Рефераты

Стабилизационный фонд Российской федерации

p align="left">Размещение средств резервных фондов.

Средства резервных фондов размещают исключительно в иностранных активах (для фонда Аляски -- в активах вне этого штата). Причины этого состоят в том, что фонд не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то он обесцеится тоже Кукол Е. Резервация Кудрина. [В 2008 году за счет нефтегазовых доходов будет сформирован Резервный фонд] / Рос. газета, 2007 - 22 марта..

Кроме того, в этом случае средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты, более того, они будут раскручивать инфляцию.

Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений -- ещё и в акции.

В России при создании Стабилизационного фонда сложилась ситуация, когда доходность фонда оказалась существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется следующим. Во-первых, о досрочном погашении внешнего долга удалось договориться не со всеми странами (например, Германия технически не могла этого сделать, так как на внешний долг РФ были выпущены облигации, имеющие множество владельцев). Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры Саттарова А.А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право - 2008 - №7 - С.17-21.. В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.

25 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабилизационного фонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:

· на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;

· трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;

· фонд национального благосостояния, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит - 2007 - №13 - С.12-16..

Идея разделения сверхдоходов на два фонда родилась в результате своеобразного компромисса между Минфином, выступавшим против расходования Стабилизационного фонда на какие-либо цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд национального благосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны Кукол Е. Резервация Кудрина. [В 2008 году за счет нефтегазовых доходов будет сформирован Резервный фонд] / Рос. газета, 2007 - 22 марта..

Предназначение резервного фонда.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов Кукол Е. Где хранить нефтяные деньги / Рос. газета, 2008 - 11 января..

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации, что является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям Саттарова А. А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право - 2008 - №7 - С.17-21..

На базе Стабилизационного фонда решено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7-13,5% ВВП - то есть примерно такими же, как и у нынешнего Стабилизационного фонда, - около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет Владимиров Д. Стабилизационный фонд проверят / Рос. газета, 2005- 13 мая..

Состояние резервного фонда.

По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 082,28 млрд. рублей, что эквивалентно 127,81 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:

· 56,95 млрд. долларов США;

· 38,57 млрд. евро;

· 6,37 млрд. фунтов стерлингов Трубникова Е.И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансы и кредит - 2008 - №18 - С. 45-48..

В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ в феврале 2008 г. средства федерального бюджета в размере 28,63 млрд. рублей поступивших в 2008 году в федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. были зачислены в Резервный фонд. Доходы от размещения Стабилизационного фонда представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 30 января 2008 г.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “О порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 г. перечисленные выше доходы федерального бюджета от размещения средств Стабилизационного фонда в сумме 28,63 млрд. рублей были конвертированы в иностранную валюту. Конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка Кукол Е. Где хранить нефтяные деньги / Рос. газета, 2008 - 11 января..

Расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,90 млрд. долларов США, что эквивалентно 21,64 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)15,35 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит - 2007 - №13 - С.12-16..

Таблица 3.1 Совокупный объем средств Резервного фонда

Дата

в млрд. рублей

01.01.2009

4 027,64

01.12.2008

3 661,37

01.11.2008

3 572,78

01.10.2008

3 559,19

01.09.2008

3 504,62

01.08.2008

3 040,37

01.07.2008

3 056,52

01.06.2008

3 069,94

01.05.2008

3 069,47

01.04.2008

3 068,43

01.03.2008

3 082,28

01.02.2008

3 057,85

§2. Управление средствами Резервного фонда

Цели управления.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М., 2008. - С.83..

Структура управления.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации Ремиханова Д.А. Бюджетное право. - 5-е изд., перераб. // Под ред. Поляка Г.Б. - М.: 2008. - С.111..

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно) Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М., 2008. - С.85.:

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации Конищева Т. Мимо экономики. [Минфин предложит инвестировать средства Резервного фонда в ценные бумаги иностранных государств] / Рос. газета, 2007 - 4 декабря..

Правила инвестирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте Трубникова Е.И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансы и кредит - 2008 - №18 - С.45-48..

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации Ремиханова Д.А. Бюджетное право - 5-е изд., перераб. / Под ред. Поляка Г.Б.- М.: 2008. - С.113.

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации Пост. Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда», п.2

Нормативные доли, утвержденные Минфином России Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 3

долговые обязательства иностранных государств

50-100 %

80 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30 %

15 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0-15 %

5 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0-30 %

0 %

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам Пост. Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда»:

1. средства Резервного фонда могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков четырнадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции Трубникова Е.И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансы и кредит - 2008 - №18 - С.45-48..

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

· эмитент долговых обязательств должен иметь рейтинг, долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

· сроки погашения выпусков долговых обязательств являются, фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

· нормативы минимального и максимального сроков до погашения, выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

· ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

· номинал долговых обязательств выражается в долларах США, евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

· объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

· выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит - 2008 - №10 - С.4-7..

3. номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 15 % номинального объема этого выпуска.

4. к мждународным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Резервного фонда, относятся:

· Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

· Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

· Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

· Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

· Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

· Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

· Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

· Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB) Трубникова Е.И. Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета // Финансы и кредит - 2008 - №18 - С.45-48..

5. при размещении средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования:

- иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Резервного фонда на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

- суммарный объем средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Резервного фонда, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях Саттарова А.А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право - 2008 - №7 - С.17-21..

6. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к долговым обязательствам и депозитам в иностранных банках и кредитных организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 4:

доллар США-45 %;

евро-45 %;

фунт стерлингов -10 %.

2. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда Приказ Минфина России от 17.01.2008 г. № 12:

- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро:

минимальный срок до погашения-3 месяца

максимальный срок до погашения-3 года

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов:

минимальный срок до погашения-3 месяца

максимальный срок до погашения-5 лет.

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах.

3. перечень иностранных государственных агентств, в которые могут размещаться средства Резервного фонда (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации Приказ Минфина России от 16.01.2008 г. № 5):

· Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

· Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

· Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

· Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

· Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

· Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

· Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

· Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

· Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

· Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

· Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

· Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

· Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d'Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

· Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);

· Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB).

4. номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска не должен превышать 10 % номинального объема этого выпуска Приказ Минфина России от 17.01.2008 г. № 11.

§3. Использование средств Резервного фонда

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4).

Такое использование средств Резервного фонда в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволит проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное социально-экономическое развитие страны, снизив его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках
Ремиханова Д.А. Бюджетное право. - М., 2007. - С.99..

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в текущем финансовом году нефтегазовых доходов.

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М., 2008. - С.86..

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

§4. Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г.

Резервный фонд РФ составил на 1 сентября 2008 года 3 триллиона 504,62 миллиарда рублей, что эквивалентно 142,6 миллиарда долларов, фонд национального благосостояния - 784,51 миллиарда рублей (31,92 миллиарда долларов), говорится в сообщении Минфина России.

Резервный фонд РФ на 1 августа 2008 года составлял 3 триллиона 40,37 миллиарда рублей (129,68 миллиарда долларов), фонд национального благосостояния - 776,48 миллиарда рублей (32,69 миллиарда долларов). Таким образом, резервный фонд за август вырос на 464,25 миллиарда рублей, фонд национального благосостояния - на 18,03 миллиарда рублей.

Минфин в августе начал перечисление в фонды средств, поступающих в бюджет от нефтегазового сектора, поскольку нефтегазовый трансферт на текущие расходы бюджета был перечислен в полном объеме.

На момент создания, на 1 февраля 2008 года, объем резервного фонда составил 3,058 триллиона рублей (125,19 миллиарда долларов), фонда нацблагосостояния - 783,31 миллиарда рублей (32,00 миллиарда долларов)
Афанасьева Т. Сыграли в минус 15,35 миллиарда рублей недосчитался Резервный фонд в феврале / Рос. Бизнес-газета, 2008. - 12 марта..

Средства обоих фондов размещаются в активы, номинированные в валюту по структуре: по 45% - в долларовые и активы в евро, а 10% - в активы, номинированные в фунты стерлингов.

Остатки средств на отдельных счетах по учету средств резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 сентября 2008 года составили 61,36 миллиарда долларов, 41,56 миллиарда евро и 6,90 миллиарда фунтов стерлингов, говорится в пресс-релизе.

Остатки средств на отдельных счетах по учету средств фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1 сентября 2008 года составили 14,45 миллиарда долларов, 9,83 миллиарда евро, 1,63 миллиарда фунтов стерлингов.

Минфин 30 января 2008 года преобразовал стабфонд РФ в резервный фонд (формируется для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).

С 2008 года нефтегазовые доходы федерального бюджета зачисляются на отдельный счет. В первую очередь часть из них направляется на финансирование расходов бюджета (так называемый нефтегазовый трансферт, установлен в абсолютном выражении в законе о бюджете на соответствующий год), остальное затем поступает - на пополнение нацфондов, созданных на базе стабфонда. Сначала наполняется до нормативной величины в 10%ВВП резервный фонд, затем - фонд нацблагосостояния Кукол Е. Резервный фронт. [Нефтегазовой копилки государству хватит до 2011 года, считают в минфине] // Рос. газета, 2009 - 4 февраля. .

Глава 3. Фонд национального благосостояния

§1. Предназначение фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 октября 2008 года сумма фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит - 2008 - №10 - С.37-53..

Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета Владимиров Д. Фонд будущих поколений / Рос. газета, 2007 -19 апреля..

В Фонд Будущих Поколений будут поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается, что средства Фонда могут быть использованы для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет направлено в более рискованные инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.

Фонд национального благосостояния - это тот фонд, который можно будет использовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные инструменты, имеющие более высокую надежность.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет Саттарова А.А. О Фонде национального благосостояния // Финансовое право - 2008 - №1 - С.12-15.:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

· вывозных таможенных пошлин на газ природный;

· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

· в 2008 году - 6,1 %;

· в 2009 году - 5,5 %;

· в 2010 году - 4,5 %;

· начиная с 2011 года и далее - 3,7 % Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах. - М., 2009. - С.120..

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.3).

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Пост. Правительства Российской Федерации от 17.12.2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».

21-25 сентября 2007 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел по выборке, представительной для взрослого населения Федерации, опрос 1600 россиян. Ответы на некоторые вопросы этого исследования приводятся вместе с данными более ранних опросов.

Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

Политики и эксперты все чаще говорят о том, что часть cтабфонда можно потратить - на инвестиции в национальную инфраструктуру и закупку технологий. Тем более что, по расчетам экспертов, в результате инфляции только за год cтабфонд потерял 150 млрд рублей Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит - 2008 - №10 - С. 37-53..

§2. Состояние фонда национального благосостояние

По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд. рублей, что эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:

· 14,31 млрд. долларов США;

· 9,74 млрд. евро;

· 1,62 млрд. фунтов стерлингов Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Финансовое право в вопросах и ответах. - М., 2009. - С.122..

В целях приведения фактической валютной структуры Фонда национального благосостояния в соответствие с его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале часть средств Фонда национального благосостояния в евро была конвертирована в доллары США и фунты стерлингов и размещена на соответствующих счетах по учету средств указанного фонда.

Расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,24 млрд. долларов США, что эквивалентно 5,74 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)5,77 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов Гильманов Э.М. О роли бюджетных расходов в системе экономической безопасности Российской Федерации // Финансовое право - 2007 - №7 - С.9-13..

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в феврале 2008 г. на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь 2008 г. в размере 303,36 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 “О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния” Пост. Правительства Российской Федерации от 17.12.2007 г. № 892 “О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния” указанные выше нефтегазовые доходы были перечислены на счет по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, после чего были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.1, п.2).

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» Ремиханова Д.А.. Бюджетное право. - М., 2007. - С.102..

§3. Управление Фондом национального благосостояния

Цели управления.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.2).

Структура управления.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации Ремиханова Д.А. Бюджетное право. - 5-е изд., перераб. / Под ред. Поляка Г.Б.. - М.: 2008. - С.116.. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.1).

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно) (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.1):

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 2006. - С.72.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации Саттарова А.А. О Фонде национального благосостояния // Финансовое право - 2008 - №1 - С.12-15..

Правила инвестирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М., 2008. - С.89.. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации Данилина М.В. Изменения в стратегии формирования и использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансы и кредит - 2008 - №10 - С.37-53..

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п.4)

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации Пост. Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», п.2

Нормативные доли, утвержденные Минфином России Приказ Минфина России от 24 января 2008 г. № 26

долговые обязательства иностранных государств

50-100 %

80 %

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

0-30 %

15 %

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

0-15 %

5 %

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях

0-30 %

0 %

долговые обязательства юридических лиц

не установлены

не утверждены

акции юридических лиц

не установлены

не утверждены

паи (доли участия) инвестиционных фондов

не установлены

не утверждены

Правительство Российской Федерации установило, что в настоящее время средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в те же финансовые активы, что и Резервный фонд Пост. Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», п.2.

В целях повышения доходности размещения средств Фонда национального благосостояния Правительство Российской Федерации поручило Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, Министерства юстиции Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации разработать проекты нормативных актов, определяющие порядок управления средствами Фонда национального благосостояния, предусматривающий размещение его средств в финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и не используемые в настоящее время для размещения средств фонда Пост. Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», п. 8:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты