Рефераты

Налоговые проверки и производство по делу о налоговом правонарушении

Налоговые проверки и производство по делу о налоговом правонарушении

28

28

«1» Введение.

Данная работа посвящена одному из самых сложных и ответственных направлений деятельности налоговых органов - проведению налоговых проверок. Налоговые проверки (в дальнейшем НП) представляют собой, если так можно выразиться, способ достижения поставленных перед налоговыми органами задач. Ведь главная задача налоговых органов, это осуществление контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства РФ.

Кроме того, в моей курсовой работе я попытался охарактеризовать некоторые наиболее важные проблемы, возникающие как при подготовке и проведении НП, так и в других сферах деятельности налоговых органов. Конечно, проблемы в различных подразделениях МНС РФ отличаются. На это оказывает влияние множество факторов, останавливаться на них сейчас, считаю, не имеет смысла, я лишь ниже постараюсь привести некоторые примеры. Но, несомненно, существуют и типовые проблемы, которые присутствуют во всей системе МНС РФ, существенно снижая эффективность работы налоговых органов.

Все же, принимая во внимание тему моей работы, основной упор я сделаю на проблемы, возникающие при проведении НП, ну и подробно расскажу как, собственно говоря, это всё происходит.

Второй раздел данной работы посвящён камеральным проверкам (в дальнейшем КНП). Здесь достаточно подробно рассказывается обо всех этапах КНП, действиях, которые осуществляются при её проведении, необходимой документации, нарушениях и проблемах.

В третьем разделе раскрывается сущность выездных налоговых проверок (в дальнейшем ВНП). Порядок их проведения, изъятия документов и т.п.

Следующий раздел целиком и полностью посвящён составлению необходимой документации при проведении ВНП и решениям, принимаемым по их результатам.

Раздел пятый: производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве, так же некоторые неохваченные вопросы и проблемы налоговых проверок.

В шестом разделе коротко о реальном судебном разбирательстве, которое даёт чуть больше понимания проблем налоговых органов.

Предпоследняя глава - это общие формы некоторых необходимых документов.

А в последней части, собственно, то, с чего я это всё взял - список литературы.

Итак…

«2» Организация и методика проведения камеральной проверки.

2.1. Проверка полноты документов и достоверности налоговой отчётности.

На стадии принятия налоговой отчетности все представленные в ее составе документы Приложение№1 «Пример налоговой декларации» стр. 34. подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:

полнота представления налоговой отчетности. На данной стадии работник налогового органа устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков. При этом лицо, принимающее налоговую отчетность, не вправе отказать в ее принятии по причине отсутствия в составе этой отчетности какого-либо предусмотренного действующими законодательными и иными нормативными актами документа. Здесь может возникнуть следующие трудности: налогоплательщики приносят налоговую отчётность не вовремя, не в полном составе, бывает приносят лишнюю, ненужную документацию. А бывает, что «по знакомству» передают лишь часть документов, а остальные обещают донести позже. Всё это, конечно, вызывает путаницу и неразбериху, недовольство руководителей налоговых органов, нервозность подчинённых и, как следствие, снижение эффективности работы;

наличие полного наименования (Ф.И.О.) налогоплательщика, идентификационного номера налогоплательщика, периода, за который составлена отчетность, подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации - налогоплательщика), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов. В случае отсутствия оснований для заполнения какого-либо реквизита в соответствующей строке (графе) бланка налоговой отчетности должен быть поставлен прочерк либо на этом бланке должна быть сделана запись об отсутствии оснований для заполнения данных строк (граф), заверенная подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика). Проблема, в общем- то одна: НЕналичие какого-то из вышеперечисленных требований или НЕправильное заполнение налоговой отчетности. Одна из причин этого, по словам министра РФ по налогам и сборам Геннадия Букаева, кроется в несовершенном и часто меняющемся налоговом законодательстве, ведь с 1999 года в России «действовало порядка тридцати наспех принятых разномастных законов», и только сейчас МНС пытается упорядочить их. Это, несомненно, уменьшает квалифицированность налогоплательщиков;

четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствие символов, неподдающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленном порядке исправлений, записей карандашом и т.п. Здесь может получиться следующее: налогоплательщики сдают отчётность, как правило, в последний момент: торопятся, ошибаются, исправляют, что-то забывают. Как следствие, лишняя нагрузка и на них самих и на проверяющих. Ведь гораздо быстрее работается с понятным и простым написанием, нежели с «врачебным» почерком. Кроме того, некоторые нынешние налогоплательщики и русским языком-то владеют «на уровне».

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятии налоговых декларации.

* Обязанность налогоплательщика по представлению налоговым органам
документов налоговой отчетности не может считаться исполненной при наличии, как минимум, одного из нижеприведенных оснований, не позволяющих идентифицировать представленный документ, как документ отчетности:

а) отсутствие в представленном документе какого-либо из обязательных реквизитов,
предусмотренных нормативными правовыми актами для подобного рода документов;

б) нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом;

в) наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя организации-налогоплательщика) исправлений;

г) составление отчетности на иных языках, кроме русского. При выявлении таких фактов налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о неисполнении им вышеназванной обязанности, а также о применении к налогоплательщику, в случае непредставления им документов налоговой отчетности по установленной для подобного рода документов форме в установленный законодательством о налогах и сборах срок, мер ответственности, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

На каждом документе принятой налоговой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика (его представителя) на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган проставляет указанные выше реквизиты.

Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия налоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие, и передается в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок. Регистрация принятой налоговой отчетности осуществляется с использованием средств компьютерной обработки (В частности, в ИМНС Приокского р-на г. Н. Новгорода такую функцию осуществляет отдел АИС). В случае отсутствия у налогового органа технических возможностей для автоматизации процесса регистрации принятой налоговой отчетности, форма ее регистрации определяется налоговым органом самостоятельно.

Работникам отделов, ответственных за проведение камеральных налоговых проверок, не позднее рабочего дня, следующего за днём получения налоговой отчетности, формируются в двух экземплярах реестры в разрезе налогов, с указанием даты принятия налоговой отчетности, даты составления и передачи реестров в отдел учет и отчетности. Указанные реестры передаются в отдел учета и отчетности вместе с налоговыми декларациями для проведения соответствующих начислений сумм налогов по данным налогоплательщика. После проведения соответствующих начислений в лицевых счетах налогоплательщиков, реестры вместе с налоговыми декларациями возвращаются под расписку с указанием даты возврата в Отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, для проведения камеральной проверки.

Не позднее шести рабочих дней с момента-истечения срока представления в налоговый орган налоговой отчетности, отделы, ответственные за проведение камеральных проверок, должны осуществить сверку списка стоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять документы налоговой отчетности к соответствующему сроку, с данными о ее фактическом представлении. По результатам указанной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств, связанных с нарушением срока представления налоговых деклараций или иных документов, работники отделов, ответственных за проведение камеральных проверок, составляют проекты постановлений о применении к налогоплательщику, виновному в нарушении установленного срока представления налоговой отчетности, мер ответственности, предусмотренных нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а также протоколы об административном правонарушении; и проекты постановлений о применении мер административной ответственности к виновным лицам. При этом, налоговый орган в соответствии с предоставленным ему согласно статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом может вызывать на основании письменного уведомления в налоговый орган должностное лицо организации налогоплательщика или индивидуального предпринимателя для дачи пояснений по обстоятельствам, имеющим значение для принятия решения в связи с указанным налоговым правонарушением.

Основанием для неприменения мер ответственности за совершение налогового правонарушения или уменьшения размера штрафа могут являться обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика или смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно статьям 111 и 112 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует заметить, что проблемы и трудности возникают у налоговых органов не только по вине налогоплательщика, но и по их собственной. Что же это за причины? Они весьма банальные: не заметил, перепутал, здесь забыл то, там не сделал это, не записал, не сверил, печать не поставил. В общем, налоговики то же люди, и ошибаются не меньше других. Вопрос: почему? Ответ то же до боли банален:

а) смешная зарплата.

б) как следствие, нехватка и молодых перспективных, и «старых» опытных кадров (Первые не приходят, вторых перекупают ком. Учреждения).

в) огромный объём работы на налоговиков.

г) ну и, конечно, ошибки, недогляды могут совершаться и за ради презентов и разного рода услуг от налогоплательщиков.

2.2. Порядок проведения камеральных проверок налоговой отчётности.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами камеральной проверки являются:

а) проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

в) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

г) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

д) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

е) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; с; точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из других источников. Конкретные формы и методы камерального анализа налоговой отчетности, его объем определяются налоговыми органами самостоятельно исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, содержащейся в налоговой отчетности, знаний и опыта работников налогового органа, осуществляющих камеральные проверки, а также с обязательным учетом Обложений раздела 3 «Использование результатов камеральной проверки бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов при планировании документальных проверок» и приложения № 8 «Методические рекомендации по проведению камерального анализа бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов в целях рационального отбора налогоплательщиков для документальных проверок» Регламента планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, утвержденного Руководителем Госналогслужбы России, 27 марта 1997 г. (доведен до налоговых органов письмом Госналогслужбы России 28 марта 1997 г. № 6-1б/251дсп).

Периодичность, проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления в налоговый орган налоговой отчетности. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федераций истребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица) дополнительные, сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Производить истребование этой информации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм, причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующих назначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтверждения наличия у налогоплательщика права на возмещение ему из бюджета сумм косвенных налогов, применение льготных ставок по налогам, предоставление заявленных льгот по налогам и т.д.), а также в случаях, когда выездная налоговая проверка не может быть назначена в связи с ограничениями, установленными частью третьей статьи 87 и частью второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную статьями 126, 127 Налогового кодекса Российской Федерации.

2.3. Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.

* В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной (излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения данной проверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы "по данным налоговой инспекции", строки "отметки и замечания инспектора (экономиста)" или иных граф (строк), специально предусмотренных в налоговых декларациях для отметок о выявленных нарушениях порядка их составления. В случае отсутствия в форме налоговой декларации аналогичных граф (строк) замечания работника налогового органа отражаются на последнем листе данной декларации. Указанные замечания должны содержать перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в результате проверки. В случае непринятия налоговым органом налоговых льгот, заявленных налогоплательщиком, работником налогового органа производится запись о причинах непринятия этих льгот (отсутствие специального расчета по льготам, несоответствие заявленной льготы действующему законодательству и т.д.).

* Проверенная налоговая декларация подписывается работником налогового органа, проводившим данную проверку, с указанием даты ее проведения. В случае, если форма налоговой декларации предусматривает реквизит подписи руководителя налогового органа, данная декларация передается на подпись руководителю. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; то об этом не позднее, трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.

* Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, то, при наличии оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

В случае, если по результатам камеральной проверки налоговых деклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собой занижение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работниками отделов, ответственных за проведение камеральных налоговых проверок, формируются в двух экземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднее следующего рабочего дня после проведения, камеральной проверки передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанных сумм, в лицевых счетах налогоплательщиков, реестры с указанием даты возврата и налоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетности о проведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков. Если проведенной камеральной проверкой выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и при этом факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует подтверждения при выездной налоговой проверке (например, необоснованно заявленная льгота, неправильно примененная ставка) в десятидневный срок со дня проведения камеральной проверки руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Налогоплательщик, сделавший заявление о дополнении и изменении в налоговую декларацию в соответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, и уплативший в бюджет недостающую сумму налога и пени (в случае, если указанное Заявление сделано после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога), освобождается от ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации.

В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных проверок указываются: обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений; Виды налоговых правонарушений и размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Форма постановления приведена в приложении к настоящему Регламенту. По принятым постановлениям о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения работниками отделов, ответственных за проведение камеральных налоговых проверок, формируются в двух Экземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями и указанными выше постановлениями не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления, передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов, доначисленных по результатам камеральной проверки и сумм налоговых санкций. После проведения указанных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков, реестры с указанием даты возврата, налоговые декларации и постановления с отметкой отдела учета и отчетности о проведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков.

В десятидневный срок с даты вынесения соответствующего постановления направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений по форме, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 07.09.98 №БФ-3-10/228.

Настоящее требование и копия постановления налогового органа вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком (его представителем).

В случае, если в результате умышленных действий налогоплательщика (его

представителя) требование и (или) копия решения налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученным налогоплательщиком (его представителем) по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

«3» Организация и методика проведения ВНП.

3.1. Общие правила проведения ВНП.

Под выездной налоговой проверкой понимается проверка полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами, проводимая по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств.

При осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов руководствуясь Конституцией РФ, НК РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов указанных правонарушений. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем 3 календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Согласно ст. 89 НК выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями на основании решения руководителя налогового
органа. Выездная налоговая проверка поводится не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может продолжаться более 2 месяцев (в исключительных случаях до 3 месяцев).

3.2. Действия, которые могут производить налоговые органы в процессе проведения ВНП.

инвентаризация налоговым органом имущества налогоплательщика (порядок ее проведения регулируется приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.06.99 № 1804);

осмотр налоговым органом производственных, складских и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора осуществляется только при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. В противном случае налогоплательщик имеет право не допускать на свою территорию должностных лиц налогового органа. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов влечет за собой применение ответственности, предусмотренной ст. 124 НК РФ, -- штраф в размере 5000 руб. Осмотр помещения, территорий, документов, предметов должностным лицом налогового органа согласно ст. 92 НК РФ может производиться только в рамках выездной налоговой проверки в результате ранее произведенных действии по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр должен производиться в присутствии понятых. В соответствии со ст. 98 НК РФ понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Не могут быть понятыми должностные лица налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. О производстве осмотра должен быть составлен протокол;

* истребование документов согласно ст. 93 НК РФ.

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), (см. текст в предыдущей редакции). Лицо, которому адресовано требование о представлении документов Приложение №2 «Требование о предоставлении документов»., обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

2. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

* выемка документов и предметов согласно ст. 94 НК РФ.

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления Приложение №3 «Постановление о производстве выемки документов» должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол Приложение №4 «Протокол выемки документов». с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

8. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

* экспертиза в соответствии со ст. 95 НК РФ проводится в случае, если для решения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, а которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от
своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту знакомиться с заключением эксперта. Если заключение эксперта недостаточно ясно или не содержит ответов на все поставленные вопросы, то может быть назначена повторная или дополнительная экспертиза. Порядок оплаты работы эксперта регулируется постановлением Правительства РФ от 16.03.99 № 298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действии по осуществлению налогового контроля».

Кроме того, к участию в проверке могут быть привлечены свидетели Кроме того, должны быть составлены следующие документы:

1) протокол осмотра,

2) Договор о предоставлении экспертных услуг,

3) Постановление о назначении экспертизы и т.д.

Но за неимением достаточного места, я не буду представлять их в данной работе.

, т. е. физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

а) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля,

б) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, адвокат, аудитор). По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

3.3. Начало выездной налоговой проверки.

После прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации или индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, постановления руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки под расписку. В случае воспрепятствования доступу должностных лиц налогового органа для проведения ВНП на используемое для осуществления предпринимательской деятельности территорию или помещение налогоплательщика, руководителем проверяющей группы составляется акт, в котором фиксируется обстоятельства, связанные с воспрепятствованием доступу на территорию или помещение налогоплательщика. Акт подписывается налогоплательщиком, при отказе налогоплательщика в нем делается соответствующая пометка. Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 124 НК РФ. Непосредственному проведению учетной документации налогоплательщика, должно предшествовать собеседование проверяющих с индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным бухгалтером и иными должностными лицами проверяемой организации. Целью проведения указанного собеседования является получение информации о финансово хозяйственной деятельности налогоплательщика, ознакомление налогоплательщика с его правами и обязанностями в период проведения выездной налоговой проверки. В процессе проведения собеседования с налогоплательщиком проверяющие производят истребование необходимых для проверки документов, которые оформляются в виде перечня необходимых документов за подписью руководителя проверяющей группы. За отказ или не предоставление документов в 5-ти дневный срок НК РФ установил ответственность ст. 127.

3.4. Порядок проведения проверки учетной документации налогоплательщика.

В ходе налоговой проверки проверяющими исследуются документы, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды.

Объекты проверки: устав организации, учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, накладные на отпуск ТМЦ, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения хозяйственных операций,
учетные регистры (главная книга, журналы - ордера, ведомости и другие).

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются исходя из:

особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского учета, его состояния,

полученных в результате предпроверочного анализа данных о проверяемом налогоплательщике выводов о наличии повышенной вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений,

объемов подлежащей поверке документации,

целесообразности, связанной с необходимостью обеспечения максимальной результативности проверки

знаний и опыта должностных лиц проводящих проверку.

В зависимости от степени охвата учетной документации может быть проведена сплошная и выборочная проверка документов. В ходе проверки учетной документации контролируется:

а) соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для целей налогообложения,

б) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета.

В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета.

в) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

На данном этапе проверяющие должны:

-тщательно изучить кредитовые обороты по синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращая внимание на нетипичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций. При обнаружении подобных записей проверяющий обязан проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете вплоть до того документа, который может подтвердить реальность и законность совершения этой операции.

проконтролировать соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов производится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделено при проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным
для обобщения информации.

- о процессе реализации готовой продукции, ОС, НМА и других активов. В ходе проверки устанавливается правильность отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности фактической выручки от реализации продукции и иных активов в соответствии с принятой организацией учетной
политикой,

о затратах, связанных с финансово хозяйственной деятельностью налогоплательщика. В ходе проверки контролируется законность отнесения затрат на себестоимость продукции, правильность распределения затрат между реализованной продукцией и незавершенным производством, соответствие принятой учетной политики способам погашения стоимости ОС, НМА и иных активов, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, соответствие нормам отнесения на себестоимость для целей налогообложения отдельных видов расходов,

о формировании и использовании финансовых результатов деятельности налогоплательщика в отчетном году. Входе проверки контролируется достоверность отражения показателей финансовых результатов в налоговой и бухгалтерской отчетности,

о наличии и движении принадлежащих налогоплательщику денежных средств в российской и иностранной валютах, находящихся в кассе, на р/с и других счетах в банках, ценных бумаг, платежных и денежных документов.

Проверка каждого документа включает в себя:

формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством,

арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило, осуществляется выборочным методом)

правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действовавшему на момент совершения операции законодательству.

В случаях непредставления проверяющим необходимых для налоговой проверки документов, а также установления фактов отсутствия у налогоплательщика учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка процесс проверки не прерывается. В этих случаях налоговый орган принимает меры к получению документов характеризующих финансово хозяйственную деятельность налогоплательщика, от организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, с которыми налогоплательщик имел хозяйственные связи, других контролирующих органов, от банков и иных кредитных организаций.

При невозможности исчисления сумм налогов подлежащих уплате в бюджет, на основе указанных документов налогоплательщику может быть предложено в кратчайшие сроки принять меры к восстановлению учета и предоставлению проверяющим необходимых для проверки документов.

В случае, если проверкой установлены факты искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов., нарушений порядка ведения бухгалтерской отчетности, составления отчетности и налоговых деклараций, приведшие к занижению налогоплательщиком сумм налогов, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по формированию доказательственной базы по фактам выявленных нарушений и обеспечению доказательного подтверждения этих нарушений, а также по исчислению сумм неуплаченных налогов и соответствующих налоговых санкций.

3.5. Порядок производства изъятия и выемки документов и предметов:
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, производится изъятие этих документов.

В случае отказа лица, получившего требование налогового органа, от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления документов в установленный пятидневный срок, а также в случаях воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов в помещения или на территории, где находятся необходимые для проведения проверки документы или предметы, должностные лица налоговых органов производят выемку необходимых для проверки документов и предметов.

Основанием для проведения выемки и изъятия документов и предметов является мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, утвержденное руководителем соответствующего налогового органа. Выемку производят в присутствии понятых (не менее 2-х человек) и лиц, у которых производится выемка. Возможно привлечения специалиста для оказания помощи при производстве выемки. Производству выемки должно предшествовать предъявление проверяющими постановления о производстве выемки. Лицо должно расписаться на постановлении, в случае отказа об этом делается запись заверенная проверяющими и понятыми. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка предметов и документов, добровольно выдать их. В случае отказа добровольно выдать истребованные документы проверяющие проводят выемку принудительно. Должностные лица налогового органа могут изъять:

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты