Рефераты

Понятие инвестиций

p align="left">К оттокам бюджетных средств относят:

1. Предоставление инвестиционных ресурсов в виде инвестиционного кредита

2. Субсидирование: предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе.

3. Бюджетные дотации, связанные с обеспечением соблюдения законодательно утвержденных социальных приоритетов.

4. Налоговые льготы.

5. Государственные гарантии, займы.

Экономическая (народно-хозяйственная) эффективность - отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников инвестиционного проекта и могут быть количественно оценены.

Показатели экономической эффективности определяют эффективность проекта с позиции экономики в целом, отрасли или региона связанных с осуществлением проекта. При оценке учитываются 3 сферы общественной эффективности:

1. С экономических позиций учитываются текущие затраты труда и использование ранее созданной стоимости в интересах получения возможно большего объема благ в будущем. Соответствующие этому подходу показатели имеют тенденцию к минимизации.

2. С позиции социальных критериев необходимо стремиться к увеличению доходов занятых в производстве, снижению затрат ручного труда, уменьшение безработицы.

3. Экологические аспекты должны быть сориентированы на минимизацию использования экономических ресурсов, уменьшение уровня окружающей природной среды как в процессе инвестирования так и в период эксплуатации проекта.

27. Оценка инвестиционных качеств эффективности финансовых инструментов

Основными критериями инвестиционных качеств объектов финансового инвестирования являются доходность, риск, ликвидность.

Доходность финансовых инструментов определяется прибылью и ростом курсовой стоимости по сравнению с вложенными средствами.

Риск означает возможность не до получения дохода или утраты вложенных средств.

Ликвидность - способность быстро и без потерь превращаться в деньги.

При оценке инвестиционных качеств ценных бумаг кроме расчета общих показателей эффективности проводят исследование методами фундаментального и технического анализа. Фундаментальный анализ базируется на оценке эффективности деятельности предприятия эмитента. Он предполагает изучение комплекса показателей финансового состояния предприятия эмитента, тенденций развития отрасли, к которой оно принадлежит, а также степени конкурентоспособности производимой продукции в настоящие время и в перспективе.

Базой для анализа являются публикуемые предприятием эмитентом баланса, отчеты о прибылях и убытках и другие документы. Фундаментальный анализ также называется факторным, поскольку он опирается на изучение влияния отдельных факторов на динамику цен финансовых инструментов. В настоящем периоде и прогнозирование значений этих факторов в будущем периоде. Исходя из этого делается вывод о целесообразности инвестирования средств.

Технический анализ основывается на оценке рыночной конъюнктуры и динамики курса.

Объектами его изучения являются показатели спроса и предложения ценных бумаг, динамика курсовой стоимости, а также общие тенденции движения курсов ценных бумаг на фондовом рынке. Технический анализ базируется на построении и исследовании графиков отдельных показателей, как правило, динамики рыночных цен. Нахождение определенной тенденции и экстраполировании её на перспективу. Изучение динамики курсов позволяет определить моменты, когда целесообразно производить покупку или продажу в ценные бумаги, а также примерно оценить темпы изменения и прирост курсовой стоимости. Для оценки динамики курсов акций в рамках технического анализа используются индексы фондового рынка. В мировой практике хорошо известны основные индексы и отработаны основные приемы их учета при принятии инвестиционных решений. Основным индексом отечественного фондового рынка является индекс российской торговой системы.

Фондовые индексы рассчитываются на основе средней арифметической или средневзвешенной курсовой стоимости акций по крупнейшим компаниям.

Одним из способов предоставления информации для инвесторов на развитие фондовых ранках является рейтинговая оценка акций и облигаций. На основе анализа инвестиционных качеств ценных бумаг специалисты рейтинговых агентств присваивают ей соответствующие категории. При анализе инвестиционных качеств фондовые инструменты следует учитывать, что нельзя найти такую ценную бумагу, которая бы устраивала потенциального инвестора по всем параметрам (задача матического треугольника). Предпочтение выбора той или иной ценной бумаги во многом определяется типом инвесторов.

Выделяют следующие виды инвесторов:

1. Консервативные - нацелены на получение стабильного дохода в течении длительного периода времени. Они предпочитают вкладывать средства в ценные бумаги с низким уровнем риска, обеспечивающие непрерывный поток платежей в виде процентных или дивидендных выплат.

2. Умеренные - в качестве основного ориентира выбирают уровень дохода, который может формироваться как за счет дивидендных или процентных выплат, так и за счет курсовой разницы при рассчитывании уровня риска.

3. Агрессивные - имеет своей целью получение максимально высокой курсовой разницы от каждой сделки при достаточно высоком уровне риска.

4. Стратегический - их деятельность направлена не на получение дохода, а на захват сферы влияния и установления контроля над собственностью путем приобретения контрольного пакета акций.

28.Программные продукты, используемые при оценке эффективности инвестиций

Очевидно, что ведение достаточно корректных и детальных расчетов эффективности инвестиционных проектов по современным методикам затруднено без использования компьютеров и применения программных средств поддержки проведения экономических исследований. Пакеты прикладных программ оценки эффективности инвестиций являются важным аспектом методического обеспечения инвестиционной деятельности в современных условиях.

Общепризнанные в мировой практике принципы инвестиционных расчетов были обобщены в рамках UNIDO и положены в основу разработки специального программного продукта COMFAR (computer model for feasibility analysis and reporting), первая версия которого была создана еще в 1982 г. Данный пакет в 80-х годах был переведен на русский язык, но его практическое использование в России не нашло широкого применения из-за высокой стоимости, неадаптированности к условиям советской экономики. Однако необходимость компьютеризации трудоёмких расчетных операций и желание придать в конкурентных условиях привлечения инвестиций солидный вид бизнес-плану проекта привели в начале 90-х годов к появлению на российском рынке программного обеспечения ряда разнообразных отечественных продуктов.

Среди производителей программных пакетов наиболее известны:

* исследовательско-консультационная фирма «Альт»: пакеты Альт-Инвест, Альт-Финансы, Альт-Прогноз (Санкт-Петербург, Москва);

* фирма ПроИнвестКонсалтинг: пакеты Bix Planner, семейство Project Expert 4, 5, 6, Questionnan & Risk, Forecast Expert и др.(Москва);

фирма ИнЭк: пакет Инвестор (Москва).

Программный продукт «Альт-Инвест» позволяет провести оценку проектов, независимо от их масштабов и отраслевой принадлежности. Среди аналитических возможностей, предоставляемых эксперту, можно выделить следующие:

* формирование бюджета проекта (моделирование расчетного счета проекта); оценка финансовой состоятельности проекта с использованием коэффициентов финансовой оценки, таких как прибыльность, рентабельность, оборачиваемость, ликвидность и др.;

* оценка экономической эффективности инвестиций с использованием методов дисконтирования, рассчитывающих срок окупаемости инвестиций, чистую текущую стоимость проекта, внутреннюю норму прибыли, рентабельность инвестиций;

* формирование основных форм финансовой отчетности по проекту отчета о прибыли, отчета о движении денежных средств, балансового отчета;

* построение и оптимизация графиков кредитования проекта, в том числе автоматическое построение графика кредитования, оптимального с точки зрения предприятия, реализующего проект;

* оценка бюджетной эффективности проекта;

* анализ чувствительности итоговых показателей эффективности финансовой состоятельности проекта к изменению основных параметров расчета.

Характерной особенностью всех разработок фирмы ПроИнвест Консалтинг (семейство Project Expert) является полная закрытость программного продукта: пользователь не имеет возможности вмешиваться в алгоритмы расчетов. Это удобно: можно не предъявлять высоких требований к квалификации пользователя - нужно только правильно сформировать необходимую информацию, т.е. загрузить исходные данные, и программа выдаст расчетный результат. Другим преимуществом закрытости пакета является возможность «абсолютного» сравнения различных проектов между собой при принятии инвестиционного решения.

Отличительной особенностью программного продукта Project Expert является также представление результатов вычислений в виде готовых разделов бизнес-плана. Программа содержит блок оценки риска (анализ чувствительности) таблицу, содержащую возможные факторы риска. Оценка каждого фактора осуществляется пользователем на основе субъективного опыта, а программа в результате выдает интегральную оценку рискованности осуществления проекта. Это позволяет еще на этапе планирования заложить в инвестиционный проект механизмы, обеспечивающие снижение факторов риска, предусмотреть дополнительное финансирование, создать запас материалов или, наоборот, распродать излишние запасы.

29. Инвестиционные риски: сущность и классификация

Инвестиционные риски представляют собой вероятность возникновения финансовых потерь в виде снижения капитала или утраты дохода (прибыли) вследствие неопределенности условий инвестиционной деятельности. Все риски можно классифицировать на общие и специфические.

Общие риски включают риски одинаковые для всех участников инвестиционной деятельности и форм инвестирования. Они определяются факторами, на которые инвестор при выборе объекта инвестирования не может повлиять. Риски подобного рода в теории инвестиционного анализа называют систематическими.

Общие риски можно разделить:

1. Внешнеэкономические - возникают в связи с изменением ситуации во внешнеэкономической деятельности

2. Внутриэкономические - связаны с изменением внутриэкономической среды.

В свою очередь данные виды рисков выступают как синтез более частных разновидностей инвестиционных рисков:

1. Социально-политические - возникают в связи с изменением политической системы, постановкой политических сил, политической нестабильности.

2. Экологические - возможность потерь, связанные с природными катастрофами и ухудшением экологической ситуации.

3. Риски государственного регулирования - связанные с изменениями административных ограничений инвестиционной деятельности, экономических нормативов, налогообложения, валютное регулирование, процентной политики, регулирование рынка ценных бумаг, законодательные изменения.

4. Конъюнктурные - связаны с неблагоприятным изменением общественно экономической ситуации или положением на отдельных рынках. Данный вид рисков может возникать в следствии смены стадий экономического цикла, развитие страны или конъюнктурных циклов развития инвестиционного рынка.

5. Инфляционные - возникают вследствие того, что при высокой инфляции денежные суммы вложений в объект инвестирования могут не покрываться доходами от инвестиций. Данный вид рисков, как правило, полностью ложится на инвестора, который должен правильно оценить перспективу развития инфляционных процессов, поэтому при исследовании инвестиционных качеств предполагаемых объектов инвестирования принято закладывать прогнозные темпы инфляции.

6. Прочие риски - возникают в связи с экономическими преступлениями, недобросовестных хозяйственных партнеров, возможностями неисполнения или не качественного исполнения партнерами взятых на себя обязательств и прочие.

Специфические риски - индивидуальные для каждого инвестора, они объединяют различные виды рисков связанные с инвестиционной деятельностью конкретного субъекта или с вложениями конкретного объекта инвестирования.

Специфические риски могут быть связаны с непрофессиональной инвестиционной политикой, нерациональной структурой инвестируемых средств и другими формами негативного последствия которые можно избежать при повышении эффективности управления инвестиционной деятельностью.

Эти риски являются понижаемыми и зависят от способности инвестора к выбору объекта инвестирования с приемлемым уровнем риска, а также к реальному учету регулирование рисками.

Специфические риски делятся на:

1. Риски инвестиционного портфеля - возникают в связи с ухудшением качества инвестиционного объекта в его составе и нарушений принципов формирования инвестиционного портфеля. В свою очередь он включает в себя более частные виды рисков:

- капитальный - связан с общим ухудшением качества инвестиционного портфеля, который показывает возможность потерь при вложении инвестиций по сравнению с другими видами активов.

- селективный - связан с неверной оценкой инвестиционных качеств определенного объекта инвестирования при подборе инвестиционного портфеля.

- риск несбалансированности - возникает в связи с нарушением соответствия между инвестиционными вложениями и источниками их финансирования по объему показателей доходностей и ликвидности.

- риск изменений концентрации - опасность потерь связана с узким спектром инвестиционного объекта, низкой степенью диверсификации инвестиционных активов и источника их финансирования, что приводит к зависимости инвестора от одной отрасли и сектора экономики, региона, страны направленной деятельности.

2. Риски объектов инвестирования. Выделяют риски присуще в той или иной степени различным видам инвестиционных объектов в составе инвестиционного портфеля. К основным видам этих рисков относят:

- страновой - возможность потерь вызванный размещением средств и введением инвестиционной деятельности в стране с неустойчивым социальным и экономическим положением. Он включает в себя соответствующие экономические, политические и прочие риски, которые в отличие от рассмотренных общих видов рисков могут быть снижены при выборе инвестором иных объектов вложения.

- отраслевой - связан с изменением ситуации в определенной отрасли. В его основе лежит цикличность развитие отраслей, переориентация экономики, истощение ресурсов конкретного вида, изменение спроса на рынке и т.д.

- региональные - риск потерь в связи с неустойчивым состоянием экономики региона, который особенно присущ монопродуктовым регионам.

- временные риски - возможность потерь в следствии неправильного определения времени осуществляемых вложений в инвестиционные объекты и время их реализации, а также сезонно концентрических колебаний.

- ликвидность - риск потерь при реализации инвестиционного объекта в следствии изменения оценки его инвестиционных качеств.

- операционный - риск потерь возникающий в результате того, что в деятельности субъекта осуществляемого инвестиции имеются нарушения в технологии инвестиционных операций, неполадки в компьютерных системах, обработка информации.

Приведенная структура рисков может быть дополнена видами рисков характерными для конкретных форм инвестирования.

30. Процесс регулирования инвестиционных рисков

Процесс регулирования - это последовательность действий по регулированию инвестиционных рисков, он включает:

1. Интенсификацию рисков

2. Выявление источников и объем информации необходимой для оценки уровня риска

3. Определение критерий и способов анализа рисков

4. Разработка мероприятий по снижению рисков и выбор форм их страхования

5. Мониторинг рисков

6. Ретроспективный анализ регулирование рисков.

1. Интенсификацию рисков - выявление состава и содержание возможных рисков. Общей основой интенсификации применительно конкретному инвестиционному объекту выступающая как классификация рисков. В соответствии с ней выявляется состав и содержание рисков по отдельным инвестиционным вложениям, за тем по группам вложения, по совокупности инвестиционных вложений в целом.

2. Выявление источников и объем информации необходимой для оценки уровня риска - принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки:

- информация об участников инвестиционного процесса

- информация о текущей конъюнктуры рынка и тенденциях ее изменения

- информация о предполагаемых событиях способных оказать значимое влияние на рынок

- информация об условиях инвестиционных вложений

Основным источником информации является статистическая отчетность, публикуемая государственными органами, финансовая, биржевая и специализированная пресса, база данных нормативных актов, система данных рейтинговых агентств, и другие источники. Статистическую обработку информации целесообразно осуществлять на основе методов не сплошного статистического наблюдения, таких как репрезентативная выбрана на случайной основе, направленный отбор информации на классификационной основе, анкетного опроса.

Метод сплошного статистического наблюдения является более трудоемким и применяется реже, хотя при достоверной статистической базе их использование позволяет прийти к более точным выходам.

Следует отметить, что качество отбора и обработки первичных массивов информации во многом определяет результат анализа, что обусловлено высокой значимостью этого блока регулирование рисков.

3. Определение критерий и способов анализа рисков - поскольку инвестиционные риски характеризуют вероятность не до получения прогнозных доходов, то его уровень оценивается как отклонение ожидаемых доходов по инвестициям от средней или расчетной величины. При расчете вероятности получение ожидаемого дохода могут быть использованы как статистические данные, так экспертные оценки.

4. Разработка мероприятий по снижению рисков и выбор форм их страхования - общими способами уменьшение рисков является:

- диверсификация рисков

- лимитирование

- создание специальных резервов

- страхование

- самострахование

Диверсификация рисков. Означает, что инвестиционные ресурсы не концентрируются полностью на одном направлении деятельности или одном рынке, а оптимизируются по структуре, объему и срокам.

Лимитирование. устанавливается предприятием предельно допустимой суммы средств направляемых на выполнение определенных операций, не возврат который существенно отразится на финансовом состоянии предприятия.

Создание специальных резервов. Могут осуществляться как в обязательном порядке в соответствии с нормативными актами, так и добровольно. Основными видами резервов, которые могут создаваться является резерв под общие риски, под кредитный риск, по рисковой операции и другие.

Страхование. Это стратегия связана с компенсацией страховой компании возможных потерь в связи с наступлением чрезвычайной ситуации. Возможно, страхование только тех видов рисков, по которым существует статистическая закономерность возникновения, т.е. определена вероятность убытков. В инвестиционной деятельности предусматриваются следующие виды страхования: страхование ответственности за непогашение кредитов, от потери прибыли, от простоя производства, от коммерческих рисков в том числе от невыполнения договор поставок и не оплаты проектной продукции, экологический риск проекта, машин и оборудование от поломок, жизни, здоровья сотрудников и другие.

Самострахование. Инвестирование средств только в том случаи, если определяемая прибыль выше, чем стоимость капитала плюс надбавка за риск. Самострахование имеет успех только в том случаи, если инвестор имеет портфель инвестиций и его риски распределены по разным направлениям деятельности.

5. Мониторинг рисков - проводится с целью осуществления необходимой корректировки принятых решений. Важным принципом мониторинга является сопоставимость результатов, что требует применение единой методики, и использование ее через равные интервалы времени.

6. Ретроспективный анализ регулирование рисков - дает возможность сравнить планируемые и достигнутые результаты регулирование рисков и учесть полученный опыт для оптимизации процесса регулирования инвестиционных рисков в будущим.

31. Концепции государственного регулирования инвестиций

Существует следующие теоретические концепции регулирования инвестиций:

1. Кейнсианство 2. Монетаризм 3. Теория экономики предложения 4. Структурализм

5. Современная система экономического регулирования

1. Кейнсианство

В соответствии с кейнсианской доктриной инвестиционный спрос является важнейшей составляющей, определяющей динамику валового национального продукта.

Логика кейнсианской модели состоит в следующем. Согласно кейнсианским рекомендациям с целью стимулирования инвестиций государство увеличивает предложение денег. При сохраняющемся спросе на деньги рынок отвечает на данное воздействие снижением ставки процента. Изменения на денежном рынке дают толчок к реакции инвестиционного рынка: уменьшение ссудного процента приводит к росту инвестиций вследствие удешевления кредита и повышения курса ценных бумаг. При повышении вложений в производство возрастает объем национального продукта, увеличивается масса дохода, на который прирост инвестиций (чистых) оказывает мультиплицирующий эффект. Таким образом, краткосрочное воздействие государства приводит к стимулированию роста инвестиций и производства. Однако рыночный механизм, отвечая на повысившийся уровень дохода и соответствующее повышение спроса на деньги, увеличивает ставку процента, что блокирует инвестиции.

Таким образом, рыночный механизм, отреагировав на государственное вмешательство, в конечном счете гасит первоначальный импульс. Это значит, что в долгосрочной перспективе ставка процента слабо подвержена регулирующему воздействию. Политика дальнейшего наращивания денежной массы приводит не только к инфляционному финансированию, но и к бесконечной эластичности спроса на деньги по проценту. В результате экономика попадает в ликвидную ловушку, описанную Д. Робертсоном. Дальнейшее наращивание денежной массы не даст эффекта, так как ставка процента не опустится ниже определенного минимума. В этой ситуации инвестиционный рынок не получит импульса от денежного, что приведет к блокированию инвестиций, спаду производства.

Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействительной, кейнсианская модель предполагает использование фискальной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее действие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличению дефицита госбюджета. Попытка его финансирования инфляционным способом -- за счет займов на кредитном рынке может усилить рыночное неравновесие.

Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка частных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными, в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банковского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму присущи и внутренние противоречия.

2. Монетаризм

В отличие от кейнсианской теории монетаризм предполагает, что дискретная политика государства по манипулированию денежным предложением препятствует функционированию рыночной экономики, которая обладает высокой степенью стабильности. Постоянное вмешательство государственных органов управления приводит к искажению рыночной конъюнктуры, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством воздействия на процентную ставку вызывает нарушение механизма саморегулирования, ведет к резким колебаниям денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка.

Регулирование величины и темпов роста денежной массы осуществляется методом таргетирования, предполагающего установление целевых ориентиров роста денежных агрегатов, на предстоящий период исходя из ожидаемого повышения производственного потенциала и роста цен в течение таргетируемого периода, а также учет количественных параметров денежной массы в действиях всех участников рынка.

Стабилизация цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренций. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности.

3. Теория экономики предложения

Акцент на необходимость поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Монетаристы также выступают за налоговое стимулирование, однако не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату.

4. Структурализм

Кроме указанных концепций государственного регулирования в мировой практике используются рекомендации и других экономических направлений. Так, в развивающихся странах, имеющих долгосрочный опыт высокой инфляции, сформировались теории структурной инфляции.

В них рассматривается такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между различными сферами и отраслями производства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, низкой подвижностью факторов производства, негибкостью цен. Механизм инфляции связывается со структурой спроса, перемещение которого в условиях индустриализации стимулирует сдвиги в производстве и потреблении, вызывает повышение цен, а затем и рост массы денег в обращении. Структуралисты считают, что для сдерживания инфляции использования только денежного, ценового и финансового регулирования не достаточно, необходимы прежде всего изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, эластичности предложения и цен.

32.Инвестиционная политика, её сущность и роль в современных условиях

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых органами государственной власти, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи методов прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает изменение нормативной базы, осуществление инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование это создание условий различного характера для повышения эффективности функционирования инвестиций.

Цель инвестиционной политики это реализация стратегического плана, экономического и социального развития страны. Но в любом случаи конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившиеся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:

- выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства

- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

- поддержка развития малого и среднего бизнеса

- поддержка развитие экспортных производств

- обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики страны

- реализация программы жилищного строительства в стране и другие задачи.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации.

Он должен включать в себя:

1. Выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций

2. Определение органов ответственных за реализацию инвестиционной политики и сроков

3. Создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования инвестиционного рынка

4. Создание благоприятных условий для привлечений инвестиций

Кроме государственной различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, т.к. она должна создавать правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной политикой проводимой в регионе

- величиной имеющегося производственного потенциала

- географическим местом нахождением

- природно-климатическими условиями

- привлекательность региона для иностранных инвестиций и другими факторами.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборотную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение научно-технического прогресса и динамизм развитие экономики страны на ближайшую перспективу.

Инвестиционная политика предприятия должна вытекать из стратегических целей его бизнес-плана и в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия сегодня и в будущим.

33. Масштабы и причины инвестиционного кризиса переходного периода

В условиях централизованного управления национальной экономикой отправным моментом составления планом текущего и экономического перспективного развития было определение лимитов капитальных вложений.

Процедура составления плана носила интерактивный характер и была направлена на достижение сбалансированности макро экономических показателей.

Структура распределения инвестиционных ресурсов по сферам, секторам и отраслям экономики формировалось с учетом государственных приоритетов развития.

В условиях централизованной экономики инвестиционный процесс на протяжении десятилетий жестоко регулируется государством и несмотря на очевидные издержки (гигантизм, волюнтаризм принятие решения, негибкость управления и т.д.) поддерживала производственный потенциал на достаточно хорошем уровне. За период 1980-1990 годов доля инвестиций в общем объеме ВВП колебалось от 23% до 25%. В Росси после 1991 года доля инвестиций в ВВП составляла 14-18%, в то время как в других странах это величина значительно выше (в Германии 22%, в Японии 30%).

Переход от централизованной системы к рыночной модели повлек значительные структурные изменения. Либерализации хозяйственной деятельности сопровождалось изменениями в традиционной практике финансирования капитальных вложений. Резкое сокращение общего объема централизованных инвестиций предполагало расширение инвестиционной деятельности предприятий за счет собственных и заемных средств.

Экономическая реформа положила начало тому, что выбор инвестиционных решений стал определятся чисто экономическими факторами и финансовыми возможностями субъектов хозяйствования.

Ситуация в инвестиционной сфере в этот период формировалось под воздействием следующих факторов:

1. институциональных изменений в национальной экономики, связанных с распределением собственности

2. изменением структуры и источника финансирования инвестиционного процесса

3. относительное уменьшение платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию

4. изменение структуры инвестиционного спроса и его не соответствие мощностям инвестиционного сектора

5. недостаточность мероприятий по изменению индексации амортизационных отчислений и переоценки основных производственных фондов.

По величине инвестиционного кризиса можно судить по следующим данным: инвестиции в основной капитал в 1999 году по сравнению с 1990 годом сократились на ?, при этом объем инвестиций производственного назначения на 4/5.

Кризисное состояние в инвестиционной сфере обусловлено действием следующих взаимосвязанных факторов:

1. Отсутствие эффективного собственника.

2. Обострение платежного кризиса..

3. Не совершенствование действующей законодательной базы.

4. Высокий уровень реальных процентных ставок на финансовом рынке.

5. Высокий уровень налогообложения в РФ.

Российский финансовый кризис 1998 года оказал не только негативное влияние на развитие экономики и инвестиционной деятельности в частности, но и обусловил возникновения определенных предпосылок для притока инвестиций в реальный сектор экономики:

а) импортное замещение как результат существенного ослабления конкуренции импортных товаров на отечественном рынке.

б) рост экспорта продукции черной металлургии, химической и нефти химической промышленности в результате снижения себестоимости российской продукции и благоприятная конъюнктура мировых рынков.

в) ослабление денежного голода - усилие правительства и ЦБ РФ по преодолению кризиса не платежей и мягкого пополнение экономики денежной массы привели к снижению бартера и уменьшению обращения денежного суррогата.

34. Приоритеты инвестиционной политики государства

В перспективе необходимо разработать следующие механизмы совершенствования инвестиционного процесса:

1. Максимально вовлечь в реальный сектор экономики мощные источники формирования инвестиций за счет прекращения оттока капитала, а также использование сбережений населения, что при реализации стимулирующий государственной политики позволит максимально использовать внутренние инвестиционные ресурсы. В частности для привлечения сбережений населения необходимо восстанавливать доверие к государственному и коммерческому банковскому сектору, требуется скорейшего принятия закона «О защите вклада населения банков».

2. Совершенствование системы государственных гарантий, которые рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Эти гарантии не должны охватывать всей суммы риска, но в отношении его определенной части необходимо предусматривать возврат ресурсов, например в случаи срыва высоко эффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию по независимым от инвестора причинам. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечено создание фонда государственной гарантии высоко эффективных проектов на основные организации залоговой системы, отвечающая требованиям мирового уровня.

3. Ограниченная денежная эмиссия для кредитования инноваций и развитие высоко эффективного производства наукоемкой продукции. Такая политика применяется во всех развитых странах как метод повышения совокупного спроса на национальном рынке. Этот способ называется эмиссионным «подогревом» экономики. За счет данного фактора повышение темпов инфляции ограничивается двумя тремя процентами. Данный метод можно применять только при стабильной политической системе и ослаблении налогового бремени на предпринимательской деятельности. Наименьшие инфляционные последствия возможны при использовании денежной эмиссии для предоставления государственных инвестиционных кредитов на развитие предприятий пищевой и легкой промышленности, где обеспечивается быстрый оборот капитала и возврат кредитов.

4. Возрождение и умножение высоко качественного человеческого потенциала. В настоящие время численность населения России сокращается на 500-700 человек в год. Постоянно уменьшается численность высоко квалификационных трудовых ресурсов, занятых в инновационной сфере и науки. За последние 10 лет этот показатель сократился в 2,1 раза. При постоянном росте «утечки мозгов» из сферы науки, где происходит постоянное старение научного персонала (средний возраст докторов наук ран 60 лет). Поэтому приоритетным направлением должны стать инвестиционные вложения, повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества социальной и экологической среды обитания человека.

5. Постановление основного капитала, объем которого за годы реформирования уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40%. Необходимо его стабильное накопление на базе создания механизма простого и расширенного воспроизводства основных фондов, с помощью целенаправленной инвестиционно амортизационной политики. В развитых странах срок обновления активной части основного капитала 12-14 лет, в России этот показатель варьируется от 20 до 25 лет.

В настоящие время предприятия не редко используют амортизационные отчисления не по назначению. В этом основная причина того, что износ основных средств достигнул значительной величины, и многие производства находится на грани аварийной ситуации.

6. Обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны. По расчетам центра инвестиций и инноваций российская академия наук - возврат ежегодного оттока капиталов из страны и его аккумулирование в инвестиции позволит обеспечить прирост ВВП в размере 4-5 % ежегодно.

7. Совершенствование налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно инновационной деятельности. Действующая налоговая система является фискальной. Высокий уровень изъятия прибыли оказывает на реальный сектор анти стимулирующие действие. Система налогов аналитически и методически усложнена и доступна для понимания только специалистам, а не широкому кругу предпринимателей.

8. Формирование соответствующей системы управления инвестиционной деятельности в виде специально уполномоченного органа.

35. Формирование и развитие региональных экономических систем

Современный этап в мировой экономики характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями:

1. Глобализация экономики, что выражается концентрацией и повешение степени подвижности капитала, в интронационализации производства и унификации экономических отношений, в либерализации и урегулирование рынков товаров и услуг и капитала.

2. Регионализация экономики, проявляющиеся в стремлении территорий к рациональному разделению и кооперации труда в глобальных и национальных экономических системах, а так же к установлению регионального самообеспечения и самодостаточности.

В экономике общественное разделение труда является общим условием и формой проявления развития производительных сил. Наиболее общими формами разделения труда являются:

1. Отраслевое - связанное с обособлением отдельных частей общественного труда на основе специфики производящих продуктов и потребительской стоимости.

2. Территориальное разделение труда - обусловленное особенностями условием производства связанными со спецификой той или иной территории.

Общественное разделение труда на основе обособления производств отдельных видов продукции обуславливает рассредоточение средств производства по отдельным производителям и сферам производства, что является основой полагающей предпосылкой для развития территориального разделения труда.

Территориальное разделение труда основывается на разделении процесса труда, на конкретные виды и подвиды, и их закрепление за конкретными предприятиями. В соответствии с рыночными механизмами развитие конкретных производств происходит их обособление в определенных географических районов мира или отдельной страны, обладающих необходимыми, достаточными и наиболее благоприятными им для данного направления производства условиями. В результате отдельные виды производственной деятельности закрепляются за тем или иным регионам. Базой для того закрепления является взаимоувязанный комплекс территориальных, природных, географических и социально-экономических условий, к которой в первую очередь следует отнести: ресурсно-сырьевое обеспечение производственных процессов; производственные мощности, включая технологии и наличие квалификационной рабочей силы; инфраструктурное развитие территории, в частности отраслей энергетики, транспорта и связи; потребительский спрос, финансовые ресурсы и другие.

Обособляющиеся в процессе территориального разделения труда элементы национальных или мировых экономических систем представляют собой объективно формирующиеся регионы, системы которые задает территориальную или региональную структуру экономики.

Под термином регион в современной экономической науки понимается достаточно широкий круг экономических объектов от международных систем до территориальных образований.

В наиболее общем виде регион это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Цели и задачи региональной политики ее формы и методы в региональном разрезе значительно различаются и варьируются. В месте с тем возможно выделить в региональной экономической политике общих черт, к числу которых можно отнести:

1. Выравнивание социально-экономических условий на всей территории региона, создание и упрочнение в его рамках единого экономического пространства.

2. Максимального использование и развитие имеющихся производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей.

3. Создание оптимального законодательного режима с учетом требований экономического развития и обеспечение государственного суверенитета.

4. Приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значения для данного региона.

Применительно к условиям РФ проблема регионального развития приобретают особо сложный характер. Несимметричность и нестабильность федеративных отношений, различия в стартовом развитии, в природных и прочих условиях вызывают трения между регионами, а так же между регионами и центром.

36. Инвестиционная деятельность в Орловской области в переходной период и на современном этапе

В переходный период инвестиционный процесс в Орловской области характеризуется:

1. Орловская область одна из первых областей, в которой был принят закон «Об инвестиционной деятельности» (июнь 1997г.). Закон дополнял и расширял законодательную базу, действующую на федеральном уровне. За период с 1997-2000гг. льготы инвестиционного характера были предоставлены 130 предприятиям на сумму 1,5 млрд. руб.

2. Создание и расширение эффективной рыночной инфраструктуры, поддержаний инвестиционных процессов. В области действии в центе рыночных отношений «развитие» - орловская промышленная компания, торговая промышленная палата, региональное отделение, федеральные службы по фондовым рынкам.

3. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности, инвестиционного имиджа. С 1997г. В области ежегодно проводятся ярмарки инвестиций. В 1997г. Подписано 40 соглашений на сумму 466 млн. руб., в 2005г. На сумму 12 млрд. руб.

4. Активизация деятельности иностранных инвесторов. По общему объему прямые иностранные инвестиции орловской области в 2000г. Занимало 5 место среди 18 регионов центрального федерального органа, опережала Воронеж, Брянск и т.д. на территории области зарегистрировано 130 предприятий с участием зарубежных фирм из 25 стран. На их долю приходится примерно 20% общего объема выпущенной продукции. Наиболее крупными предприятиями являются: ЗАО «Вилор» (промышленность строительного материала - Италия), «Коко-Кола» (пищевая промышленность), «Фриглаглаз» (машиностроение - Евразия).

Результатом инвестиционной деятельности в области за 1997-2000гг. имеет свои особенности:

* Впервые приомтановлен спад инвестиционной активности. Предпосылки для его преодоления обозначились в 1997г., в 1998г. Был достигнут семи процентный прирост инвестиций (прирост инвестиций в основной капитал с 1999г).

* Взвешенная политика налогового стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечение гарантий от инвестиционных рисков, способствует стабилизации и ежегодному приросту объема инвестиций в основной капитал на 6-8%.

* Объем средств в форме прямых инвестиций в реальный сектор с 1999г. сопоставили с доходами консолидированного бюджета.

* В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования снизилась доля бюджетных средств и повысилась доля собственных + привлеченных источников, что свидетельствует об улучшении финансового состояние реального сектора.

* Улучшение экономической ситуации в регионе - предпосылка для активизаций инвестиционной деятельности предприятий. В результате чего в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал увеличился удельный вес инвестиций, направленных в отрасль производственной сферы с 59,2% 19997г. до 78,3% в 2000г.

* Для решения проблемы социальной защиты населения социальная направленность инвестиционной сохранности. На эти цели ежегодно выделяются от250 до 400 млн. руб. Приоритетное значение имеет.. области, жилищное строительство, здравоохранение.

В 2005г. в сфере инвестиционной деятельности произошли следующие изменения:

1. В 2 раза увеличился объем инвестиционной деятельности в форме финансируемых вложений, в их составе преобладают краткосрочные вложения (85,4%).

2. Увеличились инвестиции в основной капитал на 11% от уровня 2004г.

3. инвестиции в производственную сферу экономики увеличилась на 2,3%.

4. Ввод в эксплуатацию общественной площади жилых домов 100,9,% как и в том году, увеличился удельный вес индивидуального жилья с 45 до 49,3%.

В стране источники инвестиции увеличился удельный вес собственных источников на 4,3 %, что в общем объеме финансирования увеличилось на 51,4%.

37. Направления активизации инвестиционной политики в Орловской области

Главной задачей инвестиционной политики в Орловской области должна стать создание условий, способствующих увеличению притока инвестиционных ресурсов в экономики региона и обеспечение устойчивого роста.

Основными направлениями являются:

1. Совершенствование регионального инвестиционного законодательства, направлений стимулирования привлечения иностранных и отечественных инвестиций, в том числе обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов инвестиционной деятельности, независимо от формы собственности; обеспечение равных прав и условий их работы на территории региона; установление защитных мер для инвестора в случаи неблагоприятного изменения законодательства области; законодательное установление единого порядка отбора и реализации приоритетов инвестиционной политики, реализованных с участием областного бюджета.

2. В связи с ограниченностью инвестиционных средств для прямого инвестирования в отдельные сектора экономики. Основными принципами в использовании бюджетных средств должны стать:

* Реализация инвестиционных проектов и областных целевых программ, которые обеспечивают большую эффективность, поддержка высококонкурентных секторов экономики + отрасли, ориентируемых на экспорт.

* Приоритетное выделение средств на социальное развитие экономической инфраструктуры, охрана окружающей среды, развитие информационных технологий.

* Создание гарантийного фонда страхований инвестиций, снижающего инвестиционный риск. Фонд должен быть в рамках бюджета области.

* Обязательное формирование бюджета развития, средства которого были реализованы путем предоставления государственных гарантий для осуществления инвестиционных проектов + путем непосредственного выделения инвестором централизованных ресурсов на условиях срочности, платности, возвратности. Финансирование должно иметь долевой характер и диверсификацию риска государства с частным капиталом.

* Прекращение дотирования не жизнеспособных организаций на территории области.

* Разработка комплекса мероприятий по предоставлению дополнительных гарантий по проведению лизинговых операций за счет местных бюджетов.

* Осуществление жестких мер по контролю целевого расходования средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот.

* Выпуск областных облигационных займов, направленных на реализацию конкретных проектов.

3. Реализация политики поощрения прямых иностранных инвестиций, как условие модернизации экономики региона.

* Дальнейшие развитие нормативно-правовой базы для регулирования деятельности иностранных субъектов с учетом интересов региона.

* Информационное и консультационное сопровождение областными и местными органами власти инвестиционных проектов с привлечением иностранных капиталов.

* Создание базы, регулирование иностранных партнеров административной области в лице реальных и потенциальных инвесторов + инвестиционных компаний, фондов, между народных организаций. Поддержание региональных контрактов, снабжение их инвестиционной деятельности потенциальных проектов.

* Создание структуры, объединяющие руководительские предприятия с иностранными инвесторами.

Задачи - защита интересов и прав иностранных инвесторов от излишних административных барьеров, выработка предложения по совместному инвестированию и совершенствованию работы с иностранными инвесторами.

4. Проведение мониторинга в инвестиционной деятельности функционирование рынков товаров и услуг и капитала на территории области:

5. Содействие развитию рыночной инфраструктуры:

6. Проведение мероприятий по повышению информационной активности области. Введение отдельного раздела на сайте администрации области по инвестиционной тематике.

38. Понятие инвестиционного климата

Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).

На наш взгляд, для принятия решения об инвестировании недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть привлекательным с точки зрения потенциала -- например, есть сырьевые ресурсы, богатое население, - но если политическая обстановка нестабильна, то на инвестиции мало кто решится. Поэтому для оценки инвестиционного климата необходимо использовать различные показатели, позволяющие определить как инвестиционный потенциал территории, так и степень инвестиционного риска, то есть для анализа условий и факторов рационального использования в экономической науке и практике применяется категория «инвестиционный климат»

Это обобщённая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых- политических, социокультурных предпосылок- предопределяющих инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность (результативность) той или иной хозяйственной системы.

Иными словами, инвестиционный климат это сложная система общественно-экономических отношений, влияющих на состояние экономического роста через силу' притяжения пли отторжения инвестиций и эффективности их использования. То есть, что особая подсистема в институциональной системе страны (региона), призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и научно-технологическом обновлении производительных сил и экономических отношений за счёт инвестиционной привлекательности посредством активной инвестиционной деятельности.

Опираясь на собственную трактовку понятия «инвестиционного климата» можно сделать следующие выводы.

Во-первых, содержание понятия «инвестиционный климат» страны (региона, отрасли) состоит из двух компонентов, а именно: инвестиционной привлекательности экономики страны (региона, отрасли) и инвестиционной активности (результативности) экономики страны (региона, отрасли).

Инвестиционная привлекательность экономики страны (региона, отрасли) представляет собой совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в капитал (основной, оборотный, человеческий) соответствующих экономических систем.

Инвестиционная активность экономики страны (региона, отрасли) представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в капитал (основной, оборотный, человеческий) соответствующих экономических систем.

Во-вторых, инвестиционный климат страны (региона, отрасли) формируется двумя группами факторов), или двумя комплексными факторами: совокупным инвестиционным потенциалом экономики страны (региона, отрасли) и инвестиционными рисками на уровне страны (региона, отрасли).

1 Дифференциацию инвестиционного климата по разным уровням;

2. Формирование инвестиционного климата под влиянием целостной совокупности факторов;

3 Несводимость инвестиционного климата национальной экономики к совокупности инвестиционных климатов регионов и отраслей;

4. Включение инвестиционного климата в институциональную систему;

5. Возникновение различных рисков, как следствие соответствующих условий.

39. Условия и факторы, формирующие инвестиционный климат

Понятие «инвестиционный климат», впрочем, как и категория «инвестиции», представляется довольно многогранным и широким, что затрудняет классификацию (группировку) условий и факторов его формирования. Тем не менее, учитывая необходимость иметь достаточно обоснованную классификацию условий и факторов для эффективного управления инвестиционными процессами, в данном параграфе делается попытка разработки и научного обоснования таковой. Это тем более важно, что диагностика любой экономической системы управления, предшествующая разработке эффективной системы управления базируется на факторном анализе.

Необходимость разработки классификации условий и факторов объективно обусловлена так же тем, что повышение эффективности функционирования системы зависит от степени целенаправленного взаимодействия факторов, использования благоприятных условий, правильной оценки причинно-следственных связей между факторами и результатами их взаимодействия.

Предлагаемая классификация является системным распределением факторов и условий, в которой место каждого из них фиксируется по определённым признакам в зависимости от принятых правил и критериев.

Необходимо различать «факторы» и «условия» инвестиционного климата руководствуясь следующими понятиями.

Факторы инвестиционного климата - это существенные обстоятельства в инвестиционном процессе, определяющие его эффективность или неэффективность.

Условия инвестиционного климата - это обстоятельство или требования из которых следует исходить, чтобы обеспечить необходимую эффективность инвестиционного процесса..

Как видно, между условиями и факторами инвестиционного, климата различие не так уж и велико. Это различие в ряде случаев может быть определено только путем проведения специальных исследований. Разница понятий, видимо, состоит в возможности субъекта управления влиять на обстоятельство.

Если субъект управления не может оказывать воздействие на обстоятельство, то это условие. Если субъект управления в состоянии воздействовать на обстоятельство, то его следует отнести к фактору. Усовершенствованная структура инвестиционного климата, которая предусматривает следующие аспекты:

- инвестиционный климат страны является структурным элементом институциональной системы страны, т.е. подсистемой;

- инвестиционный климат национальной экономики дифференцирование распределяется по разным уровням экономики (макро-, мезо- и микроуровень);

- инвестиционный климат по своему содержанию не может сводится к совокупности инвестиционных климатов отраслей и регионов;

- инвестиционный климат национальной экономики (региона, отрасли) формируется двумя группами факторов и условий: условия и факторы совокупного инвестиционного потенциала национальной экономики; условия и факторы инвестиционных рисков

Построенная таким образом классификация условий и факторов, формирующих инвестиционный климат, представляется нам следующим образом:

I. Условия и факторы совокупного инвестиционного потенциала национальной экономики (региона, отрасли), которые классифицируются по следующим группам в зависимости от тринадцати его интегрированных подвидов:

- макроэкономический потенциал;

- природно-ресурсный потенциал;

- производственный потенциал;

- научно-технологический и инновационный потенциал;

- трудовой потенциал;

- финансово-кредитный потенциал;

- потребительский потенциал;

- институциональный потенциал;

- локационный потенциал;

- внешнеэкономический потенциал;

- инфраструктурный потенциал,

- политические, социальные и социокультурные факторы;

- организационно-управленческие факторы.

40. Оценка состояния инвестиционного климата

За последние годы появилось значительное количество отечественных или специально адаптированных к российским реалиям зарубежных методик оценки инвестиционной ситуации, складывающейся в различных регионах России. Среди них: методика мониторинга социально-политического климата российских территорий аналитиков журнала «Коммерсанта» (1993 г.); обзоры инвестиционной привлекательности экономических районов России агентст¬ва «Юниверс», основанные на выведении результирующего показателя регионального предпринимательского риска (1993 - 1995 гг.); анализ инвестиционных особенностей регионов России, осуществленный группой авторов под руководством А.С. Мартынова с использованием программы «DatagraP» (1994 г.), работа И. Тихомировой «Инвестиционный климат в России: региональные риски» (1997 г.); «Методика оценки инвестиционного климата регионов России» ИЭ РАН (1996 г.); «Методика оценки региональных рисков в России», выполненная Institute for Advanced Studies (IAS) по заказу Банка Австрии (1995 г.); «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», ежегодно выполняемый «РА-Эксперт» (1996 - 2000 гг.), «Методика расчетов индексов инвестиционной привлекательности регионов» результат совместного исследования Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Университета Бирмингема (Великобритания, 1996 г.) и ряд других работ.

Подробное изучение и сравнительный анализ новых методик и результатов их применения показал, что, несмотря на определенные позитивные сдвиги, достигнутые за последние годы в изучении и оценке инвестиционной ситуации в регионах РФ, большинству из этих разработок присущ ряд методологических упущений, следствием чего является недостаточная достоверность полученных результатов.

Так, во многих методиках при определении качества инвестиционного климата регионов предпочтение отдаётся балльным, преимущественно экспертным, оценкам каждого из учитываемых факторов. Но, как показывает практика, экспертные балльные оценки неизбежно являются в значительной мере субъективными и обычно сглаживают или «сжимают» реальный разброс региональных характеристик: эксперты инстинктивно «тянутся» к середине заданной шкалы и остерегаются крайних оценок. Другой метод, получивший большое распространение, статистические (а не экспертные) балльные оценки.

Он часто применяется с использованием приведения числовых -течений статистических показателей к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в полной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по регионам из-за неизбежно ограниченного числа применяемых интервалов «разбивки» данных или заранее заданного диапазона балльных оценок. По существу - оба метода игнорируют реальный разброс соответствующих фактических, не зависящих от воли и симпатий авторов, характеристик.

Конечно, для некоторых признаков (факторов и условий), не поддающихся статистическому измерению (например, для оценки географического положения региона по отношению к внешнеторговым выходам России), применение экспертных балльных оценок является вынужденной необходимостью. Но таких признаков немного, и не они играют главную роль. Такую роль, в силу их несомненно большей объективности, должны играть фактические, в основном - по данным государственной статистики, и количественные характеристики по инвестиционно-значимым экономическим, социальным и природно-географическим показателям регионов.

Значительные недостатки также имеют широко применяемые методы свода частных показателей в интегральный показатель - методы «суммы баллов» и «суммы ранговых (порядковых) мест».

Интегральные рейтинги, составленные с использованием указанных выше методов оценки и свода частных факторов, показывают лишь то, что один регион лучше или хуже другого по определенному признак) (или по своду признаков). Но такие рейтинги не показывают главного: на сколько один субъект Федерации превосходит другой или на сколько он уступает другому. Ведь между регионами, занимающими 40-е и 41-е места в рейтинге, разница может быть как на 0,1%, так и на 10%. Особенно сомнительным представляется сочетание таких методов оценки и свода с применением различных весовых коэффициентов значимости частных показателей (или весовых баллон). Определение величин весовых коэффициентов значимости опять-таки производится экспертным путем, дополняя субъективную балльную оценку показателей не менее субъективной оценкой их значимости.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты