Рефераты

Особенности налогообложения в сфере малого бизнеса

p align="left">Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов -- красной).

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия включаются:

бухгалтерский баланс (форма № 1);

отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках:

- отчет о движении капитала (форма № 3);

- отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- пояснительная записка;

4) отчет об использовании бюджетных ассигнований организаций, (форма № 2-2) и справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета. Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

Правила документооборота определяются формой, принятой в организации (или выбранной -- для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Следует отметить, что в малых предприятиях весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота -- направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации. Эффективность такого графика обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства. Поэтому, для того чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля за хозяйственными операциями.

Грамотный подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

1.3. Особенности бухгалтерского учета при переходе с обычной системы учета на упрощенную форму

Иногда предприятия вынуждены переходить со специального режима налогообложения на общий режим, а малое предприятие может лишиться своего статуса. В таких случаях появляется обязанность применять ПБУ 18/02. В подобных «переходных» ситуациях у организаций возникает много вопросов, поэтому попробуем разобраться с наиболее существенными из них.

В случае если организация утратила право на УСН в отчете о прибылях и убытках отражаются показатели за отчетный период и за прошлый год. Организация сначала должна восстановить бухгалтерский учет доходов и расходов за текущий год, так как форма № 2 заполняется за определенный период с начала года. Затем следует рассчитать постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства за прошедший квартал. Разницы по ПБУ 18/02 отражаются за весь квартал, в котором организация потеряла право на УСН. Сначала нужно посчитать разницу между налогом, который рассчитан с бухгалтерской прибыли (стр. 140 формы № 2), и тем, что отражен в декларации. Полученную величину необходимо провести в бухучете и показать в отчетности.

Если эта сумма отрицательная, то в бухгалтерском учете фиксируют постоянное налоговое обязательство либо отложенный налоговый актив. Если же результат положительный, то его следует провести как постоянный налоговый актив или отложенное налоговое обязательство.

Необходимо указать постоянное обязательство или актив, ведь потом их не потребуется погашать. Отметим, что по кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» надо начислить налог, рассчитанный именно с бухгалтерской прибыли.

После того как все показатели будут рассчитаны и проведены в учете, нужно только отразить в их балансе и в отчете о прибылях и убытках. В итоге получится, что формально организация выполнила требования ПБУ 18/02.

В связи с этим при переходе на общий режим налогообложения необходимо учесть следующее:

- при реализации товаров, работ и услуг в период применения общего режима налогообложения в доходах от реализации не учитываются суммы авансов, полученные от покупателей под предстоящие поставки, если эти суммы были включены в состав доходов в период применения УСН;

- в доход от реализации включаются суммы оплаты по договорам, исполненным в период применения УСН, поступившие после перехода на общий режим налогообложения, если эти суммы не были учтены при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, т.е. доход для целей налогообложения прибыли будет признан по мере поступления оплаты по сделкам, осуществленным в период применения УСН;

- с начала квартала, в котором право на УСН утрачено, организация в налоговом учете признает расходы по правилам гл. 25НК РФ. Организации, применяющие УСН, которые выбрали объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе признать значительно меньшее число расходов, чем плательщики налога на прибыль. Поэтому при переходе на общий режим налогообложения в число расходов, вычитаемых из налоговой базы по налогу на прибыль нужно включить те из них, которые такая организация не могла признать в период применения УСН (речь идет только о квартале, в котором право на применение «упрощенки» утрачено). При этом должны выполняться требования ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и направлены на получение дохода;

- расходы, которые при применении УСН были учтены в момент их оплаты, не подлежат повторному включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль после перехода на общий режим налогообложения.

Организация утратила право на ЕНВД. Организации, переведенные на режим ЕНВД, могут одновременно заняться новой деятельностью, которая не облагается ЕНВД. И если заранее не перевести эту деятельность на УСН, то с нее надо платить обычные налоги, в том числе и на прибыль; следовательно, организация должна руководствоваться ПБУ 18/02.

Впрочем, к деятельности с применением ЕНВД ПБУ 18/02 все равно никакого отношения иметь не будет. В п. 7 ст. 34626 НК РФ предусмотрено: организации, которые по одному виду деятельности переведены на ЕНВД, а по другому уплачивают налог на прибыль, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Если организация по какому-то виду деятельности переходит на уплату ЕНВД, то ей придется восстановить НДС, относящийся к имуществу, которое будет использоваться в этой деятельности. Это требование касается, в том числе, и имущества, которое будет использоваться одновременно и в деятельности, переведенной на ЕНВД, и в деятельности, облагаемой налогами по общему режиму.

Однако порядок восстановления НДС по такому имуществу отличается от порядка, предусмотренного для имущества, которое будет целиком использоваться в деятельности, переведенной на ЕНВД.

Абзацем 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, переходящие на специальные налоговые режимы, восстанавливают суммы НДС, ранее принятые к вычету, в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные специальные режимы.

НДС по такому имуществу восстанавливается и уплачивается в бюджет в последнем налоговом периоде перед переходом на ЕНВД.

Если же имущество будет использоваться в деятельности, переведенной на ЕНВД только частично, то у организации нет оснований восстанавливать относящийся к нему НДС до момента начала фактического использования этого имущества в деятельности, облагаемой ЕНВД. "Входной" НДС по такому имуществу следует восстанавливать только в том периоде, когда оно фактически начнет использоваться в деятельности, переведенной на ЕНВД (абз. 4 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом, поскольку имущество будет использоваться в не облагаемой НДС деятельности только частично, сумма налога к восстановлению должна рассчитываться пропорционально доле выручки от деятельности, переведенной на ЕНВД, в общем объеме выручки организации за этот налоговый период.

На доходы и расходы организации, уплачивающей ЕНВД, правила ПБУ 18/02 не распространяются.

Если предприятие утратило статус малого, возникают некоторые особенности учета. Если малое предприятие решило не применять ПБУ 18/02, это нужно зафиксировать в учетной политике (п. 8 ПБУ 1/98). Здесь нужно помнить, что п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» устанавливает ограничения для структуры уставного капитала и численности сотрудников малых предприятий. Возьмем предприятие, занимающееся оптовой торговлей. Как только численность ее работников превысит 50 человек, к малому предприятию она относиться уже не будет, и сразу появится обязанность применять ПБУ 18/02, несмотря на положения учетной политики. В таком случае придется выявить все разницы между бухгалтерским и налоговым учетом, сложившиеся на начало квартала, в котором предприятие утратило статус малого. На эту дату нужно отразить постоянные и отложенные налоговые обязательства (активы). В дальнейшем ежемесячно в учете надо списывать эти суммы.

Теперь рассмотрим и обратные ситуации -- когда организация в течение года получает право отказаться от применения ПБУ 18/02.

В случае если предприятие стало малым из-за сокращения штата в середине года или изменения соотношения долей в уставном капитале. Можно ли сразу отказаться от применения ПБУ 18/02? Ответ будет однозначным - нет, нельзя. Отказаться от трудоемкого расчета налоговых активов и обязательств можно только со следующего года.

Отказ от ПБУ 18/02 нужно тоже закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это следует из п. 8 ПБУ 1/98, а внесенные в учетную политику изменения вступают в силу только с 1 января следующего года (п. 18 ПБУ 1/98).

В законе сказано, что статус малого предприятия уполномочены подтверждать органы исполнительной власти. Однако организации достаточно просто соответствовать критериям малого предприятия и подтверждать ничего не надо, а убедиться в этом инспекторы смогут при выездной проверке.

В случае если организация желает перейти на ЕНВД, то сделать это она сможет в течение года. Допустим, часть торгового зала была продана, и магазин стал занимать не более 150 кв. м. В НК РФ прямо не указано, с какого момента в этом случае надо отказаться от уплаты налога на прибыль (ПБУ 18/02) и начинать уплачивать ЕНВД.

Организация не должна применять ПБУ 18/02 с того месяца, в котором стала плательщиком ЕНВД, так как именно с этого момента организация начинает платить ЕНВД, а налог на прибыль уже не платится.

Итак, с месяца перехода на ЕНВД организация не должна вести учет разницы согласно ПБУ 18/02. При этом остатки по счетам 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» надо отнести на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В бухгалтерском учете следует сделать такие записи:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» К-т сч. 09 «Отложенные налоговые активы» -- списаны с учета отложенные налоговые активы;

Д-т сч. 77 «Отложенные налоговые обязательства» К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» -- списан остаток отложенных налоговых обязательств.

Чтобы показатели баланса были сопоставимы, данные на начало года следует показать без учета отложенных налогов. Никаких исправительных записей в бухгалтерском учете при этом делать не надо.

Глава 2.

Особенности налогообложения в сфере малого бизнеса

2.1. Законодательное и нормативное регулирование налогообложения малого бизнеса

Субъекты малого предпринимательства в РФ как самостоятельное социально - экономическое явление существуют около 15 лет. Действующие законодательные и нормативно - правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, и в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.

Развитие налогообложения малого бизнеса связано с выходом в свет постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Предусматривался комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях в том числе:

- освобождение от уплаты НП первые два года работы;

- возмещение НДС, уплачиваемого поставщикам оборудования и основных средств;

- предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляющих кредиты малым предприятиям;

- сохранение налоговых льгот при приватизации малых предприятий.

Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.

14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Он определил общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Чуть позднее, с января 1996 г., начал действовать Федеральный закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель Закона - максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства с численностью до 15 человек, расширив тем самым налоговую базу.

В результате к настоящему времени сложились и функционируют три системы налогообложения малых предприятий:

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия платят те же налоги, что и другие налогоплательщики: НДС, акцизы, НП и др. При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. По налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. - необлагаемым минимумом.

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Следующим этапом в развитии налогообложения субъектов малого предпринимательства стало принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Необходимость появления такого закона вызвана тем, что действующий до этого закон не выполнял возложенных на него задач. В силу особенностей деятельности малых предприятий он не обеспечивал полного учета объектов обложения и не давал возможности наладить контроль за малым бизнесом, чтобы исключить уклонение от уплаты налогов и развитие теневой экономики.

С 1 января 1999 г. в РФ действует главный законодательный акт о налогах - Налоговый кодекс РФ (часть первая). С введением части первой Налогового кодекса РФ был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов.

А с 1 января 2001 г. - его вторая часть, в которую включены федеральные законы о НДС, об акцизах, о НДФЛ и ЕСН.

С 1 января 2002 г. введены в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей».

30 июля 2002 г. был официально опубликован Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ». Налоговый кодекс РФ был дополнен двумя новыми главами - 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В соответствии с гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» предприятия могут вместо совокупности федеральных, региональных, местных налогов и сборов уплачивать единый налог.

Указанные режимы налогообложения применяются с 1 января 2003 г. ранее действовавшие федеральные законы, регулировавшие аналогичные налоговые режимы утрачивают силу.

Таким образом, заново были переписаны существующие с 1995-1998 гг. системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. При этом принципы проводимой налоговой реформы не изменились - ранее действовавшие правила для малых предприятий были конкретизированы и преимущественно ужесточены.

Процесс совершенствования законов продолжается. Проблема налогообложения малых предприятий до конца не урегулирована действующим законодательством.

2.2. Налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

В соответствии с разделом VIII1 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, являются разновидностью специальных налоговых режимов, к которым также относятся система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, специальная система налогообложения участников соглашений о разделе продукции.

Субъекты малого предпринимательства при осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами.

Малые предприятия, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

- предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог на вмененный доход;

- предприятия малого бизнеса.

Упрощенная система выгодна с точки зрения налоговой нагрузки, поскольку в отличие от общего режима налогообложения реализация товаров (работ, услуг) при специальном режиме не облагается НДС.

Однако данное преимущество иногда мешает организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения: не являясь плательщиком НДС, организация освобождается от обязанности по выставлению счетов-фактур. Для покупателей - юридических лиц, работающих по общей системе налогообложения, это существенный минус.

Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения.

1. Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход - для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога на имущество, единого социального налога один единый налог (Таблица 1).

Таблица 1.

Виды налогов, от которых освобождаются организации и предприниматели при упрощенной системе налогообложения

Организации

Предприниматели без образования юридического лица

1. Налог на добавленную стоимость

1. Налог на добавленную стоимость

2. Налог на прибыль

2. Налог на доходы физических лиц (с доходов предпринимателя)

3. Единый социальный налог

3. Единый социальный налог

4. Налог на имущество

4. Налог на имущество

При этом сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе НДС по товарам, при их ввозе на таможенную территорию РФ.

2. Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют обязанности налоговых агентов, в общеустановленном порядке.

6. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.

7. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

8. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выполняют требования законодательства о бухгалтерском учете в ограниченном объеме.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. ФЗ от 31.12.2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Организация, которая применяет по разным видам деятельности два специальных налоговых режима (например, УСН и ЕНВД), один из которых в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 34612 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. руб.

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ за предыдущий календарный год. Также применяются коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Сумма предельных доходов за отчетный (налоговый) период, после которой утрачивается право на применение упрощенной системы налогообложения, - 20 млн. руб. Данная величина также подлежит индексации (п. 4 ст. 346 НК РФ).

Доход от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ и без учета НДС.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей предоставляется также право обратного перехода: можно выбрать упрощенную систему, а затем вернуться к общему режиму налогообложения, соблюдая при этом порядок перехода, установленный законом (п. 1 ст. 346 НК РФ).

Объект налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбирают самостоятельно. В течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения объект не может быть изменен.

По единому налогу при упрощенной системе налогообложения установлено два вида объекта:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

В связи с тем, что упрощенная система налогообложения организаций заменяет уплату налога на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей - уплату налога на доходы с физических лиц, то порядок определения доходов для каждой категории налогоплательщиков различен.

Определение доходов организаций при упрощенной системе налогообложения происходит в том же порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков налога на прибыль.

При определении объекта налогообложения организаций учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Также необходимо иметь в виду, что при определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса РФ, а также доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии со ст.ст. 214 и 275 Налогового кодекса РФ.

Показатель "расходы" используется только теми налогоплательщиками, которые установили в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом необходимо отметить, что порядок определения расходов применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при упрощенной системе, установлен ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

В абз. 2 п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим все расходы, применяемые при упрощенной системе налогообложения, можно разделить на две группы:

1) расходы, применяемые без учета норм гл. 25 Налогового кодекса РФ, регулирующих сходные виды затрат (подп. 1, 2, 3, 4, 8, 22, 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы, применяемые с учетом норм гл. 25 Налогового кодекса РФ, регулирующих сходные виды затрат (подп. 5, 6, 7, 9-21, 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Порядок признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения установлен ст. 346.17 Налогового кодекса РФ.

С учетом отдельных исключений метод признания доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения можно назвать кассовым методом, используемым по налогу на прибыль.

Налоговым периодом по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признается календарный год.

Отчетными периодами по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

В случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то налогоплательщик, применяющий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в следующем порядке.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от доходов, учитываемых при упрощенной системе налогообложения.

2.3 Порядок расчета и оплаты единого налога на вмененный доход

Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов.

Вместе с тем, система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий или упрощенный режимы налогообложения.

Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).

Основными признаками единого налога на вмененный доход являются следующие положения.

1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения и (или) размещения наружной рекламы;

11) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

С 1 января 2006 года правомочие по введению вмененного режима налогообложения практически по всей территории страны передано представительным органам муниципальных районов и городских округов (за исключением городов федерального значения).

2. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является обязательным.

3. Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности четырех основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, единого социального налога.

4. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.

10. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны выполнять требования законодательства о бухгалтерском учете в общем порядке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. При этом каких-либо исключений для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не предусмотрено. Таким образом, данные организации ведут бухгалтерский учет в общем порядке.

Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также должны учитывать следующие положения.

Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

Ввиду своей специфики единый налог на вмененный доход требует точного определения отдельных понятий. Прежде всего, это необходимо для определения налоговой базы, а также видов деятельности, подпадающих под обложение данным налогом.

В отношении единого налога на вмененный доход в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ предусмотрены специальные определения основных понятий, которые и должны применяться для целей налогообложения. С 1 января 2006 года применяется перечень определений, введенный Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 101-ФЗ.

1. Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

2. Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Базовая доходность определяется в рублях и устанавливается на один месяц на единицу физического показателя. Величина базовой доходности установлена в Налоговом кодексе РФ. Базовая доходность необходима для определения налоговой базы.

3. Корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России и ежегодно, не позднее 20 ноября, публикуется им в «Российской газете».

В 2006 году коэффициент-дефлятор К1 равен 1,132 (приказ Минэкономразвития и торговли России от 27.10.2005 г. N 277).

В 2007 год коэффициент-дефлятор K1 равен 1,096 (приказ Минэкономразвития и торговли России от 03.11.2006 г. N 359).

В Письме Минфина России от 2 марта 2007г.№ 03-11-02/62, сказано, что при расчете ЕНВД нужно использовать коэффициент К1 в размере 1,241, а в письме от 16 января 2007г.№ 03-11-04/3/3 - 1,096, в данном случае нужно руководствоваться законом. Следовательно, К1= 1,096 должен применяться налогоплательщиками при исчислении ЕНВД в 2007году.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения показателей, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Налогового кодекса РФ.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения. Для Мурманской области на 2007 г. действует Решение Совета депутатов г. Мурманска от 23. 11.2006 № 26-322, которое внесло некоторые изменения в решение Совета депутатов от 07.11.2005 г. № 13-158 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования город Мурманск».

С 1 января 2005 года величина корректирующего коэффициента К2 может быть установлена в пределах от 0,005 до 1 включительно.

4. Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств).

При определении перечня бытовых услуг необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.

5. Ветеринарные услуги - услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общероссийским классификатором услуг населению.

6. Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению.

Следует учитывать, что к данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках.

7. Транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).

8. Платные стоянки - площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.

9. Розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

10. Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

11. Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.

12. Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.

Минфин РФ пояснил, что к стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, "относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места".

13. Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.

В письме Минфина РФ разъяснено, что:

"торговые точки, используемые, в частности, индивидуальным предпринимателем для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой сети по признаку иных объектов, где осуществляется торговля, не относимых в соответствии с требованиями главы 26.3 Кодекса к стационарной торговой сети (например, в здании (его части), которое не является местом, специально приспособленным для ведения торговли). При этом если помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует установленному главой 26.3 Кодекса понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети. В этом случае на основании статьи 346.29 Кодекс исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием показателя базовой доходности - торговое место".

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты