Рефераты

Совершенствование финансового планирования в бюджетной организации

p align="left">Теперь действует термин "бюджетная смета" - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Бюджетные учреждения должны осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Составление данной сметы входит в обязанности учреждений. Согласно ст.70 НК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства на:

- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;

- командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;

- возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности [3].

Следовательно, в бюджетной смете должны быть отражены перечисленные расходы.

Бюджетная смета содержит:

- гриф утверждения, содержащий подпись руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения и дату утверждения, и ее расшифровку;

- наименование формы документа;

- финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

- наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

- федеральным учреждениям следует указать код по СРРПБС (сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета);

- наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" [8].

Порядок утверждения бюджетной сметы, представляется следующим образом, на главного распорядителя бюджетных средств возложены полномочия определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений. Руководитель главного распорядителя средств может предоставить это право руководителю распорядителя средств бюджета. В свою очередь, руководитель распорядителя средств вправе возложить обязанность по утверждению сметы учреждения на его руководителя.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы.

Таким образом, бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины.

Составление и исполнение сметы доходов и расходов осуществляется в разрезе кодов функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов.

Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм учреждениям не разрешается. Также учреждениям запрещено использовать бюджетные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ"[8].

По определению смета бюджетного учреждения - это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление бюджетной сметы необходимо. Нельзя упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету и утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:

- численности учащихся (по соответствующим уровням обучения);

- сроках и условиях обучения (по соответствующим уровням);

- материальной базе обучения.

Технически расчет потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя основными путями:

- сводом расчетов потребности в средствах, проведенных непосредственно образовательным учреждением. Это процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Как и всякая сводная работа, приводит к большому количеству ошибок, дополнительных уточнений, согласований и так далее. В практической работе применяется при стабильной по срокам и условиям процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени. Использовался в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием;

- расчетом потребности в средствах, проводимых органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы.

Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов "в любой момент" при выдаче исходных финансовых показателей, единым подходом к совокупности образовательных учреждений и, как результат, меньшей индивидуализацией расчетов.

Вяземская коррекционная школа-интернат осуществляет финансово-хозяйственную деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному комитетом по образованию администрации города Вязьмы.

В смете отражается объем бюджетных денежных средств в начале отчетного периода. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2) и баланс исполнения сметы доходов и расходов (форма №1).

По истечению отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам имеющий форму №4 и баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма 1.1)

Рассмотрим динамику утвержденных для финансирования школы-интерната бюджетных средств за период с 2007 по 2009 год, которые отражены в таблице (Приложение № 4).

Как видно из таблицы объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2008 год, почти на 18,8% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию школы в 2007 году, а объем, утвержденный на 2009 год - почти на 2,8%.

Существенный рост объема финансирования в 2008 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:

- оплата труда - на 65,5%;

- начисления на оплату труда - на 65,5%;

- транспортные услуги - на 80%;

- оплата потребленной электроэнергии - на 20,4%.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился объем утвержденного финансирования по следующим позициям:

- приобретение предметов снабжения - на 17,5%;

- оплата коммунальных услуг - на 25%, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии - на 82.3%;

- оплата труда - на 7.5%.

Из таблицы можно выделить следующие наиболее финансируемые статьи:

- оплата коммунальных услуг;

- оплата труда;

- приобретение предметов снабжения;

- начисления на оплату труда;

- оплата потребленной электроэнергии.

В то же самое время исходя из данных таблицы можно заметить, что объем финансирования на ниже перечисленные позиции сократился:

- транспортные услуги;

- оплата содержания помещений;

- трансферты населению;

- приобретение оборудования.

Из года в год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.

В целом объем утвержденного финансирования имеет тенденцию роста если общий объем финансирования, утвержденный на 2008 год, почти на 19% превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию школы-интерната в 2007 году, а объем, утвержденный на 2009 год - почти на 3%

Для того чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы, рассмотрим еще одну сводную таблицу на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов. Рассмотрим данные, представленные в таблице (Приложение № 5).

Как показывают данные таблицы ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2007 году профинансировано было лишь 67,3% от утвержденной сметы, то в 2009 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9%, что на 20,6% выше, чем в 2007 году и на 13% выше, чем в 2008 году. Имеется общая тенденция роста объема финансирования в течении трех лет.

Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:

- оплата труда;

- начисления на оплату труда;

- оплата коммунальных услуг.

Хуже всего финансируются:

- приобретение предметов снабжения;

командировки и служебные разъезды;

- транспортные услуги;

- оплата услуг связи.

Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были израсходованы, рассмотрим еще одну сводную таблицу на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов и баланса сметы доходов и расходов.

Динамику фактических расходов Вяземской школы-интерната рассмотрим и дадим оценку на основании данных представленных в таблице (Приложение № 6).

Данные таблицы свидетельствуют, что из года в год объем фактических расходов занимает меньшую долю в объеме финансирования из бюджета. Таким образом, в 2007 году наблюдался перерасход бюджетных средств на 6.4% за счет остатков денежных средств с прошлого года, в 2008 году фактические расходы почти укладываются в смету - 99.5%, а в 2009 году наблюдается экономия бюджетных средств в размере 5,3%. По статьям расхода: оплата труда; начисления на оплату труда и приобретение предметов снабжения перерасход наблюдается постоянно на протяжении 3-х лет.

3. Совершенствование системы финансового планирования в Вяземской коррекционной школе-интернате

3.1 Рекомендации по совершенствованию сметы доходов и расходов организации

В Вяземской школе-интернате (как впрочем, во всех бюджетных организациях) финансовое планирование особо актуально в современных условиях. Для бюджетных организаций функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.

На основании рассмотренной системы планирования в школе-интернате можно выработать некоторые рекомендации.

В современных условиях хозяйствования система финансового планирования и управления финансами школы-интерната должна обеспечивать главную стратегическую цель - выживание предприятия (обеспечение финансового равновесия).

Руководству школы-интерната следует ориентироваться на краткосрочное планирование, т. е. составлять прогнозы на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни бюджетного предприятия события. Долгосрочное планирование (от 3 до 5 лет) в бюджетных организациях затруднено, так как изменяются ежегодные нормы, нормативы, тарифы, устанавливаемые соответствующими государственными ведомствами.

Финансовое планирование в Вяземской школе-интернате должно выполнять следующие функции:

1. Основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете финансовых планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности школы. Сравнивая фактические показатели с запланированными, необходимо осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности школы-интерната. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности организации намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство, школы заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

2. Средство координации. Финансовые планы представляют собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области всего функционирования школы-интерната. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.

3. Основа для постановки задачи. Разрабатывая финансовый план на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Рассмотрим далее основные финансовые планы, существующие в рассматриваемой бюджетной организации и планы, необходимость в которых обоснована и актуальна.

Что касается составления годовой сметы доходов и расходов в школе-интернате, то следует отметить, что она является одним из главных финансовых документов как при планировании, так и при контроле финансовых ресурсов. На коммерческих предприятиях аналогом такой сметы был бы отчет о прибылях и убытках.

Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. При составлении сметы в рассматриваемой организации используется нормативный и балансовый метод.

Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объёмов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объём экономического показателя.

Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объёмов затрат и источников расширения ресурсов.

В данной организации необходимо, чтобы данный документ составлялся не поквартально, а помесячно с указанием плановых и фактических показателей. Это позволит более оперативно реагировать на любые изменения.

Кроме того, необходимо анализировать данный документ не только по абсолютным, но и по относительным показателям, составлять соответствующие ряды динамики. Также наглядным было бы составление сметы с указанием удельных весов каждой статьи затрат в их общем объеме, а также указанием удельных весов затрат каждой сферы школы-интерната в их общем объеме. Все это позволит создать некоторые центры финансового учета в Вяземской школе-интернате наподобие аналогичных центров в коммерческих предприятиях.

Помесячное планирование сметы дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем действующая система бухгалтерского учета.

Необходимо проводить соответствующий анализ исполнения сметы доходов и расходов за несколько периодов (месяцев, кварталов, лет) с выявлением соответствующей динамики и установления объективных причин изменения расходов. Для этого все статьи доходов и расходов необходимо сравнивать с учетом изменяющегося уровня инфляции.

3.2 Совершенствование бюджета движения денежных средств

Как уже было отмечено выше, в данной организации бюджет движения денежных средств составляется не в полном объеме. Необходимость его составления обусловлена недостаточностью информации о текущем движении денежных средств, ближайших платежах и расходах, достаточности или недостаточности свободных средств для осуществления непрерывной деятельности. Он будет содержать в себе информацию о будущих наличных поступлениях и выплатах учреждения.

Главная задача при составлении бюджета денежных средств -- проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность организации при реализации данного проекта. Баланс движения денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, тем более на предприятиях бюджетной сферы, где предприятия могут использовать как свои собственные средства, так и бюджетные. Все доходы и расходы должны быть увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

В бюджетных организациях рекомендуется использовать прямой метод, который основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом, подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

Следовательно, предприятию с учетом его специфики можно рекомендовать следующую форму данного документа (Приложение № 7).

Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками.

Каждый из данных показателей может при необходимости рассматриваться более подробно, или, наоборот, укрупненно. Также необходимо рассматривать удельные веса поступлений и выбытий денежных средств, оценивать их динамику.

Последним документом финансового плана является прогнозный бухгалтерский баланс. В рассматриваемой организации бюджет по балансовому листу не составляется. Проведенный выше анализ финансового состояния Вяземской школы-интерната показал острую необходимость в составлении и подробном анализе данного документа.

Прогнозирование основано на тщательном анализе как можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить «стабильность» отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.

Учреждению с учетом его специфики можно рекомендовать следующую форму данного документа (Приложение № 8).

Для составления прогнозного бухгалтерского баланса были использованы данные из вышесоставленных смет расходов, а также из отчёта о движении денежных средств.

Возможно, по аналогии с балансами коммерческих организаций, отражать в активе предприятия основные средства по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус амортизация).

Кроме того, при необходимости можно составлять аналогичный детализированный баланс с подробной разбивкой каждой статьи. Также необходимо рассчитывать относительные изменения статей за несколько периодов (динамика), по сравнению с плановыми показателями, определять удельные веса каждой статьи в общей валюте баланса. Кроме того, необходимо рассчитывать соответствующие соотношения бюджетных и внебюджетных средств. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса позволит рассчитывать корректные показатели платежеспособности организации и ликвидности баланса.

Все составленные выше сметы и отчёты представляют собой финансовый план предприятия, который Вяземская школа-интернат должна составлять ежегодно до начала отчетного периода, чтобы отмечать положительные и отрицательные стороны деятельности, и делать всё возможное, чтобы отрицательных сторон было как можно меньше.

Все указанные плановые финансовые документы также можно составлять нарастающим итогом, т. е. с накоплением (например, с начала года). Кроме того, необходимо своевременно сравнивать выполнение плана как в относительном (процентном), так и в абсолютном отношении. Это позволит контролировать выполнение плана, выявлять отклонения и их причины, принимать соответствующе решения и меры.

На основании всех составленных отчетов для большей наглядности можно составлять также графические отчеты.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии школы-интерната, а также ее текущей деятельности. Кроме того, плановые показатели необходимо рассчитывать с учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов, тарифов, налогов, обязательных платежей.

Возможна разработка нескольких вариантов финансовых планов, из которых потом выбирается наиболее оптимальный.

Такое рекомендуемое финансовое планирование в больнице станет важной частью ее экономического и социального развития, т.к. оно базируется на реальных и плановых показателях, обеспечивает взаимное согласование его элементов, а также контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, способствует мобилизации и правильному направлению средств на дальнейшее развитие организации.

Все это позволит:

- обеспечить финансовыми ресурсами текущую деятельность Вяземской школы-интерната;

- определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования;

- осуществлять контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью.

3.3 Создание отдела автоматизации финансового планирования

В перспективе на базе Вяземской школы-интерната возможно создание собственного отдела автоматизации финансового планирования. При использовании необходимых программных продуктов это позволит оптимизировать и усовершенствовать финансовое планирование в школе.

Сотрудники отдела должны разработать и внедрить необходимое программное обеспечение для кабинета педагогической статистики, бухгалтерии и планово-экономического отдела, что позволит:

- выявить истинную картину распределения затрат по сферам школы-интерната;

- определить количество финансовых затрат в процессе обучения ребенка;

- избежать перекрестного финансирования;

- определить экономическую эффективность работы отделов школы;

- обеспечить руководителей школы-интерната финансовой информацией об экономической эффективности принимаемых решений;

- производить своевременные и полные расчеты с фондом медицинского страхования;

- осуществлять планирование и анализ финансовой деятельности школы-интерната.

Из вышесказанного вытекают следующие задачи, решение которых поможет решить указанные проблемы с созданием отдела автоматизации финансового планирования:

- создать базу данных для ввода хранения поиска, обработки, анализа и выдачи информации;

- адаптировать персонал и руководителей школы-интерната в работу в новых экономических условиях.

Для этого необходимо:

1. Создать совокупность иерархически связанных баз данных для хранения, информации о ресурсах школы-интерната, затратах, другую информацию, необходимую для перераспределения затрат между подразделениями школы.

2. Обучить компьютерной грамотности персонал школы, связанный по роду деятельности с информационной системой.

3. Обучить руководящих работников школы методам работы в условиях новой экономической системы.

Реализация проекта позволит: децентрализовать функции управления и координации усилий в достижении общей цели; интегрировать в единой для системы базе данных всех аспектов деятельности учреждения и, как следствие, исключить повторный ввод и дублирование информации, обеспечение комплексного характера использования информации для целей проведения анализа и выработки управленческих решений должностными лицами; обеспечить сохранность и длительное хранение информации в удобном для использования виде.

Эффективный анализ результативности работы школы-интерната и планирование бюджета на следующий год невозможны без накопления статистического материала за предыдущие годы и текущий год. К таким данным относятся количество выпускников, классифицированных по демографическому, интеллектуальному признаку, по состоянию здоровья, периоду обучения в школе, составе семьи и т. д., а кроме того, различные нормативные показатели и коэффициенты. Сбор, хранение и быстрый поиск такого материала позволит осуществлять соответствующим образом организованная база данных. Вся необходимая информация будет храниться в базе данных системы, постоянно накапливаться и, при необходимости, легко может быть использована для анализа и планирования работы школы-интерната.

Сама процедура внедрения системы открывает широкие возможности для повышения квалификации руководящих работников. Руководители смогут более глубоко разбираться в характере и особенностях затрат, связанных с обеспечением деятельности всей школы. Все это позволит еще больше усовершенствовать финансовое планирование в Вяземской школе-интернате.

Заключение

В рамках управления организацией ежедневное управление денежными средствами через планирование часто рассматривается как рутинная и малозначительная деятельность. Но результаты этой деятельности затрагивают благополучие учреждения в целом. Деятельность любого предприятия невозможна без финансового планирования. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.

Финансовое планирование помогает сделать возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; прояснить возникающие проблемы; улучшить координацию действий в организации, увеличить возможности в обеспечении школы необходимой информацией; способствовать более рациональному распределению ресурсов; улучшить контроль в организации.

От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, конечные результаты деятельности организации.

Сложившаяся в бюджетных предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует рыночному хозяйственному механизму. Основные недостатки действующей системы планирования сводятся к следующему: предприятия не используют долгосрочное перспективное планирование, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. Принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения. Составляемые планы, будучи по своей форме директивными, не содержат механизма корректировки в процессе их реализации, что вносит определенную дезорганизацию в работу учреждения и подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов планирования, снижает исполнительскую и финансовую дисциплину и ответственность за конечные результаты деятельности предприятий.

Среди финансовых планов Вяземской школы-интерната ключевыми являются сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным источникам. Они включают в себя информацию о плановых и фактических доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью школы в течение определенного времени.

В то же время для руководства школы можно рекомендовать использовать полную систему финансовых планов для бюджетных организаций, которая включает в себя следующие элементы:

- прогноз баланса;

- прогноз отчета о прибылях и убытках (аналог сметы о доходах и расходах);

- прогноз движения денежных средств.

Данные финансовые планы должны составляться в разрезе бюджетных и внебюджетных источников финансирования. В дипломном проекте были предложены рекомендации и сами формы составления данных финансовых планов с учетом специфики работы учреждения.

Создание на базе школы отдела автоматизации финансового планирования позволит также усовершенствовать финансовое планирование в данной организации.

Однако следует иметь в виду, что ориентация руководства бюджетных организаций на финансовые показатели, должна быть достаточно объективной, так как деятельность предприятий сильно зависит от бюджетного финансирования. Руководству школы необходимо использовать финансовое планирование с учетом специфики своей деятельности, внешней и внутренней среды предприятия, зависимости от бюджета.

Таким образом, цель дипломного проекта - анализ финансового планирования в бюджетном учреждении и разработка рекомендаций по его совершенствованию - достигнута, а также решены следующие задачи:

- определены теоретические аспекты, понятие и сущность финансового планирования в некоммерческих (бюджетных ) организациях;

- определены сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций;

- обоснована необходимость проведения анализа финансово планирования в бюджетном образовательном учреждении;

- проведен анализ финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации;

- дана оценка финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации;

- разработан комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования бюджетной организации.

Получение образования - это право любого человека, не зависящее от положения в обществе и от физического состояния. Это право закреплено Конституцией Российской Федерации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы, созданием условий повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо привлечение образовательным учреждением внебюджетных финансовых ресурсов. Меры, нацеленные на увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, должны сочетаться с мерами, направленными на оптимизацию использования ресурсов этой сферы. При этом экономическая эффективность не может противопоставляться социальной. Финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современно России определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирование государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

В условиях нестабильной экономики и несовершенства законодательной базы особую актуальность приобретают вопросы финансового обеспечения образования, основанного на расчетах реальной потребности в бюджетных ассигнованиях. Хроническое недофинансирование системы образования привело ее к кризисному состоянию. Недостаточное финансирование коррекционных образовательных учреждений приводит к снижению материально - технического обеспечения учреждений, низкому уровню оплаты преподавательского труда, в связи, с чем снижается число квалифицированных преподавателей. Что в свою очередь ведет к снижению качества обучения. В школах - интернатах нарушаются санитарно - гигиенические нормы, постоянно не хватает средств на оплату коммунальных услуг, ремонт зданий и оборудования. Учебный процесс не обеспечен в достаточной мере учебниками и учебными пособиями, компьютерной техникой. В школах - интернатах большое значение отводится дополнительному образованию, или как раньше говорилось «внеклассной работе». Оно по своей сути значительно шире внешкольной работы. Оно направлено на решение целого комплекса задач, причем главные из них - образовательные, а не только связанные с включением ребенка в тот или иной вид деятельности по интересам. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием, но по содержанию не совпадает с ним. Она ориентирована на удовлетворение потребностей в неформальном общении и имеет выраженную воспитательную направленность. Специалисты, организующие внеурочную работу, должны выявлять интересы ребят и направлять. Должно расширятся пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую активность, т.е. демонстрировать способности, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Необходимо создавать благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается на учебной деятельности.

Очевидно, что немаловажную роль в деятельности школ-интернатов играют благотворительные пожертвования. Финансирование, дарение имущества, безвозмездное выполнение работ и предоставление учреждениям в форме благотворительной помощи в настоящее время приобретает все больший удельный вес в содержании образовательных учреждений. Законодательство создает широкие возможности для поддержки образования путем пожертвований, благотворительной деятельности.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. - М.: Новый юрист, 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2,3. - М.: Проспект, 2003.

Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: 2008.

ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 01.01.2010.

ФЗ РФ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006.

ФЗ РФ "Об образовании» от 04. 05.2009.

ФЗ "О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ" № 63-ФЗ от 26.04.2007 .

Приказ Министерства Финансов РФ "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» от 24.08.2007 № 74н.

Устав МСКОУ СКОШИ от 30.10.1980.

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы : Учебно-методическое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 2005.

Алехин Б.И. Планирование деятельности предприятия. // Экономист. - 2009. - № 6.

Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: “ДИС”, НГАЭ и У, - 2006 г.

Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008.

Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2008 г.

Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2007.

Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2010.

Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Беседин В.И. Планирование в условиях перехода к рынку. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Бородина А.Н. Финансы предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2010.

Быкадаров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово- экономическое состояние предприятия М.: ПРИОР, 2006.

Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. -М.: ИНФРА-М., 2005.

Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. - М.: Рилант. 2008.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2001.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2009.

Ефимова О.В. Анализ финансовой устойчивости предприятия // Бухгалтерский учёт. - 2009. - № 9.

Захарченко В.И. Планирование на предприятии. - Одесса.: Экономис, 2008.

Ивашковская И.В. Деловые финансы. Практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие - Ростов на Дону: Март, 2007.

Ильин А.И. Планирование на предприятии.- М.: Мисанта, 2009.

Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии . - М.: Новое знание, 2010.

Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М.: Юристъ, 2009.

Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010.

Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005.

Комаров И.Л. Менеджмент социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2006.

Кузнецова Е.В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами // Финансы и кредит. - 2009. - № 1.

Магомедов Ш. О. Практические рекомендации по внутрифирменному планированию // Бизнес. - 2009. - № 4.

Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ - М.: «ПРИОР», 2010.

Павлов В. В. Производственно-финансовая деятельность предприятия // Риск. - 2008. - № 4.

Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - М.: ИП. «Экоперспектива» 2010.

Садков В.Н. Расписание на завтра. Методические основы стратегического планирования развития муниципальных образований и его финансового обеспечения. - 2008. - № 6.

Салун В. А. Стратегическое планирование - цель или средство. - Спб.: 2009.

Сафронов В. Л. Эффективное управление денежными средствами предприятия. - 2009. - № 23.

Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2010.

Скамай Л.А. Расчёт ликвидности баланса // Риск. - 2006. - № 1.

Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики - М.: ИНФРА - М, 2008.

Справочник финансиста предприятия. - М.: Инфра-М, 2007.

Хонко Д.В. Планирование и контроль капиталовложений. - М.: Экономика, 2008.

Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: ПРИОР, 2008.

Шевченко Г.В. Приоритетные задачи отечественного здравоохранения // Человек и труд - 2006 г.- №6.

Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА - М, 2008.

Шеремет А.Д. Финансы предприятия. - М.: Росса, 2010.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. - М.: Крафт, 2010.

Юдина А. Р. Экономика предприятия - М.: Инфра, 2008.

Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика.- М.: Русская Деловая Литература, 2007.

Приложение 1

Основные этапы финансового планирования на предприятии

Приложение 2

Подсистема финансового планирования

Подсистемы

финансового

планирования

Формы разрабатываемых планов

Период

планирования

Перспективное

(стратегическое)

планирование

прогноз отчета о прибылях и убытках;

прогноз движения денежных средств;

прогноз бухгалтерского баланса

3-5 лет

Текущее планирование

план доходов и расходов по операционной деятельности;

план доходов и расходов по инвестиционной деятельности;

план поступления и расходования денежных средств;

балансовый план

1 год

Оперативное планирование

платежный календарь

кассовый план

декада, месяц,

квартал

Приложение 3

Схема 1 - Организационная структура управления школы-интерната

Приложение 4

Таблица 1 - Динамика утвержденных для финансирования бюджетных средств за период с 2007 по 2009 гг, (тыс. руб)

1

2

3

4

5

6

7

Наименование статьи расходов

2007

год

2008

год

Темп роста%

2008

год

2009

год

Темп роста%

Оплата труда

6649,0

11002,0

165,47

11002,0

11830,0

107,53

Начисления на оплату труда

2380,0

3939,0

165,50

3939,0

4240,0

107,64

Приобретение предметов снабжения

5785,0

6026,0

104,17

6026,0

7080,0

117,49

мягкий инвентарь и обмундирование

904,0

310,0

34,29

310.0

670,0

216,13

продукты питания

4541,0

5346,0

117,73

5346,0

6130,0

114,67

оплата ГСМ

180,0

200,0

111,11

200,0

110,0

55,00

прочие расходные материалы

140,0

140,0

100,00

140,0

140,0

100,00

Командировки и служебные разъезды

60,0

80,0

133,33

80,0

70,0

87,50

Транспортные услуги

50,0

90,0

180,00

90,0

50,0

55,56

1

2

3

4

5

6

7

Оплата услуг связи

70,0

80,0

114,29

80,0

80,0

100,00

Оплата коммунальных услуг

12587,0

11412,0

90,67

11412,0

14300,0

125,31

оплата содержания помещений

573,0

594,0

103,66

594,0

440,0

74,07

оплата потребления тепловой энергии

6333,0

7077,0

111,75

7077,0

8840,0

124,91

оплата потребления электрической энергии

1585,0

1909,0

120,44

1909,0

3480,0

182,2

оплата водоснабжения помещений

3996,0

1732,0

43,34

1732,0

1540,0

88,91

прочие коммунальные услуги

100,0

100,0

100,00

100,0

0,00

0,00

Прочие текущие расходы на закупку товара

360,0

380,0

105,56

380,0

340,0

89,47

Трансферты населению

1531,0

1768,0

115,48

1768,0

1450,0

82,01

1

2

3

4

5

6

7

Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования

2000,0

500,0

25,00

500,0

290,0

58,00

Капитальный ремонт

1500,0

900,0

60,00

900,0

560,0

62,22

ИТОГО РАСХОДОВ

32972,0

39177,0

118,82

39177,0

40290,0

102,84

Приложение 5

Динамика объема финансирования за счет поступлений из бюджета за период с 2007 по 2009 гг. (тыс. руб)

1

2

3

4

5

6

7

Экономическая классификация расходов

2007 г.

% от сметы

2008 г.

% от сметы

2009 г.

% от сметы

Оплата труда

6421,5

96,6

11001,0

99,9

11830,0

100

Начисления на оплату труда

2186,0

91,9

3899,0

99,0

4240,0

100

Приобретение предметов снабжения

2796,0

48,3

2086,0

34,6

5100,0

72

Медикаменты

20,0

100

0

0

0

0

мягкий инвентарь и обмундирование

536,0

59,2

188,0

60,7

473,0

70,6

продукты питания

2240,0

49,3

1847,0

34,6

4459,0

72,7

оплата ГСМ

0

0

30

15

00

прочие расходные материалы

0

0

21,0

15

168,0

120

Командировки и служебные разъезды

0

0

0

0

0

0

1

2

3

4

5

6

7

Транспортные услуги

0

0

0

0

0

0

Оплата услуг связи

40,0

157,1

0

0

0

0

Оплата коммунальных услуг

9377,0

74,5

11873,0

104

11235,0

78,6

оплата содержания помещений

163,0

28,4

0

0

425,0

96,6

оплата потребления тепловой энергии

6295,0

99,4

6760,0

95,5

8262,0

93,5

оплата потребления электрической энергии

1369,0

86,4

2364,0

124

1946,0

55,9

оплата водоснабжения помещений

1550,0

38,8

2749,0

158,7

6020,0

39,1

прочие коммунальные услуги

0

0

0

0

0

0

Прочие текущие расходы на закупку товара

26,0

7,2

0

0

5

14,7

1

2

3

4

5

6

7

Трансферты населению

478,0

31,2

502,0

28,4

1783,0

123,0

Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования

0

0

0

0

67,0

231

Капитальный ремонт

855,0

57

0

0

500,0

89,3

ИТОГО РАСХОДОВ

22180

67,3

29361,0

74,9

35408,0

87,9

Приложение 6

Динамика фактических расходов за счет поступлений из бюджета за период с 2007 по 2009 гг., (тыс. руб)

1

2

3

4

5

6

7

Экономическая классификация расходов

2007 г.

% от финанси-

рования

2008 г.

% от финанси-

рования

2009 г.

% от финанси-

рования

Оплата труда

6827,0

106,3

11151,0

101,4

12071,0

102,0

Начисления на оплату труда

2435,0

111,4

3974,0

101,9

4289,0

101,2

Приобретение предметов снабжения

3069,0

109,8

2615,0

125,4

4551,0

89,2

Командировки и служебные разъезды

0

0

0

0

0

0

Транспортные услуги

0

0

17,0

0

0

0

Оплата услуг связи

4

100

0

0

0

0

Оплата коммунальных услуг

9388,0

100,1

10629,0

89,5

10800,0

96,1

Прочие текущие расходы на закупку товара

154,0

601,6

50,0

-

0

0

Трансферты населению

767,0

160,5

724,0

144,2

915,0

51,3

1

2

3

4

5

6

7

Приобретенное оборудование и предметы длительного пользования

0

0

0

0

67,0

100

Капитальный ремонт

915,0

107,1

58,0

-

235,0

47

ИТОГО РАСХОДОВ

23559,0

106,4

29218,0

99,5

33531,0

94,7

Приложение 7

Бюджет движения денежных средств

Период: (желательная минимальная периодичность - неделя)

Показатель

Сумма за период, руб.

План

Факт

1. Поступления

1.1. Поступления из бюджета (+дотации)

1.2 Благотворительность

1.1.2. Поступления от реализации платных услуг

1.1.3. Прочие поступления от основной деятельности (возмещение ущерба, по исполнительным документам, возврат подотчетных сумм и пр.)

1.1.4. От финансовой деятельности

1.1.5. Прочие поступления

2. Выбытия

2.1. По основной деятельности

2.1.1. Расчеты по закупке материалов и товаров (в т. ч. авансы и предоплаты)

2.1.2. Расчеты по оплате труда работников школы-интерната (в т. ч. авансы и выплаты по трудовым соглашениям)

2.1.3. Расчеты за услуги сторонних организаций

2.1.3.1. Коммунальные платежи

2.1.3.3. Банковское обслуживание

2.1.3.4. Услуги связи

2.1.3.5. Транспортные услуги

2.1.3.6. Прочие выплаты (в т. ч. выдача подотчетных сумм, страхование и пр.)

2.1.4. Возврат ранее полученных денежных средств

2.1.5. Выплата налогов

2.1.6. Выплата штрафов, пени, неустоек

2.2. По финансовой деятельности

2.2.1. Возврат ссуд, займов

2.2.3. Прочие выплаты

2.2.4. Покупка основных средств и МБП

2.2.5. Капитальные вложения

3. Денежные средства на начало периода

4. Всего поступлений

5. Всего выбытий

6. Изменения в состоянии денежных средств (совокупный денежный поток, сальдо)

7. Денежные средства на конец периода

Приложение 8

Бюджет по балансовому листу (плановый бухгалтерский баланс)

Период: (месяц, квартал, год)

Ед. измерения: руб.

Актив,

Показатели на начало периода

Пассив,

показатели на конец периода

Статья

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Статья

Бюджетные средства

Внебюджетные средства

Основные средства

Источники финансирования

Долгосрочные финансовые вложения

Фонды и средства целевого назначения (в том числе амортизация)

Нематериальные активы

Материальные запасы

Расчеты

Малоценные предметы

Доходы, прибыли (убытки)

Готовая продукция

Средства учреждений

Финансирование капитального строительства

Расчеты

Расходы

Доходы, прибыли

Расходы на капитальное строительство

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты