p align="left">Например, согласно ч.3 ст.5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, а также средств связи, включая подвижную связь, запрещена. При этом законодательно не установлен механизм государственного контроля за осуществлением соответствующей деятельности посредством сети Интернет, не определена в этом отношении юридическая ответственность. Если же предполагается установление данного механизма на подзаконном уровне, то и его законодатели в рамках указанной статьи обошли стороной, что делает указанную норму также мертворожденной.
Следует отметить, что проблема запрета соответствующего вида деятельности в сети Интернет не ограничивается исключительно техническим "закрытием" противозаконных сайтов. Сайт может иметь копию (зеркало), расположенную либо по другому адресу, либо на другом сервере (хостинге), либо находиться на доменах, находящихся вне юрисдикции Российской Федерации. При этом осуществление соответствующей деятельности в сети Интернет законодательно может быть не запрещено на территориях иностранных государств, что делает ее там абсолютно легитимной. Наличие дубликатов интернет-ресурса используется для повышения надежности и доступности его сервиса.
Касательно противоречий, содержащихся в Законе N 244-ФЗ, следует отметить, что предусмотренный тотальный законодательный запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи (ч.3 ст.5) подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной, в том числе главой 3 Закона N 244-ФЗ. Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети Интернет, подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п.
В целом Закон N 244-ФЗ не насыщен содержательно, кроме того, в нем имеются противоречия и коллизии, что подтверждает его концептуальную несостоятельность. Реализация Закона в данной редакции не позволит создать действенную, прозрачную нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования игорного бизнеса в стране и борьбы с его теневым проявлением.
Ранее в Регламенте Верховного Совета РФ и Регламенте Государственной Думы первого созыва предусматривалось представление криминологической экспертизы проекта нормативного правового акта и составление прогноза социальных и экономических последствий его реализации. В последующем эти требования были сняты как излишние.
Какие же замечания можно сделать по статьям нового Федерального закона? Остановлюсь конкретно на вопросе о размещении казино в гостиницах, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Во многих странах мира, не исключая Россию, система «звезд» положена в основу классификации уровня комфортабельности гостиниц по категориям. В большинстве государств классификация гостиниц и других средств размещения определяется, в том числе, и наличием в них возможностей оказания на высоком уровне услуг иных (не гостиничных) видов деятельности, например, общественного питания, зрелищно-развлекательных мероприятий, игорных и увеселительных заведений. Более того, часто именно «звездность» (определение знака категории гостиницы) позволяет претендовать на право размещения на территории гостиницы игорного заведения. Например, согласно египетскому законодательству об игорном бизнесе, казино могут располагаться исключительно в отелях, категории «5 *****». Законодательство Туниса, Марокко, о. Аруба, Багамских островов, Северной и Южной Кореи также предполагает размещение казино исключительно в гостиницах, основной направленностью которых является размещение туристов из зарубежных стран. Во многих странах мира, в которых легализована деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, казино также расположены, прежде всего, в гостиницах (США, Великобритания, Франция, Польша, Болгария, Австралия и т.д.).
В России в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения» наличие казино (или зала игровых автоматов) является одним из критериев балльной оценки гостиниц и других средств размещения различных категорий.
С вступлением Закона в силу с 1 января 2007 года, через 6 месяцев у многих гостиниц, здания которых находятся в государственной или муниципальной собственности в результате закрытия функционирующих при отелях казино может снизиться категория звездности, что приведет к снижению бюджетного финансирования гостиниц на следующий год. Так, в Москве в гостиницах не менее 3 звезд расположено 13 казино, а всего в России, по экспертным данным, при гостиницах расположено до 150 казино.
В ст. 6 данного закона говорится, что игорное заведение не может быть расположено: в зданиях (строениях, сооружениях), находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия». Необходимо на переходной срок действия закона добавить фразу «за исключением гостиниц категории не менее 3, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Согласно ст. 12. «Требования к отдельным видам игорных заведений на территории игорных зон поселений» площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардеробная, места для отдыха посетителей игорного заведения и туалет.
Данный пункт требует серьезной доработки как юридического и лингвистического характера, так и финансово-экономического.
На сегодняшний день в России работает около 900 казино (из них только 57 (6,3%)) находится в Москве и 21 (2,3%) в Санкт-Петербурге), в которых расположено немногим более 4 тыс. игровых столов (4.363 игровых стола по официальным данным Федеральной налоговой службы на 01.01.2006 г.), что составляет от зарегистрированных объектов налогообложения игорного бизнеса в целом по России на 01.01.2006 г. лишь 1,22% (более 98% составляют игровые автоматы).
Начиная, с 2000 года количество игровых столов не превышает 4% общей доли зарегистрированных объектов налогообложения игорного бизнеса, помимо этого темпы роста увеличения числа игровых столов на территории России являются не столь ощутимым, как рост количества игровых автоматов. Именно поэтому к регулированию деятельности по организации и проведению азартных игр в казино необходимо подходить более взвешено.
Новым требованиям, предъявляемым ст. 12 законопроекта, а именно наличию площади зоны обслуживания участников азартных игр в казино 800 метров соответствуют в Москве - 32 казино, в Санкт-Петербурге 11. Совсем другая картина в регионах (91,4% всех казино в России). Следовательно, в России новым требованиям будут отвечать лишь 72-90 казино, из которых 33 казино находятся в крупнейших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, общее сокращение количества казино по стране - без учета других факторов, таких как требования по минимальному количеству игорного оборудования, расположению игорных заведений (казино), предъявляемым законом размеров «чистых активов» (600 млн. руб.) и т.д. составит 90-92%, что повлечет за собой с 01.06.2007 г. выпадение доходов из бюджетов регионов в сумме около 3-3,5 млрд. рублей ежегодно.
Зарубежный опыт правового регулирования деятельности по организации и проведения азартных игр в казино в ряде случаев предусматривает наличие минимальной площади для организации и проведения азартных игр. Например, согласно законодательству Хорватии площадь казино составляет 400 кв. м. Однако, в большинстве стран мира деятельность по организации и проведению азартных игр в казино регулируется финансовыми требованиями к ее организаторам (Бельгия, Чехия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Венгрия). В этих странах для организации и проведения азартных игр в казино необходимы финансовые средства, эквивалентные от 100 тыс. до 1 млн. долларов, что в проекте закона с лихвой компенсируется (согласно ст. 7 законопроекта для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр организатору игорного заведения необходимо иметь чистые активы в размере 600 млн. рублей). Таким образом, требование о наличии специального помещения минимальной площадью в 800 кв.м. для функционирования казино в данном законопроекте избыточно, особенно учитывая то обстоятельство, что с 2009 года игорные заведения (казино), к которым будут применены такие требования, будут расположены всего в двух зонах поселений.
В целях уменьшения бюджетных потерь регионов в 2007-2008 годах Ассоциация деятелей игорного бизнеса полагает возможным уменьшить предлагаемую законопроектом минимальную площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино с 800 кв. м. до 400 кв. м. или вовсе исключить ее, как избыточную функцию государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари.
Считается также, что в решении вопроса о предъявлении особых требований к казино, расположенным в Москве и Санкт-Петербурге и регионах, учитывая большую разницу как в доходности, так и в размерах казино, возможен компромисс: для Москвы и Санкт-Петербурга данное требование (минимальная площадь обслуживания участников азартных игр в казино - 800 кв.м.) оставить в силе, а для казино, расположенных в регионах, данный размер снизить до 400 кв.м. или исключить вовсе.
Предлагается внести в законопроект следующие поправки. Ст.12. Требования к отдельным видам игорных заведений на территории игорных зон поселений изложить следующим образом:
Площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино, расположенным в городах федерального значения не может быть менее 800 квадратных метров и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардеробная, места для отдыха посетителей игорного заведения и туалет. Для остальных городов площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 400 квадратных метров и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардеробная, места для отдыха посетителей игорного заведения и туалет.
Законопроектом вводится новое понятие определения финансовой состоятельности организатора игорного заведения. Согласно п.2 ст.7 «Чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр должны быть не менее 600 млн. рублей».
Применение в законопроекте механизма, ранее не известного ни в предпринимательской среде, ни контролирующим органам, может серьезно усложнить работу по организации и проведению азартных игр и пари, а также их периодические проверки. С учетом поправок, более уместными для участников рынка было бы применение понятия «уставный капитал».
Раздел 2. Сравнительная характеристика налогообложения игорного бизнеса по регионам Российской Федерации
2.1. Сравнительный анализ налогообложения игорного бизнеса ООО «Фортуна» города Ангарска Иркутской области
Исследуем изменение налогов на игорный бизнес на примере ООО «Фортуна» г.Ангарска Иркутской области, взяв за основу налоговый период 1 месяц - февраль 2006 года и февраль 2007 года.
В законе Иркутской области о ставках налога на игорный бизнес
от 25.05.2001 N 27-оз приняты следующие ставки налога:
1. Установить, что единые размеры ставок налога на игорный бизнес состоят из суммы минимальных ставок, установленных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес", и ставок, установленных пунктом 2 данной статьи настоящего Закона.
2. Установить следующие размеры ставок налога в месяц:
за каждый игровой стол - 300 минимальных размеров оплаты труда;
за каждый игровой автомат - 11 минимальных размеров оплаты труда;
за каждую кассу тотализатора - 300 минимальных размеров оплаты труда;
за каждую кассу букмекерской конторы - 150 минимальных размеров оплаты труда.
Уплата и распределение средств от налога осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес".
Из представленной налоговой декларации (приложение) по налогу на игорный бизнес за февраль месяц 2006 года ООО «Фортуна» города Ангарска заключаем, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (руб.) составляет 278 000.
Объекты налогообложения: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов.
По игровым столам размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 38 000 руб.
Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-5, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ -4, по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ -1.
Изменение количества игровых столов за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -4, установлено до 15 числа -1, на конец периода -5.
Изменение количества имеющихся игровых полей на игровом столе:
Количество имеющихся игровых полей на игровом столе -2, количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе -1, на начало налогового периода -1, установлено до 15 числа -1, на конец налогового периода -1.
Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам:
Количество имеющихся игровых полей на игровом столе -2
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ -38 000 руб.
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ
38 000 • 2 = 76 000 руб. (2.1)
Количество игровых столов, имеющих количество полей, равное 2 - 1, в том числе по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ -1.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым столам составляет
76 000 + 38 000 • 4 = 228 000 руб. (2.2)
По игровым автоматам размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 7500 руб. Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-6, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ - 4,
По Ѕ ставки налога, установленной в соответствии с пунктами 3и 4 статьи 370 НК РФ - 2.
Изменение количества игровых автоматов за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -6, выбыло до 15 числа -2, на конец налогового периода -4.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым автоматам составляет
7500 • 4 + Ѕ • 7500 = 37 500 руб. (2.3)
По кассам тотализаторов размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 25 000 руб. Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-1, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ - 0,
По Ѕ ставки налога, установленной в соответствии с пунктами 3и 4 статьи 370 НК РФ - 1.
Изменение количества объектов налогообложения за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -0, установлено после 15 числа -1, на конец налогового периода -1.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по кассам тотализаторов составляет
25000 • Ѕ 12 500 руб. (2.4)
За аналогичный период 2007 года: из представленной налоговой декларации (приложение) по налогу на игорный бизнес за февраль месяц 2007 года ООО «Фортуна» города Ангарска заключаем, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (руб.) составляет 600 000.
Объекты налогообложения: игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов.
По игровым столам размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 50 000 руб.
Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-8, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ -6, по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ -2.
Изменение количества игровых столов за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -8, на конец периода -8.
Изменение количества имеющихся игровых полей на игровом столе:
Количество имеющихся игровых полей на игровом столе -2, количество игровых столов, зарегистрированных в налоговом органе на начало налогового периода -2, на конец налогового периода -2.
Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам:
Количество имеющихся игровых полей на игровом столе -2
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ -50 000 руб.
Размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ
50 000 • 2 = 100 000 руб. (2.5)
Количество игровых столов, имеющих количество полей, равное 2 - 2, в том числе по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ -2.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым столам составляет
100 000 • 2 + 50 000 • 6 = 500 000 руб. (2.6)
По игровым автоматам размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 7500 руб. Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-10, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ - 10,
Изменение количества игровых автоматов за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -10, на конец налогового периода -10.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым автоматам составляет
7500 • 10 = 75 000 руб. (2.7)
По кассам тотализаторов размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 25 000 руб. Количество объектов, подлежащих налогообложению (единиц), всего-1, в том числе : по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ - 1.
Изменение количества объектов налогообложения за налоговый период составляет:
Количество объектов на начало налогового периода -1, на конец налогового периода -1.
Сумма исчисленного налога на игорный бизнес по кассам тотализаторов составляет
25 000 • 1 = 25 000 руб. (2.8)
Сведем полученные данные в таблицы
Таблица 2.1- Количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес за периоды: февраль 2006 года, февраль 2007 года, шт.
Показатели
Игровые столы
Игровые автоматы
Кассы тотализаторов
Кассы букмекерских контор
1
2
3
4
5
2006
5 (1)*
6
1
0
2007
8 (2)
10
1
0
* Количество игровых столов, имеющих 2 игровых поля
Таблица 2.2-размер ставки налога на игорный бизнес в месяц, установленный законом субъекта Российской Федерации за периоды: февраль 2006 года, февраль 2007 года, руб.
Показатели
Игровые столы
Игровые автоматы
Кассы тотализаторов
Кассы букмекерских контор
1
2
3
4
5
2006
38 000
7 500
25 000
0
2007
50 000
7 500
25 000
0
Из данных таблиц заключаем, что за период, равный 1 году
количество игровых столов, подлежащих налогообложению по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ увеличилось на 60 %, количество игровых столов по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ с учетом абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ увеличилось на 100%, размер ставки налога на игровые столы вырос на 31,6 %, сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым столам увеличилась на 272 000 руб., что составляет 119,3 %;
количество игровых автоматов, подлежащих налогообложению по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ увеличилось на 67 %, размер ставки налога на игровые автоматы не изменился, сумма исчисленного налога на игорный бизнес по игровым автоматам увеличилась на 37 500 руб., что составляет 100 %;
количество касс тотализаторов, подлежащих налогообложению по ставке налога, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ не изменилось, размер ставки налога на кассы тотализаторов не изменился, сумма исчисленного налога на игорный бизнес по кассам тотализаторов увеличилась на 12 500 руб., что составляет 100 %;
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличилась на 322 000 руб., что составляет 115,83 %.
Таким образом, проанализировав документы ООО «Фортуна» города Ангарска заключаем, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за отчетный период - февраль 2007 года увеличилась более, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Установлена зависимость увеличения налога от количества игровых полей на игровом столе, повышения ставки налога на игорный бизнес в месяц по игровым столам.
2.2. Сравнительная характеристика налогообложения игорного бизнеса по регионам Российской Федерации
Псковская область
В июле 2005 года ставки налога на игорный бизнес были увеличены на 30-40%. Таким образом, ставка на игровой автомат повысилась с2500 до 3500 рублей, на игровой стол - с 50 до 65 тысяч рублей.
С 1998 года налоговые ставки на игорный бизнес пересматривались трижды, и можно отметить тенденцию к увеличению числа игровых автоматов на территории Псковской области на протяжении последних лет. Так, если в 2001 году на область приходилось 6 игровых столов и 142 игровых автомата, то на 1 января 2005 года игровых столов было уже 13, а игровых автоматов - 874. По данным Управления федеральной налоговой службы по Псковской области на 1 ноября 2005 года зарегистрировано 9 игровых столов, 985 игровых автоматов, 2 кассы тотализаторов.
Однако этого увеличения показалось мало, 26 января 2006 года депутаты Псковского областного Собрания в ходе 53-ей сессии увеличили ставку налога на игровой автомат на 50 %. Теперь ставка налога на один игровой автомат составляет 5 тысяч 250 рублей, что не превышает 70% предельного уровня, определенного Налоговым кодексом РФ для игровых автоматов.
Общая сумма налоговых поступлений в бюджет области от игорного бизнеса в расчете на год составит 62 млн. рублей, ожидаемое увеличение налоговых поступлений при принятии закона составит 20,7 млн. рублей. Для сравнения за 2004 год налоговые поступления составили 23,7 млн. руб.
Тульская область
К августу 2006 года игорный бизнес принес областному бюджету 129 миллионов рублей. Финансовые поступления в бюджет напрямую зависят от количества игровых автоматов: чем больше автоматов в регионе, тем больше с них налогов. Но в зале заседаний Тульской областной администрации в большей степени обсуждали морально-этическую сторону игры.
В прошедшем году депутаты начали борьбу с игорным бизнесом и установили максимальную ставку налога. Она составила сумму в размере 7,5 тыс. рублей в месяц с одного автомата. Между тем представители игорного бизнеса заявляют, что в результате этот произошла утечка средств из бюджета, так как была возможность перерегистрировать автомат в другой области. Таким образом, областной бюджет потерял 40-45% возможного дохода.
В настоящее время доход бюджета не зависит от доходов игорного бизнеса: сколько бы ни выиграли или проиграли за игровым столом, налог остается неизменным. Участники слушаний подняли проблему, посвященную тому, как уберечь игроков от проигрыша. Но не обозначили, кто должен заниматься ее разрешением, поскольку игорный бизнес не попадает напрямую под закон о защите прав потребителей: данная услуга как бы не оказывается за деньги. И все же потребитель должен владеть самой необходимой информацией. Ему необходимо четко знать правила игры, размер ставок, адрес соответствующей фирмы.
Областные депутаты в 2006 году приняли в 1-м чтении законопроект, который призван вынести игорные заведения за черту города. Но пока этот закон не принят. Игровой рынок регулируют законы экономики. По расчетам бизнесменов, уже через 3-4 месяца на тульских улицах не станет "ромашек". Они оказались невыгодными. Но число игровых клубов от этого не уменьшится.
Москва
13 февраля 2006 года бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы рассмотрела результаты обследования Контрольно-счетной палатой Москвы порядка и условий налогообложения в сфере игорного бизнеса в Москве, с учетом опыта России и зарубежных стран, в период с 2003 года по первое полугодие 2005 года.
По словам аудитора Палаты Светланы Чистяковой, в 2004 году и первом полугодии 2005 года отмечен рост поступлений налога на игорный бизнес в бюджет города. В то же время по состоянию на 1 июля 2005 года, Контрольно-счетная Палата Москвы обнаружила по налогу на игорный бизнес задолженность столичной казне в сумме 329 млн. 790 тыс. рублей.
В целом, по оценке КСП Москвы, налоговый потенциал по налогу на игорный бизнес в 2004 году составлял 2 млрд. 993 млн. 838 тыс. рублей, а в 2005 году - 4 млрд. 301 млн. 438 тыс. рублей. При этом Палата указала на тот факт, что государственная пошлина за лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса, по сравнению с зарубежными странами, установлена на гораздо более низком уровне.
По мнению КСП, до настоящего времени в России отсутствует закон, регламентирующий организацию и проведение азартных игр и пари. Что касается Федерального закона о деятельности по организации и проведению азартных игр, то он, к сожалению, не содержит такие важные нормы, как разрешенные виды азартных игр, разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по вопросам регулирования игорного бизнеса, требования к организаторам азартных игр, помещениям и оборудованию. Кроме того, в нем отсутствуют регламент проведения игр, перечень конкретных органов лицензирования, надзора и контроля, а также меры по регулированию уровня доходности игровых устройств. Целесообразно также изменить Налоговый кодекс РФ в части увеличения размера государственной пошлины за лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса.
По мнению председателя БФК депутата Игоря Антонова (фракция «Единая Россия»), необходимо учитывать два важных аспекта проблемы: с одной стороны, актуальность данного регионального налога для столичного бюджета, а с другой - негативное социальное влияние на жителей города, особенно молодежь. Игорные заведения приносят казне дивиденды, однако совершенно недопустимо, когда их открывают, чуть ли не в каждом магазинчике.
Парламентарии убеждены: запретительные меры приведут к тому, что этот вид бизнеса уйдет в тень. Поэтому, в целях более рационального регулирования этого вида предпринимательства, нужно действовать не только административными, но и экономическими мерами.
Алтай
В Республике Алтай в 2007 году планировали увеличить налоги на игорный бизнес. Соответствующие изменения к региональному закону «О налоге на игорный бизнес на территории Республики Алтай» были рассмотрены и приняты в первом чтении на седьмой сессии парламента республики.
Предлагалось повысить ставку налога на один игровой автомат с 4000 рублей до 7000 рублей, за один игровой стол от 39000 рублей до 85000 рублей. Об этом сообщила пресс-служба республиканского правительства.
Как поясняла представившая новый закон министр финансов республики Светлана Гашкина, возможность такого кратного повышения налоговой ставки обусловлена тем, что, несмотря на повышение налоговых ставок в августе 2005 года количество игровых автоматов в республике увеличилось. Так, если на 1 июля 2005 года количество игровых автоматов составляло 151 единиц, то по состоянию на 1 июля 2006 года их количество составило 172 единицы.
Кроме того, анализ ставок налога, установленных в соседних субъектах РФ, показал, что его величина в республике является одной из низких.
За 2005 год в бюджет республики поступило 6,33 млн. рублей налога на игорный бизнес, а за 9 месяцев 2006 года - 5,47 млн. рублей. В 2007 году дополнительные поступления в республиканский бюджет в связи с изменениями налога могут составить около 6 млн. рублей.
Рассмотрев на примере Псковской и Тульской областей, Москвы, Республики Алтай отношение к игорному бизнесу администраций, их отношение к новому Федеральному Закону, можно сделать вывод о том, что отношение это неоднозначное. В Псковской области, Республике Алтай повысили ставки на игровые автоматы и игровые столы, получив при этом хорошую прибыль. В Тульской области произошла наоборот утечка средств из бюджета при повышении ставок. И в Тульской области, и парламентарии Москвы убеждены, что данный вид бизнеса уйдет в тень.
Раздел 3. Мероприятия по решению изучаемой проблемы
3.1.Кто и на что будет строить
Обустраивать зоны придется на средства самих резидентов. Они получат лицензию на деятельность сроком на пять лет, причем на деятельность в рамках только одной выбранной зоны. Лицензию можно продлить, но не более двух раз, так как срок действия зоны - десять лет.
По данным интернет-журнала "Мир игорного бизнеса", в этой отрасли работают четыре крупные компании. Прежде всего, это Ritzio Entertainment Group, имеющий девять казино и контролирующий каждый десятый игровой автомат в стране. Сюда же входит сеть игровых залов "Вулкан". На втором месте - сеть игровых салонов "Джекпот" (в столице - три казино, 500 игровых залов), которой владеют две кипрские компании. Третий лидер - голландский холдинг Storm International - объединяет пять игорных центров Москвы ("ШангрилаЛа", "Джаз Таун", "Нью-Йорк", "Карнавал" и "Ударник") и 26 игорных залов "Супер Слотс". Четвертый - концерн "РиО" ("Развлечение и отдых") с 1,5 тысячи заведений по всей стране.
Предполагается, что именно им будет поручено участвовать своими доходами в обустройстве четырех российских "лас-вегасов". Месторасположение их известно: Приморье, Алтайский край, Калининградская область и Приазовье, на стыке Ростовской области и Краснодарского края. Однако распоряжений о выделении земель под размещение игорных заведений и сопутствующей инфраструктуры в регионах пока еще нет. Более определенной ситуация видится на юге. Губернаторы Александр Ткачев и Владимир Чуб подписали соглашение о порядке управления игорной зоной на границе регионов. Согласно ему площадь зоны составит 2 тысячи гектаров на побережье Азовского моря - по тысяче в Щербиновском районе Кубани и Азовском районе Придонья. Все организационные и правовые вопросы поручено регулировать единому координационному совету, в который войдут по семь представителей от каждого субъекта и один от Минэкономразвития России.
Непосредственно строительством инфраструктуры займется созданное для этого акционерное общество. Губернаторы договорились, что два региона станут поровну вкладывать в развитие игорной зоны усилия и средства, проводить согласованную налоговую политику. Порядок распределения средств от налогов и сборов между бюджетами регионов будет установлен в последующем дополнительным соглашением. Объем вложений, требующихся на обустройство азовского "лас-вегаса", пока не называется. Однако из инвестиционной программы Ростовской области следует, что только на проектирование работ предполагается потратить 100 миллионов рублей. "Это должны быть исключительно частные инвестиции, - подчеркивает директор департамента финансовой политики Минфина России Алексей Саватюгин. - Мы не собираемся ни компенсировать регионам выпадающие из-за переориентирования игорного бизнеса доходы, ни финансировать за счет бюджета строительство зон".
В том, что частные инвесторы для такого дела отыщутся, в Ростовской области не сомневаются. Иначе из-за чего бы в маленьком поселке Порт-Катон цены на землю и строения взлетели в десяток раз: за сотку дают по 40 тысяч, за усадьбу - три-четыре миллиона рублей притом, что здесь нет газопровода, асфальта, а вода - в колодцах. Еще более дорогой стала недвижимость в Щербиновском районе. Приезжие предприниматели скупают все наугад, так как точных границ территории будущего "лас-вегаса" никто не знает. Расчет на то, чтобы затем перепродать землю по спекулятивной цене государству (по закону земля под игорной зоной может быть только государственной), может и не оправдаться: обратный выкуп, по словам вице-губернатора Краснодарского края Евгения Муравьева, будет производиться по фиксированной цене. Зато участки под кафе, гостиницами, аэропортами закон позволяет иметь в частной собственности.
Еще более активно идет скупка недвижимости в Смоленском районе Алтайского края, несмотря на то что регион из числа депрессивных. В местную администрацию подано около двухсот заявлений о выделении земли под застройку. Среди покупателей отмечены бизнесмены из Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Латвии. По проекту, игорная зона займет здесь около 100 квадратных километров, на ее создание потребуется 13 миллиардов рублей. На эти средства из федерального бюджета будут построены федеральная автотрасса, линии электропередачи, инженерные коммуникации.
В границах зоны некоторым проектировщикам в скором будущем видится город численностью более 200 тысяч жителей. Пока же в Солоновку, деревню на месте предполагаемой зоны, нелегко добраться из-за бездорожья. Места глухие, до последнего времени, можно сказать, безнадежные: до ближайшего города Бийска - 75 труднопроезжих километров, до крупного аэропорта в Новосибирске - 440 километров. Да и характер местного населения, преимущественно кержацкого (староверческого), не отличается открытостью и гостеприимством, тем более расположенностью к забавам, особенно азартным. Выбор места объясняется, скорее всего, случайным обстоятельством - банкротством здешнего опытно-производственного хозяйства. 21 марта его земли перейдут в федеральную собственность без всякого обременения, и государству не будет нужды тратиться на их выкуп. Тем не менее, президент Алтайской региональной ассоциации туризма Елена Шушакова считает начавшуюся в Солоновке скупку недвижимости "фальстартом". Из-за отдаленности и плохой транспортной доступности, отсутствия надлежащих сервисных услуг игорная зона здесь может существовать только как экзотика для немногочисленных богатых людей.
Участники посвященного проекту "круглого стола" в Алтайском госуниверситете высказывали озабоченность тем, что Солоновка может стать рассадником преступности в крае и тем самым спровоцировать агрессивные действия со стороны местного населения. А это подорвет начавший было набирать силу более здоровый туристический бизнес, на который в крае возлагают большие надежды.
Проект "четырех "лас-вегасов" на всю большую Россию не вызывает пока большого энтузиазма и у самих капитанов игорного бизнеса. "В зоны переезжать никто не хочет. Сначала надо построить там казино, гостиницы, проложить коммуникации. Мы все же занимаемся организацией игр, а не градостроительством", - мнение председателя Союза ассоциаций игорного бизнеса Олега Журавского, по-видимому, отражает солидарный взгляд на проблему. По его словам, пока заинтересованных инвесторов с большими капиталами не видно, а у самих "игроков" таких денег - миллиардов долларов - нет. На строительство не всей зоны, а всего лишь одного казино в чистом поле с минимальной инфраструктурой требуется не меньше 100 миллионов долларов. Правда, говорят они, игра стоит свеч. Москва в прошлом году пополнила свой бюджет за счет казино и автоматов на 4 миллиарда рублей, Санкт-Петербург - на 2,3 миллиарда. Это при том, что владельцы игорных заведений отчисляют в виде налогов, по экспертным оценкам, всего 2 процента с оборота.
Паковать вещи в московских и воронежских казино пока не начинают. Более того, делающие капиталы на азартных играх бизнесмены продолжают строить и расширять свои заведения в привычных хлебных местах - в центрах многолюдных и богатых городов. Логика тут простая: за два оставшихся до "переселения" года можно еще сорвать банк, и немалый. А там или ишак сдохнет, или... депутаты Госдумы возьмутся "доводить закон до ума", как высказался в интервью свои надежды один из хозяев сети игровых автоматов: "Если за оставшееся время ничего не поменяется, в России не останется ни одного казино, а игра может уйти в тень".
"Да блефуют они! - говорят чиновники в администрациях регионов, назначенных в "лас-вегасы". - Сами уже всюду насадили своих людей, приглядываются, выжидают. Только дай им сигнал - и все закрутится".
Депутаты Московской городской Думы советуют властям Вологодчины на местном уровне ограничить игорный бизнес, как это уже сделано в Москве. Напомним, что вологодские чиновники и депутаты уже полгода тянут с принятием закона, который может существенно сократить количество игровых автоматов.
Медики признают игроманию тяжелейшей зависимостью, наряду с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением. Областной закон об ограничении игорного бизнеса уже принят в первом чтении. В частности, по нему нельзя размещать залы игровых автоматов вблизи школ, детсадов, больниц, спортивных и культурных центров, в жилых домах и пристройках к ним. Его окончательное принятие отложило парламентское большинство Заксобрания. Губернатор также предлагает не торопиться, поскольку аналогичные законы в других регионах были оспорены в судах. В свою очередь, депутат Мосгордумы Александр Крутов считает, что не стоит бояться судов -- психическое здоровье населения дороже: «Я бы посоветовал принять свой, не ждать федеральный. Будет протест прокурора -- судиться с прокурором. Здесь надо учитывать социальную опасность игорных заболеваний. Вот мы приняли закон, потом некая структура, которая занимается игорным бизнесом, обратилась в Московский городской суд. Мосгорсуд оставил все это в силе. Они обратились в Верховный суд, который пару положений нашего закона признал не соответствующими федеральному законодательству. А за это время, пока все это продолжалось, закон действовал. И мы на 60% сократили количество игровых автоматов».
3.2. Проблемы игорного бизнеса в Иркутской области
Не каждый знает, что именно Владимир Путин в 1991 году открывал первую выставку игорного бизнеса EELEX в Санкт-Петербурге (будучи вице-мэром этого города). По сути, он тогда дал жизнь игорной индустрии России. В настоящий момент этот бизнес он вновь ограничил.
Производители игровых автоматов постепенно переходят на близкий им бизнес: например, делают автоматы по продаже шоколадных батончиков
В Иркутске в слоты регулярно приносили деньги не только женщины, но и малолетние дети, и старики.
По данным российской ассоциации "Мир игр", в 2005 году сумма поступлений в бюджет Иркутской области от налога на игорный бизнес составила 115 миллионов рублей. Как говорится, солидная прибавка к пенсии. Властям экономически выгодно, когда на территории их городов расположены игорные заведения. Приносит игорный бизнес доходы и федеральной власти. Но это экономика. А в политике игорный бизнес -- как тряпка для быка. Простые люди ненавидят "одноруких бандитов" не меньше, чем нелегальных мигрантов, которые захватили все рынки. Президент после событий в Кондопоге и Грузии приказал, во-первых, разобраться с засильем иностранцев на российских рынках, а во-вторых, отправить игорный бизнес в четыре резервации.
Так же, как алкоголизм и наркомания, он наносит серьезный моральный и материальный ущерб нашему населению, -- сказал Владимир Владимирович.
Напомним, что по Закону президента в России будут определены четыре игорные зоны: две в центральной части России, одна в Сибири и одна -- на Дальнем Востоке. Где в Сибири появится "Лас-Вегас", пока неясно: но можно предположить, что у западных областей шансов больше. Новосибирск и Красноярск более промышленные, а значит, и богатые города. К тому же игорный бизнес в них представлен ярче, чем в Иркутске, -- даже сегодня.
В четырех зонах будут созданы настоящие игровые мегаполисы. Правда, это не значит, что казино и автоматы во всей России исчезнут - их переведут в "игорные зоны поселений". Сегодня поиграть в рулетку можно и в киоске на автобусной остановке, и на первом этаже жилого дома. А в 2007году, к примеру, на улице Ленина размещать такое количество игровых клубов уже нельзя.
По законопроекту Путина, игорное заведение не может быть расположено в объектах жилого фонда, незавершенного строительства, временных постройках, киосках, навесах. Детские и медицинские учреждения, стадионы, автовокзалы и аэропорты, любые остановки транспорта становятся территорией, свободной от игорного бизнеса.
Для многих иркутских игровиков это означает настоящий крах. К примеру, только на одной остановке "Подстанция" в Ново-Ленино присутствуют все виды запрещенных зданий: и игровой киоск прямо на остановке, и зал в помещении жилого дома, и отдельный игровой павильон.
Если присмотреться к улицам города, то можно заметить, что знаменитых "ромашек" (куда бабушки складывали свои пенсии по пятачку) стало значительно меньше. Сейчас, в 2007 году, их не останется совсем. По новым правилам играть можно будет только в помещении, приспособленном для азартных игр, а не на улице. Мало того, это будет нельзя сделать в зданиях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
В Федеральном законе жестко прописаны и другие условия новой игры: собрать нужные лицензии, согласования и разрешения станет значительно сложнее. Кроме того, заниматься игорным бизнесом нельзя будет и вовсе, не имея 600 миллионов чистых активов. Понятно, что на этом рынке останутся только крупные игроки. Сами российские воротилы и вовсе ждут массированного прихода иностранных компаний, против которых наши не потянут. Новые правила окончательно запрещают казино в Интернете и другие азартные игры с использованием связи. Даже в Иркутске можно было поиграть с помощью эсэмэсок. В 2007 году это уже запрещено. В последние два года игорный бизнес в Иркутске, как и в других городах, стал малорентабельным. Новые клиенты не приходят, заведения держатся лишь на постоянных игроках.
Игровые компании уже постепенно исчезают из города. По крайней мере, новые залы не открываются, а производители игровых автоматов ищут параллельные сферы заработков: к примеру, терминалы для оплаты сотовой связи или световая реклама.
Депутаты Госдумы в течение пяти лет пытались создать закон об игорном бизнесе, но ругались жутко (еще бы, такие деньги стоят за интересами каждого бизнеса!) и дальше слабенького законопроекта в первом чтении ничего и не родили. Президент же просто и спокойно предложил для игорного бизнеса самые жесткие условия. Поставил всех перед фактом.
Игорный бизнес имеет право на существование. Но его нужно правильно организовать: к примеру, игровые автоматы не должны располагаться напротив школ.
Говорят, что один из возможных вариантов -- Листвянка. Но сейчас угадать невозможно: слишком много интересов будет завязано в один клубок.
Иркутские игровики удивлены президентскими инициативами. Такого поворота не ожидал никто. Эффект от поступка Путина сравним с его же спасением Байкала от нефтетрубы.
"Однорукие бандиты" уходят. Но куда? Игровики во всей России пугают, что в будущем их бизнес станет подпольным: дескать, средства, уже вложенные в рулетки и автоматы, нужно возвращать. В Иркутске еще четыре года назад существовали подпольные казино. Например, на "Шанхае". Наверняка в новых условиях они бы появились вновь. Но "шанхайку" сносят. Не иначе как сомнительный бизнес в нашей стране зажимают со всех сторон...
Наивно полагать, что в Соединенных Штатах казино есть лишь в Лас-Вегасе. В этой стране с учетом казино в индейских резервациях игорный бизнес разрешен в 39 штатах. В штатах процветают и виртуальные казино -- их оборот уже достиг $6,5 млрд. из мировых $11 миллиардов. Всего игорная индустрия мира зарабатывает под $100 миллиардов в год.
Игорный бизнес в России существует более 15 лет. Современная и развитая индустрия развлечений приносит деньги различным бюджетам, является мощным раздражителем для общества и в то же время как будто не существует. До сих пор в России не было определено, что такое казино, как оно должно работать и по каким правилам. Владимир Путин предложил жесткий закон, который определяет главные правила игры. Вслед за ним появятся и другие законодательные акты. Например, мы сможем узнать, какое ведомство в Иркутске непосредственно будет закрывать игровые заведения или контролировать их перенос. Узнаем мы, и куда отправят существующие заведения.
Заключение
Игра - неотъемлемая часть человеческого естества. Люди рождаются и умирают, сменяются поколения, эпохи, цивилизации. Но игра остается. Игорный рынок на территории РФ существует сравнительно недавно, правовое регулирование этого бизнеса похоже на рулетку, нет еще законодательных актов, которые бы охватывали все сферы игорной деятельности. Не смотря на это, на данном этапе развития игорный бизнес из теневого перешел в разряд легального. Новый же Закон способствует сокращению игорных заведений в городах и населенных пунктах, что в свою очередь приведет к развитию подпольных игровых заведений. Однако данный закон имеет и положительную сторону. По статистическим данным, основными клиентами игорных организаций являются представители среднего класса, которые относятся к игре не как к развлечению, а как к способу обогатиться, что приводит к обратным результатам. Люди, которые проиграли собственные деньги, стремятся отыграться, загоняя свою семью в большие долги или идут на преступление (кража, убийство с последующим ограблением). В результате чего многие семьи распадаются, происходит деградирование личности, развивается преступность. Кроме этого увеличилось число несовершеннолетних игроков, у которых появляется зависимость от игры, что приводит к вышеперечисленным последствиям.
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что перспектив у игорного бизнеса в предложенном президентом Законе немного. Землю предлагают давать в аренду лишь на 5 лет. Но вложения в такие объекты, как казино, не окупятся за такой короткий срок -- особенно при условии, что строить их будут с нуля. Установление игорных зон приведет не иначе как к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджетах субъектов Федерации, с территории которых они будут упразднены, что естественным образом отразится на заработной плате, пособиях, субсидиях граждан, проживающих на территории соответствующего региона Российской Федерации. Иными словами, для субъектов Федерации результатом реализации Закона N 244-ФЗ будут весьма негативные социальные и налоговые последствия.
Необходимость совершенствования Закона не вызывает сомнений. Представляется возможным, что к 2009 году он подвергнется еще не одному внесению изменений и кардинальной переработке в целом. Следует ожидать бесконечную череду изменений, признания нормативных правовых актов полностью или частично утратившими силу, принятия новых нормативных предписаний и т.п. Уровень юридической техники Закона также оставляет желать лучшего, в то время как признано, что "оттого, в какой степени в стране развита юридическая техника, во многом зависит уровень ее цивилизованности..." Закон должен обладать эффективностью, общим показателем которой будет соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатами их действия. Ведь от эффективности принимаемых законов, результатов постоянного анализа и обобщения правоприменительной практики напрямую зависит успех социально-экономических преобразований в России, развитие бизнеса, благополучие граждан, их прав и свобод и т.п.
Представляется необходимым, чтобы законодатели на законопроектной стадии осуществляли прогнозирование социальных и экономических последствий реализации законов, привлекая для этого специалистов-экспертов. Целесообразно предусмотреть обязательное применение соответствующей экспертизы и включить ее в регламент Государственной Думы.
Список использованных источников и литературы
Законодательные и нормативно - методические документы и материалы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. : в редакции, действующей с 01.01.2006, с комментарием к изменениям. - Новосибирск : Мысль, 2006. - 238 с.
3. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] : по состоянию на 20 февраля 2007 г. - Новосибирск : Сиб. Унив. изд-во, 2007. - 704 с.
4. Российская Федерация. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Текст] : [Федер. закон № 244-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2006 г.].
5. Российская Федерация. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [Текст] : [Федер. закон № 127-ФЗ : принят Гос. Думой 2 ноября 2004 г.].
6. Российская Федерация. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Текст] : [Федер. закон № 80-ФЗ : принят Гос. Думой 2 июля 2005 г.].
7. Российская Федерация. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Текст] : [Федер. закон № 128-ФЗ : принят Гос. Думой 8 августа 2001 г.].
Литература
1. Аннерс, Э. История европейского права [Текст] / Э. Аннерс. - М. : Логос, 1994. - 250 с.
2. Власова, Т. И. Новое исчисление местных налогов и сборов в 1999 году [Текст] // Бизнес практика. - 1999. - № 28.
3. Дадалко, В. А. Налогообложение в системе международных экономических отношений: учеб. пособие / В. А. Дадалко, Е. Е. Румянцева, Н. Н. Демчук, - Мн. : Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000. - 118 С.
4. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования.// Финансы .- 1997.- №4.
6. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
7. Законодательная техника / [Текст] : научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. - М. : Маркетинг, 2000. - 71 с.
8. Кваша, Ю. Ф. Налоговое право [Текст] : конспект лекций / Ю. Ф. Кваша, А. П. Зрелов, М. Ф. Харламов. - М. : Юрайт, 2007. - 192 с.
9. Ларионов И.К. О налоговой системе РФ.// Финансы.-1995.- №2.
10. Налоги: Учебное пособие/ под ред. Черника В.Г. -М.: Финансы и статистика, 1996.- 400 с.
11. Налоговая система РФ. Т2./ под ред. Прудникова В.М.- М.:ИНФРА-М, 1996.
12. Перов, А. В. Налоги и налогообложение [Текст] : учеб. Пособие для студентов / А. В. Перов, А. В. Толкушин. - М. : Юрайт, 2007. - 810 с.
13. Спектор, Е. И. Правовое регулирование алеаторных сделок [Текст] / Е. И. Спектор // Право и экономика. 2005. № 8. - с. 12
14. Шаталов С. Налоговый кодекс РФ// Экономика и жизнь.-1997.-№27.
15. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: Финансы, ЮНИТИ,1997.
Власова Т. И. Новое исчисление местных налогов и сборов в 1999 году //Бизнес практика №28 1999
Дадалко В.А. и др. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие/ В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук.- Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000.
Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997.
Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования.// Финансы .- 1997.- №4.
Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Ларионов И.К. О налоговой системе РФ.// Финансы.-1995.- №2.
Шаталов С. Налоговый кодекс РФ// Экономика и жизнь.-1997.-№27.
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: Финансы, ЮНИТИ,1997.
Действующие налоги. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.
Закон РФ от27.12.91. №2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ"
Налоги РФ. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-142 с.
Налоги: Учебное пособие/ под ред. Черника В.Г. -М.: Финансы и статистика, 1996.- 400 с.
Налоговая система РФ. Т2./ под ред. Прудникова В.М.- М.:ИНФРА-М, 1996.
Налоговый кодекс РФ. Часть 1.-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998.
Письмо Госналогслужбы РФ от 07.12.98 № ШС -6 -01/865