Рефераты

Рынок факторинга Российской Федерации

акая точка зрения подтверждается и арбитражной практикой. Например, постановления ФАС Поволжского округа от 10 мая 2007 г. № А55-13072/06, ФАС Центрального округа от 8 ноября 2007 г. № А48-5635/06-8. Более того, правомерность такого подхода подтвердил и ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 14 марта 2008 г. № 10887/07).

б) Вычеты НДС по вознаграждениям, уплаченным финансовому агенту.

Согласно Письму Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 03-07-11/134 суммы НДС подлежат вычету в пределах лимитов по всем видам расходов, нормируемых для целей налога на прибыль, согласно правилам ст.171 НК РФ. Однако судебная практика по этому фопросу не так однозначна.

По мнению некоторых судей правила нормирования НДС распространяются только на командировочные и представительские расходы. Например, постановление ФАС Поволжского округа от 22 января 2008 г. № А55-5349/2007. Другие же считают, что если любые расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то входной НДС по таким расходам принимается к вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Например, постановления ФАС Уральского округа от 20 февраля 2006 г. № Ф09-746/06-С2, ФАС Московского округа от 27 мая 2005 г. № КА-А40/4502-05.

в) Неясность в вопросе учета денежного вознаграждения фактору.

Согласно Письму Минфина РФ от 04.08.08 № 03-03-06/1/437 вознаграждение фактора, выраженное в процентах, учитывается в расходах в пределах, установленных ст.269 НК РФ. При этом делается ссылка на п.3 ст.43 НК РФ, где указано, что процентом признается любой заранее заявленный доход по долговому обязательству независимо от способа его оформления, а значит вознаграждение фактора приравнивается к долговым обязательствам.

Однако данное положение по меньшей мере спорно. Факторинг не является операцией по выдаче долгового обязательства, поэтому для применения положения ст.269 НК РФ нет никаких оснований. Одним из обязательных условий для признания обязательства долговым является получение денег или иных вещей на возвратной основе (ст.807, 817 ГК РФ). А договор факторинга такого условия не предусматривает (ст.826, 831 ГК РФ). Суды также подтверждают, что налогоплательщик не должен нормировать подобные расходы в целях исчисления налога на прибыль [29].

г) Неопределенность места реализации факторинговых услуг - приводит к необоснованному удорожанию стоимость факторинговых услуг для клиентов - нерезидентов РФ, не имеющих возможности принятия российского НДС к вычету, что значительно снижает конкурентоспособность российских финансовых агентов для иностранных клиентов и затрудняет развития международного факторинга.

Валютное законодательство не содержит положений, разрешающие проведения валютных операций между резидентами РФ и уполномоченными банками в ходе осуществления международных факторинговых операций. Кроме этого, действующее валютное законодательство не позволяет при осуществлять расчеты и переводы между резидентами - финансовыми агентами и нерезидентами, денежные требования к которым были уступлены резидентам - финансовым агентам резидентами - экспортерами товаров по договорам факторинга, путем зачисления сумм платежа нерезидентов в иностранной валюте на счета резидентов - финансовых агентов. Это означает, что в отличие от международной практики резиденты - экспортеры товаров фактически не могут осуществлять уступку резидентам - финансовым агентам денежных требований, вытекающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) нерезидентам - импортерам ввиду того, что платежи в оплату экспортных поставок должны в обязательном порядке поступать на счета резидентов - экспортеров в уполномоченных банках [52].

Существуют на рынке факторинга и проблемы, связанные с работой клиента. Наиболее существенными из которых, являются:

Неприятие факторинга налоговой инспекцией.

Это связано с тем, что в конце 1990-х годов факторинг активно использовался в целях оптимизации налоговых отчислений. Мешалкин В.К. В своем исследовании налоговой выгоды дает следующую схему ухода от налогов: "Фирма продает товар покупателю с отсрочкой платежа на небольшой срок (3 - 5 дней) и одновременно заключает с банком договор финансирования под уступку денежного требования. Банк приобретает право требования к покупателю без дисконта (например, право требования суммы в 1000 руб. приобретается за 1000 руб.) и перечисляет денежные средства продавцу. Покупатель своевременно рассчитывается с банком.

По условиям договора факторинга продавец выплачивает банку большое вознаграждение, которое учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль, а НДС, уплаченный банку в составе вознаграждения по договору факторинга, ставится к вычету.

Суть этой схемы заключается в том, что вся прибыль продавца от продажи товара перечисляется банку в виде вознаграждения по договору факторинга. Банк обналичивает эту сумму через "фирмы-однодневки" и возвращает продавцу" [10, с.37].

Однако у налоговой службы есть возможность опротестовать ее применение. "НДС, который можно предъявлять к возмещению в соответствии со схемой, образуется за счет выплаты вознаграждения банку. Но статья 824 ГК РФ, описывающая взаимоотношения финансирования под уступку денежного требования, не предусматривает выплату вознаграждения финансовому агенту, - отмечает Владислав Дубневский. - Доход банка возникает из разницы между суммой требования к должнику и суммой финансирования посредника (оптимизатора). В описываемой же схеме происходит выплата комиссии, да еще и завышенной, что при судебном споре дает много шансов на признание сделки притворной с соответствующим взысканием недоимки по налогам" [22, с.16]. Это же подтверждают и решения федеральных судов. Например, ФАС Московского округа в своем Постановлении от 25.10.2006 № КА-А40/9338-06 указал, что выплата вознаграждения банку несоизмеримого с выгодой, полученной от использования его средств является экономически нецелесообразной, а значит такая операция не может быть признана действительной [18, с.17].

В результате налоговые инспекции в настоящее время крайне негативно относятся к операциям факторинга, ссылаясь на их экономическую нецелесообразность, поскольку прибыль от сделок, под которые осуществлялось финансирование, значительно - меньше суммы вознаграждения, уплачиваемого банку по договору факторинга.

Анализируя судебную практику А.А. Копина приходит к выводу о том, что налоговая инспекция будет рассматривать факторинг как средство ухода от налогов в следующих случаях:

получение денежных средств по договору факторинга после возникновения права на получение у заказчика оплаты за исполненные работы, поскольку такое финансирование не преследует цели обеспечения денежными средствами для организации и выполнения подрядных работ;

не представление документов, подтверждающих, что налогоплательщиком были предприняты какие-либо действия для получения дополнительных денежных средств на экономически более выгодных условиях, таких как кредит, получение которого при действующих процентных ставках увеличило бы прибыль, получение которой является целью финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций;

полученная налогоплательщиком от осуществленных сделок прибыль не могла превысить сумму, необходимую для выплаты вознаграждения;

отсутствие у налогоплательщика необходимости привлечения денежных средств от банка и заключения договоров факторинга, поскольку сроки исполнения покупателями своих обязательств по оплате векселей наступали в пределах наступления сроков расчетов общества по договорам с продавцами этих векселей; заключение договоров факторинга повлекло для общества убыточность операций по приобретению и продаже векселей с учетом того, что размер выплаченного комиссионного вознаграждения банку превышал или был равен доходу, выражающемуся в увеличении стоимости приобретения ценных бумаг при их продаже, при условии что финансовые операции, связанные с куплей и продажей векселей, исполнением договоров факторинга были проведены в течение 1-3 дней в одном банке, в котором открыты счета участникам сделок, и ранее операций, связанных с обращением ценных бумаг, налогоплательщик не осуществлял [23, с.15].

Поэтому клиенту необходимо тщательно подготовить аргументы о необходимости применения факторинга, среди которых можно выделить следующие:

а) Факторинг - возможность предотвратить финансовые санкции продавца. Данный аргумент можно использовать, если у предприятия в связи с задержкой оплаты покупателей возникает вероятность нарушения сроков оплаты продавца. При этом предприятию необходимо удостовериться в том, что санкции, предусмотренные в договоре значительно превышают размер комиссионного вознаграждения фактору.

Заметим, что использование данного аргумента носит разовый фактор. Если предприятия постоянно соглашается на включение в договор неоправданно высоких санкций - ФНС РФ скорее всего признает данные договоры недействительными. Суд в таком случае занимает стороны ФНС РФ. В качестве примера здесь можно привести Постановление ФАС ВСО от 24 января 2007 г. № А10-439/05-Ф02-3106/06-С1.

б) Факторинг способствует ускорению оборачиваемости. Использование данного аргумента возможно в том случае, если предприятие испытывает значительные трудности с поступлением денежных средств. В этом случае заключение договора факторинга позволяет получить необходимые ресурсы, которые могут быть пущены в оборот для закупки необходимого сырья и материалов.

в) Факторинг способствует оптимизации работы с дебиторской задолженностью. Как правило фактор при заключении договора осуществляет всю работу с дебиторами: контролирует выполнение должник условий договора, ведение бухгалтерской отчетности клиента, в том числе книги продаж. Это позволяет предприятию существенно сэкономить на оплате дополнительных мест и рабочего времени сотрудников, ответственных за проведение финансовых расчетов [80].

г) За счет факторинга компенсируется нехватка оборотных активов, в первую очередь денежных средств. При использовании данного аргумента предприятию необходимо тщательно проработать доводы в пользу финансирования за счет факторинга, поскольку налоговые инспекции на местах считают, что оптимальным путем в данном случае будет являться получение кредита.

Поэтому предприятию необходимо позаботиться о подтверждении следующих аргументов: невозможность обеспечения кредита посредством залога, срочная потребность в финансовых ресурсах. При этом данные аргументы необходимо подтвердить документарно, к тому же они носят вторичный характер. Поэтому их необходимо использовать в совокупности с предыдущими.

Очевидно, что данная ситуация не только затрудняет работу предприятий, но и ставит под угрозу признания недействительными практически все факторинговые сделки предприятий.

6. Необходимо отметить еще один фактор, сильно воздействующий на рынок факторинга. В Российской Федерации, так же как и в других странах, далеко не все компании могут воспользоваться факторинговыми услугами. В западно-европейской практике выделяются следующие нефакторабельные отрасли: скоропортящиеся продукты (свежая рыба и т.д.), тяжелое машиностроение, строительство (возведение объектов), нефтегазовые корпорации, находящиеся на балансе государства.

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Это объясняется тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств.

Таким образом, факторинг традиционно концентрирует свое внимание на следующих предприятиях:

сельское хозяйство;

лесное хозяйство;

обрабатывающие производства, в том числе: производство - пищевых продуктов, алкогольной продукции, табачной продукции, текстильное и швейное, кожи и изделий из нее, целлюлозно-бумажное, полиграфическое, химическое, резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое и готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, фармацевтических препаратов, инструментов, аппаратуры;

строительство;

оптовая торговля и оказание услуг.

Но даже здесь существуют определенные ограничения. Так не всегда могут получить факторинговые услуги представители малого и среднего бизнеса. Это объясняется тем, что факторы зачастую отказываются предоставлять финансирование, если сумма сделки не превышает 30 тыс. долларов. При этом большая часть товарных кредитов предоставляется оптовым и розничным компаниям в пределах 5 - 30 тыс. долларов.

Наряду с этим факторы предъявляют жесткие требование к дебиторам клиента. Так МКБ предоставляет факторинг только клиентам, имеющим не менее трех дебиторов, с которыми он работал не менее полугода. При этом срок образования дебиторской задолженности не должен превышать 30 дней. Еще более жесткие требования устанавливает банк "Церих": кроме указанных условий, дебиторы клиента должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до заключения договора факторинга, использовать безналичную форму расчету.

Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств - из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных 'производственным процессом.

С учетом того, что в конце прошлого года началась переориентация рынка факторинга в сторону компаний малого и среднего бизнеса, стоит поднять еще одну проблему, которая может оказаться сдерживающим фактором на пути привлечения потенциальных потребителей факторинговых услуг, - цена факторингового договора.

В настоящее время эффективная процентная ставка по договору факторинга (в которую закладываются все дополнительные комиссии) варьируется в пределах 21 - 28% годовых. При этом кредит в национальной валюте предприятие может получить под 15 - 18% годовых. Учитывая тот факт, что плата за факторинг складывается из разных компонентов, фактор может привлекать клиента якобы невысокой процентной ставкой, не раскрывая изначально информацию о дополнительных комиссиях.

А. Сутурин приводит следующие данные о стоимости факторинга в России: "Фиксированный сбор за обработку документов лежит в еще больших пределах и составляет от 50 до 500 рублей за документ. Если учесть, что документарное сопровождение одного дебитора по одной сделке может включать в себя десятки документов, то в итоге получается довольно внушительная сумма.

Комиссия за факторинговое обслуживание каждой поставки также варьируется в широком диапазоне: от 0,5 до 17,5 процента от суммы денежного требования в зависимости от величины отсрочки платежа - чем меньше срок, тем больше комиссия.

На стоимость факторинга также очень сильно влияют следующие параметры: размер предоставляемого финансирования (колеблется в пределах 60-95 процентов от стоимости поставки), максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней) и количество дебиторов, которое банк может принять на обслуживание" [27, с.5].

В случае безрегрессного или частично регрессного финансирования рассчитывается также премия за риск, составляющая от 20 до 30% годовых.

В настоящее время правила оценки заемщиков, разработанные Банком России не учитывают особенности факторинга. Как правило, малые предприятия имеют следующие особенности: наличие отрицательных чистых активов, текущей убыточной деятельность, запрашиваемый лимит финансирования сопоставимый с валютой баланса и несопоставимо маленькая текущая выручка. По данным признакам малым предприятиям присваивается пятая категория качества, даже не смотря на тщательно разработанные бизнес-планы, заключение контрактов на поставку с ведущими фирмами региона, перспективы фирмы в освоении рынка.

Поэтому, оценивая факторинг, банк часто приходит к выводу, что риски по факторингу выше, чем по кредитам. Эта оценка определяет дальнейшую себестоимость факторингового продукта: более высокую чем по кредиту.

Потенциальный же клиент вплоть до настоящего времени, особенно на региональном рынке факторинга, анализируя те или иные способы осуществления финансирования деятельности компании, в первую очередь обращает внимание на стоимость услуг. Поскольку у факторинга она самая высокая - потенциальный клиент, как правило, уходит в сторону кредита.

Глава 3. Перспективы рынка факторинга

3.1 Пути решения проблем

Перспективы рынка факторинга во многом зависят от решения его текущих проблем. Поэтому с конца 1990-х годов российскими экономистами проводится анализ рынка с целью выявления оптимальных методов преодоления проблем.

Подводя итог данных работ АФК разработала программу деятельности на период до 2015 года, в которой планировалось: "инициировать процесс присоединения России к Конвенции УНИДРУА "О международном факторинге", что позволит четко определить понимание факторинга в РФ. АФК будет настаивать на принятии поправок в статью 825 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на отмену лицензирования факторинговой деятельности, а также интенсифицирует работу по заключению договора о сотрудничестве с крупнейшей международной факторинговой ассоциацией IFG. Кроме этого, Ассоциация факторинговых компаний планирует заключение договора о сотрудничестве с Росфинмониторингом, разработку кодекса чести, правил и стандартов для участников рынка факторинга, консолидацию статистических данных по рынку факторинга и формирование рейтингов факторинговых компаний России" [32].

1. Первоочередной задачей российского факторинга является ликвидация пробелов в праве. В 2009 году АФК подготовила консолидированные предложения по развитию законодательства, регулирующего факторинг, в которой выделила следующие моменты:

а) Легализация понятия факторинг.

АФК предложило привести понятие факторинг в соответствие с международными нормами, для чего ст.824 ГК РФ изложить в следующей редакции: "По договору факторинга одна сторона (клиент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства (финансирование клиента) в счет денежного требования клиента к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Помимо финансирования клиента или без осуществления его финансирования финансовый агент исполняет или обязуется исполнить, по меньшей мере, одну из следующих функций (иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями):

управление задолженностью третьих лиц (должников), в том числе ведение бухгалтерского учета клиента;

предъявление и к оплате и сбор задолженности третьих лиц (должников);

защита от неплатежеспособности должников, в том числе путем выдачи поручительств за должников.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом" [52].

б) Определить права и обязанности факторинговых компаний, посредством введения следующих положений:

в п.1 с.827: "Если договором факторинга под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки";

в ст.831: "Если по условиям договора факторинга финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены, за которую агент приобрел требование.

Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента по возврату финансирования и договором факторинга не предусмотрено иное, финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга";

Кроме того, в главу 24 ГК РФ планируется добавить положения:

1) запрещающие без согласия фактора изменения условий денежного требования;

2) запрещающие частичную уступку денежного требования к должнику и 3) предусматривающие обязанность компании, относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков, раскрывать свою отчетность перед фактором.

в) Урегулировать спорные вопросы налогообложения.

Здесь необходимо решить следующие проблемы. Во-первых, приравнять факторинг к финансовым операция, не подлежащим налогообложению НДС. Во-вторых, необходимо законодательно уделить внимание вопросу возмещения НДС российскому поставщику при экспортных операциях, осуществляемых с привлечением факторингового финансирования, в случае если оплата за поставленную продукцию осуществляется покупателем на счет фактора.

г) Для полноценного развития международного факторинга АФК предлагает внести изменения в ряд норм действующего валютного законодательства, направленных, в частности, на разрешение проведения валютных операций между резидентами Российской Федерации и уполномоченными банками в ходе осуществления факторинговых операций.

Для этого предполагается внести в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие положения:

"Без ограничений осуществляются операции между резидентами и уполномоченным банками, связанные с выплатой уполномоченными банками резидентам финансирования под уступку денежных требований в иностранной валюте, вытекающих из договоров с нерезидентами, а также осуществлением резидентами платежей в иностранной валюте в пользу уполномоченных банков в оплату денежных требований, номинированных в иностранной валюте, которые были уступлены нерезидентами уполномоченным банкам" - в п.3 ст.9;

"Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ при зачислении валютной выручки на счета финансовых агентов - уполномоченных банков, поступившей в оплату денежных требований, номинированных в иностранной валюте, вытекающих из договоров с нерезидентами, которые были уступлены нерезидентами уполномоченным банкам в соответствии с договором факторинга".

Кроме того, АФК предлагает:

а) Сформировать бюро кредитных историй в отношении клиентов и дебиторов факторов, что будет способствовать прозрачности факторингового бизнеса. Это планируется сделать как в рамках существующего Федерального закона "О кредитных историях", так и на базе специально созданного для этих целей федерального закона.

б) Поскольку отсутствие оборотных средств у поставщиков приводит к задержкам исполнения государственных контрактов, а отсутствие механизма получения фактором у заказчика денежных средств по уступленным правам требования затрудняет развитие финансирования прав требований из госконтрактов необходимо, считает АФК: "Предусмотреть в Бюджетном кодексе, Федеральных законах "О государственном оборонном заказе", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" "О государственном материальном резерве", Постановлениях Правительства Российской Федерации о Федеральных целевых программах, возможность уступки прав требований по государственным контрактам".

в) Создать механизм рефинансирования уступленных прав требований через специализированных субъектов - операторов вторичного рынка. В роли таких операторов должны выступать специально созданные агентства, которые должны обладать достаточно широкими полномочиями по отбору (квалификации) факторов-контрагентов, контролю за "качеством" выкупаемых прав требований. Суть разработанной системы рефинансирования уступленных прав требований специализированными вторичными операторами состоит в перераспределении рисков, возникающих у факторов при финансировании клиентов. Эти риски связаны с несоответствием структуры пассивов и активов фактора, что в конечном итоге приводит к ее несостоятельности. В данном случае именно государство берет на себя в значительной степени указанные кредитные риски, поскольку выступает в большинстве случаев единственным акционером действующих в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ агентств по финансированию уступленных прав требований. Рыночные продукты в виде прав требований по факторинговым договорам будут выступать новой формой долгосрочного вложения средств для заинтересованных инвесторов.

г) Рассмотреть возможность распространения государственных гарантий и субсидирования процентных ставок не только по кредитованию предприятий приоритетных отраслей экономики (п. п.15, 19, 36, 38, 41 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного 6 ноября 2008 г. Правительством Российской Федерации), но и по факторинговым операциям.

Не менее важной задачей стоящей перед факторинговым рынком является укрепление риск менеджмента.

Как уже говорилось выше, факторинг - является одним из самых перспективных направлений мошенничества. При этом мошенники никогда не пользуются одними и теми же средствами. Как подчеркивает М. Трейвиш: "На мой взгляд, представление о том, что есть типичные случаи мошенничества, очень опасно. Существуют типичные выявленные случаи мошенничества. Это одна из наиболее творческих сторон факторинговой деятельности - догадаться, каким образом вас могут обмануть в следующий раз" [82]. Поэтому любой факторинговой компании необходимо тщательно вытсраивать систему риск-менеджмента.

В связи с этим довольно интересно рассмотреть систему риск-менеджмента МФК "Траст", состоящую из трех уровней. Первым уровнем данной системы является скоринговые методы оценки партнера. Если на клиент удовлетворяет необходимым для заключения договора характеристикам - с ним заключается договор факторинга. Если нет - то компанию перенаправляют к андерайтерам, в роли которых вступают лица, обладающие универсальными знаниями о рынке, его основных игроках, характере их взаимоотношений, - т.е. могут оценить деятельность предприятия с позиции долгосрочных перспектив.

Третий уровень используется в том случае, если андерайтеры не могут принять решение, либо вследствие нестандартных показателей предприятия, либо при недостаточной информации о его деятельности. В этом случае решение вопроса о заключении факторингового договора ложится на факторинговый комитет. Он состоит из некоторого числа специалистов, которые в очном режиме проводят совещание и принимают решение.

Во время обслуживания компании в работу вступает еще один механизм защиты от рисков, а именно институт кредитных контролеров, который занимается верификацией поставок. В тот момент, когда клиент приносит документы на финансирование, специалисты осуществляют комплекс определенных мероприятий по верификации поставок, т.е. они проверяют, были ли в реальности осуществлены поставки, легитимен ли договор и т.д. [15].

Заметим, что несмотря на кажущуюся универсальность данной модели, факторам необходимо постоянно адаптировать систему управления рисками в соответствии со вновь выявленными типичными случаями мошенничества. В противном случае, клиенты могут попытаться обойти данные модели.

"В этой связи нам хотелось бы обратиться к коллегам, прежде всего к начинающим Факторам, с просьбой не гнаться за сиюминутной выгодой, привлекая на обслуживание непроверенных и нечистых на руку клиентов. У отечественного рынка колоссальные перспективы, которые не стоит ставить под сомнение непродуманными действиями", - резюмирует Григорий Карповский, председатель правления ФК "Еврокоммерц".

Между тем на наш взгляд, даже самая эффективная система риск-менеджмента не способна со стопроцентной гарантией оградить фактора от мошенничества. Поэтому целесообразно было бы сформировать единый факторинговый комитет, объединяющий факторов РФ, а также собирающий данные об их клиентов. Вполне вероятно, что данное направление может быть реализовано в рамках АФК, на данный момент объединяющей более 80% факторинговых компаний.

4. Не последнюю роль в деле формирования факторингового рынка является просвещение потенциальных клиентов о факторинге, его сущности, содержании и методах использования. И хотя факторы сформировали данную задачу еще в 2008 году - она по прежнему остается актуальной.

Решение данной задачи должны идти по двум направлениям:

а) укрепление экономического образования предпринимателей,

б) массовые мероприятия по продвижению факторинга, осуществляемые через средства массовой информации.

При этом данные направления необходимо проводить без перерывов.

К сожалению в настоящее время информационное поле вокруг факторинговых отношений формируют, главным образом сообщения о крахе или росте тех или иных компаний, при чем главный акцент делается на ошибках факторов.

Кроме того, необходима консолидация сил всех участников рынка по продвижению товара на рынке. Как отмечает Дмитрий Шевченко: "Участникам рынка нужно научиться договариваться друг с другом. В том числе в плане пиара. Собраться и решить, что вот здесь у нас прямой бизнес-интерес, позиционирование своих продуктов, бренда и так далее. А вот здесь у нас игра в долгую, то есть мы продвигаем рынок, услугу. Это конечно "отдает" pro bono, но итогом-то все равно будет улучшение бизнес-показателей.

У каждого участника рынка есть свои пиар-ресурсы - у кого-то больше, у кого-то меньше. Часть этих ресурсов можно объединить и направить на продвижение факторинга как финансового инструмента, как самостоятельного сегмента финансовой системы страны, имеющего для этой страны возрастающую значимость. Без создания этой значимости любые бизнес-рекорды остаются сугубо кулуарной темой. Это вопрос включения общественности и связи с ней в комплекс маркетинговых коммуникаций всего рынка. Одной ногой мы все равно останемся на поле, где нас знают как финансовых агентов со скучной работой по перемещению денег в пространстве и времени. Но другой нужно выходить туда, где начинается общественная значимость бизнеса. Если тебе на общество плевать, то обществу плевать и подавно. Отсюда и медиаактивность низкая, и скепсис бизнес-среды, и законодательные инициативы, которые затрагивают интересы участников рынка факторинга, но вырабатываются и реализуются - без их участия" [83].

Стоит обратить внимание на факторы, влияющие на развитие того или иного факторингового продукта. В противном случае, структура факторингового рынка нашей страны вряд ли будет изменена, что в свою очередь будет существенно тормозить процесс привлечения на рынок новых клиентов.

В настоящее время наиболее сильные проблемы испытывают безрегрессный и реверсивный факторинг. И если для развития первого необходимо: создание эффективной системы страхования рисков, что сможет существенно снизить стоимость данного продукта и привлечь основного потребителя - предприятия малого бизнеса - то развитие реверсивного фактора зависит от наличия целого ряда факторов.

Во-первых, успешное развитие реверсивного факторинга требует наличия передовых информационных систем, позволяющих объединить все три стороны факторинговых отношений. Без этого невозможно не только осуществить операционное обслуживание сделки, но и обеспечить оперативное оказание сервиса всем сторонам. Поэтому необходимо широкое инвестирование средств в специализированное факторинговое программное обеспечение, которое позволило бы оказывать полноценные решения одновременно для покупателей и поставщиков.

Во-вторых, реверсивный факторинг предполагает концентрацию кредитного риска на дебиторе, что ставит перед фактором задачу создания технологии оценки финансовой устойчивости дебитора.

В-третьих реверсивный факторинг как правило, является способом финансирования средних по объему бизнеса предприятий, а в данном сегменте в настоящее время готовы работать лишь ограниченное число специализированных факторинговых компаний. Поэтому необходимо создать программу, ориентированную на оказание услуг данным потребителям.

3.2 Перспективы факторинга

Конец 2009 года ознаменовался двумя событиями, имеющими возможность оказать значительное влияние на отечественный рынок факторинга: Правительство приняло поправку к ст.825 ГК РФ, а также закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Отмена обязательного лицензирования факторинговой деятельности преследовала цель укрепления и развития рынка факторинга. Однако по существу ни чего нового она на рынок не привнесла, поскольку из-за отсутствия лицензирующего органа факторинговые компании действовали и без лицензии, подтверждая свое право через суды. Например ФК "Лайф" и ФК "Санкт-Петербург", обьем уступленных требований которых составил соответственно 6.045.976 тыс. руб. (7 место в ренкинге) и 676.730 тыс. руб. (13 место в ренкинге).

Тем не мене отмена лицензирования не повлекла за собой появления новых игроков. Хотя дала ряд положительных эффектов:

Банки получили возможность вывести факторинговые подразделения на самостоятельный баланс, тем самым сформировав дочерние предприятия, не нуждающиеся в постоянном резервировании сумм, а значит способных применять более рисковую политику.

Возможность привлечения иностранного капитала на рынок факторинга, что по мнению Корнелиу Рубу может способствовать повышению уровня факторинговых услуг и развитию здоровой конкуренции на рынке. Так как иностранные компании имеют более отлаженные технологии финансирования, в том числе систему риск-менеджмента и качественное IT-обеспечение. С другой стороны их появление создаст определенные сложности в развитии отечественных факторинговых компаний, в виду вышеуказанных причин.

При этом все участники факторингового рынка отмечают, что появление иностранных факторов возможно не ранее чем в 2011 - 2013 годах.

Вместе с тем, ряд игроков относится к данному постановлению скептически. Так А. Федоткин из "Промсвязьбанка" отмечает: "Сегодня нас больше волнует, что будет с регулированием после кризиса, когда у "коммерческих организаций без банковской лицензии" появятся деньги и они начнут их раздавать под видом факторинга. Что это будет за "торинг", страшно представить. Регулировать их не будет никто, кроме налоговых органов и Финмониторинга. Саморегулируемая организация на рынке, где всего два десятка игроков, пока тоже если не отсутствует, то остается на уровне идеи" [78].

Более осторожно в этом отношении высказался В. Носов: "Пока влияние (отмены лицензирования) нейтральное. С другой стороны, как мы и предполагали, уже формируется почва для использования обновленной ст.825 ГК РФ в целях всевозможных оптимизаций. Последняя слышанная мной идея для малого бизнеса - создание холдинга с факторинговой компанией в качестве центра прибыли и перевод ее на "упрощенку". Подобные схемы могут негативно отразиться на и без того не блестящем имидже рынка факторинга и самого факторинга как финансового инструмента" [67].

Положительное влияние должно оказать и принятие закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", закрепляющий максимально допустимые отсрочки, а также исключающий из договора поставки все обременения кроме скидок за объем. М. Логвинов так комментирует значение закона: "В результате договорные отношения поставщиков и ритейлеров становятся более прозрачными, что помогает факторам более точно рассчитать риски финансирования поставок. Однако как будут работать новые нормы на практике, пока никто не знает. Например, закрепление отсрочек платежей в зависимости от срока годности продуктов питания может стать поводом для снижения факторинговой комиссии. Напомним, что сейчас средняя отсрочка платежа для сетей составляет 60 дней, вне зависимости от товарной группы и сроков годности продовольствия. Более 85% поставок в сети идут с отсрочкой свыше 30 дней, около 60% - более 60 дней. Закон ограничивает отсрочку по продовольственным товарам, которые включают в том числе алкоголь и консервы, 45 днями" [29].

Если до недавнего времени основными потребителями услуг факторинга были средние и крупные предприятия, то в течении следущих пяти лет следует ожидать продолжение тенденции, начавшейся в конце 2008 года - факторы будут перестраивать свой бизнес, ориентируясь на потребности малого и среднего бизнеса.

Пионером в этом направлении стал НФК, специализирующаяся на оказании услуг предприятиям данной категории. "Сегодня основной потребитель услуг факторинга - средний бизнес, доля которого у НФК составляет более 80 процентов, - говорит Виталий Орехов. - Но надо смотреть, каков критерий измерения предприятия. У многих предприятий, имеющих несколько десятков сотрудников, оборот составляет 300-400 миллионов рублей в месяц. Разве можно назвать его малым? И наоборот - порой большой завод имеет оборот 70 миллионов рублей в месяц. Нужно учитывать и срок работы предприятия, и время существования рынка именно этих товаров, тенденции на нём - только совокупно оценивая все эти факторы, можно причислить предприятие к определённой группе".

По мнению г-на Орехова, малый бизнес медленнее других "входит" в этот рынок, и должно пройти время, чтобы менеджмент малых предприятий смог понять суть услуги и полнее использовать её в работе. Продукт ещё не стал массовым, возможно, потому, что нет достаточной информационной насыщенности. С этой целью НФК разработала специальное предложение малому бизнесу "Экспресс-факторинг" - максимально упрощённую, доступную схему [35].

В целом, большинство факторинговых компаний уже выдвинули свои аналоги данному продукту: в МДМ-банке - в составе акции для малого и среднего бизнеса, в Москоммерцбанке - в дополнение к его кредитным программам, в ВТБ - в рамках развития партнерства с Национальной факторинговой компанией, в МКБ создали особую программу для малого бизнеса, в банке "Авангар" - новую факторинговую программу как разновидность "беспроцентной рассрочки платежа" [57]. Поэтому в следующим периоде стоит ожидать их активного продвижения на рынке.

Заметим, что данную позицию разделяет и Сергей Бабичев, партнер Factoring Business Solutions: "Маловероятно, что Факторы в 2010 году выйдут на рынок с совершенно новыми продуктами и предложениями. Поскольку прошедшие 10 лет позволили сформировать факторинговые продукты, способные удовлетворить практически любые потребности Клиента: управление дебиторской задолженностью, выплата финансирования без сопутствующих услуг, комплексное факторинговое обслуживание и даже выдача поручительств и гарантий за дебитора - фактически аналог страхования финансовых рисков" [46].

Тем более, что малый бизнес в конце прошлого года заметно активизировался в потреблении факторинговых услуг. При чем большинство клиентов, ищущих для себя факторингового партнера в Интернете - это компании, у которых общий объем дебиторской задолженности не превышает 5.000.000 рублей (рисунок 11). При этом более 73% компаний - за факторингом обращаются впервые.

Рисунок 11. Запрашиваемые объемы финансирования в конце 2009 г.

Однако к данным показателям следует относиться весьма осторожно. Так Александр Чекрыгин, руководитель проекта Factorings.ru, отмечает: "Рост спроса на факторинг еще не означает роста рынка в целом. Многие компании так и не смогли найти финансирования. Они были вынуждены искать другие источники. Особенно это было заметно осенью прошлого года, когда малому и среднему бизнесу о факторинге можно было только мечтать - большинство факторов или не рассматривали новых клиентов, или тотально отказывали в финансировании.

Сегодня ситуация стала лучше: появились новые игроки, желающие быстро растить клиентскую базу, да и старый костяк вздохнул с облегчением. На самом деле, есть из чего выбирать: каждый сможет найти подходящего партнера по факторингу.

Косвенно об оживлении рынка может говорить тот факт, что факторы ведут активную деятельность по привлечению новых клиентов, а за последние несколько месяцев стали появляться факторинговые брокеры, что даже весной 2009 года звучало бы довольно странно. Мне кажется, что рынок перестало лихорадить, и он постепенно встает на старые рельсы стабильного роста.

На основе проанализированных данных мы составили портрет компании, заинтересованной в факторинге: представитель малого или среднего бизнеса из регионов с требуемым объемом финансирования 5-10 млн рублей, имеющий 5-10 дебиторов торговых сетей и оптовых компаний, ранее не пользовавшийся факторингом" [47].

Заметим, что большинство факторов, имеющих достаточно продолжительную историю на рынке, не испытывают желания сотрудничать с мелкими потребителями. В частности, это относится к таким факторам, как банк "Петрокоммерц", "Альфа-банк" и "Промсвязьбанк", традиционно позиционирующие себя как банки, ориентированные на работу с крупными клиентами. В то же время остальные компании также не намерены снижать требования к своим клиентам.

Поэтому, вероятно, оказание услуг малому бизнесу выпадет на долю новых компаний либо мелких факторов.

Отмечая высокий потенциал региона, что связано с уходов в начале 2009 года ведущих игроков регионального рынка факторинга: Еврокоммерц, и МФК "Траст" - ведущие игроки рынка факторинга заявляли о намерениях увеличить свою долю присутствия в регионах. Об этом, например, в своем интервью ясно сказал В. Носов: "Промсвязьбанк в 2010 году продолжит активную работу в регионах. Мы видим точки роста в каждом федеральном округе, в большинстве регионов, где сосредоточены филиалы, представительства и офисы банка, а это более 240 точек по всей стране. В каждом регионе свои экономические условия, свои сложности, но и свои возможности. Мы планируем продолжить укрепление наших позиций в ключевых субъектах федерации, в частности за счет привлечения классных специалистов, развития кросс-продаж, формирования комплексного предложения компаниям-лидерам в своих регионах" [43].

Действительно, ожидания Промсвязьбанка подтверждают исследования Factorings.ru. В конце 2009 года заявки на факторинговое обслуживание подали преимущественно региональные компании - на долю Москвы и Московской области приходится только, соответственно, 7 и 36 процентов от общего количества заявок [47].

Однако не следует ожидать, что освоение региональных рынков будет происходить с одинаковой интенсивностью. "Перспективы в значительной степени зависят от отраслевой структуры экономики, - отмечает Роман Огоньков, - поскольку ситуация значительно различается в зависимости от конкретного региона. Наверное, наибольшие сложности будут наблюдаться там, где велика доля производства товаров промышленного назначения (отрасли связанные с автопромом, металлургией, строительством). Есть рынки, которые "живут", на которых есть платежеспособный спрос и он носит устойчивый характер, но есть рынки которые впали в кому и пока не понятно в какие сроки региональная экономика сможет это преодолеть" [67].

К наиболее перспективным региональным рынкам факторы относят: Санкт-Петербург и Ленинградскую область, имеющих достаточно развитый рынок факторинга, Дальневосточный федеральный округ и Сибирь, особенно Новосибирская область и Краснодарский край.

Однако даже на этих рынках не стоит ждать достаточного быстрого внедрения факторингового продукта. Михаил Окунев из ОАО АКБ "Металлинвестбанк" отмечает: "На многих региональных рынках по-прежнему московские финансовые услуги воспринимаются как подаренные деньги, о возвратности и платности там никто не задумывается. Если региональный клиент, который пришел к нам за факторингом, находится в одном и том же регионе со своими дебиторами, мы обычно отказываем ему в предоставлении финансирования. Есть ряд регионов, на которые мы смотрим сейчас, на Нижний Новгород, например. Но есть юг России, где мы не хотим иметь в одном регионе дебитора и поставщика, потому что очень вероятно, что они договариваются изначально, что они будут поставлять и банку никто из них платить не будет. Эта ситуация происходит в 70% случаев. Если поставщик большой, хороший находится там, где мы присутствуем, у него есть сеть по всей стране, мы готовы его рассматривать как потенциального клиента. Если мы получаем региональные риски от нашего поставщика, который находится в Москве, Питере, Екатеринбурге, Нижний Новгород, то да, у него тоже есть шансы стать нашим клиентом, мы с ними в одной лодке. Если с юга кто-то привезет мед и передает в Москве, мы готовы предоставить такому клиенту факторинг, но если поставщик хочет поставлять мед у себя в Краснодарском крае не стоит приходить к нам за факторингом" [45].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты