Рефераты

Рынок факторинга Российской Федерации

Финляндии отношения между сторонами договора факторинга регулируются Законом о договорах, а также нормами о залоге прав требования. При этом договор факторинга считается заключенным в тот момент, когда должник получает уведомление о нем. Получив данное извещение, а также товаросопроводительные документы - он обязан произвести платеж фактору. В случае, если должник пренебрег данной обязанностью - ответственность за это ложится на клиента.

Кроме того, факторинг широко используется как один из ключевых институтов управления дебиторской задолженностью. Как правило фактор при заключении договора осуществляет всю работу с дебиторами: контролирует выполнение должник условий договора, ведение бухгалтерской отчетности клиента, в том числе книги продаж. Это позволяет предприятию существенно сэкономить на оплате дополнительных мест и рабочего времени сотрудников, ответственных за проведение финансовых расчетов.

Так, например Национальная факторинговая компания осуществляет следующие услуги по управлению дебиторской задолженностью.

Работа по предупреждению случаев неплатежей на стадии заключения договора на факторинговое обслуживание:

Проверка потенциальных контрагентов и заёмщиков.

Установление действительности предоставленных контрагентом или заёмщиком учредительных документов и лиц, имеющих право подписи финансовых документов, в том числе:

сведений о регистрации предприятия;

данные об аппарате управления;

наличие основных средств и прочего имущества;

размер дебиторской задолженности, по которой вынесено решение суда и возбуждена процедура исполнительного производства, и тенденции её погашения;

деловая репутация организации;

возбуждение процедуры банкротства в отношении организации.

Установление действительной долговой истории контрагентов и заёмщиков на предмет обслуживания ими своих долговых обязательств, финансовое состояние контрагентов.

Анализ, подготовка и рекомендации по планируемым к подписанию контрактам.

Изучение активов контрагентов и заёмщиков, с целью обеспечения гарантий по планируемым контрактам.

Выезд на место, оценка и определение ликвидности имущества, предлагаемого контрагентами или заёмщиками в обеспечение гарантий по контрактам.

Контроль процедуры официальной регистрации залога.

Оказание услуг по полной процедуре взыскания по договорам факторингового обслуживания:

Розыск должника и его имущества.

Направление письменного уведомления о возврате задолженности.

Выезд к должнику.

Организация юридического преследования должника в рамках действующего законодательства, которое включает в себя ряд действенных мероприятий, направленных на скорейшее погашение задолженности.

Подготовка необходимых документов для обращения в суд.

Обращение в судебные органы.

Представление интересов в суде.

Участие в исполнительном производстве.

Сопровождение процедуры банкротства.

Организация уголовного преследования должника в рамках действующего законодательства.

Изучая мировой рынок факторинга, стоит отметить и еще одну особенность развития факторинга в западных странах. "Для развития факторинга очень важно наличие определенного законодательства. Естественно, в тех странах, где соответствующие услуги не требуют лицензирования, факторинг развивается значительно быстрее, у огромного количества игроков есть возможность выйти на этот рынок. Если же имеются законодательные ограничения (например, установлено, что факторинговые услуги могут оказывать только банки), то, конечно же, рынок резко сужается" [84] - отмечает Ю. Волков, председатель совета директоров МФК "Траст".

Таблица 1.

Зависимость степени развития рынка факторинга от регулирования [63]

Страна

Законодательное регулирование

Оборот факторинга / ВВП,%

Австрия

Нужна банковская лицензия для всех видов факторинга

1,2

Германия

Нужна банковская лицензия для отдельных видов факторинга

3,1

Франция

Банковская лицензия не нужна, но факторинговые компании поднадзорны Банку Франции

5,3

Италия

Государственное регулирование существует, но не имеет отношение к банковскому

7,8

Великобритания

Государственное регулирование отсутствует

13,4

Этот же вывод отмечают и исследования Мирового банка. Хотя во многих странах мира соотношение объема факторингового рынка и ВВП достаточно высоко, доля факторинга в ВВП снижается тем быстрее, чем сильнее урегулирована факторинговая деятельность в стране. Так, в Италии, Великобритании, Португалии это соотношение составляет порядка 10%, а в Германии этот показатель составляет около 2%.

Так Ассоциация факторинговых компаний (АФК) приводит следующие данные о развитии мирового рынка факторинга (таблица 1):

в Англии, где деятельность факторинговых компаний никак не регулируется, число факторов находится в районе 100, оборот за 2007 год составил 286,5 млрд. евро. Во Франции, где факторинговая деятельность подчиняется Банку Франции, число факторов составляет 25, оборот за 2007 год - 121,66 млрд. евро; в Германии - около 40 Факторов, оборот - 89 млрд. евро. Исключением из общего правила здесь может быть разве что США, в которой действуют 108 факторинговых компаний, с общим оборотом факторинга - 97 млрд. евро., что в объеме ВВП не превышает 1-2%.

Такое различие во многом объясняется и направлением использования факторинга. Так в Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли. В Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг. В Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции - пищевая промышленность, в Австрии - электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли [77].

Стоит отметить еще одну особенность мирового рынка факторинга. Не смотря на то, что факторинг представлен целым рядом разновидностей: инвойс-дискаунтинг, факторинг с регрессом, факторинг без регресса, коллекторские услуги, реверсивный факторинг и др. - соотношение этих продуктов в каждой стране разное, что во многом объясняется обычаями делового оборота. Так, анализируя рынок факторинга Великобритании, М. Трейвиш отмечает: "Дело в том, что еще до появления факторинга сложилась очень сильная индустрия кредитного страхования. Ко времени появления факторинга уже все английские компании, в силу традиций делового оборота, имели контракты с кредитными страховщиками. И услуга, связанная с покрытием кредитных рисков, в Англии оказалась невостребованной" [70]. Поэтому основную массу рынка Великобритании занимает факторинг с регрессом.

В то же время в континентальной Европе, наоборот, первые места занимает факторинг без регресса. Так, например, в Болгарии его доля составляет 90%, Италии 64%, Франции - 55%. Хотя если брать рынок каждой страны: то можно увидеть некоторые отличия. Так, Швеции, Голландии, Кипре, Германии преобладает инвойс-дискаунтинг. В Болгарии и Дании доминирует факторинг без регресса. В Португалии, Австрии, Венгрии, напротив до 90% операций приходится на долю факторинга с регрессом. Особняком стоит Испания, где 38% рынка приходится на реверсивный факторинг.

Россия в связи с неразвитостью кредитного страхования вплоть до 2008 года шла по пути континентальное Европы, однако в связи с экономическим кризисом вынуждена была перейти на факторинг с регрессом.

По разному происходит и развитие факторинговых услуг в развитых и развивающихся странах. "На Западе некоторые факторинговые компании одновременно предлагают своим клиентам и инвойс дискаунтинг, и факторинг, и другие продукты, не волнуясь по поводу того, что клиент может в чем-то запутаться" [70], - отмечает генеральный секретарь International Factors Group Эрик Тиммерманс. В то же время в развивающихся странах, где только начинают отходить от классического факторинга, постепенно внедряя инвойс-дискаунтинг, происходит некоторое путанность в восприятии отдельных видов факторинговых продуктов. Это характерно и для отечественного рынка.

Кроме того, определенное влияние на распространение того или иного вида факторинга могут оказать платежная дисциплина клиентов (например, в Швеции, где отсрочка платежа практически не используется - факторинговые услуги не развиты) а также вид отрасли, обслуживаемой факторингом. Если принять во внимание, что: в Великобритании факторы обслуживают производственные компании, компании сферы услуг и оптово-розничной торговли; в Италии факторинг широко используется в сфере коммерческих, транспортных и телекоммуникационных услуг; в Дании наибольший спрос на услуги факторов предъявляет текстильная промышленность, в Греции - пищевая промышленность, в Австрии - электроэнергетическая, деревообрабатывающая и химическая отрасли, а во Франции - основное внимание уделяется транспортным услугам, розничной торговли, легкой промышленности, услугам по трудоустройству - можно сделать вывод о том, что наиболее перспективными отраслями для факторинга является розничная торговля и сфера оказания услуг.

Глава 2. Рынок факторинга в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика рынка факторинга

Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 - 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб. [60] (рисунок 4).

Рисунок 4. Темпы роста рынка факторинга в 2005 - 2008 гг. по объему уступленных требований

Положительный прирост по итогам года - заслуга относительно успешной работы факторов в I полугодии 2008 г. Главным направлением которой стала ориентация факторов на работу в регионах. Доля Москвы и Санкт-Петербурга в объеме уступленных требований снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года с 62,1 до 58,2% (рисунок 5). Наиболее динамично развивается рынок факторинга на Дальнем Востоке, рост факторингового рынка которого составил более 250% [48].

Рисунок 5. Концентрация рынка факторинга в зависимости от объема уступленных требований в 2007 - 2008 гг.

Происходит в 2008 году и постепенная переориентация факторов на малый и средний бизнес. Доля уступленных требований предприятий малого и среднего бизнеса вырос с 15,9% в первом полугодии 2007 года до 30,1% в первом полугодии 2008 года (рисунок 6). В абсолютном выражении объемы факторинга малого бизнеса увеличился в 3,3 раза, тогда как прирост факторинга крупного бизнеса составил всего 44% [48].

Во втором полугодии 2008 года волна финансового кризиса накрыла и факторинговую отрасль: из-за сужения ресурсной базы многих участников рынка объемы финансирования клиентов сократились. Кроме того, значительное влияние на объемы и развитие рынка оказал дефолт крупнейшего (по данным исследования "Эксперт РА" за первое полугодие 2008 года) Фактора - ФК "Еврокоммерц", доля которого на рынке составляла 22,3%).

Рисунок 6. Структура рынка факторинга в зависимости от объема уступленных требований в 2007 - 2008 гг.

Менее громким, но не менее значимым для рынка событием стала продажа факторингового бизнеса МФК "Траст" банку ВТБ. По данным агентства "Эксперт РА", на начало 2008 года МФК среди российских факторинговых компаний занимала 5-е место по объему предоставленного финансирования (17,6 млрд руб.) и 4-е место по числу обслуженных компаний (794) и занимал устойчивую нишу на рынке. Причиной продажи стало невозможность привлечения заемных средств с внутреннего и внешнего рынка, а также растущая просрочка по задолженности контрагентам из-за финансовой сложности самих контрагентов [81].

Эти тенденции повлияли и на остальных участников рынка факторинга, которым пришлось осуществить выбор: либо укрепления системы риск-менеджмента, совершенствование работы с просроченной задолженностью, либо осуществить уход с рынка. Что и продемонстрировали МФК "Траст", КБ "Система", банк "Северная казна" и другие.

Одновременно увеличилась и стоимость факторинговых услуг. Однако для клиентов данная проблема являлась второстепенной - большинство компаний значительно усилили требования к потребителям услуг. В ряде случаев банки ставили в качестве одного из условий наличие дополнительного обеспечения. А. Морозов, начальник управления факторинга банка "Петрокоммерц" следующим образом прокомментировал эту ситуацию: "Если мы видим, что финансовое состояние клиента не блестящее, но компания достаточно типична для факторингового бизнеса, у неё есть перспективы на рынке, то мы принимаем решение по подкреплению своих позиций - запрашиваем дополнительное обеспечение. И клиенты нормально на это реагируют" [60].

Таблица 2.

Ренкинг крупнейших факторов за 2008 год [25]

Место фактора в ренкинге в 2008 г.

Наименование фактора

Обем денежных требований уступленных фактору в 2008 г., тыс. руб.

Темпы роста в

2008 г.,%

1

ОАО "Промсвязьбанк"

141.822.178,0

146,4

2

ФК "Еврокоммерц"

93.769.341,3

77,5

3

ОАО Банк НФК

67.286.830,0

108,3

4

ОАО Банк "Петрокоммерц"

60.950.381,0

112,7

5

ЗАО "БСЖВ"

33.886.914,0

276,9

6

ЗАО "ТрансКредитФакторинг"

22.485.594,3

185,3

7

ЗАО ЮниКредитБанк

20.759.017,6

154,9

8

ОАО "Номос-Банк"

14.879.273,9

106,1

9

ОАО "Газпромбанк"

14.724.920,4

207,9

10

ОАО АКБ "Металлинвестбанк"

10.310.967,0

н/д

Заметим, что ужесточение требований к клиентам и качеству торговой дебиторской задолженности, сокращение лимитов на одного клиента, а также уход с рынка некоторых крупных факторов заставили ряд клиентов заняться поиском новых партнеров. Поэтому в 2008 году происходит регистрация новых факторинговых фирм, расширением сферы деятельности старых участников.

Таким образом, в 2008 году произошло перераспределение рынка факторинга. Впервые за время составления рэнкинга крупнейших факторинговых компаний первое место, как это показано в таблице 2, по объему уступленных требований занял "Промсвязьбанк". По оценке аналитиков "Эксперт РА", концентрация рынка, рассчитанная как доля 5 крупнейших Факторов, в 2008 году продолжила снижаться и составила 52,8% (68,6% в 2007 году). Снижение уровня концентрации связано с уходом с рынка в конце 2008 года ФК "Еврокоммерц" и динамичным ростом таких Факторов, как Газпромбанк, "Промсвязьбанк", КБ "СМП", "БСЖВ" и других.

Кроме того определенное влияние на снижение уровня концентрации оказала успешная работа относительно новых участников рынка: ОАО "Газпромбанк", ЗАО "ФК Горизонт", ОАО "Банк Казанский", ОАО "Банк Северная казна". Следует отметить и начало освоения рынка факторинга крупнейшими банковскими структурами - в 2008 году о планах выхода на рынок объявили Сбербанк и Альфа-банк.

В целом перспективы рынка в 2009 году под влиянием экономического кризиса оценивались по разному. Наиболее оптимистичный прогноз находился в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2008 году, наиболее пессимистичный - падение объемов рынка на 50%. По мнению "Эксперта РА" объемы рынка в 2009 году не превысят 630 млрд. руб. (прирост, если и будет, то составит не более 5% по отношению к 2008 году).

Главными событиями 2009 года на рынке факторинга стали банкротство ФК "Еврокоммерц", отмена лицензирования факторинговой деятельности, принятие Госдумой проекта Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и консолидация игроков в рамках Ассоциации факторинговых компаний.

Таблица 3.

Ренкинг крупнейших факторов за 1 полугодии 2009 года

Место фактора в ренкинге в 2008 г.

Наименование фактора

Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2008 г., тыс. руб.

Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2009 г., тыс. руб.

Темпы роста в 2009 г.,%

1

ОАО "Промсвязьбанк"

68.899.474

53.230.349

-22,74

2

ОАО Банк НФК

34.047.115

17.065.354

-47,53

3

ОАО Банк "Петрокоммерц"

31.992.413

13.833.508

-50,51

4

ЗАО "ТрансКредитФакторинг"

9.434.470

9.245.047

-2,01

5

ОАО АКБ "Металлинвестбанк"

4.463.989

9.517.357

203,6

6

ЗАО "БСЖВ"

16.091.216

8.032.397

-50,08

7

ФК "Лайф"

н. д.

6.045.976

н. д.

8

ЗАО "Альфа-банк"

н. д

5.806.467

н. д.

9

ОАО "Газпромбанк"

6.792.374

5.203.082

-23,4

10

ЗАО "Юникредитбанк"

10.873.821

4.421.803

-59,34

Если говорить о динамике рынка факторинга, то в первом полугодии 2009 года он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главными причинами этого стали банкротство ФК "Еврокоммерц" и общим сокращением деловой активности основных игроков (таблица 3). Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33% [37].

Еще одним итогом первого полугодия 2009 года стало перераспределение рынка в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в первом полугодии 2009 года [37].В. Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка так прокомментировал данную ситуацию: "В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом" [61]. В связи с этим некоторые банки стали организовывать дочерние факторинговые компании, имеющие доступ к ресурсам банка, но не обязанные осуществлять обязательное резервирование. В качестве примера здесь можно привести ФК "Лайф", дочернюю компанию Пробизнесбанка, занимающую в ренкинге 7 место (таблица 3).

Продолжающиеся ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к разделению рынка на высокорисковую и низкорисковую части. При этом в условиях кризиса первая из них характеризуется большим спросом и полным отсутствием предложения. Тогда как в низкорисковом факторинге продолжается рост конкуренции, что приводит к снижению ставок, которое в 2009 году составило в среднем с 30 - 38% на начало года до 20 - 23% годовых в середине года [37].

В настоящее время факторы условно разделились на три группы: крупные, средние и мелкие факторы, как это показано в таблице 3. В первой группе к концу 2009 года остался только ОАО "Промсвязьбанк", однако и он сократил свою деятельность на 23%. Среди средних и мелких факторов среднее сокращение составило 39% и 49,86% соответственно [61]. Хотя и в этой группе есть фирмы продолжающие стабильно развиваться. К ним в частности относятся ТрансКредитФакторинг, практически не сократившая объемов деятельности, а также Металинвестбанк, увеличивший объем факторинговых платежей в два раза. Из небольших факторинговых компаний "в плюсе" по сравнению с первым полугодием 2008 года лишь СДМ-БАНК и Банк "Вологжанин".

Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. Так лидер рынка - ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, так как работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов - лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.

Таблица 4.

Группы факторов в 2009 году [31]

Класс

Факторы, отнесенные к соответствующему размерному классу

Критерии отнесения к классу, объемы уступленных

требований за

2009 год

Темпы прироста объемов уступленных требований в 2009 году по сравнению с первым полугодием 2008 года

Крупные Факторы

ОАО "Промсвязь банк"

Свыше 50 млрд. руб.

-22,74%

Средние Факторы

Банк НФК (ЗАО), Петрокоммерц, ЗАО "ТрансКредитФакторинг", ОАО АКБ "Металлинвест факторинг", ЗАО "БСЖВ", ФК "Лайф", ОАО "Альфа-банк", ОАО "Газпромбанк", ЗАО ЮниКредит Банк

От 4 до 20 млрд. руб.

-39,21%

Малые Факторы

КБ "Роспромбанк", АБ "ОРГРЭСБАНК", ФК "Санкт-Петербург", ЗАО "ТКБ", ЗАО "РФК", КБ "СДМ_Банк", ОАО "СМП Банк", ООО "Эконом-факторинг", ОАО "СКБ-банк", ООО МФГ "ЮниФактор", ЗАО АКИБ "Церих", ЗАО "Банк "Волгожанин"

Менее 1,1 млрд. руб.

-49,86%

Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70% финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2008 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2009 года данный показатель достиг уже 85% [33] (рисунок 7).

Рисунок 7. Концентрация рынка факторинга в 2006 - 2009

Стоит отметить и то факт, что большинство активных игроков рынка факторинга начинают объединяться в рамках Ассоциации факторинговой компании. В конце 2009 года доля участников АФК в обороте рынка факторинга составила 63% [31]. И это не удивительно, учитывая тот факт, что в состав АФК вошли: ООО "БСЖВ Факторинг", ЗАО "Банк "НФК", ЗАО "ЮниКредитБанк", ОАО "Промсвязьбанк" и другие. Такое объединение можно объяснить стремлением факторинговых компаний стабилизировать ситуацию на рынке факторинга, чего невозможно достичь без оптимизации и объединения усилий.

Изучение региональной структуры рынка факторинга, существенно изменилась. Под влиянием экономического кризиса некоторые факторы стали закрывать малопривлекательные региональные представительства, происходит значительный отток средств из регионов в центральные районы (рисунок 8).

Если в середине года доля столицы в объемах уступленных требований составляла 68,7%, то по итогам года - 66,0%. Увеличить свою долю в региональной структуре сделок помимо Москвы удалось ещё только Санкт-Петербургу (доля выросла с 8,3 в середине 2009 г. до 12,1% в конце) и Дальневосточному федеральному округу (доля выросла с 0,08% в 2008 г. до 0,12% в 2009 г). Остальные федеральные округа показали падение относительно 2008 года.

Рисунок 7. Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г.

Заметим, что ряд факторов, например Промсвязьбанк наоборот продолжили укреплять региональную сеть. При этом ставки по факторинговому обслуживанию в регионах по сравнению с центральными районами были увеличены на 3 - 5 пунктов, что объясняется низкой платежной дисциплиной клиентов и дебиторов. Кроме того, основную часть сделок в регионах осуществлял банк "Еврокоммерц", после ухода с рынка которого данная ниша оказалась незаполненной.

Продолжается в 2009 года и активная работа по привлечению на рынок малого бизнеса. В 2009 года доля клиентов указанной категории выросла на 16 п. п. По сравнению с первым полугодием 2008 года и составила 55,6% (рисунок 9). Наряду с этим значительно уменьшилась доля клиентов, относящихся к среднему бизнесу. Это во многом объясняется банкротством ФК "Еврокоммерц", обслуживавшей в первом полугодии 2008 года 2415 клиентов (28,5% от общего числа всех компаний, получивших факторинговое обслуживание). Довольно стабильно разивается рынок крупных клиентов, что объясняется его большей устойчивостью к экономическому кризису. "Свой вклад в увеличение доли крупных клиентов в целом по рынку внес кризис. Крупные компании быстрее справились с проблемами и доказали, что они отличаются большей финансовой устойчивостью, нежели средние и малые предприятия" - комментирует Виктор Носов [72].

Рисунок 9. Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г.

Стоит отметить еще одну тенденцию рынка. С началом кризиса поведение многих поставщиков продукции изменилось: компании либо перешли на предоплату, либо, наоборот, увеличили отсрочки платежа. Срочную структуру факторинговых портфелей по итогам 2009 года определят именно эти разнонаправленные тенденции поведения поставщиков. В результате средний срок факторинговой сделки увеличился с 53 дней в 2008 году до 67 дней в 2009. Увеличение среднего срока сделки произошло, главным образом, за счет значительного роста сделок срочностью от 181 дня до года (рисунок 10). Ключевую роль в этом сыграл Промсвязьбанк, в его объемах уступленных требований обязательства до года составили 7,7%.

Рисунок 10. Структура рынка факторинга по объему денежных требований фактически уступленных фактору

С усилием риск-менеджмента факторами, а также ухудшением платежеспособности клиента происходит сокращение доли безрегрессного факторинга с 17,1 до 11,5%. По-прежнему лидерами в сегменте безрегрессного факторинга выступают БСЖВ Факторинг и НФК, доля данного вида факторинга в объемах уступленных требований этих компаний составила в 2009 году 79 и 37% соответственно.

В то же время из-за ухудшения платежной дисциплины дебиторов происходит наращивание доли факторинга с регрессом, рост которого в течении года составил 6,1% (рисунок 11). Несколько снизилась за 2009 год доля международного факторинга. Руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями НФК Корнелиу Рубу так поясняет это процесс: "За первые 4 месяца 2009 года объем экспорта сократился на 47,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, достигнув уровня 2005 года. Падение экспорта коснулось не только топливно-энергетических товаров, но и практически всех факторабельных отраслей. Учитывая, что факторинговое обслуживание больше характерно для товарных групп, ориентированных на конечный розничный спрос, факторабельный экспорт был традиционно ориентирован на страны СНГ, которые больше других оказались затронуты кризисом.

Рисунок 11. Структура факторинга по видам сделок

Одновременно с этим, экспортеры, чьи контракты были номинированы в иностранной валюте, в меньшей степени пострадали в текущих условиях, т.к девальвация национальной валюты пошла им на пользу, и именно такие клиенты являются особенно интересными для факторов. Объем импорта сократился на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Импортеры стали первыми жертвами кризиса в связи с резким ростом себестоимости, вызванной более чем 25% девальвацией рубля к ключевым иностранным валютам, в условиях сжатия рынков, падения спроса и вытекающим отсюда падением продаж. Практика привязки цен на товары внутри страны к курсу иностранных валют не успела полностью вернуться из конца 90-х, и те компании, которые не успели или просто не смогли пересмотреть вовремя цены на импортируемую и реализуемую на внутреннем рынке продукцию, получили серьезные убытки. Самый сильный удар пришелся на импортеров машин и оборудования. Одновременно с этим, спрос на услуги импортного факторинга как инструмента управления рисками у иностранных контрагентов остается высоким в условиях ограниченности альтернативных инструментов риск-менеджмента по поставкам в Россию" [71].

Более категорично высказался Виктор Носов: "В международном факторинге подкачали зарубежные страховщики, из-за которых "просела" двухфакторная модель. Но мы отдаем себе отчет в том, что сложности носят не только объективный, но и временный характер. В этом плане России неразвитость рынка финансовых услуг оказалась на руку, и внутренний факторинг в России сократился значительно меньше, чем международный факторинг. Доли закрытого и реверсивного факторинга по итогам 2009 года не превышают и 0,5% в объемах внутреннего факторинга [72].

Во второй половине прошлого года ситуация несколько стабилизировалась. Это связано с тем, что под влиянием кризиса с рынка ушли наиболее слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке дебиторской задолженности. По мнению ген. директора ФК "Лайф" А. Федорова рынок факторинга стал более зрелым: "Среди первых (факторов) остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых (клиентов) появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться" [73].

Особое внимание факторы теперь обращают внимание на отраслевую принадлежность клиентов. Если раньше факторы активно финансировали предприятия, производящие продукцию промышленного назначения, металлургическую и строительную промышленность - отрасли которые по мировым стандартам не подлежат факторингу ввиду больших сроков оборачиваемости дебиторской задолженности - то теперь приоритет делается на финансирование предприятий торговой сферы и финансового сектора. Показатели по секторам экономики и региональные показатели за 2009 год распределены следующим образом: на долю оптовой торговли приходится 61% оборота, розничную торговлю - 8%, обрабатывающие производства - 27%, строительство - 0,4%, прочие отрасли - 3,6% [31].

В результате предпринятых действий факторам удалось остановить падение рынка факторинга. Объем выплаченного финансирования за весь 2009 год составил 227,4 млрд. руб., показав рост на 44% по сравнению с итогами 3-х кварталов того же года, при этом отношение объема финансирования к объему уступленных требований осталось неизменным - 72%.

Совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2009 года оценивается в 52,6 млрд. рублей, прирост за 4-й квартал 2009 года составил 16%, темпы роста факторингового портфеля возросли. Значительно увеличилась (с 54% до 78%) за 4-й квартал доля компаний с положительной динамикой портфеля.

В течение 2009 года факторинговыми услугами воспользовались 3224 компании (прирост числа активных клиентов за 4 квартал составил 13%), число привлеченных клиентов за тот же период возросло на 35% и достигло значения 1261, число дебиторов возросло на 35% и достигло значения 16845. Услуги факторинга в 2009 году были оказаны по 2 548 122 поставкам, что на 39% больше показателей предыдущего периода [31].

2.2 Проблемы развития факторинга

Несмотря на устойчивое развитие рынка факторинговых услуг в Российской Федерации, существует ряд нерешенных проблем, которые не позволяют говорить о факторинге как о развитом экономическом рынке.

Наиболее существенной из которых являются:

Проблема неинформированности предпринимателей как потенциальных клиентов о факторинге.

Очень часто наблюдается ситуация элементарного незнания о данном понятии, о механизме его работы, о его положительных и отрицательных сторонах. Также существует тенденция подмены (в основном со стороны банков) факторинговой услуги на кредит под обеспечение дебиторской задолженности. Так Ю. Волков отмечает в своем интервью: "Банковская система потенциально более развита, игроков (банков) значительно больше, чем факторинговых компаний. В итоге банки начинают предлагать на этом рынке услуги, которые на самом деле факторингом не являются. Это некий кредит под обеспечение в виде кредиторской задолженности. Возникает нездоровая конкуренция, ведь банковская процентная ставка ниже!

Теперь представьте себе обычного среднего предпринимателя, который не слишком хорошо понимает, что такое факторинг и чем тот отличается от кредита. А предпринимателю нужны деньги - и ему все равно, как они называются! Поэтому он просто выбирает кредит под более низкую ставку, забывая, а порой и не подозревая о том, что факторинг - это комплексная услуга, которая включает в себя финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью. Если иметь в виду весь спектр услуг, то факторинг всегда обходится дешевле, чем попытка предпринимателя самостоятельно управлять дебиторской задолженностью" [84].

Прежде всего, это касается регионов, потому что в Центральной России данная деятельность достаточно развита и существует очень высокая конкуренция на рынке факторинга. Поэтому в регионах банкам и специализированным факторинговым компаниям приходится объяснять потенциальным клиентам, что представляет факторинг и чем отличается от кредита.

Факторинг является одним из инструментов мошенников.

Довольно часто клиенты факторинговых компаний осознают, что факторинг позволяет получить свободные от обязательств средства, путем подделки документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности, либо вступив в сговор с дебитором, который за определенное вознаграждение согласиться поставить подпись под накладной.

При этом специфика применения данной схемы такова, что обман может длиться годами, а Фактор, оценивающий свой риск по формальным признакам как кредитный, будет лишь радоваться растущим оборотам, дисциплинированности дебиторов и приверженности клиентов.

К сожалению, рост такого мошенничества был отмечен и на российском рынке, хотя в нашей стране он развит не так сильно как в Западной Европе. В 2008 году просроченная задолженность, идентифицированная как мошенничество, появилась лишь у трех факторов и составила она не более четырех миллионов рублей. Однако это всего лишь подтверждает, что далеко не все хотят выносить сор из избы [28, c.10].

Необходимо заметить, что наряду со случаями прямого мошенничества, на российском рынке были отмечены случаи мошенничества непреднамеренного. "К сожалению, в факторинге иногда видят не источник развития, а инструмент, при помощи которого можно "залатать" очередную финансовую брешь, например, срочно внести очередной платеж по кредиту. Ситуацию усугубляет и отношение покупателей к этой проблеме. Зачастую они не видят ничего зазорного в том, чтобы помочь давнему партнеру-поставщику получить финансирование, и ставят подписи под липовым документом. Порой достаточно одного дружеского звонка, чтобы подписать документы о псевдопоставках. В этой ситуации выявить псевдопоставки чрезвычайно трудно" [30], - признает председатель правления НФК Р. Огоньков.

Поэтому компании, которые не занимаются мониторингом собственных технологий и процедур, серьезно рискуют.

2.3 Необходимость двойного резервирования

Основная проблема с резервами по факторингу состоит в том, что договорные отношения банк имеет с одним лицом (клиентом), а возникающая задолженность относится к другому (должнику). Отсюда сложности с оценкой финансового положения должника, и, как следствие, завышение резервов и уменьшение прибыли.

Наибольшей проблемой, безусловно, является потребность в формировании резервов. Приложение 1 к Положению Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" определяет, что к денежным требованиям и требованиям, вытекающим из сделок с финансовыми инструментами, признаваемым ссудами, в целях формирования резервов на возможные потери по ссудам (далее - РВПС) относятся денежные требования кредитной организации по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг). Так как требования по факторингу признаются ссудной задолженностью, то и формирование резерва по ним осуществляется в соответствии с Положением № 254-П. Учитывая тот факт, что в настоящее время Положение № 254-П не учитывает специфические экономико-правовые особенности факторинга, резервирование по этому виду операций неизбежно приводит либо к созданию значительных резервов на возможные потери по ссудам, не отвечающих реальному уровню риска (и, соответственно, ухудшающих финансовые результаты деятельности банка), либо к проблемам с проверяющими органами - а зачастую и к тому, и к другому одновременно.

При осуществлении операций по договору факторинга получается, что банк, имеющий дело при заключении договора с клиентом-кредитором, погашения задолженности ждет от должника, с которым у банка нет никаких договорных отношений, а обязанность перед банком по исполнению уступленного банку денежного требования должник несет лишь в силу закона. Однако нормативная база Банка России игнорирует данную особенность и устанавливает правило резервирования приобретенных прав требования. Таким образом, суммы по договору факторинга резервируются дважды, что несет искажение отчетности фактора [65].

Мало что изменило Указание № 2155-У, добавившее в Положение о порядке формирования РВПС пункт 4.7., посвященный особенностям формирования резервов по факторингу.

С 1 июля 2009 года при формировании резервов по факторингу можно будет оценивать риск на клиента - но только в том случае, если финансирование клиента осуществляется им до уступки денежного требования. И только до того момента, пока указанное требование не будет уступлено. Во всех остальных случаях ответственность клиента по договору факторинга может рассматриваться лишь как обеспечение по ссудной задолженности, причем не может быть отнесено к I категории качества [53].

2.4 Проблемы, связанные с законодательством

Как уже говорилось выше, в Российской Федерации термин факторинг вплоть до настоящего времени не легализован. В следствии этого происходит не только подмена понятия "факторинг", но и не совсем корректное применение отдельных положений источников права. В следствии чего, малые и средние предприятия не могут в должной степени воспользоваться услугами факторинга.

Кроме того, данное положение вещей не позволяет проводить полноценный анализ развития факторингового рынка. Поскольку в число изучаемых операций те или иные специалисты включают как собственно факторинг, так и куплю-продажу дебиторской задолженности, а также кредит под обеспечение дебиторской задолженности.

В настоящее время стало вполне очевидно, что глава 43 ГК РФ нуждается в тщательной доработке, поскольку ее содержание не позволяет в должной степени защитить права факторинговых компаний. Так, в частности, должники, денежные требования к которым в соответствии с договорами факторинга были уступлены финансовому агенту, нередко заключают с продавцами соглашение о расторжении договора поставки и возвращают продавцам поставленные ими товары. Также нередки случаи, когда покупатели, к которым перешло право собственности на поставленные товары, возвращают эти товары продавцам по причине невозможности их дальнейшей реализации. Как следствие этого, денежное требование, уступленное финансовому агенту, перестает существовать. Таким образом, в результате произвольных действий третьих лиц обязательства сторон по договору финансирования под уступку денежного требования прекращаются независимо от воли сторон по данному договору [52].

Существую в настоящее время и проблемы, связанные с непроработанностью Налогового кодекса РФ, среди которых стоит отметить следующие:

а) Неопределенность вопроса в обложении факторинга НДС.

Налоговая инспекция считает, что при уступке денежного требования происходит реализация имущественного права, которая согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ облагается НДС. Кроме того п.2 ст.153 НК РФ говорит о том, что выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами. Такая позиция была выражена в Письмах Минфина России от 13.08.07 № 03-07-04/05 и ФНС России от 15.10.07 № ШТ-6-03/ 777.

Однако данная позиция является спорной. Ст.155 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав. При первичной уступке НДС начисляется не с операций по уступке права требования, а с операции по реализации товара. Если же выполнять требования налоговой инспекции, то возникает двойное налогообложение: сначала компания уплатит налог при реализации товара покупателю, а затем еще раз при уступке задолженности. А это протеворечит принципам налогового законодательства [25, с.10].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты