Рефераты

Налогообложение доходов физических лиц в РК

p align="left">Мои расчеты, выполненные на основе использования величины прожиточного минимума и прогрессивной шкалы налогообложения, подчеркивает эффективность предлагаемой системы налогообложения. Одновременная реализация обеих направлений совершенствования налогообложения физических лиц позволяет вывести из под налогообложения невысокие доходы физических лиц без ущерба для фискальных налоговых интересов. Налоговые потери в этом случае компенсируются повышением уровня налогообложения высоких доходов за счет применения прогрессивной шкалы налогообложения. Таким образом, внедрение предлагаемых мною рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения доходов физических лиц позволит: во-первых, переложить налоговую нагрузку с малооплачиваемых категорий на лица с высокими доходами; во-вторых, создать объективный механизм, обеспечивающий социальную поддержку малоимущих слоев населения; в-третьих, создать справедливую налоговую систему, аналогичную налоговым системам, действующим в странах с цивилизованными рыночными условиями хозяйствования и учитывающая дифференцированный по регионам отечественный уровень жизни населения.

Наиболее распространенным элементом регулирования доходов физических лиц являются в системе налоговых льгот налоговые вычеты для физических лиц, классифицирует на четыре группы:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

Cтандартные налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом РК

в конкретных фиксированных суммах, не могут служит в длительное время в условиях высокой инфляции регулятором доходов отдельных категорий населения. Во-первых, они должны быть установлены в кратном размере к величине прожиточного минимума. Во-вторых, величина вычета зависит не от объема дохода, заслуг отдельных категорий налогоплательщиков перед обществом в прошлом, что также несправедливо по отношению к той категории населения, за счет которых они содержатся. Следовательно, стандартные налоговые вычеты должны быть ориентированы на обеспечение минимальной государственной поддержки малообеспеченных категорий населения путем вывода из под налогообложения дохода в размере величины прожиточного минимума на каждого члена семьи. В то же время, могут быть установлены дополнительные налоговые вычеты в кратном размере к величине прожиточного минимума для наиболее необеспеченных слоев населения, в частности, многодетных детей и т.д.

Анализ социальных вычетов, устанавливаемых Налоговым кодексом РК, показывает, что в современных условиях дифференциации доходов населения, они неэффективны. Более того, они ориентированы не столько на предоставление налоговых скидок населению, сколько поощрение внебюджетного финансирования учреждений социальной сферы, науки, образования, здравоохранения и т.д.

Следующая категория налоговых вычетов- это имущественные налоговые вычеты. С точки зрения обеспечения минимальных социально-экономических условий жизни населения эта льгота является правомерной. Ведь ни один налогоплательщик, особенно с низкими доходами, не способен после уплаты налогов в современных условиях финансировать строительство или приобретение жилья.

К профессиональным налоговым вычетам относятся расходы налогоплательщиков, связанные с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. На мой взгляд, действующая налоговая система позволяет объективно подойти к налогообложению этой категории доходов физических лиц.

Другая существенная категория доходов, не облагаемая подоходным налогом согласно действующей налоговой системе, представляет собой вознаграждения, получаемые работником за счет фондов или чистой прибыли предприятий и организаций (суммы компенсации стоимости путевок, расходы организаций на лечение и медицинское обслуживание своих работников, доходы, полученные от акционерных обществ в результате переоценки основных средств и т.д.). На мой взгляд, выплаты, производимые в натуральной или денежной форме работникам предприятий, независимо от источников, следует включать в совокупный доход физического лица. В этом случае достигается социальная справедливость по отношению той категории налогоплательщиков, которые не имеют возможности получить такие вознаграждения.

Третья категория доходов - это призы, и вознаграждения, полученные за определенные результаты в науке, спорте и т.д. Правомерность включения таких доходов в налогооблагаемую базу состоит в том, что в условиях рыночной экономики спорт и зрелищные услуги превращаются в профессиональный вид деятельности, доходы от которых следует рассматривать как вознаграждение за труд. Более того, доходы от такой деятельности и в частности суммы призов, довольно высоки по отношению к доходам лиц, работающих в сфере материального производства.

Таким образом, значительная часть доходов, источником которых не является труд, которые по действующему налоговому законодательству не облагается налогом, подлежит налогообложению, что позволит компенсировать потери бюджета от увеличения необлагаемого дохода до величины прожиточного минимума.

1.3. Зарубежная практика налогообложения с населения, взимаемых у источника выплат

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь плательщиками подоходного налога являются:

- граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся (более 183 дней в календарном году) на территории Республики Беларусь, - по доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и за ее пределами;

- иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь,- от источников в Республике Беларусь.

Объектом налогообложения является доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года. При этом в качестве дохода физических лиц рассматриваются не только любые получаемые ими денежные средства и материальные ценности, но и оплаченные за счет средств юридических лиц, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, включая лиц, занимающихся частной нотариальной деятельностью, различного рода путевки, курсовки, абонементы, проездные билеты, медицинские или бытовые услуги, питание, экскурсии, обучение (за исключением обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров).

Законом установлен ряд льгот по налогу: доходы, полностью либо частично не подлежащие налогообложению (необлагаемая сумма ограничена определенной величиной), и льготы в виде вычетов, производимых из доходов физических лиц.

Вычеты из доходов предусмотрены за каждый месяц, в течение которого либо за который получен доход:

- в размере минимальной заработной платы;

- в размере двукратной минимальной заработной платы на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца;

- в размере десяти минимальных заработных плат для определенных категорий физических лиц.

Налог взимается по прогрессивной шкале, имеющей пять диапазонов величин облагаемого дохода и соответствующих им ставок - 9,15,20,25 и 30%.

Для отдельных доходов, к которым относится дивиденды по акциям, доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде, доходы, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица, установлена твердая ставка налога в размере 15%. Исчисление налога производится при выплате указанных доходов.

С сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно), налог взимается в размере 40% при выплате такого вознаграждения.

Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, не относящихся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, осуществляется по ставке 20%, без учета вычетов и других льгот по налогу, предоставляемых иным налогоплательщикам.

Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или налоговыми органами. Понятие «источник выплаты дохода» означает, прежде всего, предприятия, учреждения и организации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Доходы, получаемые физическими лицами от источников, на которые законом не возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с выплаченных ими доходов (от физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в результате наследования, а также за границей или из-за границы и т.п.), подлежат налогообложению по результатам их декларирования налоговым органом.

Декларации представляются в таких случаях физическими лицами в 30-дневный срок со дня получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом исходя из заявленного в декларации фактически полученного и предполагаемого к получению до конца календарного года дохода.

Подоходный налог с физических лиц в Республике Армения - это прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками (в установленных законом случаях посредством налогового агента). Подоходный налог в Армении уплачивают физические лица- резиденты Армении и физические лица-нерезиденты.

Резидентом считается физическое лицо, которое находилось в Армении в общей сложности 183 дня и более в любом начинающемся или завершающемся налоговом году (с 1 января по 31 декабря включительно) или центр жизненных интересов считается место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица.

Объектом налогообложения для резидента считается облагаемый доход, получаемый на территории Армении и за ее пределами, а для нерезидента считается облагаемый доход, получаемый от армянских источников. Облагаемый доход- это положительная разница между совокупным доходом налогоплательщика и разрешенными вычетами. Совокупный доход- это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году независимо от источников их получения.

Из совокупного дохода при определении облагаемого дохода могут производиться предусмотренные законодательством вычеты (вычитаемые доходы, персональные вычеты и расходы). При определении облагаемого дохода из совокупного дохода налогоплательщика вычитываются:

а) доходы военнослужащих и приравненных к ним лиц, связанные с военной службой;

б) компенсационные выплаты в пределах норм, установленных законодательством Армении, за исключением компенсационных выплат за неиспользованный отпуск при увольнении с работы;

в) имущество и денежные средства, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения в соответствии с законодательством Республики Армения;

г) суммы помощи, оказываемой физическим лицам в денежной и натуральной форме из средств, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и состоящих на учете в налоговых органах общественных организаций, в том числе организаций инвалидов, благотворительных, религиозных организаций, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также профсоюзов- в пределах их уставной деятельности;

д) суммы помощи, выдаваемые на основании решений Правительства Республики, территориальных органов государственного управления и местного самоуправления, а также иностранными государствами и международными межгосударственными (межправительственными) организациями;

е) стоимость продовольственного довольствия, а также суммы, выплачиваемые взамен этого довольствия;

ж) безвозмездно полученные средства, считающиеся в установленном законодательством порядке гарантами;

з) суммы, полученные физическими лицами от продажи принадлежащего им на праве собственности имущества, за исключением сумм, полученных от продажи имущества в результате предпринимательской деятельности;

и) положительная разница между номинальной стоимостью приватизированных сертификатов и ценой их приобретения в случае приобретения физическими лицами приватизированных сертификатов и их вложения в установленном законодательством порядке;

к) стипендии, выплачиваемые государством студентам высших учебных заведений, аспирантам, учащимся средних специальных и профессионально- технических учебных заведений, слушателям духовных заведений;

л) страховые возмещения;

м) начисленные и (или) выплаченные проценты или иное возмещение по банковским вкладам, депозитным сертификатам физических лиц;

н) доходы от ценных бумаг;

о) суммы, получаемые в качестве компенсации за ущерб, за исключением компенсации за упущенный доход;

п) сумма отпускного пособия, выплачиваемого при увольнении с работы в соответствии с законодательством Армении;

р) дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;

с) суммы единовременной помощи, выплачиваемые с случае смерти работника или кого-либо из членов семьи работника;

т) призы спортсменов, победивших на международных состязаниях и соревнованиях в составе национальной сборной Армении;

у) денежные выигрыши участников лотерей, осуществляемых в порядке и на условиях, осуществляемых в порядке и на условиях, установленных законодательством Армении, в пределах десяти тысяч драмов при каждой выплате;

ф) стоимость денежных призов, полученных на конкурсах и соревнованиях в пределах десяти тысяч драмов при каждой выплате;

х) процентные выплаты за обслуживание целевых кредитов, полученных под залог строений, возводимых физическими лицами в целях индивидуального жилищного строительства.

При определении облагаемого дохода совокупный доход налогоплательщиков, занятых в сельскохозяйственном производстве, уменьшается на сумму дохода, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции, а также на сумму доходов, полученных от иной деятельности, если удельный вес последних в доходе, полученном от сельскохозяйственной и иной деятельности, не превышает десять процентов.

Сельскохозяйственной продукцией считаются получаемые посредством биологической модификации животных или растений для конечного или промежуточного потребления:

- зерновые и зернобобовые культуры,

- технические культуры,

- клубнеплодовые, овощные, бахчевые культуры и продукция закрытого грунта,

- кормовые культуры полевой культивации,

- другая продукция кормопроизводства,

-продукция садов, виноградников, многолетних насаждений и цветоводства,

- семена деревьев и кустарников, семена плодов,

- рассада деревьев и кустарников,

- саженцы деревьев и кустарников,

- продукция скотоводства,

- продукция свиноводства,

- продукция овцеводства и козловодства,

- продукция птицеводства,

- продукция коневодства, ословодства и муловодства,

- продукция оленеводства и верблюдоводства,

- продукция кролиководства, пушного звероводства и охотничьего хозяйства,

- продукция рыболовства, медоварения, шелководства, искусственного осеменения.

При определении облагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму пенсионных платежей по занятости и обязательному социальному страхованию, произведенных за счет налогоплательщика.

При определении облагаемого дохода совокупный доход уменьшается на сумму стоимости средств (товар и (или) денежные средства), переданных (предоставленных) общественным и религиозным организациям, политическим партиям Армении, оказанных им услуг, но не более 5% облагаемого дохода. При определении облагаемого дохода совокупный доход налогоплательщика в налоговом году уменьшается на сумму в размере восьми тысяч драмов за каждый месяц получения дохода.

Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на сумму в размере двадцати тысяч драмов за каждый месяц получения дохода, если его получают следующие физические лица:

а) национальные Герои Республики Армения, Герои бывшего Советского Союза, лица награжденные орденом Славы трех степеней;

б) инвалиды второй мировой войны и приравненные к ним лица;

в) инвалиды с детства, инвалиды 1 и 2 группы;

г) лица, заболевшие или перенесшие лучевую болезнь вследствие аварий атомных объектов, участвовавшие в ликвидации таких аварий в пределах зоны отчуждения, занимающиеся эксплуатацией атомных объектов или другими работниками в период ликвидации последствий аварии.

Совокупный доход налогоплательщика в налоговом году дополнительно уменьшается на сумму в размере восьми тысяч драмов за каждый месяц получения дохода, если его получают следующие физические лица:

а) родители и супруг (супруга) военнослужащих, погибших при защите Армении и бывшего СССР или при исполнении иных воинских обязанностей, а также государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

б) военнослужащие, исполнявшие воинский долг в ходе боевых действий и иностранных государствах;

в) один из родителей (по их выбору), супруг (супруга), опекун, на содержании у которого находится проживающий совместно с ним и требующий постоянного ухода инвалид с детства, инвалид 1 группы;

г) инвалид 3 группы, на содержании у которых находятся родители, получающие пенсию по возрасту, или несовершеннолетние.

Совокупный доход родителей и опекунов в налоговом году дополнительно уменьшается за каждый месяц получения дохода на сумму в размере тысячи драмов на каждого ребенка (до достижения возраста 18 лет, а на студентов и учащихся дневной формы обучения - 24 лет).

При определении облагаемого дохода, кроме указанных вычетов, совокупный доход уменьшается также по линии доходов, полученных от предпринимательской деятельности и выполнения гражданско-правовых договоров, на сумму необходимых и документально обоснованных расходов, на основании представляемой физическим лицом декларации. Необходимыми считаются расходы, непосредственно и исключительно связанные с получением дохода. При определении облагаемого дохода совокупный доход разрешается уменьшить также по линии произведенных и документально неподтвержденных расходов на сумму в размере пяти процентов от доходов, полученных от предпринимательской деятельности и от выполнения гражданско-правовых договоров, но не более чем на сумму в размере полмиллиона драмов.

Ставки подоходного налога.

Размер облагаемого годового дохода, драм

Сумма налога

До 120 000

15% с облагаемого дохода

От 120 001 до 320 000 включительно

18 000 драмов плюс 25% с суммы, превышающей 120 000 драмов

320 001 и выше

68 000 драмов плюс 30% с суммы, превышающей 320 000 драмов

Для отдельных плательщиков и (или) видов деятельности законодательством могут устанавливаться фиксированные платежи, заменяющие подоходный налог.

При выплате доходов иностранным гражданам и лицам без гражданства налоговые агенты удерживают (взимают) налог у источника выплаты дохода в следующих размерах:

Вид дохода

Размер, %

Страховые возмещения, полученные от страхования, и доходы от перевозки (фрахта)

5

Роялти, доход от сдачи имущества в аренду, прирост стоимости имущества и иные пассивные доходы, кроме доходов от перевозки (фрахта), а также иные доходы, полученные от армянских источников (в том числе полученные от предпринимательской деятельности)

15

Налог на доходы физических лиц на всей территории России. При этом налоговые резиденты России отчитываются по общемировым доходам, а нерезиденты только по доходам, полученным на территории России.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальной выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами; д) выделены доходы, не подлежащие налогообложению.

Налоговый период, согласно НК РФ- это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.

Налоговые вычеты- это сумма, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Для фактического получения дохода- это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. для разных видов доходов он определяет по-разному. Порядок определения даты фактического получения дохода представлен в следующей таблице:

Вид дохода

Дата фактического получения дохода

Доход в денежной форме

1. День выплаты дохода наличными денежными средствами

2. День перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке

3. День перечисления дохода на банковские счета третьих лиц по распоряжению налогоплательщика

Доход в натуральной форме

День передачи налогоплательщику дохода в натуральной форме

Доход в виде материальной выгоды

1. День уплаты налогоплательщиком % по полученным заемным средствам

2. День приобретения товаров по ценам ниже рыночных

3. День приобретения ценных бумаг

Доход в виде оплаты труда

Последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога.

Введены три твердо фиксированные налоговые ставки:

23% (основная ставка налога),

30% (дивиденды и доходы, получаемые физическими лицами, не являются налоговыми резидентами РФ),

35% (стоимость любых выигрышей и призов; страховые выплаты по договорам добровольного страхования, заключенные на срок менее 5 лет; процентные доходы по вкладам в банках и сумма экономии на % за пользование заемными средствами).

Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде:

- налоговая база = объект налогообложения в денежном выражении - налоговые вычеты;

- налог на доходы физических лиц = налоговая база ставка налога в % / 100.

При исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. Поэтому в таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю.

Общая сумма налога, которою налогоплательщик должен уплатить по итогам налогового периода (календарного года), определяется как сумма налогов, исчисленных по разным налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата фактического получения которых относится к отчетному календарному году. Таким образом, исчисление налога за календарный год производится по формуле:

общая сумма налога за 2002 г. =

сумма налога, исчисленного по ставке 13%+

сумма налога, исчисленного по ставке 30%+

сумма налога, исчисленного по ставке 35%.

Особое место в подоходном налогообложении занимают льготы, главной целью которых является сокращение величины налогового обязательства налогоплательщика путем выведения из-под налогообложения отдельных объектов обложения либо путем уменьшения налогооблагаемой базы.

Налоговым кодексом установлены четыре стандартных вычета:

1. Стандартный вычет в размере 3000 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода.

2. Стандартный вычет в размере 500 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода.

3. Стандартный вычет в размере 400 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20000 руб.

4. Стандартный вычет в размере 300 руб. на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет, если ребенок является учащимся дневной формы обучения. Предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20000 руб.

Стандартные вычеты применяются только к доходам, облагаемые по ставке 13%. Если налогоплательщик имеет право на вычеты 3000 руб. и 500 руб., то ему предоставляется один вычет, как правило, максимальный. Налогоплательщикам, имеющим право на вычет 3000 руб. или 500 руб., не предоставляется вычет 400 руб.

Налоговый вычет предоставляется следующим категориям налогоплательщиков:

а) родителям; б) супругам родителей; в) опекунам и попечителям.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. Если ребенок является учащимся дневной формы обучения, ординатором, студентом или курсантом, то вычет производится до достижения им 24 лет. Вычет предоставляется на весь период обучения, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Вычет предоставляется в двойном размере, т.е. 600 руб. на ребенка, следующим налогоплательщикам:

- вдовам, вдовцам;

- одиноким родителям;

- одиноким попечителям, одиноким опекунам.

Предоставление вычета производится независимо от наличия у ребенка (детей) самостоятельных источников дохода и совместного проживания с родителями.

Законодателем установлены следующие социальные налоговые вычеты:

Виды социального вычета

Размер вычета

1. Суммы из доходов налогоплательщика, перечисляемые на благотворительные цели

Фактически произведенные расходы, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде

2. Расходы налогоплательщика на свое обучение в образовательных учреждениях в налогом периоде

Фактически уплаченная сумма, но не более 25000 руб.

3. Расходы налогоплательщика- родителя на обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения образовательных учреждениях

Фактически уплаченная сумма, но не более 25000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей

4. Расходы налогоплательщика на свое лечение, лечение супруга, своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет

Фактически уплаченная сумма, но не более 25000 руб. (вместе с расходами на медикаменты). Фактически уплаченная сумма по дорогостоящим видам лечения

5. Расходы налогоплательщика на свое приобретение медикаментов для себя, своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет

Фактически уплаченная сумма, но не более 25000 руб. (вместе с расходами на лечение)

Профессиональные вычеты могут применяться только в отношении доходов, которые облагаются налогом по ставке 13%.

Таким образом, при одинаковом совокупном доходе физические лица уплачивают различные суммы подоходного налога. Кроме того, физические лица, не имеющие права на вычет минимальной оплаты труда, находятся в невыгодных условиях по сравнению с физическими лицами, которые имеют право, поскольку предоставление ежемесячного вычета не ставится в зависимость от величины дохода.

ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1. Необходимость введения упрощенной формы

налогообложения.

Специальный налоговый режим предусматривает упрощенный порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности по социальному и корпоративному или индивидуальному подоходному налогам, а также льготные ставки и другие механизмы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» субъектами малого бизнеса являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и Общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя 2001году- 46,5 млн. тенге).

Исключительно в налоговых целях, то есть для применения специального на-логового режима для субъектов малого бизнеса, в Налоговом кодексе используется термин "субъекты малого бизнеса", согласно которому устанавливаются ог-раничения по доходу, численности и видам деятельности.

Так, под понятие "субъекты малого бизнеса" подпадают:

v индивидуальные предприниматели (физические лица, занимающиеся пред-принимательской деятельностью без образования юридического лица), числен-ность работников которых, включая самого индивидуального предпринимателя, не превышает 15 человек, а квартальный доход не

превышает 4,5 млн. тенге;

v юридические лица, численность работников которых за квартал не превыша-ет 25 человек, а квартальный доход не превышает 9 млн. тенге.

Кроме того, не могут применять специальный налоговый режим юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) производство подакцизной продукции;

2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;

3) реализацию нефтепродуктов;

4) сбор и прием стеклопосуды;

5) недропользование;

6) лицензируемые (извлечения из Закона Республики Казахстан "О ли-цензировании" ст. 9-11-1), за исключением:

6.1 медицинской, врачебной и ветеринарной деятельности;

6.2 производства, ремонта и строительных работ по газификации жилых ком-мунально-бытовых объектов;

6.3 проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охранной, пожарной сигнализации и противопожарной автоматики;

6.4 производства и реализации противопожарной техники, оборудования и средств противопожарной защиты;-

6.5 монтажа, ремонта и обслуживания пассажирских лифтов;

6.6 изготовления, производства, переработки и оптовой реализации средств и препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также видов работ и услуг, связанных с их использованием;

6.7 международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транс-портом;

6.8 изготовления и реализации лечебных препаратов;

6.9 проектно-изыскатёльских, экспертных, строительно-монтажных работ, работ по производству строительных материалов, изделий и конструкций;

6.10s розничной реализации алкогольной продукции.

Другими словами, лица, осуществляющие перечисленные в подпунктах 6.1-6.10 лицензируемые виды деятельности, могут применять специальный налого-вый режим для субъектов малого бизнеса. Например, предприниматель имеет заправочную станцию с маленьким ма-газином и закусочной. В этом случае предприниматель не может применять спе-циальный налоговый режим, так как данный режим не распространяется на реа-лизацию нефтепродуктов.

Кроме того, не вправе применять специальный налоговый режим:

ь юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

ь сами филиалы, представительства;

ь дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества;

налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделе-ния в разных населенных пунктах. Например, юридическое лицо соответствует основным условиям (по дохо-ду, численности работников и видам деятельности) применения специального на-логового режима, однако у него есть филиал. В этом случае данное юридическое лицо и его филиал не вправе применить специальный налоговый режим. Выбор специального налогового режима или общеустановленного порядка на-логообложения производится предпринимателем на добровольной основе. При этом субъект малого бизнеса вправе выбрать только одну форму расчетов с бюд-жетом. Учитывая многообразие форм предпринимательской деятельности в рамках специального налогового режима, для субъекта малого бизнеса предлагаются три способа расчета с бюджетом.

На основе разового талона, если предпринимательская деятельность носит эпизодический характер. Если же у предпринимателя небольшой доход, и он осуществляет свою деятельность в форме личного предпринимательства, то он вправе рассчитываться с бюджетом на основе патента. Для предпринимателя, у которого разноплановая деятельность с привлечением наемного труда, предлагается третья форма расчета с бюджетом - на основе упрощенной декларации.

Такой механизм налогообложения в рамках названных форм расчетов с бюд-жетом позволяет учитывать разные уровни развития предпринимательской дея-тельности, кроме того, постепенно прививает предпринимателю навыки налого-вой грамотности, дает возможность делать постепенный переход к более солидному бизнесу.

Разовые талоны предусмотрены для физических лиц, деятельность которых носит периодичный, непостоянный характер. Под такой деятельностью понима-ется деятельность, осуществляемая в общей сложности не более 90 дней в году. При этом такие физические лица освобождены от государственной регистрации в качестве субъекта индивидуального предпринимателя. Например, физическое лицо занимается реализацией газет и журналов на основе разового талона. При этом в течение года им приобретено разовых тало-нов в общей сложности на 80 дней (в мае на 25 дней, в июне на 30 дней, в июле на 15 дней и в августе на 10 дней). Таким образом, у него есть возможность проработать по разовому талону до конца года еще 10 дней. Если же физическое лицо намерено продолжить предпринимательскую дея-тельность и в течение года оно проработало 90 дней по разовому талону, то ему необходимо пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального пред-принимателя в налоговом органе и перейти на другой режим налогообложения. Физические лица, осуществляющие расчет с бюджетом на основе разовых талонов, также освобождены от применения контрольно-кассовых машин, и един-ственное требование, которое будет предъявляться к ним, - это наличие разового талона на руках. Разовый талон приобретается до начала осуществления дея-тельности.

Перечень видов деятельности, по которым будет разрешено осуществлять расчеты в бюджет путем приобретения разовых талонов, устанавливается Мини-стерством финансов Республики Казахстан. Что касается стоимости разовых талонов, то такое право дано местным представительным органам (Маслихата), которые будут ориентироваться при установлении стоимости талонов исходя из конкретной ситуации в определенной местности. Разовый талон может приобретаться как на 1 день, так и на несколько дней. При этом стоимость разового талона умножается на количество дней осуществ-ления деятельности (см. Приложение 2).

Например, стоимость разового талона на занятие реализации газет и жур-налов на один день составляет 40 тенге. Физическому лицу, которое предполага-ет заниматься данным видом деятельности ежедневно в течение 6 дней, разовый талон выдается на данный период при уплате суммы в 240 тенге, т.е. 40 тенге х 6 дней = 240 тенге.

Для индивидуальных предпринимателей, бизнес которых приобретает ста-бильный характер, предусмотрена патентная форма расчетов с бюджетом. Ее могут использовать индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства, которые не используют труд наемных работников и получают доход не более 1 млн. тенге в год. Такая форма расчета удобна для начинающих предпринимателей, имеющих небольшие обороты. Например, мастер по ремонту обуви, самостоятельно занимающийся своим ремеслом, среднемесячный доход которого составляет 30 тыс. тенге, т.е. в сред-нем 360 тыс. тенге за год (30 тыс. тенге х 12 месяцев = 360 тыс. тенге).

Для получения патента предпринимателю необходимо представить в налого-вый орган по месту осуществления деятельности заявление на получение патента с указанием предполагаемого дохода и свидетельство о государственной регис-трации индивидуального предпринимателя, а также лицензию при осуществле-нии лицензируемого вида деятельности. При этом патент выдается на срок, не превышающий срок действия лицензии.

Сумма налогов по патенту установлена в размере 3 процентов от заявленно-го налогоплательщиком предполагаемого дохода. Говоря иными словами, налоги исчисляет сам предприниматель без осуществления каких- либо расчетов, а про-сто путем применения единой ставки (равной 3 процентам) к предполагаемому доходу. Полученная сумма является стоимостью патента, которую предпринима-тель должен уплатить в бюджет равными долями в виде индивидуального подо-ходного и социального налогов. Такой механизм определения налоговых обяза-тельств не составит особого труда для предпринимателя.

К примеру, при предполагаемом доходе индивидуального предпринимате-ля 60,0 тыс. тенге стоимость патента составит 1 800 тенге (60,0 тыс. тенге х 3%). Стоимость патента делится на (1 800 тенге: 2= 900 тенге) - индивидуальный подоходный налог (900 тенге) и социальный налог (900 тенге) - и подлежит пере-числению в бюджет.

Патент выдается налоговыми органами после представления налогоплатель-щиком документов, подтверждающих уплату в бюджет стоимости патента и обя-зательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.

Обращаю внимание на то, что в Налоговом кодексе предусмотрены нормы, позволяющие производить перерасчет стоимости патента, как в сторону увеличе-ния, так и в сторону уменьшения в зависимости от полученного фактического дохода.

. При превышении фактического дохода над заявленным доходом налогопла-тельщику необходимо в течение 5 рабочих дней заявить сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.

Пример:

При получении патента заявленная сумма предпринимателя составила 50,0 тыс. тенге, фактически же получил 80,0 тыс. тенге. Сумма превышения составля-ет 30,0 тыс. тенге. В этом случае ему надо доплатить 900 тенге (30,0 тыс. тенге х 3%) в виде индивидуального подоходного налога - 450 тенге, социального нало-га - 450 тенге. В случае если фактический доход ниже дохода, заявленного при получении патента, то возврат излишне уплаченной суммы производится на основании за-явления налогоплательщика после проведения хронометражного обследования, проведенного налоговым органом. Патент по желанию индивидуального предпринимателя может выдаваться на-логовым органом как на один месяц, так и на несколько месяцев, но не более чем на год (см. Приложение 3).

Также особо хотелось бы обратить внимание налогоплательщика на то, что в данном режиме заложена норма, согласно которой предпринимателю, осуществ-ляющему расчет с бюджетом на основе патента, в случае временного прекраще-ния предпринимательской деятельности необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление о временном приоста-новлении предпринимательской деятельности (п. 5 ст. 374 Налогового кодекса Республики Казахстан).

В противном случае отсутствие такого заявления налоговым органам дает право считать, что данный налогоплательщик осуществляет расчет с бюджетом в обще-установленном режиме.

При превышении дохода 2 млн. тенге либо при необходимости привлечения наемных работников для осуществления деятельности индивидуальному пред-принимателю необходимо перейти на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации или на общеустановленный порядок налогообложения. Основной формой расчетов с бюджетом для субъектов малого бизнеса явля-ется специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Данная форма предназначена для предпринимателей, использующих труд наемных ра-ботников (см. Приложение 4).

Для перехода изданный режим налогообложения налогоплательщику необходимо до начала квартала представить в налоговый орган по месту осуществления деятельно-сти заявление установленной формы. При осуществлении деятельности предприни-мателем в разных территориально-административных единицах ему представляется право самостоятельно определить налоговый орган для подачи заявления.

Данный режим примечателен тем, что:

во первых - исчисление налоговых обязательств производится по окончании квартала по фактически полученному доходу;

во вторых - налоги, исчисляемые на основе упрощенной декларации, рассчи-тываются по единой ставке без учета затрат. То есть для исчисления корпоратив-ного или индивидуального подоходного и социального налогов нет необходимос-ти в ведении учета затрат.

При исчислении налогов к общему полученному доходу за квартал, за мину-сом суммы налога на добавленную стоимость (при условии, если предпринима-тель является плательщиком налога на добавленную стоимость), применяется шкала сложно-прогрессивных ставок: трехуровневая - для индивидуальных пред-принимателей и пятиуровневая - для юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты