Рефераты

Значение малого бизнеса

Значение малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.
Значение и необходимость развития малого бизнеса.

2. Развитие малого предпринимательства

2.1. Государственное регулирование.

2.2.
Совершенствование механизмов для развития системы малого предпринимательства.

2.3. Развитие, изменение и динамика активности малого бизнеса.

3.
Состояние малого предпринимательства в 2006 году и параметры его прогноза на период до 2009 года

3.1. Анализ динамики малого предпринимательства по данным государственной статистики

3.2. Прогноз развития малого предпринимательства

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Основополагающими документами, определяющими государственную политику в области поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”, положения, содержащиеся по данной проблеме в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), другие нормативные правовые документы, относящиеся к данному вопросу.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (много-профильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений этого предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных обследований Госкомстат России осуществляет по распоряжению Правительства Российской Федерации от 09.10.95 № 1389-р.

При осуществлении выборочного наблюдения используется 20-процентная расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на вновь созданные в отчетном периоде малые предприятия.

Статистическое наблюдение за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств проводится методом выборочного обследования с использованием стратифицированной выборки по посевной площади основных сельскохозяйственных культур, поголовью скота по видам с последующим распространением данных на генеральную совокупность.

Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства приведены по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам Российской Федерации.

В работе приведена краткая оценка состояния российского малого предпринимательства, подготовленная на основе данных Госкомстата России, Рабочего центра экономических реформ при Правительстве Российской Федерации и Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

В рассматриваемых материалах кратко отмечены доклады, выполненные в целях реализации Концепции государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; проанализирована информация о состоянии малого предпринимательства в 2006 году и перспективах его развития на среднесрочный период, полученная от органов исполнительной власти 64 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что каждый регион имеет свой уровень развития, свои проблемы и перспективы, различные ресурсы, выявлены и сформулированы общие проблемы развития малого предпринимательства в регионах и перспективы его дальнейшего развития, которые приведены в соответствующих разделах доклада.

В последние годы наметилась определенная стабилизация в состоянии малого предпринимательства в России. Отсутствие заметной динамики в его развитии свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране. В целях обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, диверсификации экономики, устранения из нее теневого сектора, повышения деловой активности и роста занятости населения, обеспечения социальной стабильности в обществе необходимо в ближайшее время решить задачи по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

1. Значение и необходимость развития малого бизнеса

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма "SAAB", являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

К малым предприятиям, по закону "О предприятиях СССР" относятся вновь создаваемые и действующие предприятия: - в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек - в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек - в других областях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек - в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек - в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек Других документов, определяющих категорию "малое предприятие" и регулирующих их деятельность, пока нет.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере". Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

2. Развитие малого предпринимательства

По данным Госкомстата России количество малых предприятий по состоянию на 01.10.06 г. (далее - МП) составило 880,6 тыс., что на 4,5% выше соответствующего показателя прошлого года, а также превысило уровень, характерный для периода, предшествующего августовскому кризису 2000 года.

По исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Правительстве Российской Федерации (РЦЭР) и Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), в расчете на 100 тыс. жителей страны количество зарегистрированных МП также выросло и достигло 611,7 единиц.

Численность занятых на МП, включая все категории работников, составила 7,9 млн. человек. По отношению к соответствующему периоду прошлого года произошло увеличение численности занятых на МП на 7,4 процента.

Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,7% и составило 4,6 млн. человек, количество крестьянских фермерских хозяйств незначительно уменьшилось - на 0,6 % и составило 264 тысячи.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики составили 32,8 млрд. рублей, по отраслям промышленности - 9,3 млрд. рублей.

По исследованиям, проведенным РЦЭР и НИСИПП, инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза.

Исследования РЦЭР и НИСИПП показали, что поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее - ЕНМП) увеличились на 11 процентов.

Поступления доходов в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) повысились, однако рост менее заметен, чем по итогам января-сентября 2001 г. по отношению к аналогичному периоду 2000 г. (16,6% против 50,1%).

Дальнейшая работа по анализу состояния развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации будет проводиться МАП России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и на основе получения более полной информации об индивидуальных предпринимателях в ходе статистических обследований.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 октября 2002 г. № 1410-р на территории Российской Федерации в апреле 2004 года будет проводиться сплошное статистическое обследование индивидуальных предпринимателей по итогам работы за 2003 год. Согласно п.6 указанного распоряжения МАП России совместно с Госкомстатом России разработан план мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение значимости целей, задач и результатов сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей, который направлен в Правительство Российской Федерации с письмом от 26.02.03 № ИЮ/307-пр.

Важным источником информации о состоянии малого предпринимательства являются сведения о результатах перерегистрации юридических лиц в налоговых органах, которые будут получены во втором квартале 2003 года.

2.1. Государственное регулирование

Как показывает практика, в России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и от выбора стратегических приоритетов.

В целом ряде теоретических концепций поддержка государством малого предпринимательства рассматривается как вредное явление, нарущающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования. Начальный этап экономических реформ в России проходил как бы без учета интересов основного рыночного субъекта хозяйствования - частного предпринимателя.

Недооценка роли малого предпринимательства наблюдается в государственной политике России по настоящее время.

Малое предпринимательство «рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным».

В последние годы в экономической политике государства прослеживается и другая опасная тенденция - ориентация на поддержку в основном крупных хозяйственных структур и их объединений.

Таким образом, складывается некая государствено-монополистическая хозяйственная система, где «малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, не привлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости.., для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций».

Как было показано выше, сегодня российское предпринимательство не может реально оказывать значительное воздействие на ход проводимых реформ.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Прежде всего, принят ряд важнейших нормативно-правовых и законодательных документов, направленных на реализацию права граждан заниматься предпринимательской деятельностью.

В 1993 году был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Вместе с тем пока не приходится говорить о сформированном полном пакете законодательных актов.

В 1995 году окончательно сформировалась система федеральных органов по государственной поддержке малого предпринимательства.

В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующий усилия по поддержке малого предпринимательства, - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Получила, наконец, законодательное оформление практика разработки и финансирования программ государственной поддержки малого предпринимательства. Подобные программы теперь разрабатываются ежегодно. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства рассматривается Государственной Думой до решения вопроса о ее бюджетном финансировании.

В Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 года впервые были распределены обязанности различных государственных органов в реализации намеченных мер. Начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, состоящая из Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федерального и региональных фондов и центров поддержки предпринимательства.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 года, учитывая итоги реализации предыдущей программы, выделяла в качестве приоритетных следующие направления:

· формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

· производственная и инновационная поддержка;

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· информационное обеспечение;

· кадровое и научно-методическое обеспечение;

· социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве;

· создание системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства.

На мероприятия по поддержке малого бизнеса в рамках Федеральной целевой программы из федерального бюджета по соответствующему закону на 1996 год было предусмотрено 386,6 млрд. рублей.

В целом в результате реализации описанных Федеральных программ поддержки малого предпринимательства был заложен фундамент государственной поддержки малого предпринимательства: развивается нормативно-правовая база, сформированы структуры управления и регулирования - Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаются элементы инфраструктуры поддержки.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 -1999 года, учитывая накопленный опыт, провозглашая своей целью создание благоприятных условий для повышения устойчивости малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры, а также освоения новых механизмов финансовой поддержке этого сектора экономики.

Реализация поставленной цели предполагала решение ряда приоритетных задач, среди которых:

· преодоление административных барьеров на пути малого бизнеса и максимальная легализация его деятельности;

· международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность, кооперирование и специализация между предпринимателями России, ближнего и дальнего зарубежья

· социальная защита и обеспечение безопасности

· пропаганда положительного опыта развития малого предпринимательства и его государственной поддержки, формирование позитивного отношения общества к цивилизованному предпринимательству, взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы субъектов малого предпринимательства;

· освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, а также поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных, гарантийно-инвестиционных организаций и т.п.;

· стимулирование малого предпринимательства в области инновационной деятельности.

39 % всех средств на реализацию Федеральной программы предполагается направить на формирование гарантийных, венчурных, лизинговых и других фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вторым приоритетным направлением программы является стимулирование инновационных процессов. В этой области предполагается перенесение центра тяжести с бюджетного финансирования на стимулирование организационно-финансового процесса через предоставление гарантий по инвестиционным рискам, например:

· расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств под государственную гарантию для реализации инновационных проектов;

· использование имущества неэффективных и неплатежеспособных государственных и муниципальных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий и создания объектов инфраструктуры поддержки последних;

· формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством;

· использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе «мини-полигонов», технопарков и др.;

· оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям и др.

· Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства была создана и на 2000-2001 годы.

· Основные мероприятия данной программы содержат следующие направления:

· нормативное обеспечение малого предпринимательства;

· развитие прогрессивных финансовых технологий;

· реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

· повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;

· международное сотрудничество в данной сфере;

· усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

· Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.

Оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях развития России является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в целом.

Законотворческая деятельность в этой сфере экономики направлена на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентацию контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование (обеспечение) государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации обеспечивается правовыми актами, включая Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации законодательной основой для развития всей системы поддержки малого предпринимательства является Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, обеспечивающий правовое поле для существования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации и реализующий политику государства в сфере малого предпринимательства. Однако, следует отметить, что отдельные нормы этого закона устарели и требуется приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Для решения этой задачи МАП России, начиная с 2001 года, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также при участии ряда субъектов Российской Федерации, разработал проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, который в течение прошлого года неоднократно корректировался, дорабатывался и проходил согласование.

При согласовании данного законопроекта Минэкономразвития России его не поддержало, считая целесообразным отменить действующий Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” и взамен его подготовить проект Указа Президента Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства.

Позиция Минэкономразвития России не нашла поддержки у большинства специалистов в регионах Российской Федерации, курирующих развитие малого бизнеса на разных уровнях, предпринимателей, участников различных форумов, конференций.

В настоящее время позиция Минэкономразвития России по вопросу отмены Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” претерпела изменения и заключается в целесообразности разработки проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.

Работа в этом направлении ведась и раньше, но была по большей части инициативного порядка. МАП России поддержал идею Торгово-промышленной палаты России приступить к разработке проекта нового федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (новая редакция)” (далее - “О государственной поддержке …”), рассмотрев и взяв в основу нового законопроекта самое лучшее из ранее разработанных законопроектов в сфере малого предпринимательства. В состав рабочей группы по работе над законопроектом вошли представители МАП России, Минэкономразвития России, Минпромнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, заинтересованных предпринимательских структур, объединения предпринимательских организаций России “ОПОРА”.

Были рассмотрены законопроекты: “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, представленный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н.Гвоздевой законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный Государственной Думой Томской области, законопроект “О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации”, подготовленный Департаментом поддержки и развития предпринимательства Правительства Москвы, законопроект “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, разработанный МАП России.

В проекте федерального закона “О государственной поддержке...” уточнены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: показатели среднесписочной численности работников малых предприятий - до 100 человек, вне зависимости от видов и сфер осуществления предпринимательской деятельности; также устанавливается средняя численность работников за год у физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в установленном порядке как индивидуальные предприниматели, в размере не более 10 человек; предусматривается уточнение статуса Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в виде “федеральной целевой”; уточнен государственный заказчик федеральной целевой программы в соответствии с действующим федеральным законодательством, исключено предоставление фондам поддержки МП льготных кредитов, выпуска ими ценных бумаг, осуществления ими функций гаранта и формирование имущества фондов от приватизации федерального имущества; исключены вопросы налогообложения, регистрации, ускоренной амортизации.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства отнесен к субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и может на конкурсной основе участвовать в реализации мероприятий Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

Законопроект направлен на совершенствование системы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации, не вторгается в сферы правового регулирования других федеральных законов, значительно расширяет права органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Его принятие должно послужить импульсом для начала нового этапа работы органов государственной власти, органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса, развитие которого является одной из предпосылок экономического роста в Российской Федерации.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования предпринимательства со стороны государства предполагает собой не только совершенствование основного закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, но разработку наиболее насущных и необходимых на этом этапе нормативных правовых актов.

Необходимо продолжить работу по принятию законов Налогового кодекса Российской Федерации (изменения в Части I специальной главы Части II), Закона Российской Федерации “О взаимном страховании”, Закона Российской Федерации “О саморегулирующихся организациях”, Закона Российской Федерации “О третейских судах”, Закона Российской Федерации “О венчурном финансировании”, Закона Российской Федерации “ О кредитной кооперации”, Закона Российской Федерации “Об основах технического регулирования, стандартизации подтверждения соответствия”, Закона Российской Федерации “О фондах поддержки малого предпринимательства”.

Полагаем, что следует продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Федеральные законы от 29.11.01 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, от 14.06.95 № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, либо продолжить работу над новой редакцией этого закона.

Одно из основных направлений работы в рамках налоговой реформы - дальнейшее реформирование вновь принятых глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих налогообложение малого бизнеса, устранение недоработок отдельных положений вновь принятого законодательства, негативно влияющих на предпринимательскую активность.

Предстоит работа по принятию нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов “О государственной регистрации юридических лиц”, “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Для совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо предусматривать проведение мониторинга действующего законодательства, в том числе в субъектах Российской Федерации, выявлять законодательные ограничения, препятствующие развитию предпринимательства и принимать меры по их устранению.

В связи с возможным вступлением России во Всемирную торговую организацию следует приступить к изучению и рассмотрению требований, регулирующих деятельность и развитие малого предпринимательства, разработке практических рекомендаций по формированию необходимых нормативных документов, содействующих защите субъектов малого российского предпринимательства.

Совершенствование и оптимизация нормативной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в России, предполагает собой последовательную и скоординированную деятельность всех заинтересованных сторон Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей предпринимательских сообществ.

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование. Микрофинансовые услуги могут предоставлять коммерческие банки, кредитные союзы, общественные банки, фонды, кооперативы. Наиболее эффективно с задачей микрофинансирования справляются специализированные финансовые посредники, сосредоточенные на финансировании микро-предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время ряд регионов реализуют программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства. В качестве организаций, выполняющих микрофинансовые операции, выступают региональные фонды поддержки малого предпринимательства (Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Орловский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Хакасия). Кроме того, в некоторых регионах создана сеть кредитных кооперативов, оказывающих финансовые услуги субъектам малого предпринимательства, а также сельским товаропроизводителям (Волгоградская, Ростовская, Смоленская, Томская области, Республика Чувашия, Республика Коми и др.).

Учитывая, что рынок микрофинансовых услуг в России практически не освоен (на нем действует преимущественно ряд микрофинансовых организаций, использующих средства зарубежных компаний и Европейского банка реконструкции и развития), а потребность в микрофинансовых услугах по экспертным оценкам составляет порядка 7,0 млрд. долларов США, МАП России планирует в перспективе расширять сеть российских микрофинансовых организаций, включая предоставление микрофинансовых услуг фондами поддержки малого предпринимательства. Реализацию данного направления предполагается осуществлять в рамках исполнения мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в 2003 году, а в последующие годы - в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2004-2006 годы за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых на эти цели.

Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства - реализация программ кредитных гарантий (поручительств). Во многих странах мира для расширения притоков капиталов в реальную экономику и, в частности, в малый бизнес созданы и функционируют программы кредитных гарантий, которые доказали свою эффективность в улучшении финансирования малых предприятий.

В сложившейся экономической ситуации расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков невозможно без участия государства, которое должно взять на себя часть рисков финансовых структур, неизбежно возникающих при кредитовании ими субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время отдельные субъекты Российской Федерации используют механизмы предоставления гарантий (поручительств) финансово-кредитным институтам по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Тульская области и др.).

В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему федерального, регионального и муниципального уровня для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий, и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты