Организация казначейского исполнения Государственного бюджета Украины и разработка направлений его совершенствования
p align="left">Оплата расходов распорядителей бюджетных средств органами Госказначейства осуществляется с бюджетных счетов, открытых по балансовому счету «Средства государственного бюджета» как посредством безналичного осуществления платежей непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности, организаций, учреждений, выполнивших работу или предоставивших услуги распорядителям средств, так и помощью предоставления разрешения на получение наличных денег в учреждениях банков на цели, предусмотренные в сметах доходов и расходов распорядителей средств. Для учета бюджетных средств на уровне распорядителей средств на уровне распорядителей кредитов в операционно-контрольном управлении к каждому регистрационному счету открывается личная карточка, содержащая развернутую информацию о выделенных бюджетных средствах на оплату расходов, об израсходованных суммах и остатках. Записи в личных карточках группируются в разрезе параграфов и статей бюджетной классификации, по которым предусматривается подведение итогов на необходимую дату. Средства, выделенные на осуществление расходов, используются их распорядителями в соответствии с утвержденной сметой и бюджетными назначениями
Средства на осуществление расходов учреждений и организаций поступают в управление (отделение) Госказначейства на бюджетный счет единого казначейского счета, открытый органу Госказначейства в учреждении уполномоченного банка. По мере зачисления средств на бюджетный счет на основании полученной выписки из учреждения банка и реестров на осуществление расходов операционно-контрольное управление записывает средства, поступившие на регистрационный счет распорядителя кредитов. Выписка с этого счета с приложением первого экземпляра мемориального ордера, подтверждающего зачисление средств, выдается распорядителю кредитов.
После получения выписки с регистрационного счета распорядитель кредитов на протяжении операционного дня (с 9-13 часов) передает в орган Госказначейства, в котором открыт его регистрационный счет, необходимые расчетные документы для проведения расходов. Расчетные документы принимаются в размерах наличного остатка средств на соответствующем регистрационном счету распорядителя кредитов.
На основании предоставленных распорядителем кредитов платежных поручений, к которым прилагаются соответствующие счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные, трудовые соглашения, договора на выполнение работ, акты выполненных работ и так далее орган Госказначейства перечисляет средства за предоставленные услуги, выполненные работы непосредственно субъектам хозяйственной деятельности. Платежное поручение передается в операционно-контрольное управление в двух экземплярах, на первом из которых ставятся оттиск печати и подписи ответственных лиц учреждения. Дата платежного поручения должна соответствовать дате его фактического предоставления или дате следующего дня, если документы поступили после операционного времени. Распорядитель средств несет ответственность за правильность оформления расчетных документов. Предоставленные платежные поручения проверяются относительно правильности заполнения реквизитов и соответствия подписей и оттиска печати образцам, которые подаются распорядителями средств на специальных карточках. В случае выявления неправильного заполнения реквизитов платежного поручения оно возвращается распорядителю средств с отметкой на обратной стороне о причине возврата, заверенной подписью казначея.
Для обеспечения предварительного контроля за расходованием средств государственного бюджета документы, подтверждающие необходимость проведения оплаты счета, проверяются относительно целесообразности и эффективности расходов. При необходимости проверка проводится непосредственно на месте, для чего оформляется соответствующее решение, которое должно быть согласовано с заместителем начальника Главного управления Госказначейства или областного управления либо с начальником отдела районного (городского) органа Госказначейства.
В тех случаях, когда при проведении документальных проверок установлена возможность неэффективного использования материальных ценностей и денежных средств или неполное документальное подтверждение расходов, орган Госказначейства отказывает в оплате данного счета и возвращает его распорядителю средств. Последний уведомляется об этом в письменной форме. Отказ в оплате обязательно регистрируется в соответствующем органе Госказначейства. Подготовленные платежные поручения передаются в уполномоченный банк в виде электронных расчетных документов каналами связи в системе «клиент - банк». Если расчеты осуществляются без применения электронной системы, то документы подаются в письменном виде.
За 55 дней до начала квартала, который планируется, распорядители бюджетных средств направляют в операционно-контрольное управление органа Госказначейства, в котором им открыты регистрационные счета, кассовые заявки на получение наличных денег. Сводная кассовая заявка передается в учреждение уполномоченного банка не позднее чем за 45 дней до начала квартала по форме, установленной Национальным банком Украины.
Для оформления документов на получение зарплаты, стипендий, помощи, затрат на служебные командировки и так далее представитель распорядителя средств, уполномоченный получать денежную наличность, подает в операционно-контрольное управление доверенность на получение денежного чека. Чек выписывается на имя лица, указанного в доверенности на получение денежного чека.
На основании правильно оформленного чека уполномоченное лицо распорядителя средств получает наличность с открытого в учреждении уполномоченного банка бюджетного счета органа Госказначейства. Неиспользованная наличность возвращается непосредственно уполномоченным лицом распорядителя средств на этот же бюджетный счет по документам, форма которых установлена НБУ. При заполнении их обязательно указывается номер соответствующего регистрационного счета.
1.3 Отчетность по кассовому исполнению государственного бюджета и контроль за использованием бюджетных средств
Госказначейство составляет годовой отчет о кассовом исполнении государственного бюджета в разрезе доходов и расходов.
Годовой отчет об исполнении доходов государственного бюджета составляется согласно бюджетной классификации на основании аналитического учета, который ведется в книге доходов (форма №5_ф) и банковской ежемесячной отчетности (форма №412). Данные аналитического учета до составления отчета должны быть сверены с данными Государственной налоговой службы и финансового отдела. С введением новой бюджетной классификации с 1 января 2003 года отчет по доходам государственного бюджета составляется в разрезе следующих групп: налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операции с капиталом, официальные трансферты и государственные целевые фонды. Особенностью является то, что поступления в счет погашения займа, полученной под государственный заказ в счет возвращения бюджетного займа, предоставленной предприятиям, учреждениям и организациям, которые временно терпят финансовые трудности, отражаются в расходной части отчета со знаком минус. В отчете отражается общая сумма доходов за соответствующим кодом бюджетной классификации с учетом поступлении по взаимозачету, взаимным расчетам между бюджетами.
Отчет по расходам бюджета составляется на основании аналитического учета кассовых расходов и проверенных отчетов учреждении и организации распорядителей средств, где отображаются суммы утвержденных ассигновании по сметам, суммы полученных средств на оплату счетов и кассовые расходы учреждении, которые проводят оплату расходов через органы Госказначейства.
Вводятся следующие формы отчетности:
- «Отчет о выполнении смет учреждениям по ассигнованию из местного бюджета»;
- «Отчет о выполнении ассигновании из государственного бюджета»;
- «Отчет об использовании внебюджетных средств»;
- «Отчет о выполнении смет учреждения по бюджетным ассигнованиям»;
- «Отчет об использовании специальных средств учреждения»
Изменена месячная форма отчетности распорядителей средств в связи с введением лимитов. В новой форме отражается остаток бюджетных средств на начало года.
Качественная и своевременная отчетность дает возможность оценить исполнение государственного бюджета и является основанием для управления бюджетным процессом.
В условиях сложившейся недостаточности бюджетных средств одним из важных вопросов для правительства Украины является вопрос их эффективного использования.
Нынешняя система ежедневного выделения средств их распорядителям не отвечает приоритетам, избранным на этапе подготовки бюджета Эта система не в состоянии предотвратить возникновение задолженности и является неэффективной, поскольку предприятия и организации, осуществляющие расходы, могут иметь остатки средств на счетах в учреждениях коммерческих банков
Поэтому при внедрении казначейских функций в Украине одной из первостепенных задач является установление органами Госказначейства соответствующих процедур контроля за принятыми обязательствами и учетом выделенных средств
Предполагается, что система отчетности будет отслеживать ассигнования, обязательства и платежи распорядителей бюджетных средств ежемесячно одним из первых шагов в направлении решения вышеуказанных задач является разработка Министерством финансов Украины и Главным управлением Госказначейства Украины (при участии советников из Министерства финансов США) новой редакции Закона о бюджетной системе и бюджетных процедурах впервые в проект закона введены такие понятия, как финансовый бухгалтерский контроль, а также определена ответственность всех участников бюджетного процесса Оптимальный процесс контроля предполагается организовать следующим образом
Прежде чем брать обязательства, необходимо убедиться, что:
- предложение о расходе средств утверждено уполномоченным на это должностным лицом;
- бюджет имеет достаточную для ассигнований сумму средств;
Прежде чем осуществить платеж, необходимо убедиться, что:
- имеется законное обязательство;
- должностные лица подтвердили выполнение работ или предоставление услуг;
- предоставленные на оплату счета или другие документы по исполнению бюджета правильно заполнены;
- кредитор является действительным.
2. Анализ казначейской системы исполнения государственного бюджета
Трансформация экономики Украины к рыночным механизмам хозяйствования создала объективные условия для создания новой структуры управления государственными финансами, которые обеспечивают качественный и оперативный контроль за своевременным и полным поступлением доходов в государственный бюджет Украины, целевое и эффективное расходование бюджетных средств, прозрачность всего процесса исполнения государственного бюджета Украины.
С создания Госказначейства Украины началась реорганизация исполнения бюджетного процесса.
Правовые основы создания и деятельности органов Госказначейства Украины определены Указом Президента Украины и Положением о Госказначействе Украины, которое утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995 года №590.
Главное назначение казначейства как государственного института - обеспечение точного учета доходов и расходов государственного бюджета, централизация информации о движении бюджетных средств, осуществление предварительного контроля за их целевым и эффективным использованием, эффективное управление денежными потоками государственного бюджета Украины.
За прошедшие годы проведена значительная работа относительно формирования единой централизованной системы органов государственного казначейства, разработка методологических принципов казначейского исполнения государственного бюджета Украины, взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти, которые принимают участие в организации и осуществлении бюджетного процесса.
Главное управление Госказначейства Украины имеет региональное управление и отделения региональных управлении
Главное управление Государственного казначейства Украины
Управление Государственного казначейства в Автономной Республики Крым, областях, Киеве и Севастополе
Отделения Государственного казначейства в городах и районах
Рисунок 2.1 - Структура органов Госказначейства
Единая централизованная система органов казначейства состоит из 28 территориальных управлении Главного управления Государственного казначейства Украины - в Автономной Республики Крым, в 25 областях, Киеве и Севастополе - и более 600 районных и городских отделении территориальных управлении
Процесс формирования, становления и развития органов Государственного казначейства в Украине прошел не бесследно Представляя интересы государства, органы государственного казначейства Украины должны контролировать действия всех участников бюджетного процесса, жестоко пресекая какие-либо попытки неэффективного, а тем более не целевого использования бюджетных средств.
2.1 Казначейское исполнение доходной и расходной части государственного бюджета Украины
Доходная часть 2004 года. Общая сумма доходов государственного бюджета Украины за 2004 год составила 19935,5 млн. грн., что на 3669,4 млн. грн., или на 22,6% больше по таким показателям за предыдущий год
Увеличение поступлений осуществилось по таким источникам доходов:
- налог на добавленную стоимость - на 939,4 млн. грн., или на 12,6%
- акцизный сбор с импортных товаров - на 11,4 млн. грн., или на 5,7%;
- неналоговые поступления - на 734,6 млн. грн., или на 35,3%;
- доходы от операции с капиталом - на 378,2 млн. грн., или в 8,5%.
Рисунок 2.2 - Исполнение доходной части государственного бюджета Украины за 2003-2004 гг.
Уровень исполнения государственного бюджета за 2004 год составила 83,4% годового плана против 77,1% предыдущего года, в том числе налоговых поступлении - 88,6% по плану против 89,6% за предыдущий год, неналоговых поступлений соответственно 54,8% против 66,3% за предыдущий год. Уровень исполнения доходов от операций с капиталом в государственный бюджет за 2004 год составил 103,9% годового расчетного показателя против 4,4% за предыдущий год, поступлении в государственные целевые фонды - соответственно 115% против 69,3% за предыдущий год.
Платежи, которые относятся к доходам государственного бюджета путем взаимозачетов и вексельных расчетов составляют за 2004 год 1834,3 млн. грн., или 9,2% доходов государственного бюджета (Приложение А).
Общая сумма доходов государственного бюджета Украины за 2004 год составила 35655,7 млн. грн., что на 15673,5 млн. грн., или на 78,4% больше чем за предыдущий год, в том числе доходы общего фонда составили 28183,1 млн. грн., доходы специального - 7472,6 млн. грн. Реальные доходы государственного бюджета за отчетный период увеличился на 38,9%. При этом доходы государственного бюджета по соответствующее структуре по доходам 2004 года составил 29416,2 млн. грн., что на 9434 млн. грн., или на 47,2% больше предыдущего года Реальные доходы в 2004 году увеличились на 14,6%.
Увеличение поступлений произошло за счет таких источников доходов:
- налог на прибыль предприятий - на 4116 млн. грн., или в 3,7 раза;
- налог на добавленную стоимость - на 1028,5 млн. грн., или на 12,25;
- акцизный сбор с отечественных товаров - на 654,8 млн. грн., или на 66%;
- неналоговые поступления - на 7390 млн. грн., или в 3,6 раза;
- целевые фонды - на 2054,4 млн. грн., или на 90,3%
Уровень исполнения доходов государственного бюджета за 2004 года составил 105% плана на год против 83,6% за предыдущий год (общий фонд - 95,5%, специальный - 168,4%), в том числе налоговые поступления - 95,6% плана на год против 88,6% за предыдущий год, неналоговые поступления - соответственно 115,8% против 55,5% за 2004 год. Уровень исполнения доходов от операции с капиталом в государственный бюджет за 2004 год составил 199% плана против 103,9% за 2004 год, поступлении в целевые фонды - соответственно 131,4% против 115,1% за предыдущий год.
Удельный вес налоговых поступлении государственного бюджета в общей сумме доходов за 2004 год составил 55%, что на 5,4% меньше от запланированного показателя на год (в том числе налог на прибыль предприятий за отчетный период составил 15,8% общей суммы доходов против 18% запланированного показателя на год, удельный вес налога на добавленную стоимость составила 26,5% доходов против запланированного 29,7%, акцизный сбор - 5,9% против 5,8%). Неналоговые поступления составили 28,7% общей суммы доходов государственного бюджета, что на 2,7% превышает запланированный показатель на год. Удельный вес поступлении в целевые фонды составил 12,2% доходов, что на 2,4% превышает запланированный показатель. Официальные трансферты за отчетный период составили 4%, что на 0,2% превышает запланированный показатель.
Наблюдается такая динамика структуры доходов за отчетный период по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года: удельный вес налоговых поступлении государственного бюджета в общей сумме доходов снизился на 15,9% (в том числе налог на прибыль предприятий увеличился на 8,2%, НДС снизился на 15,6%, акцизный сбор - на 0,2%). Удельный вес неналоговых поступлении увеличился на 14,5% по сравнению с предыдущим годом, доход нот операции с капиталом уменьшился на 2%, поступления в целевые фонды увеличились на 0,8% (Приложение В).
Доходная часть 2005 года
Общая сумма доходов Украины за 2005 год составила 38906,7 млн. грн., что на 2676,8 млн. грн., или на 7,4% больше за соответствующий показатель предыдущего года, в том числе доходы общего фонда составили 28465,4 млн. грн., что на 336,4 млн. грн., или на 1,2% больше по сравнению с 2004 годом, специального - 10441,3 млн. грн., что на 2340,4 млн. грн., или на 28,9% больше за показатель 2004 года. Реальные доходы государственного бюджета за отчетный период снизились на 3,2%. При этом доходы государственного бюджета по доходам 2004 года составляли 38236,4 млн. грн., что на 4312 млн. грн., или на 12,7% больше за соответствующий показатель предыдущего года. Реальные доходы за 2004 год увеличились на 1,6%.
Увеличение поступлений осуществилось за счет таких источников:
- налог на прибыль предприятий - на 575,2 млн. грн., или на 10,3%;
- НДС - на 913,7 млн. грн., или на 9,7%;
- акцизный сбор с отечественных товаров - на 288,5 млн. грн., или на 17,5%;
- неналоговые поступления - на 2550,3 млн. грн., или на 23,5%.
Удельный вес доходной части государственного бюджета (без меж бюджетных трансфертов) в сводном бюджете за прошлый год составил 67,37 против 70,86% за предыдущий. Уровень исполнения доходов государственного бюджета за 2005 год составил 92,7% по плану против 106,7% за предыдущий год (общий фонд - 85,6% против 95,3%, специальный - 120,2% против 182,5%) в том числе налоговые поступления - 93,3% по плану на 2005 год против 95,4% за 2004 год, неналоговых 85,6% против 123% за 2004 год. Поступление доходов от операции с капиталом в государственный бюджет в 2005 году перевыполнено в 3,2 раза к плану на перевыполнено в 2 раза за 2004 год, поступления в целевые фонды - на 149,8% годового плана против 131,4% в 2004 году.
Удельный вес налоговых поступлений государственного бюджета в общей сумме доходов за 2005 год составил 56,4%, что на 0,4% больше от запланированного показателя на год. Неналоговые поступления составили 34,5% общей суммы доходов государственного бюджета, что на 2,9% меньше от запланированного показателя на год. Удельный вес поступлений в целевые фонды составил 1,1% доходов, что на 0,4% превышает запланированный показатель.
Наблюдается такая динамика структуры доходов за 2005 год по сравнению с показателем за 2004 год: удельный вес налоговых поступлении государственного бюджета в общей сумме доходов увеличился на 2,4%. Удельный вес неналоговых поступлении увеличился на 4,5% по сравнению с показателем 2004 года, доходы от операции с капиталом увеличились на 0,8%, поступления в целевые фонды снизились на 10,9%.
Значительное недовыполнение поступлений в общий фонд государственного бюджета имело место в таких источниках доходов.
Поступление налога на прибыль предприятий в 2005 году составили 95,2%, не получили 312,4 млн. грн. Основной причиной невыполнения является значительное расширение льгот по инвестированию жилья для военнослужащих, что привело к сокращению базы налогообложения, вследствие чего потери бюджета в прошлом году, по данным ГНА, составили 800 млн. грн. Против учтенных показателей государственного бюджета на 2005 год 460 млн. грн. Кроме того, на поступление этого налога негативно влияли низкий уровень уплаты налога предприятиями топливно-энергетического комплекса и значительного количества убыточных предприятий - 43% за январь - ноябрь 2005 года.
Поступление НДС за отчетный период составил 89%, не получили 1273,6 млн. грн., в том числе поступления с НДС с произведенных в Украине товаров составили 82% годового плана, не получили - 1375,9 млн. грн. Причинами не получения является списание и рассрочка долгов с налога согласно статьи 18 Закона Украины от 21 12 2004 года №2181 «О порядке погашения обязательств плательщиками налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»; неудовлетворенный уровень уплаты налога предприятиями топливно-энергетического комплекса (57%). Кроме того, сумма налога, которая подлежит возмещению, на 01.01.2005 год составила, по данным ГНА, 5,8 млрд. грн., что в 1,5 раза больше чем на 01.01.2005 года (4 млрд. грн.).
Поступление от приватизации государственного имущества в общий фонд государственного бюджета за 2005 год составили 37,4%, сумма не полученная составляет 3565,5 млн. грн. Существенной причиной является перенос сроков продажи ОАО «Укртелеком» и 12 энергораспределительных компании. Кроме того, причинами не поступления средств является дальнейшее снижение спроса на рынке ценных бумаг на акции украинских предприятий, низкая инвестиционная привлекательность предложенных к продаже пакетов акции.
Казначейское исполнение доходной части государственного бюджета имеет такие позитивные моменты:
а) территориальные органы Госказначейства, начиная с 2003 года, согласно с законами о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный год осуществляют разделение общегосударственных налогов и сборов между бюджетами. Правильное и своевременное разделение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней является одним из важных моментов бюджетного процесса. Органы казначейства во время выполнения данной функции четко придерживаются нормативов отчислении от регулирующих доходов и контролируют их правильное зачисление, тогда как банки систематически нарушали действующую финансово-бюджетную дисциплину при размещении общегосударственных налогов, сборов, и их зачисление на счета соответствующих бюджетов. Это привело к ошибочному зачислению части доходов местных бюджетов в государственный бюджет;
б) при казначейском исполнении доходной части государственного бюджета органы казначейства осуществляют постоянный контроль за своевременным исполнением банковскими учреждениями платежных поручении плательщикам относительно зачисления налогов и сборов в государственный бюджет.
Одновременно проведенный анализ показал, что, нормативно-правовая база, которая регулирует казначейское исполнение доходной части государственного бюджета, достаточной мерой не отработана. Не обращая внимания на проведение одноразовых экономических экспериментов относительно внедрения казначейского исполнения доходной части государственного бюджета, в ряде регионов Украины она несущественно отличалась от «до казначейского» варианта. Доходная часть Государственного бюджета Украины и при казначейской системе исполняется банковскими учреждениями, казначейство осуществляет только дальнейший контроль за банками, проверяя своевременность и полноту перечисленных ими платежей в государственный бюджет.
Анализ нормативных документов, которые регулируют казначейское исполнение доходной части государственного бюджета Украины, что в них есть существенные недостатки и не доработки, которые позволили разворовать средства государственного бюджета в особо великих размерах. Такая ситуация стала возможна потому, что существующий порядок казначейского исполнения доходной части бюджета не предвидит введение особенных счетов плательщикам в территориальных органах казначейства, а возмещение излишне уплаченных налогов и сборов, налога на добавленную стоимость на продукцию, которая экспортируется, осуществляется на основании выводов налоговых органов.
На сегодняшний день, с одной стороны, нет законодательной, нормативной базы, а, с другой - соответствующего программного обеспечения, которое состыковало бы три сферы - банковскую, казначейскую и налоговую. Это стало бы гарантией успешной работы казначейской системы в исполнении доходной части государственного бюджета.
Казначейское исполнение расходной части бюджета принципиально отличается от «до казначейской» системы и имеют ряд существенных преимуществ. При традиционной системе исполнения государственного бюджета Украины отсутствовала возможность осуществления предварительного контроля за использованием средств бюджета и предотвращать их не целевое, не эффективное использование, поскольку контроль финансовых потоков оканчивается сразу после перечисления получателям бюджетных средств Казначейская система прежде всего предвидит предварительный контроль за использованием бюджетных средств и имеет такие преимущества:
- возможность осуществления контроля специальных фондов бюджетных учреждении, которые раньше направлялись на финансирование дополнительных методов бюджетных учреждении (составление единой сметы доходов и расходов бюджетных учреждении);
- оплата счетов бюджетных учреждении позволяет осуществлять предварительный контроль использования бюджетных средств и положить конец их не целевому использованию;
- существенно сокращает время прохождения средств государственного бюджета в банковских учреждениях как при зачислении доходов бюджета, так и при предоставлении их конкретных получателям
Вместе с этим существующая система казначейского исполнения расходной части государственного бюджета имеет и значительные недостатки
Не обращая внимание на внедрение казначейской системы исполнения государственного бюджета, факты не эффективного и не целевого использования средств государственного бюджета Украины, которые устанавливаются контролирующими органами, не становится меньше Как показывает анализ, сумма нарушении, выявленных в процессе проверок Счетной палатой Украины, имеет тенденцию увеличения (таблица №1)
Таблица №2.1 - Нарушение финансово-бюджетной дисциплины, выявленные Счетной палатой Украины
Год
Количество проведенных проверок
Количество проверенных объектов
Выявленные нарушения
Сумма нарушении, млн. грн.
В процентах
2003
234
434
1381,2
7,5
2004
62
373
3649,2
16,6
Данные таблицы №2.1 свидетельствуют о том, что не обращая внимание на казначейское исполнение расходов государственного бюджета, среди нарушении, выявленных Счетной палатой Украины в 2004 году, более чем 50% составляет не целевое использование бюджетных средств. При этом одни и те же нарушения повторяются в одних и тех же бюджетных учреждениях их года в год, а именно:
- нарушение действующего порядка составления и исполнения единой сметы доходов и расходов, бюджетных учреждений и организаций;
- нарушение финансово-бюджетной дисциплины, которые возникли вследствие применения не денежных форм исполнения бюджета, что в общем недопустимо при казначейской системе. Следует сказать, что в последнее время количество таких нарушении значительно снизилось, однако это случилось вследствие запрета. Правительством осуществление зачетов по доходам и расходам государственного бюджета, а не через улучшение качества работы органов государственного казначейства;
- нарушения, связанные с прохождением бюджетных средств через счета коммерческих банков
Расходная часть 2004 года
Расходы государственного бюджета Украины за 2004 год составили 21903,7 млн. грн., что превышает такой же показатель за предыдущий год на 3523,9 млн. грн., или на 19,2% (Приложение Б).
Удельный вес расходной части государственного бюджета в сводном бюджете за отчетный период составил 55% против 51,86% за 2003 год.
Приоритеты в финансировании расходов определились, прежде всего, для поддержки угольной отрасли, выплаты заработной платы, стипендий, пенсий и других социальных выплат.
Расходы государственного бюджета на угольную промышленность за 2004 год увеличились по сравнению с 2003 годом на 361 млн. грн., ил на 22% и составили 2006,8 млн. грн. Уровень исполнения этих расходов по годовому плану по сравнению с предыдущим годом увеличился на 7,9% и составил 90,6%.
Расходы на образование за 2004 год выросли по сравнению с 2003 годом на 96,7 млн. грн., или на 8,5%, и составили 1230,4 млн. грн. Уровень исполнения этих расходов по годовому плану увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,7% и составил 83,1%.
Расходы на охрану здоровья за отчетный период не очень снизились по сравнению с 2003 годом - на 0,8 млн. грн., или на 0,23% и составили 350,4 млн. грн.
Однако уровень исполнения этих расходов по годовому плану по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10,5% и составил 60,4%.
Расходы на покрытие задолженностей, которые возникли в предыдущие года по заработной плате работникам бюджетных учреждении, денежного обеспечения, стипендий и других социальных выплат, за 2004 год увеличились по сравнению с предыдущим годом на 614,6 млн. грн., или в 3,7 раза, и составили 845,8 млн. грн. Эта задолженность за 2004 год уменьшилась на 168,3 млн. грн. И на 01.01.2004 года составила 428 млн. грн.
Расходы государственного бюджета на мероприятия, связанные с ликвидацией последствии Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, за 2004 год увеличились по сравнению с 2003 годом на 25,5 млн. грн., или на 1,8%, и составили 1445,5 млн. грн. Исполнение этих расходов по сравнению с предыдущим увеличилось на 28,3% и составило 82,8%.
Дотации местным бюджетам снизились с 2003 года на 107 млн. грн., или на 5%, и составили 2028,4 млн. грн. Однако, исполнение этих расходов по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13,9% и составило 99,2%.
Расходы, которые финансируются за счет резервного фонда, за 2004 год увеличились по сравнению с 2003 годом на 2,4 млн. грн., или на 1%, и составили 291,5 млн. грн., а уровень из исполнения увеличился на 1% и составил 97,2%.
Согласно Закона Украины «О Государственном бюджете на 2004 год» средства государственного бюджета в первую очередь направлялись на социальные выплаты (пенсии, стипендии, заработную плату, погашение задолженности и т.д.), удельный вес которых в общих объемах ассигновании по разным направлениям расходов не одинаков, имеет место расхождение в уровне их финансирования. Выше от среднего уровня исполнения государственного бюджета за 2004 год профинансировало такие расходы:
- государственные целевые фонды - на 106,7%;
- пополнение государственных запасов и резервов - на 95,5%;
- государственное управление - на 93,3%;
- правоохранительная деятельность и гарантия безопасности государства - на 91,3%;
- национальная оборона - 91,3%;
- социальная защита и социальное обеспечение - на 90,6%
Ниже среднего уровня исполнения государственного бюджета за 2004 год профинансированы такие расходы:
- обслуживание государственного долга - на 86,3%;
- промышленность и энергетика - на 83,4%;
- образование - на 83,1%;
- мероприятия, связанные с ликвидацией последствии Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения - на 82,8%;
- охрана здоровья - на 60,4%;
- международная деятельность - на 46%;
- культура и искусство - на 35,8%
Расходная часть 2004 года
Расходы государственного бюджета Украины за 2004 год по сравнению с 2004 годом увеличились на 12790,7 млн. грн., или на 58,3%, и составили 34738,2 млн. грн., в том числе общий фонд - 27896,9 млн. грн., специальный фонд - 6841,3 млн. грн. (Приложение Г).
Удельный вес расходной части государственного бюджета в сводном бюджете Украины выросли с 54,58% за 2004 год до 64,13% в 2004 году.
Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение в 2004 году выросли по сравнению с 2004 годом на 1689,2 млн. грн., или в 1,9 раза, и составили 3669,9 млн. грн. Уровень исполнения этих расходов увеличился по сравнению с 2004 годом с 89,6 до 97,3%, а уровень исполнения этих расходов по общему фонду составил 96,7%. В том числе средства, что передаются на выплату пенсии и помощи, увеличился по сравнению с2004 годом на 1048,9 млн. грн., или в 2,4 раза, и составил 1776,3 млн. грн.
В полном объеме профинансированы:
пенсии военнослужащим и лицам командующего и рядового состава органов внутренних дел;
средства бюджета, которые передаются в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;
социальные программы в отрасли семьи, женщин, молодежи и детей
Расходы на образование за отчетный период увеличились по сравнению с 2004 годом на 1448,1 млн. грн., или в 2 раза, и составили 2679 млн. грн. Уровень исполнения этих расходов увеличился по сравнению с 2004 годом с 84,3 до 92,7%, а уровень исполнения этих расходов по общему фонду составил 97,3%. Расходы на охрану здоровья в 2004 году по сравнению с 2004 годом на 351,3 млн. грн., или в 2 раза, и составили 710,3 млн. грн. Уровень исполнения этих расходов увеличился по сравнению с 2004 годом с 61,8 до 91,1%, а уровень исполнения этих расходов по общему фонду составил 93,9%. Расходы на покрытие задолженностей, которые возникли в предыдущие года по заработной плате работникам бюджетных учреждении, денежного обеспечения, стипендии и других социальных выплат в 2004 году составили 157,4 млн. грн., или 98,8% годового плана. За 2004 год эти расходы составили 845,8 млн. грн., 79,7% годового плана. Задолженность по социальным выплатам в государственном бюджете составила на 01.01.2005 год 1191,5 млн. грн. И по сравнению с началом года снизилась на 1265,5 млн. грн., или на 51,5%.