Раздел 1. Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации 7
1.1. Налог как экономическая категория 7
1.2. Лицензирование игорного бизнеса 12
1.3. Теневой бизнес 15
1.4. Особенности рекламы в деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари. 20
1.5. Федеральный закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации № 244 ФЗ от 29 декабря 2006 года 21
1.5.1. Основные понятия, элементы, объекты налогообложения, налоговые ставки 21
1.5.2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации 30
1.6. Проблемы реализации Закона 44
Раздел 2. Сравнительная характеристика налогообложения игорного бизнеса по регионам Российской Федерации 61
2.1. Сравнительный анализ налогообложения игорного бизнеса ООО «Фортуна» города Ангарска Иркутской области 61
2.2. Сравнительная характеристика налогообложения игорного бизнеса по регионам Российской Федерации 68
Раздел 3. Мероприятия по решению изучаемой проблемы 74
3.1.Кто и на что будет строить 74
3.2. Проблемы игорного бизнеса в Иркутской области 79
Заключение 83
Список использованных источников и литературы 85
Приложения
Введение
Налог на игорный бизнес - региональный налог, взимаемый на основании главы 29 НК РФ. Глава 29 НК РФ введена Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Глава 29 НК РФ вступила в силу с 1 января 2004 года. До указанной даты взимался федеральный налог на игорный бизнес в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес»[12, с.765].
На сегодняшний день актуальным вопросом в области налогов на игорный бизнес является вступление в силу Федерального закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 244-Ф3, за исключением отдельных положений, касающихся вопросов лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с требованиями этого Закона, которые вступают в силу с 30 июня 2009 года. Предтечей стремительного принятия Закона N 244-ФЗ было выступление Президента РФ по телевидению 27 сентября 2006 года, в котором ситуацию в обществе применительно к бурно развивающейся игорной деятельности В.В.Путин охарактеризовал как "нетерпимую в связи с засильем игровых автоматов". Казалось бы, депутатам из профильных комитетов Государственной Думы, приняв высказывание Президента страны как руководство к действию, следовало безотлагательно приступить к разработке цивилизованных способов регулирования игорной деятельности, законодательно запретить установку игровых автоматов вне игорных заведений, установить возрастной ценз участников игорной деятельности, привести федеральное законодательство в соответствие с международной практикой, учитывая существующие в стране реалии, а не по шаблонной матрице, устранить произвол представительных органов государственной власти субъектов Федерации в части принятия ими собственных законов о порядке размещения объектов игорной деятельности посредством четкого законодательного разграничения предметов ведения и полномочий в сфере игорной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, определить более четкие правила размещения объектов игорной деятельности на федеральном уровне. Вместо всего этого в конечном итоге установили игорные зоны - специализированные территории, исключительно на которых возможно осуществлять игорную деятельность, фактически загнав в теневой сектор легальную предпринимательскую деятельность, что впоследствии может лишить государственную казну существенных налоговых поступлений.
Цель дипломной работы: изучение общих положений Федерального закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации; проведение анализа данных изменений; сравнительный анализ состояния вопроса на предприятии г. Ангарска, анализ состояния налогообложения на игорный бизнес по регионам Российской Федерации.
Цель обеспечивалась поставленными и решенными задачами, главными из которых были:
· Изучение основных понятий, используемых в законе
· Изучение предмета регулирования Федерального закона
· Изучение требований к организаторам азартных игр, посетителям, игорному заведению
· Теоретическое осмысление данного закона
· Анализ статей закона
· Примеры налогообложения на игорный бизнес
· Сравнительная характеристика налогообложения по регионам РФ
Содержание работы нашло свое отражение в трех разделах.
В разделе 1 дается обзор литературы по проблеме и дается анализ данной литературы, обосновывается методика анализа, рассматриваются точки зрения разных авторов по проблеме налогообложения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244 - ФЗ.
В разделе 2 исследуется состояние проблемы на конкретном предприятии г. Ангарска, проводится анализ налогообложения игорного бизнеса в течение определенного промежутка времени, дается сравнительная характеристика налогообложения игорного бизнеса по регионам Российской Федерации.
В разделе 3 разрабатываются мероприятия и даются рекомендации по решению поставленной проблемы.
Раздел 1. Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации
1.1. Налог как экономическая категория
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Сме-на общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При фе-одализме доминировали различного рода натуральные сборы и повин-ности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.
Согласно части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:
федеральные налоги и сборы;
региональные налоги и сборы;
местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· налог на прибыль организации;
· налог на добычу полезных ископаемых;
· водный налог;
· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· государственная пошлина;
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом;
порядок и сроки уплаты налога;
формы отчетности по данному региональному налогу.
Другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и сборам относятся:
· налог на имущество организаций;
· транспортный налог;
· налог на игорный бизнес;
При ведении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом;
порядок и сроки уплаты налога;
формы отчетности по данному местному налогу.
Иные элементы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К местным налогам относятся:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц;
1.2. Лицензирование игорного бизнеса
На сегодняшний день лицензии на занятие игорным бизнесом выдает Госкомспорт, а реальным регулированием бизнеса занимаются местные администрации. В регионах, например, действуют специальные комиссии по игорному бизнесу при главах администраций. На данный момент политика лицензирования игорного бизнеса происходит согласно постановлению Правительства РФ "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" от 15 июля 2002 г. В данном постановлении говорится, что срок действия лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений равен - пяти годам. Существует ряд условий и требований для получения лицензий:
· комплектование штата тотализаторов и игорных заведений сотрудниками не моложе 18 лет;
· тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а так же в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую или религиозную деятельность;
· наличие у руководителя (одного из руководителей) тотализатора или игорного заведения стажа работы в сфере игорного бизнеса не менее 3 лет;
· наличие у игорного заведения документа, подтверждающего соответствие используемых игорным заведением игровых автоматов с денежным или иным выигрышем утверждённому типу игровых автоматов;
· обеспечение условий личной безопасности участников взаимных пари, игроков и посетителей тотализатора и игорного заведения;
· соблюдение правил организации проведения взаимных пари и основанных на риске игр, утверждаемых в установленном лицензирующим органом.
Несоблюдение хотя бы одного из пунктов лишает игорное заведение права на получение лицензии. Однако только соответствия требований и условий не достаточно, нужно предоставить в лицензирующий орган следующие документы:
· заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и места (мест) нахождения тотализатора и (или) игорного заведения;
· копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
· копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
· копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
· сведения о квалификации сотрудников соискателя лицензии.
После подачи игорным заведением заявления на получение лицензии лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.
Согласно п. 8 постановления Правительства РФ "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", лицензирующий орган ведёт реестр лицензий, в котором указывается:
· наименование лицензирующего органа;
· лицензируемая деятельность;
· сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика; наименование, местонахождения (с указанием мест нахождения обособленных подразделений), место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, место нахождения помещения, используемого для осуществления лицензируемой деятельности, - для индивидуального предпринимателя;
· перечень установленного в игорном заведении игрового оборудования с указанием его количества и производителя;
· номер лицензии и дата принятия решения о предоставлении лицензии;
· срок действия лицензии;
· сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
· основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
· основания и даты аннулирования лицензии.
Если все условия и требования соблюдены, то за предоставление лицензии взимается лицензированный сбор равный 1000 рублей, и выдается лицензия.
1.3. Теневой бизнес
Теневой бизнес, если отделить его от незаконной по своему ха-рактеру деятельности, прежде всего, подразумевает умысел на сокры-тие от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Как показы-вает практика, наиболее латентны как раз налоговые преступления, поэтому для определения содержания теневой экономики, для выде-ления в ней более частных процессов логичнее всего обратиться именно к налоговым преступлениям. Способы уклонения от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются конт-рольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов.
Существуют восемь основных способов уклонения от уплаты налогов.
1. Способы уклонения, не зависящие от вида налога:
сокрытие объектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постанов-ки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм, неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.).
2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтер-ские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излиш-ков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).
3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недо-имки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (созда-ние искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвра-щать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соот-ветствующие налоги, невозврат валютных средств от нерезиден-тов в срок свыше 180 дней, если это все же нашло отражение в бухгалтерской отчетности, и др.).
4. Неправомерное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат нерабо-тающих пенсионеров-инвалидов и др.).
5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение рас-ходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увели-чение фонда заработной платы за счет завышения численности работ-ников, завышение внереализационных расходов и др.).
6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).
7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию про-изводства подакцизной продукции незначительного изменения с це-лью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического исполь-зования в прежнем порядке).
8. Уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц (получение круп-ной материальной помощи, персонального вознаграждения или без-возвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в по-дотчет, непредставление или искажение данных в декларации о сово-купном годовом доходе и др.).
Четвертый - восьмой способы не подразумевают сокрытия ни финансово-хозяйственной деятельности, ни ее результатов. Они сво-дятся лишь к неправомерному бухгалтерскому учету, в то время как все произведенные обороты денежных средств учтены. Поэтому дан-ные финансово-хозяйственные операции хотя и являются способами уклонения от налогообложения, однако, по определению, к теневой экономике не относятся. Такой же характер сокрытия в основном наблюдается и при неисполнении других требований закона. Если все операции в принципе учитываются, то характер нарушения пра-вил учета выявляется без помощи специальных средств правоохрани-тельных органов, и они вполне контролируемы государством.
Иной характер носят первые три способа уклонения от налогооб-ложения. Первый включает в себя финансово-хозяйственные операции, полностью скрытые от бухгалтерского учета, то есть от государственно-го контроля. Полное сокрытие своей экономической деятельности - труд-но выявляемый, следовательно, и наиболее опасный вид уклонения от налогового и любого другого государственного контроля и поэтому бо-лее всего подходит под понятие "теневая экономика".
Такого рода теневая экономика свойственна любой стране и, как правило, характеризуется как "скрытая" в международном понима-нии этого слова. Ее легко выделить из легальной экономики. За по-добную деятельность предусмотрено соответствующее уголовное на-казание (в российском законодательстве - ст. 171 УК РФ "Незакон-ное предпринимательство", ст. 188 "Контрабанда", ч. 1, а также ста-тьи УК РФ, предусматривающие наказание за неуплату налогов и таможенных платежей).
Вместе с тем сокрытие операций от контроля со стороны налого-вых органов может происходить и путем маскировки этих операций под видом другой деятельности, для которой предусмотрены льготы или которая регулируется иным законодательством. В таком случае учитывается совсем не та операция, которая имела место на самом деле. Совершается псевдооперация.
Второй способ уклонения от налогообложения состоит в том, чтобы скрыть от проверяющего часть произведенного оборота. По-следняя либо вновь "вливается" в легальный оборот и учитывается в следующей финансово-хозяйственной операции, либо выделяется и прямо или с помощью определенных операций полностью или на вре-мя выводится из-под легального учета и становится теневой.
В российской экономике значительная часть неучтенных средств фактически "не покидает" легальные обороты предприятий и учиты-вается впоследствии. Включенные в общий легальный процесс произ-водства, они "растворяются" в нем и не могут быть выделены. Отно-сить такие обороты к теневой экономике нельзя, несмотря на то что часть их скрывается от налогообложения.
Финансово-хозяйственные операции, сопровождающиеся сокры-тием части оборота, можно считать теневыми только в том случае, если последняя выводится из легального оборота для проведения дру-гих неучтенных финансово-хозяйственных операций и хозяйственная выгода от учтенной части совершенной операции отсутствует или не является основной) лишь прикрывая ее теневой характер. Такая опе-рация самодостаточна и представляет собой законченный оборот. Ее можно считать сопутствующей теневой операцией.
Например, АО "Тулачермет" в соответствии с заключенными договорами с фирмами "Марк-Рич" и "Дурхам-АГ" (Швейцария) осуществляла поставки продукции на общую сумму 7,6 млн. долл., из которых 4,2 млн. в нарушение законодательства были переведены на счета "третьих" фирм в ряде стран Европы. Вся не поступившая; на транзитный валютный счет предприятия выручка не была отражена в документах бух-галтерской отчетности. Не учтено и дальнейшее движение этих средств предприятия.
Третий способ включает методы уклонения от уплаты налогов в бюджет, отдельные из которых в настоящий момент вообще не являются нарушением налогового законодательства. Могут совершаться сделки, находящие отражение в бухгалтерском учете, по ним рассчитываются необходимые налоги, однако средства в бюджет не поступают, так как их не оказывается на расчетном счете налогоплательщика. С помощью определенных финансово-хозяйственных операций они выводятся из одного легального оборота и направляются в другой оборот, который сам по себе тоже может быть легально оформлен. Данные финансово-хозяйственные операции, естественно, не могут быть прямо учтены. Поэтому они либо не отражаются в учете вообще, либо, что чаще всего, маскируются под другие виды операций. В подобном случае они также представляют собой псевдооперации и могут, как подпадать под понятие "налоговая преступность", так и выходить за его рамки.
Таким образом, существуют способы уклонения от налогообло-жения, при которых происходит сокрытие налогооблагаемой базы, то есть совершается налоговое правонарушение. Однако финансо-во-хозяйственные результаты деятельности сами по себе не скрыва-ются, при необходимости представляются проверяющему и контро-лируются государством. Следовательно, подобную деятельность нельзя считать теневой.
Вместе с тем к теневой экономике могут относиться финансово-хозяйственные операции, маскирующиеся под легальные. Их противоправность также в полной мере не может быть установлена контро-лирующими органами, поскольку подлинный смысл операций от них ускользает и для его выявления требуется использование специаль-ных средств правоохранительных органов.
Итак, в рамках теневой экономики можно выделить три вида операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета, на-правленные на сокрытие части оборота, проводимые под видом дру-гих операций. Первый вид операций, в свою очередь, может быть разделен на операции, производимые незарегистрированными и легаль-ными субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
1.4. Особенности рекламы в деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.
Данный подраздел работы выполнен в соответствии с Федеральным законом о рекламе от 18 июля 1995 года и является ст. 16. данного закона (введена Федеральным законом от 21.07.2005)
1. Распространение рекламы о деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе рекламы игорных заведений, допускается только:
· в радио- и телепрограммах с 22 до 7 часов местного времени;
· в зданиях, строениях и сооружениях, в которых проводятся азартные игры и (или) пари, за исключением вокзальных помещений, помещений аэровокзалов, станций метрополитена, где распространение и размещение такой рекламы не допускаются; в периодических печатных изданиях рекламного характера, а также в специализированных периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) для лиц, участвующих в азартных играх и (или) пари.
2. Реклама о деятельности по проведению азартных игр и (или) пари, в том числе реклама игорных заведений, не должна: создавать впечатление, что участие в азартных играх и (или) пари имеет значение для достижения общественного или личного успеха либо способно содействовать решению имущественных проблем; дискредитировать лиц, не участвующих в азартных играх и (или) пари; создавать впечатление, что выигрыш гарантирован или его вероятность высока; умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх и (или) пари либо об условиях выплаты выигрышей, если такие условия или ограничения установлены; обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных, а также распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, в печатных изданиях для несовершеннолетних.
3. Требования настоящей статьи не распространяются на рекламу стимулирующих лотерей и государственных лотерей.
1.5. Федеральный закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации № 244 ФЗ от 29 декабря 2006 года
1.5.1. Основные понятия, элементы, объекты налогообложения, налоговые ставки
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», кардинально изменивший систему государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории России. Соответствующие изменения внесены названным Законом во вторую часть Налогового кодекса РФ и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с Федеральным законом №244-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
4) выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
6) деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
7) игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
10) участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
11) игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
12) казино - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;
13) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
14) букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
15) тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр;
16) игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
17) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;
18) игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
19) касса букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
20) касса тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и в которой находится специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш;
21) касса игорного заведения - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;
22) зона обслуживания участников азартных игр - часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;
23) служебная зона игорного заведения - обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;
24) сопутствующие азартным играм услуги - гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК) [4, с.4]. .
Элементами налогообложения являются (п. 1 ст. 17 НК):
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый период;
· налоговая ставка;
· порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога»[8, с.27].
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются:
игровой стол;
игровой автомат;
касса тотализатора;
касса букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Нарушение налогоплательщиком данных требований влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Нарушение налогоплательщиком требований более одного раза влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125 000 рублей. В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25 000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В случае если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Контроль налоговых поступлений предполагает ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей и направлен на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.
Одним из важнейших источников информации об исполнении налогоплательщиками своих обязанностей по исчислению и уплате налогов для органов налоговой администрации являются налоговые декларации, заполненные и переданные в соответствующий орган налоговой администрации самими налогоплательщиками.
Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (п.1 ст.80 НК).
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается каждому налогоплательщику. Он является единым по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и действует на всей территории РФ (п.7 ст.84 НК).
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Минфином России.
Налоговый орган указывает ИНН налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.