ежеквартальной периодичности представления статистической формы наблюдение за малыми предприятиями проводилось нерегулярно (см. табл. I.3.6.).

Используемые для прогнозирования статистические методы предполагают отсутствие пропусков в исходных рядах. Поэтому была проведена специальная процедура заполнения пропусков путем оценки пропущенного значения на основе предположения о равномерном характере изменения показателя в период между его двумя известными значениями.

При формировании ряда численности работников возникла еще одна серьезная проблема - сопоставимости по длине временного интервала. Дело в том, что в ходе квартальных наблюдений Госкомстатом России подсчитывалась среднесписочная численность за период с начала года. Это лишает сопоставимости последовательные значения показателя, поскольку они относятся к разным временным интервалам в пределах каждого года: квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Поэтому был произведен пересчет при естественном предположении, что средняя за полугодие равна средней из средних за I и II кварталы и т.д.

Кроме того, чтобы расширить возможности выявления закономерностей динамики количества МП, была оценочно увеличена длина ряда за счет включения в него данных за 1993 г., уменьшенных на 5% (средняя доля МП государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций в общем количестве МП за период 1994-1995гг.).

Для увеличения длины ряда численности работников МП также была рассчитана оценка значений за 1993 г. путем исключения из общего числа занятых численности работников предприятий государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций. Поскольку этот показатель имел заметную тенденцию к снижению, для пересчета использовалось его значение за весь 1993г. (21,0%). В целом данные, использованные в прогнозных расчетах, представлены в таблице 1.3.7.

Краткосрочный прогноз динамики малого предпринимательства

Прогноз количества МП

Предварительный анализ, основанный на расчете абсолютных приростов, позволяет заключить, что динамика количества МП должна выражаться трендом с убывающим приростом. Динамике количества МП, согласно исходному ряду, в наибольшей степени соответствует логистический тренд:

Результат прогнозирования по данной модели отражает процесс стабилизации числа малых предприятий на уровне 848 тыс. ед. (см. график 1.3.1). Ошибка прогноза при уровне значимости в 5% составляет ± 8%. Это означает, что прогнозный интервал представляет диапазон значений от 780 до 920 тыс. ед. Для сравнения, согласно данным обследования Госкомстата России, число МП на I октября 1996 г. составило около 830 тыс. ед., на 1 апреля 1997 г. - 832 тыс. ед.

Прогноз численности занятых

Абсолютные приросты среднесписочной численности, рассчитанные на этапе предварительного анализа, также имеют тенденцию к сокращению. Динамике среднесписочной численности работников МП в наибольшей степени соответствует логарифмический тренд.

В соответствии с результатами прогнозирования по данному тренду численность работников МП в течение 1996 г. должна была находится выше уровня в 8 млн. человек (см. график 1.3.2).

Ошибка прогноза при уровне значимости в 5% составляет ± 10%. Это означает, что прогнозный интервал для оценки среднесписочной численности работников МП за 9 месяцев 1996 г. представляет диапазон значений от 7,3 до 9 млн. чел. Даже если учесть ошибку прогноза и оцененную нами поправку на сокращение количественного ценза (8%), то нижняя граница диапазона возможных значений прогнозной оценки среднесписочной численности работников МП за 9 месяцев 1996 г. составит не менее 6,7 млн. чел.

На этом основании можно заключить, что оценка численности работников МП, полученная в ходе наблюдения Госкомстата России за 9 месяцев 1996 г. - 6,3 млн. чел., скорее всего, сопряжена с ее недоучетом (см. также параграф 3.3). Косвенным подтверждением данного вывода служит сравнение средней численности работников МП в расчете на одно предприятие за 1995 г. (9,0 чел. с поправкой на сокращение ценза) и за 9 месяцев 1996 г. (7,25 чел.). Такое значительное и быстрое сокращение средних размеров МП (на 19%) нельзя объяснить какими-либо качественными процессами, происходящими в сфере малого предпринимательства, тем более что сопоставление выявленных тенденций в динамике количества МП и среднесписочной численности позволяет говорить о том, что средняя численность работников в расчете на одно предприятие должна скорее несколько увеличиться, чем снизиться.

Сделаем выводы. Согласно проведенным расчетам, ошибки наблюдения значительно превышают степень формального улучшения прогноза. Оценка размера ошибки наблюдения по ряду среднесписочной численности путем сравнения фактических и модельных значений составляет порядка 10%. В то же время расхождение между прогнозами по логистическому и логарифмическому трендам не превышает 2%. Ясно, что в этих условиях выполнение формальных процедур повышения качества прогноза неэффективно.

Основными факторами, снижающими степень точности результатов наблюдений, являются:

· двухэтапные дорасчеты (до полного объема выборочной совокупности, затем до объема генеральной совокупности);

· наличие пропущенных значений;

· различия в методиках дорасчетов, применяемых при наблюдениях за часть года и за год в целом;

· подведение итогов по неравным интервалам времени - за периоды с начала года;

· изменение определения малого предприятия с последующим изменением состава генеральной совокупности.

Проблема повышения надежности прогнозных расчетов, расширения набора прогнозируемых показателей и увеличения горизонта прогнозирования - прежде всего проблема совершенствования системы статистического учета МП. Ее решение будет важным вкладом в процесс выработки мер государственной политики в отношении малого бизнеса и оценки их эффективности.

Качественные характеристики российского малого предприятия

Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это операциональный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах деятельности, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.

Ряд проведенных исследований, в первую очередь, мониторинг развития частного сектора, позволили прояснить, насколько специфические черты малого предприятия в рыночной экономике присущи ему в переходных российских условиях.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит на только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Для того чтобы потенциал российского малого предпринимательства смог реализоваться, необходимо достичь уже в ближайшие годы некоторой критической массы 2,5 - 3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономикой развитых стран показывает, что современная структура народного хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10 - 12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.

Существуют прогнозы, что в России малые предприятия будут создавать к концу первого десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится к 60 % как в развитых странах. При этом число занятых в этом секторе экономики может достигнуть более 50 млн. человек.

Малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного сектора и написания этой курсовой.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты