Рефераты

Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры

p align="left">Первый уровень бюджетной системы и соответствующий ему уровень системы налогов и сборов - это федеральный бюджет и система федеральных налогов и сборов (федеральный уровень). Учитывая объем и сложность выполняемых федеральными органами государственной власти функций и задач, статусом федеральных налогов обладают наиболее доходные налоги, такие, например, как НДС и налог на прибыль предприятий. Налоговое право России / А.В. Демин. - М.: Учебное пособие, 2008. С. 91.

Второй уровень бюджетной системы - это уровень бюджетов субъектов РФ (региональный уровень). Собственной финансовой основой бюджетов субъектов РФ являются региональные налоги и сборы, механизмы исчисления которых имеют более тесную территориальную привязку по сравнению с федеральными налогами, относящимися к уровню Федерации в целом. В число наиболее ярких представителей региональных налогов входят налог на имущество организаций и транспортный налог. В системе региональных налогов предполагается также установить новый для современной России налог на недвижимость, объединяющий налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Что касается вопроса, на каком уровне налоговой системы должен находиться отдельно взятый налог, ответ на него зависит от характерных особенностей объекта рассматриваемого налога. Объекты федеральных налогов обладают свойством растяжимости по всей территории РФ, в связи с чем проблема установления принадлежности дохода от взимания налога с таким объектом какому-то конкретному субъекту РФ является, как правило, трудноразрешимой. В отличие от федеральных, у региональных налогов объекты представлены в преобладающем числе материальным (движимым или недвижимым) имуществом, имеющим на основе государственной регистрации или физического расположения четкую территориальную принадлежность. По этой причине налоги, объектам которых свойственны материально-вещественные характеристики, четко идентифицируют свою принадлежность территории конкретного субъекта РФ и поэтому устанавливаются в системе региональных налогов. Другим отличием региональных налогов от федеральных является то, что доходность региональных налогов из-за ограниченности совокупного размера их налоговой базы уступает потенциалу доходности федеральных налогов и сборов. Налоговое право России / А.В. Демин. - М.: Учебное пособие, 2008. С. 92.

Третий уровень, при этом самый многочисленный в горизонтальном разрезе, - это уровень местных бюджетов (местный уровень). Произошедшие изменения в административно-территориальном делении страны повлияли на состояние современного бюджетного процесса в РФ, особенностью которого является то, что "после принятия Конституции РФ в 1993 г., установившей местное самоуправление, правовой формой бюджета стал не только закон, но и правовой акт представительного органа местного самоуправления. Поэтому более точным будет утверждение, что бюджетный процесс обслуживает формирование и исполнение не только закона о бюджете (федерального и субъектов РФ), но и ежегодных правовых актов о бюджетах органов местного самоуправления" Карасева М.В. Политические аспекты российского бюджетного законодательства // Государство и право. 2002. № 2. С. 60.. Вместе с тем при более детальном рассмотрении содержания приведенной цитаты следует отметить, что в ней по неизвестной причине не упомянута еще одна важная (промежуточная) стадия бюджетного процесса - после формирования и до исполнения бюджета происходит его рассмотрение и утверждение в соответствующем органе законодательной (представительной) власти (раздел VII БК РФ "Рассмотрение и утверждение бюджетов").

Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога. Собственные налоговые доходы, образуемые при взимании местных налогов и сборов, составляют в местных бюджетах крайне незначительную долю и не позволяют только за счет них полностью финансировать деятельность местного самоуправления в РФ.

Правительство РФ, анализируя финансовое состояние территориальных бюджетов, в своих оценках указывает, что собственные налоги покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов; перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограниченны Постановление Правительства РФ "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года"..

В связи с этим преобладающая часть доходов в местных бюджетах формируется за счет закрепленных за ними на постоянной основе налоговых доходов бюджетов иных уровней бюджетной системы, регулирующих налоговых доходов, передаваемых местным бюджетам из вышестоящих бюджетов на кратковременной основе, а также за счет направляемой местным бюджетам финансовой помощи бюджетами вышестоящих уровней бюджетной системы. Результаты исследований, проводимых в области межбюджетных отношений, показывают, что "более 80% налоговых доходов этих бюджетов (региональных и местных) формируется за счет отчислений от федеральных налогов" Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. 2002. № 5. С. 137..

Согласно ст. ст. 56, 61.1 и 61.2 БК РФ, с 1 января 2005 г. собственные налоговые доходы федерального бюджета на постоянной основе закреплены за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в следующих пропорциях:

- налог на доходы физических лиц: 70% - в региональный бюджет, 30% - в местный бюджет;

- единый налог при применении упрощенной системы налогообложения: 90% - в региональный бюджет, 10% - в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- единый сельскохозяйственный налог: 30% - в региональный бюджет, 60% - в местный бюджет, 10% - в государственных внебюджетных фондов;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: 90% - в местный бюджет, 10% - в бюджеты государственных внебюджетных фондов Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3535..

В связи с тем, что пропорции распределения доходов от налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней бюджетной системы до последнего времени менялись ежегодно, данный налог следует рассматривать как формирующий регулирующие налоговые доходы в территориальных бюджетах. Это следует из того, что с 1 января 2002 г. межбюджетное распределение налога на прибыль производилось по налоговым ставкам 7,5% / 14,5% / 2%, с 1 января 2003 г. - 6% (-1,5%) / 16% (+1,5%) / 2%, с 1 января 2004 г. - 5% (-1%) / 17% (+1%) / 2%, а с 1 января 2005 г. - 6,5% (+1,5%) / 17,5 % (+0,5%) / 0 с января 2009 года 17%/2%.

Полноценным источником образования в местных бюджетах регулирующих налоговых доходов, т.е. доходов, которые могут быть установлены для зачисления в местные бюджеты в течение одного финансового года или иного ограниченного по срокам временного периода, с 1 января 2006 г. признается единственно налог на доходы физических лиц. Вместе с тем обновленный механизм межбюджетного распределения поступлений от налога на доходы физических лиц предусматривает возможность формирования этим налогом в местных бюджетах и закрепленных налоговых доходов. Образование в местных бюджетах того или иного вида налоговых доходов от взимания названного налога зависит от избранного субъектом РФ установочного подхода к реализации принципов межбюджетного регулирования.

Согласно п. 1 ст. 58 БК РФ с 1 января 2006 г. законом субъекта РФ, действие которого не ограничено конкретным периодом времени, могут устанавливаться единые пропорции последующего перераспределения в пользу местных бюджетов поступающей в доход консолидированного бюджета субъекта РФ суммы налога на доходы физических лиц. Поскольку в данном случае нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты фиксируются законом субъекта РФ на постоянной и неизменной основе, это позволяет рассматривать поступления от данного налога в местные бюджеты в качестве закрепленных налоговых доходов.

Кроме того, в части первой п. 2 ст. 58 БК РФ с 1 января 2006 г. предусмотрено правило, в соответствии с которым законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год допускается введение дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от общего объема поступлений налога на доходы физических лиц, зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта РФ. Учитывая то, что действие закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, которым устанавливаются пропорции межбюджетного распределения налога на доходы физических лиц, рассчитано на один финансовый год и, следовательно, является кратковременным, поступающая в местные бюджеты часть доходов от указанного налога обладает всеми признаками регулирующих налоговых доходов. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3823; "Российская газета" - 15.04.2009.

При этом важно отметить, что п. 3 ст. 58 БК РФ обязывает субъектов РФ установить либо на постоянной основе только единые нормативы, либо на очередной финансовый год только дополнительные нормативы, либо одновременно и единые, и дополнительные нормативы, но так, чтобы в местные бюджеты в течение каждого финансового года в рамках межбюджетного регулирования непрерывно распределялось в целом не менее 10% зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта РФ объема поступлений от налога на доходы физических лиц. Такой механизм реализации данной обязанности позволяет сделать вывод о том, что избранная субъектом РФ на основе собственного усмотрения комбинация методов межбюджетного перераспределения поступлений от налога на доходы физических лиц с учетом обязательного минимума отчислений в местные бюджеты в размере 10% может привести к образованию в местных бюджетах только закрепленных налоговых доходов, если орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ примет решение установить единые нормативы отчислений на постоянной основе, или только регулирующих налоговых доходов в случае реализации субъектом РФ планов по перераспределению поступлений от налога на доходы физических лиц в рамках ежегодного межбюджетного регулирования, или смешанного вида доходов, состоящих одновременно из закрепленных и регулирующих налоговых доходов при установлении субъектом РФ комбинированного норматива, одна часть которого зафиксирована на постоянной основе (единый норматив), а другая - вводится на базе ежегодного пересмотра (дополнительный норматив).

Что касается самих региональных налогов, то с 1 января 2006 г. они утратили возможность формировать в местных бюджетах регулирующие налоговые доходы. С этого момента субъекты РФ были лишены права передавать на кратковременной основе в местные бюджеты часть собственных налоговых доходов, образованных при взимании региональных налогов. Такая трансформация межбюджетных отношений произошла в связи с введением п. 1 ст. 58 БК РФ новых правил распределения субъектами РФ собственных налоговых доходов между бюджетами иных уровней бюджетной системы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3823; "Российская газета" - 15.04.2009.

Согласно новым правилам, при принятии субъектами РФ соответствующих решений о межбюджетном распределении собственных налоговых доходов от региональных налогов нормативы, по которым эти доходы подлежат зачислению в местные бюджеты, должны устанавливаться на постоянной (долговременной) основе в едином размере для всех муниципальных образований, находящихся на их территориях. Такой вмененный субъектам РФ порядок межбюджетного распределения поступлений от региональных налогов приводит к формированию в местных бюджетах закрепленных налоговых доходов.

В настоящее время финансовая незащищенность органов местного самоуправления, выражающаяся в их недостаточной налоговой обеспеченности, приводит к возникновению в масштабах всей территории России многочисленных признаков различной степени парализации деятельности местных советов и выполняемых ими функций. Результатом дальнейшего усугубления финансовых проблем местных бюджетов в конечном счете станет полное прекращение на отдельно взятой территории деятельности органов местного самоуправления, поскольку из-за жесточайшего бюджетного дефицита эти органы будут лишены возможности выполнять возложенные на них Конституцией РФ и иными законодательными актами социально-экономические задачи.

При наиболее негативном варианте развития финансового кризиса местных бюджетов не исключается распространение процессов угасания деятельности местного самоуправления на всей территории России. Для предупреждения финансовых затруднений местных бюджетов и предотвращения перехода проблемной ситуации в кризисную стадию важное значение имеет укрепление финансовой основы местных бюджетов путем их обеспечения на постоянной основе собственными источниками доходов (расширение системы местных налогов и сборов) в процессе разграничения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы.

Рассмотрим процедуру установления и введения налогов на примере региональных налогов.

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

2.1 Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

1.В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов по нормативам:

налога на имущество организаций -- 100%;

налога на игорный бизнес -- 100%;

транспортного налога -- 100%.

2.В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам:

§ налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, -- 100%;

§ акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья -- 50%; акцизов на спиртосодержащую продукцию -- 50%;

§ акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей -- 60%;

§ акцизов на алкогольную продукцию -- 100%;

§ акцизов на пиво -- 100%;

§ налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) -- 5%;

§ налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых -- 100%;

§ налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) -- 60%;

§ сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) -- 30%;

§ сбора за пользование объектами животного мира -- 100%;

§ государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) -- 100%.

Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта от 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

• 20% указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;

• 80% указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов -- более 10%.

Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество организаций -- примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества -- 5%, поступления от целевых бюджетных фондов -- 9%.

2.2 Налог на имущество организаций

С 1 января 2004 года налог на имущество организаций устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии со ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Региональными согласно ст. 12 НК РФ признаются налоги, установленные НК РФ и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. В соответствии с таким порядком установления налогов в каждом субъекте РФ отдельные элементы налогов могут значительно отличаться между собой и поэтому, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне России), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ -- инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Российская газета" - 22.12.2009.

Плательщиками налога на имущество признаются российские и иностранные организации.

Иностранная организация признается плательщиком налога на имущество с учетом положений международных договоров Российской Федерации в следующих случаях, если:

осуществляется деятельность в Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства;

имеет в Российской Федерации на праве собственности объект недвижимого имущества; при этом она не осуществляет деятельности в Российской Федерации или объект недвижимого имущества, которым она владеет, не относится к деятельности, осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации;

осуществляется деятельность в Российской Федерации, приводящая к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ и имеет в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации объект недвижимого имущества, принадлежащий ей на праве собственности.

Российские и иностранные организации признаются плательщиками налога на имущество после их государственной регистрации в качестве юридического лица Статья 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государ-ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется с 31 января 1998 г. согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Она представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в пределах регистрационного округа. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество и сделки с ними, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на имущество, государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Кроме государственной регистрации, российские и иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в налоговых органах РФ по месту нахождения недвижимого имущества и по месту регистрации транспортных средств.

Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, в соответствии с п. 2 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам ведения бухгалтерского учета.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 20.07.2009. № 29. ст. 3618.

Движимое и недвижимое имущество для целей налогообложения учитывается в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства». К бухгалтерскому учету в качестве основных средств (ОС) принимается актив, удовлетворяющий одновременно следующим условиям:

объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование;

объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

имущество имеет первоначальную стоимость более 20 000 руб.;

*организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

*объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 6/01 установлено, что к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также объекты по капитальным вложениям на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

С 1 января 2006 г. на основании приказа Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н в п. 5 ПБУ 6/01 внесены дополнения. Согласно новым правилам бухгалтерского учета объектов основных средств в их состав включаются основные средства, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода. Таким образом, к объектам налогообложения по налогу на имущество российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, относятся объекты основных средств, предназначенные исключительно для предоставления за плату во временное пользование, т.е. имущество, предоставляемое в лизинг и учитываемое на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности.

В соответствии с этим фактором определение налоговой базы и исчисление налога на имущество иностранных организаций производится неодинаково.

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Российская газета" - 22.12.2009.

Налоговым законодательством предусмотрена обязанность по предоставлению сведений об инвентаризационной стоимости каждого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки указанных объектов для уполномоченных органов, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью имущества и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации. Начисление амортизации по объектам производится в порядке, установленном налоговым законодательством России. В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость данных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Расчет среднегодовой стоимости имущества за налоговый период производится следующим образом:

(Остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода + Остаточная стоимость имущества на 31-е декабря) : Количество месяцев налогового периода + 1.

Расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период производится следующим образом: определяется сумма величин остаточной стоимости имущества организации на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1 -е число месяца, следующего за отчетным периодом. Полученный результат делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Пример.

Организация имеет остаточную стоимость основных средств в 2008 г.:

на 1 января -- 170 000 руб.,

на 1 февраля -- 156 000 руб.,

на 1 марта -- 142 000 руб.,

на 1 апреля -- 98 000 руб.

Для исчисления налога на имущество за I квартал 2008 г. средняя стоимость основных средств за I квартал 2008 г. будет равна:

(170 000 + 156 000 + 142 000 + 98 000): (3 + 1) = 141 500 руб.

Льготы по налогу на имущество

От обложения налогом на имущество организаций освобождаются Согласно ст. 381 Н К РФ.:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы -- в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

религиозные организации -- в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

*общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

*организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда -- не менее 25% -- в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ);

организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, -- в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

организации -- в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, в установленном законодательством РФ порядке;

организации -- в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

организации -- в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

организации -- в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

организации -- в отношении космических объектов;

имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

имущество государственных научных центров;

организации -- в отношении имущества, учитываемого на балансе организации -- резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет;

организации -- в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Перечень налоговых льгот по налогу на имущество, возможных к применению при уплате налога на имущество на территориях субъектов РФ, может быть существенно дополнен перечнем налоговых льгот, установленных налоговым законодательством данного субъекта РФ. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009) "О налогах на имущество физических лиц" // РГ, № 36, 14.02.1992; "Российская газета" - 30.11.2009.

Ставка налога.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, отчетными периодами -- первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Авансовые платежи по налогу на имущество организаций по итогам отчетного периода, если такие периоды установлены законодательством субъектов Федерации, уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, т. е. не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября, а по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставка налога на имущество установлена ст. 380 НК РФ в размере, не превышающем 2,2%. Однако законами субъектов Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Российская газета" - 22.12.2009.

Город федерального значения Санкт-Петербург.

Налог введен Законом Санкт Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций».

По итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи и представляют расчеты по авансовым платежам в срок не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. По итогам налогового периода налог уплачивается и декларация представляется в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая ставка 2,2%.

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество

Налогоплательщики в порядке, установленном соответствующими законодательными актами, принятыми органами государственной власти субъектов РФ, производят исчисление и уплату авансовых платежей по налогу на имущество по итогам каждого отчетного периода, а также исчисление и уплату суммы налога на имущество по итогам налогового периода.

Расчет суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, по итогам каждого отчетного и налогового периода производится в следующем порядке:

сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

по итогам каждого отчетного периода сумма авансового платежа исчисляется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Пример. Для исчисления налога на имущество организаций воспользуемся данными, приведенными в предыдущем примере.

Для исчисления налога на имущество за 1 квартал 2008 г. средняя стоимость основных средств за 1 квартал 2008 г. составила: (170000+ 156000+ 142 000+ 98 000): (3 + 1)= 141 500 руб. Предположим, что ставка налога установлена в размере 2%. Сумма налога, исчисленного за 1-й квартал 2008 г. равна: 141 500 руб. х 2% х 0,25 = 707 руб. 50 коп.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества:

подлежащего налогообложению по местонахождению организации или месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации;

облагаемого по разным налоговым ставкам;

находящегося вне местонахождения российской организации, обособленного подразделения или постоянного представительства иностранной организации. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009) "О налогах на имущество физических лиц" // РГ, № 36, 14.02.1992; "Российская газета" - 30.11.2009.

В ст. 386.1 НК РФ установлено, что суммы налога, фактически уплаченные законодательству другого государства в отношении расположенных на его территории объектов имущества российской организации, учитываются при уплате налога в России по этому имуществу. Размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за ее пределами, не должен превышать величину налога, подлежащего уплате организацией по такому имуществу в России. Для проведения зачета необходимо представить в налоговые органы заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами России, подтвержденный налоговым органом иностранного государства. Названные документы подаются в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами России.

Сумма авансового платежа в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости, умноженная на налоговую ставку, и подлежит уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Если в течение отчетного (налогового) периода возникает (или прекращается) право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, сумма налога (авансовых платежей) по данной недвижимости определяется с учетом коэффициента, который рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находится в собственности, к числу месяцев в отчетном (налоговом) периоде. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009) "О налогах на имущество физических лиц" // РГ, № 36, 14.02.1992; "Российская газета" - 30.11.2009.

Пример. Иностранная организация не ведет не территории России деятельность через постоянное представительство. В собственности у нее находится здание, расположенное на территории РФ. В мае 2008 г. организация заключила договор купли-продажи указанного здания. Государственная регистрация прекращения права собственности произошла 20 июня 2008 г. Инвентаризационная стоимость здания -- 20 млн. руб. Ставка налога на имущество в субъекте Федерации, где находится здание, -- 2,2%.

Авансовый платеж по налогу на имущество за I квартал 2008 г. по указанному объекту организация исчисляет без учета коэффициента владения:

20 млн руб. х у4 х 2,2% = 110 000 руб.

Поскольку прекращение права собственности на здание произошло во II квартале, организация может выбрать один из двух вариантов:

продолжать платить авансовые платежи за полугодие и 9 месяцев 2008 г. с учетом коэффициента владения и с учетом коэффициента исчислить сумму налога по итогам года;

на основании ст. 45 НК РФ досрочно исполнить обязанность по уплате налога, исчислив сумму налога с учетом коэффициента владения.

При использовании первого варианта авансовые платежи за полугодие и 9 месяцев должны быть исчислены с учетом коэффициента владения, равного '/6 и 4А соответственно. При расчете суммы налога необходимо применить коэффициент 7/:2.

Допустим, организация выбрала второй вариант. Тогда сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как сумма налога за год за вычетом исчисленного за I квартал авансового платежа:

20 млн руб. х 2,2% х у,, - 110 000 руб. = 146 667 руб.

Авансовые платежи за полугодие и 9 месяцев в данном случае не исчисляются и не уплачиваются.

Налоговым законодательством предусмотрены некоторые особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в соответствии с видами предпринимательской деятельности, а именно:

договор простого товарищества (договора о совместной деятельности) Основные условия договора простого товарищества (договора о совместной дея-тельности) определены главой 55 ГК РФ, в соответствии с положениями которой по до-говору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или Несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. . По имуществу, приобретенному или созданному в результате совместной деятельности, исчисление и уплата налога на имущество производятся каждым участником совместной деятельности пропорционально стоимости вклада каждого такого участника в общее дело. При этом сведения о доле каждого участника, т.е. размер налоговой базы каждого участника, сообщаются участникам совместной деятельности не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, тем лицом, которое ведет учет общего имущества товарищей (ст. 377 НК. РФ);

договор доверительного управления имуществом. Имущество, переданное в доверительное управление (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд), а также приобретенное в рамках доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Основные условия договора доверительного управления имуществом определены гл. 53 ГК РФ;

концессионное соглашение. Сторонами концессионного соглашения Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, регулируются положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». являются:

концедент -- Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

концессионер -- индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Концессионером осуществляется учет объекта концессионного соглашения на отдельном балансе и производится начисление амортизации этого объекта. В связи с тем, что объектом налогообложения по налогу на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются основные средства, учитываемые в соответствии с установленным в России порядком ведения бухгалтерского учета, а объект концессионного соглашения учитывается на отдельном балансе, ведение которого организация-концессионер осуществляет в связи с исполнением обязательств, предусмотренных концессионным соглашением, имущество, учтенное на таком отдельном балансе, не является объектом обложения налогом на имущество у концессионера.

Порядок составления и представления в налоговые органы РФ налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию. Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" // Справочная система Консультант плюс, 2010.

Иностранная компания, не осуществляющая деятельности на территории Российской Федерации и имеющая в собственности имущество, наряду с налоговой декларацией должна предоставить в налоговый орган справку-расчет инвентаризационной стоимости недвижимости вместе с копией соответствующего документа о праве собственности, в котором содержится информация о дате регистрации права собственности на имущество.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация представляются в налоговый орган по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации.

При заполнении налоговой декларации необходимо обратить внимание на следующее:

* налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее -- код по ОКАТО), при этом в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муниципальным образованиям, территорию которых курирует данный налоговый орган;

соблюдение контрольных соотношений, предусмотренных формой налоговой декларации (например, размер среднегодовой стоимости необлагаемого налогом имущества должен соответствовать величине среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества);

раздел в налоговой декларации о количестве объектов недвижимости иностранной организации заполняется в таком количестве экземпляров, какое количество объектов недвижимого имущества числится на балансе организации.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября календарного года). Приказ Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" // Справочная система Консультант плюс, 2010.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Внесение налогоплательщиком дополнений и изменений в налоговую декларацию при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполного отражения сведений или ошибок, допущенных в прошлых налоговых периодах, производится путем представления новой налоговой декларации за соответствующий истекший период с учетом внесенных изменений и дополнений с заполнением сведений о стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода. Указанная налоговая декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.

2.3 Транспортный налог

Транспортный налог, введенный в налоговую систему России в 2003 г., заменил собой налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц в части некоторых видов транспортных средств. Правовую основу транспортного налога составляет часть первая и гл. 28 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации об установлении и введении в действие данного налога на территории соответствующего субъекта РФ. Это поимущественный, реальный налог, вводимый на территории субъекта Российской Федерации актом представительного органа, в котором определяется ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности.

Налог уплачивают организации и физические лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства. При этом не имеет значения, находится ли данное транспортное средство в собственности налогоплательщика. Письмо ФНС РФ от 10.09.2009 № ШС-20-7/1331 «О транспортном налоге» // Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

Федеральным законодательством установлен перечень транспортных средств, подлежащих налогообложению. В него включены зарегистрированные в России автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства. Освобождены от налогообложения весельные и моторные лодки с небольшой мощностью двигателя, автомобили, предназначенные для использования инвалидами, промысловые суда, сельхозтехника. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, установлена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (паспортная статическая тяга). В отношении других водных и воздушных транспортных средств она установлена либо как валовая вместимость в регистровых тоннах, либо как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от объекта налогообложения и в соответствии с НК РФ.

Для физических и юридических лиц установлен различный порядок налогообложения.

Организации исчисляют сумму налога самостоятельно, предоставляя в налоговый орган налоговую декларацию.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые им представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. На органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации Письмо ФНС РФ от 10.09.2009 № ШС-20-7/1331 «О транспортном налоге» // Справочная правовая система Консультант плюс, 2010..

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

2.4 Налог на игорный бизнес

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Правовую основу налога составляет часть первая и гл. 29 НК РФ и законы субъектов Российской Федерации.

Данный налог относится к прямым, реальным налогам, его взимание основано на предположении о возможной доходности объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. Все перечисленные объекты подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика. На каждый зарегистрированный объект налогоплательщику выдается свидетельство по установленной форме. Налогоплательщики, состоящие на налоговом учете на территории другого субъекта РФ, обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения объектов налогообложения. Приказ Минфина РФ от 01.11.2004 № 97н (ред. от 16.11.2006) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес и порядка ее заполнения" // РГ, № 273, 09.12.2004; Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется ежемесячно отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в твердой сумме в рублях за каждый объект налогообложения. Федеральным законодательством определены нижний и верхний предел ставок. Если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, действует нижний предел ставки, установленной в НКРФ.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объект ту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым, периодом.

В соответствии с Законом об основах налоговой системы права по установлению и взиманию налоговых платежей были четко разграничены между различными уровнями власти - федеральным, региональным (республики в составе РФ, края, области) и местным (муниципальные образования - в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Российская газета" - 22.12.2009.

До введения НК в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось более сотни наименований и видов региональных и местных налогов.

Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего по существу закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций. - М.: ГроссМедиа", 2010. С. 74..

Значение:

Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

2) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения

между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным

соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.

Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах - традиционный объект всеобщего недовольства и критики.

Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России: Политический аспект. - М.: Юристъ, 2003. С. 88.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования проблем формирования систем региональных и местных налогов в условиях федеративного государства, хотелось бы подчеркнуть, что реализация установочных принципов в области налогообложения отводится федеральному уровню, так как именно федеральный законодатель наделен конституционными полномочиями по разработке, раскрытию и внедрению общефедеральных стандартов налогового регулирования.

Федеральный законодатель в полном объеме формирует состав налоговой системы, раскрывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, определяет процедуру проведения налоговых проверок, разрабатывает состав налоговых правонарушений, предусматривает дифференцированные меры ответственности за нарушение требований налогового законодательства, т.е. регулирует общефедеральные принципы налогообложения и налогового контроля, подлежащие неизменному применению на всей территории государства. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России: Политический аспект. - М.: Юристъ, 2003. С. 89.

Одновременно при установлении федеральных, региональных и местных налогов в налоговой системе федеральный законодатель разрабатывает и закрепляет в законе полноценную структурную модель каждого налога. Поскольку федеральные налоги находятся в исключительном ведении РФ и никакой другой, кроме федерального, уровень власти не допускается в регулирование федеральных налогов, федеральный законодатель формирует модели федеральных налогов в полном и законченном виде. Это говорит о том, что содержание всех элементов федеральных налогов в фиксированном виде устанавливается федеральным законодателем.

Что касается региональных и местных налогов, устанавливаемых одним уровнем власти - федеральным, а вводимых в действие другими уровнями власти - соответственно региональным и местным, экономико-правовое содержание тех элементов региональных и местных налогов, которые непосредственным образом влияют на сохранение индивидуальности и экономической самостоятельности налога, федеральным законодателем определяется в строго фиксированном виде, не подлежащем изменению или дополнению при введении региональных и местных налогов на территориальном уровне.

Содержание других элементов региональных и местных налогов при их установлении в НК РФ федеральный законодатель либо определяет в виде рамочной конструкции, позволяющей органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам муниципальных образований на основе необходимой свободы усмотрения формировать механизмы взимания региональных и местных налогов с учетом территориальной специфики и в пределах, обеспечивающих стабильность и предсказуемость налогового регулирования, либо предоставляет органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органам муниципальных образований право принятия самостоятельного решения о конкретном содержании тех элементов, которые в силу специального предназначения не способны оказывать влияние на работоспособность налоговой модели в целом и на экономическую самостоятельность налога в частности Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России: Политический аспект. - М.: Юристъ, 2003. С. 88..

Из этого следует, что закрепленные в Конституции РФ и раскрытые в правовых позициях Конституционного Суда РФ полномочия органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органов муниципальных образований в сфере налогообложения сводятся к выбору из установленных федеральным законодателем закрытых перечней региональных и местных налогов конкретных налогов, введению избранных налогов в действие путем принятия соответствующего нормативного правового акта (закона или решения) о налоге, в котором либо дословно копируются, либо вообще не упоминаются в связи с их установлением в Налоговом кодексе РФ те элементы, которые регулируются исключительно федеральным законодателем, конкретизируются параметры рамочных конструкций элементов налога, разрабатываются и закрепляются элементы, находящиеся в ведении субъектов РФ и местных органов власти, и принятию нормативного правового акта (закона или решения) о прекращении действия ранее введенного регионального или местного налога.

Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находится в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов - высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе НО объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги взимаемые с имущества. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009) "О налогах на имущество физических лиц" // РГ, № 36, 14.02.1992; "Российская газета" - 30.11.2009.

Общепризнанно и доказано, что эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.

Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ. Т.об., для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого эк. роста и т.д., нужно:

1) Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.

2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Официальные документы и нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//СЗ РФ. 26.01.2009. № 4. ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 20.07.2009. № 29. ст. 3618.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; «Российская газета» - 20.07.2009.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Российская газета" - 22.12.2009.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая.) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) //СЗ РФ, № 32, 07.08.2000, ст. 3340; "Российская газета" - 29.12.2009.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3823; "Российская газета" - 15.04.2009.

7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ, № 44, 29.10.2001, ст. 4147;Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

8. Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424; "Парламентская газета" - 03.07.2007.

9. Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 28.11.2009) "О налогах на имущество физических лиц" // РГ, № 36, 14.02.1992; "Российская газета" - 30.11.2009.

10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; "Российская газета" - 29.12.2009.

11. Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400; "Российская газета" - 22.07.2009.

12. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

13. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.

14. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2.

15. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5030.

16. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" // РГ. 2002. 28 дек.

17. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

18. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" // СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038.

19. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" // СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5277.

Судебная практика

1. Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 (ред. от 22.11.2006) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 963; "Собрании законодательства РФ" - 27.11.2006.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" // СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4901.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "Д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Ар...// СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 701.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 № 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"// СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3410.

Акты законодательства субъектов РФ и решения муниципальных образований

1. Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц".

2. Решение Тверской городской Думы от 31 марта 1997 г. № 50 "Об эксперименте по налогообложению недвижимости в городе Твери".

Инструкции и письма органов исполнительной власти

1. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. № 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" // РГ. 2000. 8 февр.

2. Письмо от 14 апреля 2005 г. № 21-5-07/96@ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

3. Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 21 августа 2009 г. № 3-5-04/1308@ "О предоставлении имущественного налогового вычета"

4. Письмо ФНС РФ от 10.09.2009 № ШС-20-7/1331 «О транспортном налоге» // Справочная правовая система Консультант плюс, 2010.

2. Специальная литература

Монографии, учебники, учебные пособия

1. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. - М.: Бератор-Пресс, 2002.

2. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: Правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. - М.: Статут, 2005.

3. Бобоев М.Р. Налоги и налогообложение в СНГ. - М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: Проблемы теории и практики. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

5. Витушкин В.А. Определения Конституционного Суда Российской Федерации: Особенности юридической природы. - М.: Норма, 2005.

6. Врубленская О.В. «Бюджетная система РФ»: учебник, 3-е издание исправленное и переработанное - М.: Юрайт-Издат, 2008.

7. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002.

8. Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. - М.: КноРус, 2002.

9. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право. - М.: ИД "Юриспруденция", 2003.

10. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М.: Юристъ, 2004.

11. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2002.

12. Караваева И.В., Архипкин И.В. Налоговая политика России в XX веке. - М.: ИЭ РАН, 2002.

13. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России: Политический аспект. - М.: Юристъ, 2003.

14. Князев А.Г., Николаев Ю.Н. Сделки с недвижимостью. - М.: Эксмо, 2004.

15. Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2010 год. - М: РОСБУХ, 2010.

16. Крохина Ю.А.Финансовое право России.- М.: Норма, 2007.

17. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - М.: Городец, Формула права, 2003.

18. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. - М.: Дело, 2004.

19. Лыкова Л.Н. Налоговая система федеративного государства: Опыт Канады. - М.: ИЭ РАН, 2002.

20. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение, -М.:ИНФРА-М, 2006.

21. Остерло Л., Джобс А. Конституционные принципы в праве налогов и сборов / Рабочий материал для Конституционного Суда Российской Федерации. Подготовлен в рамках проекта Германского фонда Международного правового сотрудничества. Карлсруэ, 2004.

22. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: Проблемы развития. - М.: МЦФЭР, 2003.

23. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2004.

24. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: Финансы и статистика, 2001.

25. Рукавишникова И.В. Метод финансового права / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

26. Соловьев И.Н. Налоговые преступления на рынке недвижимости. - М.: Современная экономика и право, 2001.

27. Семенихин В.В. Налог на прибыль организаций. - М.: ГроссМедиа", 2010.

28. Финансовое право: учеб./ отв. Ред. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2008.

29. Щекин Д.М. Налоговое право государств - участников СНГ (общая часть): Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2008.

30. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой). - М., 2009.

31. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2002.

32. Гражданское право: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 1993.

33. Земельная реформа как действенный механизм управления земельными ресурсами (экономико-правовые методы регулирования земельных отношений) / Материалы круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания. Часть первая. - М., 2001.

34. Земельная реформа как действенный механизм управления земельными ресурсами (экономико-правовые методы регулирования земельных отношений). Правовые и экономические аспекты организации и развития корпоративной деятельности / Материалы круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания. Часть вторая. - М., 2001.

35. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса РФ / Г.В. Бойцов, Г.М. Бойцова, М.Н. Долгова. - М., 2006.

36. Налоговая политика России: Проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003.

37. Налоговое право России / А.В. Демин. - М.: Учебное пособие, 2008.

38. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 года. - М.: Статус-Кво 97, 2004.

39. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 2004.

40. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 1999.

41. Финансы и кредит / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Статьи научных журналов, газет

1. Плыкина О.А. Транспортный налог // "Налоги" (газета), 2009, № 23.

2. Новоселов К.В. Изменения в налогообложении прибыли организаций в 2009 и 2010 годах // "Налоговая политика и практика", 2009, № 9.

3. Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей // "Налоги" (журнал), 2009, № 4.

4. Гаврилова Н.А. О налоге на имущество организаций // "Налоговый вестник", 2009, № 4.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты