p align="left">В самом общем виде валютный контроль можно охарактери-зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва-лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер-ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера-ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не-резидентов в валюте Российской Федерации».
Исходя из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют-ного контроля прямо не указана.
Принципы валютного контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци-пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре-гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко-вания его норм можно выделить следующие принципы:
· законность -- состоит в требовании неукоснительного со-блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
· обязательность -- заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют-ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден-тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ-ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);
· обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны -- закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков-скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ-лении их полномочий;
· институционалъностъ -- заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару-шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга-ном валютного контроля, передают органу валютного контро-ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин-формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;
· разграничение компетенции -- проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра-ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про-верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют-ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро-вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Нельзя не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их ис-полнение -- нет. Полагаем, что указанную норму следует толко-вать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.
Кроме того, первое направление валютного контроля требует конкретизации с учетом требований, предъявляемых Федераль-ным законом № 173-ФЗ к валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:
· требований правовых режимов совершения валютных опера-ций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а также между резидентами и нерезидентами (ст. 6);
· порядка открытия резидентами банковских счетов и банков-ских вкладов в иностранной валюте (ч. 1--3 ст. 14) и нерези-дентами банковских счетов и банковских вкладов в иностран-ной валюте и валюте Российской Федерации (ч. 1--4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;
· порядка открытия резидентами счетов и вкладов в ино-странной валюте в банках, расположенных за пределами терри-тории РФ (ст. 12).
Помимо названных можно также выделить следующие на-правления валютного контроля:
· проверка исполнения резидентами обязанности по репат-риации иностранной валюты и валюты Российской Федерации
· (ст. 19);
· проверка соблюдения порядка купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ст. И);
· проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Россий-скую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федера-ции валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
Таким образом, валютному контролю подлежат все валют-ные операции независимо от того, осуществляются они свобод-но либо применительно к ним установлены валютные ограни-чения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ря-да формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за про-ведением любых валютных операций, накапливать информа-цию о движении валютных потоков и при необходимости кор-ректировать валютную политику государства».
Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля -- это «те государственные органы, а в ряде случаев -- негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить ме-роприятия по проверке соблюдения валютного законодатель-ства».
§ 2. Формы и методы валютного контроля
Понятие формы валютного контроля как «способа объеди-нения соответствующих органов и учреждений для целей ва-лютного контроля» в юридический оборот ввел И. В. Хаменушко. Он разработал следующие критерии выделения таких форм:
· наличие учреждений (органов), в сферу компетенции кото-рых входят общие для них направления валютного контроля;
· выполнение указанными учреждениями (органами) своих задач по валютному контролю во взаимодействии друг с дру-гом, осуществляемом на постоянной основе;
· распределение функций между взаимодействующими орга-нами в рамках единых направлений валютного контроля;
· использование специфических методов валютного контроля.
Таким образом, под формой валютного контроля следует по-нимать специфический способ взаимодействия Правительст-ва РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуще-ствления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законода-тельства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.
Метод валютного контроля -- это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополни-тельные.
Основные методы валютного контроля -- наблюдение (посто-янное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).
Специализированные методы валютного контроля -- обследо-вание (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изуче-ние финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).
Дополнительные методы валютного контроля -- запрос ин-формации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка до-кументальной информации с использованием специальных аналитических приемов).
Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ можно выделить три основные ор-ганизационно-правовые формы валютного контроля:
правительственная форма валютного контроля -- осуществ-ляется Правительством РФ по двум направлениям:
а) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся ор-ганами валютного контроля, а также их взаимодействие с Бан-ком России;
б) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномо-ченными банками профессиональных участников рынка цен-ных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов ва-лютного контроля с Банком России.
Основной метод правительственного валютного контроля -- наблюдение, результатом которого может стать издание подза-конного нормативного правового акта;
общая форма валютного контроля -- осуществляется феде-ральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ -- Федеральной службой финансово-бюд-жетного надзора. Отличие общего валютного контроля от спе-циального состоит в том, что он распространяется на всех уча-стников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия феде-ральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валют-ных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля -- проведение проверок;
специальная форма валютного контроля -- осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соот-ветствующее направление контрольной деятельности не являет-ся основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах об-щественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках дан-ной формы можно выделить:
а) банковский валютный контроль -- осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъ-ектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютно-го контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномочен-ный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка Рос-сии. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:
· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа ва-лютного контроля;
· обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
· требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.
Таким образом, как организационно-правовая форма валют-ного контроля банковский валютный контроль опосредует кон-троль государства за совершением банковских валютных опера-ций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.
Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, -- проведение проверок, уполномоченными банка-ми -- наблюдение;
б) таможенный валютный контроль -- осуществляется тамо-женными органами за порядком проведения валютных опера-ций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг че-рез таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного ва-лютного контроля -- наблюдение. Также используются специ-альные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): провер-ка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, лич-ный досмотр;
в) налоговый валютный контроль -- осуществляется налого-выми органами в переделах их компетенции (ст. 30--33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (да-лее -- Закон о налоговых органах)). Основной метод налогово-го валютного контроля -- проведение проверок;
г) валютный контроль на рынке ценных бумаг -- осуществля-ется не являющимися уполномоченными банками профессио-нальными участниками рынка ценных бумаг, в том числе дер-жателями реестра (регистраторами), подотчетными федераль-ному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг -- Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом ва-лютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валют-ных операций с внешними ценными бумагами и нерезидента-ми -- валютных операций с внутренними и внешними ценны-ми бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг -- наблюдение.
По способу организации контрольных мероприятий валют-ный контроль можно классифицировать на дистанционный (до-кументальный) и контактный. Дистанционный контроль ис-пользуется в повседневной деятельности органов и агентов ва-лютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами документации и отчетности по проводимым ва-лютным операциям. Он является основным способом органи-зации мероприятий валютного контроля. Контактный контроль имеет место при проведении выездных проверок непосредст-венно на подконтрольном объекте.
По времени осуществления валютный контроль можно под-разделить на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например, при предварительной регистра-ции счета (вклада), открываемого в банке за пределами терри-тории РФ (ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ)), текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную гра-ницу РФ валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг) и последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например, при пред-ставлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
§ 3. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, их компетенция
Часть 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ закрепляет трехуровневую систему валютного контроля. Ее образуют Пра-вительство РФ, органы валютного контроля и агенты валют-ного контроля. При этом ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ в сравнении с п. 2 ст. 11 Закона РФ № 3615-1 сформулирована таким образом, что исключает указание в ка-ком-либо ином федеральном законе органа исполнительной власти в качестве органа валютного контроля. Полномочие определять орган (органы) валютного контроля имеет только Правительство РФ.
Особенность правового положения Правительства РФ в системе органов и агентов валютного контроля заключается также в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительст-во РФ -- орган общей компетенции, а иные федеральные орга-ны исполнительной власти являются органами специальной компетенции. В сфере валютного контроля Правительство РФ выполняет две функции: обеспечивает координацию федераль-ных органов исполнительной власти -- органов валютного контроля и взаимодействие указанных органов, а также не яв-ляющихся уполномоченными банками профессиональных уча-стников рынка ценных бумаг и таможенных органов как аген-тов валютного контроля с Банком России (ч. 6 ст. 22 Феде-рального закона № 173-ФЗ).
Органами валютного контроля являются Банк России и фе-деральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного кон-троля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 с последующими изменениями функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности могут осу-ществлять федеральные службы. Следовательно, по общему правилу федеральные министерства и федеральные агентства не могут быть ни органами, ни агентами валютного контроля (исключения могут быть установлены указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ -- подп. «в» п. 3 и подп. «г» п. 5).
В настоящее время органом валютного контроля, уполно-моченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов РФ. Согласно постановлению Прави-тельства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю-щим функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций -- осуществление контроля за соответствием прово-димых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разреше-ний, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4; аналогичное полномочие закреплено в подп. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвер-жденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278'); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных фе-деральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валю-те Российской Федерации (подп. 5 п. 4).
Агентами валютного контроля являются четыре группы субъектов:
· уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
· не являющиеся уполномоченными банками профессиональ-ные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу ис-полнительной власти по рынку ценных бумаг;
· таможенные органы;
· налоговые органы.
В соответствии с Законом о рынке ценных бумаг к профес-сиональным участникам рынка ценных бумаг относятся:
· брокеры -- юридические лица, осуществляющие деятель-ность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
· дилеры -- юридические лица, коммерческие организации, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательст-вом покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявлен-ным лицами, осуществляющими такую деятельность, ценам;
· управляющие -- юридические лица, осуществляющие от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными им во владение и при-надлежащими другому лицу в интересах этого лица или указан-ных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получае-мыми в процессе управления ценными бумагами;
· клиринговые организации -- юридические лица, осуществ-ляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценны-ми бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;
· депозитарии -- юридические лица, оказывающие услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;
· держатели реестра (регистраторы) -- юридические лица, осуществляющие сбор, фиксацию, обработку, хранение и пре-доставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Под системой ведения реестра вла-дельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обес-печивающая идентификацию зарегистрированных в системе ве-дения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держате-лей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и со-ставлять реестр владельцев ценных бумаг;
· организаторы торговли на рынке ценных бумаг -- юридиче-ские лица, в том числе фондовые биржи, предоставляющие ус-луги, непосредственно способствующие заключению граждан-ско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками Рынка ценных бумаг.
Согласно ст. 402 ТК РФ таможенными органами являются: Федеральная таможенная служба; региональные таможенные Управления; таможни; таможенные посты.
Полномочия таможенных органов по валютному контролю закреплены в п. 7 ст. 403 ТК РФ, в соответствии с которым те органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерези-дентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регули-рования.
В соответствии со ст. 1 Закона о налоговых органах налого-вые органы РФ представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правиль-ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, преду-смотренных законодательством РФ, -- за правильностью ис-числения, полнотой и своевременностью внесения в бюджет-ную систему РФ других обязательных платежей, установлен-ных законодательством РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержа-щей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением ва-лютного законодательства РФ в пределах компетенции налого-вых органов. Согласно ст. 6 названного Закона главными зада-чами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью ис-числения, полнотой и своевременностью внесения в бюджет-ную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, -- за пра-вильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне-сения в бюджетную систему РФ других обязательных плате-жей, установленных законодательством РФ, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодер-жащей, алкогольной и табачной продукции, валютный кон-троль, осуществляемый в соответствии с валютным законода-тельством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативны-ми правовыми актами органов валютного регулирования и Законом о налоговых органах.
Единая централизованная система налоговых органов вклю-чает в себя: Федеральную налоговую службу; межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам; управления Федеральной налоговой службы по субъ-ектам Российской Федерации; межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработ-ке данных; межрегиональные инспекции Федеральной налого-вой службы по крупнейшим налогоплательщикам; инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня; инспек-ции Федеральной налоговой службы по району, району в горо-де, городу без районного деления.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 с последующими изменениями, ука-занная служба осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства РФ только в пре-делах компетенции налоговых органов (п. 1). Такая формулиров-ка сужает предмет проверок до норм Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных зако-нов (поэтому налоговые органы не могут проводить проверки соблюдения актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля). Кроме того, полномочия Феде-ральной налоговой службы и ее территориальных органов огра-ничены только контролем за осуществлением валютных опера-ций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитны-ми организациями (подп. 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).
Основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В част-ности, органы валютного контроля вправе издавать акты ва-лютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ); запрашивать и по-лучать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона; выдавать предписания об уст-ранении выявленных нарушений; применять меры ответствен-ности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерези-дентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и от-четности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, кото-рые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления доку-ментов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи за-проса.
Термин «день подачи запроса» следует толковать как дату получения запроса подконтрольным субъектом. Со дня, сле-дующего за днем подачи запроса, начинает течь указанный се-мидневный срок (либо иной более продолжительный срок, ус-тановленный в запросе). Срок считается соблюденным, если ответ на запрос направлен до 24 часов последнего дня указан-ного срока. Следует также обратить внимание, что срок исчис-ляется не в календарных, а в рабочих днях.
Органы валютного контроля и их должностные лица в преде-лах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ):
· выдавать предписания об устранении выявленных наруше-ний актов валютного законодательства РФ и актов органов ва-лютного регулирования;
· применять установленные законодательством РФ меры от-ветственности за нарушение актов валютного законодательст-ва РФ и актов органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного контроля агенты валют-ного контроля в пределах своей компетенции имеют право за-прашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением ва-лютных операций, открытием и ведением счетов:
2) документ о государственной регистрации физического ли-ца в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документы, удостоверяющие статус юридического ли-ца, -- для нерезидентов, документ о государственной регистра-ции юридического лица -- для резидентов;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осу-ществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностран-ного государства;
7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами террито-рии РФ;
8) регистрационные документы в случаях, когда предвари-тельная регистрация предусмотрена в соответствии с Федераль-ным законом № 173-ФЗ;
9) документы (проекты документов), являющиеся основани-ем для проведения валютных операций, включая договоры (со-глашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт пе-редачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информа-ции и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными ор-ганизациями, включая банковские выписки; документы, под-тверждающие совершение валютных операций;
11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в Документарной форме;
12) паспорт сделки.
Арбитражной практикой подтвержден вывод о том, что справка о подтверждающих документах и грузовая таможенная Декларация относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям, которые должны представляться агентам ва-лютного контроля в целях учета валютных операций по внешне-экономическому контракту и осуществления контроля за их проведением.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального зако-на № 173-ФЗ).
Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом за-веренные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процеду-ры -- консульской легализации, если официальные докумен-ты и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) (далее -- Гаагская конвенция 1961 г.), и если иное не установлено дейст-вующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию со-вершают консульские учреждения РФ за границей и Департа-мент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.
Юридическое значение процедуры консульской легализации состоит в подтверждении соответствия легализуемых докумен-тов законодательству страны их происхождения. Легализовать документ можно на территории государства, где эти документы выданы, или на территории РФ.
Легализация документа на территории страны его происхож-дения проходит два этапа. На первом этапе документ заверяется в министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреж-дении РФ в Данном государстве.
Легализация документа в Российской Федерации проходит также два этапа. На первом этапе иностранный документ заве-ряется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был вы-дан. На втором этапе документ легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел РФ.
Консульская легализация не исключает представления нота-риально заверенного перевода документа на русский язык. По-сле консульской легализации документ оказывается действи-тельным только для того государства, консульская служба кото-рого его легализовала.
Официальные документы и акты, исходящие от государств -- участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без кон-сульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп -- апо-стиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность под-писи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее до-кумент, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Апостиль проставляется по ходатайству подпи-савшего лица или любого предъявителя документа. Подпись, Печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют ни-какого заверения. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран -- участниц Гаагской Конвенции 1961 г.
Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специ-ального удостоверения, если такие документы изготовлены и за-свидетельствованы учреждением или специально на то уполно-моченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)1). В отношении таких доку-ментов может быть потребован только их нотариально удостове-ренный перевод. Аналогичные правила действуют в отношении документов, исходящих из стран, с которыми Российская Феде-рация заключила договоры о правовой помощи и правовых отно-шениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной ко-пии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении ва-лютной операции в случае непредставления лицом перечислен-ных выше документов либо представления им недостоверных документов.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае поме-щаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций аген-тов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом законом ограничений по сумме взимаемого уполно-моченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено2. Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Комиссией Территориального управления Росфиннадзора в Тульской области (далее -- Управление) проведена выборочная до-кументальная проверка соблюдения валютного законодательст-ва РФ, а также актов органов валютного регулирования ОАО «Косогорский металлургический завод» (далее -- Общество) за период с 1 января 2004 г. по 1 апреля 2005 г., по результатам которой со-ставлены акт от 5 июня 2005 г. № 20601--2005/20 и протокол об ад-министративном правонарушении № 70-05/51 от 9 июня 2005 г.
Постановлением Управления от 4 июля 2005 г. № 70-05/51 Об-щество привлечено к административной ответственности, преду-смотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 3/4 от сумм незаконных валютных операций, в данном случае -- 5148,4 доллара США.
Считая указанное постановление незаконным, Общество обжа-ловало его в арбитражном суде.
Судом установлено, что ЗАО АКБ «Алеф-Банк» (далее -- Банк) и Общество (далее -- Клиент) заключили договор банков-ского счета № ОУ-РВД-0586-03 от 18 ноября 2003 г. в иностран-ной валюте на открытие в долларах США: текущего валютного счета № 40702840500000202660, транзитного валютного счета № 40702840400000292660, специального транзитного валютного счета № 40702840300000282660 и осуществления расчетного и кас-сового обслуживания в порядке и на условиях определяемых дан-ным договором и положениями действующего законодательства. Режим счета, порядок проведения операций по нему определяют-ся действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 2.3.3 договора плата за услуги Банка взимается из денежных средств Клиента, находящихся на счете, в безакцептном порядке в разме-рах и в сроки, установленные тарифами. Данный договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течение неопределен-ного срока.
С текущего валютного счета № 40702840500000202660 5 октября 2004 г. Банком были списаны денежные средства Общества в ино-странной валюте за осуществление Банком функций агента валют-ного контроля в размере 6702,50 доллара США и 162 доллара США и зачислены на валютный счет ЗАО АКБ «Алеф-Банк» № 4742284050000050027 согласно мемориальным ордерам № 516 от 5 октября 2004 г. и № 265 от 5 октября 2004 г.
В счетах-фактурах от 5 октября 2004 г. № 002/10 и № 005/10, выставленных ЗАО АКБ «Алеф-Банк» в адрес Общества, указано следующее наименование оказанных услуг: «За осуществление бан-ком функций агента валютного контроля».
Указанные суммы являются платой за услуги Банка по выпол-нению им функций агента валютного контроля и составляют 0,07 и 0,1% соответственно от суммы платежа 9 575 000 долларов США поимпортному контракту № ВК/040927 и от суммы платежа 162 000 дол-ларов США по контракту № ASH/KSG/01 от 25 марта 2004 г. со-гласно подп. 6.1 п. 6 перечня тарифов за оказанные банком услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц по опера-циям в российских рублях и иностранной валюте, который являет-ся неотъемлемой частью договора банковского счета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ Общество и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» являются резиден-тами. Списание указанных сумм иностранной валюты в безакцепт-ном порядке по договору банковского счета от 18 ноября 2003 г. № ОУ-РВД-0586-03 с текущего счета Общества является валютной операцией.
В силу п. 6 ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения является разрешенной валютной операцией.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответ-ствующего условия предписано законом или иными правовыми ак-тами (ст. 422 ГК РФ).
Статьей 29 Закона о банках установлено, что процентные став-ки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграж-дение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федераль-ным законом.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключен-ным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям до-говора. Существенными являются условия о предмете договора, ус-ловия, которые названы в законе или иных правовых актах как су-щественные или необходимые для договоров данного вида, а также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно положениям Федерального закона № 173-ФЗ уполно-моченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функ-ций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, офор-мивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым кон-трактам. При этом Федеральным законом № 173-ФЗ ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не ус-тановлено.
Учитывая указанные нормы, суд правомерно пришел к выводу, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций аген-тов валютного контроля, в том числе как в валюте РФ, так и в ино-странной валюте.
Пунктом 2.1.6 договора банковского счета между Обществом и ЗАО АКБ «Алеф-Банк» виды оплачиваемых услуг, а также размер вознаграждения, взимаемого за их оказание, определяются согла-сованными тарифами ставок комиссионного вознаграждения за выполнение поручений клиентов в иностранной валюте. То есть стороны определили, что плата за выполнение в том числе функ-ций агента валютного контроля является по своей правовой при-роде комиссионным вознаграждением, взимаемым банком за ока-зываемые услуги по расчетно-кассовому обслуживанию юридиче-ских лиц.
Анализируя положения п. 3 ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 173-ФЗ, арбитражный суд обоснованно указал, что оплата ис-полнения функций агента валютного контроля по своей природе аналогична оплате банком комиссионного вознаграждения и явля-ется разрешенной валютной операцией1.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нере-зидентами актов валютного законодательства РФ и актов орга-нов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, ус-тановленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования2.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служеб-ную тайну, ставшую им известной при осуществлении их пол-номочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии инфор-мации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляю-щим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому при-меняются в соответствии с законодательством РФ иным орга-ном валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, сле-дующую информацию:
· в отношении юридического лица -- наименование, иденти-фикационный номер налогоплательщика, место государствен-ной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содер-жание нарушения с указанием нарушенного нормативного пра-вового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
· в отношении физического лица -- фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму неза-конной валютной операции или указанного нарушения.