Управление бизнес-проектом на примере ОАО "Самарский хлебозавод"
асчет прямых и накладных расходов с выделением НДС отдельно по каждому продукту производится на основе данных Таблицы 7 Приложения 2. Расчет налога на имущество представлено в Таблице 8 Приложения 2. Расчет входящего НДС представлен в Таблице 9 Приложения 2.После определения величин прямых затрат, накладных расходов и расходов на ремонт и обслуживание оборудования, амортизационных отчислений эти величины переносятся в Таблицу 10 «Себестоимость продукции». В соответствии со статьей 269 Налогового кодекса РФ [1] в себестоимость продукции включаются также проценты по обслуживанию долга. Полученные предварительные данные вносим в программу «Альт-Инвест», на основании которой будут рассчитаны показатели эффективности инвестиционного проекта и его анализ. Результаты Анализа представлены в Приложении 3.3.2 Расчет экономической эффективности инвестиционного проектаБлок 7. Показатели эффективности проекта1. Коммерческая эффективность проекта. Коммерческая эффективность инвестиционного проекта отражает соотношение результатов и затрат с позиции проектоустроителя (в нашем случае ОАО «Самарский хлебозавод №9»), реализующего проект за счет единственного участника, т.е. за счет собственных средств. По этой причине показатели эффективности определяются на основании денежных потоков только от инвестиционной и операционной деятельности. Денежные потоки от финансовой деятельности в расчет коммерческой эффективности не включаются.Расчет коммерческой эффективности проекта производится в таблицах Приложения 3 Программы «Альт-инвест». В программе отражены определенные особенности, которые необходимо учитывать при оценке коммерческой эффективности. Так как при определении коммерческой эффективности предполагается, что проект реализуется без привлечения заемных средств, то из раздела «операционная деятельность» следует исключить проценты по обслуживанию кредита. Величина операционных затрат на втором и третьем шагах расчетного периода при этом снизится.Вторая особенность касается суммы налоговых выплат. Поскольку проценты по обслуживанию кредита снижают налоговую базу для расчета налога на прибыль, необходимо скорректировать (увеличить) сумму налога на прибыль - для этого нужно также исключить сумму процентов за кредит из налогооблагаемой прибыли. Сальдо двух потоков служит базой для расчетов всех показателей коммерческой эффективности проекта. Последовательное суммирование сальдо двух потоков дает величину чистого дохода, т.е. дохода, который генерирует инвестиционный проект в течение всего срока его реализации без дисконтирования.Для нахождения показателя ЧДД поток чистого дохода необходимо продисконтировать, используя норму дисконта 12%. Величина ЧДД отражается в строке «Дисконтированный поток нарастающим итогом». Данные этой строки используются для расчета и другого показателя эффективности - срока окупаемости инвестиционного проекта. Данные для расчета (ВНД) представлены в Таблицах Приложения 3 Определение ВНД проводится расчетным методом. Основные показатели коммерческой эффективности (ЧДД, срок окупаемости и ВНД) принимают приемлемые, достаточно высокие значения. Это свидетельствует об эффективности разрабатываемого проекта, следовательно, проект можно рекомендовать к осуществлению.2. Эффективность участия в проекте собственного капитала. Ключевой фигурой инвестиционного процесса является проектоустроитель - предприятие, инициирующее разработку и реализацию проекта. Отсюда очень важным видится оценка эффективности его участия в проекте.Расчету показателей эффективности участия в проекте собственного капитала должны предшествовать определение потребности в средствах для формирования оборотного капитала с учетом пересчета величины налога на прибыль оставление ФИБ для оценки эффективности участия в проекте собственного капитала. По сравнению с потоками для оценки коммерческой эффективности для расчетов эффективности участия в проекте собственного капитала добавляется раздел «Потоки от финансовой деятельности». В притоках по данному разделу отражается объем заимствований, т.е. сумма взятого кредита, в оттоках - возврат займов без учета процентов по кредиту (проценты по обслуживанию долга уже отражены в операционных затратах, следовательно, и в сальдо двух потоков).Для оценки эффективности участия в проекте собственного капитала необходимо из величины сальдо трех потоков вычесть объем средств, инвестированных собственником. Собственные средства были внесены в проект извне, они не генерируются проектом, поэтому доход от реализации проекта следует уменьшить на величину собственных средств. Полученный денежный поток дисконтируется подобно тому, как дисконтировался денежный поток по коммерческой эффективности. Приемлемые значения рассчитанных показателей эффективности участия в проекте собственного капитала свидетельствуют о том, что данный проект может быть одобрен проектоустроителем, т.е. руководством предприятия и его акционерами. Однако проект генерирует невысокий доход и требует много времени для возврата вложений (особенно в российских условиях), поэтому не исключено, что акционеры сочтут данный проект не самым удачным для инвестирования.Кроме того, для достоверной оценки привлекательности проекта необходимо изучить и его финансовую надежность - она определяется по показателям ликвидности, платежеспособности, деловой активности и пр., которые в свою очередь рассчитываются по бухгалтерскому балансу. В настоящее время расчет этих показателей производится автоматическим способом с использованием различных программных средств.ЗаключениеЛюбой проект проходит через определенные фазы в своем развитии. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Поэтому существует подход к инвестиционному проекту как объекту управления.Прозрачность инвестиционной деятельности обеспечивается, прежде всего, подробным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта и оценкой его эффективности. При оценке доходности проекта четко прослеживается следующая последовательность действий предпринимателя:* отбор всех альтернативных вариантов вложений средств, которые могут быть реализованы предпринимателем;* определение абсолютных оценок доходности каждого варианта вложений;* отбор из всей совокупности рассматриваемых вариантов тех, которые представляют интерес (экономический, социальный, экологический, политический и т.п.);* отбраковка остальных вариантов и исключение их из дальнейшего отбора;* проведение абсолютно-сравнительной оценки одного выбранного варианта: если такая оценка окажется положительной, то данный вариант принимается к реализации, в противном случае он отвергается и предприниматель ищет новые возможности для выгодного помещения своего капитала;* если после абсолютной оценки остаются несколько различных вариантов, то каждый из них подвергается абсолютно-сравнительной оценке по системе разных критериев;* предприниматель устанавливает наиболее для него приоритетный критерий и проводит сравнительную оценку доходности альтернативных проектов по избранному критерию, и тот вариант, каким он удовлетворен в большей степени, принимается им для своего бизнеса.Изложенная схема отбора вариантов для вложений капитала в новое предпринимательское дело прошла многолетнюю апробацию в рыночных странах и частично - в странах с плановой экономикой. Она показала свою высокую надежность там, где методически и информационно все проводимые расчеты осуществлены безошибочно.Для определения эффективности проектных решений разработана система показателей, с помощью которых проводится экономическая оценка любых предпринимательских проектов. Для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условии:1.ЧДД>0.2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует.3. ИД>1,0.4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т.При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же выполнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта может и не существовать).В процессе работы над курсовой работой в ее практической части была опробована методика комплексной оценки эффективности проекта вывода на рынок новой продукции Самарского хлебозавода № 9, основанная на расчете экономических показателей. В результате работы были получены точные данные, на основе которых делались выводы об эффективности проекта в целом, а также эффективности участия в нем самого проектоустроителя.Полученные результаты свидетельствуют, о том, что проект не только реализуем, но и способен приносить доход, приемлемый для инвестора. При этом проект разработан так, что потенциальный инвестор может четко проследить движение всех денежных средств в течение всего срока реализации проекта. Таким образом, используемая в работе методика решает задачу обеспечения «прозрачности» инвестиционной деятельности, повышения доверия инвестора к проекту, а, значит, может быть широко использована в практической деятельности.В качестве эксперимента было проведено сравнение полученных данных ручным расчетом и с помощью программы Альт-инвест.Данные отличаются, это объясняется тем, при оценке использованы разные подходы и программа «Альт-инвест» производит автоматическое округление данных, как вводимых в программу, так и результаты расчетов.Список литературы1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2004 г. № 117-ФЗ (с изменениями) - СПС Гарант, 2009.2. Федеральный закон от 26 октября 2006 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп.). - СПС Гарант, 2009.3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федераций, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., № 39-ФЗ. - СПС Гарант, 2009.4. Закон Самарской области от 16 марта 2010 г. № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» - СПС Гарант, 2009.5. Александров Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций.- М.: «Колос-Пресс», 2006.6. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - М.: «Финансы и статистика», 2004.7. Банковское дело и финансирование инвестиций. Под ред. Н. Брука. Т. 1, Т. 2 - Вашингтон: Институт Экономического Развития Всемирного Банка, 2007. 8. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М: ИНФРА-М,2005.9. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. -- Киев: «АДЕФ-Украина», 2006. 10. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент.- Спб: Питер, 2004.11. Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е.Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Дело, 1998. 12. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб.: СпецЛит, 2004.13. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.14. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2006.15. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.16. Клейнер Г.Б. Теория, методы, применение производственной функции. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 239 с. 17. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. - М.: ИНФРА-М, 2005.18. Мертенс А.. Инвестиции. - Киев: Киевское инвестиционное агентство, 2009. 19. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов (вторая редакция - официальное издание)/ Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, ГК РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике - М.: «Экономика», 2004.20. Непомнящий Е.Г.Инвестиционное проектирование. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.- 262 с.21. Нуреев Р.М. Современная экономика. - М.: «Дело», 2007. - 536 с. 22. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. -М.: «Норма», 2006. - 572 с.23. Радионова С.П., Радионова Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий инновационный аспект. -- Изд-во «Альфа», 2005. 24. Савицкая Г.В.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005.25. Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учебник - http://www.cfin.ru (Сайт «Корпоративные финансы»)26. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2004.27. Финансовые инвестиции и риск. - Киев, BHV, 2008. 28. Хмыз О.В.Инвестиционные ресурсы мирового фондового рынка // «Финансовый менеджмент», №3, 2007.Приложение 1. Характеристика проектаТаблица 1.Объемы производства продукции, цены, объемы муки пшеничной 1 сорта и зерна пшеницы на плановый выход продукции
№
Наименование
продукции
Объем производства
за год, т
Цена за 1 т(с НДС),
руб.
Плановый выход
продукции, %
Объем муки и зерна, т
1
2
3
4
5
6
1.
Хлеб «Семеновский»
108,0
7512,45
132
81,82
2.
Хлеб «Зерновой»
108,0
9062,73
135,5
79,7
3.
Хлеб «Сельский»
720,0
11520,75
136,5
527,47
Итого
936,0
Таблица 2. Состав и стоимость дополнительного технологического оборудования и транспортных средств
№
Наименование
Кол-во, шт.
Цена за ед. (без НДС), руб.
1
2
3
4
1.
Округлитель теста ТО-1
1
15000
2.
Вакуум-упаковочная машина «Унипак-мини»
1
39500
3.
Шкаф расстойный
1
37500
4.
Тестомесильная машина А2ХТБ
1
15300
5.
Роторная электропечь
1
15800
6.
Комплект оборудования № 12
1
110580
7.
Торговый кузов «Газель» КТ-310
2
180 000
8.
Хлебный фургон ГАЗ-3302
2
245 000
Таблица 3. Рецептура зерновых сортов хлебобулочных изделий на 1 т муки и зерна
№
Наименование сырья
Ед.изм.
Наименование продукции, хлеб
Цена за 1 т
(без НДС), руб.
«Семеновский»
«Зерновой»
«Сельский»
1
2
3
4
5
6
7
1
мука пшеничная 1 сорта
%
50
60
80
4850
2
зерно пшеницы
%
50
40
20
2800
3
дрожжи прессованные
Кг
30
20
15
13000
4
соль
Кг
13
13
1,5
1100
5
растительное масло
Кг
15
-
10
25730
6
маргарин
Кг
-
20
-
18000
7
прочие в.т.ч. сахар, патока
кг
-
14
-
22004
Таблица 4. Объем и структура продаж продукции хлебозавода №9
Наименованиепродукции
Объем продаж, т
Удельный вес продаж
по видам продукции, %
2006
2007
2008
2009
9мес.
2010
2006
2007
2008
2009
9мес.
2010
Хлебобулочные
изделия
15300
15800
14900
15300
12600
63,5
62
59
57,7
58,5
Сдобные
изделия
5900
6200
6500
6700
5300
24,5
25
26
25,3
24,6
Бараночные
изделия
2200
2500
2800
3200
2630
9
10
11
12
12,2
Кондитерские
изделия
700
800
1000
1300
1020
3
3
4
5
4,7
ВСЕГО
24100
25300
25200
26500
21550
100
100
100
100
100
Таблица 5. Объем и структура продаж хлебозавода № 9 по сегментам рынка
Сегменты рынка
(потребители)
Объем продаж, т
Удельный вес продаж
по продуктам, %
2006
2007
2008
2009
9мес.
2010
2006
2007
2008
2009
9мес.
2010
Фирменная сеть
2169
2778
3290
4242
4741
9
11
13
16
22
Магазины (безнал.)
10364
10942
10739
10865
8620
43
43
43
41
40
Магазины (предоплата)
10361
10177
9620
9540
6681
43
40
38
36
31
Организации
965
1065
1060
1059
862
4
4
4
4
4
Иногородние магазины
241
338
491
794
646
1
1
2
3
3
ВСЕГО
24100
25300
25200
26500
21550
100
100
100
100
100
Таблица 6. Сегментация рынка хлеба и хлебобулочных изделий региона по социально-демографическим признакам
Сегмент
Средняя стоимость покупки,
руб.
Частота
покупок
Удельныйвес покупок,
%
Разовая покупка, кг
1. Семьи, пенсионеры,
многодетные, безработные
13
Ежедневно
38%
2
2. Семьи с двумя и более
работающими
19
Через 2 дня
9%
1.5
3. Семьи с одним работающим
15
Ежедневно
22%
2
4. Неполные семьи: холостяки, студенты, проживающие без семьи
9
Через день
31%
0,7
Таблица 7. Основные способы продвижения продукции предприятия