Рефераты

Лизинг на предприятии

p align="left">Комментирует юрист Алексей Маслов (ведущий юрисконсульт компании «Налоговая помощь»). Если у компании есть деньги на покупку оборудования, то обращение к лизинговой компании лишено экономического смысла. Следовательно, налогоплательщик действует без цели делового характера. А это прямое доказательство того, что компания необоснованно получает налоговую выгоду (п. 3 постановления № 53).

На данный момент такой способ снижения налогов с помощью лизинга является наиболее опасным.

Налоговики часто пытаются доказать, что налоговая выгода, которую компания получает, становясь лизингополучателем, является необоснованной. Компании оказывают в вычетах по НДС, доначисляют налог на прибыль и привлекают к налоговой ответственности. Отстаивать законность налоговой оптимизации с помощью лизинга очень часто приходится в суде.

Главная задача - доказать судьям и инспекторам, что лизинговая сделка была заключена, чтобы получить оборудование или транспорт, необходимые для коммерческой деятельности. Иными словами, договор лизинга имел реальную экономическую цель. А налоговая выгода лизингополучателя - это всего лишь побочный положительный эффект лизинговой сделки.

1.4 Рынок лизинга в России

Еще не так давно немногочисленным лизинговым компаниям в России приходилось постоянно объяснять клиентам необходимость, целесообразность и выгодность финансовой аренды. Сегодня это общепризнанный эффективный инструмент.

Кроме увеличении популярности финансовой аренды в целом и роста количества лизинговых компаний можно с уверенностью говорить еще об одной тенденции - возрастании региональной доступности лизинговых услуг. Если раньше большая часть лизинговых операций была сконцентрирована в Москве и Московской области, то сегодня региональный лизинг приобретает все большую значимость. На Москву и С.-Петербург в 2001 - 2002 годах приходилось около 80% лизинговых сделок. Сегодня, спустя всего пять лет, на столицы приходится чуть больше 60% всего российского лизинга, а около 40% - это уже региональный бизнес.

Исторически лизинг в нашей стране начинался с легкового автотранспорта, и сейчас в этом сегменте он наиболее развит - там самые совершенные лизинговые продукты. Вторым по популярности был лизинг грузовой специальной техники, третий развит сегмент - промышленное оборудование. Кроме того возрос интерес к железнодорожному подвижному составу. Достаточно активно рассматривается вопрос по лизингу объектов недвижимости.

Общий объем лизинговых сделок по итогам 2010 года превысил $15 млрд. Динамика рынка, которую он демонстрирует в течении последних нескольких лет -прирост 30 - 50% в год. Но стоит отметить факторы, которые определят дальнейшие перспективы. Прежде всего, вопрос о налогообложении. В последние годы приходится тратить большое количество усилий на урегулирование вопроса НДС, на то, чтобы иметь возможность проводить те законные операции, которые определены в Налоговом кодеке. Кроме того, наблюдается уверенный рост экономики, сопровождающийся большим спросом на новые основные фонды. У многих дилеров оборудования происходит скачкообразный рост продаж. Некоторые поставщики уже к маю - июню выполнили план продаж, который был рассчитан до конца 2010 г. Рынок требует основных средств, и на них есть реальный спрос. Но ограничивающими факторами выступают объем доступного финансирования и доступность самого оборудования. В. Калинин. Тревожное затишье // «Финансовые услуги» - 2010. - октябрь: С 24

Судя по тому, что количество лизинговых сделок в России с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Так, например, в статье профессора Высшей школы экономики, доктора экономических наук Виктора Газмана, приведены следующие данные: в 2009 году объемы нового лизингового бизнеса, рассчитанные на основе данных о 135 лизингодателях, превысили $8,5 млрд, в то время как по ВВП этот показатель на уровне 5%, а по инвестициям в основной капитал - 6,7%. Среднегодовой прирост лизинговых операций за восемь лет составляет 33,7%. Согласитесь, для России - неплохой показатель, особенно если учесть, что удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды страны в 2009 году равнялся примерно 9%, а в инвестициях в оборудование и транспортные средства 18%. Это соответствует среднеевропейскому уровню.

По данным '"Эксперта РА" . Логинова, М. Груздева. От кармана к тендеру // «Финанс» - 24-30 мая 2008 № 20 (61): С. 18. в 2010 году объем заимствований по лизинговым сделкам составил 14,7 млрд против 8 млрд долл. в 2009 году, а доля лизинга в ВВП за год выросла с 0,99 до 1,5%. «Рынок вышел на новую стадию роста, - считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. - Первый цикл, начавшийся в 2001 году, в 2009 году завершился волной инвестиционного спроса и обновления основных фондов. Рынок лизинга перешел с 2009 года на качественно новый этап развития и до 2010 года имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз.

Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.

Основная доля сделок в 2010 году пришлась на лизинг железнодорожного транспорта - 15,73%, а также лизинг грузового и легкового автотранспорта - 14,59%. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2009 годом и в совокупности составили около 50% рынка. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году, кроме того, хорошие перспективы есть у лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники.

Особенностью российского рынка является то, что на его динамику оказывают сильное влияние конъюнктурные сделки и внутрихолдинговый лизинг. Такие контракты не всегда носят рыночный характер, и их объем трудно прогнозировать. Вероятно, через несколько лет объем нового бизнеса в лизинге будет больше коррелировать именно с рыночными тенденциями инвестиций в основной капитал, как на Западе.

Рис. 1 Объем заимствований по лизинговым сделкам в России за 2010 год (млрд. долл.)

Лизинг в России будет стремительно расти. Этот рынок еще не насыщен. В настоящий момент многие компании начинают более активно развиваться, потенциальный спрос на лизинговые услуги велик. Лизинговые компании при иностранных банках уже активно выходят на рынок лизинга в России, и мы ожидаем усиления конкуренции в этом сегменте уже в краткосрочной перспективе, потому что проекты в сфере лизинга весьма привлекательны для иностранных инвесторов.

Таким образом, лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств. Объектом является движимое и недвижимое имущество. Преимущество в том, что лизинговыми услугами пользуются компании любого уровня (малый, средний и крупный бизнес), но наиболее он выгоден тем предприятиям, которые находятся на общей системе налогообложения, т.е. платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Экономия для таких предприятий при приобретении имущества в лизинг составляет порядка 15-20% по сравнению с банковским кредитованием на развитие бизнеса. Эффективность лизинга обосновывается налоговыми преимуществами данной схемы финансирования. Лизинг выгоден за счет экономии по трем налогам: налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество. Вместе с тем, лизингу присущ и ряд негативных сторон.

Лизинг в России развивается стремительными темпами, возрастает региональная доступность лизинговых услуг, количество лизинговых сделок с каждым годом увеличивается, этот вид деятельности становится весьма перспективным. Прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2010 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Темпы роста рынка в отдельные годы могут достигать 150%.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

2.1 Лицензирование деятельности лизинговых компаний

Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах, с предусмотренной в учредительных документах лизинговой деятельностью и имеющие лицензию на право ею заниматься. Учредителями лизинговых компаний могут быть юридические лица и (или) граждане. Лизинговая деятельность для компании должна быть основной и давать не менее 40% дохода по итогам хозяйственного года.

Лицензирование деятельности лизинговых компаний осуществляет Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. Вместе с тем согласно ст. 34 ФЗ «О лизинге» лизингодатель имеет право без лицензии ЦБР осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать в целях приобретения предмета лизинга денежные средства он нерезидентов РФ, а также выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцам предмета лизинга.

МЭРТ РФ предоставлено право передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта РФ, органу исполнительной власти этого субъекта Федерации. Это должно облегчить процедуру лицензирования для местных лизинговых компаний. Однако если лизинговая компания в своей деятельности выйдет за рамки того субъекта РФ, в котором она получила лицензию, то ей будет необходимо пройти регистрацию в МЭРТ РФ.

Лизинговые компании, использующие в своей деятельности средства федерального бюджета и имеющие отраслевой характер, должны получать разрешение в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Лицензии, выданные МЭРТ РФ, действительны на всей территории России, а выданные органом исполнительной власти - только на территории данного субъекта РФ.

Для получения лицензии лизинговые компании должны предъявить в МЭРТ РФ следующие документы:

ь заявление о выдачи лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименование обслуживающего банка и срока действия лицензии (от года до пяти лет);

ь копии учредительных документов лизинговой компании;

ь копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;

ь справку Федеральной службы РФ по налогам и сборам о постановке лизинговой компании на учет;

ь документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

ь баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

ь копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки Федеральной службой РФ по налогам и сборам.

Выдача лицензий осуществляется на платной основе. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается Комиссией в течении 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением всех необходимых документов.

По усмотрению Комиссии может быть принято решение о проведении дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. Тогда решение о выдаче или об отказе в выдачи лицензии принимается Комиссией не позднее чем через 60 дней с момента подачи лизинговой компанией заявления с приложением всех необходимых документов.

В исключительных случаях срок рассмотрения заявления может быть дополнительно продлен руководителем Комиссии на срок до 30 дней.

Т. о., максимальный срок рассмотрения заявление лизинговой компании не может превышать трех месяцев.

Ведение сводного реестра всех выданных, продленных, приостановленных или аннулированных лицензий возложено на МЭРТ РФ. Теперь потенциальный лизингополучатель сможет обратиться в министерство за получением адреса ближайшей лизинговой компании, специализирующейся на лизинге требуемого оборудования.

Лицензирующим органам предоставлены большие полномочия, как стадии выдачи лицензии, так и стадии контроля за соблюдением условий лизинговой деятельности. Соискателю может быть отказано в лицензии, если лицензирующий орган сочтет, что у него отсутствует возможность выполнять функцию лизингодателя. Проверка лизинговой компании может начаться как по инициативе лицензирующего органа, так и по представлению контролирующих органов, заявлениям (жалобам) юридических и физических лиц, имеющих договорные отношения с лизинговой компанией. При проведении проверки лизинговая компания обязана представлять проверяющим лицам необходимую документацию, а также давать объяснения по вопросам своей деятельности.

Лизинговые компании - нерезиденты РФ, а также их филиалы и дочерние компании, осуществляющие на территории России лизинговую деятельность, тоже подлежат лицензированию. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 / «Юриспруденция»/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 323.

2.2 Бизнес-стратегия лизинговой компании

В основе управления любым бизнесом, в том числе и в сфере лизинговых услуг, лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и проблемам реализация производимых товаров (услуг). В целом стратегия основывается на подробном изучении всех возможных направлений развития компании и заключается в выборе общего курса, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов, стиля ведения бизнеса. Однако стратегия не является детальным планом, описывающим, что именно будет делать компания. Стратегия определяет направление развития и фиксирует то, чего именно компания не будет делать. Другими словами, стратегия означает осмысленным выбор компанией пути развития.

Таким образом, при определении понятия стратегии можно выделить следующие ее составляющие:

ь определение целевого состояния, к которому будет стремиться организация в своем развитии (классический подход),

ь позиционирование положения организации относительно целевого состояния в настоящем,

ь нахождение наилучших с точки зрения интересов бизнеса способов перехода от настоящего состояния к целевому.

В экономической литературе имеются различные подходы к стратегическому бизнес-планированию, основанные на достаточно широком круге экономических характеристик целевого и будущего состояния организации. Наш анализ в основном построен на подходе М. Портера, так как его модель строится на детальном отраслевом и конкурентном анализе бизнеса.

Согласно М. Портеру бизнес-стратегию компании необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) корпоративная стратегия;

2) конкурентная стратегия;

3) функциональная стратегия.

Теперь проанализируем, как перечисленные стратегии действуют на рынке лизинговых услуг. Для этого рассмотрим схему лизинговой сделки (рис. 2).

Технология лизинговой сделки:

1 - договор лизинга; 2 - договор купли-продажи предмета лизинга;

3 - договор поставки оборудования; 4- договор страхования;

5 - договор кредита; 6- договор поручительства, гарантии

Этапы заключения лизинговой сделки. Как и в любой сложной финансовой сделке, в лизинговой операции можно выделить три основных этапа:

1) подготовка и обоснование;

2) юридическое оформление;

3) исполнение.

На первом этапе оформляются следующие документы:

-- заявка, полученная лизингодателем от будущего лизингополучателя на покупку оборудования;

-- заключение о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового процесса;

-- заявка-наряд, направленная лизингодателем поставщику оборудования;

-- заявка, направленная лизинговой компанией банку о предоставлении ссуды на проведение лизинговой сделки.

На втором этапе оформляются следующие документы:

-- кредитный договор, заключенный лизинговой компанией с банком о предоставлении ссуды на проведение лизинговой сделки;

-- договор о купле -- продаже объекта лизинга;

-- акт о приемке-сдаче объекта лизинга в эксплуатацию;

-- лизинговый договор;

-- договор на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества, если обслуживание будет осуществлять лизингодатель;

-- договор на страхование объекта лизинга. На третьем этапе осуществляется эксплуатация поставленного имущества.

В договоре может быть специальный раздел, где перечислены права и обязанности сторон, которые мы рассматривали в п. 1.1. Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизинговых платежей с указанием общей суммы. Эту сумму должен будет выплатить лизингополучатель, при этом устанавливается порядок, сроки, способ, форма периодических лизинговых платежей. Обычно в договоре приводится подробный график выплаты лизинговых платежей с конкретными суммами и датами выплат.

Документооборот в лизинговых сделках выглядит следующим образом:

1) получение заявки от лизингополучателя;

2) подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового процесса;

3) направление поставщику заказа-наряда;

4) получение ссуды для проведения лизинговой сделки;

5) заключение договора о купле-продаже объекта лизинга;

6) подписание акта о приемке оборудования в эксплуатацию;

7) заключение лизингового соглашения;

8) заключение договора о техническом обслуживании передаваемого в лизинг имущества;

9) заключение договора о страховании объекта лизинга;

10) выплата лизинговых платежей;

11) возврат объекта лизинга;

12) возврат ссуды и выплата процентов.

Во многих странах законодательство устанавливает для предприятий обязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так как имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя (а заемный капитал не привлекается), то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув оптимального соотношения собственного и заемного капиталов.

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законодательством страны и решениями правительства страны, могут быть:

ь разработка и реализация государственной программы развития лизинговой деятельности в стране или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны;

ь создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

ь долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

ь меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

ь финансирование из государственного бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;

ь предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

ь предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном национальным законодательством, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

ь предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

ь создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

ь предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

ь отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных; создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Как видно из схемы (рис. 1), каждый участник сделки заинтересован в ее осуществлении. Лизингополучатель получает оборудование, необходимое ему для осуществления деятельности. Денежные средства, уплаченные по договору лизинга, относятся на расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу. НДС с лизинговых платежей лизингополучатель сразу же представляет к вычету. Кроме всего прочего, лизингополучатель сокращает свои издержки по налогу на имущество. Банк заинтересован в сделке, поскольку он получает надежный объект вложений средств. Страховая компания также за счет лизинга значительно расширяет свои продажи, так как имущество по договору лизинга обязано быть застрахованным. Гарантом по сделке обычно выступает головная компания лизингополучателя либо аффилированная с ним крупная компания, заинтересованная в инвестировании в лизингополучателя.

Так как мы рассматриваем совершенно конкретный вид бизнеса - услуги лизинга, то в целом корпоративную стратегию, по М. Портеру, как решение компании о том, в какой области она будет работать, уже можно считать определенной.

Суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных и (или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя и поэтому очевидно, что базовым ресурсом для лизинга являются имеющиеся в наличии или привлеченные финансовые ресурсы, и вопрос доступности этих ресурсов стоит весьма остро. В условиях же бурного роста рынка лизинговых услуг в нашей стране вопрос наличия достаточных собственных или привлечения сторонних денежных средств становится для лизинговой компании первостепенным. Дело в том, что у лизинговых компаний в условиях роста постоянно ощущается недостаток средств для инвестирования. Таким образом, возможность обеспечения экстенсивного роста за счет привлечения дополнительных ресурсов становится главной тактический задачей для лизинговых компаний, и формирование бизнес-стратегии лизинговых компаний подчиняется необходимости решать данную задачу. То есть, если рассматривать стратегии лизинговых компаний, то можно говорить, что способ привлечения финансовых ресурсов определяет функциональную стратегию по М. Портеру и задает очень жесткие границы при формировании корпоративной стратегии в целом, выдвигая поиск источников финансирования на первое место. При этом наличие возможности привлечения более дешевого финансирования выступает как источник конкурентного преимущества. И в этом смысле лизинговые компании могут быть позиционированы на рынке в соответствии с их возможностями привлечения финансовых ресурсов.

Существует также второй немаловажный принцип разделения лизинговых компаний: разделение по степени дифференциации услуг. Это также один из элементов позиционирования компании на рынке и в разрезе лизинга он имеет немаловажное значение.

По степени дифференциации услуг лизинговые компании можно разделить на узкоспециализированные и универсальные (табл. 2).

Таблица 2

Разделение лизинговых компаний по степени дифференциации их услуг

Степень дифференциации продукта ЛК

Лизингополучатели

Поставщики

лизинговой продукции

Специализированные ЛК

Ограниченный круг потребителей

Узкий круг поставщиков лизингового оборудования

Универсальные ЛК

Широкий круг лизингополучателей

Широкий круг поставщиков,

часто по предпочтению лизингополучателя

Специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, компьютеры, контейнеры и т.д.) или с товарами одной группы стандартных видов - строительное оборудование, оборудование средств связи, телекоммуникации, медицинское, полиграфическое оборудование и т.д. Соответственно, такие лизинговые компании работают с достаточно узким кругом поставщиков и лизингополучателей.

Универсальные лизинговые компании передают в лизинг разнообразные виды оборудования и машин. Они предоставляют лизингополучателю право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приема объекта сделки. В случае универсальной лизинговой компании техническое обслуживание и ремонт осуществляет поставщик либо сам лизингополучатель. Лизингодатель полностью освобождает себя от претензий со стороны лизингополучателя по возможной некомплектности или не качественности товара, переадресовывая лизингополучателя к поставщику согласно договорам купли-продажи имущества и лизинга. У лизингодателя в таких случаях отсутствует технический отдел, ограничиваясь юридической, финансовой службами и отделом заключения договоров. Таким образом, организационная и функциональная структуры универсальной и специализированной компаний будут существенно различаться. И дифференциация лизинговых компаний по степени универсальности в значительной степени будет определять их конкурентную стратегию.

Определение целевого состояния организации в процессе выработки ее бизнес-стратегии в современном мире все более проявляется в идентификации ее отличительных способностей. В рамках этого процесса и в России уровень специализации компаний постепенно возрастает. Усиливающаяся конкуренция на рынке лизинговых услуг приводит к тому, что лизингодатели стремятся занять на нем свою определенную нишу.

Если вернуться к схеме лизинговой сделки (рис. 1), то при оперативном лизинге из нее выпадает стрелка №3 - договор поставки оборудования.

Оперативный лизинг используется лизингополучателем, как правило, в силу особой технологии производственного процесса. В качестве классического примера использования оперативного лизинга выступает строительный комплекс, в котором каждый этап работ занимает непродолжительный отрезок времени. При этом технология строительства предполагает использование большого количества различных видов дорогостоящей техники (землеройные машины, экскаваторы, башенные краны и т.д.).

Как правило, лизинговые компании используют оперативный лизинг наряду с финансовым. И предоставление оперативного лизинга может рассматриваться как элемент конкурентной стратегии.

Таким образом, можно сделать вывод, что относительная сложность лизинговой сделки предполагает очень широкий спектр возможностей в позиционировании лизинговой компании на рынке и выбора ею целей развития и бизнес-стратегии достижения этих целей.

2.3 Разновидности лизинговых компаний

При определении бизнес-стратегии, исходя из принципов обеспеченности финансовыми ресурсами, целесообразно разделить рынок лизинговых услуг на следующие группы в зависимости от источников финансовых ресурсов:

1. В качестве учредителя выступает банк.

2. В качестве учредителя выступает предприятие, производитель оборудования.

3. В качестве учредителя выступает государство.

4. Иные учредители, частные юридические и физические лица.

Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Аффилированная с банком лизинговая компания, как правило, является универсальной, так как она работает в основном с клиентами банка. И если банк не является отраслевым, то и потребности клиентов в лизинге самые разнообразные. Кроме того, лизинговая компания имеет возможность использовать информацию о кредитных историях потенциальных лизингополучателей, что позволяет минимизировать риски их недобросовестности. Банковская лизинговая компания, как правило, пользуется всеми службами банка, сокращая собственные накладные расходы на содержание специалистов в области юриспруденции, маркетинга, подбора персонала и т.д. Компания также обладает некоторыми конкурентными преимуществами при вхождении на региональные рынки при наличии у банка собственной региональной сети.

Но, как отмечают некоторые аналитики, не всегда наличие материнской структуры является достоинством. Зачастую из-за сложности структуры управления, необходимости согласования возможности финансирования с банком и большого количества необходимой документации проведение сделки замедляется. Специфика банковской деятельности отражается и на лизинге, так как здесь к лизингополучателю относятся так же, как к кредитору: требуют такие формы обеспечения, как поручительство лизингополучателя, безакцептное списание денежных средств со счетов клиента, перевод самих счетов в свой банк, поддержание определенных оборотов. Таким образом, из-за завышенных требований и жесткого отбора клиентов не все потенциальные лизингополучатели готовы обратиться в аффилированные с банками компании. Тем более, что лизингодатели при банках довольно неохотно идут на сотрудничество с предприятиями малого бизнеса.

Помимо описанных выше особенностей лизинговая компания при банке практически всегда не обладает правом самостоятельно определять свои задачи и цели и является всего лишь инструментом привлечения дополнительных клиентов в банк с передачей всех доходов в головную компанию.

Лизинговая компания, связанная с производителем, обычно бывает специализированной и нацелена на увеличение объемов реализации продукции конкретного предприятия. Более того, наличие собственной лизинговой компании позволяет промышленному предприятию за счет лизинговых платежей генерировать постоянный денежный поток, повышая при этом финансовую устойчивость предприятия и улучшая его финансовые показатели. Таким образом, клиентами такой лизинговой компании являются покупатели продукции предприятия. Региональная экспансия лизинговой компании в этом случае является производной от расширения рынка соответствующего товара. Если лизинговая компания входит в состав крупного холдинга или финансово-промышленной группы, то она может быть универсальной и обеспечивать тем самым разнообразные потребности предприятий ФПГ. В этом случае клиентами лизинговой компании становятся предприятия материнского холдинга или финансово-промышленной группы, при этом параллельно решается задача минимизации налоговых отчислений предприятий группы. Также лизинговая компания может использоваться и для увеличения продаж продукции холдинга или ФПГ и тогда будет специализированной. Это особенно характерно для производителей дорогостоящего и качественного оборудования, поскольку продажи посредством лизинга позволяют расширить сегмент рынка сбыта, сделав оборудование более доступным.

Лизингодателей при поставщиках отличает высокая надежность в работе с клиентами, риск неплатежей минимален. Компании холдинга постоянно обеспечены заказами и могут получать более дешевые заемные средства, поскольку имеют серьезных поручителей из группы компаний и возможности для комплексного обслуживания лизингополучателя. Вместе с тем компании при поставщиках и ФПГ, так же, как и компании, основанные при банках, не являются самостоятельной организацией и не имеют возможности свободно выбирать клиентов и направления деятельности.

Компании при производителе могут предлагать более выгодные условия сделки лизинга, поскольку заинтересованы в продвижении товара на рынок. Также они могут воспользоваться более привлекательными условиями продажи оборудования при невыполнении условий соглашения, так называемыми условиями by back. Кроме этого, лизинговые компании при производителе чаще включают в линейку своих услуг оперативный лизинг, так как имеют наилучшие возможности для технической поддержки оборудования по истечении срока аренды.

Независимые лизинговые компании не аффилированы ни с банком, ни с каким-либо холдингом или предприятием. В связи с этим такие фирмы не занимаются продвижением техники конкретного производителя или финансовых средств ФПГ. Они, как правило, не вводят ограничений по предметам лизинга, потенциальным клиентам или географии сделок. Самым очевидным в связи с этим их преимуществом является мобильность и максимальная гибкость в работе.

Прибыльность независимых или рыночных лизингодателей зависит только от того, насколько успешно они взаимодействуют с потребителями. Таким образом, они выполняют функцию инвестиционного посредника - обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов туда, где они необходимы, из тех сфер, где наблюдается их переизбыток.

В отличие от аффилированных с банками лизинговых компаний рыночные игроки свободны в выборе источников финансирования: могут быть заемщиками на фондовом рынке, работать с различными банками, страховыми компаниями. Процедура здесь значительно проще - иногда достаточно предоставить лишь учредительные документы. От компаний при поставщиках и ФПГ независимых игроков отличает возможность работы в разных отраслях и сегментах рынка и отсутствие ограничений на продуктовую линейку. Таким образом, независимая лизинговая компания, как правило, является универсальной. Хотя часть компаний выбирает в качестве своей ниши определенную специализацию.

Общеизвестно, что именно отсутствие залогов и поручителей является основной проблемой для малых предприятий при поиске внешнего финансирования, и зачастую лизинг - единственный способ приобрести новое оборудование и транспорт. Именно отсутствие жестких требований к клиенту позволяет независимым компаниям расширить круг потенциальных лизингополучателей (правда, за исключением крупных фирм, поскольку возможности финансирования проектов ограничены). С другой стороны, такой подход может негативно сказаться на работе компании вследствие повышения рисков в случае недобросовестности потребителей услуги.

В качестве недостатков независимых игроков в отношении клиентов можно выделить привлечение финансирования на менее выгодных условиях, в отношении работы самой компании - необходимость самостоятельно решать вопросы безопасности сделок и юридической экспертизы документов лизингополучателей, высокие затраты в случае региональной экспансии.

Важно отметить, что разделение лизинговых компаний на группы было произведено на основании финансово-функционального фактора, поскольку именно он имеет наибольшее значение при определении бизнес-стратегии лизинговой компании.

На настоящий момент на рынке лизинговых услуг обозначилась тенденция к значительному росту конкуренции между лизинговыми компаниями. Помимо возрастания конкуренции на внутреннем рынке за счет отечественных компаний, на рынке лизинговых услуг в нашей стране стали появляться западные инвесторы, работающие, как правило, за счет дешевых финансовых ресурсов. Рост конкуренции между лизинговыми компаниями неизбежно ведет к падению среднерыночной цены услуги для потребителя, что в рамках описанных бизнес-стратегий имеет различные последствия.

Государственную компанию падение рыночной цены фактически затрагивает довольно незначительно, ввиду того, что она и так работает практически «вне рынка» на узком специализированном сегменте. Другие же компании в условиях падения цены вынуждены либо соглашаться с падением своих доходов и доходов тех лиц, с кем они связаны, либо предпринимать активные попытки для изменения ситуации в сторону улучшения.

Очевидно, существуют два варианта решения проблемы поддержания доходов на высоком уровне - это либо сокращение издержек, либо экстенсивное развитие.

Кэптивные компании, в этом плане, находятся в наилучших условиях, так как они являются, как правило, с одной стороны, узкоспециализированными, а с другой стороны, часто целиком покрывают определенную нишу рынка, поэтому влияние конкуренции на них несколько ослаблено. Эти компании не имеют проблем с финансированием своей деятельности ввиду наличия финансового партнера, который в состоянии несколько снизить стоимость привлечения финансовых ресурсов, если это будет необходимо.

Как уже отмечалось, основной целью головных организаций кэптивных компаний является увеличение продаж компаний поставщиков или же оптимизация доходов внутри ФПГ. Доходы лизинговой компании же в этом случае хоть и не являются незначительными факторами, однако несколько второстепенны по отношению к перечисленным выше целям. Таким образом, кэптивные лизинговые компании, во-первых, ввиду доступности финансовых ресурсов, имеют определенный запас прочности в случае падения своих доходов, во-вторых, падение маржи должно, конечно, беспокоить и менеджмент, и собственников организации, однако ввиду наличия главных целей факт относительного сокращения доходов некритичен. Компания в данном случае будет делать ставку на активную экспансию на рынок и поддержание темпов роста за счет экстенсивного развития. Бизнес-стратегия же компании не только не препятствует, но и способствует активным продажам.

Случай независимых лизинговых компаний несколько иной. Основной целью независимой компании является получение прибыли. Поэтому факт падения маржи для компаний этого типа является вопросом первостепенной важности. Однако возможностей противостоять угрозам рынка у независимых компаний нет. Несмотря на все преимущества в гибкости, быстроте обслуживания, внимания к клиенту, негативные аспекты бизнес-статегии превалируют. Высокие риски, ограниченность ресурсов не дают компании ни возможности снизить свою себестоимость, ни варианта выхода на массовый масштабный рынок, для того чтобы количеством договоров компенсировать относительное падение доходности. Таким образом, в условиях роста конкуренции независимые компании ввиду наличия взаимосвязи между маржой и стратегией организации должны постепенно пересмотреть свою бизнес-стратегию в сторону нахождения финансового патронажа. Хотя, естественно, это предполагает потерю полной независимости.

Компании, аффилированные с банками, находятся в полностью противоположной ситуации. Для банка, как и для независимого лизингодателя, основной целью финансирования лизинга является получение дохода. Сокращение же ставок по привлекаемым средствам для банковской структуры является пустым перегоном денег с одного баланса на другой и не решает проблемы падения общей доходности в рамках группы. Таким образом, единственным решением вопроса сокращения доходности лизинга для банка также становится активная экспансия на рынок. Однако сама бизнес-стратегия аффилированной с банком компании противоречит концепции экстенсивного роста. Как было уже сказано, на сегодняшний момент экстенсивный рост связан с обслуживанием компаний малого и среднего бизнеса. Кредитование же и предоставление услуг лизинга данной группе потребителей связаны с высоким риском и высокими затратами на разработку скорринговой системы и. т.д. Банковские лизинговые компании же при отсутствии прибыли и рисковой части маржи самостоятельно просто не в состоянии поддерживать финансирование этих систем. Активная экспансия для банка связана с передачей части маржи в лизинговую компанию, что фактически является отходом от базовой бизнес-стратегии в сторону относительной самостоятельности лизинговой компании.

Таким образом, можно говорить о том, что лизинговые компании, аффилированные с банком, и полностью самостоятельные лизингодатели с ростом конкуренции в будущем начнут испытывать все большие проблемы, связанные с падением доходности. Рост конкуренции и падение доходности фактически делают их бизнес-стратегии нежизнеспособными, заставляя менеджмент модифицировать их предположительно в сторону сближения друг с другом, основанного на относительной самостоятельности и патронаже крупной финансовой структуры.

Таким образом, лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах, с предусмотренной в учредительных документах лизинговой деятельностью и имеющие лицензию на право ею заниматься. Лицензирование деятельности лизинговых компаний осуществляет Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ. Лицензии, выданные МЭРТ РФ, действительны на всей территории России.

В основе управления бизнесом в сфере лизинговых услуг, лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и проблемам реализация производимых товаров (услуг), которая стратегия основывается на подробном изучении всех возможных направлений развития компании и заключается в выборе общего курса, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов, стиля ведения бизнеса.

Лизинговые компании подразделяются на две группы по степени дифференциации услуг: узкоспециализированные и универсальные, деятельность которых направлена на узкий или широкий круг потребителей и поставщиков.

При определении бизнес-стратегии, исходя из принципов обеспеченности финансовыми ресурсами, рынок лизинговых услуг делится на следующие группы в зависимости от источников финансовых ресурсов:

1. В качестве учредителя выступает банк.

2. В качестве учредителя выступает предприятие, производитель оборудования.

3. В качестве учредителя выступает государство.

4. Иные учредители, частные юридические и физические лица.

Каждая из этих групп имеет свои преимущества, которые наиболее подойдут для определенного клиента.

3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЛИЗИНГ»

3.1 Общая характеристика компании

Компания «ТРАНСЛИЗИНГ» работает вместе с теми, кто устремлен в завтрашний день. Рост конкуренции, стремительные изменения рыночной конъюнктуры в России требуют мгновенной реакции от людей предприимчивых, думающих и воплощающих задуманное в действие.

Как и во все предыдущие годы, компания находится в числе лидеров в Урало-Сибирском регионе. По сравнению с 2009 годом, в 2 раза увеличилось количество заключенных договоров, объем реализации вырос в 3 раза.

Эти результаты созданы плодотворными усилиями всех главных субъектов лизинговой деятельности: лизингополучателей, финансирующих банков, страховых компаний, поставщиков.

Лизингополучатели - предприятия Урало-Сибирского региона, внедряющие активную стратегию завоевания рынков, выпуска инновационных продуктов за счет коренного переоснащения производства, внедрение современных технологий и закрепление практики долгосрочного планирования инвестиций в развитие производственной базы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты