Рефераты

Валютные операции в Республике Беларусь

Валютные операции в Республике Беларусь

31

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие валютных операций и их виды

1.1 Валютные операции и валютные ограничения

1.2 Классификация валютных операций

Глава 2. Субъекты валютных правоотношений

2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности

2.2 Валютные ограничения в отношениях с участием физических лиц

Глава 3. Порядок осуществления отдельных валютных операций

3.1 Обязательная продажа иностранной валюты

3.2 Валютно-обменные операции

3.3 Биржевая торговля иностранной валютой

Глава 4. Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из ключевых направлений внешнеэкономической политики является обеспечение сбалансированности международной торговли, платежеспособности и стабильности национальной денежной единицы. Формирование валютной политики происходит в процессе урегулирования противоречий между степенью вовлеченности страны в международные экономические отношения и необходимостью реализации национальных экономических интересов [58,с.27].

Целью настоящей работы является, анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.

Задачи: 1) определение структуры и элементов порядка проведения валютных операций; 2) выявление объективных закономерностей формирования правового механизма валютного регулирования; 3) изучение действующей практики регулирования валютных операций, применения валютных ограничений; 4) определение направлений развития регулирования валютных операций в Республике Беларусь.

Правовое регулирование валютных отношений включает в себя формы и методы организации денежных потоков в иностранной и национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях минимизации оттока капитала.

Объектом дипломной работы выступают правоотношения, возникающие по поводу валютных ценностей. Предмет определяется такой категорией как валютные операции. Вопросы, которые явились предметом исследования, можно очертить следующими рамками: изменения в валютном законодательстве, проблемы толкования актов валютного законодательства, научные подходы к регулированию валютных операций, экономическая детерминация правового регулирования валютных отношений.

Была изучена правоприменительная практика по поводу реализации норм валютного законодательства судебными органами. Также по дискуссионным аспектам регулирования был проведен сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Дипломная работа основана на научных трудах и взглядах таких авторов как Б.Ю. Дорофеев, Г.А. Тосунян, С.В. Овсейко, В. Эбке. Общее количество источников, использованных в процессе подготовки дипломной работы - 68.

В качестве ключевых инструментов валютного регулирования, в совокупности формирующих порядок проведения валютных операций, выступают: пошлины, лицензирование, квотирование, осуществление валютных операций через уполномоченные банки, режим валютных курсов, девальвация и ревальвация, валютные интервенции, режим счетов, валютные ограничения на форвардные покупки иностранной валюты импортёрами, продажи за рубежом за национальную валюту, репатриация валютной выручки и др.

В процессе исследования такого разнопланового института как валютные операции будем использовать целый ряд научных методов.

Метод анализа и синтеза. Он состоит в возможности расщепления явления на элементы, их детального изучения, и формирования цельного представления об изучаемом явлении, т.е. валютных операциях, на основе полученных знаний.

Метод аналогии. Метод позволяет выделить схожие признаки в смежных правовых институтах.

Структурно-фунциональный метод. С его помощью изучается правовая конструкция порядка проведения валютных операций в контексте выполняемых им в экономической сфере функций.

Метод абстрагирования. Он предоставляет возможность выделения наиболее существенных сторон изучаемого явления с отвлечением от случайных элементов, что способствует формулированию научных понятий.

Компаративный метод. Применение метода обусловлено необходимостью сравнения валютных операций в Республике Беларусь с подобными правовыми образованиями в иных государствах.

Прогнозирования. Использованием данного метода реализуется возможность предвидения эволюции правового регулирования валютных операций в будущем.

В процессе изучения порядка проведения валютных операций предполагается подтвердить гипотезу о том, указанный порядок является целостным, где все элементы взаимообусловлены и взаимозависимы, не противоречат друг другу.

Дипломная работа состоит из четырех глав. В первой главе, преимущественно, рассмотрены теория и базовые принципы валютного регулирования, закрепленные в законодательстве. Последующие главы дипломной работы имеют более практический уклон. Раскрыты понятие правового статуса субъекта валютных правоотношений, порядок проведения отдельных видов валютных операций, валютное регулирование экспортно-импортных операций. Особое внимание уделяется новеллам законодательства в сфере проведения внешнеторговых операций, вызванных развивающимся сложным финансовым положением. Объем данной работы составляет 67 страниц.

Глава 1. Понятие валютных операций и их виды

1.1 Валютные операции и валютные ограничения

С точки зрения теории валютное регулирование - это комплекс целенаправленных действий государства по формированию и изменению сложившихся общественных отношений по поводу валютных ценностей посредством применения юридических и экономических мер воздействия [61,с.15]. В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003г. (далее ? Закон № 226-З) под валютным регулированием понимается установление порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими [7,п.1 ст.1].

В ст.4. Закона № 226-З закрепляет перечень валютных операций, но не содержит их определения. Под валютными операциями понимаются:

v сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

v сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;

v сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

v ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

v международные банковские переводы. В подготовленном проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Закон № 226-З данный пункт конкретизирован и включает: банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абз.2 ст.4; банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абз.3 ст.4; международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами, а также между нерезидентами [45];

v операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь (далее - банках), не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

v операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Представляет интерес разграничение терминов «валютная операция» и «валютная сделка».

Валютной сделкой в специальной литературе предлагается считать любую сделку, в рамках которой предусмотрено совершение валютной операции [61,с.102]. По мнению Г.А. Тосуняна, А.В. Емелина «в категорию валютных операций входят лишь правоотношения, опосредующие собственно переход вещных прав на валютные ценности или их трансграничное перемещение. Все предваряющие, сопровождающие и последующие правоотношения, оставаясь связанными с валютными операциями, касаются обязательственных прав на валютные ценности» [61,с.103]. Таким образом, валютная операция - это исполнение валютной сделки. Но также названные авторы указывают, что валютные операции как юридически значимые действия могут быть либо связанными с заключением сделки, либо нет [61,с.108].

Соглашаясь в целом с предложенным мнением, хотим обратить внимание на определенные затруднения в дифференциации валютной операции и валютной сделки, в частности, при проведении валютно-обменных операций. Также выводы указанных авторов вступают в противоречие с более широким подходом, закрепленным в законодательстве Республики Беларусь. Подразумеваются нормы ст. 4 Закона № 226:

· операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

· операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту [7,абз.7,8 ст.4].

Разрешения на проведение валютных операций обязаны получать резиденты. В отличие от налогового права, где для приобретения статуса резидента требуется нахождение лица в течение 183 дней в Республике Беларусь, в валютном законодательстве место фактического нахождения физического лица не имеет значения.

В соответствии с п.7,8 ст.1 Закона № 226-З резидентами и нерезидентами являются:

ь физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь. Соответственно, иные физические лица - нерезиденты;

ь юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь. Иные юридические лица - нерезиденты;

ь филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами Республики Беларусь. Филиалы и представительства нерезидентов, расположенные в Республике Беларусь - нерезиденты;

ь дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь. Аналогичные организации иностранных государств, расположенные в Республике Беларусь - нерезиденты;

ь Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Иностранные государства - нерезиденты.

Также в качестве нерезидентов названы в п.8 ст.1 Закона № 226-З организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, их филиалы и представительства и международные организации [7,п.8 ст.1].

Валютные операции проводятся по поводу обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Согласно п.3 ст.1 Закона № 226-Закона № 226-З к таковым относятся:

1. иностранная валюта;

2. платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

3. ценные бумаги в иностранной валюте;

4. белорусские рубли:

4.1. при совершении сделок между резидентами и нерезидентами,

4.2. сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь,

4.3. их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь,

4.4. осуществлении международных банковских переводов,

4.5. осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках Республики Беларусь;

5. ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь [7,п.3 ст.1].

Валютные операции могут быть как внутригосударственными, так и трансграничными.

В мировой практике возможны 3 варианта валютного регулирования со стороны государства:

A. валютная монополия;

B. система валютных ограничений;

C. режим свободно конвертируемой валюты [47,с.12].

И.В Ханушко определил валютные ограничения как «юридические правила, направленные на блокирование оттока «сильных» валют» [68,с.75]. А.Ю. Лисицын формулирует понятие так: «меры публично-правового регулирования, препятствующие прямо (например, путем запрета) или косвенно (например, путем принуждения к заключению договора или нарушения принципа свободы договора в иных формах) возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, объектом которых является национальная валюта ценные бумаги, а также валютные ценности, в т.ч. иностранная валюта» [68,с.76].

В литературе предлагается систематизация валютных ограничений, базирующаяся на классической классификации валютных операций на текущие и связанные с движением капитала.

Валютные ограничения по В.И. Анохову [47,с.10-11].

Сферы применения валютных ограничений

Формы валютных ограничений

Текущие операции платёжного баланса (торговля и услуги)

1. Блокирование выручки иностранных экспортёров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами.

2. Обязательная продажа валютной выручки экспортёров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка.

3. Ограниченная продажа иностранной валюты импортёрам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля), внесение импортёром денежных средств в национальной валюте на депозит в банк для получения импортной лицензии.

4. Ограничения на форвардные покупки импортёрами иностранной валюты.

5. Запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту.

6. Запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

7. Регулирование сроков и контроль за проведением платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд легз» в условиях нестабильности валютных курсов.

8. Установление ограниченных сроков продажи экспортёрами иностранной валюты с целью приобретения национальной валюты для предотвращения спекулятивного использования этих средств.

9.Множественность валютных курсов, т.е. применение дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

10. Ограничения обмена иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов.

11. Распространение валютных ограничений на страхование, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, перевод прибылей и другие «невидимые операции».

Финансовые операции (движение капиталов и кредитов,

перевод

прибылей,

налоговых и

иных

платежей)

При отрицательном

сальдо платёжного

баланса (при чрезвычайных ситуациях объектом

валютных

ограничений

является также

золото)

1. Лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов.

2. Контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля.

3.Ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте.

4. Принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа за валюту.

5. Полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты её национальной валюты и права перевода за границу.

При активном платёжном балансе в целях сдерживания, как притока капитала, так и повышения курса национальной валюты

6. Депонирование на беспроцентном счёте в центральном банке новых заграничных обязательств банка.

7. Запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам.

8. Обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке.

9. Запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте.

10. Введение отрицательной процентной ставки но вкладам нерезидентов в иностранной валюте.

11. Ограничение ввоза валюты в страну.

12. Ограничение на форвардные продажи национальной валюты иностранцам.

13. Схема принудительных депозитов.

В таблице размещены возможные правовые меры, устанавливающие ограничения проведения валютных операций, которые не могут быть реализованы все одновременно.

Валютные ограничения - это форма прямого действия, влияния государства на рыночный процесс международного обмена результатами экономической деятельности и денежными средствами.

С изложенных позиций характерными являются правовые нормы п.8 Правил проведения валютных операций, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.04.2004г. (далее ? Правила № 72) [27,п.8]:

1. допускается изменение валюты обязательств:

1.1. при изменении денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;

1.2. при изменении денежных обязательств нерезидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;

2. не допускается изменение валюты обязательств:

2.1. денежных обязательств резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;

2.2. денежных обязательств нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях.

Посредством урегулирования изменения валюты обязательства поощряется приток иностранной валюты и, соответственно, ограничивается её отток из Республики Беларусь.

При совершении валютных операций между резидентами (кроме банков по банковским операциям) допускается изменение денежных обязательств резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях [27,п.11].

1.2 Классификация валютных операций

Наиболее важной с практической точки зрения классификацией является закрепленное в Законе № 226-З деление валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Справедливо мнение, что «…выделение видов валютных операций, связанных с движением капитала, обусловлено не строго научными критериями, а тем, что эти операции чаще других встречаются в практике движения капиталов» [50,с.15]. Фактически, в Законе № 226-З являются открытыми как перечень текущих валютных операций, согласно абз.15 ст.6 Закона № 226-Закона № 226-З, так и перечень операций, связанных с движением капитала - на основании абз.7 ст.7 Закона № 226-З.

Текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:

осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт, если срок между датой платежа и датой отгрузки товара (и др.) не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней;

перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям;

операции неторгового характера [7,ст.5].

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются следующие валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами:

приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него;

расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт, если срок между датой платежа и датой отгрузки товара (и др.) превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов;

предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней;

иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям [7,cт.7].

В Законе № 226-З в качестве специфических выделены операции неторгового характера, относимые к текущим [7,cт.6]. Такие операции осуществляются с участием физических лиц, государственных учреждений, во исполнение определенных договоров, публично-правовых обязанностей, и не могут быть объединены в единую группу по заданному критерию. Однако операции неторгового характера не создают угрозы оттока капитала, и по этой причине нет необходимости в порядке проведения данных операций создавать дополнительные валютные ограничения.

Обратим внимание на ряд неоднозначных аспектов трактовки валютных операций, связанных с движением капитала, между резидентами и нерезидентами.

Приобретение акций при их распределении среди учредителей (акционерные общества) возможно в двух случаях: при учреждении юридического лица; при дополнительной эмиссии акций.

В абз.3 ст.7 Закона № 226-З подразумеваются как эмиссионные, так и неэмиссионные ценные бумаги, при условии, что они «…не должны выполнять функцию расчётного документа» [55,с.13]: «приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей» [7,абз.3 ст.7].

Приобретение ценных бумаг имеет сходство с операцией использования ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, которые обеспечивают поступление денежных средств в срок, превышающий 180 дней: «…включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности» [7,абз.3,5 ст.7].

Согласно абз.5 ст.7 Закона № 226-З, фактически также происходит приобретение ценных бумаг. В соответствии с абз.3 ст.7 Закона № 226-З валютная операция признается связанной с движением капитала, независимо от срока платежа, а на основании абз.5 - только сроком платежа свыше 180 дней.

В качестве критериев разграничения названных операций с движением капитала предлагаются следующие:

1) абз.3 ст.7 Закона № 226-З охватывает и ценные бумаги, не являющиеся платежными документами;

2) исходить также следует из того, в обмен на что передаются ценные бумаги, способные выполнять функцию расчетного документа? Если в обмен на товар, работу, услугу, охраняемую информацию, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, то применяется абз.5 ст.7 Закона № 226-З. Если же имеет место приобретение ценных бумаг за деньги, иные ценные бумаги, валютные ценности, то данная валютная операция регулируется абз.3 ст.7 Закона № 226-З [50,с.16].

Таким образом, абз.3 ст.7 Закона № 226-З применяется безотносительно к внешнеторговой операции.

Далее рассмотрим соотношение абз.3 ст.7 Закона № 226-З и абз.6 той же статьи: т.е. приобретение ценных бумаг, с экономической точки зрения, опосредующих отношения займа, и предоставление и получение займа. Заём сроком более 180 дней считается валютной операцией, связанной с движением капитала. Согласно Правилам № 72, разрешение Национального банка Республики Беларусь (далее - Национального банка) выдается при заключении договора займа [27,п.18.8]. В Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении операций, связанных с движением капитала, утвержденной Постановлением Правления Национального банка (далее ? Инструкция № 15) закреплено такое же положение [24,п.32.6].

Если ценная бумага выпущена на срок, свыше либо менее 180 дней, то приобретение её является валютной операцией в соответствии с абз.3 ст.7 Закона № 226-З.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, приобретение ценных бумаг осуществляется также путем их получения в заем [5,ст.760]. В научной литературе представлена позиция, согласно которой «получение ценных бумаг в заём подпадает не под приобретение ценных бумаг…, а под предоставление получение займа» [50,с.18]. Следовательно, данная операция связана с движением, если срок договора превышает 180 дней.

В Письме Национального банка «О займах в иностранной валюте» (далее ? Письмо №31-14/1445) [36] констатируется, что, несмотря на норму ст. 11 Закона № 226-З, запрещающую использование иностранной валюты при проведении валютных операций между резидентами, п.3 ст.760 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь. При этом Национальный банк ссылается на Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 30.01.2004г. N 3-168/2004: иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа, заключенного между юридическими лицами - резидентами, между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - резидентом на территории Республики Беларусь [36].

Необходимо учитывать, что правовыми нормами об операциях предоставления и получения займа не регулируется отношения коммерческого займа.

При ссылке на абз.4 ст.7 Закона № 226-Закона № 226-З: переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него - важно акцентировать внимание на том, что не все права могут быть отчуждены: напр., пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование. Если в абз.5 ст.7 Закона № 226-З речь идёт о любых формах расчётов, то в абз.4, исходя из буквального толкования, - перевод [7,абз.4 ст.7].

В абз.5 ст.7 Закона № 226-З сформулированы понятия: кредит - относительно получения денежных средств у банка, и заём - получение иных вещей, определенных родовыми признаками. Притом заёмные операции находятся вне сферы регулирования Закона № 226-З, если не имеют отношения к ст.4 того же Закона. В частности, «…в соответствии с абз.4 ст.7 и ст.4 передача недвижимого имущества без получения платежа (напр., в качестве взноса в уставный фонд юридического лица) не рассматривается ни в качестве капитальной, ни в качестве вообще валютной операции» [55,с.18].

Заявление на проведение капитальной валютной операции включает её экономическое обоснование. Если проводится операция, связанная с движением капитала, закреплённая в абз.2 ст.7 Закона № 226-З: приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов, - то прилагается копия выписки из торгового регистра страны учреждения юридического лица-нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств [7,абз.2 ст.7].

Также прилагается копия устава и (или) учредительного договора. Копии должны быть удостоверены согласно законодательству иностранного государства (легализация, проставление апостиля). Отмеченные документы предоставляются и при предоставлении кредита резидентом нерезиденту.

Перечень операций, связанных с движением капитала, для проведения которых требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь, закреплен в п. 3 Инструкции № 15 [24,п.3].

К таковым, в частности, относятся для физических лиц - I) приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента; II) ценных бумаг; III) в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу; IV) размещение денежных средств в банках-нерезидентах; V) операции по предоставлению займов на срок более 180 дней.

В отношении субъектов валютных операций применяются правила аналогичные вышеизложенным пунктам. Также для них обязательно получение разрешения для осуществления операций, связанных с движением капитала в следующих ситуациях:

1. на проведение резидентами (кроме банков) валютных операций, предусматривающих расчеты по договору лизинга, предусматривающему получение резидентом (кроме банка) объекта лизинга в срок, превышающий 180 дней с даты осуществления первоначальной оплаты;

2. размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;

3. расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

4. проведение валютных операций между субъектами валютных операций - резидентами (кроме банков) с использованием иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;

5. расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования;

6. расчеты по договору коммерческого займа, предусматривающего уплату процентов по ставке, превышающей уровень, установленный Советом директоров Национального банка, за отсрочку (рассрочку) оплаты поставки товара;

7. на расчеты с банком-нерезидентом по аккредитиву, по условиям которого субъект валютных операций - резидент получает финансирование на срок, превышающий 180 дней, и процентная ставка за пользование денежными средствами превышает уровень, установленный Советом директоров Национального банка;

8. др. операции [23,п.3].

Разрешение выдается в течение 15 дней. Если запрашивалась дополнительная информация, то разрешение выдаётся не позднее 10 дней с даты поступления информации.

Копии разрешений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, предусмотренных направляются в налоговый орган по месту постановки на учет субъекта валютных операций - резидента либо по месту жительства физического лица.

В разрешениях может быть установлена обязанность субъекта валютных операций представить отчётность об операциях, по которым выдано разрешение.

На основании п.19 Инструкции № 15, в выдаче разрешения может быть отказано:

1. представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов;

2. представление заявителем недостоверной информации;

3. наличие информации о невыполненных обязательствах, возникших в результате нарушения резидентом законодательства в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в т.ч. числе нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Национального банка;

4. проведение на дату обращения в Национальный банк валютной операции, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

5. наличие на дату обращения резидента задолженности по налогам, иным обязательным платежам в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы;

6. неустойчивое финансовое положение субъекта валютных операций;

7. обращение за получением разрешения до истечения 1 года со дня вынесения решения о прекращении действия;

8. в иных случаях, установленных Инструкцией [24,п.19].

В российской литературе выделяют подлицензионные (кумулирующие) капитальные валютные операции - операции, право на осуществление которых автоматически приобретается с получением лицензии на проведение определенного вида валютных операций [61,с.113].

Утверждается, что действие абз.5 ч.5 ст.10 Закона № 226-З, расчеты по договорам аренды имущества, распространяется и на лизинговые операции [55,с.19].

Сфера действия абз.6 ч.5 ст.10 Закона № 226-З (взносы в международные организации) не касается организаций как коммерческих, так и некоммерческих, участниками которых являются субъекты гражданского права.

Требует разъяснений вопрос о квалификации валютных операциях залога денежных средств. В соответствии со ст.4 Закона N 226-З к валютным операциям (кроме прочих) относятся сделки, предусматривающие использование иностранной валюты. Когда во внешнеторговом договоре предусмотрено получение резидентом не только оплаты, но и денежных средств, служащих обеспечением проведения платежа нерезидентом (напр., НДС), то отнесение проводимой валютной операции к определенному виду производится исходя из условий основной сделки по экспорту товара. Однако если залог предусмотрен отдельным договором, то такая уплата (возврат) будет являться самостоятельной валютной операцией - в соответствии с абз.7 ст.7 Закона N 226-З валютной операцией, связанной с движением капитала.

Под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу товара, - валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача и получение товаров осуществляются на территории Республики Беларусь независимо от места передачи, перечисления и/или зачисления денежных средств по данным валютным операциям;

в части валютных операций, предусматривающих осуществление расчетов по сделкам, не предусматривающим передачу товара, - валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках Республики Беларусь либо перечисление денежных средств осуществляется со счета на счет, открытые в банках;

валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь [27, ч.2 п.1].

Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь[27, ч.3 п.1].

Необходимо упомянуть о т.н. праве субституции: право заменить иностранную валюту уплатой соответствующего эквивалента в национальной. При этом данное право может быть исключено путем оговорки «эффективного платежа». Правовая норма, закрепляющая данное положение, установлена в законодательстве Республики Беларусь [27,п.11].

Глава 2. Субъекты валютных правоотношений

2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности

В целом для валютного законодательства характерна дивергенция регулирования по субъектному составу правоотношений, которая проявляется в объёме и характере валютных ограничений, применимых соответственно к резидентам и нерезидентам, субъектам валютных операций и физическим лицам.

Поскольку основной объем нормативно-правового регулирования направлен на упорядочение отношений с участием резидентов Республики Беларусь, то обратимся к раздельному анализу этой категории субъектов права: субъекты валютных операций и физические лица.

Утвержденные Национальным банком, Правила проведения валютных операций [27,абз.4 п.2] под субъектами валютных операций подразумевают следующие категории:

· юридические лица Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, юридические лица иностранных государств, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

· находящиеся за пределами Республики Беларусь филиалы и представительства юридических лиц Республики Беларусь;

· находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических лиц иностранных государств;

· дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, иностранных государств;

· Республика Беларусь, иностранные государства, их административно-территориальные единицы, международные организации, их филиалы и представительства;

организации, не являющиеся юридическими лицами, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами.

В отношении индивидуальных предпринимателей действует порядок, установленный для субъектов валютных операций, с изъятиями, прямо поименованными в законодательстве.

Наличная иностранная валюта, принятая в кассу субъекта валютных операций, подлежит обязательной сдаче в кассу банка. Наличная иностранная валюта подлежит зачислению на текущий (расчётный) счет.

Субъекты валютных операций - резиденты вправе принимать наличную иностранную валюту, поступающую по валютным операциям с субъектами валютных операций - нерезидентами: 1) по договорам, предусматривающим экспорт; 2) в качестве оплаты за участие конференциях, выставках, других мероприятиях; 3) при возврате займа (процентов по нему); 4) в качестве вкладов в уставный фонд как зарегистрированного юридического лица, так и вновь создаваемого; 5) в качестве безвозмездной помощи.

От резидентов разрешается принимать наличную иностранную валюту: 1) в оплату страховых услуг; 2) в оплату обязательств экспедитора перед международным перевозчиком.

Цели, в соответствии с которыми субъекты валютных операций - резиденты вправе использовать наличную иностранную валюту и, соответственно, получать её в кассе обслуживающего банка, следующие:

o для оплаты расходов, связанных с поездками за пределы Республики Беларусь;

o индивидуальные предприниматели - для расчетов за пределами Республики Беларусь по сделкам, предусматривающим импорт;

o для оплаты консульских и иных сборов.

Снятие наличной иностранной валюты на иные цели предполагает получение разрешения Национального банка, за исключением случаев, установленных актами валютного законодательства.

Валютные операции совершаются при участии банков. Ранее действовавшими нормативными актами разрешалось получение кредитов нерезидентами в белорусских банках только для реализации инвестиционных проектов на территории республики. В соответствии с требованиями ст.8 Закона Республики Беларусь N 226-З и п.21 Правил №72 на данный момент банки осуществляют кредитование нерезидентов на основании лицензий Национального банка [27,п.21].

При формирования пакета документов для предоставления в Национальный банк, по общему правилу, прилагаются письменное заявление произвольной формы, содержащее экономическое обоснование, копия документа о государственной регистрации, копия документа, служащего основанием проведения соответствующей сделки.

Для привлечения уполномоченными банками кредитов в иностранной валюте от банков-нерезидентов на срок, превышающий 180 дней, не требуется разрешения Национального банка.

На основании разрешения Национального банка банки Республики Беларусь осуществляют операции связанные с движением капитала:

Ш приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов;

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты