ГЛАВА 2 Применение на практике льгот по налогу на прибыль организацией - резидентом особой экономической зоны…………………….36
2.1. Применение механизма ускоренной амортизации организацией - резидентом особой экономической зоны для целей налогообложения прибыли……………………………………………………………………….....36
2.2. Признание расходов на НИОКР организацией - резидентом особой экономической зоны для целей налогообложения прибыли…………………………………………………………………………..45
ГЛАВА 3 Основные преимущества и недостатки создания особых экономических зон………………………………………………….…….……..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………..54
Список использованной литературы……………………………………56
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является закрепить знания, полученные в ходе изучения курса «Прогнозирование и планирование в области налогообложения», изучить на практике использование особых экономических зон как одного из инструментов налогового планирования, действие законодательства в этой области, изучить преимущества применения этого инструмента.
Курсовая работа посвящена вопросу создания особых экономических зон в России. Затронут вопрос актуальности создания таких зон для развития инновационной деятельности в стране. Рассмотрен новый федеральный закон об особых экономических зонах, его недостатки и преимущества. Так же рассмотрены налоговые льготы, которые предлагается применять к предприятиям, функционирующим в особых экономических зонах, в свою очередь автором предложены и другие льготы и преференции. Выделены основные проблемы для эффективного функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе дано определение особых экономических зон, налоговые льготы, предоставляемые резидентам особых экономических зон. Во второй главе рассматривается применение налоговых льгот в целях налогообложения прибыли для резидентов особых экономических зон. В третьей главе выделены проблемы.
В связи с принятием 22 июня 2005 года Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации, в России формируется начальный этап создания особых экономических зон (ОЭЗ).
Экономический смысл ОЭЗ - улучшение инвестиционного климата в России и развитие инноваций как ключ к подъему экономики. И в этом смысле перспективы России, по последним оценкам международных экспертов, весьма благоприятны.
К тому же, мировой опыт показывает, что создание ОЭЗ - это мощный стимулятор для привлечения в экономику иностранных инвестиций, а также для развития наукоемких отраслей.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) -- часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента особой экономической зоны, предусматриваются льготы в области налогообложения, а также устанавливается особый таможенный режим (режим свободной таможенной зоны) для размещения и использования товаров.
Помимо этого, с 1 января 2006 года резиденты ОЭЗ, учитывающие на балансе имущество освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.
Аналогично освобождены от налогообложения организации -- резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Однако в этой связи необходимо обратить внимание на сложившуюся правовую коллизию.
В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться резидентам исключительно на основании договора аренды. Обращаю внимание, что арендаторы земельных участков в пределах территории особой экономической зоны являются собственниками созданных ими объектов недвижимости и имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, данная льгота будет применяться лишь к тем резидентам свободных экономических зон, которые создадут объекты недвижимости. В свою очередь выкупленный земельный участок становится частной собственностью и останется ли этот участок территорией свободной экономической зоной - большой вопрос.
Налогоплательщики -- организации, имеющие статус резидента промышленно--производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Такая ускоренная амортизация позволяет списывать на расходы стоимость основного средства в два раза быстрее. Следовательно, значительно сокращается срок полного списания основного средства.
По общему правилу налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом в течение года налогоплательщик не праве перенести убытков больше, чем 30 процентов налоговой базы текущего года.
С 1 января 2007 года налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Для налогоплательщиков -- организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются пониженные налоговые ставки. Например, вместо 26 % при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 000 рублей, применяется налоговая ставка 14 %. По таким пониженным ставкам осуществляются выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), в том числе по авторским договорам.
Налогоплательщики -- организации, имеющие статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.
Помимо этого установлено, что ограничения, касающиеся размера убытка, переносимого на будущее в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса не применяется в отношении налогоплательщиков -- организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны.
Расходы на научные исследования и опытно--конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками -- организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Суть льготы в том, что обычные организации должны в любом случае дождаться завершения исследований. В том случае, если результат был достигнут, расходы включаются при исчислении налога на прибыль в течение двух лет, если результат не достигнут в течение трех лет. Организации же, зарегистрированные и работающие на территориях особых экономических зон, включают указанные расходы в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что данную льготу вправе применять, организации, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территориях особых экономических зон, не зависимо от того, являются ли они резидентами или нет.
Налоговый кодекс и статья 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах" определено, что органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать в отношении региональных налогов налоговые льготы.
Помимо льгот, законом субъекта РФ для резидентов особых экономических зон может быть понижена ставка налога на прибыль организаций на четыре процента не ниже 13,5 процента.
Например, Законом Московской области резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны освобождены от уплаты транспортного налога, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств, помимо этого снижена ставка налога на прибыль организаций до 13,5%.
ГЛАВА 1. Особые экономические зоны как инструмент налогового планирования
1.1 Международное налоговое планирование
Налоговое планирование - вид управленческой деятельности и способ оптимизации в действии хозяйствующих субъектов, поэтому под планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимается неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающаяся в установлении желаемого в будущем состояния объекта и оптимального способа достижения этого состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Уменьшение налогов или налоговая оптимизация - целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные платежи в бюджет, производимые в виде налогов.
Налоговое планирование является более широкой категорией и представляет собой часть управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в рамках единой стратегии его экономического развития и представляет собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов для установления желаемого в будущем состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов.
Международное налоговое планирование - допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности, а также с целью снижения налоговых потерь.
Результатом международного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация чистой прибыли хозяйствующего субъекта.
Задачи международного налогового планирования:
1) Учет всех налогов, уплачиваемых во всех юрисдикциях деятельности, а также их специфики.
2) Изыскание способов оптимизации этих налогов.
3) Использование способов регулирования международного двойного налогообложения.
4) Максимизация доходов субъекта за счет снижения налогового бремени.
По уровню налогового бремени все страны можно разделить на 2 категории:
1) юрисдикции с высокими налогами. К ним относится большинство стран с развитой экономикой. Ставки налогов на прибыль и доходы варьируются от 30 до 60 %. На проценты, дивиденды - 15-35%. Деятельность хозяйствующих субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. Кроме того, в этих странах достаточно жесткая процедура создания компаний, а также система штрафных налоговых санкций.
2) Юрисдикция с либеральным налогообложением. Можно разделить на 2 группы:
а) юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов (холдинговые, финансовые, торговые). Кроме того, в таких юрисдикциях существует механизм перевода доходов и репатриирования прибыли. Налоги в этих странах, взимаемые при вывозе и репатриировании дивидендов, процентов, роялти (платежи за пользование торговым знаком) обычно снижены. Также такие страны отличаются либеральными валютными и таможенными режимами. (Великобритания, Швейцария, Австрия, Швеция)
б) государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами (Кипр, Бермуды), в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены налоги на прибыль. Кроме того, выделяют «налоговые оазисы» - территории в пределах одного государства, на которой действует льготный порядок налогообложения, к ним относятся порты, особые экономические зоны, зоны свободного предпринимательства.
В экономической литературе под свободной экономической зоной понимается обособленная территория, где все фирмы-резиденты пользуются льготным налоговым режимом.
Виды свободных экономических зон:
1. Зоны свободной торговли: территориальные образования, как правило, выведенные за пределы контроля национальной таможенной территории, специализирующиеся на операциях по складированию и обработки ввезенных товаров (упаковка, маркировка, контроль качества)
2. Промышленно-производственные: на их территории предприятиям, производящим экспортную или импортозамещающую продукцию предоставляются налоговые льготы, с помощью этих зон, государство стимулирует производственные виды деятельности.
3. Технико-внедренческие (техно-парки): на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме совместных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупного НИЦ или университета.
4. Сервисные зоны (зоны услуг): к ним относят территории, специализирующиеся на предоставлении различного вида услуг, в основном деловых.
5. Комплексные зоны: в них сочетаются торговые, таможенные, производственные, последовательские функции.
1.2 Определение особых экономических зон
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Статья 2.Понятие особой экономической зоны.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. В Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
Ш развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
Ш производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
Ш развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Резидентом особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
Органы управления ОЭЗ
Ш управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы
Ш наблюдательный совет особой экономической зоны.
Промышленно-производственные ОЭЗ
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ промышленно-производственного типа:
Ш Особая экономическая зона в Липецкой области
Ш Особая экономическая зона в Республике Татарстан
Ш Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
Ш Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования
Ш Срок существования не более 20 лет
Ш Капитальные вложения не менее 10 млн. €, в первый год - не менее 1 млн. €
На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:
Ш размещение объектов жилищного фонда
Ш разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
Ш переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
Ш производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Резидент особой экономической зоны промышленно-производственного типа
Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.
Технико-внедренческие ОЭЗ
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ технико-внедренческого типа:
Ш Особая экономическая зона в г. Санкт-Петербурге
Ш Особая экономическая зона в в Зеленоградском административном округе г. Москвы
Ш Особая экономическая зона в г. Дубне (Московская область)
Ш Особая экономическая зона в г. Томске (Томская область)
Характеристика ОЭЗ технико-внедренческого типа:
Ш Ведение технико-внедренческой деятельности
Ш Создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра
Ш Не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
Ш Не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
Ш Срок существования не более 20 лет
На территории технико-внедренческой особой экономической зоны не допускается: размещение объектов жилищного фонда.
Ш разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
Ш переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
Ш производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
Резидент особой экономической зоны технико-внедренческого типа
Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Для целей Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования особой экономической зоны.
Туристско-рекреационные ОЭЗ
В настоящее время существуют следующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
Ш Особая экономическая зона в Калининградской области
Ш Особая экономическая зона в Краснодарском крае
Ш Особая экономическая зона в Ставропольском крае
Ш Особая экономическая зона в Алтайском крае
Ш Особая экономическая зона в Республике Алтай
Ш Особая экономическая зона в Республике Бурятия
Ш Особая экономическая зона в Иркутской области
Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
Ш Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
Ш могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований.
Ш Туристско-рекреационных ОЭЗ могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
Ш В туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда.
Ш Оказание туристических и оздоровительных услуг.
На территории особой экономической зоны не допускается:
Ш разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
Ш переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
Ш производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:
Ш деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
Ш туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Резидент особой экономической зоны туристско-рекреационного типа
Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Портовые ОЭЗ
Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон» предусматривается возможность создания на территории Российской Федерации портовых особых экономических зон. Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.
Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, работающих в портовой особой экономической зоне, дифференцируются в зависимости от вида портовой деятельности, которая ими осуществляется:
Ш погрузочно-разгрузочные работы;
Ш услуги по складированию и хранению товаров, а также транспортно-экспедиторские услуги;
Ш снабжение и укомплектование снаряжением судов, оснащение судов (воздушных судов) судовыми припасами и бортовыми запасами;
Ш ремонт, техническое обслуживание и модернизация судов и судовой техники, воздушных судов и авиационной техники, в том числе двигателей и других агрегатов;
Ш переработка и консервирование рыбы и морепродуктов;
Ш работы по предпродажной подготовке товаров (упаковка, переупаковка, дробление, укрепление, маркировка и тому подобные работы);
Ш простые сборочные операции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
Ш оптовая торговля товарами;
Ш обеспечение функционирования деятельности портовой особой экономической зоны.
Для портовых особых экономических зон предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим сегодня в Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" запретом наличия на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц, существующих в настоящий момент для промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, так как портовые особые экономические зоны могут создаваться в рамках существующих морских, речных портов и грузовых терминалов международных аэропортов.
Длительный период окупаемости портового хозяйства, высокая стоимость основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимость неизменности правового режима в течение длительного периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в условиях принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, предусматривает срок создания портовых ОЭЗ до 49 лет.
Резидент особой экономической зоны портового типа
Законопроектом предлагается установить условия регистрации организаций в качестве резидентов портовых особых экономических зон, в частности: при осуществлении портовой деятельности.
Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон».
1.3. Налоговые льготы и преимущества для резидентов особой экономической зоны
1.3.1 Единый социальный налог
Начнем с льгот по ЕСН. Для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ применяются ставки ЕСН, установленные для обычных налогоплательщиков. А вот для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ действует ставка ЕСН 14 процентов. Кроме того, резиденты этих зон имеют право на использование регрессивной шкалы (ст. 241 НК РФ в редакции Федерального закона от 06.12.05 № 158-ФЗ). Правда, такие ставки применяются только в отношении выплат физическим лицам, работающим на территории зоны.
Формулировка не совсем удачная, так как Налоговый кодекс не говорит, кого следует понимать под «работающими физическими лицами». И может так случиться, что налоговики на местах будут трактовать этот термин узко, включая в состав «работающих» только тех физических лиц, с которыми заключены трудовые договоры. А, например, при заключении авторского договора или гражданско-правового льготы признавать не будут.
Эта позиция тем более усиливается, если учесть, что применить нормы Трудового кодекса в данном случае не получится. Ведь этот кодекс распространяется только на тех, кто заключил трудовой договор. Так что налогоплательщикам остается либо применять различные ставки ЕСН в зависимости от характера выплат, либо отстаивать свое право на льготу в суде, ссылаясь на неясность НК РФ, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Что касается пенсии работников резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, то ставка ЕСН покроет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. А вот источник обеспечения их работников пособиями, выплачиваемыми за счет Фонда социального страхования, до сих пор законодательно не установлен. Кроме того, включение сумм пособия в состав прочих расходов (пп. 48.2. п. 1 ст. 264 НК РФ) также может привести к тому, что налоговики откажут в принятии таких расходов.
Источник «Учет, налоги, право» в отделе налогообложения доходов граждан и ЕСН Минфина России: «Резиденты технико-внедренческой ОЭЗ будут определять налоговую базу и объект обложения ЕСН в общем порядке, установленном статьями 236 и 237 Налогового кодекса. То есть так же, как остальные налогоплательщики. Поэтому под «работающими физическими лицами» понимаются лица, работающие как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Выплаты и тем, и другим будут у резидентов ОЭЗ облагаться ЕСН по одинаковой ставке.
В общем порядке будут выплачиваться и пособия по временной нетрудоспособности работникам таких плательщиков. То есть первые два дня «больничного» - за счет работодателя, остальные - за счет ФСС. При этом работодатель такие расходы сможет учесть при расчете налога на прибыль».
1.3.2 Налог на прибыль
Теперь о тех немногочисленных изменениях расчета налога на прибыль, которые введены для резидентов ОЭЗ с 1 января 2006 года. Для участников промышленно-производственных зон предусмотрена ускоренная амортизация. Такие налогоплательщики могут в отношении основных средств к общей норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше двух (ст. 259 НК РФ). Также резиденты промышленно-производственных зон смогут полностью перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год. (В отличие от остальных плательщиков, которые смогут перенести убыток только в размере, не превышающем 50 процентов налоговой базы.)
Кроме этого в обоих типах ОЭЗ плательщики смогут сэкономить на расходах на научные исследования и опытно-конструкторские работы. Так, для остальных налогоплательщиков при положительном результате исследования его стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет. Если результат отрицательный, то в течение трех лет (ст. 262 НК РФ).
Но зарегистрированные и работающие на территории ОЭЗ организации могут и не дожидаться завершения (то есть результата исследований). Для них предусмотрено включение стоимости таких исследований в расходы в полном размере в периоде их осуществления. Причем такое право имеют не только резиденты ОЭЗ, но и все организации, зарегистрированные и работающие на территории зоны. Это выгодно налогоплательщику, поскольку резидент должен заключить с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Работать же на территории зоны позволено не только резидентам, но и индивидуальным предпринимателям, и коммерческим организациям - нерезидентам (ст. 10 закона № 116-ФЗ).
Рассмотрим какими льготами могут воспользоваться резиденты особых экономических зон при определении налогооблагаемой прибыли в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Применение механизма ускоренной амортизации
Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны, имеют право в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2 (абзац 4 пункта 7 статьи 259 НК РФ).
Резидентам технико-внедренческих особых экономических зон не предоставлено право применения механизма ускоренной амортизации, поэтому они начисляют амортизацию в целях налогообложения прибыли в общем порядке.
Использование повышающих коэффициентов является правом налогоплательщика, а не обязанностью, поэтому налогоплательщики могут и не использовать в целях налогообложения предоставленную возможность.
Следует отметить, что если организация - резидент промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны примет решение о применении в целях налогообложения прибыли повышающего коэффициента к основной норме амортизации, то какой бы метод она не избрала для расчета амортизации в целях бухгалтерского учета, суммы амортизации, исчисленной в бухгалтерском и налоговом учете, будут различны. Следовательно, будут возникать разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью, которые необходимо учитывать в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н.
Признание расходов на НИОКР
Порядок признания расходов на НИОКР установлен пунктом 2 статьи 262 НК РФ. В нем сказано, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, произведенные налогоплательщиками - организациями, зарегистрированными и работающими на территории особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были осуществлены. Причем этот порядок применяется и в отношении НИОКР, не давших положительного результата.
Порядок признания расходов на НИОКР, установленный пунктом 2 статьи 262 НК РФ, может применяться не только резидентами всех видов особых экономических зон, но и налогоплательщиками - организациями, не являющимися резидентами особых экономических зон, но зарегистрированными и работающими на их территории.
Отражаются затраты на НИОКР в учете организаций, являющихся потребителями результатов этих работ.
Порядок переноса убытков
Порядок переноса убытков на будущее определен статьей 283 НК РФ. Пунктом 2 названной статьи установлено, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Абзацем вторым пункта 2 статьи 283 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
Статьей 5 Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» на 2006 год было установлено ограничение по сумме переносимого убытка:
«Установить, что в 2006 году совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного пунктом 2 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса Российской Федерации».
Следует отметить, что указанное ограничение не применялось в отношении налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны.
С 1 января 2007 года ограничение по сумме переносимого убытка снято и все без исключения организации имеют право переносить убыток на будущее в полной сумме убытка.
Снижение ставок налога на прибыль
Ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ (Приложение №4) налоговая ставка устанавливается в размере 24 процента, при этом:
· сумма налога, исчисленная по ставке 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
· сумма налога, исчисленная по ставке 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Этим же пунктом определено, что для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. При этом размер пониженной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента. Условием для применения пониженной ставки налога на прибыль является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и от деятельности, осуществляемой за пределами территории особой экономической зоны.
Для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, установлена Законом города Москвы от 5 июля 2006 года №31 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» (далее - Закон города Москвы №31).
Согласно статье 1 названного закона ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, установлена в размере 13,5 процентов в отношении прибыли, полученной от технико-внедренческой деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны.
Пониженная ставка налога на прибыль применяется в том случае, если организации - резиденты ведут раздельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением деятельности на территории особой экономической зоны и за ее пределами (пункт 2 статьи 1 Закона города Москвы №31).
Действие Закона города Москвы №31 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. С 1 января 2011 года закон утрачивает силу (статья 2 Закона города Москвы №31).
Законом Московской области от 24 ноября 2004 года №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (далее - Закон №151/2004-ОЗ) предоставляются льготы резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны на территории Московской области.
Законом №151/2004-ОЗ установлено, что для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны снижена ставка налога на прибыль организаций, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации, на 4 процентных пункта. Иными словами, ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Московской области, составляет 13,5 процента.
Условием использования налоговой льготы является направление высвобожденных средств на развитие организации. Затратами налогоплательщиков на развитие организации признаются затраты согласно пункту 10 статьи 4 Закона №151/2004-ОЗ.
Льгота в виде снижения ставки налога на прибыль применяется с 1 числа квартала, следующего за датой признания коммерческой организации резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны. Действует льгота по 31 декабря 2010 года (пункт 4 статьи 26.1 Закона №151/2004-ОЗ).
Закон Санкт-Петербурга №81-11 «О налоговых льготах» принят 28 июня 1995 года. Законом Санкт-Петербурга от 2 мая 2006 года №190-29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы предоставления налоговых льгот» (Приложение №17) в Закон «О налоговых льготах» были внесены изменений. В частности, Закон «О налоговых льготах» дополнен статьей 11-3, согласно которой ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, установлена в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны.