Рефераты

Налогообложение доходов физических лиц и пути его совершенствования в Республике Беларусь

p align="left">Удержание у плательщика исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у плательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту постановки налогового агента на учет в налоговом органе.

При выдаче физическим лицам займов и кредитов (за исключением займов и кредитов, выданных на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах) налоговыми агентами (кроме банков, выдающих кредиты на общих основаниях) налог исчисляется по ставке 20% и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту путем уменьшения им перечисляемой суммы исчисленного и удержанного налога.

Плательщики, получившие доходы, обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 30 дней с даты фактического получения дохода либо даты прибытия на территорию Республики Беларусь (при непосредственном пребывании плательщика на дату фактического получения дохода за пределами территории Республики Беларусь). В налоговой декларации (расчете) указываются суммы фактически полученных и (или) предполагаемых плательщиком к получению доходов до конца налогового периода.

В случае прекращения до конца налогового периода получения доходов, указанных в налоговой декларации (расчете), представленной в соответствии с частью первой настоящего пункта, плательщики вправе представить налоговую декларацию (расчет) о фактически полученных в текущем налоговом периоде доходах.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговым органом исходя из указанных в налоговой декларации (расчете) сумм фактически полученных и (или) предполагаемых плательщиком к получению доходов.

В течение налогового периода налог уплачивается плательщиками:

- не позднее 60 дней с даты фактического получения дохода - при уплате налога с сумм фактически полученного дохода;

- не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября равными долями - при уплате налога с сумм фактически полученных и предполагаемых плательщиком к получению доходов. По истечении хотя бы одного срока уплаты налог уплачивается равными долями по ненаступившим срокам. По истечении всех сроков уплаты налога налог уплачивается не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией (расчетом уплачивается в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками с учетом статьи 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, при выезде за пределы территории Республики Беларусь на постоянное место жительства обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о доходах, фактически полученных в текущем налоговом периоде на территории Республики Беларусь, не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Республики Беларусь.

Суммы налога, подлежащие доплате в бюджет плательщиками, представляющими налоговую декларацию (расчет), уплачиваются в бюджет не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Излишне уплаченные суммы налога, установленные исходя из налоговых деклараций (расчетов), подлежат зачету либо возврату плательщикам, указанным в настоящей статье, в порядке, определенном статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.[1]

Плательщики обязаны:

1 стать на учет в налоговом органе; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами), - до либо одновременно с представлением декларации (расчета);

2 при изменении в течение налогового периода места основной работы (службы, учебы) представлять по новому месту основной работы (службы, учебы) одновременно с трудовой книжкой справку.

Налоговые агенты обязаны:

1 вести учет доходов, полученных от них плательщиками в налоговом периоде, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

2 представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах плательщиков, начисленных в текущем налоговом периоде, и суммах налогов, исчисленных и удержанных в текущем налоговом периоде, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;

3 выдавать плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах налога по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. При изменении плательщиком в течение налогового периода места основной работы (службы, учебы) такая справка выдается одновременно с выдачей трудовой книжки.

Банки обязаны:

1 представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в письменной форме или на магнитных носителях сведения о выданных (перечисленных) физическим лицам доходах, поступивших из-за границы Республики Беларусь. Сведения о таких доходах представляются по мере их выдачи (перечисления) или ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Обязанность, распространяется также на отделения связи;

2 при предоставлении организациям, индивидуальным предпринимателям кредитов для выплаты работникам заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, в суммы этих кредитов включать сумму налога, исчисляемого из размера данной заработной платы;

3 выдавать организациям и индивидуальным предпринимателям средства для оплаты труда в расчете за месяц только при одновременном представлении такими организациями и индивидуальными предпринимателями в банки платежных поручений (инструкций) на перечисление в бюджет фактически удержанных сумм налога. При этом сумма перечисляемого налога должна быть не ниже величины, определенной Советом Министров Республики Беларусь.

Использование плательщиком права на освобождение доходов от налогообложения и (или) на получение налоговых вычетов при отсутствии у него оснований, установленных законодательно, рассматривается как сокрытие им доходов от налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога с физических лиц осуществляется на основании Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога физическими лицами, разработанной на основании Закона Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года «О платежах за землю», Кодекса Республики Беларусь о земле и иных законодательных актов.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, установленного законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Плательщиками земельного налога являются физические лица, которым земельные участки предоставлены в частную собственность, пожизненное наследуемое владение либо пользование.

Физические лица - члены садоводческих товариществ являются плательщиками земельного налога, если земельные участки предоставлены непосредственно им районным исполнительным и распорядительным органом в пожизненное наследуемое владение или в частную собственность.

Физические лица, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные для огородничества, сенокошения и выпаса скота, являются плательщиками земельного налога, если эти участки предоставлены сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами.

Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, являются плательщиками земельного налога, если указанные наделы предоставлены им из земель запаса и земель лесного фонда районными исполнительными и распорядительными органами.

Объектами налогообложения являются земельные участки, которые находятся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании физических лиц.

Земельный налог на земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, а также за пределами населенных пунктов, предоставленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения жилого дома, а также на служебные земельные наделы, предоставленные физическим лицам районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда, при отсутствии их кадастровой оценки определяется в 2006 году в зависимости от месторасположения указанных участков в конкретном районе (городе) по ставкам, увеличенным на коэффициенты, и проиндексированным в соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год».

От уплаты земельного налога освобождаются:

1 участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах»;

2 пенсионеры по возрасту (в том числе, которым досрочно назначена пенсия по возрасту до достижения ими пенсионного возраста), инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные физические лица при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;

3 многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей;

4 физические лица, переселившиеся в сельские населенные пункты трудонедостающих территорий в первые три года после принятия решения о предоставлении им земельного участка;

5 физические лица, переселившиеся в сельские населенные пункты из зон отселения территории радиоактивного загрязнения в первые три года после принятия решения о предоставлении им земель;

6 физические лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и проживающие (работающие) в зонах последующего отселения и с правом на отселение;

7 военнослужащие срочной службы.

Не предоставляются льготы в отношении земельных участков, предоставленных указанным категориям физических лиц, для традиционных народных промыслов, сенокошения и выпаса скота, осуществления предпринимательской деятельности, других целей, не указанных в части первой настоящего пункта, а также в отношении служебных земельных наделов; в отношении земельных участков, самовольно занятых.

С собственников земельных участков, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.

При возникновении в течение года у физических лиц права на льготу по земельному налогу льгота предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по земельному налогу исчисление и уплата налога производятся с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

Земельный налог не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О платежах за землю» основанием для исчисления земельного налога за земельные участки, предоставленные физическим лицам, являются государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка, а также сведения о наличии и качественном состоянии земель, представляемые ежегодно налоговым органам соответствующими землеустроительными и геодезическими службами.[20]

Учет плательщиков и земельных участков, а также исчисление земельного налога физическим лицам производится инспекциями Министерства по налогам и сборам по месту нахождения земельных участков совместно с соответствующими землеустроительными и геодезическими службами по состоянию на 1 января каждого года.

Земельный налог с физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка в пользование, пожизненное наследуемое владение, приобретения земельного участка в частную собственность.

Налоговое сообщение с указанием подлежащего уплате размера земельного налога ежегодно вручается инспекцией Министерства по налогам и сборам физическим лицам до 1 июня. В случае если плательщиком является несовершеннолетнее лицо в возрасте до 14 лет, налоговое сообщение вручается его родителю или опекуну; если плательщиком является недееспособное физическое лицо, налоговое сообщение вручается его опекуну.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких физических лиц, земельный налог исчисляется отдельно по каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких физических лиц, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Земельный налог уплачивается физическими лицами не позднее 15 ноября.

Местные Советы депутатов могут изменять сроки уплаты земельного налога. Так в частности Смолевичским районным исполнительным комитетом принято решение о введении промежуточного срока уплаты - 15 августа.

В случае вручения налогового сообщения по истечении установленного срока уплаты налог уплачивается физическими лицами не позднее тридцати дней со дня вручения им налогового сообщения.

При прекращении права владения (пользования) земельным участком или права частной собственности на земельный участок земельный налог уплачивается на основании налогового сообщения, вручаемого инспекцией Министерства по налогам и сборам, за фактический период пользования земельным участком до его отчуждения. В случае добровольного отказа от земельного участка, предоставленного для выращивания сельскохозяйственной продукции, в период после 1 мая землевладелец или землепользователь уплачивает налог за весь год.

Уплата земельного налога может производиться путем внесения плательщиками для перечисления причитающихся сумм налога наличными денежными средствами в банк, налоговый орган, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган либо организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Земельный налог уплачивается по месту нахождения земельного участка и полностью поступает в бюджеты областей и города Минска.

Порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость осуществляется на основании Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость физическими лицами разработанной, на основании Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 года «О налоге на недвижимость» [4], постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2003 г. №121 «Об утверждении Положения о порядке оценки зданий и строений, принадлежащих физическим лицам» [8], иных законодательных актов Республики Беларусь.

Плательщиками налога на недвижимость являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), надворные постройки, гаражи, иные здания и строения, в том числе не завершенные строительством.

Объектом обложения налогом на недвижимость является стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений, в том числе стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80% и более.

Не является объектом налогообложения стоимость:

- самовольно возведенных зданий и строений, за исключением случаев, когда местным исполнительным и распорядительным органом принято решение о продолжении строительства или о принятии постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него с предоставлением при необходимости земельного участка лицу, осуществившему самовольное строительство;

- аварийных зданий и строений, то есть зданий и строений, эксплуатация которых прекращена уполномоченными государственными органами из-за нарушения требований безопасности людей;

- бесхозяйных зданий и строений, принятых на учет территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него по заявлению соответствующего государственного органа;

- зданий и строений, не завершенных строительством, по строительным объектам и стройкам, финансируемым из бюджета, а также жилищного строительства, процент готовности которых составляет менее 80 процентов.

Освобождаются от обложения налогом:

1 жилые помещения (квартиры, комнаты), принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в многоквартирных домах. При наличии у плательщика двух и более жилых помещений (квартир, комнат) освобождению от обложения налогом подлежит только одно жилое помещение (квартира, комната) по выбору плательщика. Согласно статье 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь к многоквартирным домам относятся жилые дома, состоящие из двух и более квартир, входы в которые организованы из вспомогательных помещений жилого дома;

2 здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;

3 здания и строения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие многодетным семьям (имеющим трех и более несовершеннолетних детей);

4 здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах».

5 здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие военнослужащим срочной службы;

6 здания и строения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, расположенные в сельской местности и принадлежащие на праве собственности физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство;

7 здания и строения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, расположенные в сельской местности и принадлежащие на праве собственности физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности.

Здания и строения, принадлежащие физическим лицам, в том числе не завершенные строительством, освобождаются от обложения налогом с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу по налогу исчисление и уплата налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором это право было утрачено.

Учет плательщиков налога на недвижимость и исчисление налога производятся инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту нахождения зданий и строений по состоянию на 1 января каждого года в период до 1 июня.

Налог на недвижимость физическим лицам исчисляется по ставке 0,1% с учетом ее увеличения (уменьшения), определяемого местными Советами депутатов, исходя из оценки принадлежащих физическим лицам зданий и строений, которая определяется согласно Положению о порядке оценки зданий и строений, принадлежащих физическим лицам, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2003 г. №121, в следующем порядке:

- по действительной стоимости зданий и строений с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта;

- при отсутствии оценки зданий и строений по их действительной стоимости налоговая база для исчисления налога на недвижимость определяется налоговыми органами следующими способами:

а) методом индексации стоимости зданий и строений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и строений, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства. Если в предыдущем налоговом периоде исчисление налога на недвижимость производилось с учетом коэффициентов типа населенного пункта и качества среды, то при исчислении налога на недвижимость в текущем налоговом периоде такие коэффициенты не применяются, за исключением случаев, когда коэффициенты в текущем налоговом периоде были изменены (увеличены либо уменьшены);

б) исходя из стоимости 1 кв. метра типового здания и строения на начало года, определяемой местными исполнительными и распорядительными органами, и общей площади оцениваемых здания и строения с учетом коэффициентов качества среды и типа населенного пункта (при отсутствии сведений о стоимости зданий и строений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году).

Налог на недвижимость исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения физическим лицом здания (строения), то есть за фактический период пользования.

В случаях уничтожения, сноса или полного разрушения здания (строения) взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено, снесено или разрушено.

За здание (строение), перешедшее по наследству, налог на недвижимость взимается с наследников, принявших наследство, с момента открытия наследства.

При отчуждении в течение года здания или строения (части здания или строения) налог уплачивается за период фактического нахождения здания или строения (части здания или строения) в собственности, включая месяц, в котором будет прекращено право собственности, до их отчуждения.

В случае невозможности определения стоимости недвижимого имущества на 1 января текущего года и до принятия и вступления в силу соответствующего решения местного Совета депутатов об изменении ставок налога на недвижимость налог исчисляется исходя из стоимости здания или строения, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, по ставке 0,1%.

В последующем перерасчет исчисленной суммы налога на недвижимость не производится.

Налоговое сообщение с указанием подлежащего уплате размера налога на недвижимость ежегодно вручается инспекцией Министерства по налогам и сборам физическим лицам до 1 июня.

Налог на недвижимость физическими лицами уплачивается не позднее 15 ноября.

Если местным Советом депутатов в соответствии с законодательством изменен срок уплаты налога, то налог на недвижимость физическими лицами уплачивается в сроки, установленные местным Советом депутатов.

В случае вручения физическому лицу налогового сообщения по истечении установленного законодательством или местным Советом депутатов срока уплаты налог уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения налогового сообщения.

Налог на недвижимость уплачивается по месту нахождения здания и (или) строения и полностью поступает в бюджеты областей и г. Минска.

3. Анализ налогообложения физических лиц на примере инспекции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району минской области и пути его совершенствования

Действующая система налогообложения доходов граждан в Республике Беларусь представлена основным налогом - подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью оседает на территории местных Советов. Стабильность, безусловность изъятия и постоянное увеличение по мере роста доходов делают его для низовых бюджетов незаменимым. Подоходное налогообложение индивидуальных доходов способствует укреплению рыночного хозяйствования, поскольку основа рынка - самостоятельная инициативная деятельность индивидов, полностью отвечающих за свои доходы и расходы.

Подоходный налог - один из основных налогов, формирующих бюджеты современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста доходов граждан.

За основу для анализа подоходного налогообложения взяты данные отчетов инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району Минской области за 9 месяцев 2004 и 2005 годов.

План поступлений налогов за 9 месяцев 2005 года был установлен в сумме 21085,1 млн. руб., поступило 21089,7 млн. руб. Выполнение плана составило 100,02%.[13]

Таким образом, поступления по подоходному налогу в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились. Основными причинами можно назвать увеличение доходной базы плательщиков, увеличение количества плательщиков, состоящих на налоговом учете.

Основная доля поступлений по подоходному налогу принадлежит юридическим лицам. Плательщиками перечисляемого юридическими лицами подоходного налога являются физические лица, однако обязанность по перечислению подоходного налога с физических лиц, работающих на предприятиях, возлагается на нанимателя. В приложении 1 приведен сравнительный анализ поступлений подоходного налога с заработной платы граждан за 9 месяцев 2004 и 2005 годов в разрезе видов плательщиков (индекс-дефлятор равен 1,191).

Из данных приложения 1 видно, что поступления подоходного налога увеличились практически по всем плательщикам, кроме объединений (концернов, союзов, ассоциаций), акционерных обществ с долей государственной собственности, коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц. Незначительно снизились поступления подоходного налога от потребительских кооперативов и фермерских хозяйств.

Также хотелось бы отметить допричисления по подоходному налогу при осуществлении проверок субъектов хозяйствований. За 9 месяцев 2005 года произведено 93 выездных проверки субъектов хозяйствования по вопросу правильность удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из заработной платы и других доходов физических лиц. Из них в результате 78 проверок установлены нарушения. По сравнению с 9 месяцами 2004 года количество проверок увеличилось на 32 проверки.[13]

В результате выездных проверок правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога, соблюдения Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь (по работающим организациям) доначислено 126,323 млн. руб. (по действующим - 125,923 млн. руб.; по ликвидированным и подлежащим ликвидации - 0,4 млн. руб.), взыскано 125,855 млн. руб. (по действующим - 125,555 млн. руб.; по ликвидированным и подлежащим ликвидации - 0,3 млн. руб.). Сумма взысканий по сравнению с 9 месяцами 2004 года увеличилась в 2 раза.

По состоянию на 01.10.2005 г. не поступили в бюджет следующие суммы: УП «П» - 0,413 млн. руб., ИП «Э» - 0,365 млн. руб. (не наступил срок оплаты).[13]

Наиболее характерными нарушениями налогового законодательства, выявленными в ходе проведения выездных проверок субъектов хозяйствования, явилось несвоевременное и неполное перечисление в бюджет подоходного налога, в связи с неверным применением размера базовой величины при предоставлении вычетов из дохода физических лиц.

Существенно увеличились поступления подоходного налога непосредственно от физических лиц. По состоянию на 01.10.2005 г. на учете в инспекции состоят 2225 плательщиков, извлекающих доходы от сдачи в наем жилых и нежилых помещений. В отчетном периоде начислена фиксированная ставка подоходного налога в размере 283,3 млн. руб., что составляет 141% от начислений 9 месяцев 2004 года. Отделом контроля за налогообложением физических лиц, прочих доходов и сборов произведено 196 проверок полноты и своевременности уплаты налогов физическими лицами, по результатам проверок допричислено в бюджет 1935,3 тыс. руб., в том числе 1757,3 тыс. руб. фиксированной ставки подоходного налога.[13] Результаты контрольной работы с физическими лицами, сдающими в наем помещения, приведены в приложении 2.

Отдельно необходимо отметить работу по совокупному годовому декларированию (см. приложение 3). По данным приложения 3 видно, что увеличилось количество поданных деклараций и суммы к доплате. Также увеличилось количество плательщиков, которым по итогам перерасчета причитается сумма к возврату. Это объясняется тем, что граждане подают декларации о совокупном годовом доходе и одновременно документы, дающие право на осуществление вычетов из дохода сумм, направленных на строительство жилья или обучение. В проекте нового Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» есть существенные изменения, касающиеся получения вышеуказанных льгот.[8] Граждане, уплачивающие суммы за строительство жилья или обучение, смогут получать льготу только при обращении в налоговые органы путем подачи декларации о совокупном годовом доходе. Это означает, что количество поданных деклараций в 2006 году существенно возрастет.

За 9 месяцев 2005 года принято 4935 деклараций, в том числе 72 декларации о доходах и имуществе, 92 - об источниках денежных средств, 3992 - о совокупном годовом доходе, 779 - о доходах, полученных в текущем году. Сумма предъявленного к уплате подоходного налога по результатам перерасчета по декларациям о совокупном годовом доходе составила 362,64 млн. руб.[13]

По состоянию на 01.10.2005 г. отделом контроля за декларированием доходов и имущества физических лиц инспекции МНС Республики Беларусь по Смолевичскому району Минской области по контрольной работе допричислено 69416,0 тыс. руб. Наибольшая сумма подоходного налога исчисленного по результатам проверки (продажа трех автомобилей) составила 2159,440 тыс. руб., экономические санкции в сумме 215,940 тыс. руб., пеня 791,000 тыс. руб. [13]

За 9 месяцев 2005 года поступили сведения в отношении 157 граждан, студентов, выезжающих на работу за границу. Указанным гражданам высланы уведомления с разъяснениями о порядке предоставления деклараций по доходам, полученным за границей. Истребованы декларации у 13 граждан. Составлены акты проверки по 6 гражданам, по которым предъявлено и взыскано в бюджет 1836,340 тыс. руб., в том числе 1519,200 подоходного налога и 317,140 тыс. руб. экономических санкций и пени. 5 человек привлечены к административной ответственности в виде штрафа в сумме 510,0 тыс. руб. 7 человек представили декларации в сроки, установленные законодательством. Начислено и уплачено в бюджет в добровольном порядке 1040,590 тыс. руб. подоходного налога.[13]

Отделом проводится контрольная работа по выявлению доходов, полученных из-за границы. В целях информирования граждан, получивших доходы, подлежащие декларированию в соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» инспекцией размещены буклеты в организациях, учебных заведениях, отделениях связи и банков, а также вручаются физическим лицам.[3]

При декларировании совокупного годового дохода граждане и работники налоговой инспекции сталкиваются с рядом затруднений. В первую очередь это связано со сроками подачи декларации. Срок подачи деклараций о совокупном годовом доходе приходится на 1 марта. К сожалению, большинство плательщиков могут задекларировать свои доходы только в конце января или в феврале, что приводит к большому скоплению плательщиков и очередям. Во-первых, это связано с тем, что бухгалтера учреждений и организаций не могут ранее предоставить плательщикам информацию об их доходах или выдать справку. Во-вторых, очень много вопросов возникает в связи с неправильным заполнением бухгалтерами справок о доходах и необоснованным предоставлением ими льгот.

После приема деклараций производится проверка достоверности и полноты указанных в них сведений. Проверка производится путем сопоставления сведений, указанных в декларациях, с данными, предоставляемыми юридическими лицами и предпринимателями ежеквартально по наемным лицам. За недостоверность сведений, указанных в декларации, физическому лицу предъявляется к уплате подоходный налог с сокрытого дохода, пеня, финансовая санкция и штраф в трехкратном размере от суммы допричисленного налога. Так, в 2005 году за недостоверность данных привлечено к ответственности 18 человек. Сумма допричисленного налога составила 467,3 тыс. руб. В 2004 году за недостоверность было привлечено 13 человек, а сумма допричисленного налога составила 205,6 тыс. руб.[13]

Большая доля в общей сумме допричисленного подоходного налога по совокупному годовому доходу уплачивается гражданами, получающими доходы за границей или из-за границы. Из 375270,8 тыс. руб., допричисленных по совокупному годовому доходу, 153522,1 тыс. руб. уплачены вышеназванными гражданами.[13] Сложности при декларировании доходов, полученных за границей, возникают у физических лиц, которые уже уплатили на территории других государств налоги, поскольку налоговые органы Республики Беларусь могут принять уплаченные налоги к зачету только, если на справке о полученных доходах и уплаченных налогах есть заверение налогового органа той страны, в бюджет которой были уплачены платежи. Заверить справку о доходах удается не всем гражданам, поэтому они вынуждены обращаться в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с заявлением с просьбой решить вопрос на межгосударственном уровне.

За основу для анализа земельного налога и налога на недвижимость взяты данные отчета 4-Н «Об исчислении земельного налога и налога на недвижимость с физических лиц» за 2004 и 2005 года инспекции Министерства по налогам и сборам по Смолевичскому району Минской области.[13]

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2003 г. №121 «Об утверждении положения о порядке оценки зданий и строений, принадлежащих физическим лицам» и п. 1.2 решения Мингорисполкома от 15.05.2003 г. № 788 оценка зданий и строений (частично) производилась налоговыми органами методом индексации стоимости зданий и строений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году с использованием коэффициентов переоценки зданий и строений, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства (№ 04-1-16/570 от 09.02.2005 г.): для жилых зданий - 1,1753; для крупнопанельных жилых домов - 1,1708; для нежилых строений - 1,2461.[8]

Согласно данным налогового учета 2005 года произошли значительные изменения в количестве лицевых счетов, по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2004 года (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Анализ изменения данных по налогу на недвижимость (с учетом владельцев двух и более жилых помещений)

Показатель

2004 года

2005 года

Отклонение

Кол-во физ. лиц, состоящих на налоговом учете в качестве плательщиков

2051

6059

+4008

Кол-во физ. лиц, привлечен. к налогообложению

1572

4592

+3020

Изменения исчисленного и предъявленного к уплате налога, тыс. руб.

27071,53

54759,66

+27688,13

Сумма исчисленного налога, тыс. руб.

3282,0

4745,3

+1463,3

Примечание. [13]

Из таблицы видно, что произошло значительное увеличение количества состоящих на учете физических лиц. Изменение произошло в связи с постановкой на учет владельцев (пользователей) гаражей в ГСК (ГК). По той же причине произошло и увеличение количества физических лиц, привлеченных к налогообложению в качестве плательщиков налога на недвижимость.

Сумма исчисленного и предъявленного к уплате налога на недвижимость за гаражи и частные домовладения на 2005 год составило 39089,92 тыс. руб. (без учета налога на недвижимость за жилые помещения в многоквартирных домах), сумма налога увеличилась по сравнению с 2004 годом на 23104,77 тыс. руб. В расчете на 1 плательщика сумма налога на недвижимость в 2004 году составила 20,43 тыс. руб., в 2005 году - 10,7 тыс. руб. Наибольшая сумма предъявленного к уплате налога на недвижимость (2 домовладения) составила 819,9 тыс. руб. (оценочная стоимость - 409986,2 тыс. руб.), наименьшая сумма - 0,7 тыс. руб. (оценочная стоимость - 654,4 тыс. руб.).[13]

В расчете на 1 плательщика сумма налога на недвижимость в 2004 году составила 24,9 тыс. руб., в 2005 году - 35,7 тыс. руб. Наибольшая сумма предъявленного к уплате налога на недвижимость составило 242,9 тыс. руб. (оценочная стоимость - 121498,2 тыс. руб.), наименьшая сумма - 2,0 тыс. руб. (оценочная стоимость - 2013,1 тыс. руб.).[13]

Для исчисления налога на недвижимость с физических лиц всего оценен 7271 объект, в том числе оценено БРТИ 2611 объектов, 4660 объектов оценено инспекцией самостоятельно с применением коэффициентов переоценки.

Сумма земельного налога, исчисленного и предъявленного к уплате на 2005 год, составила 60044,36 тыс. руб. по сравнению с 53056,25 тыс. руб. в 2004 году, или увеличилась на 6988,1 тыс. руб. В расчете на одного плательщика в 2004 году приходилось 60,3 тыс. руб. налога, в 2005 году - 71,1 тыс. руб.[13]

Наибольшая сумма предъявленного к уплате земельного налога составила 302,3 тыс. руб. (площадь земельного участка - 4800 кв. м.), наименьшая сумма - 12,6 тыс. руб. (площадь земельного участка - 200 кв. м.).[13]

В таблице 3.2 отражены изменения данных по земельному налогу в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Таблица 3.2

Анализ изменения данных по земельному налогу

Показатель

2004 год

2005 год

Отклонение

Кол-во физ. лиц, состоящих на налоговом учете в качестве плательщиков

1246

1175

-71

Кол-во физ. лиц, привлеченных к налогообложению

880

845

-35

Сумма исчисленного налога, тыс. руб.

53056,25

60044,36

+6988,11

Примечание. [13]

Причины уменьшения количества физических лиц, привлеченных к налогообложению в качестве плательщиков земельного налога следующие:

- увеличение количества физических лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих право на льготы по налогам;

- объединение лицевых счетов (несколько владельцев отчуждают домовладение одному физическому лицу).

На учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району Минской области находится 112 владельцев гаражей внутриквартальной застройки. Плательщиками земельного налога и налога на недвижимость являются 22 владельца указанных гаражей, 90 физическим лицам предоставлена льгота по двум налогам (пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II групп).[13]

Отклонение исчисленных сумм земельного налога владельцам гаражей внутриквартальной застройки в 2005 году по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составило 36 тыс. руб. (увеличение в 2,03 раза), налога на недвижимость - 336,49 тыс. руб. (уменьшение в 1,8 раза). Ставка земельного налога увеличилась по сравнению с 2004 годом в 1,12 раза. [13]

В инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району Минской области поставлено на налоговый учет 3850 физических лиц - владельцев гаражей в гаражно-строительных (гаражных) кооперативах, являющимися плательщиками налога на недвижимость. Плательщиками налога на недвижимость являются 2889 владельца указанных гаражей, 961 физическим лицам предоставлена льгота (пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II групп и пр.).[13]

Сумма исчисленного и предъявленного к уплате налога на недвижимость на 2005 год составила 15311,7 тыс. руб. В среднем на 1 плательщика приходится 5,3 тыс. руб.[13]

Всего состоит на налоговом учете 1135 физических лиц, имеющих в собственности более одного жилого помещения в многоквартирных домах; 937 из них по 949 объектам предъявлен к уплате налог на недвижимость в сумме 15669,74 тыс. руб. (см. приложение 4). В среднем на одного плательщика приходится 16,72 тыс. руб. налога.

Результаты работы с физическими лицами по уплате налога на недвижимость и земельного налога за 2004 и 2005 годы представлены в приложении 5. Основной причиной задолженности по пене является несвоевременная уплата налоговых платежей. Указанные суммы задолженности, в том числе неуплаченная пеня, включены в квитанции на уплату налогов на 2005 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты