Рефераты

Налогообложение доходов физических лиц и пути его совершенствования в Республике Беларусь

p align="left">- расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги.

Названные расходы учитываются в пределах нормативов, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 1994 г. №429 «Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях» (с изменениями и дополнениями).

Единые нормативы расходования средств на рекламу и маркетинговые услуги, учитываемых в составе расходов, установлены дифференцированно в зависимости от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в отчетном календарном году с учетом НДС. Поэтому расходы на рекламу нормируются по совокупности с расходами на оплату маркетинговых услуг.

Также следует обратить внимание, что при определении конкретного норматива расходов на рекламу и маркетинговые услуги, подлежащих учету при исчислении подоходного налога, полученная за любой отчетный квартал выручка (нарастающим итогом с начала года) соотносится с годовым объемом выручки, определенным постановлением. Иными словами, соответствующий квартальный объем выручки, исходя из годового объема, не рассчитывается (за I квартал - как 1/4 годового объема выручки, за II квартал - как 1/2, за III квартал - как 3/4). Названным постановлением предусмотрено увеличение исчисленной предельной суммы расходов на рекламу в три раза для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления туристических услуг.

Расходы на рекламу не нормируются только для индивидуальных предпринимателей, основной деятельностью которых является организация выставок, ярмарок (в части затрат по организации этих мероприятий).

Для индивидуальных предпринимателей, основной деятельностью которых является предоставление информационных и консультационных услуг, нормирование расходов на рекламу осуществляется в общеустановленном порядке;

- расходов на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) работников в системе среднего и высшего образования, когда в соответствии с законодательством такая подготовка (переподготовка, повышение квалификации) является обязательным условием для получения (продления срока действия) специальных разрешений (лицензий);

- затрат на расход топлива по автотранспортным средствам. Указанные затраты определяются исходя из его фактического расходования в пределах действующих в Республике Беларусь линейных норм топлива для соответствующей марки автомобиля. Такие нормы определены в Сборнике норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотракторную технику, суда, машины, механизмы и оборудование Республики Беларусь, утвержденном Министерством транспорта и коммуникаций 1 января 1999 г. При отсутствии указанных норм по используемой в предпринимательской деятельности марке автомобиля до момента их разработки по заявке субъекта хозяйствования, израсходованные горючесмазочные материалы включению в расходы не подлежат.

После установления соответствующих линейных норм затраты на расход топлива могут быть учтены и за периоды, предшествующие такому установлению.

Увеличение норм расхода топлива возможно только в случаях, рекомендуемых названным Сборником (например, при работе в зимнее время, при работе в городах с населением от 300 тыс. до 1 млн. жителей).

3 Расходы, связанные с особенностями осуществляемой предпринимательской деятельности, но не предусмотренные Положением о составе расходов, могут быть учтены при исчислении подоходного налога, если только они согласованы с налоговым органом. Такое согласование производится (как по видам, так и по размерам расходов и порядку их исключения из выручки) на основании письменного заявления предпринимателя до истечения срока представления налоговой декларации (расчета). В заявлении должно быть подробно приведено обоснование необходимости произведенных расходов для осуществляемого предпринимателем вида деятельности.

Решение о согласовании оформляется путем наложения резолюции на заявление уполномоченным должностным лицом налогового органа либо в случае частичного удовлетворения заявления путем направления предпринимателю письменного сообщения.

Только по результатам вынесенного налоговым органом положительного решения о согласовании затраты могут быть включены в состав расходов (в полном размере либо частично). В противном случае расходы исключению из выручки не подлежат.

Если индивидуальный предприниматель при проверке правильности учета своей деятельности обнаружит, что им были учтены такие расходы, то до представления декларации о совокупном годовом доходе, полученном в 2005 г., с вопросом о согласовании он может обратиться в налоговый орган. При этом в периоде, в котором несогласованные расходы были учтены, они должны быть исключены из общей суммы расходов, учитываемой при исчислении подоходного налога (см. раздел «Внесение изменений в учет и отчетность»).

Напротив, если в течение года расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, но не предусмотренные Положением о составе расходов, не были учтены, то до представления декларации о совокупном годовом доходе предприниматель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об их согласовании. Такие расходы подлежат учету при исчислении подоходного налога с совокупного годового дохода за 2005 год. При этом, если на момент согласования была представлена налоговая декларация (расчет) подоходного налога за IV квартал. следует представить за этот период уточненную.

4 Определенные виды расходов, не включенные в перечень расходов, не подлежат учету при исчислении подоходного налога даже по согласованию с налоговым органом. Такие виды расходов предусмотрены п. 10 Положения о составе расходов. Это расходы, не подтвержденные документально (за исключением случаев учета затрат по нормативу, установленному в размере 10% от выручки); расходы по уплате пеней, штрафов и иных санкций за налоговые нарушения, а также других санкций, источником уплаты которых в соответствии с законодательством являются собственные средства; расходы, связанные с повышением квалификации индивидуального предпринимателя, за исключением платы за подготовку (переподготовку, повышение квалификации) индивидуального предпринимателя в случаях, когда в соответствии с законодательством такая подготовка (переподготовка, повышение квалификации) является обязательным условием для получения (продления срока действия) специальных разрешений (лицензий); расходы в виде убытков от списания имущества в связи с его уничтожением, утратой, хищением или по другим обстоятельствам; оплата обучения физических лиц независимо от отношения указанных лиц к производству и реализации товаров, за исключением платы за подготовку (переподготовку, повышение квалификации) работников в случаях, когда в соответствии с законодательством такая подготовка (переподготовка, повышение квалификации) является обязательным условием для получения (продления срока действия) специальных разрешений (лицензий); расходы, произведенные сверх норм, установленных законодательством; расходы на непроизводственные цели, связанные с организацией отдыха, развлечений, досуга; расходы, возмещенные (компенсированные) в соответствии с законодательством иными лицами. Все перечисленные расходы производятся предпринимателем только за счет собственных средств.

5 Расходы, предусмотренные Положением о составе расходов, а также согласованные с налоговым органом, должны быть подтверждены документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Каждая запись в учетных документах, отражающая произведенные предпринимателем расходы, производится на основании первичных учетных документов (накладных, актов, расчетных документов), которые фиксируют факт совершения той или иной хозяйственной операции. Например, для списания стоимости товаров нужны документ на их оплату и накладная от поставщика, которая подтверждает не только факт их получения, но и количество и стоимость.

Наряду с этим, в соответствии с п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения.[1]

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается имеющим юридическую силу первичным бухгалтерским документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

Составление первичного бухгалтерского документа является неотъемлемой частью самой хозяйственной операции и осуществляется в момент ее проведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным бухгалтерским документом, должна быть своевременно зарегистрирована в соответствующих книгах учета. Так, в соответствии с п. 7 Инструкции о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями записи в книги учета производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления первичного бухгалтерского документа (совершения операции), если иной срок не установлен законодательством.

Исправления в книгах учета ошибочных записей должны позволить установить дату, основание поправки и лицо, ее осуществившее (что подтверждается подписью этого лица). Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.

Несоблюдение любого из указанных выше требований может послужить для работников контролирующих органов поводом для сомнений в подлинности представленного им документа, следствием чего может стать обращение этих органов в Хозяйственный суд с иском о признании сделок недействительными. В этом случае предприниматель должен будет доказывать факт осуществления им затрат (и их размер) с помощью иных имеющихся в его распоряжении документов, что в ряде случаев бывает затруднительно.

6 При исчислении подоходного налога расходы, произведенные по отдельным видам деятельности, могут быть учтены только в пределах выручки (без учета полученных внереализационных доходов), полученной в отчетном периоде (квартале, году) по этим видам деятельности.

Иными словами, если по одному из видов деятельности получен убыток, то он не может быть перенесен на выручку от другого вида деятельности.

Однако в пределах одного вида деятельности сумма превышения расходов над выручкой от реализации одного вида товаров (работ, услуг) переносится на выручку от реализации других видов товаров (работ, услуг).

Поэтому важно определить сумму выручки, полученную по каждому в отдельности виду деятельности, и приходящиеся на соответствующий вид деятельности расходы (в том числе не следует забывать о распределении косвенных расходов), чтобы удостовериться, что учтенные расходы не завышены из-за возможно полученного убытка.

7 Расходы, частично связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат исключению из выручки только в части, которая непосредственно связана с предпринимательством.

Для этого необходимо обеспечить учет физических величин, характеризующих степень использования имущества в предпринимательской деятельности (как правило, это касается автотранспортных средств, по которым необходимо учитывать общий пробег и пробег, осуществленный для предпринимательской деятельности, а также телефонных переговоров с использованием квартирных и мобильных телефонов, по которым необходимо учитывать общее время переговоров и время переговоров в целях осуществления предпринимательской деятельности).

8 Индивидуальные предприниматели-плательщики НДС учитывают расходы без «входного» НДС (если он принимается к вычету), за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено отнесение «входного» НДС на увеличение стоимости товаров, работ, услуг. При этом в расходы включается НДС, исчисленный по реализации.

9 Правильно должны быть сформированы внереализационные доходы.

- следует учитывать, что перечень внереализационных расходов определенный п. 9 Положения о составе расходов, является исчерпывающим и включает: суммы, уплаченные в виде санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, и расходы по возмещению причиненных убытков. При этом такой вид расходов может быть исключен из выручки в размерах, не превышающих размер доходов, полученных по соответствующим договорам;

- отрицательные разницы, возникающие при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют при переоценке денежных средств на валютных счетах в банках и в кассах индивидуальных предпринимателей;

- разницы, возникающие при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату расходования займа (кредита) в иностранной валюте и на дату возврата заимодавцу (кредитору) займа (кредита), использованного на приобретение товаров;

- расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки;

- расходы, связанные с продажей иностранной валюты, в сумме разницы между курсом Национального банка Республики Беларусь на момент продажи и курсом продажи.

В целом внереализационные расходы могут быть исключены из выручки в пределах суммы полученного в отчетном периоде (квартале, году) дохода от реализации товаров и внереализационных доходов.

Изложенные выше правила касаются учета документально подтвержденных расходов. Вместе с тем Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» и предоставляет право индивидуальным предпринимателям, которые не могут документально подтвердить расходы, исключить их из выручки в размере 10% выручки. Поэтому, если индивидуальный предприниматель в течение года учитывал расходы по нормативу, то следует проверить, соблюдал ли он следующие правила.

1) такие расходы исключаются в размере 10% выручки, полученной за соответствующий отчетный период;

2) исключение документально не подтвержденных расходов из выручки производится в разрезе видов деятельности (если ИП осуществляет несколько видов деятельности, он по своему усмотрению определяет, по каким из них документально не подтвержденные расходы будут учитываться по установленному нормативу). Кроме того, исключение расходов из выручки по нормативу производится в целом по виду деятельности, а не по отдельным видам товаров, работ или услуг (если, например, при оптовой торговле по отдельным партиям товаров имеются подтверждающие документы, а по другим - нет);

3) по виду деятельности из выручки могут быть исключены либо документально не подтвержденные расходы по установленному нормативу, либо расходы (часть расходов), по которым имеются соответствующие документы. При этом если из выручки, полученной от осуществления какого-либо вида деятельности, документально не подтвержденные расходы исключаются по нормативу, иные документально подтвержденные расходы по этому виду деятельности не учитываются.

Льготы по подоходному налогу. Перечень льгот по подоходному налогу установлен ст. 3 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

При проверке обоснованности применения льгот по налогу следует проверить, имеются ли все необходимые документы, подтверждающие право на льготу, и оформлены ли они должным образом, а также не были ли применены вычеты при исчислении налога с доходов от предпринимательской деятельности и по основному месту работы.

Также необходимо уточнить, не было ли утрачено в течение года право на льготу. Например, если у индивидуального предпринимателя ребенок, обучающийся в высшем учебном заведении, являющийся в соответствии с Законом иждивенцем, также зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, то он перестанет являться иждивенцем. Соответственно льгота по налогу будет утрачена.

Упрощенная система налогообложения. При применении упрощенной системы налогообложения предприниматели руководствуются Законом Республики Беларусь от 31.12.1997 №121-З «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства».

Закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства - предприятий и организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь и являющихся юридическими лицами, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.

Выбор системы налогообложения осуществляется плательщиком. Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется в соответствии с вышеуказанным Законом.

Предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. Вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: предприниматели, производящие подакцизные товары; предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; предприниматели - участники договора о совместной деятельности; предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговых платежей: акцизов; налогов (пошлин, сборов), взимаемых таможенными органами (включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; налога за пользование природными ресурсами (экологический налог) в части платежей за перерасход природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх утвержденных лимитов; государственных пошлин; лицензионных и регистрационных сборов; обязательных взносов на государственное и социальное страхование; налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в государственной автомобильной инспекции (ГАИ).

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выплате заработной платы, а также других доходов обязаны удерживать налоги с перечисляемых сумм в соответствии с законодательством.

Налогоплательщик, изъявивший желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должен представить соответствующее заявление и необходимые сведения в налоговый орган по месту своего учета. Формы заявления и представляемых сведений устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и необходимые сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета не позднее последнего дня первого месяца квартала, с которого он претендует на применение этой системы налогообложения.

Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, если выполнены все условия, предусмотренные Законом, и если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Решение о возможности применения упрощенной системы налогообложения или мотивированный отказ в ее применении выносятся налоговым органом в 10-дневный срок со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления с необходимыми сведениями.

Применение плательщиком упрощенной системы налогообложения прекращается в каждом из следующих случаев, если:

- нарушены условия, предусмотренные вышеуказанным законом;

- плательщик принял решение о переходе на общий порядок налогообложения.

При нарушении условий, предусмотренных вышеуказанным законом, плательщик обязан перейти на общий порядок налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором было нарушено хотя бы одно из этих условий.

Плата за патент, внесенная за период, с начала которого плательщик перешел на общий порядок налогообложения, подлежит зачету в счет уплаты сумм налогов и отчислений в государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Сокрытие налогоплательщиком обстоятельств, предусмотренных Законом, либо не информирование им налогового органа о таких обстоятельствах, повлекшее неправомерное применение плательщиком упрощенной системы налогообложения, рассматривается как неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенные путем занижения, сокрытия налоговой базы.

При переходе по решению налогоплательщика на общий порядок налогообложения он обязан проинформировать о таком решении налоговый орган не позднее чем за 15 дней до начала нового квартала. Переход на общий порядок налогообложения производится с начала нового квартала.

Плательщик, перешедший в текущем календарном году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь перейти на упрощенную систему налогообложения.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период.

Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 10% от валовой выручки

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании письменного заявления, подаваемого в соответствии с настоящим Законом. Форма патента устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Копия (дубликат) патента хранится в налоговом органе. Годовая стоимость патента определяется и устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в зависимости от вида экономической деятельности плательщика.

Если плательщик применяет упрощенную систему налогообложения со II, III или IV квартала текущего года, стоимость патента уменьшается на соответствующую часть.

Патент выдается только при условии отсутствия просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые бюджетные (внебюджетные) фонды за предыдущий отчетный период.

Выдача патента не освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые бюджетные (внебюджетные) фонды за предыдущий отчетный период.

Отзыв патента производится налоговым органом при прекращении применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.

Утраченный налогоплательщиком патент подлежит возобновлению выдавшим его налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных для выдачи патента. При этом на налогоплательщика налагается штраф в размере, устанавливаемом областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению соответствующим исполнительным и распорядительным органом.

Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиком ежемесячно в размерах, равных 1/12 годовой стоимости патента, не позднее 22-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.

Указанные платежи засчитываются в счет будущих обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения в пределах календарного года.

Уплата налога при упрощенной системе налогообложения производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) на основании расчета, представляемого в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). При этом учитывается оплаченная годовая стоимость патента, исчисленная нарастающей суммой с начала года.

Платежи по налогу производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

В случае, если стоимость патента превышает сумму исчисленного налога за соответствующий отчетный период, разница между указанными суммами учитывается при расчете налога за следующий период.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Неуплата или неполная уплата в установленный срок сумм платежей в счет погашения годовой стоимости патента, предусмотренных настоящим Законом, влекут ответственность, предусмотренную законодательством за неуплату или неполную уплату в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины).

2.2 Налогообложение физических лиц

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается на основании Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 21.12.1991 г. №1327-ХII.[3]

Плательщиками подоходного налога с физических лиц являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.[1]

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками: от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Объектом налогообложения не признаются доходы, полученные от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством Республики Беларусь между собой в браке, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Определение времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в целях признания этого лица налоговым резидентом Республики Беларусь производится в соответствии со статьей 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.[1]

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:

- дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации, а также проценты, полученные от белорусского индивидуального предпринимателя и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;

- страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской организации и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов авторского права и смежных прав;

- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от реализации: недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; на территории Республики Беларусь акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций; акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе белорусских организаций; прав требования к белорусской организации или иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь; иного имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;

- вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь;

- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством Республики Беларусь или полученные от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река - море» и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Республику Беларусь и (или) из Республики Беларусь или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) на территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, объектов электросвязи и иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Республики Беларусь;

- суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- иные доходы, получаемые плательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Республики Беларусь.

Не относятся к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, связанных с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь и (или) приобретением товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки, установленные пунктом 1 статьи 18 Закона, налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 13 - 16 Закона, с учетом особенностей, установленных Законом.[3]

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрены установленные пунктом 1 статьи 18 Закона налоговые ставки и которые подлежат налогообложению в этом же налоговом периоде, то применительно к этому налоговому периоду принимается налоговая база, равная нулю. Разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрены установленные пунктом 1 статьи 18 Закона налоговые ставки и которые подлежат налогообложению, на следующий налоговый период не переносится.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 13 - 16 Закона, не применяются.

При получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии - из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.

При отсутствии цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется исходя из цен на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги), которые определяются в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с Министерством экономики Республики Беларусь.

В стоимость таких товаров (работ, услуг), иного имущества включаются соответствующая сумма налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

Сумма налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 35 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, определяется с учетом следующих положений. Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, определяется применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 15%. Если источником дохода плательщика, полученного в виде дивидендов, является белорусская организация, то эта организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому плательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 15%.

Налоговым периодом признается календарный год.

С 4 апреля 2006 года не облагаются подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами в виде процентов по облигациям (в том числе при их погашении) открытых акционерных обществ «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Белпромстройбанк», «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», номинированным в белорусских рублях и иностранной валюте и размещенным этими акционерными обществами путем открытой продажи (Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 г. №201).

С 1 января 2006 года не подлежат обложению подоходным налогом доходы, полученные физическими лицами в налоговом периоде от возмездного отчуждения (в том числе путем продажи, мены, ренты) в течение пяти лет принадлежащих им на праве собственности одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка, от возмездного отчуждения в течение календарного года одного автомобиля или другого транспортного средства, доходы, полученные от возмездного отчуждения иного имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, кроме доходов, полученных физическими лицами от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 г. №634).

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов в размере одной базовой величины за каждый месяц налогового периода; в размере двух базовых величин на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц налогового периода.

Стандартный налоговый вычет, предоставляется с месяца рождения ребенка или появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг восемнадцатилетнего возраста либо был объявлен полностью дееспособным, студенты и учащиеся дневной формы обучения, получающие среднее, первое высшее или среднее специальное образование, окончили обучение, физическое лицо перестало быть иждивенцем, а также до конца месяца, в котором наступила смерть ребенка или иждивенца.

Стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям, вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которых находятся ребенок и (или) иждивенец.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям установленный настоящим подпунктом стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Предоставление стандартного налогового вычета в таком размере вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.

В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты плательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено по окончании налогового периода на основании налоговой декларации (расчета) и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в установленных размерах.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования.

Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение. Плательщикам, состоящим в зарегистрированном браке, вычет сумм, уплаченных за обучение супруга (супруги), предоставляется в размере фактически произведенных расходов на такое обучение в общей сумме на обоих супругов. Плательщикам-родителям социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Социальный налоговый вычет предоставляется при подаче плательщиком следующих документов: справки учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его супруг (супруга, его дети, его подопечные) являются учащимися или студентами данного учреждения образования и получают первое высшее или среднее специальное образование; копии договора, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь, об оказании образовательных услуг на платной основе; документов, подтверждающих фактическую оплату образовательных услуг.

Социальный налоговый вычет предоставляется при подаче плательщиком налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по окончании налогового периода.

При новом строительстве индивидуального жилого дома или квартиры фактически произведенные плательщиками расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах полной проектной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры.

При приобретении индивидуальных жилых домов и квартир в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае приобретения индивидуального жилого дома или квартиры в общую совместную собственность). Повторное предоставление плательщику имущественного налогового вычета не допускается.

При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между участниками общей долевой либо общей совместной собственности пропорционально их доле либо в соответствии с их письменным заявлением (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

Имущественные налоговые вычеты предоставляются плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения плательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).

При невозможности определения дня получения дохода от источников за пределами Республики Беларусь датой фактического получения дохода признается день прибытия плательщика на территорию Республики Беларусь, а при отсутствии такого прибытия в течение отчетного налогового периода - последний рабочий день этого налогового периода.

Среднемесячная базовая величина определяется с точностью до одного знака после запятой как отношение суммы базовых величин, действовавших в налоговом периоде, к 12 (число месяцев в налоговом периоде (календарном году)). При этом за месяцы, которые на момент исчисления налога не наступили, применяется размер базовой величины, действующей на дату исчисления налога.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов в отношении доходов, получаемых плательщиками от налоговых агентов, не являющихся местом их основной работы (службы, учебы), если иное не установлено настоящей статьей.

Местом основной работы (службы, учебы) плательщиков являются наниматели, признаваемые в качестве таковых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Доходы, налогообложение которых производится по ставке 20 процентов, в совокупный годовой доход не включаются и декларированию не подлежат.

Налоговая ставка устанавливается в размере 40 процентов в отношении доходов, полученных наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав.

Указанные доходы в совокупный годовой доход не включаются и декларированию не подлежат.

Налоговые ставки в отношении доходов, полученных плательщиками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь, в размере, не превышающем пятисот базовых величин в налоговом периоде, определяемых на дату фактического получения дохода, устанавливаются в фиксированных суммах.

Размер фиксированных сумм налога устанавливается областными (Минским городским) Советами депутатов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты фиксированных сумм налога устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Белорусские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет сумму налога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты