Рефераты

Налог на доходы физических лиц: история возникновения, порядок уплаты, налоговые льготы

p align="left">2.5. Исчисление и уплата налога налоговыми агентами

Согласно статье 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязаннос-ти по исчислению, удержанию и перечислению нало-гов в соответствующий бюджет. Налоговые агенты, от которых физические лица получают доходы, дол-жны исчислять и удерживать налог с этих доходов. Он исчисляется нарастающим итогом с начала пе-риода по итогам каждого месяца со всех доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 процентов.

Если доходы облагаются налогом по повышен-ным ставкам, он определяется отдельно по каждому виду дохода. Налоговый агент исчисляет налог без учета доходов, полученных плательщиком из дру-гих источников. Налоговые агенты должны перечис-лить налог не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату до-хода. Сумма налога, исчисленная и удержанная с доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды, может быть перечислена в день, следующий за днем ее удержания.

С 1 января 2001 года агенты перечисляют в бюд-жет налог, удержанный по итогам месяца, если его сумма превышает 100 рублей. Если эта сумма мень-ше 100 рублей, она будет добавляться к налогу в сле-дующем месяце.

Статьей 230 установлены конкретные виды обя-занностей, возлагаемых на налоговых агентов и на-логовые органы в целях обеспечения положений, из-ложенных в главе 23 части второй Налогового ко-декса РФ.

В частности, на налоговых агентов возлагаются следующие обязанности:

-- вести учет доходов, полученных от них физи-ческими лицами в налоговом периоде, по форме, ко-торая устанавливается МНС России;

-- ежегодно не позднее 1 апреля года, следующе-го за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет сведения о до-ходах физических лиц по форме, утвержденной МНС России.

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекомму-никаций в порядке, определяемом МНС России.

При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налого-вые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представ-лять сведения о доходах физических лиц на бумаж-ных носителях.

Налоговые органы направляют эти сведения на-логовым органам по месту постоянного жительства физических лиц.

Не представляются сведения о выплаченных дохо-дах индивидуальным предпринимателям за приобре-тенные у них товары или выполненные работы в слу-чае, если эти индивидуальные предприниматели в ка-честве подтверждения уплаты налога с указанных до-ходов на основании налогового уведомления налогово-го органа предъявили соответствующие документы.

3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Порядок представления налоговой декларации изложен в ст. 229. Налоговая декларация по НДФЛ представляется налого-плательщиками в налоговый орган по месту их жи-тельства.

П. 3 ст. 229 НК РФ предусмотрено, что предприни-матели без образования юридического лица (кроме тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход), частнопрактикующие лица, лица получившие доход от физических лиц, а также от источников, расположен-ных за пределами РФ при прекра-щении источников доходов до конца календарного года обязаны подать декларацию о фактически полученных доходах в текущем году в пятидневный срок после пре-кращения источника дохода, но если налогоплатель-щик иностранное физическое лицо -- то не позднее, чем за месяц до выезда за пределы РФ.

Налоговая декларация может быть подана налого-плательщиком в период с 1 января по 30 апреля вклю-чительно. Бланки деклараций предоставляются бесплат-но, представить ее можно лично либо по почте, на бумаге или на магнитном носителе, в ней необходимо указать ИНН (если он присвоен). Эти положения оп-ределены ст. 80 НК РФ.

В налоговых декларациях физические лица ука-зывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога (налоги, удержанные налоговыми аген-тами, уплаченные в течение налогового периода аван-совые платежи).

Налоговую декларацию по итогам года должны будут представлять:

-- индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, а также другие лица, которые занимают-ся частной практикой;

-- физические лица, получившие от других физи-ческих лиц, не являющихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

-- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и получающие доходы за предела-ми России;

-- физические лица, получившие доходы от нало-говых агентов, которые не удержали с них налог на доходы;

-- налогоплательщики, претендующие на получе-ние социальных, имущественных и профессиональ-ных вычетов.

Остальные плательщики налога могут подать в налоговый орган декларацию, если у них появится такая необходимость (например, если работодатель произвел не все налоговые вычеты).

Налогоплательщик в случае обнаружения в подан-ной налоговой декларации ошибок в указанных в ней сведениях или ошибок, приводящих к занижению сум-мы налога, обязан внести необходимые дополнения и изменения в эту декларацию, подав об этом заявление в налоговый орган.

Если такое заявление будет подано не позднее 30 апреля, то день его подачи будет считаться днем подачи декларации, а если позже указанной даты, но до истече-ния срока уплаты налога (15 июля), то налогоплатель-щик не может быть привлечен к ответственности.

В случае же если заявление подано после истечения 15 июля, и налогоплательщик уплатил в связи с ис-правлением этой ошибки налог и пени, и к этому вре-мени налоговый орган еще не выявил эту ошибку, то налогоплательщик также будет освобожден от ответ-ственности. Эти правила действуют с 19 августа 1999 г., т.е. с вступлением в силу поправок к части первой НК РФ, внесенных Федеральным законом от 09.07.99г. № 154-ФЗ.

4. ЛЬГОТЫ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Несмотря на широкое использование в налоговой тео-рии и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, чётко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов нало-гового льготирования в отечественной и зарубежной прак-тике.

Налоговые льготы одновременно выступают в двух ос-новных ипостасях: как элемент налогообложения (структу-ры налога) и как важнейший инструмент политики налого-вого регулирования рыночной экономики.

В налоговом законодательстве должны быть четко опре-делены элементы налогообложения, то есть все основные внутренние состав-ляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основа-ниях, во-вторых, к толкованию отдельных положений за-кона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налого-обложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них, нельзя считать окончательным правовой факт установления обяза-тельства для налогоплательщика по уплате налога (сбора).

Налоговые льготы -- это формы практической реализа-ции регулирующем функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, из-менением сферы их распространения и системой налого-вых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогово-го регулирования.

В НК РФ (ст. 56) дается определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдель-ным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотрен-ные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая воз-можность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем раз-мере.

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщи-ков налоговые вычеты и скидки, что противоречит обще-принятому подходу к понятию налоговых льгот как инстру-мента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регу-лирующую направленность (стимулирующую, инвестицион-ную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсроч-ку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инве-стиционный, они рассматривают их лишь как возможные спо-собы изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, результатом такого ошибочного теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возмож-ностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кре-дитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) пла-тежа, и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответ-ствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» / Финансы 2002, №2..

Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные ук-рупненные группы: налоговые вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы (налоговые скид-ки, отсрочка или рассрочка налогов, налоговые кредиты).

4.1. Налоговые вычеты

Гл. 23 НК РФ ввела новые понятия -- «вычеты», как суммы в определенных размерах, на которые налого-плательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указан-ное право может быть реализовано в случае, желания налогоплательщиков получить эти вычеты, из налого-вой базы, как это предусмотрено НК РФ.

В ст. 218-221 НК РФ сгруппированы вычеты, на ко-торые налогоплательщики имеют право при определе-нии налоговой базы в порядке установленном п. 2 ст. 210: стандартные, социальные, имущественные и про-фессиональные. Все указанные вычеты принимаются только к доходам, облагаемым налогом поставке 13% (п. 3 ст.210 НК РФ).

Такие вычеты, как социальные, имущественные и некоторые профессиональные могут предоставляться только па основании письменных заявлений налого-плательщиков и их деклараций, подаваемых в налого-вые органы по окончании налогового периода с при-ложением документов, подтверждающих это право и фактически понесенные расходы.

В соответствии со ст. 219 НК РФ к социальным на-логовым вычетам относятся:

1) благотворительная помощь, в виде денежных средств, перечисленных налогоплательщиком органи-зациям науки, культуры, образования, здравоохране-ния и социального обеспечения полностью или час-тично финансируемых из бюджетов. Эти суммы прини-маются к вычету в фактических размерах, но не более 25% суммы дохода.

Из этой нормы следует, что право на этот вычет возникает, в том случае, когда благотворительная по-мощь оказана денежными средствами, а также такой из перечисленных выше организаций, которая из бюд-жета получила в виде финансирования хотя бы незна-чительную сумму. Не будет предоставлен такой вычет если помощь оказана в виде имущества, а не денеж-ными средствами или организации не получившей из бюджета в виде финансирования ассигнований;

2) суммы (но не более 25% дохода), перечислен-ные налогоплательщиком физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреж-дениям на физическое воспитание и содержание спортивных команд;

3) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплачен-ные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на днев-ной форме обучения (но не более 25 тыс. руб. на каждо-го ребенка в общей сумме на обоих родителей).

МНС России по согласованию с Минобразованием РФ издало приказ от 27.09.01г. № БГ-3-04/370, которым утверждена форма справки об оплате налогоплательщи-ком обучения для представления в налоговый орган, ко-торую обязано выдать образовательное учреждение;

4) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплачен-ные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), своих родителей, своих детей (до 18 лет), и за медикаменты, назначенные лечащим вра-чом. Вычет предоставляется по оплате за услуги по ле-чению, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями РФ, по перечню медицинских услуг и лекар-ственных средств утвержденным постановлением Пра-вительства РФ от 19.03.01г. № 201. Следует иметь ввиду, что вычет по дорогостоящим ви-дам лечения производится в размере фактических рас-ходов не зависимо от их суммы.

Минздравом России и МНС России издан совмест-ный приказ от 25.07.01г. № 289/БГ-3-04/25011 «Российская газета» №169, 31.08.1992., которым утверждена форма Справки об оплате медицинских ус-луг для представления в налоговые органы, инструк-ция по ее заполнению, порядок выписки лекарств ле-чащим врачом.

Указанные вычеты будут предоставляться при сда-че налогоплательщиком вместе с декларацией о дохо-дах за 2001 г. заявления, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на вес перечислен-ные цели, а также документы, подтверждающие ста-тус соответствующих медицинских и образовательных учреждений, в налоговый орган в 2002 г.

Этот вычет предоставляется по расходам, понесен-ным лично налогоплательщиком. В то же время в п. 10 ст. 217 НК РФ определено, что освобождаются от на-логообложения суммы уплаченные работодателем из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организации, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей.

Социальные вычеты по расходам на образование и медицинские услуги применяются впервые по доходам, полученным в 2001 г., что позволит налоговую базу уменьшить на значительную сумму.

В соответствии со ст. 220 НК РФ к имущественным налоговым вычетам относятся:

1. Суммы, полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участ-ков, если эти объекты находились.» собственности ме-нее 5 лет, но в размере не более 1 млн. руб. в год.

2. Суммы, полученные от продажи иного имуще-ства, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб.

Вычеты в суммах соответственно 1 млн. руб. и 125 тыс. руб. продавец имущества может заменить факти-чески произведенными и документально подтвержден-ными расходами, связанными с получением доходов от продажи этого имущества.

В случае продажи указанного выше имущества, на-ходящегося в собственности более соответственно 3 и 5 лет, вычет принимается в суммах фактически выру-ченных от его продажи.

Несколько иной порядок предоставления имуще-ственных вычетов при определении налоговой базы от продажи ценных бумаг. Вопрос налогообложения до-ходов от операций с ценными бумагами рассматрива-ется в гл. 23 НК РФ в нескольких статьях.

В соответствии со ст. 208 НК РФ доход от реализа-ции ценных бумаг может быть получен как в России, так и за ее пределами, а в соответствии с п/п. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ может быть получен доход в виде матери-альной выгоды от приобретения ценных бумаг. В дан-ном случае, согласно п. 4 этой же статьи НК РФ эта выгода определяется как превышение рыночной сто-имости ценных бумаг над суммами фактических рас-ходов на их приобретение. Здесь необходимо еще раз напомнить, что доходы, полученные налоговыми ре-зидентами РФ, облагаются нало-гом в России не зависимо от каких источников они получены в России или за ее пределами, а у лиц, не являющихся резидентами РФ -- только те доходы, которые получены от источников в РФ.

Имущественные вычеты из налоговой базы в отно-шении доходов полученных от операций с ценными бумагами определенны ст. 214.1 и 220 НК РФ,

Операции с ценными бумагами, доход от которых облагается налогом, являются купля-продажа ценных бумаг обращающихся или не обращающихся на орга-низованном рынке, а также с финансовыми инстру-ментами срочных сделок (фьючерсные и опционные биржевые сделки), с базисным активом из ценных бу-маг и от доверительного управления этими сделками.

При реализации ценных бумаг налогоплательщик может уменьшить общую сумму выручки на общую сумму расходов, произведенных им на приобретение и реализацию этих ценных бумаг. Ему необходимо будет документально подтвердить размеры таких расходов.

В случае, когда налогоплательщик не может доку-ментально подтвердить размеры договоров он вправе воспользоваться вычетами: если ценные бумаги нахо-дились в его собственности менее 3 лет -- в сумме 125 тыс. руб., а если не менее 3 лет, то в сумме полученно-го дохода от реализации этих бумаг.

3. Суммы, израсходованные на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, но не более 600 тыс. руб., а также на погашение процентов по ипотеч-ному банковскому кредиту, полученному и израсхо-дованному на указанные цели. Вычет предоставляется столько лет, сколько понадобится для полного исполь-зования, указанных предельных сумм расходов, но лишь один раз в жизни и будет предоставляться с мо-мента регистрации права собственности на жилье, а не с момента начала строительства или его приобре-тения. Не будут эти вычеты предоставлять работодате-ли. Они будут предоставляться только налоговыми орга-нами. Для получения вычетов необходимо будет пред-ставить письменное заявление, декларацию и соответ-ствующие документы, включая свидетельство о праве собственности не позднее 30.04.02 г.

Профессиональные вычеты могут быть указаны в декларации для уменьшения налоговой базы согласно ст. 221 НК РФ следующими категориями налогопла-тельщиков:

1) предприниматели без образования юридическо-го лица и лица, занимающиеся частной практикой, а также лица, выполняющие гражданско-правовые до-говора для физических лиц, в декларациях о доходах, полученных ими от этой деятельности в 2001 г. имеют право уменьшить налоговую базу на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением этих дохо-дов и размеры этих расходов должны быть докумен-тально подтверждены.

При включении в декларацию о доходах предпри-нимателями затрат, связанных с их деятельностью, являющимися профессиональными вычетами, ст. 221 НК РФ допускается нормативное уменьшение нало-говой базы на 20% доходов, если суммы расходов на-логоплательщик не в состоянии подтвердить докумен-тами. Эта норма касается только тех лиц, которые за-регистрированы в этом качестве в порядке, установ-ленном Законом РФ от 07.12.91 г. 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимаю-щихся предпринимательской деятельностью, и поряд-ке их регистрации»11 «Российская газета» №36, 14.02.1992.. Эти же лица имеют право на умень-шение налоговой базы на суммы налогов, уплаченных в связи с их деятельностью (НДС, акцизов и др.), в том числе на сумму, уплаченного налога на имуще-ство, в случае если оно использовалось для осуществ-ления предпринимательской деятельности кроме на-лога на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи. Это преж-де всего касается налога на нежилые строения, поме-щения и сооружения, используемые, например, под магазины, гостиницы, склады и т.п.

В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ приказом Минфи-на России с МНС России от 21.03.01 г. № 24 н/БГ-3-08/ 419 (зарегистрирован Минюстом России 04.05.01г.) утвержден Порядок учета доходов и расходов при ис-числении налога на доходы физических лиц, который является рекомендацией по определению налоговой базы.

Профессиональные вычеты в размерах расходов, подтвержденных документально и 2001г., могут предоставить налоговые агенты:

-физическим лицам, получившим доход от юридических лиц за выполнение гражданско-правовых договоров по суммам документально подтвержденных рас-ходов, связанных с получением этих доходов;

-физические лица, получившие авторские вознаг-раждения за создание, издание, исполнение, исполь-зование произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения и создание промышленных образцов в сумме документально подтвержденных рас-ходов. Если эти расходы не могут быть документально подтверждены, то они должны были предоставить по нормативам, предусмотренным упомянутой статьей Кодекса (от 20 до 40 % доходов) по заявлениям авто-ров, поданным налоговым агентам.

Налогоплательщики не обязаны подавать деклара-цию о доходах, когда с них удержание налога произве-дены у источника выплаты дохода, но в тех случаях, когда у источника выплаты доходов эти вычеты были предоставлены, то они вправе представить декларации о своих доходах и о размерах, вычетов, предусмотрен-ных ст. 221 НКРФ (п. 2 и 3) в налоговые органы.

Общие положения о предоставлении таких выче-тов, предусмотренные п. 3 ст. 218 НК заключаются в том, что эти вычеты предоставляются одним из рабо-тодателей, являющимся источником выплаты дохода, и что важно -- по выбору налогоплательщика на осно-вании его письменного заявления и документов, под-тверждающих право на получение таких вычетов.

Статьей 218 НК РФ дан перечень стандартных вы-четов, который определен размерами в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб. в месяц за каждый налоговый период каждому налогоплательщику, и зависимости от принадлежности его к той или иной категории граждан.

1. На стандартный вычет, и размере 3000 руб. в ме-сяц (или 36 тыс. руб. за 12 месяцев) будут иметь право лица: пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в т.ч. ликвидаторы последствий катастрофы; а также прохо-дившие службу в зоне отчуждения; эвакуированные или выехавшие добровольно из указанной зоны: отдавшие костный мозг для спасения пострадавших: принимав-шие участие в 1986-87 гг. в ликвидации последствий ка-тастрофы; пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк» (1957-61 гг.) и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (1957-58гг.); участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением до 31.01.63г.; участвовавших в ликвидации радиационных авариях на других объектах, а также в сборе ядерных зарядов до 31.12.61 г.; инвалиды BOB, инвалиды из числа военнослужащих, вследствие ущерба здоровью, полу-ченного при защите Родины либо выполнения служеб-ного дол га.

2. На стандартный вычет в сумме 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за 12 месяцев) будут иметь право: герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех сте-пеней, вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ, находившиеся в блокадном Ленин- граде, быв-шие узники концлагерей и гетто; инвалиды детства, а также I и II групп; родители и супруги погибших воен-нослужащих и государственных служащих при выпол-нении своего долга: ряд категорий лиц связанных с ра-диационным воздействием в результатах аварий на Чер-нобыльской АЭС, ПО «Маяк» и реке Теча;

3. На стандартный вычет в сумме 400 руб. в месяц будут иметь право все остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца в котором их годовой доход превысил 20 тыс. рублей.

Вне зависимости от вычетов, перечисленных выше, каждый налогоплательщик имеет право на стандарт-ный вычет в сумме 300 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет, если он обучается в учебном заведении с дневной формой обучения, до месяца, в котором годовой доход превысит 20 тыс. руб-лей. Вычеты получают только те родители, на обеспе-чении которых находятся эти дети до конца года, в котором они достигли указанного возраста.

Для вдов, вдовцов, одиноких родителей или попе-чителей детей этот вычет составит 600 руб. в месяц на каждого ребенка до месяца следующего за месяцем вступления вдовцов, вдов и одиноких родителей в брак.

Как уже было подчеркнуто вычет на детей одино-ким родителям предоставляется во-первых, если дети находятся на их содержании и если они не вступили в новый брак. Таким образом, если дети находятся у ма-тери, брак с отцом у которой расторгнут она имеет право на вычет в размере 600 руб. в месяц, но и отец, уплачивающий алименты на этих детей имеет право на такой же вычет, так как он участвует в обеспечении детей и, во-вторых, они получают такой вычет до вступ-ления в повторный брак. При вступлении в новый брак каждый из них имеет право на вычет на детей в разме-ре 300 руб. в месяц.

4.2. Налоговые освобождения

В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению следующие виды доходов физичес-ких лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действую-щим законодательством;

2) государственные пенсии, назначаемые в порядке, уста-новленном действующим законодательством;

3) все виды установленных действующим законодатель-ством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представи-тельных органов местного самоуправления компенсацион-ных выплат (в пределах норм, установленных в соответ-ствии с законодательством РФ);

4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материн-ское молоко и иную помощь;

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранны-ми организациями по перечню таких организаций, утверж-даемому Правительством РФ;

7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, обра-зования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;

8) суммы единовременной материальной помощи, оказы-ваемой налогоплательщикам в связи со стихийным бед-ствием или другим чрезвычайным обстоятельством, пост-радавшим от террактов и т.д.;

9) суммы полной или частичной компенсации стоимос-ти путевок, за исключением туристических, выплачивае-мой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости пу-тевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находя-щиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организа-ций, за лечение и медицинское обслуживание своих работ-ников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих ли-цензий, а также наличия документов, подтверждающих фак-тические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

11) различные виды стипендий учащимся;

12) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируе-мых из федерального бюджета государственных учрежде-ний или организаций, направивших их на работу за границу, -- в пределах норм, установленных в соответствии с действу-ющим законодательством об оплате труда работников;

13) доходы налогоплательщиков, получаемые от прода-жи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находя-щихся на территории Российской Федерации, скота, кроли-ков, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработан-ном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;

14) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяй-ства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реа-лизации сельскохозяйственной продукции, а также от про-изводства сельскохозяйственной продукции, ее переработ-ки и реализации, -- в течение пяти лет, считая с года реги-страции указанного хозяйства.

15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод и т.д.;

16) доходы (за исключением оплаты труда наемных ра-ботников), получаемые членами зарегистрированных в ус-тановленном порядке родовых, семейных общин малочис-ленных народов Севера, занимающихся традиционными от-раслями хозяйствования, от реализации продукции, полу-ченной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

17) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской коо-перации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, уста-новленном действующим законодательством;

18) доходы в денежной и натуральной формах, получае-мые от физических лиц в порядке наследования или даре-ния, за исключением вознаграждения, выплачиваемого на-следникам (правопреемникам) авторов произведений на-

уки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

19) доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих акционерных об-ществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнитель-но полученных ими акций или иных имущественных до-лей, распределенных между акционерами или участниками организации пропорционально их доле и видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номи-нальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале;

20) призы в денежной и (или) натуральной формах, по-лученные спортсменами за призовые места на важных международных спортивных соревнованиях;

21) суммы, выплачиваемые организациями и (или) фи-зическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соот-ветствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

22) суммы оплаты за инвалидов организациями или ин-дивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводни-ков для инвалидов;

23) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в госу-дарственную собственность кладов;

24) доходы, получаемые индивидуальными предприни-мателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;

25) суммы процентов по государственным казначей-ским обязательствам, облигациям и другим государствен-ным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федера-ции и субъектов Российской Федерации, а также по обли-гациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, яв-ляющимися членами семей, доходы которых на одного чле-на не превышают прожиточного минимума, от благотвори-тельных фондов, зарегистрированных в установленном по-рядке, и религиозных организаций;

27) доходы в виде процентов, получаемые налогопла-тельщиками по вкладам в банках, находящихся на терри-тории РФ;

28) доходы, не превышающие 2 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

-- стоимость подарков, полученных налогоплательщика-ми от организаций или индивидуальных предприни-мателей, и не подлежащих обложению налогом на на-следование или дарение в соответствии с действую-щим законодательством;

-- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решени-ями Правительства Российской Федерации, законода-тельных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного само-управления;

-- суммы материальной помощи, оказываемой работода-телями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пен-сию по инвалидности или по возрасту;

-- возмещение (оплата) работодателями своим работни-кам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инва-лидам стоимости приобретенных ими (для них) меди-каментов, назначенных им лечащим врачом. Осво-бождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих факти-ческие расходы на приобретение этих медикаментов;

-- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

29) доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, про-ходящих военную службу по призыву, а также лиц, при-званных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;

30) суммы, выплачиваемые физическим лицам избира-тельными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов на замещение различных выборных должностей и избирательных фондов партий за выполне-ние этими лицами работ, непосредственно связанных с про-ведением избирательных кампаний;

31) выплаты, производимые профсоюзными комитета-ми (в том числе материальная помощь) членам профсою-зов за счет членских взносов, за исключением вознаграж-дений и иных выплат за выполнение трудовых обязанно-стей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных ме-роприятий;

32) выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.

Кроме того, следует отметить, что налоговые льготы, пре-доставленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу части второй НК РФ, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы пре-кращают свое действие решением законодательных (пред-ставительных) органов Российской Федерации.

4.3. Иные налоговые льготы

К иным налоговым льготам можно отнести:

§ Налоговые кредиты,

§ Налоговые скидки,

§ Отсрочка (рассрочка) налогов.

Налоговый кредит это наиболее сложный элемент в системе налоговых льгот. По этому вопро-су также нет достаточной определенности ни в действую-щем законодательстве, ни в отечественной финансовой на-уке. Как уже отмечалось ранее, в НК РФ налоговый кредит вообще оторван от налоговых льгот и односторонне опреде-ляется как изменение срока исполнения налогового обяза-тельства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего поня-тия налогового кредита. То есть в НК РФ заужена сфера дей-ствия и налоговых льгот в целом, и налогового кредита, как элемента их системы.

В широком, системном понимании, налоговые кредиты -- это группа условных (требующих дополнительных основа-ний), предполагающих непосредственное сокращение на-логового обязательства (налогового оклада) с целью оказа-ния нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и со-циальном развитии предприятий и территорий, а также ис-ключения двойного налогообложения. Популярность нало-говых кредитов во всем мире связана с их преимуществами по сравнению с другими льготами. Во-первых, налоговые кредиты предполагают прямое сокращение налоговых обя-зательств плательщика перед бюджетом путем уменьшения окладной суммы налога и (или) отсрочки (рассрочки) пла-тежа. При правильном применении данных льгот это долж-но быть выгодно и пользователю, и государству. Причина тому -- их преимущественно целевая направленность на по-слабление налогового бремени (исключение двойного нало-гообложения) и на развитие производственной и социаль-но-экономической базы пользователей и территорий, что должно способствовать росту производства, доходов и при-были, а значит, и увеличению массы налоговых поступле-нии в будущем. Во-вторых, налоговые кредиты в большей степени учитывают имущественное положение налогопла-тельщика, чем другие виды льгот, при условии, что они будут предоставляться действительно нуждающимся в по-мощи субъектам налоговых отношений.

Налоговые скидки представляют собой груп-пу налоговых льгот более сложного порядка, сопряженных, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них.

По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина « это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое уменьшение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспан-сии и некоторых видов доходов»33 С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» / Финансы 2'2002.

Отсрочка или рассрочка платежа по одному или несколь-ким налогам предоставляются на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой задол-женности налогоплательщиком. Порядок и условия их пре-доставления регламентируются ст. 64 НК РФ, в которой четко определены основания предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей курсовой работы, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть основные положения рассматриваемого мной вида налога.

Взимаемый в настоящее время подоходный налог получает в главе 23 НК РФ новое название - налог на доходы физических лиц. Также, по моему мнению, немаловажно данный налог получил статус федерального налога11 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2002

. НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает осо-бенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бре-мя налогоплательщиков за счет увеличения коли-чества и размеров налоговых льгот, а также введе-ния единой налоговой ставки в размере 13 процен-тов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышен-ные ставки налога на доходы физических лиц, свя-занные с приростом их капитала; например, с диви-дендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам -- максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получае-мых лицами, не являющимися налоговыми резиден-тами, определена средняя налоговая ставка в разме-ре 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имуще-ственные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает не-которую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень до-хода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохо-да населения основным источником налогооб-ложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оце-нить по причине того, что не создано четкой пра-вовой базы. Кроме того, требуется определен-ное время для того, чтобы удержания с этих ви-дов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получае-мый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. По-этому налог на доходы -- не единственный налог с населения, он дополняется другими налога-ми -- земельным, налогом на имущество, нало-гами на наследство и дарение, налогом с денеж-ного капитала, домовым, промысловым и т. д.

Также, хотелось бы привести несколько статистических данных. Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюд-жета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет со-ставлял в 1999 году 13,2 °/в, в 2000 году --12,1 % и за 2001 год--13,1 %. Таким образом, он стабильно за-нимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюд-жетов.

Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные годы темп роста соста-вил 161,4,148,8 и 149,2 %, а в абсолютных суммах -- 116,5 млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб11 Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы //Налоговый вестник 2002, № 5 .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная литература

1. Конституция РФ. - М.: Акалис, 1996. - 48с.

2. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 480с.

3. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» "Российская газета", N 97, 31.05.2002.

4. ЗАКОН «Об основах налоговой системы в РФ» "Российская газета", N 56, 10.03.1992.

5. Приказ МНС РФ от 5.03.2001 № БГ-3-08/73 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» ч. 2 НК РФ». // Экономика и жизнь. 2001. №11.

Научная литература

1. Братчикова Н.В. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Комментарий к законодательству по состоянию на 1 марта 2001г. М.: 2001.- 95с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ ч.2 (постатейный). 2-ое издание. Составитель и автор комментариев - Борисов А.Б. - М., «Книжный мир» 2001.

3. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие - Ростов-на-Дону. Феникс. 2001.-384 с.

4. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика - Пресс», 1997.

5. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ / Серия Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 480с.

6. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в РФ. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-352с.

7. Арутюнова О.Л. Зачем нужен налог на доходы.// Российский налоговый курьер 2002. №6.

8. С.В. Барулин и А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» // Финансы 2002, №2.

9. Сокол М.П. О налоге на доходы физических лиц. // Финансы 2000. №12.

10. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. // Финансы. 2002. №7.

11. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических лиц: статус налогоплательщика, определение налоговой базы //Налоговый вестник 2002, № 5

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты