Рефераты

Роль денег в рыночной экономике

p align="left">Золотослитковый стандарт, сохраняя за золотом роль денежного товара, ограничивал его использование в обращении. В обращении находились неразменные на золото банкноты. Запрещалось свободное перемещение золота из одной страны в другую. При золотослитковом стандарте банкноты обменивались на золото в слитках только при предъявлении их на сумму не меньше установленной законом. В Великобритании она равнялась 1700 фунтов стерлингов, во Франции 215 000 франков. При наличии такой суммы денежные знаки можно было обменять на стандартный слиток золота весом в 12 кг.

Золотодевизный стандарт означал свободный размен банкнот на иностранную валюту (девизы), размениваемую на золото. После первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и валютах ведущих капиталистических стран, был положен в основу денежных систем 30 стран, в том числе Германии, Дании, Норвегии. В Германии, например, золотодевизный стандарт был введен в 1924 г. и просуществовал до середины 1931 г. Официальный курс рейхсмарки с прежним довоенным золотым содержанием поддерживался к доллару на уровне паритета 4,2 марки за 1 долл. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.

Таким образом, золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой форму «урезанного стандарта» золотого монометаллизма. Благодаря им после первой мировой войны удалось:

восстановить на время устойчивость денежных систем многих стран;

сконцентрировать в центральных банках экономически развитых стран национальные запасы золота и валютных резервов;

повысить регулирующую роль государства в организации денежного обращения;

сократить издержки обращения, связанные с обслуживанием денежного обращения.

Добыча золота и серебра в мире ограничена, что сдерживало увеличение денежной массы, а следовательно, и развитие товарного производства. Противоречие между количеством денежного товара и потребностью рынка в деньгах удалось разрешить путем выпуска в обращение знаков стоимости полноценных денег: кредитных и бумажных.

Полноценные деньги - это монеты из денежного металла. Номинальная стоимость монеты соответствует стоимости содержащегося в ней металла. При обращении полноценных денег допускалась свободная чеканка монет. Чтобы стоимость монеты была равна стоимости денежного металла в слитках, чеканка производилась на государственном монетном дворе бесплатно или за мизерную плату. В России плата составляла 0,2% стоимости слитка металла.

В процессе обращения монеты стирались, теряя свой вес, а, следовательно, и часть стоимости. Они становились неполноценными. Для предотвращения порчи монет и заполнения каналов денежного обращения неполноценными деньгами государство в законодательном порядке устанавливало возможный предел, или ремедиум отклонения фактического веса монеты от установленного законом.

Обычно он был менее 1% веса монеты. При превышении установленного предела металлическая монета теряла функцию обязательного всеобщего покупательного и платежного средства.

В то же время государство уже давно чеканит и выпускает в обращение разменную монету для обслуживания мелких платежей, размена банкнот и полноценных монет. Разменная монета изготавливается из различных неденежных металлов. Номинальная стоимость разменных монет устанавливается государством.

Она гораздо выше стоимости содержащегося в них металла и затрат по изготовлению этих денег. Поэтому разница между номинальной стоимостью разменных монет и затрат по их изготовлению составляет эмиссионный доход государства.

В 1929-1933 гг. под ударами мирового экономического кризиса были ликвидированы все формы золотого монометаллизма. Система золотого монометаллизма рухнула в результате целого ряда причин: высоких издержек обращения; ограниченности добычи драгоценного металла; усиления государственного регулирования денежного обращения и необходимости перераспределения национального дохода через эмиссионный налог.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных денег. Это, прежде всего, связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда. Знаки стоимости: банкноты, чеки, векселя, казначейские билеты - вытеснили золото из обращения.

Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

* вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

* выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

* развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);

* создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Существуют две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков.

2.1. Первая разновидность свойственна административно распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:

1. Сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке.

2. Законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот - распределение предметов потребления и услуг.

3. Обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий.

4. Нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами.

5. Прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части обшей системы государственного планирования.

6. Централизованное директивное управление денежной системой.

7. Выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития.

8. Сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного.

9. Законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы.

Такого типа денежные системы существовали в странах социалистического лагеря до его распада.

2.2. Вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков используется в большинстве стран современного мира. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:

1. Децентрализация денежного оборота между разными банками.

2. Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.

3. Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.

4. Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.

5. Прогнозное планирование денежного оборота.

6. Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.

7. Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

8. Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

9. Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

10. Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

Элементы денежной системы

Денежная система на современном этапе включает две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов:

принципы организации системы;

название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;

виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

методы, регулирования денежного обращения;

организация денежного оборота в стране.

Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации системы. Под принципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран.

Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности.

При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

Принцип не подчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена.

В то же время центральный банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство Страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки.

Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Рассмотрим эти элементы.

Наименование денежной единицы. Этот элемент денежной системы, как правило, складывается исторически, однако в некоторых случаях (например, в период революций) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполеондор». В России в период с 1922 по1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец». После денежной реформы 1947 г. и вплоть до настоящего времени в России сохранилось единое наименование денежной единицы - «рубль», что было закреплено в принятом Парламентом страны Законе «О денежной системе Российской Федерации» и в последующем Законе «О Центральном банке Российской федерации».

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что в качестве обеспечения, могут служить товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства, банков и других организаций и другие. Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил оформления банками обеспечения не должно допускаться.

Эмиссионный механизм. Он представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производится через расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота. Такой порядок включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования. Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют. Это означает отношение валюты данной страны, выраженной в валютах других стран, например, 1 долл. = 30 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время ни в одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, сейчас используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзинке» валют, при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзинку».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств.

Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной, компьютерной, электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используются «электронные деньги», представляющие собой уже не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты.

Основные параметры денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86- ФЗ. Согласно этому закону официальной единицей Российской Федерации является рубль, который равняется 100 коп. Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или обращение различных денежных суррогатов.

Правительство отказалось от установления масштаба цен. В законе записано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

Монопольное право эмиссии или изъятия наличных денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В этой связи на Банк России возложены следующие функции:

прогнозирование и организация производства банкнот и монет;

подготовка нормативных документов и инструктивных материалов для коммерческих банков по хранению, перевозке и инкассации наличных денег и ведению кассовых операций.

По действующему законодательству в России осталось два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Казначейские билеты упразднены. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

20. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления

Инфляция - это явление не современной экономики, а имеет длительную историю, связанную с наращиванием темпов эмиссии бумажных денег, с обесценением денежной единицы. Особенно остро она проявляется в период войн (например, Гражданской войны в США в 1861-65 гг., в период Французской революции 1789-91 гг.). Современная инфляция имеет некоторые отличительные особенности, такие как её повсеместный характер, всеохватывающий характер, хронический вид и воздействие на нее не только денежных, но и других факторов.

Инфляция - нарушение закона денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями в них оборота, в обесценении денег, вызванное диспропорциями в общественном воспроизводстве и экономической политикой.

К первой группе факторов, определяющих инфляцию, относятся те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Вторая группа объединяет факторы, которые обуславливают рост издержек и цен товаров, поддерживаемый последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

В зависимости от преобладания факторов этих групп различают два типа инфляции:

1. Инфляцию спроса;

2. Инфляцию издержек.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

1. Милитаризация экономики и рост военных расходов. Милитаризация, развитие ВПК ведет, с одной стороны, к оживлению рыночной конъюнктуры (гос.заказ стимулирует развитие производства этих отраслей, растет их объем ТП), но с другой, - деформируется структура общественного производства (рост доли отраслей ВПК), что ускоряет инфляционные процессы, поскольку часть НД идет на непроизводственное потребление (на военные цели), т.е. теряется часть общественного богатства и продукта, а также - военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос лиц, занятых в ВПК (или на службе), что ведет к росту денежной массы без соответствующего поступления в оборот товаров, а также рост военных расходов способствует росту дефицита государственного бюджета и увеличению государственного долга (государство идет на гос.займы для его покрытия).

2. Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга (государство порой для покрытия бюджетного дефицита не только размещает гос.займы на денежном рынке, но и осуществляет дополнительную эмиссию неразменных банкнот).

3. Кредитная экспансия банков (расширение кредитования сверх реальных потребностей ведет к росту эмиссии кредитных денег и платежеспособного спроса).

4. Импортируемая инфляция (т.е. эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом, а отсюда - чрезмерный приток в страну иностранной валюты, понижение валютного курса денежной единицы, повышение цен импортируемых товаров; чрезмерное расширение денежной массы зависит и от возникновения крупного и устойчивого активного сальдо платежного баланса по текущим операциям, либо от массированного протока капитала).

5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность (с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых на рынок поступает денежная масса, увеличивая платежеспособный спрос и не содержа никаких элементов предложения).

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих не денежных факторов:

1. Лидерство в ценах. Когда различные компании ряда отраслей при формировании цен ориентируются на цены, установленные компаниями-лидерами, т.е. наиболее крупными субъектами данной отрасли.

2. Снижение роста производительности труда и падение производства. Происходит ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное кризисом, само производство находится в застое.

3. Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Активность профсоюзов не позволяет крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста ПТ, в то же время в практике ценообразования компания компенсирует за счет роста цен повышение зарплаты.

4. Энергетический кризис, связанный с резким удорожанием нефти. (Рост индекса цен в 70-80-е годы на все виды сырья - в 7 раз, в том числе на сырую нефть - более чем в 20 раз, - привел к удорожанию импорта и послужил предлогом для поднятия цен монополиями при поддержке государства в США, Западной Европе, Японии).

Таким образом, инфляция - сложный, многофакторный процесс, обусловленный взаимодействием сфер внутреннего и мирового производства и обращения.

В зависимости от величины роста цен в международной практике принято деление инфляции на три вида:

o Ползучую - если среднегодовой темп прироста цен не выше 5 - 10%.

o Галопирующую - при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%).

o Гиперинфляцию - когда рост цен превышает 100% в год (в практике МВФ за гиперинфляцию принимают 50%-й рост цен).

Ползучая форма инфляции, т.е. небольшое, умеренное обесценение из года в год, характерна для промышленно развитых стран, что соответствует монетаристскому учению, которое является господствующим направлением в экономической мысли Запада. Это должно стимулировать рост производства и увеличение ВНП.

В развивающихся странах преобладают галопирующая инфляция и гиперинфляция. Нужно заметить, что формы и социально-экономические последствия инфляция, а также антиинфляционные мероприятия в разных странах обусловлены особенностями их экономического развития. В связи с этим развивающие страны можно классифицировать следующим образом.

К первой группе относятся развивающиеся страны Латинской Америки, где в конце 1980-х - начале 90-х гг. отмечались отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма печатного станка и постоянной индексации, а во внешнеэкономической сфере систематически снижались курсы национальных валют (Никарагуа, Перу и др.).

Ко второй группе относятся Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Иран, Египет, Сирия, Бирма, Чили. В этих странах также отсутствует экономическое равновесие, в финансовой политике прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную экспансию. Инфляция в них держится в «галопирующих пределах» (среднегодовой прирост цен 20-40%); проводится индексация (которая носит частичный характер; отмечается высокий уровень безработицы).

Страны третьей группы - Малайзия, Южная Корея, Сингапур, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн - имеют достаточную степень экономического равновесия. Инфляция здесь сохраняется в «ползучих формах» (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен. Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве антиинфляционного эффекта играют экспорт товаров и приток иностранной валюты. Безработица сохраняется на умеренном уровне.

К четвертой группе относится бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру (Китай, Польша, Вьетнам и др.). Ситуация здесь, включая и положение с инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к рыночной экономике.

Среди факторов инфляции в этих странах выдвигаются, во-первых, проблемы финансирования на базе хронического дефицита государственного бюджета, через который проявляется большинство факторов инфляции; во-вторых, структурные факторы, например, чрезвычайный рост инвестиций в тяжелую промышленность, не приносящий быстрой отдачи; в-третьих, диспропорциональность между ускоренным ростом цен на промышленную продукцию по сравнению с ценами на сельскохозяйственные товары - так называемые «ножницы цен».

Структурные факторы инфляции не только обуславливает ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию инфляции издержек, но и оказывают большое влияние на развитие инфляции спроса. Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования, т.е. при помощи печатного станка, а с другой - привлечением растущих объемов иностранных займов. В результате огромные внутренние и внешние долги.

В то же время увеличение внешней задолженности вызывает появление такого фактора инфляции как долларизация страны. Данный процесс связан с привилегированным положением доллара или другой сильной валюты перед национальной, а это не только стимулирует приток иностранных инвестиций, но, наоборот, приводит «к бегству» капиталов из страны.

21. Антиинфляционная политика в современной России

Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление - конкурентное стимулирование производства. Рассмотрим их подробнее.

Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при её проведении в 60-70-х гг. проявляли сдержанность или вовсе отказывались от неё.

В России чрезвычайно жесткая дефляционная политика привела к тому, что величина денежной массы (агрегат М2) по отношению к ВВП составляла по итогам 1995 г. всего лишь 13,5%, что намного ниже утвержденного Советом Безопасности РФ допустимого уровня (50%). Это также ниже значений коэффициента монетизации как в промышленно развитых государствах, так и в развивающихся странах.

Результатом такого непомерного сжатия денежного предложения вместо устойчивого, реального преодоления инфляции явились искусственное её подавление с помощью задержек выплаты заработной платы и пенсий, всеобщий платежный кризис и стагнация производства.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики доходов в США при президенте Николсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в Скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызвало дефицит на некоторые товары, а во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, с отменой ограничений он снова ускорялся.

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика; если же стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда было обуздание инфляции любой ценой, параллельно использовались оба метода.

С целью полной или частичной компенсации потерь населения от инфляции проводится полная или частичная индексация.

Данный метод применялся в конце 40-х - начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е гг. в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (в США, например, на 10%). Исключением была Италия, где под давлением профсоюзов была введена полная индексация.

В конце 70-х - начале 80-х гг. в промышленно развитых странах в борьбе с галопирующей инфляцией все чаще стали применяться консервативные варианты с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому симулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога.

Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие её воздействие на цены и спираль «заработная плата-цены». Например, в США администрация Р.Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малоконкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность, что вызвало волну слияний крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали «заработная плата-цены».

22. Валютная система

Валютная система -- это форма организации валютных отношении, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими странами. Постепенно она обособилась от денежной системы

Основные элементы национальной валютной системы:

* национальная валюта;

* национальное регулирование международной валютной ликвидности;

* режим курса национальной валюты;

* национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;

* режим национальных рынков валюты и золота;

* национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.).

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных валютных отношений мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

* виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;

* межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

* межгосударственная регламентация режимов валютного курса;

* межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;

* режим мировых рынков валюты и золота;

* международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский центральный банк).

Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта -- денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.

В послевоенный период главными формами мировых денег стали резервные валюты и международные денежные единицы -- СПЗ и евро (до 1 января 1999 г. - ЭКЮ).

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных расчетах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения. С 20-х гг. XX в. функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США. Они получили название резервных валют. Под этим термином понимается конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.

Вначале главной резервной валютой был фунт стерлингов, но постепенно его позиции стали ослабевать, начала повышаться роль доллара США. Выполнение той или иной валютой функций международного платежного и резервного средства зависит от позиций, которые занимает страна -- эмитент валюты на международном рынке товаров и капиталов. Изменение этих позиций привело к утрате фунтом стерлингов роли резервной валюты в конце 60-х годов, к относительному снижению роли доллара США и повышению роли немецкой марки и японской иены в 80--90-х годах.

В 70-е годы МВФ выпустил новый вид международных ликвидных активов -- международную денежную единицу СПЗ (специальные права заимствования), или СДР. В рамках Европейской валютной системы, созданной в 1979 г., стала выпускаться международная денежная единица экю (европейская валютная единица), которая в 1999 г. была заменена евро.

Международные денежные единицы являются наднациональными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют, во-первых, по эмитенту (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями) и, во-вторых, по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах).

Золото выполняет функцию международного резервного средства. Важный элемент валютной системы -- регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Компонентами международной валютной ликвидности являются:

* официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству);

* счета в СПЗ и евро;

* резервная позиция в МВФ.

Резервная позиция в МВФ означает право страны -- члена МВФ на автоматическое получение у МВФ безусловных кредитов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ).

Следующий элемент валютной системы характеризует порядок установления курсовых соотношений между валютами, т.е. режим валютного курса. Различают фиксированный, «плавающий» курсы валют и их варианты, объединяющие в различных комбинациях отдельные элементы фиксированного и «плавающего» курсов.

При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» (обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации -- понижения или ревальвации -- повышения).

Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.

Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведения центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:

* режим «скользящей фиксации» -- центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей:

уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;

* режим валютного коридора -- центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

* режим «совместного», или «коллективного плавания» валют -- курсы валют стран -- членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

Валютные ограничения -- это введенные в законодательном или административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям (т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов), по операциям резидентов и нерезидентов.

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны -- члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких ограничении на «переходный период», т.е. на период до подписания ст. VIII. На начало 1997 г. 116 государств из более чем 180 стран -- членов МВФ присоединились к ст. VIII. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран.

От количества и вида практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) -- это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран. Различают полностью конвертируемые (обратимые) валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые (необратимые).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты