p align="left">3.4 Рекомендации по совершенствованию коммерческого бюджетирования
В результате рассмотрения системы бюджетирования, действующей на торговом предприятии ООО «Сибирский Коммерческий Центр», можно отметить следующее.
В организации введена система бюджетов, тесно увязанных между собой при этом происходит планирование как по месяцам, так и по кварталам и годам. Таким образом, в основном предполагается текущее бюджетированию. В свою очередь ранее уже отмечалось, что предприятию необходимо также разрабатывать и долгосрочные стратегические бюджеты с целью привлечения инвестиций, сроки которых составляют около 3 - 5 лет.
Таким образом, первой задачей, стоящей перед системой ООО «Сибирский Коммерческий Центр» является создание базы для разработки стратегического бюджета и его увязка с бюджетированием текущим. Необходимо, чтобы различные бюджеты преследовали одну общую цель.
Из план-фактного анализа, было видно, что далеко не все разработанные планы выполняются достаточно точно. Бывает, что отклонения достаточно высоки. Особенно это выразилось в нерациональном управлении денежными средства, свободными на данный период времени.
Составление бюджетов это достаточно сложный и трудоемкий процесс, поэтому в нем зачастую не избежать ошибок и неточностей. При этом стоит учитывать, что на данный период времени система бюджетирования ООО «Сибирский Коммерческий Центр» нельзя назвать достаточно автоматизированной.
Любое планирование основывается на анализе фактических данных, т.е. на бухгалтерской информации. По идее, здесь в простых случаях может хватить энтузиазма работников и возможностей электронных таблиц (например, Microsoft Excel) для составления плана. Тем самым можно в принципе решить одну из главных задач бюджетирования - формирование бюджета. Именно такой способ и применяется на данный момент в ООО «Сибирский Коммерческий Центр».
Но при этом варианте другая, не менее важная задача сопоставления плана с фактом и анализа отклонений представляется весьма затруднительной. Да и возможности корректировки такого бюджета весьма ограничены (равно как и анализ чувствительности показателей). Большей частью такого бюджетирования становятся множественные и скрупулезные расчеты разнообразных показателей, а также поиск неизбежных ошибок, так как электронная таблица не сможет даже подсказать, где они возможны.
Другим важным моментом является безопасность информации. Ведь бюджет, составленный на краткосрочный или долгосрочный период, представляет собой коммерческую тайну. Обеспечить ее защиту в электронных таблицах затруднительно.
Таким образом, такое бюджетирование не слишком то выгодно для предприятия и часто расходы превышают экономический эффект.
Выход из сложившейся ситуации заключается в использовании для бюджетирования специального программного продукта, обладающего достаточной гибкостью для надстройки под конкретное предприятие.
Не смотря на различные отраслевые и другие особенности, процесс бюджетирования на самых разных предприятиях обладает определенными общими правилами, которые позволяют создать программный продукт его автоматизации, регулирующий все необходимые функции и настраиваемые для каждого предприятия. Эти принципы заключаются, в первую очередь, в методе моделирования деятельности предприятия и в функциональном подходе к бюджетированию.
Медель - ядро всей системы автоматизации бюджетирования, которое определяет все потенциальные возможности системы и накладывает ряд непреодолимых ограничений на пользователя. Так, например, набор связанных электронных таблиц Excel тоже модель, естественными ограничениями которой являются число таблиц, их формат и связи между клетками.
Функциональный подход к бюджетированию заключается в следующем. Любое предприятие в каждый период можно представить набором определенных характеристик, таких, как объем продаж продукции, нормы переменных затрат, остаток денежных средств на расчетном счете и т.д. Причем эти характеристики могут быть связаны сложными отношениями.
Подобные соотношения (или связи) заранее неизвестны, а значит, входят в модель предприятия и так или иначе вводятся пользователем. Функциональный подход к бюджетированию позволяет легко описать все связи. Для этого необходимо представить плановые характеристики предприятия как результат определенной деятельности предприятия, как части его процессов. При этом данные процессы можно формировать с разной степенью детализации. Например, все цикл товарооборота продукта можно представить одним процессом, а можно разбить на отдельные стадии. Ясно, что в первом случае не будет никакой возможности получить информацию о том, что происходит внутри этого процесса.
Таким образом, в рамках функционального подхода запрещено планировать характеристики, не связанные ни с каким процессом.
Данный способ моделирования деятельности предприятия достаточно эффективен, так как множество возможных характеристик значительно больше множества процессов, т.е. многие совсем разные на первый взгляд характеристики сходны по оказываемому влиянию (действию) на другие характеристики. К тому же функциональный метод позволяет назначить процесс (а значит, и человека), ответственный за определенное изменение той или иной характеристики, что позволяет контролировать планирование деятельности предприятия на более высоком уровне.
Минимальные требования, предъявляемые к системе автоматизации бюджетирования, следующие:
обеспечение информационной безопасности;
наличие открытого интерфейса (возможности интеграции);
стандартные требования;
функциональные возможности (OLAP).
Итак, рассмотрим перечисленные требования подробнее.
Под безопасностью следует понимать наличие сразу нескольких факторов:
разграничение прав доступа к информационным ресурсам (базам данных);
защита от несанкционированного доступа;
отказоустойчивость баз данных;
обеспечение сохранности информации при различных неполадках оборудования.
Разграничение прав доступа к информации баз данных для сотрудников организации необходимо не столько для сокрытия определенной информации от некоторых из них (что иногда также необходимо), сколько для удобства работы и собственно безопасности системы. Ведь чем больше у сотрудника прав (в доступе к ресурсам), тем больше у него потенциальных возможностей что-то сломать.
Защита от несанкционированного доступа подразумевает комплекс мероприятий, направленных на недопущение пользователей (внутренних или внешних) к тем данным, права доступа к которым у них нет. Меры по обеспечению данного вида безопасности должны носить регулярный характер. Степень защиты будет зависеть как от программного обеспечения, так и от действий, предпринимаемых руководством организации.
А вот отказоустойчивость системы, т.е. ее застрахованность от возможных системных ошибок, способных нежелательным образом изменить информацию или доступ к ней, почти полностью зависит от программного обеспечения. Эта безопасность должна осуществляться на всех уровнях системы, начиная с операционной системы.
Обеспечить сохранность информации при неполадках в оборудовании можно регулярным копированием баз данных на съемные носители информации. Кроме того, известно много аппаратных решений этой задачи, например, установить на компьютер два жестких диска.
Наличие открытого интерфейса.
Для систем бюджетирования в первую очередь подразумевается интеграция с бухгалтерскими программами, которые уже активно применяются в ООО «Сибирский Коммерческий Центр».
На первый взгляд бюджетирование имеет далекое отношение к бухгалтерским данным, так как оперирует плановыми величинами, а бухгалтерия - фактическими. На самом же деле базы данных бухгалтерских программ просто необходимы для эффективного выполнения следующих функций бюджетного процесса:
планирование элементарных показателей (выполняет на основе информации за длительный промежуток времени);
контроль исполнения плана, а также выявление причин расхождения плана и факта.
Если посмотреть на проблему интеграции с чисто технической стороны, то можно отметить тенденцию всех производителей программных продуктов к облегчению возможностей межпрограммного взаимодействия на всех уровнях. Для этого разрабатываются новые стандарты, новые технологии, обеспечивающие универсальные механизмы обмена информацией. Одним из шагов на пути к достижению этих целей было создание и стандартизация языка SQL (Structured Query Language (структурный язык запросов)), другим - широкая распространенность языка и формата XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки), который является стандартом в обмене информацией. Современная программа, использующая эти стандарты, называется программной с открытым интерфейсом.
Открытый интерфейс - это новое требование к программам, которое свидетельствует о возможности интеграции данного приложения с другими (тоже обладающими открытым интерфейсом), удовлетворяющими этому требованию.
Необходимо упомянуть также еще о двух требования, которые относят к стандартным:
удобный и понятный пользовательский интерфейс;
гибкость в настройке систем для нужд предприятия.
В то же время нет современных программных продуктов, которые бы не удовлетворяли данным требованиям.
Однако, немного остановимся на втором требовании - гибкость. Здесь разработчики некоторых систем доходят до того, что придумывают собственный метаязык, описывающий настройки данной программы. А поскольку этот метаязык далек от совершенства, то обычному пользователю бывает весьма трудно изменять эти настройки. Соответственно, такие программы использовать нецелесообразно.
Говоря о функциональных возможностях, следует иметь в виду, что минимальные требования кним больше относятся к экономической сфере, нежели к технической, и будут зависеть от конкретного предприятия.
При составлении бюджетов используются таблицы, но на самом деле информация представлена многомерным кубом, а таблицы лишь срезы (проекции) этого куба. Такая информация (таблицы) должна формироваться оперативно. Технология, которая реализует такую возможность в программе, называется OLAP (On-Line Analytical Processing - аналитическая обработка).
Система бюджетирования должна реализовывать технологию OLAP. Для полноты картины следует отметить, что OLAP в значительной степени относится и к применяемой базе данных, поскольку для ее эффективного применения необходимо построить базу данных таким образом, чтобы время, затрачиваемое на извлечение нужных данных, было минимальным. В противоположность этому есть системы OLTP (On-Line Transaction Processing - обработка трансакций в реальном времени), для которых важнее быстро (в реальном времени) добавлять, удалять, либо изменять данные (проводить трансакции) вместо быстрого формирования отчетов.
Среди информационно-технологических решений на данный период времени существует две тенденции:
интеграция всех процессов автоматизации предприятия в одну мощную систему;
«разделение труда» в информационно-технологических решениях: различные функциональные блоки информационных систем делаются все более независимыми и универсальными в применении.
При этом интересным моментом является то, что производство мощных интегральных систем значительно облегчается информационно-технологическими решениями из второй тенденции. Ведь сложную задачу всегда легче решить, если удается разделить ее на более мелкие и легкие задачи, тем более если эти задачи независимы, а их решение можно сделать универсальным.
Итак, будущее, конечно, за автоматизированными системами бюджетирования, которые уже достаточно активно внедряются на многих российских предприятиях. Хотя это все-таки доступно пока не всем в основном из-за значительных первоначальных материальных затрат.
Таким образом, в организации ООО «Сибирский Коммерческий Центр» уже существует устойчивая система бюджетирования, но в то же время она имеет достаточно много слабых мест, которые необходимо решить в том числе и путем внедрения автоматизированной системы.
Заключение
Таким образом, в данной дипломной работе были рассмотрены такие моменты бюджетирования, как цели и задачи бюджетирования, виды бюджетов и их роль в принятии решений, специфика бюджетирования в торговле и его организация на конкретном предприятии.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступала торговая организация ООО «Сибирский Коммерческий Центр», достаточно давно и устойчиво функционирующая на рынке Новосибирской области.
В результате выполнения данной работы можно сделать ряд выводов.
Во-первых, бюджетирование - финансовое планирование, необходимое для эффективного управления предприятием. Бюджетирование предполагает разработку планов-бюджетов, позволяющих спрогнозировать показатели деятельности предприятия как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. При этом необходима постоянная увязка как текущих (краткосрочных), так и стратегических (долгосрочных) бюджетов.
Во-вторых, бюджетирование имеет свои отраслевые особенности. Одновременно, оно зависит от множества факторов, присущих конкретной организации. Поэтому предприятию необходимо зачастую не просто выбрать одну из существующих моделей бюджетирования, но еще и приспособить ее к специфике своей организации.
В-третьих, система бюджетирования может быть рациональна и эффективна только в том случае, если разрабатывается целая совокупность бюджетов, дополняющих друг друга. Только так возможно планирование общей ситуации на предприятии в бюджетном периоде.
Что касается организации бюджетирования в ООО «Сибирский Коммерческий Центр», то тут, как и в большинстве других торговых организаций разрабатываются следующие бюджеты: бюджет продаж, бюджет издержек обращения, бюджет движения денежных средств, бюджет затрат на заработную плату, прогнозный баланс.
Указанные бюджеты позволяют эффективно планировать различные показатели деятельности данного предприятия.
В то же время план-факт анализ показывает, что запланированные значения далеко не всегда совпадают с фактическими, а значит система бюджетирования требует некоторых преобразования. Учитывая трудоемкость разработки бюджетов, целесообразно автоматизировать систему бюджетирования ООО «Сибирский Коммерческий Центр». Это позволит избежать многих трудностей и большинства допускаемых ошибок.
Для автоматизации системы бюджетирования необходимо использовать различные программные продукты, приспособив их для специфики организации ООО «Сибирский Коммерческий Центр».
Список использованной литературы
1. 22 ПБУ: Практический комментарий. - М.: Информцентр ХХI века, 2005. - 440 с.
2. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. - М.: Компания Спутник+, 2002. - 118 с.
3. Аньшин В.М., Царьков И.Н., Яковлева А.Ю. Бюджетирование в компании: современные технологии постановки и развития: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2005. - 240 с.
4. Афанасьев А. Особенности бюджетной модели компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.iteam.ru/publications/finances/section_11/article_2341.
5. Бизнес-словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.businessvoc.ru.
10. Ван Хорн Д.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 740 с.
11. Вахрушина М. Бюджетирование и управленческий контроль // Экономика и жизнь (приложение). - 2001. - № 45. - С. 12 - 13.
12. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.
13. Горбачева Л. Постановка системы бюджетирования // Финансовая газета. - 2002. - № 20. - С. 11 - 15.
14. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 365с.
15. Добровольский Е., Карабанов Б., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
16. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 319 с.
17. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2003. - 576 с.
18. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000. - 325 с.
19. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно - ориентированный подход: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. - 304 с.
20. Исаев Д., Хомаза Д. Внедрение автоматизированной системы бюджетирования // Финансовая газета. - 2004. - № 18. - С. 18 - 22.
21. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. - 412 с.
22. Керимов В. Э. Управленческий учет на производственных предприятиях. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. - 160 с.
23. Кобенко А. Как добиться исполнения бюджета // Финансовый директор. - 2004. - № 6. - С. 25 - 33.
24. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с.
25. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 462 с.
26. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: 2003. - 424 с.
27. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 1998. - 304 с.
28. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб. пособие. -- М.: ООО «ТК Велби», 2003.-- 264 с.
29. Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 471 с.
30. Мезенцева Т.М., Саенко К.С., Поляков А.В. Финансовая стратегия развития предприятия: бюджетирование и трансфертные цены // Аудиторские ведомости. - 2001. - № 1. - С. 12 - 25.
31. Молвинский А. Типичные ошибки при построении систем бюджетирования // Финансовый директор. - 2004. - № 6. - С. 17 - 25.
32. Мошкин Б.Н. Бюджетирование и бизнес-планирование на предприятии. Ч. 1. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 48 с.
33. Пушкарев Е. Типы бюджетных моделей и их применимость в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.iteam.ru/publications/finances/section_12/article_1947.
34. Сапожников E.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент. - 2003. - № 6. - С. 42 - 51.
36. Сергеев И.В. Проблемы финансового планирования в России // Эксперт. - 2003. - № 361. - С. 14.
37. Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. -- М.: Финансы и статистика, 2002. -- 288 с.
38. Тупицын А.Л. Формирование системы бюджетировоания и оценка её эффективности. - Новосибирск, 2005. - 100 с.
39. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
40. Финансовый бизнес - план / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.
41. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. - 408 с.
42. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 408 с.
43. Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1993. - 548 с.
44. Хоуп Джереми, Фрейзер Робин. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов / Пер. с англ. Кащеев Р.В. - М.: ООО «Вершина», 2005. - 256 с.
45. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюно В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. - М.: Финансы и статистика, 2003. - с. 400.