p align="left">Таким образом, по мере увеличения удельного веса финансового и спекулятивного спроса и предложения мировой валютный рынок все более превращается в специфический механизм, облегчающий и опосредующий перелив капиталов из одного сегмента мирового финансового рынка в другой, связывающий национальные и международные рынки капиталов. Тем самым изменяется роль мирового валютного рынка, который становится в современных условиях основным сегментом МФР.
Таким образом, именно расширение круга участников валютного рынка за счет включения в него наряду с ТНБ, большого числа небанковских институтов в форме пенсионных и страховых фондов, хедж-фондов, взаимных фондов, крупных валютных брокеров, значительная часть которых стала работать через Интернет, сделало менее предсказуемым движение валютных курсов, усилило конкуренцию за денежные потоки и привело в действие механизм рефлексивности, не поддающийся прогнозированию. Новые участники валютного рынка привнесли серьезные изменения в структуру валютных операций, используя деривативы, сделки своп и операции «свитч», они увеличили вероятность валютных и кредитных рисков. Активное участие на валютном рынке небанковских институтов привело к диверсификации финансовых операций на валютном рынке, создавая условия для спекулятивной атаки на валюты отдельных стран.
3.2 Перспективы развития казахстанского валютного рынка
Несмотря на то, что специфика Казахстана состоит в том, что он обладает чертами как развитой страны (всеобщая грамотность населения, широкая сеть научно-исследовательских учреждений, космические исследования), так и развивающейся (сырьевая направленность экономики, экологическая загрязненность многих регионов, потребность в иностранных инвестициях и импорте новых технологий, отставание инфраструктуры), у Казахстана позитивные прогнозы на перспективу: ожидается сильнейшее увеличение объемов экспорта и положительное сальдо платежного баланса, рост объемов ВВП, снижение уровня безработицы, конвертируемость национальной валюты. Составленный прогноз дальнейшего развития денежно-кредитного и валютногосекторов Казахстана наглядно свидетельствует о намерении всех ведущих государственных финансовых и валютных органов проводить политику укрепления позиций нашего государства на мировом финансовом и валютном рынке и провести процесс интегрирования Казахстана в мировую экономику.
Перспективы развития валютного рынка РК связывают с дальнейшим совершенствованием биржевого или межбанковского рынка. В будущем будет развиваться и тот и другой, хотя предпочтение, на мой взгляд, скорей всего участниками рынка будет отдано межбанковскому рынку. В Казахстане имеется довольно развитый наличный валютный рынок, а срочный валютный рынок играет незначительную роль в экономике республики. Поэтому, по моему мнению перспектива развития валютного рынка Казахстана предполагает создание срочного валютного рынка.
В странах Запада вот уже два десятилетия срочный рынок выступает как полноправный элемент финансового рынка. В Казахстане эта сфера деятельности еще относительно молода и находится лишь в стадии развития, в то время как в индустриальных странах срочные сделки уже давно являются финансовым инструментом, широко применяемым для страхования от валютного риска и не исключающим при этом возможности получения прибыли. Даже на российском валютном рынке из всего разнообразия свопов освоено два - конверсионный своп и однопериодный, т.е. «депозитный» (кредитный) своп.
Итак, следует отметить, что проблема стабильного развития экономики решается в странах с развитыми рыночными отношениями с помощью срочного рынка, который позволяет эффективно управлять активами и пассивами, поскольку:
- во-первых, система хеджирования позволяет снимать с предпринимателей будущие финансовые и торговые риски и
обеспечивать стабильность их финансового положения;
- во-вторых, спекуляция позволяет увеличивать ликвидность как срочного рынка, так и спотового за счет перелива капиталов;
- в-третьих, срочный рынок в отличие от методов фискальной и кредитно-денежной политики позволяет арбитражерам и другим хозяйствующим субъектам, занимающимся производством, предметно планировать свое будущее финансовое положение;
- в-четвертых, для получения (по сравнению с традиционными финансовыми инструментами) прибыли требуется авансирование незначительной части активов (капитал).
Так как главная роль валютного рынка заключается в обеспечении экспортно-импортных операций, переливе капиталов и в целом интеграции мировой экономики, то, конечно же, валютный рынок Казахстана нуждается в дальнейшей оптимизации для достижения соответствия потребностей национальной экономики по международным операциям с реальными условиями и уровнем услуг биржевого и межбанковского валютного рынка.
Введение в практику валютного рынка срочных операций, дальнейшее развитие рынка драгоценных металлов, появление на рынке Казахстана банков - «маркет-мейкеров» позволило бы экономике Казахстана реально приблизиться к международным стандартам функционирования валютных рынков и стать фактором особой привлекательности для иностранных инвесторов, столь необходимых Казахстану для преодоления последствий переходного периода его экономики.
Учитывая зарубежный опыт, а главное положительный опыт работы Казахстана по либерализации валютного рынка и рыночным методам регулирования курса национальной валюты, хочется надеяться на дальнейшее совершенствование механизмов валютного рынка Казахстана с целью приближения к международным стандартам.
Необходима также переориентация организованных рынков на классические биржевые функции - страхование финансового риска производителей и определение цены валюты через механизм форвардной и фьючерсной сделки. Ведь, как уже говорилось, форвардные операции имеют ряд положительных особенностей: предоставляют большие возможности для маневра; могут определить стоимость импорта или экспорта в национальной валюте задолго до времени платежа. Мотивом форвардных сделок является исключение курсовых рисков, возникающих при покупке необходимой валюты в срок наступления платежа.
Фьючерс и форвард, которые давно известны в странах с развитой рыночной экономикой, уже используются в нашей практике. Фьючерсный рынок на Западе несет в себе главным образом функцию определителя цен, которые являются ориентиром для огромного количества покупателей и продавцов, участвующих во внебиржевой торговле напрямую. Как показывает зарубежный опыт, фьючерсная торговля - главный фактор, стимулирующий развитие производства в условиях нестабильной экономической ситуации.
Система фьючерсных и форвардных контрактов позволяет уберечь цены на товары от случайных факторов. Она создает у предприятия уверенность в завтрашнем дне. Долголетняя практика показала, что при фьючерсе при совершении расчетов по биржевым сделкам уходит не более 20-30 минут. После этого полученные денежные средства можно использовать в новых биржевых операциях, высокая скорость оборота средств именно то, против чего практически бессильна инфляция. В деловом мире еще не изобрели более совершенный механизм с большей скоростью оборота денежных средств, чем фьючерс. По оценкам отечественных и западных специалистов даже гиперинфляция не в состоянии парализовать фьючерсный рынок. В то же время довольно сложная технология заключения фьючерсных сделок, определенные затруднения с проведением финансовых расчетов и оформлением гарантий делают невозможным заключение сделок вне биржи. Фьючерсные сделки только начинают внедряться на наших биржах. Фьючерсы позволяют уменьшить риск, связанный с резкими и значительными колебаниями цен, сделать более прогнозируемой хозяйственную деятельность, удешевить кредит.
Тот факт, что уже отдельные наши биржи берут курс на форвард и фьючерс, означает практическое внедрение в Казахстане западной модели биржевой торговли. Конечно, в будущем многое зависит от того, насколько хорошо будет отрегулирован правовой механизм совершения сделок. Что касается фьючерсных сделок, то особое внимание следует уделить подготовке брокеров, для которых фьючерсная сделка является относительно новым видом деятельности. Необходим метод расчета по фьючерсным ценам. С помощью специалистов по информатике надо будет компьютеризировать всю электронно-платежную систему в соответствии с моделью фьючерсного рынка. Одним словом, впереди предстоит сложная и напряженная работа по форсированию перехода к фьючерсным и форвардным операциям.
Не стоит забывать и об операциях на рынке FОRЕХ - международном валютном рынке, ежедневный оборот которого составляет от одного до трех триллионов долларов, что составляет около одной трети бюджета США. На этом рынке покупают и продают валюты разных стран.
Спекуляциями на валютном рынке занимаются сегодня не только крупные банки, инвестиционные компании и фонды, но и миллионы частных инвесторов по всему миру. Например, в США около 1 миллиона человек активно участвуют в валютных операциях не только на внутреннем валютном рынке, но и на рынке FОRЕХ. Операции на валютном рынке являются одним из основных источников дохода современных банков во всем мире. Для примера, около 80% от всей прибыли крупнейшего швейцарского банка United Bank of Switzerland (UBS) получено в результате работы на международном валютном рынке, и только около 20% от всей прибыли составляют доходы от кредитов, торговли ценными бумагами и т.д. Доходы от валютных спекуляций стоят на первом месте у таких банков, как: Chase Manhattan Bank, Barclays Bank, Societe Generale, Bank and Trust, ABN-Amrobank, Creditansalt Bankverein и многих других.
В настоящее время только несколько казахстанских банков предлагают, используя систему маржевой торговли, уникальную возможность осуществлять валютные операции на рынке FОRЕХ.
В связи с увеличением ресурсной базы банков Казахстана и в связи с высокой степенью валютных рисков при проведении валютных операций на казахстанском валютном рынке необходимо установить «лимит» проведения валютных операций или так называемый норматив достаточности капитала. При этом можно использовать положительный опыт Банка Англии. С 1 января 1996 года Банком Англии введены показатели достаточности капитала (Capital Adequacy Requirements), которые призваны снизить степень риска банковских операций, в том числе и валютных. Этот показатель позволяет комплексно оценить степень риска и определить ту часть собственных средств банка, которую необходимо иметь (зарезервировать) для покрытия возможных убытков от проведения всех видов валютных операций. Лимит открытой валютной позиции не устанавливается путем его соотношения с общим размером капитала банка, а влияет на размер собственных средств, которые необходимо иметь для покрытия рисков по валютным сделкам. При этом при подсчете достаточности капитала для других банковских операций данная часть собственных средств исключается из капитальной базы. В лондонских банках, проводящих все виды валютных операций, размеры открытых валютных позиций обычно составляют 5-15% от собственных средств, что позволяет обеспечивать соблюдение нормативов достаточности капитала не только для валютных операций, но и для других видов осуществляемых сделок.
По моему мнению, для Казахстана представляет определенный интерес не только опыт применения Банком Англии показателей достаточности капитала, но и опыт регулирования валютного рынка. Например, изданный Ассоциацией Британских Банкиров под эгидой Банка Англии «Лондонский кодекс поведения» играет, наряду с инструкциями Центрального Банка, значительную роль в регулировании валютных и других операций на валютном рынке.
Этот кодекс был составлен Банком Англии и ВВА (Ассоциация британских банкиров) с действующими на рынке дилерами, брокерами и другими участниками валютного рынка. Основные принципы, устанавливаемые Кодексом, обязаны знать все участники валютного рынка Великобритании в целях обеспечения наиболее эффективного функционирования всех сегментов рынка.
«Лондонский кодекс поведения» содержит стандартные
требования к участникам валютного рынка. В рамках этих требований
определяются:
- ответственность банковских учреждений и брокерских фирм,
- ответственность сотрудников финансовых учреждений,
- меры по предотвращению сделок по «отмыванию денег»,
- соблюдение принципа конфиденциальности,
- значение использования аудио носителей в процессе
свершения сделок,
- регламентация сделок по не текущим курсам и торговли после времени официального закрытия рынков,
- стоп-лоз и лимит открытой валютной позиции,
- правила торговли в личных целях.
«Лондонский кодекс поведения» регламентирует проведение сделок с использованием не текущих курсов. Так, Банк Англии регламентирует заключать сделки по не текущим курсам.
Специфической областью совершения таких операций служит рынок форвардных конверсионных операций на условиях своп. Некоторые дилеры при заключении сделок своп избегают фиксации курса спот, входящего в курс аутрайт, для данных операций. Такая практика осуществления валютных операций оценивается участниками лондонского валютного рынка как неэтичная деятельность, которая несовместима со стандартами работы в Лондонском Сити. Поэтому Кодекс обязывает всех фиксировать курс спот сразу же после завершения переговоров по сделкам на условиях спот.
Осуществляя валютные операции, дилеры должны тщательно следить за всеми факторами, влияющими на результат от их проведения. Для целей минимизации убытков каждый дилер должен иметь свой лимит потерь (стоп-лоз), характеризующий сумму возможных потерь и выражающийся в прекращении сделки по достижению данного уровня потери. Некоторые казахстанские банки уже используют принцип стоп-лоз на практике, обеспечивая временную защиту от возможных потерь пи открытой валютной позиции, оставленной для ее закрытия на следующий день или на любой другой момент во времени.
Таким образом, в связи с тем, что Национальный Банк Казахстана уделяет в настоящее время повышенное внимание процессу укрепления национальной банковской системы, представляется целесообразным детальное изучение применяемых в Великобритании нормативов достаточности капитала и опыта регулирования валютного рынка с помощью Кодекса поведения, который может быть взят на вооружение и Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
С другой стороны, для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо привязывать объемы золотовалютных резервов к одному из макроэкономических показате-лей и излишки инвалюты переда-вать из валютного резерва Нацио-нального Банка в государственный бюджет. Необходимость такой меры диктуется задачей, поставленной Главой государства о создании Ин-вестиционного фонда для обеспече-ния приоритетного использования финансовых ресурсов страны на раз-витие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность использования средств инвалютных резервов стра-ны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный Банк разме-щает за рубежом под низкие процен-ты, субъекты экономики привлекают из других стран значительно больше средств в виде кредитов под высокие проценты.
В результате, ежегодные потери национальной экономики только oт разницы в процентах составляют сот-ни миллионов долларов, которые неуклонно растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен че-рез обменный курс валюты.
Требуется разработать такой ме-ханизм, который обеспечит необходи-мый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а так-же - широкое внедрение передовых технологий и оборудования для про-изводства высокотехнологичной про-дукции казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны меры по рациональному использова-нию выручки от ожидаемого расши-рения экспорта нефти, которому до-полнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохране-ние благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный Фонд поступа-ет часть средств госбюджета, но это-го недостаточно для регулирования всего объема иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инст-рументы денежно-кредитной полити-ки. Валютная интервенция Нацио-нального Банка в условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, со-провождается изъятием значитель-ной ее части из экономического обо-рота в обмен на тенге по текущему курсу.
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта осе-дает в резервах Национального Бан-ка. Это нерационально, т.к. экономи-ка всегда испытывает острую нехват-ку инвестиций для реализации важ-ных проектов.
В настоящее время доходы нере-зидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде про-центов, дивидендов и прочих дохо-дов, ежегодно составляют миллиар-ды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балан-сом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инве-стиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в современных усло-виях для реализации крупных проек-тов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целе-сообразно эффективно использовать и свои активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную эко-номику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно разработать ме-ханизм, который обеспечит поступле-ние в госбюджет до 80-90 % прирос-та международного валютного резер-ва Национального Банка.
Данную задачу можно реализо-вать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка законодательно привязать к макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит излишки инвалюты, кото-рые будут возникать при этом - пере-давать извалютного резерва Национального бан-ка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственно-го оборудования.
Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предос-тавления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаг-раждений за иностранные инвести-ции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюд-жета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта, которая будет посту-пать из валютного резерва в госбюд-жет, может быть использована как для кредитования отечественных то-варопроизводителей всех форм соб-ственности, так и для непосредствен-ного финансирования важных проек-тов через государственные предпри-ятия и национальные компании. По-явится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономи-ку и создания транснациональных компаний. Созда-ние отечественных ТНК является од-ним из необходимых условий для ре-ализации стратегического плана.
Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще неко-торые условия. Если изъятая иностранная валю-та будет расходоваться стихийно, об-ратно попадая в экономический обо-рот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной ва-люты и принимаемые меры потеря-ют весь смысл.
Государство должно осуществ-лять валютные расходы в соответ-ствующем объеме, для импорта про-изводственного оборудования, обуче-ния кадров за рубежом, реализации важных международных проектов и обязательств и т.д., накапливая из-лишки в специальном фонде.
Предложенный механизм использования иностранной валюты включает следующие основные положения.
Национальный Банк на фондовом рынке страны закупает часть дополнительных объемов иностранной ва-люты в размере, достаточном для обеспечения требуемой конкурентос-пособности национальной экономи-ки, ограничивая усиление или ослаб-ляя национальную валюту на задан-ную величину.
В международных валютных ре-зервах остается требуемый уровень запасов и весь избыток иностранной валюты пе-редается в бюджет как доходы госу-дарства. Далее Правительство использует эту валюту на импорт передовых про-изводственных технологий, реализа-цию международных проектов и пополнение специального фонда.
Для реализации перечисленных мер необходимо законодательно обя-зать НБ - передавать излишки иност-ранной валюты в государственный бюджет при достижении ЗВР уста-новленной величины (в процентах к ВВП или внешнеторговому обороту) внеся изменение в Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан". Обязать Правительство - излишки иностранной валюты, которые оно будет получать от НБ, расходовать на импорт передовых технологий и реализацию важных международных проектов (через банки второго уровня, в т.ч. и Банк Развития) и международных обязательств, внесением соот-ветствующих дополнений в Закон "О бюджетной системе".
При этом фактически всем дополнительным объемом иностранной валюты будет распоряжаться Правительство, а Национальный Банк бу-дет осуществлять оперативное регу-лирование соотношений отече-ственных и мировых цен.
Золотовалютные резервы Наци-онального Банка будут расти про-порционально росту ВВП, а излиш-ки иностранной валюты будут ин-вестированы в отечественную эко-номику.
Таким образом, представляется целесообразным золотовалютный резерв привязать к ВВП с передачей излишков инвалюты в госбюджет для импорта производственного оборудования, а при изменениях мировой конъюнктуры требуемые общие соотношения отечественных и мировых цен поддерживать через курс тенге. Предполагается, что принятие перечисленных мер обес-печит не только высокий рост и ста-бильную занятость при ухудшени-ях мировой конъюнктуры, но и эффективное использование инос-транной валюты, значительное уве-личение доходов госбюджета, а так-же ускоренное развитие производ-ства за счет увеличения государ-ственных инвестиций в экономику.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты - казахстанского тенге - с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по 1999 гг.).
Казахстану, по моему мнению, добившемуся в последние годы относительной стабильности и устойчивости своей национальной валюты, необходимо тщательно продумать данные предложения о введении единой валюты, которые чреваты теми же последствиями, что и в странах «еврозоны». Для определения возможности введения единой валюты стран ЕврАзЭС следует сначала, развивая их интеграцию, завершить создание зоны свободной торговли, таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Потребность в единой валюте может возникнуть только в том случае, если страна переходит к свободному передвижению капиталов, чем не может похвастаться ни одно государство ЕЭП. С другой стороны, необходимо четко определить членство в ЕврАзЭС и разработать реальные критерии конвергенции, те страны, которые дали согласия на вступление в ЕЭП, по многим макроэкономическим показателям намного отстают от Казахстана и России. И, наконец, надо последовать примеру таких европейских стран, как Швеция и Дания, правительства которых провели народный референдум для решения проблемы о вступлении в «еврозону» и принятия единой европейской валюты, которые расставили все по местам.
Я не отрицаю возможности в перспективе вступления Казахстана в интеграцию с единой валютой, но 2011 год - это слишком рано.
Резюмируя все выше изложенное, я считаю, целесообразна следующая модель развития валютного рынка РК, включающая следующие основные механизмы:
1) Национальному Банку поддерживая режим плавающего валютного курса, проводить политику на стабилизацию реального курса национальной валюты. Осуществлять интервенции на валютном рынке только с целью устранения краткосрочных колебаний валютного курса и закрепления долговременных тенденций в его развитии;
2) Национальному Банку наряду с продолжением проведения политики плавающего обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке спот, начать регулярное установление срочных валютных котировок для создания срочного валютного рынка в Казахстане.
3) В этой связи в республике необходимо продолжить работу по отработке законодательной и нормативной базы в области валютного регулирования и контроля для создания срочного валютного рынка.
4) Необходимым так же явились бы шаги по дальнейшему развитию рынка драгоценных металлов в Казахстане, который мог бы стать со временем не только частью национального финансового рынка, но и стать местом совершения сделок для операторов из соседних с Казахстаном государств.
5) Формирование предложений для крупнейших коммерческих банков Казахстана стать «маркет-мейкерами» по валютным операциям с казахстанским тенге для увеличения ликвидности валютного рынка.
6) Широко применять зарубежный опыт страхования валютных рисков банками для минимизации возможных убытков. Валютный рынок необходимо развивать в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок, а также валютных свопов.
7) Значительное внимание уделить совершенствованию технической базы, применяемой для осуществления валютных операций, в частности специализированных дилинговых систем «Рейтер».
8) Рекомендовать интенсивное обучение банковского персонала международному опыту валютных операций с целью формирования в Казахстане развитого валютного рынка, обладающего характеристиками, способными удовлетворить клиентов банков.
9) Пересмотреть позиции и сроки вступления Казахстана в интеграции с единой валютой.
Все предложенные меры могли бы помочь валютному рынку Казахстана приблизиться к мировым стандартам, а экономике Казахстана в целом достичь стабилизации и роста экономики. Конечно, нельзя отождествлять рост экономики с наличием развитого валютного рынка, но можно предполагать, что он будет играть не последнюю роль при принятии решения иностранными инвесторами о прямых и портфельных инвестициях в казахстанскую экономику.
Для решения всех выше обозначенных проблем валютного рынка Казахстана Национальным банком предложены несколько программ, которые, с одной стороны, являются своевременными, но, с другой стороны, несколько противоречивы и преждевременны. Мною сделана попытка дать объективную оценку данным программам и выработать определенные рекомендации по улучшению состояния валютного рынка РК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие казахстанского валютного рынка обусловлено действием двух основных факторов - во-первых, либерализацией валютных операций и возрастанием степени открытости национальных рынков, во-вторых, внедрением новых валютных и финансовых инструментов и современных технологий в операции на валютном рынке. Валютные рынки развивающихся стран и стран с переходной рыночной экономикой в настоящее время находятся на этапе либерализации, который представляет большие возможности для дальнейшего усиления роли национальных хозяйств в процессе их интегрирования в мировой финансовый и валютный рынок.
В условиях развивающегося валютного рынка Казахстана чрезвычайно интересно было пронаблюдать специфику валютных взаимоотношений, особенности практики проведения конкретных валютных операций. При этом также необходимо было сравнить накопленный опыт валютной системы РК с международной практикой и сформировать предложения по оптимизации валютного рынка республики в целом, с учетом существенных изменений на мировом валютном рынке.
Анализ формирования и развития казахстанского валютного рынка с учетом влияния глобальных процессов мирового валютного рынка позволил мне сделать следующие выводы:
1. Рассматривая валютный курс как индикатор макроэкономической стабильности, я из всего разнообразия рассмотренных и исследованных концепций и теорий предлагаю определенную модель валютного курса с точки зрения его влияния на внешнеторговую деятельность Республики Казахстан.
2. С другой стороны, рассматривая валютный курс на основе макроэкономического равновесия, подчеркиваю влияние на него разнообразных факторов, требующих систематизации и научного исследования, что и проделала в своей работе, при этом предложив в наиболее доступной форме классификацию факторов, влияющих на состояние валютного курса.
3. При разработке стратегии развития мирового валютного рынка целесообразно выделить его ведущую и связующую роль на мировом финансовом рынке с другими его сегментами. При увеличении объема и числа сделок на мировом валютном рынке в условиях либерализации его регулирования, появление и интенсивное развитие новых валютных и финансовых инструментов требует специального внимания в части его «прозрачности» и избежания рефлексивности движения динамики валютных курсов.
4. Анализ процесса формирования казахстанского валютного рынка показал, что в процессе либерализации внешнеэкономической деятельности не были концептуально разработаны проблемы функционирования валютного рынка и валютной политики, которые только сейчас решаются с помощью различных программ, но не все они имеют своевременный и конкретный характер, и в которых допущены определенные неточности.
5. В интересах дедолларизации экономики на основе укрепления курса казахстанского тенге необходимо регулировать операции населения с наличной иностранной валютой и проводить активное вытеснение доллара из внутреннего денежного оборота.
6. Представляется, что меры валютного контроля, осуществляемые казахстанскими денежными властями, не должны препятствовать проведению эффективной внешнеэкономической политики, напротив, валютное регулирование и валютный контроль должны носить адресный характер по отношению к тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые нарушают казахстанское законодательство. Основанием для ограничения валютной операции должен быть не сам ее факт, а та деятельность, которая противоречит казахстанскому законодательству. Существующие меры по контролю за валютными операциями, связанными с движением капитала должны быть нацелены не только на борьбу с утечкой капитала, но и создавать привлекательные условия для возврата капитала из зарубежа. В их число, возможно, включить налоговые льготы (налоговые каникулы), гарантии от конфискации. Необходим комплексный подход к использованию мер валютного контроля в сочетании с валютным регулированием, который предполагает их адекватность экономической ситуации в Казахстане и возможность смягчения и отмены при изменении макроэкономических характеристик экономики, достижении экономической и политической стабильности.
В целом анализ формирования и тенденции развития казахстанского валютного рынка, как пример интегрирования национального рынка в мировой, позволяет сделать заключение, что в основном сформировалась достаточно эффективная стратегия развития этого важного сегмента финансового рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Наговицин А.Г. Валютная политика. М., 2000, 265 с.
2 Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и
механизм использования. Алматы, Каржы-Каражат, 1995, 10 с.
3 Смыслов Д.В. Мировые деньги в прошлом, настоящем и будущем // Деньги и кредит, 2002, №5, 58 с.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23. 154с.
5 Бондаренко А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и международные отношения, 2003, №9, 48 с.
6 Монтес М.Ф. Азиатский вирус или голландская болезнь? М., 2000.
7 Нурланова Н.К. Формирование и использование инвестиций в экономике Казахстана: стратегия и механизм. Алматы, Гылым, 1998, 85 с.
8 Стивен Муди. Еще раз о Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно доллара// Банки Казахстана, 2003, №7, 31 с.
9 Там же, 35
10 Деловая Неделя, №33(611), 27 августа 2006г.
11 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н.Красавиной, М., Финансы и статистика,2001, 381 с.
12 Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000,14 с.
13 Киреев А. Международная экономика. М., Международные отношения, 1999, ч.2, 158 с.
14 Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000, 57 с.
15 Роберт У.Колб. Финансовые деривативы. М., Филинъ, 1997, с.210- 211.
16 Соколов В. Российский рынок деривативов: взгляд из Санкт- Петербурга. // Рынок ценных бумаг, 2005, №1-2, 29 с.
17 Буклемишев О.В. Рынок еврооблигаций. М., Дело,1999, 17 с.
18 Федоров Б.Г.Современные валютно-кредитные рынки. М., 1989, 5 с.
19 Доронин И.Г. Новые технологии на валютном рынке.// Деньги и кредит, 2000, №11, 63 с.
20 Бертаева К.Ж. Валютный рынок и валютные операции. Алматы, Экономика, 2000, 18 с.
21 Бертаева К.Ж. Казахстанский валютный рынок: этапы формирования и тенденции развития в условиях глобализации мирового валютного рынка. Алматы. Ценные бумаги, 2005
22 Федоров Б.Г.Современные валютно-кредитные рынки. М.,1989, 31 с.
23 Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы. М., Филинъ, 1996, 132 с.
24 Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. М., Финансы, 1975, 11с.
25 Мировая экономика/ Под ред. Булатова А.С., М., Юристъ, 2000, 203с.
26 Сейткасимов Г.С., Формирование фондового рынка. Алматы, Экономика,1996, 43 с.
27 Навой А.В. Валютные кризисы: сущность, причины, последствия// Деньги и кредит, 2003, №2, 61 с.
28 Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000, с.277-288.
29 Монтес М.Ф., Попов В.В. Азиатский вирус или «голландская болезнь»? М., Дело, 1999.
30 Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан». //Вестник Нацбанка, №16(16), 29.12.1995, 1-22 с.
31 Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»// Вестник Национального банка, 1995, №10 1-24 с.
32 Постановление Национального банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций», п.5.10
33 Байманова Ж.К. Валютный рынок: история и современное состояние, перспективы развития.// Банки Казахстана, 2003, №1, 16 с.
34 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании», 24.12.96.// Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
35 Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг».// Казахстанская правда, 12.03.1997
36 Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях». /Советы Казахстана, 20.01.1995
37 Постановление Национального банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций»
38 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании», 24.12.96. Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
39 Положение НБ РК «О порядке лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты» от 24.09.97г. №130. Бюллетень бухгалтера, №26, июнь 1997г.
40 Правила регистрации валютных операций, связанных с движением капитала. Постановление Правления НБ РК от 27.10.98, №204. Нормативная база НБ РК, 16с.
41 Сагадиев К.А. Экономика Казахстана: очерки актуальных проблем, Алматы, 2004, 51 с.
42 Инструкция «Об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК». Постановление НБ РК от 25.07.97г. №295. Нормативная база РК, 34 с.
43 Инструкции «Об организации экспортно-импортного валютного контроля РК» НБ РК от 5.12.98г.№271, «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в РК» НБ РК №484 от 26.12.2003г.
45 Правила о порядке уплаты и ставке сбора за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты. Постановление НБ РК от 2.04.99г. №358. Бюллетень бухгалтера №17, апрель 1999г.
46 Правила проведения конвертации тенговых депозитов физических и юридических лиц в банках второго уровня в связи с переходом к режиму свободно плавающего валютного курса тенге. Постановление НБ РК от 5.04.99г. №69, Нормативная база НБ РК
47 Инструкция «Об обязательной продаже выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг)». Постановление НБ РК от 28.03.99 №54, 37 с.
48 Постановление Правления НБ РК «О введении обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) » от 28.03.99г. №55. Бюллетень бухгалтера, №16, апрель 1999г.
49 Приказ/постановление Министерства финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан "Об установлении порядка определения рыночного курса обмена валют" от 23.12.02 г. № 512.
50 Г.Марченко. «От вопроса «кто виноват?» надо переходить к вопросу «что делать»», // Казахстанская правда, 10 декабря 2004г.
51 Сводный отчет о выполнении банками второго уровня минимальных резервных требований на 26.05.2004г.
52 Сагадиев К.А. Реформы: аналитический взгляд, Алматы, Гылым, 1998, 126 с.
53 Утебаев М. Валютный курс тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана. Алматы, 1996, 29 с.
54 Стивен Муди. Еще раз о Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно доллара.// Банки Казахстана, 2003, №7, 34 с.
55 Буренин А.И. Рынки производных финансовых инструментов. М., Инфра-М, 1996, 16 с.
56 О стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы./ САПП, 2003, №23-24.
57 Буржуазные теоретики денег и кредита о мировом кризисе. М., 1933, 31с.
58 Матюхин Г.Г. Доллар США и валютные отношения Запада. М.,
Наука, 1989, 66 с.
59 Указ Президента РК от 27 декабря 1993 года «О неотложных мерах по формированию валютных резервов государства и упорядочению валютных расходов»
60 Положение «О порядке формирования и использования золотовалютных резервов Национального Банка РК», утвержденного Постановлением Президента РК от 8 июля 1994 года
61 Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы, Алматы, 2001, 379 с.
62 Утебаев М. Валютный курс тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана, Алматы, 1996, 37 с.
63 Деловая неделя, 2004, №29(607), 30 июля, 4 с.
64 Закон Республики Казахстан «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом»/ Ведомости, 1997, №7
65 Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. М., Дело и сервис, 2003, 257 с.
66 Нурсеит Н. Исследование уровня долларизации экономики Казахстана. // Аль-Пари, 2002, №4-5, с.24-25
67 Конурбаева Б. Правила монетарной политики: инструментальные правила и правила таргетирования. Вестник Национального банка РК, 2003, январь, 10 с.
68 Деловая неделя, 2006, №28(606), 23 июля, 4 с.
69 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2003 №103 «Об утверждении Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы», СААП РК, 2003,№4, 6 с.
70 Концепция развития финансового рынка Республики Казахстан
71 Налоговый кодекс Республики Казахстан. Астана, 2003.
72 Назарбаев Н.А.Рынок и социально-экономическое развитие, М., Экономика, 1994, 63 с.
73 Кожин К. Обзор срочного валютного рынка России.// Рынок ценных
бумаг, 2004, №3(258), 50 с.
74 Положение об Агентстве РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
75 Шиликбаев С. О механизме эффективного использования валютных ресурсов. // Транзитная экономика, 2003, №1, 8 с.
76 Цель ЕврАзЭС - интеграция, бизнес, прогресс: Форум Евразийского Экономического сообщества с участием Президента РК Н.А.Назарбаева / Казахстанская правда, 20.02.2003
77 Капустин М.Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. М., Дека, 2001, 50,51 с.
78 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле»// Казахстанская правда, 17.06.2005