Рефераты

Особенности налогообложения в сфере малого бизнеса

p align="left">14. Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством.

15. Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.

16. Услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

17. Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

18. Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

19. Площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

20. Площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

21. Открытая площадка - специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке.

22. Магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

23. Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

В письме Минфина РФ даются разъяснения по вопросу об определении статуса магазина и павильона. Так, отмечается, что магазином может быть специально оборудованное здание или его часть, а павильоном - специально оборудованное строение или его часть.

24. Киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца.

25. Палатка - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала.

26. Торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.

27. Площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, - площадь нанесенного изображения.

При определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению печатной и (или) полиграфической наружной рекламы учитывается площадь всех нанесенных на информационное поле (информационные поля) стационарного технического средства наружной рекламы изображений. При этом для стационарных технических средств наружной рекламы, позволяющих изменять указанную рекламную информацию в течение определенного периода времени, площадь информационного поля определяется по совокупности площадей всех размещенных (демонстрируемых) на таких технических средствах изображений.

28. Площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения - площадь экспонирующей поверхности.

29. Площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности.

При определении величины физического показателя базовой доходности в отношении деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы на световых и электронных табло площадь светоизлучающей поверхности данных стационарных технических средств учитывается вне зависимости от количества размещенной (демонстрируемой) на них рекламной информации.

30. Распространение и (или) размещение наружной рекламы - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

31. Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы.

32. Количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Налогоплательщиками по единому налогу на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Форма заявления о постановке на учет утверждена приказом МНС РФ от 19.12.2002 г. N БГ-3-09/722.

При прекращении осуществления видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, на данных территориях налогоплательщик подает заявление о снятии с учета (в произвольной форме с указанием даты прекращения предпринимательской деятельности).

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, который определяется как потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

НБ = БД x К1 x К2 x ФП, (1)

где НБ - налоговая база;

БД - базовая доходность;

К1, К2 - соответствующие корректирующие коэффициенты;

ФП - физический показатель

В зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Енвд = ИсчЕН - СВ - ПВН, (2)

где Енвд - единый налог на вмененный доход, подлежащий уплате;

ИсчЕН - единый налог на вмененный доход, исчисленный с налоговой базы;

СВ - страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, уплаченные за соответствующий период;

ПВН - пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. При этом следует отметить, что обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает только в случае осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 17.01.2006 г. N 8н.

2.4. Порядок перехода на специальный налоговый режим с обычного режима налогообложения и при утрате права на применение специального налогового режима

В данном разделе следует рассмотреть возникновение и прекращение действия упрощенной системы налогообложения.

В статье 346.13 Налогового кодекса РФ установлены два способа перехода на упрощенную систему налогообложения:

1) для ранее созданных (зарегистрированных) организаций и индивидуальных предпринимателей;

2) для вновь созданных (зарегистрированных) организаций и индивидуальных предпринимателей.

Первый способ перехода на упрощенную систему заключается в следующем: Переход на упрощенную систему в данном случае осуществляется после постановки на налоговый учет организаций или индивидуальных предпринимателей. Иными словами, данные организации или индивидуальные предприниматели уже применяли общий режим налогообложения. При этом не имеют значения никакие показатели: осуществляли ли они деятельность или нет; получали ли прибыль (доход) или не получали и др.

При данном способе перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо вести речь именно о претендентах.

Претенденты-организации - это организации, которые желают перейти на упрощенную систему налогообложения, и доходы которых по итогам девяти месяцев не превышают 15 млн. руб.

Таким образом, единственным условием для прохождения стадии перехода на упрощенную систему налогообложения является сохранение лимита размера дохода, определяемого в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ.

Помимо перечисленного, одинаковым ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, является требование п. 7 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Согласно данной норме налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495. Указанная форма необязательна и носит рекомендательный характер (п. 3 названного приказа).

При этом следует учесть, что в заявлении, которое должно быть подано в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему, указывается только размер доходов за первые девять месяцев текущего года (данное требование применяется только в отношении организаций).

Второй способ перехода на упрощенную систему заключается в следующем: Он используется теми организациями и индивидуальными предпринимателями, которые хотят применять упрощенную систему налогообложения с момента их создания (регистрации). Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения с момента их создания (регистрации), должны подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Действие упрощенной системы налогообложения прекращается в добровольном или обязательном порядке.

Возможен добровольный порядок прекращения действия упрощенной системы. Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны применять ее на протяжении всего налогового периода, если не наступят основания для обязательного прекращения действия упрощенной системы или не будут нарушены условия признания субъекта налогоплательщиком.

Рекомендуемая форма уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495.

Таким образом, добровольный отказ от применения упрощенной системы налогообложения возможен только начиная с нового календарного года. При этом в налоговый орган по месту учета не позднее 15 января нового года необходимо направить уведомление об отказе.

Существует обязательный порядок прекращения действия упрощенной системы. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, утрачивают право на ее применение в следующих случаях:

1) если по итогам налогового (отчетного) периода их доход превысит 20 млн. руб.;

2) если допущено несоответствие требованиям, установленным п.п. 3 и 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором произошло нарушение указанных выше четырех условий.

Рекомендуемая форма сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495.

Глава 3.

Налогообложение в связи с применением упрощенной системы учета в ООО «Большой молочный выбор»

3.1.Общая характеристика деятельности ООО «Большой молочный выбор»

Общество с ограниченной ответственностью «Большой молочный выбор» является юридическим лицом, созданным на неограниченный срок. Правовое положение Общества определяется законодательством РФ, учредительным договором и уставом предприятия. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Предметом деятельности Общества является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования, а также деятельность по перепродаже электроэнергии.

Основным нормативным актом при организации работы бухгалтерии является Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.);

Бухгалтерия использует в своей работе:

- план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (с изменениями от 7 мая 2003 г., 18 сентября 2006 г.);

- информационно-правовую систему «КонсультантПлюс»;

- информационно-правовую систему «Гарант»;

- программное обеспечение «1С: Предприятие».

На предприятии бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета.

В Мурманском ОСБ №8627 организацией открыт расчетный счет 40702810441000105506.

Численность работников ООО «Большой молочный выбор» - 13 человек.

Структура предприятия представлена рисунке 1.

Всю первичную документацию ООО «Большой молочный выбор» передает в обслуживающую, бухгалтерскую организацию. Организация разносит документы в программе, ведет бухгалтерский учет, занимается составлением отчетности.

Количество персонала невелико, поэтому на предприятии кадровой службы не предусмотрено. Оформлением работников и их увольнением, также занимается обслуживающая организация.

Между ООО «Большой молочный выбор» и ООО «Аудиторской компанией Советник» заключен договор о бухгалтерском обслуживании.

Рис. 1 Организационная структура ООО «Большой молочный выбор»

3.2. Система бухгалтерского и налогового учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Бухгалтерия подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерия обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования бухгалтерии по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

ООО «Большой молочный выбор» имеет небольшой объем учетной работы и поэтому, ведением бухгалтерского учета занимается специальная организация ООО «Аудиторская компания Советник».

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

ООО «Большой молочный выбор» применяет для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:

1) Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;

Ведомость по форме N В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 "Износ основных средств").

Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно.

Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Перемещение основных средств внутри предприятия в ведомости не отражается.

Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом.

Учет основного средства ведется с использованием первичной формы №ОС-6 «Инвентарная карточка учета основных средств».

2) Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;

Ведомость по форме N В-4 применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Износ основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 99 "Прибыли и убытки", 80 "Уставный капитал" и 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;

Ведомость по форме N В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Прочие счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по страхованию", 66, 67 "Кредиты и другие заемные средства".

Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке.

Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов.

3) Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;

Ведомость по форме N В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц.

В ведомость по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности.

4) Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;

Ведомость по форме N В-8 предназначена для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Оплата труда группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств.

Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.

При наличии не выданных работникам малого предприятия сумм по оплате труда (по истечении 3 рабочих дней со дня, установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости "Расписка в получении" делается запись: "Депонировано", и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 "Остаток сумм на оплату труда на начало месяца".

ООО «Большой молочный выбор» ведет учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость" и Т-51 "Расчетная ведомость".

5) Ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9.

Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверке правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности.

Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф "Корреспондирующий счет") с разноской их в дебет соответствующих счетов.

По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости.

Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписыванием над зачеркнутым правильного текста или суммы.

3.3. Порядок исчисления и уплаты налогов ООО «Большой молочный выбор»

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, который должен применяться налогоплательщиками в обязательном порядке, если этот режим введен на территории субъекта РФ.

В отличие от упрощенной системы налогообложения, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переход осуществляется в обязательном порядке, если вид деятельности, которым занимается предприниматель или организация, подпадает под данный налог.

Оказание услуг по обслуживанию и ремонту технологического оборудования обязывает ООО «Большой молочный выбор» отчитываться по единому налогу на вмененный доход.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов.

С 1 января 2006 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна вводиться в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -- законами данных субъектов согласно п. 1 ст. 5 НК РФ.

Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 34626НКРФ;

значения коэффициента К2, указанного в ст. 34627 НК РФ.

Организация, которая применяет по разным видам деятельности два специальных налоговых режима (например, УСН и ЕНВД), один из которых в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не освобождается от ведения бухгалтерского учета, она должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

Форма декларации, по которой плательщики ЕНВД обязаны отчитываться в 2007 году, зависит от нормативного акта, установившего этот налог на той или иной территории. Для ЕНВД, который введен представительными органами местной власти, форма налоговой декларации, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н. (в редакции приказа Минфина РФ от 19.12.2006. №177н).

Рассмотрим порядок заполнения декларации ООО «Большой молочный выбор» за 1 квартал 2007 г.

ООО «Большой молочный выбор» расположено по адресу: г. Мурманск, ул. Транспортная, д.14 (третья зона). Организация занимается оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования.

Раздел 2: начинать заполнение декларации следует с раздела 2.

Первый лист Раздела 2 заполняется следующим образом.

По строке 010 отражается код вида предпринимательской деятельности. Код оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств- 03.

По строке 020 указывается почтовый адрес (места), по которому осуществляется предпринимательская деятельность.

По строке 030 проставляется код ОКАТО - 47401000000.

Теперь переходим непосредственно к расчету суммы ЕНВД услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

В строку 040 вносится показатель базовой доходности на одного работника в месяц. Его значение равно 12000 руб.

По строкам 050-070 отражаются значения физического показателя в каждом месяце налогового периода. Физическим показателем при оказании бытовых услуг является количество работников, которые заняты оказанием этих услуг.

Результат внесем в нужные строки:

по строке 050 - январь - 15 чел;

по строке 060 - февраль - 15 чел;

по строке 070 - март - 15 чел.

Далее в строках 080 и 090 проставляются корректирующие коэффициенты базовой доходности К1 и К2.

По строке 080 указывается значение коэффициента К1 - 1,096.

По строке 090 указывается значение коэффициента К2, определенное Решением Совета депутатов г. Мурманска от 23.11.2006г. № 26-322 для оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, которое равно 0,45.

Перед заполнением строки 100 следует заполнить строки 110-130.

По строкам 110-130 проставляется налоговая база по каждому месяцу. Для этого следует перемножить значения строки 040, соответствующих строк 050, 060 или 070 и строк 080 и 090. Полученное произведение округляется до единиц. Вписываются наименования месяцев и полученные значения:

по строке 110 - январь- 88776 руб. (12000 руб. х 15 чел. х 1,096 х 0,45);

по строке 120 - февраль - 88776руб. (12000руб. х 15 чел. х 1,096 х 0,45);

по строке 130 - сентябрь - 88776 руб. (12000 руб. х 15 чел. х 1,096 х 0,45).

По строке 100 указывается сумма вмененного дохода за квартал (налоговая база). Для этого складываются помесячные значения строк 110-130:

88776 руб. + 88776 руб. + 88776 руб. = 266328 руб.

Теперь можно исчислить сумму единого налога, которая отражается по строке 140. Находим произведение налоговой базы и ставки налога:

266328 руб. х 15% = 39949 руб.

Раздел 3: Этот раздел предназначен для расчета общей суммы ЕНВД, которую организации нужно перечислить в бюджет за 1 квартал 2007 года.

По строке 010 отражается общая сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход. Она равна сумме значений строк 140 всех заполненных экземпляров раздела 2: 39949руб.

По строке 020 указывается сумма страховых взносов в взносов на обязательное пенсионное страхование работников, начисленных и фактически уплаченных в ПФР в налоговом периоде, - 34754 руб. (за исключение пенсионных взносов АУП).

По строке 030 отражается сумма выплаченных в течение 1 квартала 2007 года за счет средств организации пособий по временной нетрудоспособности - 0 руб.

По строке 040 показывается общая сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50%) сумму исчисленного ЕНВД, указанную по строке 010 - 19974 руб.

По строке 050 отражается общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет за 1 квартал 2007 года. - 19975 руб.

После раздела 3 заполняется раздел 3.1.

Раздел 3.1: По строке 020 отражается налоговая база, исчисленная по коду ОКАТО в разделах 2. Она определяется как сумма строк 100 всех заполненных разделов 2 декларации: 266328 руб.

По строке 030 дублируется налоговая база, исчисленная по коду ОКАТО 47401000000.

По строке 040 отражается сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет города 19975 руб.

Разделы 3.1 заполнены. Теперь можно перейти к разделу 1.

Раздел 1: В этом разделе отражаются суммы ЕНВД, подлежащие уплате в бюджет по коду ОКАТО.

По строке 010 указывается КБК, по которому ЕНВД зачисляется в бюджет, - 182 1 05 02000 02 1000 110.

В блоке строк 020-030 отражается:

По строке 010 - код ОКАТО 47401000000.

По строке 020 - сумма ЕНВД, подлежащая уплате в бюджет по указанному коду ОКАТО. В эту строку переносится показатель строки 040 раздела 3.1, заполненной по коду ОКАТО 47401000000, - 19975 руб.

Сведения, указанные в разделе 1, заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера. Рядом с подписями проставляется дата.

ООО «Большой молочный выбор» подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006года. Вскоре, получив уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения, был определен объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495. Указанная форма необязательна и носит рекомендательный характер (п. 3 названного приказа).

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 17.01.2006 N 7н. (в ред. 19 декабря 2006г)

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждена приказом Минфина РФ от 30.12.2005 г. N 167н. (ред. 27.11.2006)

Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н.

ООО «Большой молочный выбор» применяло упрощенную систему налогообложения в 2006г. Так как получало доходы от перепродажи электроэнергии, не подпадающие под налогообложение по единому налогу на вмененный доход.

За 2006 год получила доходы, признаваемые объектом налогообложения, в сумме 869918 руб. Величина фактически оплаченных расходов, на которую можно уменьшить полученные доходы, - 812664 руб.

Раздел 2: Все показатели в разделе 2 записываются в графу 4. По строке 010 указываются доходы, которые признаются объектом налогообложения, - 869918руб.

По строке 020 отражаются произведенные расходы - 812664 руб.

По строке 030 ставится прочерк, так как в декларации за отчетный период она не заполняется.

Строка 040 рассчитывается следующим образом: строка 010 - строка 020. Показатель этой строки в нашем примере равен:

869918 руб. - 812664 руб. = 57254 руб.

Строка 050 в декларации за отчетный период не заполняется.

По строке 060 отражается та же сумма, что и в строке 040, - 57254 руб.

По строке 080 указывается сумма исчисленного налога - 8588 руб. (57254 руб. х 15%).

В строке 120 указывается сумма уплаченных авансовых платежей за 12 месяцев 2006г. (19763 руб.)

По строке 100 сумма минимального налога 8699 руб. (869918х1%)

Сумма минимального налога подлежащая уплате за налоговый период составляет 8699 руб. (строка 150).

Раздел 1: В двух верхних строках нужно вписать ИНН, а также номер страницы.

В строку 010 вписывается код бюджетной классификации -

182 1 05 01020 01 1000 110.

По строке 020 указывается код ОКАТО по месту постановки организации на учет. (47401000000)

По строке 030 отражается сумма минимального налога, подлежащая уплате в бюджет за 2006 года. Она переписывается из строки 150 раздела 2 декларации и равна 8699руб.

Код бюджетной классификации по перечислению минимального налога 18210501030011000110.

3.4. Стратегия по минимизации налогового бремени малого предприятия и упрощения системы учета в ООО «Большой молочный выбор»

Смягчение налогового режима для субъектов малого предпринимательства преследует цель, которая проявляется в следующем:

1. Относительные издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности, для малого предприятия выше, чем для крупного. В первую очередь это связанно с тем, что на крупном предприятии вся совокупность данных затрат в абсолютном выражении однозначно больше, однако относительно сумм доходов, соответственно более низких на малых предприятиях, данные затраты для субъектов малого предпринимательства играют гораздо большее значение;

2. При равных ставках налогообложения, при отсутствии каких- либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов на малых предприятий меньше. В таких случаях применяются пониженные налоговые ставки или дополнительные возможности начисления амортизации - от ускоренной до свободного списания.

3. В развивающихся странах у малых предприятий и у налоговых органов существуют дополнительные проблемы, связанные с меньшей правовой грамотностью и со слабостью налоговой администрации. В этом случае использование малым бизнесом обычных декларативных систем учета порождает значительные издержки законопослушания, что стимулирует уход в теневую деятельность. Поэтому разумное использование вмененных методов может расширить налоговую базу за счет увеличения количества налогоплательщиков, их платежей и может уменьшить уклонение от налогообложения.

Существующее в Российской Федерации правовое пространство для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства определяется, прежде всего, федеральными органами власти, а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных и муниципальных органах власти.

Налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие. В связи с этим предлагается схема налогового регулирования, направленная на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, позволяющая оптимизировать усилия по финансово-кредитной поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.

В основе этой схемы -- налоговые льготы. В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налога плательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Суть предложения заключается в следующем. Сумма налоговых платежей в бюджет субъекта РФ и бюджет соответствующего муниципального образования прошедшего года каждого малого предприятия принимается за базисную. В течение следующего за базисным года субъект малого предпринимательства производит все необходимые авансовые платежи в бюджеты (региональный и муниципальный), а к концу года производится расчет налоговых обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых обязательств превышает сумму налоговых платежей базисного года, то субъект малого предпринимательства, а также инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.

Налогоплательщик в лице субъекта малого предпринимательства или инвестора/кредитора, предоставившего ему финансовые ресурсы вправе воспользоваться предоставляемой налоговой льготой по платежам в региональный бюджет в текущем году либо приостановить ее использование на один год. Причем в случае если использование соответствующей налоговой льготы налогоплательщиком приостановлено, допускается одновременное использование налоговой льготы, предоставленной в предыдущем году и налоговой льготы, предоставленной в следующем году, если последняя будет иметь место.

Предлагаемые меры не меняют существующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого предпринимательства для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости.

Большое влияние на малое предпринимательство оказывает налогообложение.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой субъекты малого предпринимательства могут выбрать:

традиционную систему налогообложения с сохранением всех видов применяемых в РФ налогов;

специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход, упрощенной системы налогообложения и единого сельхозналога.

Специальные режимы предполагают замену большинства применяемых налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество, единого социального налога) на единый налог.

Однако на практике реальная возможность выбора для малых предприятий незначительна. Существуют определенные ограничения, дающие право применения УСН, а переход на ЕНВД и вообще является обязательным, а не добровольным. Так не имеют право перейти на УСН налогоплательщики, если у них по итогам 9 месяцев сумма выручки превысила 15 млн. руб. Имеются ограничения по стоимости основных фондов, численности работающих, доли участия других организаций.

Представляется целесообразным на законодательном уровне решить проблемные вопросы, связанные с возможностью применять шкалу доходов, дающую право перехода на упрощенную систему, в соответствии с которой необходимо увеличить размер минимального дохода, дающего право перехода на УСН, до 110 млн. руб.

Что касается второго специального налогового режима -- единого налога на вмененный доход, то необходимо:

- ввести его в разряд местных налогов и сборов;

- дать право местным органам самоуправления установления размера базовой доходности исходя из реально получаемого дохода, и в первую очередь для таких видов как торговля, транспортные услуги, общественное питание;

- рассмотреть вопрос о добровольности перехода на уплату ЕНВД;

пересмотреть виды деятельности, дающие право применения данной системы (нами предлагается вывести из-под налогообложения плательщиков, занимающихся розничной торговлей, и общественным питанием);

в целях снижения риска неуплаты налога в бюджетную систему ввести авансовую уплату налога в раз мере 2/3 до начала налогового периода и 1/3 до 20 числа месяца следующего за окончанием налогового периода.

Государство в лице налоговых органов должно осуществлять контроль за использованием льгот, для чего необходимо ввести отчет, который малые предприятия будут предоставлять вместе с декларациями по налогам.

Применение этих мер позволит:

увеличить доходы территориальных бюджетов;

стимулировать в стране малое предпринимательство;

развить приоритетные для государств виды деятельности;

- увеличить количество малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Заключение

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем.

Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения, способствует развитию действующих малых предприятий, является одной из главных задач региональной политики в отношении малого бизнеса. Для этого необходимо создание системы налогообложения, учитывающей специфику малого предпринимательства и стимулирующей его развитие.

Первое, что интересует руководителей при выборе системе налогообложения, - это уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Естественное желание каждого предприятия - платить меньше налогов. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования.

Его принципы просты:

- использовать все возможные законные способы снижения налогов;

- платить в бюджет только минимальную сумму налогов в последний день установленного этого срока.

После изучения деятельности малого предприятия можно сделать следующие выводы:

1) Нормативная документация из разных отраслей права: налогового, трудового, гражданского, административного требует постоянного изучения и отслеживания последних изменений в целях правильного ведения налогового учета.

2) Безусловно, специальные налоговые режимы обладают рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, ряд налогов - налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС - заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведение налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога.

Для устранения возможных ошибок в налогообложении и их последствий можно сделать следующие рекомендации:

1) Налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, несмотря на упрощенный характер ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, надо отслеживать изменения в налоговом законодательстве, т.к. требования, предъявляемые к таким хозяйствующим субъектам, достаточно высоки и несоблюдение норм налогового законодательства ведет к штрафным санкциям;

2) Прибегнуть к квалифицированной помощи бухгалтера или специализированной организации для осуществления ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с законом. Практика таких крупных городов как Москва и Санкт-Петербург показывает, что многие небольшие фирмы, а также предприниматели отказываются от самостоятельного ведения бухгалтерского и налогового учета, предпочитая отдать эту обязанность в руки профессиональных организаций.

3) Учитывая взаимодействие Инспекции Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и их взаимообмен информацией, сопоставлять данные показателей отчетности представляемой в налоговые органы с отчетами и ведомостями, представляемыми в фонды.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что УСНО и ЕНВД являются льготными режимами налогообложения, которые значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

Список использованных источников

Нормативно-правовые и другие официальные документы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 469 с.

2.Трудовой Кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2007. - 272 с.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 544 с.

4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. - М.:Омега-Л, 2006. - 16 с.

5. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».- М.:ИНФРА-М, 2007, - 16с.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета -2001. - 20января. - с. 4.

7.Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета-2007. - 31июля. - с.9.

8. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» // Российская газета - 2001. - 13августа. - с. 4.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Российская газета. - 1998. - 12 августа. - с.5.

Специальная литература

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие./ В.П. Астахов. - М.: МАРТ-М, 2003. - 928 с.

2. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 476 с.

3. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: Учебное пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ОАО «Московские учебники; Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 475 с.

4.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие для вузов/ В.Д. Новодворский, М.А. Вахрушина, О.В. Ефимова и др.; Под ред. В.Д. Новодворского. - М.: Инфра-М, 2003. - 464 с.

5. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 464 с.

6.Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. / И.Е. Глушков. - М.: ЭКОР-КНИГА-М, 2002. - 456 с.

7. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. / Е.П. Козлова.- 3-е изд., перераб.и доп. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 752 с.

8. Когденко В.Г. экономический анализ: Учебник. / В.Г. Когденко. - 2-е изд., перераб. и доп. - ЮНИТИ, 2006. - 390 с.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. / Н.П. Кондраков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 717 с.

10. Ковалева О.В., Константинова Ю.П. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. О.В. Ковалевой. - М.: ПРИОРИЗДАТ, 2003. - 320 с.

11. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. / Н.П. Любушин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с.

12. Пипко В.А., Бережной В.И. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций. Учеб. пособие. / - В.А. Пипко, В.И. Бережной. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.

13. Подольский В.И., Савин А.А., Сотников Л.В и др. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2007. - 583 с.

Периодическая печать

1. Егорова Н.Е. Налогообложение малых предприятий: расчетные схемы и проблемы выбора // Экономическая наука современной России. - 2004. - №3. - С.72-84.

2. Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. - 2006. - №4. - С.14-18.

3. Луцет Б.Р. Особенности перехода на "упрощенку" с 2006 года // Главбух. - 2005. - №20. - С.60-66.

4. Патров В.В. Основные принципы ведения налогового учета // Консультант. - 2002. - №2.-С.25-32.

5. Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения: прил. 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 30.12.2005 № 167н // Нормативные акты для бухгалтера. - 2007. - № 2. - С. 67-71.

6. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности // Налоги и финансовое право. - 2007. - № 3. - С. 10-310.

7. Ухина Т.М. Переход на упрощенную систему налогообложения // Бухгалтерский бюллетень. - 2003. - №11. - С.68-79.

8. Хорнгрен Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер.с англ.О.Д. Кавериной, И.В. Романовского; Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты