Рефераты

Валютное право

p align="center">§ 4. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля

Права и обязанности резидентов и нерезидентов при прове-дении валютного контроля закреплены в ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с названной статьей резиден-ты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Решение (постановление) органа валютного контроля о привлечении ре-зидента или нерезидента к ответственности может быть обжа-ловано как в вышестоящий орган, так и в суд. В соответствии со ст. 30.1--30.3 КоАП РФ постановление по делу об админист-ративном правонарушении может быть обжаловано: вынесен-ное судьей -- в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом -- в районный суд по месту нахождения коллегиально-го органа; вынесенное должностным лицом -- в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об админи-стративном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматри-вает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится ре-шение.

Постановление по делу об административном правонаруше-нии, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществ-ляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответ-ствии с АПК РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае про-пуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жа-лобу, может быть восстановлен судьей или должностным ли-цом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоя-щий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана и непосредственно в суд, выше-стоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномо-ченным ее рассматривать. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, кото-рым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается;

3) на возмещение реального ущерба, причиненного непра-вомерными действиями (бездействием) органов и агентов ва-лютного контроля и их должностных лиц. Право на возмеще-ние ущерба реализуется путем подачи искового заявления в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами, установлен-ными ГПК РФ и АПК РФ.

Возмещению подлежит только реальный ущерб -- расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода лица -- Неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского и хозяйственного оборота, если бы его право не было нарушено, -- в данной ситуации не возмещается.

Лицо, которое обратилось за возмещением ущерба, помимо размера ущерба должно доказать:

неправомерность действий (бездействия) органа или агента валютного контроля или его должностного лица, т. е. указать конкретные нормы актов, которые нарушили указанные субъ-екты;

прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействием) этих субъектов и возникшим ущербом.

Ущерб, причиненный Банком России как органом валютно-го контроля или агентами валютного контроля, за исключени-ем таможенных и налоговых органов, подлежит возмещению за счет указанных субъектов.

Ущерб, причиненный Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также федеральными органами испол-нительной власти, являющимися агентами валютного контро-ля, возмещается за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.

В последнем случае ответчиком признается Российская Фе-дерация в лице упомянутого Министерства финансов РФ. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска не-посредственно к государственному органу, допустившему соот-ветствующее нарушение, не может служить основанием к отка-зу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответ-чика по делу соответствующий финансовый орган. При удовле-творении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств федерального бюджета, а при отсутствии денежных средств -- за счет иного имущества, составляющего казну РФ.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля до-кументы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Феде-рального закона № 173-ФЗ;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчет-ность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей ва-лютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законода-тельства РФ и актов органов валютного регулирования.

Общий порядок представления резидентами и нерезидента-ми документов и информации и учета валютных операций ус-тановлен гл. 1 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезиден-тами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномо-ченными банками валютных операций и оформления паспор-тов сделок» с последующими изменениями (далее -- Инст-рукция Банка России № 117-И). Он распространяется на все валютные операции, за исключением валютных операций, осуществляемых:

· кредитными организациями -- резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществ-ляемых с использованием специальных банковских счетов не-резидентов в валюте РФ;

· через счета резидентов и нерезидентов, открытые в Банке России;

· между нерезидентом и федеральными органами исполни-тельной власти, специально уполномоченными Правительст-вом РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ;

· физическими лицами -- резидентами, не являющимися ин-дивидуальными предпринимателями.

Указанный порядок состоит в следующем.

Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица -- индивидуальные предприниматели) При осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) следующие документы:

справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открыто-го в уполномоченном банке, являющуюся документом, под-тверждающим совершение валютной операции, форма и поря-док составления которой приведены в приложении 1 к Инст-рукции Банка России № 117-И;

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального зако-на № 173-ФЗ.

Указанные документы представляются резидентом при спи-сании иностранной валюты с его счета в уполномоченном бан-ке либо не позднее семи рабочих дней со дня поступления ино-странной валюты на его счет в уполномоченном банке.

При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмот-рено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка подписывается сотрудником банка, уполномоченным осуществлять действия по валютному контролю.

Уполномоченный банк принимает справку о валютных опе-рациях либо отказывает в ее принятии не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информа-ции, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основа-нием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанной справки, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления резидентом в уполномоченный банк. Принятая справка о ва-лютных операциях подписывается ответственным лицом упол-номоченного банка и заверяется печатью уполномоченного, банка, используемой для целей валютного контроля.

Уполномоченный банк отказывает в принятии справки о ва-лютных операциях в следующих случаях:

представленная резидентом справка о валютных операциях составлена резидентом с нарушением установленных требований;

из представленных резидентом документов следует несоот-ветствие вида проводимой валютной операции коду, указанно-му резидентом в соответствии с Перечнем валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка России № 117-И.

Справка о валютных операциях с отметкой ответственного лица уполномоченного банка о причине возврата, а также дру-гие документы, представленные резидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту заказным почтовым от-правлением с уведомлением о вручении в срок не позднее ра-бочего дня, следующего за днем их представления в уполномо-ченный банк, либо передаются под расписку резиденту или ли-цу, действующему на основании его доверенности. В этом случае уполномоченный банк отказывает резиденту в осуществ-лении валютной операции в соответствии с абз. 4 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ.

В случае представления резидентом в уполномоченный банк документов в электронном виде служащий уполномочен-ного банка, принявший указанные документы, распечатывает их на бумажном носителе, заверяет их своей подписью с указа-нием даты распечатки. Указанные документы подписываются ответственным лицом уполномоченного банка и заверяются печатью.

При осуществлении валютных операций в валюте Россий-ской Федерации резидент, за исключением кредитной органи-зации, представляет в уполномоченный банк следующие доку-менты: расчетный документ, оформленный в соответствии с требованиями, установленными п. 1.14 Инструкции Банка Рос-сии № 117-И; документы, являющиеся основанием для прове-дения валютной операции, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерально-го закона № 173-ФЗ.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ нере-зидент представляет в уполномоченный банк расчетный доку-мент, оформленный в соответствии с требованиями, установ-ленными п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И.

Уполномоченный банк проверяет соответствие информа-ции, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов.

В случае его надлежащего заполнения и оформления расчетный документ принимается к исполнению.

Уполномоченный банк отказывает резиденту и нерезиденту в выполнении распоряжения о проведении валютных операций в следующих случаях:

· расчетный документ оформлен с нарушением требований п. 1.14 Инструкции Банка России № 117-И;

· из представленных резидентом документов следует несоот-ветствие проводимой валютной операции коду вида валютной операции, указанному в расчетном документе.

Расчетный документ и другие документы, представленные резидентом или нерезидентом, возвращаются уполномоченным банком резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправ-лением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту, или нерезиден-ту, или лицу, действующему на основании доверенности соот-ветственно резидента или нерезидента.

Особенности представления резидентом документов и ин-формации, связанных с осуществлением валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и полу-чении кредитов и займов, и учета уполномоченными банками указанных операций установлены гл. 2 Инструкции Банка Рос-сии № 117-И.

В целях учета указанных валютных операций резидент пред-ставляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее -- банк ПС), наряду с документами, представляемыми резидентом в общем порядке, следующие документы и информацию:

а) справку о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам -- при осуществлении валютных операций по кре-дитному договору через счета, открытые в банке, расположен-ном на территории иностранного государства, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или акта-ми органов валютного регулирования, либо в иных, случаях -- на основании разрешений, выданных Банком России.

Форма справки о расчетах через счета за рубежом по кре-дитному договору устанавливается банком ПС и должна преду-сматривать наличие в ней информации, необходимой для за-полнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в соответствии с приложением 3 к Инструкции Банка России № 117-И;

б) справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств, -- в случае проведения валютных операций по кредит-ному договору, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС.

Справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по кредитному договору, а справка о поступлении валюты Россий-ской Федерации -- в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуще-ствлены валютные операции по кредитному договору.

Положением от 1 июня 2004 г. № 258-П1 Банк России уста-новил специальный порядок представления резидентами уполно-моченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории РФ или ввоз товаров на таможенную территорию РФ, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведе-нием валютных операций.

Указанный порядок распространяется на валютные опера-ции между резидентом (юридическим лицом и физическим ли-цом -- индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом (за исключением валютных операций между нерезидентом и кредитной организацией -- резидентом; между нерезидентом и федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством РФ на осуществление ва-лютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального за-кона № 173-ФЗ; между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает 5000 долларов США на дату заключения контракта), заключающиеся в осу-ществлении расчетов и переводов через банковские счета рези-дента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ (далее -- банк-нерези-дент) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввози-мые на таможенную территорию РФ товары, а также выпол-няемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информа-цию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее -- контракт).

Учет указанных валютных операций и контроль за их прове-дением осуществляет банк ПС.

Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые, в банке ПС (да-лее -- счета резидента).

Резидент осуществляет валютные операции по контракту че-рез счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, предусмот-ренных ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, и в порядке, установленном валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях -- на основании выданных разрешений Банка России.

В случае если резидент осуществляет все валютные опера-ции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка ПС исполняет по месту государственной реги-страции резидента территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществ-ления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных опе-раций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной террито-рии РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о под-тверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка России № 258-П.

Резидент представляет в банк ПС подтверждающие доку-менты и справку о подтверждающих документах в установлен-ном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней после окончания месяца, в течение ко-торого по контракту был осуществлен вывоз товаров с тамо-женной территории РФ или оформлены документы, подтвер-ждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу инфор-мации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

45 календарных дней после окончания месяца, в течение ко-торого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможен-ную территорию РФ.

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представ-ляет в банк ПС наряду с указанными документами два экземп-ляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц, с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней ва-лютных операций по контракту, и копию заявления о резерви-ровании.

Форма справки о расчетах через счета за рубежом устанавливается банком ПС и должна предусматривать наличие в информации, необходимой для заполнения разд. II Ведомости банковского контроля, которая формируется в порядке, изложенном в приложении 3 к Положению Банка России № 258-П.

В случае проведения валютных операций по контракту, свя-занных с зачислением валюты Российской Федерации, посту-пившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент также представляет в банк ПС два экземпляра справки, содер-жащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств. Справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и за-полняется в соответствии с требованиями, изложенными в при-ложении 2 к Положению Банка России № 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.

Справка о расчетах через счета за рубежом представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календар-ных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осу-ществлены валютные операции по контракту, а справка о по-ступлении валюты Российской Федерации -- в срок, не превы-шающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в справке о подтверждающих документах и в справ-ке о расчетах через счета за рубежом, сведениям, содержащим-ся в подтверждающих документах или в копиях банковских вы-писок, а также соблюдение резидентом порядка оформления указанных справок. Банк ПС проверяет соответствие информа-ции, указанной резидентом в справке о поступлении валю-ты Российской Федерации, сведениям, содержащимся в доку-ментах, на основании которых совершены записи по счету.

Представленные резидентом справки проверяются сотруд-ником банка ПС, уполномоченным осуществлять от имени банка ПС действия по валютному контролю, в срок, не пре-вышающий семи рабочих дней, следующих за датой их пред-ставления резидентом в банк ПС. В случае надлежащего за-полнения и оформления указанных справок оба экземпляра справок подписываются ответственным лицом банка ПС и за-веряются печатью банка ПС, используемой для целей валют-ного контроля.

Один экземпляр справок, а также копии представленных вместе с ними подтверждающих документов или копии банков-ских выписок помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Второй экземпляр справок и оригиналы подтверждаю-щих документов в срок, не превышающий семи рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, возвращают-ся резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента.

Банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок вместе с подтверждающими документами и копиями банков-ских выписок, а также иными представленными документами в случаях, если:

· представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением установленных требований;

· информация, указанная в справках, не соответствует сведе-ниям, содержащимся в представленных резидентом докумен-тах, на основании которых заполнены справки;

· документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.

Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим об-разом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых за-полнены эти справки, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты их получения от банка ПС.

В случае изменения в течение отчетного месяца данных о фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной тер-ритории РФ или ввезенных на таможенную территорию РФ по таможенной декларации, включенной резидентом в ранее пред-ставленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент повторно вносит в представляемую за текущий отчет-ный период справку о подтверждающих документах сведения о такой таможенной декларации и указывает новые данные в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению Банка Рос-сии № 258-П. При этом резидент представляет в банк ПС документы таможенных органов, подтверждающие изменения фактурной стоимости.

В случае если обязательства между нерезидентом и резиден-том по контракту были исполнены способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, рези-дент включает эту информацию в справку о подтверждающих документах и вместе с указанной справкой представляет в банк ПС документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом.

Порядок осуществления уполномоченными банками кон-троля за проведением валютных операций по контракту уста-новлен гл. 3 Положения Банка России № 258-П.

Сложившаяся арбитражная практика идет по пути привлече-ния к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ участников валютных отношений, которые нарушают уста-новленные сроки представления в уполномоченный банк спра-вок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций. В качестве примера можно привести сле-дующее дело.

Общество с ограниченной ответственностью «Леспромхоз «Аба-канский» (далее -- Общество) обратилось в Арбитражный суд Рес-публики Хакасия с заявлением о признании незаконным постанов-ления Территориального управления Федеральной службы финан-сово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о привлечении к административной ответственности на основании ч. 6 ст. 15 25 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда ос-тавлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество ставит вопрос о проверке за-конности судебных актов по основаниям неправильного примене-ния ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, а также неприменения разъяснения Банка России от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168.

Как установлено материалами дела, Общество в соответствии с контрактом от 20 мая 2004 г. № HLSZ-103-51-3 в августе 2004 г. -- феврале 2005 г. произвело отгрузку древесины по 43 грузовым та-моженным декларациям на 173 535,66 доллара США.

При проверке соблюдения Обществом валютного законодатель-ства Территориальное управление Федеральной службы финансо-во-бюджетного надзора в Республике Хакасия выявило нарушение установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах по 25 грузовым таможен-ным декларациям за период с 1 января 2004 г. по 9 февраля 2005 г. (акт от 13 апреля 2005 г. № 65). 13 апреля 2005 г. составлен прото-кол об административном правонарушении № 3-ВК-ю.

По результатам рассмотрения дела об административном право-нарушении Территориальное управление вынесло 26 апреля 2005 г. постановление № 3-ВК-ю о привлечении Общества к администра-тивной ответственности на основании ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в ви-де штрафа в размере 40 тыс. рублей.

Отказывая Обществу в удовлетворении его требования о при-знании постановления от 26 апреля 2005 г. незаконным, арбитраж-ные суды двух инстанций исходили из того, что Общество виновно совершило вменяемое ему административное правонарушение, на-рушений порядка привлечения к административной ответственно-сти не установлено. Вывод суда по делу основан на установленных обстоятельствах и имеющихся доказательствах и постановлен при правильном применении норм права.

В силу ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по ва-лютным операциям, нарушение установленного порядка использо-вания специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение администра-тивного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц -- от 400 до 500 МРОТ.

Как усматривается из акта проверки, протокола об администра-тивном правонарушении от 13 апреля 2005 г., постановления по делу об административном правонарушении от 26 апреля 2004 г., объективная сторона правонарушения выразилась в несоблюдении установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам. Таким образом, Общество не представило в установленный срок установленную форму учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Не соглашаясь с выводом суда по делу, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что административный орган неправильно исчислил срок представления в банк требуемых документов -- с момента фактического вывоза товаров с таможенной террито-рии РФ. Заявитель ссылается при этом на разъяснение Банка Рос-сии от 13 мая 2005 г. № 12-1-3/1168. В силу разъяснения назван-ный срок может исчисляться с даты оформления (получения) письменного подтверждения таможенных органов даты фактиче-ского вывоза с таможенной территории.

Указанный довод проверен, однако учтен быть не может.

В соответствии с п. 1,2ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 ука-занного Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным опера-циям.

Пунктами 2.1, 2.2 Положения Банка России № 258-П уста-новлена обязанность резидентов по представлению в уполномо-ченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории РФ, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 указанного Положения пре-дельный срок представления документов не превышает 15 кален-дарных дней после окончания месяца, в течение которого по кон-тракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной террито-рии РФ.

При таких условиях Арбитражный суд Республики Хакасия сде-лал правильный вывод о том, что Банк России как основной орган валютного регулирования и контроля (ч. 1 ст. 4, ч. 1, 2, 4 ст. 5, п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ) четко установил поря-док исчисления срока представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории РФ, и справок о подтверждающих документах и оснований для исчисления срока в ином порядке не имеется.

Ссылка заявителя на то, что акт толкования (разъяснение Бан-ка России от 13 мая 2005 г.) также подлежит применению, учтен быть не может, поскольку рассматриваемая ситуация уже урегули-рована п. 2.4 Положения Банка России № 258-П.

Заявитель кассационной жалобы также полагает, что отсутство-вала его вина во вменяемом ему административном правонаруше-нии, поскольку имели место неустранимые сомнения в его винов-ности, которые в силу п. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, ес-ли будет установлено, что у него имелась возможность для соблю-дения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или зако-нами субъекта РФ предусмотрена административная ответствен-ность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд первой и апелляционной инстанций исследовал обстоя-тельства совершения административного правонарушения и пра-вильно посчитал, что Общество допустило нераспорядительность при использовании 15-дневного срока, установленного для пред-ставления документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ. С учетом даты отгрузки, составления ГТД и установленных контрольных сроков пред-ставления Общество располагало достаточным временем для по-лучения подтверждающих документов, но направило обращения в таможенный орган по истечении половины установленного срока.

Оснований для переоценки данных выводов у суда кассацион-ной инстанции не имеется.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

При этом арбитражная практика последовательно отстаивает позицию о невозможности признания несоблюдения сроков представления подтверждающих документов в банк малозначи-тельным деянием и освобождения от ответственности, посколь-ку нарушение данных сроков может в дальнейшем повлиять на своевременность представления банком отчетности о валютных операциях, а угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта, прово- дящего валютную операцию, к исполнению своих публично-правовых обязанностей1.

Необходимо также отметить, что в силу ч. 3 ст. 1 Федераль-ного закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юри-дических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове-дении государственного контроля (надзора)»2 (с последующими изменениями) ограничения на проведение контрольных меро-приятий, установленные указанным Федеральным законом, на валютный контроль не распространяются.

§ 5. Ответственность резидентов и нерезидентов

за нарушения актов валютного законодательства

Российской Федерации и актов органов

валютного регулирования

Нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования может повлечь гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В силу общего запрета на осуществление валютных опера-ций между резидентами и наличия закрытого перечня разре-шенных валютных операций между указанными лицами (ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ) на практике возник вопрос о правомерности выражения в договоре денежного обязательства в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

По этому поводу Президиум Высшего Арбитражного Су-да РФ разъяснил, что если договором предусмотрено, что де-нежное обязательство выражается и оплачивается в иностран-ной валюте, однако в силу валютного законодательства данное обязательство не может быть исполнено в иностранной валюте, то такое договорное условие суду также следует рассматривать как предусмотренное п. 2 ст. 317 ГК РФ, если только при тол-ковании договора суд не придет к выводу, что стороны имели намерение не только выражать, но и исполнять денежное обя-зательство, основанное на данном договоре, также в иностран-ной валюте. При этом признание судом недействительным ус-ловия договора, в котором денежное обязательство выражено в иностранной валюте, не влечет признания недействительным договора в целом, если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия (ст. ,180 ГК РФ).

Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ сформули-ровал опровержимую презумпцию исполнения денежного обя-зательства в валюте Российской Федерации в случаях, когда расчеты в иностранной валюте запрещены, несмотря на нали-чие противоположного условия в договоре. Опровержение пре-зумпции влечет признание соответствующего условия о расче-тах недействующим. Такое правовое последствие наступает, ко-гда исполнение денежного обязательства еще не состоялось.

Однако если в ходе исполнения договора будет совершена ва-лютная операция (сделка), противоречащая нормам валютного законодательства РФ, то она будет являться ничтожной (ст. 168, 169 ГК РФ) с взысканием в доход Российской Федерации всего полученного по сделке (при применении последствий недейст-вительности сделки, предусмотренных ст. 169 ГК РФ).

Следовательно, заключение договора с нарушением валют-ного законодательства РФ не влечет признания его недействи-тельным и применение последствий недействительности, пре-дусмотренных § 2 гл. 9 ГК РФ. Последнее возможно только при исполнении договора, которое выражается в совершении валютной операции (сделки), противоречащей нормам валют-ного законодательства РФ.

Административная ответственность за нарушение актов ва-лютного законодательства РФ и актов органов валютного регу-лирования установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее -- КоАП РФ), которая действует с 1 октября 2004 г. в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ2. Составы соответствующих административ-ных правонарушений и виды санкций за их совершение на-глядно можно представить в виде табл. 1.

Как видно из табл. 1, санкции ст. 15.25 КоАП РФ установ-лены в виде штрафа, который исчисляется одним из двух спо-собов: в кратном отношении к МРОТ; в кратном размере к сумме, являющейся предметом соответствующего нарушения.

Нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ)

№ части статьи

Состав правонарушения

Вид налагаемой санкции

1

Осуществление незаконных ва-лютных операций, т. е. осуществ-ление валютных операций, запре-щенных валютным законодатель-ством РФ, или осуществление валютных операций с невыполне-нием установленных требований об использовании специального счета и требований о резервиро-вании1', а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполне-нием установленного требования о резервировании

Административный штраф на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3Д до одного размера суммы незаконной валютной операции, сум-мы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачис-ленных с невыполнением установленного требования о резервировании

2

Нарушение установленного по-рядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пре-делами территории РФ

Административный штраф на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должно-стных лиц -- от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ

3

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части ва-лютной выручки, а равно нару-шение установленного порядка обязательной продажи части ва-лютной выручки

Административный штраф на должностных лиц и юридических лиц в раз-мере от 3/4 до одного раз-мера суммы валютной вы-ручки, не проданной в ус-тановленном порядке

Применительно к последнему способу исчисления штрафа следует отметить, что он является в отсутствие максимального предела, выраженного в твердой сумме, экономически жесткой санкцией, которая может привести к банкротству юридического лица или индивидуального предпринимателя. Представляется, что такой характер санкций делает их не правовосстановитель-ными, а карательными, зачастую не соответствующими харак-теру и степени общественной опасности совершенного право-нарушения. Вполне реальны ситуации, когда сумма штрафа, исчисленная по таким правилам, может превысить максималь-ный размер штрафа, предусмотренного УК РФ (а он равен со-гласно ч. 2 ст. 46 УК РФ 1 млн. рублей). И тогда администра-тивное наказание по своей тяжести превысит наказание уго-ловное. В случае же банкротства юридического лица или индивидуального предпринимателя интересы частные (а имен-но, интересы кредиторов, которые не получат полного удовлетворения своих требований) будут принесены в жертву инте-ресам публичным.

Поэтому с позиций соразмерности наказания характеру и степени общественной опасности совершенного правонаруше-ния, а также обеспечения баланса частых и публичных интере-сов целесообразно установить либо твердый максимальный предел административных штрафов, указанных в ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, либо максимальный размер исходя из валюты ба-ланса юридического лица или годового дохода индивидуально-го предпринимателя.

При применении ст. 15.25 КоАП РФ необходимо иметь в виду следующее.

Административная ответственность, установленная в отно-шении должностных лиц ч. 1, 3--5 ст. 15.25 КоАП РФ, приме-няется только к лицам, осуществляющим предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица.

Административный штраф подлежит уплате в рублях. Пере-счет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации про-изводится по действующему на день совершения или обнару-жения административного правонарушения курсу Банка Рос-сии.

Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают общественные отношения, скла-дывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а так-же при осуществлении расчетов между резидентами и нерези-дентами в валюте Российской Федерации.

Объективная сторона выражается в совершении деяния (действия или бездействия), предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.

Субъектом правонарушения могут быть как резиденты (ре-зиденты -- физические лица только по достижении возраста 16 лет), так и нерезиденты (последние -- только в случае осу-ществления валютной операции, во-первых, противоречащей российскому законодательству и, во-вторых, на территории РФ (ст. 1.7, 2.6 КоАП РФ)).

При этом субъектами правонарушения, предусмотренного Ч' 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются физические лица, лица, осу-ществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, могут выступать только резиденты -- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без обра-зования юридического лица, и юридические лица.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты и нерезиденты -- должностные лица, лица, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица, и юри-дические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется ви-ной (в форме умысла или неосторожности -- ст. 2.2 КоАП РФ). Поэтому вина подлежит доказыванию во всех случаях привле-чения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. При этом обя-занность по доказыванию вины лица, привлекаемого к ответст-венности, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ и ч. 5 ст. 205, ч. 4 ст. 210 АПК РФ возлагается на органы валютного контро-ля. Последние, в частности, при применении ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ должны доказать, что у резидента имелась возмож-ность обеспечить получение (возврат) на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению указанной обязанности.

В подтверждение этого вывода можно привести следующий пример арбитражной практики.

ЗАО «Аврора Диамант Санкт-Петербург» (далее -- Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинград-ской области с заявлением об оспаривании постановления Терри-ториального управления Федеральной службы финансово-бюджет-ного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее -- Управление) от 14 января 2005 г. о назначении Обществу административного нака-зания на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Решением суда от 21 апреля 2005 г. заявление удовлетворено: оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.

Постановлением апелляционного суда от 3 ноября 2005 г. реше-ние суда первой инстанции отменено: Обществу отказано в удовле-творении заявления.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановле-ние апелляционной инстанции и оставить в силе решение от 21 апре-ля 2005 г., ссылаясь на нарушение судом норм материального и про-цессуального права -- положений ст. 1.5, 2.1, 26.1, 28.2, а также ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 т. № 118-ФЗ, далее -- Закон № 118-ФЗ). По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции самостоятельно восполнил недостат-ки оспариваемого постановления, установив (вместо администра-тивного органа) событие вмененного Обществу правонарушения, неверно истолковал нормы, определяющие его состав, нарушив принцип презумпции невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты