p align="left">В результате распределения валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения. Первичные доходы подвергаются сложным процессам распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы.
В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и, прежде всего государственный бюджет. Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий - одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.
Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.).
Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.
Материально-вещественной стороной понятия доходов является определенные денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства.
Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.
Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.
К доходам от государственной собственности относятся:
1) доход государственных предприятий и организаций в виде валового дохода (прибыли), налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;
2) доходы от государственного имущества (от государственного жилого фонда, земли, лесов, водных угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления и приватизации государственной собственности);
3) доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями (регистрационные сборы, сборы за поверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, плата за анализ и клеймение изделий из драгоценных металлов) и плата за нехозяйственные услуги (государственная пошлина, сбор дорожной полиции, заявочный сбор на товарные знаки);
4)специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.
Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства, предприятий или хозяйственных организаций на тот или иной момент времени.
Понятие «финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов, в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности. Например, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, излишки оборотных средств, суммы кредиторской и депонентной задолженности, по которым истек срок исковой давности, поступления от реализации имущества: выбывшего, выморочного, конфискованного, перешедшего по праву наследования к государству, невостребованного (невостребованные грузы на транспорте, невостребованные депозитные суммы, нерозданные почтовые отправления). Эти денежные средства (также и от реализации имущества) не являются в прямом смысле доходами, то есть результатом определенной деятельности, связанной с затратами средств. По этой же причине не считаются доходами различные штрафы, неустойки, пени. Поступления от государственных займов также являются (до погашения займов) финансовыми ресурсами государства, но не могут рассматриваться как государственные доходы, поскольку это заемные средства. К финансовым ресурсам относится также вся сумма средств, которыми располагают государственные страховые организации (валовой доход относится к государственным доходам и суммы, предназначенные для проведения предупредительных мероприятий по борьбе со стихийными и другими бедствиями). Не являются государственными доходами и такие внутрихозяйственные ресурсы, как суммы прироста устойчивых пассивов (государственных предприятий). Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников .
Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.
Разное содержание имеют понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», последние являются составной частью государственных доходов; кроме того, в государственные доходы входит весь валовой доход государственных предприятий и организаций, а в доходы государственного бюджета - только часть чистого, мобилизуемая в бюджет.
Классификация государственных доходов позволяет глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.
А) В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:
доходов государственных предприятий и организаций;
налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;
налоговых поступлений общественных организаций.
Б) В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
1)на доходы, формируемые в сфере материального производства;
2) доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.
В) По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:
1) налоговые;
2)неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей и т.д.).
В случае мобилизации налоговых доходов возможна смена форм собственности.
Г) По методам мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные.
Отдельные составляющие стоимости валового общественного продукта и национального дохода формируют систему государственных доходов и финансовых ресурсов, как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству.
Основное место среди них занимают чистый доход общества в виде чистого дохода государственных предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений на социальные нужды (в пенсионные фонды). Сюда относится также сальдо взаимоотношений хозяйственных организаций по регулированию разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию.
Данные виды доходов образуются на предприятиях разных форм собственности, по-разному участвуя в распределительном процессе. Если поступления от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин целиком передаются в распоряжение государства, то чистый доход государственных предприятий, отчисления на социальное нужды - только частично.
Чистый доход общества выражает стоимость прибавочного продукта в денежной форме, то есть при реализации прибавочный продукт получает форму чистого дохода.
Важнейшей частью прибавочного продукта и, соответственно, чистого дохода общества является чистый доход хозяйствующих субъектов.
Главным фактором роста чистого дохода является:
Ш повышение производительности труда (обеспечивающее увеличение объема производства продукции и снижающее затраты труда на единицу продукции, то есть себестоимость);
Ш экономия материальных и денежных ресурсов на производство продукции;
Ш улучшение качества продукции;
Ш повышение эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;
Ш естественные условия производства.
На практике отдельные хозяйствующие субъекты пытаются увеличить доход за счет необоснованного повышения цен, что ведет к снижению доходности у предприятий-потребителей. Это противоречит интересам обществ, так как изменяет пропорции распределения национального дохода в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.
28. Сущность государственных расходов
Государственные расходыпредставляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
В состав расходов предприятий государственного секторавходят:
1. затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
2. на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);
3. платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
4. в поощрительные и стимулирующие фонды.
Положение государственных расходов среди других категорий определяется значением государственной собственности и ролью государства в современных условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходовудовлетворяет значительную часть общественных потребностей.
Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Совокупностьвсех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов.Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступлений от займов и пр. Для финансирования государственных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков, в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов и погашаемые в последующем из доходов предприятий.
Организация государственных расходовдостигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость.Основным методом планирования государственных расходов является балансовый.
Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей.
Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов.
Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов)развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.
Соблюдение режима экономиив использовании ресурсов - важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.
Отдельные виды государственных расходов неоднородны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливаются различия в источниках, формах и методах финансирования затрат.
Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создания национального дохода.В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:
1. расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;
2. расходы в непроизводственной сфере деятельности;
3. расходы на создание государственных резервов.
Первая группа расходовобусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода.
Вторая группагосударственных расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества. Средства, расходуемые на непроизводственную сферу, направляются прежде всего на содержание учреждений просвещения и здравоохранения, развитие и науки и культуры, жилищное и культурно-бытовое строительство, социальное страхование работников, а также на социальное обеспечение всех членов общества. Государство также затрачивает средства на оборону, содержание государственного аппарата и другие мероприятия, связанные с деятельностью государственных органов.
Государственные расходы третьей группы - на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например при стихийных бедствиях для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами.
По предметному признаку (целевому)государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.
По территориальному признакугосударственные расходы делятся по экономическим регионам.
Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.
29. Экономическое содержание бюджета
Термин «бюджет» (budget) в переводе с английского означает роспись денежных доходов и расходов на определенный период. Бюджет государства является основным звеном системы финансов, где ему отводится центральное место. Такое его положение обусловлено, тем, что в бюджете государства концентрируются различные виды экономических интересов - общегосударственные, государственные, корпоративные, групповые, личные.
Определение «государственный» обозначает принадлежность данной росписи государству. Существование государственного бюджета объективно предопределено наличием государства.
Государственный бюджет - категория, свойственная различным общественно-экономическим формациям, имеющим товарный способ производства. Его возникновение и развитие органически связано с потребностями государства как политической организации в определенных объемах финансовых ресурсов. Бюджет используется в качестве важнейшего распределительного инструмента, позволяющего государству аккумулировать определенную долю национального дохода, направляемую на развитие экономики, науки, социальную сферу и другие цели.
С финансовой точки зрения государственный бюджет имеет троякого рода характеристику:
1. бюджет как экономическая (финансовая) категория;
2. бюджет как основной финансовый план государства;
3. бюджет как центральное звено финансовой системы.
Государственный бюджет как финансовая категория является теоретическим выражением реально существующих производственных отношений и имеет объективный характер. Специфическое назначение этих отношений состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и национального дохода, в результате чего в распоряжение государства формируются финансовые ресурсы.
Характеристика бюджета как основного финансового плана государства заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание государственного бюджета, Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит их доходной и расходной частей.
Централизованные ресурсы государству необходимы, прежде всего, для обеспечения выполнения функций государства, финансирования потребностей расширенного воспроизводства. С помощью этих ресурсов решаются следующие задачи:
1. обеспечиваются такие функции государства как управление, укрепление обороноспособности;
2. регулируются масштабы и пропорции развития отраслей экономики;
3. обеспечивается первоочередное развитие прогрессивных видов производства;
4. осуществляется межтерриториальное распределение финансовых ресурсов;
5. содержится и развивается социальная сфера.
Государственный бюджет РК состоит из самостоятельных Республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.
Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному распределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения государственных и общегосударственных потребностей.
30. Структура государственного бюджета
Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:
1. имеет силу закона;
2. отражает директивы правительства;
3. является обоснованным;
4. его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления с инициативой на местах.
Государственный бюджет по своей структуре состоит из 4 разделов:
1. поступления, складывающиеся из доходов, полученных официальных трансфертов и возврата кредитов;
Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом.
Расходы государственного бюджета играют важную роль в распределении национального дохода.
Государственному бюджету присущи две функции:
- распределительная;
- контрольная.
С помощью распределительной функции бюджетаосуществляется межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются и используются фонды специального назначения.
Распределительная функции государственного бюджета характеризуется многократностью распределения, она проявляется во всех сферах общественных отношений, используется государством для развития экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, искусства, обороны и другие цели.
Контрольная функция государственного бюджетавыражается в том, что, будучи органически связанным, с экономикой, бюджет показывает ход распределительных процессов, возникающие положительные и негативные тенденции.
31. Бюджетный дефицит, егопричины и способы финансирования
Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами в бюджете.
Причины бюджетного дефицита вызваны:
- общим спадом производства в экономике страны;
- ростом издержек общественного производства;
- чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых товарными массами;
- преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов не соответствующих уровню экономики;
- большими объемами финансирования военных расходов на содержание военно-промынленного комплекса, на управление;
- крупномасштабным оборотом «теневой » экономики;
- непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
- государственные займы;
- увеличение налогообложения;
- эмиссия денег.
32. Сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.
Возникновение внебюджетных фондов, начиная с 1991 г. диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти снизить его дефицит.
При формировании фондов на субъектов хозяйствования возлагается дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. В случае отнесения отчислений в фонды на себестоимость продукции эта часть стоимости перекладывается на потребителя через цену, и данную нагрузку несет общество в целом. Тем самым при формировании и использовании фондов происходят перераспределительные процессы, которые для части субъектов хозяйствования являются без эквивалентными в определенном временном интервале, то есть ущемляют их экономические интересы. В то же время в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживаются социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития.
Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.
33. Национальный фонд РК
Национальный фонд РК создается в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Таким образом, фонд выполняет две функции: сберегательную и стабилизационную.
Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства РК в Национальном банке РК.
Источники средств и порядок формирования фонда определяются в следующем. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития РК устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:
- корпоративный подоходный налог;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на сверхприбыль, бонусы, роялти;
- доля РК по разделу продукции по заключенным контрактам.
Фонд формируется за счет следующих поступлений:
1. официальные трансферы из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, указанным выше;
2. инвестиционные доходы от управления фондом;
3. иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством РК.
Средства фонда расходуются по следующим направлениям:
1. для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора;
2. в виде целевых трансфертов фонда, передаваемых из него в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом РК;
3. на покрытие расходов, связанных с управлением фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.
Средства фонда размещаются в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях их сбережения и получения инвестиционного дохода. Они не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств.
34. Сущность государственного кредита
Государственный кредит - особая форма организации финансовых отношений, при которой государство обычно является заемщиком средств, а различные юридические и физические лица - кредиторами или заемщиками.
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики.
Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:
1. мобилизуемые путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей - как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных;
2. расчеты за полученные и предоставленные кредиты, выплаты процентов за них производятся за счет средств бюджетов - центрального (республиканского) при заимствованиях правительства, или местных - при заимствованиях местных органов власти.
К заимствованию средств государство прибегает в случаях, когда за счет налоговых и неналоговых поступлений оказывается не в состоянии покрывать все возрастающие расходы и государственные потребности.
Особенность государственного кредита в системе финансовых отношений состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых в займы средств.
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства (например, эмиссия денег).
Государственный кредит может выступать в следующих формах: государственного заимствования, государственные гарантии и государственные кредиты.
Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основными видами государственных ценных бумаг являются: облигации, казначейские обязательства и др.
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемыми местными органами власти и юридическими лицами. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика.
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, местным органам власти, иностранным государствам, международным государствам. При этом в зависимости от категорий заемщика различают бюджетные кредиты или казначейские ссуды и собственно государственные кредиты.
35. Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
В процессе управления государственных займов решаются следующие задачи:
1. минимизация стоимости долга путем удлинения срока заимствования и снижения доходности государственных ценных бумаг;
2. создание репутации правительства как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед кредиторами;
3. достижение эффективности и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
4. обеспечение своевременного возврата государственных займов и уплаты процентов по ним;
5. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
Управление государственнымдолгом включает такие методы, как рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ от государственного долга.
Консолидация - является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением.
Конверсия -называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как меньшую сторону, так и в большую.
Отсрочка погашения займа - применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.
Отказ от государственного долга происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства.
Унификация - означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа.
Обмен облигаций по регрессионному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа.
36. Понятие и классификация государственного финансового регулирования экономики
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылкамиосуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и предоставляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
Типывключают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.
Формыобозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование(субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Общей формой является планирование (прогнозирование).
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
1.валютный курс;
2. процентные ставки на денежный капитал;
3. курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
4. разнообразные методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - льготные; это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.
Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
37. Варианты фискальной политики
В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, предусматривающая:
1. увеличение гос.расходов;
2. снижение налогов;
3. сочетание этих направлений фискальной политики с учетом большего эффекта увеличения гос.расходов.
Сдерживающая фискальная политика обусловленная избыточным спросом и инфляцией, включает обратные направления:
1. уменьшение гос.расходов;
2. увеличение налогов; сочетание данных направлений.
Недискреционная фискальная политикапредполагает меньшее вмешательство государства в финансовые процессы, с акцентом на рыночное саморегулирование.
38. Характеристика внешнеэкономической деятельности и направление ее развития
Внешнеэкономическая сфера деятельностиохватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях. Значительную роль и место в этих отношениях занимают финансы.
К внешнеэкономическим связям относятся:
1. внешняя торговля;
2. иностранное инвестирование;
3. участие страны в международных финансово-кредитных организациях;
4. сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма;
5. проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.
Своеобразную деятельность представляет формирование специальных экономических зон -специально выделенных территорий с особым правовым и экономическим режимом, создаваемых с целью привлечения иностранного капитала, прогрессивных зарубежных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития региона.
Внешняя торговля включает экспорт и импорт.
Важный аспект внешнеэкономической деятельности - участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики.
Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах: кредита, официальной помощи развитию, инвестиций.
39. Формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулированияявляются:
Методы регулированиясоответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.
К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.)
Лицензирование и квотированиеэкспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Косвенные методы регулированияявляются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям К ним относятся налоги, в т.ч. таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, др.ценных бумаг и платежных средств.
40. Формирование и использование валютных ресурсов
Валютные ресурсыгосударства, негосударственного сектора формируются и используются при совершении валютных операций.
Валютные операции -это сделки, связанные с переходом права собственности на валюту, ценные бумаги, платежные инструменты в иностранной валюте, сделки между нерезидентами и резидентами в национальной валюте и с использованием ее в качестве платежного средства, ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей через границы страны.
Они подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим относятся:
- расчеты за товары и услуги (без отсрочки платежей);
- расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок не более 120 дней;
- предоставление и получение кредитов на срок не более 120 дней;
- перевод и получение дивидендов, процентов и иных доходов по депозитам, инвестициям, ссудным и иным операциям;
К операциям, связанным с движением капитала,относятся:
Инвестиции;
Оплата имущественных и иных прав на недвижимость;
Расчеты по кредитованию экспортно-импортных сделок на срок более 120 дней;
Предоставление и получение кредитов на срок более 120 дней.
Валютные ресурсы являются составной частью финансовых ресурсов и подразделяются: на централизованные (государственные) и децентрализованные (ресурсы предприятий, организаций, учреждений).
Валютные ресурсы государства формируются за счет:
- выручки от экспорта продукции, товаров и услуг государственного сектора экономики - предприятий, организаций, компаний, фирм, обществ и т.д.;
- таможенных пошлин, других таможенных платежей, уплачиваемых в иностранной валюте, при оформлении операций по перемещении товаров и грузов через таможенную границу;
- поступлений от налогов, бонусов, роялти, уплачиваемых иностранными участниками соглашений, сделок, контрактов и других операций внешнеэкономического характера;
- штрафов и пени за нарушение валютного законодательства при уплате их в иностранной валюте;
- поступлений от размещения депозитов в зарубежных банках и других финансовых организациях, а также доходы от использования имущества и активов за рубежом;
- кредитов и займов иностранных государств, банков и международных и межгосударственных финансовых организаций;
- поступлений грантов и безвозмездной помощи в валюте.
41. Понятие о финансовом рынке
Финансовый рынокпредставляет собой экономические отношения, связанные с движением денежного капитала в разных формах и ценных бумаг. Он является составной частью системы рыночных отношений и органически связан с товарными и другими рынками: земли, природных ресурсов, рабочей силы, жилья и другой недвижимости, страховыми, валютными, технологий, золота и т.д.
В экономической литературе и хозяйственной практике понятие финансового рынка принято трактовать расширительно, с включением денежного, кредитного, валютного рынков, рынка капиталов. Это обусловлено сложившейся практикой, в основном мировой, рассматривать финансы как категорию, тождественной категории денег и стоимости в целом, поскольку любой вид экономических ресурсов может опосредоваться деньгами или соответствующими ценными бумагами, другими документами, являющимися титулами собственности.
С функциональной точки зрения финансовый рынок -это система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, банков, государства.
42. Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг - часть финансового рынка, на котором продаются и покупаются разные виды ценных бумаг, выпущенных (эмитированных) хозяйствующими субъектами и государством. Функционирование этого рынка дает возможность упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, особенно инвестиционных. Это достигается многообразием фондовых инструментов данного рынка - ценных бумаг.
Существуют три модели рынка ценных бумаг в зависимости от характера финансовых посредников: небанковская, банковская и смешанная. В Казахстане используется смешанная модель, когда посредниками на рынке ценных бумаг выступают как небанковские компании, так и банки.
Рынок ценных бумаг функционирует в двух основных формах: первичный рынок,на котором происходит мобилизация капиталов посредством продажи ценных бумаг, - первичное их размещение и вторичный рынок, на котором обращаются ранее эмитированные ценные бумаги.
43. Роль и значение местного бюджета
44. Государственный бюджет РК
Государственный бюджет РК - это свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих между ними операций.
Он делится на два звена: республиканский бюджет и местные бюджеты. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет.
За счет средств государственного бюджета обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.
Государственный бюджет как финансовая категория является теоретическим выражением реально существующих производственных отношений и имеет объективный характер. Специфическое назначение этих отношений состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и национального дохода, в результате чего в распоряжение государства формируются финансовые ресурсы.
Характеристика бюджета как основного финансового плана государства заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание государственного бюджета, Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит их доходной и расходной частей.
Централизованные ресурсы государству необходимы, прежде всего, для обеспечения выполнения функций государства, финансирования потребностей расширенного воспроизводства. С помощью этих ресурсов решаются следующие задачи:
6. обеспечиваются такие функции государства как управление, укрепление обороноспособности;
7. регулируются масштабы и пропорции развития отраслей экономики;
8. обеспечивается первоочередное развитие прогрессивных видов производства;
9. осуществляется межтерриториальное распределение финансовых ресурсов;
10. содержится и развивается социальная сфера.
Государственный бюджет РК состоит из самостоятельных Республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.
Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному распределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения государственных и общегосударственных потребностей.
45. Дайте определение «финансовому рынку»
Финансовый рынокпредставляет собой экономические отношения, связанные с движением денежного капитала в разных формах и ценных бумаг. Он является составной частью системы рыночных отношений и органически связан с товарными и другими рынками: земли, природных ресурсов, рабочей силы, жилья и другой недвижимости, страховыми, валютными, технологий, золота и т.д.
С функциональной точки зрения финансовый рынок -это система рыночных отношений, обеспечивающих аккумуляцию и перераспределение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, банков, государства.
46. Дайте определение «рынку ценных бумаг»
Рынок ценных бумаг - часть финансового рынка, на котором продаются и покупаются разные виды ценных бумаг, выпущенных (эмитированных) хозяйствующими субъектами и государством. Функционирование этого рынка дает возможность упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, особенно инвестиционных. Это достигается многообразием фондовых инструментов данного рынка - ценных бумаг.
Существуют три модели рынка ценных бумаг в зависимости от характера финансовых посредников: небанковская, банковская и смешанная. В Казахстане используется смешанная модель, когда посредниками на рынке ценных бумаг выступают как небанковские компании, так и банки.
Рынок ценных бумаг функционирует в двух основных формах: первичный рынок,на котором происходит мобилизация капиталов посредством продажи ценных бумаг, - первичное их размещение и вторичный рынок, на котором обращаются ранее эмитированные ценные бумаги.
47. Назовите основные формы регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает разнообразные формы и методы. Основными формами регулированияявляются:
Методы регулированиясоответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.
К прямым относятся административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также устанавливаться государственная монополия внешнеэкономической деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.)
Лицензирование и квотированиеэкспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Косвенные методы регулированияявляются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям К ним относятся налоги, в т.ч. таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, др.ценных бумаг и платежных средств.
49. Назовите косвенные методы регулирования ВЭД
Косвенные методы регулированияявляются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям К ним относятся налоги, в т.ч. таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, др.ценных бумаг и платежных средств.
50. Виды государственного финансового регулирования экономики
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование.
Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылкамиосуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:
5. Учет действия объективных экономических законов развития общества.
6. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.
7. Наличие демократической системы выражения взглядов и предоставляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
8. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.
Процесс регулирования характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.
Типывключают: экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда) и административное.
Формыобозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование(субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Общей формой является планирование (прогнозирование).
Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.
Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:
1.валютный курс;
2. процентные ставки на денежный капитал;
3. курсы международных платежных средств и ценных бумаг;
4. разнообразные методы страхования от валютных рисков.
Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.
Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении. В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - льготные; это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможенного и социального регулирования.
Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития.
В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических схемах.
Состояние макроэкономического равновесия предполагаетсбалансирование важнейших экономических параметров, таких , как:
1. спроса и предложения;
2. товарной и денежной масс;
3. сбережений и инвестиций;
4. инфляции и безработицы;
5. производительности труда и его оплаты;
6. финансовых ресурсов и социально-экономических потребностей общества;
7. доходов и расходов государственного бюджета;
8. размеров бюджетного дефицита и источников его покрытия;