Рефераты

Налоговые проверки и производство по делу о налоговом правонарушении

p align="left">копии документов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки. Указанные копии должны быть заверены подписью руководителя организации с приложением печати этой организации с указанием даты заверения,

подлинники указанных выше документов, в случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов, и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники могут быть уничтожены, исправлены или заменены. При их изъятии с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются.

Выемка оформляется протоколом, составленным в соответствии судебные органы ст. 99 НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки. Фактически данное требование увеличивает срок проверки еще на два месяца.

«4» Составление необходимой документации при проведении ВНП.

4.1. Порядок составления акта выездной

налоговой проверки Приложение №5 «Акт выездной налоговой проверки»..

1.1. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

1.2. В акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

1.3. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

1.4. В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

1.5. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

1.6. В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

1.7. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в соответствии с пунктом 3 статьи 32 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

1.8. Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

1.9. Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

1.10. Вводная часть акта выездной налоговой проверки (общие положения).

1.10.1. Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве (в случае проведения проверки филиала или представительства организации - налогоплательщика).

1.10.2. Вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать:

номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя. В случае проведения проверки филиала или представительства организации - налогоплательщика помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование проверяемого филиала или представительства;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В случае проведения проверки филиала или представительства организации - налогоплательщика помимо ИНН организации - налогоплательщика указывается код причины постановки на учет;

наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);

дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;

фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при наличии). В случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов налоговой полиции во вводной части акта указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа налоговой полиции, который они представляют;

дату и номер решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

период, за который проведена проверка;

даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В случае, если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена.

Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке;

фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (ее филиала или представительства) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

адрес места нахождения организации (ее филиала или представительства) или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности в случае осуществления организацией (ее филиалом или представительством) или индивидуальным предпринимателем своей деятельности не по месту государственной регистрации организации или постоянному месту жительства индивидуального предпринимателя;

сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

сведения о фактически осуществляемых организацией (ее филиалом или представительством) (индивидуальным предпринимателем) видах финансово - хозяйственной деятельности, в т.ч. о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;

сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом. В случае неполного представления налогоплательщиком необходимых для проверки документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего проверку, приводится перечень не предоставленных документов;

сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;

иные необходимые сведения.

1.11. Описательная часть акта выездной налоговой проверки

1.11.1. Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки применительно к порядку, установленному подпунктом 1.11.2 настоящей Инструкции.

1.11.2. Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:

а) Объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;

оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;

ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием, в случае необходимости, бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком;

ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

б) Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе: сведений о не представленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полноте отражения финансово - хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения и т.д.

В случае, если до момента, когда налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, он внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной налоговой проверки. При этом в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени.

в) Четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета.

г) Системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов), на неуплату (неполную уплату) которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов.

Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы Налогового кодекса Российской Федерации или иных нормативных правовых актов, нарушенные налогоплательщиком, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

1.11.3. Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:

сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по видам налогов (сборов) и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;

предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением расчета пени), приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным законодательством порядком и т.д.);

выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового(ых) правонарушения(й). Данные выводы должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

1.12. Приложения к акту выездной налоговой проверки.

К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:

решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного решения). В случае проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, к акту выездной налоговой проверки прилагается постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику (его представителю), прилагается копия указанного постановления);

копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов;

уточненные расчеты по видам налогов (сборов), составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим(и), руководителем организации или индивидуальным предпринимателем или их представителями;

акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была произведена инвентаризация);

материалы встречных проверок (в случае их проведения);

заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);

протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));

справка о проведенной проверке, составленная проверяющими по окончании проверки.

К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:

копии (в случаях производства выемки у налогоплательщика документов - подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;

справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;

справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации (его представителем);

справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН / код причины постановки на учет), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим(и) и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;

иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения по результатам проверки.

4.2. Порядок подготовки справки о проведенной

выездной налоговой проверке, подписания, вручения,

регистрации и рассмотрения акта проверки.

2.1. Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

2.2. Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом требований, содержащихся в разделе 1 настоящей Инструкции.

Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: "Экземпляр акта с... (указывается количество приложений) приложениями на __ листах получил" за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.

В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись:

"_________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности,

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

(Ф.И.О. их представителей))

от получения настоящего акта уклонился", заверенная подписью

проверяющего с указанием соответствующей даты.

Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику (его представителю).

2.3. При отказе руководителя организации - налогоплательщика или индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта руководителем проверяющей группы (проверяющим) на последней странице акта производится запись:

"_________________________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя организации с указанием его должности,

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

(Ф.И.О. их представителей))

от подписи акта отказался", заверенная подписью указанного лица.

2.4. До вручения налогоплательщику (его представителю) акт налоговой проверки подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

2.5. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения подписанного проверяющими акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок, не превышающий двух недель со дня получения акта проверки, передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

2.6. По истечении двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 3, настоящей главы.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

4.3. Порядок вынесения решения по результатам

рассмотрения материалов проверки.

3.1. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом налогового органа.

По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

3.2. Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть решения должна содержать: номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилия, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет.

В описательной части решения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть решения должна содержать: ссылку на статью 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов); указания на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 4 к настоящей Инструкции.

3.3. Решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

во вводной части - данные, аналогичные указанным в абзаце втором пункта 3.2 настоящей Инструкции;

в описательной части: изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в резолютивной части: решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения статьи 109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет, суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов), предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов (сборов)).

Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 5 к настоящей Инструкции.

3.4. При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное решение должно содержать:

во вводной части - данные, аналогичные указанным в абзаце втором пункта 3.2 настоящей Инструкции;

в описательной части - изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

в резолютивной части - решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.

Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 6 к настоящей Инструкции.

3.5. В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение и (или) требование налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, решение и (или) требование отправляется(ются) по почте заказным письмом и считается(ются) полученным(ми) по истечении шести дней после его (их) отправки.

3.6. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

«5» Производство по делу о налоговом правонарушении, и проблемы, возникающие при этом.

5.1. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершённом налогоплательщиком.

В соответствии с п. 7 ст. 21 и п. 5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок направить разногласия
(возражения) по акту проверки. При этом налогоплательщик вправе приложить к своим
возражениям или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

После этого руководитель (его заместитель) налогового органа в течение 14 дней должен рассмотреть акт налоговой проверки, а также возражения и документы, предоставленные налогоплательщиком. При этом должны быть приглашены должностные лица организации или индивидуальный предприниматель, или их представители. Если налогоплательщик, проигнорировав извещение, не явился, то все материалы проверки рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение

налогового правонарушения;

о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Форма и порядок вынесения решения регулируются ст. 101 ПК РФ и инструкцией МНС РФ от 31.03.99 № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов».

Несоблюдение требований к форме и порядку составления и вручения налогоплательщику решения налогового органа согласно п. 6 ст. 101 ПК. РФ является основанием для его отмены вышестоящим налоговым органом или признания его недействительным судом.

Решение должно содержать:

обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они

установлены проведенной проверкой;

документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту;

результаты проверки этих доводов;

решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения налогоплательщиком либо его представителем. Если вручить решение налогоплательщику невозможно, то оно направляется ему по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

В соответствии со ст. 70 Кодекса в десятидневный срок с даты вынесения решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога и пени.

В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной ч. 1 НК РФ.

5.2. Порядок производства по делу о нарушениях

законодательства о налогах и сборах, совершенных

лицами, не являющимися налогоплательщиками,

плательщиками сбора или налоговыми агентами.

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции.

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица налогового органа, обнаружившего указанные факты, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

При подготовке настоящего акта должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной налоговой проверки.

3. К акту прилагаются копии документов (при их наличии), подтверждающих отраженные в акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, расчеты сумм пени, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения акта.

4. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день начиная с даты его отправки.

5. До вручения лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, акт подлежит регистрации в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

6. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также выводами и предложениями проверяющих лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

7. По истечении срока, указанного в пункте 4.6 настоящей Инструкции, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.

В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки должны рассматриваться в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие.

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 8 к настоящей Инструкции;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 9 к настоящей Инструкции;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Примерная форма указанного решения приведена в приложении N 6 к настоящей Инструкции.

Перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов его проект визируется юристом налогового органа.

9. В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного нарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности.

10. Требования к содержанию решения об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля аналогичны требованиям, изложенным соответственно в пунктах 3.3 и 3.4 настоящей Инструкции.

11. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней.

12. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения данным лицом либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом.

13. В случае, если лицо, нарушившее законодательство о налогах и сборах, отказалось добровольно уплатить сумму санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица санкции, установленной частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, за совершение данного правонарушения.

5.3. Проблемы и трудности, возникающие во время и после проведения налоговых проверок.

Ни для кого не секрет что предприятия делятся на те, которые своевременно платят все текущие платежи и те, у которых по ряду причин возникает задолженность. Задолженность может возникнуть по разным статьям - это и по заработной плате, и
кредиторам, и в бюджет, и т.д. Меры принимаемые налоговыми органами в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, относятся к взысканию задолженности во все уровни бюджета и внебюджетные фонды. В соответствии со ст.45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога и сбора возлагается на налогоплательщика. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
является основанием для применения принудительных мер по взысканию образовавшейся задолженности юридического лица. На момент выявления задолженности налоговый орган направляет требование об уплате задолженности согласно ст.69 Налогового Кодекса. В данном требовании указывается :

дата выставленного документа

срок уплаты

- размер пеней ,начисленных на момент направления требование

- срок исполнения данного требования

- последующие меры ,которые применяются по взысканию налога(сбора) в случае неисполнения требования налогоплательщиком. При возникновении спорных вопросов по суммам, выставленным в требованиях налогоплательщик обязан в кратчайший срок провести сверку. В случае необходимости представить документы подтверждающие отсутствие возникшей задолженности. Неисполнение налогоплательщиком в указанный срок выставленного требования ,налоговый орган
согласно ст.46 НК РФ взыскивает данную задолженность за счет денежных средств,
находящихся на счетах налогоплательщика. В соответствии со ст. 46 НК РФ налоговый орган выносит решение о взыскании денежных средств. Данное решение доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения. Согласно той же ст. 46 НК РФ налоговый орган выставляет инкассовые поручения на счета, имеющиеся у налогоплательщика в кредитных организациях.

Взыскание может производится с расчетных, текущих, валютных счетов. По истечению депозитного договора взыскание производится и с депозитного счета.

Одновременно с выставлением ИП для обеспечения исполнения решения о взыскании
денежных средств применяется ст.76 НК РФ - это приостановление операций по счетам. Приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций. ??? Значит ли это, что счет в банке закрыт????? Ответ: Нет , данный счет не является закрытым. На него налагается арест , т.е. (хочу повториться) приостановлены только расходные операции , поступление денежных средств на данный счет кредитная организация проводит. Отмечу так же ,что Решение о приостановление операций по счетам не распространяется на платежи 1 и 2 очереди , очередность которых в соответствии с Гражданским Законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Копия решения направляется руководителю или вручается под расписку представителю данного юридического лица. При дальнейшем неисполнении налоговых обязательств налоговый орган взыскивает недоимку за счет иного имущества согласно ст.47,77 НК РФ. В соответствии со ст.77 НК РФ арест имущества производится налоговым органом с утвержденной санкцией прокурора. Арест применяется только для обеспечения взыскания налога. Решение о наложении ареста на имущество принимается руководителем налогового органа. При аресте составляется протокол об аресте имущества. В протоколе или в приложенной описи перечисляется арестованное имущество. Отчуждение, растрата или сокрытие арестованного имущества не допускается Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения налоговой службой. Согласно ст.47 НК РФ руководитель налогового органа выносит решение и в течении 3 дней направляет постановление о взыскании налога в Службу Судебных Приставов для исполнения в порядке , предусмотренном Федеральным законом. Исполнение данного постановления производится в двухмесячный срок со дня поступления данного постановления.

Некоторые ранее не раскрытые вопросы проведения налоговых проверок и привлечения налогоплательщика к ответственности.

В соответствии с пунктом 2.8. Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного приказом МНС России № ВГ-3-10/265 и Минюста России № 215 (зарегистрирован в Минюсте РФ (8.08.2000 №2362), в случае изменения суммы задолженности организаций налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.

Учитывая изложенное, в случае уменьшения суммы недоимки по налогу, числящейся ;за налогоплательщиком, в результате полного или частичного исполнения банком, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения налогового органа на списанную со счета сумму уменьшается сумма налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика судебным приставом исполнителем и, соответственно, предположения арбитражных судов относительно возможности двойного принудительного взыскания налога с налогоплательщика являются необоснованными. Кроме того, в настоящее время Минюстом России разработан и находится на согласовании в МНС России проект Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органди и служб судебных приставов территориальных органов Минюста России по принудительному исполнению постановлений налоговых органов, в соответствии с которым, судебный пристав -- исполнитель не вправе требовать от налогового органа прекращений взыскания недоимки и пени со счетов организации - должника в банках.

Вопрос: На какую дату следует учитывать переплату по налоговым платежам при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 122 НК РФ?

Ответ. В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС
Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счёт иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолжности.

Если же у налогоплательщика имеется переплата налога , он может быть освобождён от ответственности по статье 122 НК РФ только при условиях статьи 81 НК РФ:

- заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения в декларации сведений, а, равно, ошибок, приводящих к занижению сумм налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки.

- а также при условии уплаты недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней до подачи такого заявления.

вопрос: В соответствии со статьёй 122 неуплата сумм налогов в результате занижения НБ, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий, (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. В связи с отсутствием в статье определения «других неправомерных , действий (бездействия)» правомерно ли применение указанного штрафа к недоимке па налогам, в случае её непогашения при наличии денежных средств на счетах в банках или в кассе налогоплательщика.

Ответ. Предусмотренные в статье 122 НК РФ другие неправомерные действия (бездействие) - это любые действия (бездействие), не связанные с исчислением налога, которые повлекли неуплату или неполную уплату сумм налогов, в том числе бездействие налогоплательщика при наличии денежных средств на счетах в банках или в кассе налогоплательщика.

«6» Арбитражная практика.

Здесь хочется привести пример из реальной арбитражной практики ИМНС РФ по одному из районов г. Н. Новгорода. В связи с тем, что приведённые ниже данные имеют гриф «ДСП», я не буду раскрывать всю сущность этого дела, а лишь обращу ваше внимание на предмет иска, и заполнение документов. Так же мне пришлось изменить суммовые значения представленных документов.

Итак, приступим к детальному рассмотрению дела. Районная ИМНС, руководствуясь ст. 22 АПК и ст. 104 НК РФ, обращается с исковым заявлением Приложение №6 «Исковое заявление». в Арбитражный суд г. Нижнего Новгорода. В верхней части иска мы видим атрибуты истца и, собственно, судебного органа. Ниже раскрывается суть спора: ИМНС привлекло к ответственности некоторое ООО, нарушения которого (как и расчёт суммы санкций) мы можем видеть далее в заявлении. ИМНС через суд требует уплатить определённую сумму денежных средств, которую ООО видимо уплачивать не спешит. Ещё ниже перечислены документы, которые ИМНС приложила к данному иску. Вот на этом этапе очень многое зависит от самого истца. Ведь сейчас в большинстве фирм работают достаточно компетентные специалисты, и в суде они могут предъявить расчёты, отличные от расчётов налоговых органов, но на первый взгляд достаточно объективные. В таком случае работникам ИМНС приходиться, если так можно сказать, соревноваться с «частниками», более тщательно готовиться, более подробно производить расчёты и т. п. Я бы сказал, успех зависит да же не столько от компетенции, сколько от терпения сторон.

Второй этап начинается с Определения суда о принятии дела к производству Приложение №7 «Определение суда о принятии дела к производству».. В этом Определении говорится, что дело принято к производству, то есть истец, по крайней мере, организационные этапы осуществил правильно. Кроме того, этим Определением суд обязывает ответчика представить Отзыв на исковое заявление и обеспечить явку своего представителя в суд.

И вот, собственно, сам процесс. Нам да же интересен не он, а результат. И так, что мы видим? Суд вынес решение по делу Приложение №8 «Решение по делу».: сразу обращаем внимание на интересный факт, ответчик не явился на заседание и не предъявил отзыв на Определение суда, которое возвратилось со справкой почты: «адресат не значится». Но адрес, по которому направлялось Определение был подтверждён отделом регистрации Нижегородской регистрационной палаты, следовательно ответчик считается извещённым и спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Читаем дальше: ИМНС вынес решение о наложении штрафа, ответчик не оспорил, но и не уплатил. Решение ИМНС полностью законно, следовательно придётся ООО раскошелиться. Кроме того, в процессе рассмотрения обнаружились ещё нарушения со стороны ответчика, в итоге окончательная сумма штрафных санкций увеличилась по сравнению с указанной в исковом заявлении. Триумф налоговых органов? Да нет вот. Сумма - то мизерная, а будь она хотя бы на 2-3 порядка выше, ситуация могла бы очень измениться. И ответчик бы пришёл в суд, и, возможно, решение было бы другое (а что делать? Судьи то же не безгрешны).

А вот закончить мне хотелось бы цитатой всё того же Геннадия Букаева: «Я…. восхищаюсь интеллектом налогоплательщика. Он в России умный, талантливый. Он ставит планку, до которой нам (налоговым органам - авт.) приходится тянуться». Вот только когда высоту будут заказывать налоговые органы, а налогоплательщики её преодолевать30

30

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты