p align="left">На ранней стадии развития банковского дела главным отличием центральных банков от коммерческих являлось право эмиссии банкнот. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
* эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
* банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
* банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
* главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
* органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
При решении этих задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству. а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.
В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов. предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.
Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст. 16--18). С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации (ст. 5, 10--14, 19--33). Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу.
Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Осуществление Банком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он прежде всего оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России осуществляет двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями,
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи -- управлению кредитной системой.
29. Коммерческие банки и их операции
Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Они являются самостоятельными субъектами экономики.
На практике функционирует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.
По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, паевые, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швейцарии государству принадлежат 47% капитала центрального банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии - 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другой половиной - частные лица.
Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акционерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства коммерческие банки, как правило, бывают государственными.
По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран (во Франции и др.) деятельность иностранных банков не ограничивается. В России, Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут развертывать свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.
По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов ограниченной ответственности.
По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные (все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение), инвестиционные, инновационные, учетные, депозитные и др.
По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков они специализируются на определенных видах операций.
В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве Европейских стран.
Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта.
Идея специализации более характерна для банков США.
Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.
Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство).
В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.
По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. Наибольшее число филиалов в России имеет Сберегательный банк РФ. Наибольшее количество филиалов сконцентрировано в Москве и Московской области. Второе место после Центра занимает Урал, далее - Дальний Восток, Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь.
По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми, производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.
В банковской системе действуют также банки специального назначения. Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.
Несмотря на многообразие видов коммерческие банки характеризуются единством сущности, принципов организации и функций.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ о банках и банковской деятельности банк - это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии (разрешения) Центрального банка РФ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Применительно к специальной правоспособности банков законодательство установило следующие правила:
1) исключительное право банков на осуществление банковских операций, включая сберегательные, которое выражается в запрете всем другим предприятиям совершать указанные операции. Другие кредитные учреждения вправе совершать банковские операции на основании лицензии Банка России, за исключением сберегательных;
2) принудительная специализация банков, которая выражается в запрете им заниматься деятельностью в сфере материального производства и торговли материальными ценностями, а также по всем видам страхования, за исключением страхования валютного и кредитного риска.
Организация деятельности коммерческого банка строится на реализации следующих принципов:
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов. В пределах имеющихся у банка ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Работа в пределах реально привлеченных ресурсов
Полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения, т.е. на основе коммерческого интереса (прибыльности), риска и ликвидности.
Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.
Коммерческий банк выполняет функции:
аккумуляция (привлечение) средств на счета. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков;
размещение средств (инвестиционная функция). Перераспределяя временно свободные денежные средства предприятий и денежные доходы частных лиц, аккумулированные на счетах, коммерческие банки осуществляют посредничество в кредите, посредничество в операциях с ценными бумагами, иностранной валютой и валютными ценностями, в оказании различных финансовых и других услуг клиентам банка;
расчетно-кассовое обслуживание клиентов, выступая посредником в расчетах между хозяйствующими субъектами.
Конкретное проявление банковских функций на практике представляет собой банковские операции.
В соответствии со ст. 5 Закона о банковской деятельности банки могут совершать следующие банковские операции и сделки:
привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;
осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;
выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;
выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
приобретать право требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);
покупать у российских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;
покупать и продавать в Российской Федерации и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;
привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов [доверительные (трастовые) операции];
оказывать брокерские и консультационные услуги; осуществлять лизинговые операции;
производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.
Для осуществления банковских операций требуется лицензия Банка России (ст. 11 Закона о банковской деятельности).
В экономической литературе предлагается также классификация банковских сделок в соответствии с функциями банка:
аккумуляция (образование) средств (пассивные операции);
размещение (предоставление) средств (активные операции);
содействие платежному обороту;
другие операции, которые не входят ни одну из указанных выше функций.
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках. Выделяют 4 формы пассивных операций коммерческих банков:
операции формирования и увеличения уставного капитала банка (например, первичная и последующие эмиссии акций акционерного коммерческого банка);
операции формирования и распределения прибыли, формирования и увеличения фондов;
депозитные операции коммерческого банка;
кредиты и займы, полученные от других юридических лиц - не депозитные операции коммерческого банка.
С помощью первых двух форм пассивных операций создаются собственные средства коммерческого банка. Две последние формы пассивных операций создают заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы коммерческого банка.
К активным операциям относятся весьма разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая их, обеспечивает клиенту возможность получения необходимых ему средств, а себе - получение доходов, прибыли. Это достигается разными способами: либо банк предоставляет клиенту средства по кредитному договору, либо покупает у него долговое требование к третьему лицу или к третьим лицам (учетная или дисконтная операция), либо принимает на себя ответственность за клиента перед третьим лицом (гарантийный, акцептный кредит). Структура активов КБ - соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу. Качество активов банка определяется целесообразной структурой его активов, диверсификацией активных операций, ликвидностью, объёмом рисковых активов, объёмом критических и неполноценных активов и признаками изменчивости активов. Активы КБ можно разделить на 5 категории: 1) кассовая наличность и приравненные к ней средства; 2) инвестиции в ценные бумаги; 3) ссуды; 4) здания и оборудование; 5) дебиторская задолженность и прочие активы.
30. Международные кредитно-финансовые организации
Развитие мировой экономики предполагает необходимость регулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютно-финансовой политики государств. В этих условиях возрастает роль международных институтов, особенно валютно-кредитных и финансовых организаций.
Причинами, обусловившими возникновение и функционирование международных валютно-финансовых институтов, являются следующие: глобализация мировой экономики; расширение и углубление мирохозяйственных связей; усиление процессов экономического регулирования в условиях нестабильности. Они призваны решать такие основные задачи, как осуществление межгосударственного валютно-финансового регулирования, разработка стратегии и тактики мировой валютно-финансовой и кредитной политики в целях стабилизации международных финансов и ряд других.
Основными международными валютно-кредитными и финансовыми организациями являются МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (июль 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). На конференции был принят Устав МВФ (статьи Соглашения о МВФ), который вступил в силу 27 декабря 1945г., а деятельность фонда началась в мае 1946г. в составе 39 стран-членов, непосредственно валютные операции стали проводиться с 1 марта 1947г.
Россия вступила в МВФ в июле 1992г. По состоянию на январь 1999г. число стран-членов МВФ составляет 182. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделения - в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН (Нью-Йорк).
Основная миссия МВФ - регулирование валютно-кредитных отношений государств- членов и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте. В соответствии с миссией основными целями МВФ являются:
1) расширение сотрудничества стран в валютно-финансовой сфере;
2) поддержка стабильности валют и регулирование отношений в валютной области среди государств-членов;
3) оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между странами-членами;
4) устранение валютных ограничений;
5) временное предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для решения проблем в финансово-кредитной сфере.
Высшим органом управления МВФ является Совет управляющих, в ведении которого входит решение таких вопросов, как внесение изменений в статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр долей государств-членов в капитале, выборы исполнительных директоров.
Принятие решений в МВФ определяется голосованием, причем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фонда. В соответствии с этим наибольшим количеством голосов в МВФ обладают (1998г.): США - 17,78%; Германия - 5,53%;, Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%.
Совет управляющих делегирует ряд своих полномочий Исполнительному совету (директорату), который решает многие политические и административные вопросы деятельности МВФ. Число исполнительных директоров равно 24. Кроме того, Исполнительный совет выбирает директора - распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда в течение пяти лет.
Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала Фонда и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов государств - членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, выраженную в СДР, которая определяет:
сумму подписи на капитал
возможности использования ресурсов Фонда
сумму СДР, получаемую государством-членом при распределении
количество голосов страны в Фонде.
Размеры квот зависят: от объема ВВП ; суммы текущих операций платежного баланса, размера официальных золотовалютных резервов. Капитал Фонда с 1999г. составляет 212 млрд СДР (297 млрд долл.)
Заемные средства МВФ привлекаются в соответствии с Генеральным соглашением о займах, заключенными между центральными банками ведущих стран и Фондом об открытии кредитной линии на возобновляемой основе. Кроме того, МВФ прибегает к займам у ряда стран на двухсторонней основе и у Банка международных расчетов.
МВФ осуществляет кредитование стран-членов в иностранной валюте для покрытия дефицитов платежных балансов, поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. Фонд проводит операции только с официальными органами стран-членов.
За счет собственных ресурсов МВФ предоставляет следующие виды кредитов:
1. Резервная позиция, представляющая собой сумму займов в виде резервной доли, т. е. возможности получения кредита в пределах 25% квоты страны-заемщика, и кредитной позиции, т. е. суммы займов, предоставленной страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений.
2. Кредитные доли, т. е. средства в иностранной валюте, которые страна-член может получить сверх резервной доли.
3. Резервные кредиты «стенд-бай» и расширенное финансирование дополняют резервную позицию и кредитные доли и обеспечивают стране-члену гарантию того, что при соблюдении определенных условий и проведении соответствующей финансово-экономической политики она может получить определенную сумму в иностранной валюте в обмен на национальную на определенный срок для решения экономических проблем.
4. Специальные кредитные механизмы, включающие такие виды кредитов, как компенсационное и чрезвычайное финансирование, дополнительный резервный механизм, чрезвычайные кредитные линии и другие, различающиеся по целям, условиям и стоимости.
За счет других источников Фонда оказывается льготная помощь наименее развитым странам с помощью механизма расширения финансирования структурной перестройки. В связи с глобальными экономическими и финансовыми кризисами МВФ в 90-х годах ввел новые механизмы финансовой поддержки стран- членов, такие, как экстренное финансирование, экстренная поддержка, помощь странам после конфликта и др.
Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических условий, в связи с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики.
Группа всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН, включающее Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Ведущей организацией в группе является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), учрежденный Бреттон-Вудским соглашением в 1944 г. и начавший функционировать с июля 1946 г. Целями МБРР являются: содействие реконструкции и развитию территории государств-членов за счет поощрения капиталовложений на производственные цели; стимулирование частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий, участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; содействие росту международной торговли и поддержание сбалансированности платежного баланса.
Организация принятия решений в МБРР основана на количестве набираемых голосов, которые определяются долей страны- члена в капитале Банка. На 1998 г. США имело 16,68% общего количества голосов, Япония -- 8%, Германия -- 4,57%, Франция и Великобритания по 4,38%, Россия -- 2,83%.
Управление Банком осуществляют совет управляющих и директорат. Совет управляющих, состоящий из министров финансов и управляющих центробанков, сосредоточен на принятии наиболее важных решений, определяющих стратегическую политику, а работа директората связана с оперативным функционированием. Членами МБРР могут являться только члены МВФ, таким образом, число стран-участниц составляет 182.
Финансовые ресурсы для предоставления кредитов Банк формирует за счет паевых взносов стран-участниц и аккумулирует на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты выдаются либо правительством государств, либо под их гарантию.
В соответствии с провозглашенными целями Банк кредитует страны, реализующие программы экономических реформ, основанные на таких принципах, как снижение государственного воздействия на экономику, либерализация цен и отмена контроля за ними, стимулирование привлечения частного капитала для развития экономики стран, реформирование государственных финансов, укрепление финансового рынка и т. д.
Кредитование отдельных программ в странах-заемщиках обусловлено предоставлением Банку мировой информации об экономическом положении и исполнении предложенных рекомендаций. Как правило, выдача ссуд осуществляется путем совместного финансирования проектов, причем доля Банка в них составляет 30%. Срок предоставляемых кредитов колеблется от 12 до 20 лет, а стоимость зависит от конъюнктуры финансового рынка, поскольку большую часть ресурсов МБРР мобилизует путем эмиссии облигаций.
Международном ассоциациям развития (МАР) была создана в 1960 г. для льготного кредитования развивающихся стран. МАР выдает кредиты правительствам стран-участниц на срок от 35 до 40 лет на беспроцентной основе, взимая только плату за административные издержки в размере 0,5% годовых. Финансовые ресурсы МАР формируются за счет взносов развитых стран и трансферта прибыли МБРР, в связи с чем кредитование многих проектов МАР осуществляется совместно с МБРР. Страны -- члены МБРР имеют право вступить в МАР, вместе с тем в данную организацию Вошли только 160 государств (1998 г.)/
Международная финансовая корпорация (МФК) создана 1956 г. для стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся государств. Финансовые ресурсы МФК формируем” путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. При кредитовании особый упор делается на отбор и анализ проектов, поскольку МФК не требует правительственных гарантий страны заемщика, а берет все риски на себя Кредиты МФК предоставляются на срок от 7 до 15 лет. Число стран-членов, входящих состав корпорации,-174.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. с целью стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. Основной задачей, стоящей перед МАГИ, является обеспечение гарантий различных форм инвестиций путем страхования некоммерческих рисков. Срок гарантий 15--20 лет, покрывающих до 90% объема инвестиций. Участие в деятельности МАГИ принимают 145 стран (1998 г.).
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представляет собой международную организацию, созданную 29 мая 1990 г. на основе Соглашения между учредителями, которыми выступили 40 стран мира, а к 1999 г. число стран-участниц достигло 60. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Основной ЕБРР является содействие реформам в европейских постсоциалистических странах, направленных на формирование рыночных отношений, развитие частной и предпринимательской инициативы. Исходя из этого деятельность Банка направлена на решение таких задач, как стимулирование развития частного сектора экономики путем мобилизации для этого иностранного и местных капиталов; инвестирование в производственную, финансовую и сферу услуг для поддержки частной инициативы; стимулирование развития и расширения национальных рынков капиталов; оказание поддержки, технического содействия для подготовки и реализации экономически выгодных проектов и ряд других.
Руководящими органами в ЕБРР являются Совет управляющих, Совет директоров и Президент. Совет управляющих является высшим распорядительным органом, решающим принципиальные вопросы деятельности Банка, куда входят по два представителя от страны-участницы. Совет управляющих на ежегодном заседании выбирает председателя, координирующего деятельность Совета. В исключительную компетенцию Совета управляющих входит решение следующих вопросов: прием новых членов в ЕБРР и приостановка членства; избрание директоров и президента ЕБРР; увеличение или уменьшение установленного капитала ЕБРР; предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями; утверждение финансовой отчетности Банка; внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР.
Решение других оперативных вопросов Совет управляющих делегирует Совету директоров, который является исполнительным органом, состоящим из 23 членов, избираемых на три года. Президент Банка избирается Советом управляющих на четыре года и осуществляет управление текущей деятельностью данной организация под руководством Совета директоров.
Финансовые ресурсы ЕБРР сформированы за счет акционерного капитала, составляющего 20 млрд. евро и распределенного среди стран-участниц, при этом наибольшими долями обладают США -- 10%, Италия, Германия, Франция, Великобритания и Япония -- по 8,5%, квота России -- 4%. Совокупные финансовые ресурсы Банка состоят из обычных ресурсов включающих: уставный капитал ЕБРР; привлеченные заемные средства; средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям; прочие средства и средства специальных фондов, включающих фонды технического и инвестиционного сотрудничества, целью которых является оказание содействия в подготовке и реализации различных видов проектов.
Формы деятельности ЕБРР разнообразны, но в целом направлены на рыночные преобразования и включают: предоставление кредитов на развитие производства; инвестирование в капитал; предоставление гарантий и оказание содействия в размещении ценных бумаг; размещение ресурсов фондов в соответствии с их целевым назначением и др.
Наиболее важными направлениями кредитной политики БРР являются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.
Наряду с мировыми валютно-финансовыми учреждениями активно функционируют региональные банки развития, образовавшиеся в связи с необходимостью решения региональных проблем, развития регионального сотрудничества и экономической интеграции. Основными региональными банками являются: Межамериканский банк развития (МаБР) со штаб-квартирой в Вашингтоне; Африканский банк развития (АфБР) с главным офисом в Абиджане; Азиатский банк развития (АзБР), располагающийся в Маниле. Несмотря на определенные различия стран-участниц, входящих в данные банки, они имеют определенное сходство, поскольку преследуют единые цели; у них аналогичные порядки формирования пассивов и близкая по направлениям кредитная политика.
Финансовые ресурсы банков образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств с мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций. Отличительной особенностью банков является создание специальных фондов, предназначенных для льготного кредитования низкорентабельных, но общественно необходимых объектов и проектов.
Условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые банками развития, различны и зависят от размера имеющихся ресурсов, при этом льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а процентная ставка составляет от 1 до 4% годовых. Основными направлениями кредитования являются объекты инфраструктуры, сельское хозяйство, добывающая промышленность.
В Европе также функционирует ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, являющихся составной частью системы европейской интеграции и направляющих свою деятельность на развитие экономики стран ЕС, проведение единой сельскохозяйственной политики, укрепление валютного союза и т. д. Основными валютно-кредитными организациями ЕС являются:
Европейский инвестиционный банк (1958 г.), предоставляющий долгосрочные кредиты от 7 до 40 лет на освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкцию и строительство предприятий при нехватке финансовых ресурсов у страны-кредитора; развитие приоритетных для стран Союза отраслей хозяйства и т. д. Формирование ресурсов осуществляется за счет взносов в уставный капитал, образования резервов и привлечения средств путем выпуска облигационных займов.
Европейский фонд развития (1958 г.) создан в целях осуществления коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним странам, в соответствии с этим основной задачей Фонда является координация программ предоставления помощи для развития ассоциированным странам. Финансовые ресурсы формируются за счет взносов стран ЕС и направляются в виде льготных кредитов и субсидий на конкретные программы развития.
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1962 г.) ориентирован на финансирование развития, концентрации и специализации хозяйственного производства и проведения единой политики в данной отрасли хозяйства стран ЕС. Источником финансовых ресурсов служит общий бюджет ЕС. Формируемые средства распределяются на Фонд гарантирования, за счет которого поддерживаются единые сельскохозяйственные цены и субсидируется экспорт аграрной продукции, и Фонд ориентации, служащий для развития аграрно-промышленного комплекса.
Европейский фонд регионального развития (1975 г.) создан для выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС. Финансовые ресурсы формируются за счет совместного бюджета Союза, а распределяются в соответствии с задачами Фонда на конкурентной основе между странами -- членами ЕС.
Европейский фонд валютного сотрудничества (1973-- 1993 гг.); Европейский валютный институт (1994--1998 гг.); Европейский центральный фонд предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования и в соответствии с этим контролирует соблюдение общей экономической политики, устанавливает единые валютные курсы и банковские процентные ставки, осуществляет эмиссию евро и другие мероприятия в целях обеспечения экономического роста и валютно-финансовой стабилизации в странах Союза. Банк международных расчетов является первым межгосударственным банком, созданным в Базеле в 1930 т. на основе межправительственного Гаагского соглашения шести государств (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Бельгия, Япония) и группы американских коммерческих банков во главе с банкирским домом Моргана для облегчения расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В настоящее время в составе БМР -- 34 страны-члена, он выполняет функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран.
Исходя из этого БМР выполняет такие операции, как прием правительственных вкладов, купля-продажа и хранение золота, депозитно-ссудные операции с Центробанками, операции с валютой, ценными бумагами и ряд других. Источниками финансовых ресурсов являются уставный капитал (1,5 млрд. золотых франков) и краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте, которые Банк размещает на рыночных условиях в других банках.