Рефераты

Инвестиционная привлекательность региона

p align="left">На потребительском рынке республики отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос более чем на 30%.

За 2007 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 10,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, общественного питания - на 5,1%, объем платных услуг - на 10,1%.

Продолжает повышаться уровень жизни населения. Темп роста реальных денежных доходов на душу населения в марте 2005 года составил 114,2% к аналогичному периоду предыдущего года и 108,5% к предыдущему месяцу текущего года.

Величина прожиточного минимума в I квартале 2008 года сложилась в размере 3568 руб.

В 2008 году и последующие годы Правительством Республики Марий Эл будет продолжена работа по решению задач, реализация которых была начата в последние четыре года. Это - дальнейшее строительство и ремонт дорог, в том числе по программе "Столица", строительство социального жилья и жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. Будет продолжена работа по привлечению инвестиций в экономику республики, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств инвесторов. Реализация перспективных инвестиционных проектов будет осуществляться с использованием действующего механизма государственной поддержки (субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам).

Планируется продолжить работу по обеспечению стабильного и качественного теплоснабжения в соответствии с программой "Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2007-2010 годы".

В Республике Марий Эл разработана и принята Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2005-2007 годы и на период до 2008 года. В рамках данной программы на основе анализа определены стратегические цели и приоритеты развития республики, сформулированы наиболее вероятные сценарии перспективного развития Республики Марий Эл.

В настоящее время в республике около половины населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Для решения задачи по борьбе с бедностью в республике проведены предварительные расчеты уровня бедности, определены прогнозные показатели уровня доходов и заработной платы, работа в этом направлении будет продолжена.

В свете поставленной задачи - удвоения ВВП, роста благосостояния и сокращения бедности населения, и в целях закрепления и развития достигнутых темпов роста экономики, выхода республики на траекторию устойчивого развития, разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2010 года». Залогом успешности данной Стратегии является рост конкурентоспособности региональной экономики, способной обеспечивать рост благосостояния населения. По сути, идея повышения конкурентоспособности приобретает смысл универсального критерия оценки всех принимаемых решений.

Экономическая политика государства и современные подходы к стратегическому развитию субъектов Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2008 году требуют разработки и внедрения системы оценки результатов и ключевых показателей эффективности всех органов исполнительной власти. Иначе говоря, внедрение системы управления эффективностью. Созданная в республике нормативно-правовая база по внедрению системы индикативного управления в Республике Марий Эл - своевременный шаг по созданию инструментов управления эффективностью органов исполнительной власти. На основании проводимых в Российской Федерации административной и бюджетной реформ и внедрения, начиная с 2005 года, методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, в настоящее время в республике проводится работа по уточнению стратегических целей по всем органам исполнительной власти в соответствии с их функциями, определяются ключевые индикаторы оценки результатов.

Усилия Правительства Республики Марий Эл, органов исполнительной власти республики будут и в дальнейшем направлены на сохранение достигнутых положительных тенденций роста показателей социально-экономического развития Марий Эл.

2.3. Инвестиционная характеристика региона

Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Республики Марий Эл, являются:

- высокий промышленный потенциал;

- квалифицированная рабочая сила;

- развитая строительная и транспортная инфраструктура.

Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций: лесопромышленный комплекс; машиностроение и приборостроение; строительство; промышленность строительных материалов; пищевая промышленность и сельскохозяйственное производство.

Таблица 1

Наиболее крупные предприятия Республики Марий Эл

НАЗВАНИЕ

ОТРАСЛЬ, ПОДОТРАСЛЬ

ОАО «Мариэнерго»

Электроэнергетика

МУП «Йошкар-олинская теплоэлектроцентраль № 1»

Электроэнергетика

ГУПЭП «Маркоммунэнерго»

Электроэнергетика

ООО «Марийский нефтеперегонный завод»

Топливная

ЗАО «Ариада»

Машиностроение

ЗАО «Потенциал»

Машиностроение

ОАО «Копир»

Машиностроение

ООО «Марихолодмаш»

Машиностроение

ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер»

Химическая

ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат»

Целлюлозно-бумажная

ЗАО «НП «Завод Искож»

Легкая

ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат»

Пищевая

ООО «Махаон»

Пищевая

Филиал ФГУП «Росспиртпром»; «Фокинский ликероводочный завод»

Пищевая

Филиал в Республике Марий Эл ОАО «ВолгаТелеком»

Связь

ОАО «Фармстандарт Марбиофарм»

Химико-фармацевтическая

ЗАО «Марийское»

Сельское хозяйство

ОАО «ЛУКОЙЛ - Марийнефтепродукт»

Нефтехимическая

В республике имеется 58 организаций с иностранным участием. Реализуются крупные инвестиционные проекты в области переработки древесины: построен завод по производству фанеры в пос. Суслонгер мощностью 20-25 тыс. куб. м фанеры в год (объем инвестиций - 5 млн. долл. США); совместно с фирмой «Икея» (Швеция) введена в эксплуатацию кроватная фабрика (объем инвестиций - 5 млн. евро).

Перспективным направлением для инвестиций является производство строительных материалов. Учитывая объем разведанных запасов стекольных песков, перспективной для инвестиций отраслью в ближайшие годы может стать стекольная промышленность.

Привлекательным направлением является также переработка леса: потребность в пиломатериалах остается высокой, а спрос на продукцию растет.

Законодательство Республики Марий Эл в инвестиционной сфере.

В Республики Марий Эл создана база регионального законодательства в сфере инвестиционной деятельности.

1. Закон Республики Марий Эл «О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл».

2. Постановление Правительства Республики Марий Эл «Об утверждении временного положения о предоставлении инвесторам и предприятиям с российскими и иностранными инвестициями прав пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами на территории республики Марий Эл».

3. Постановление Правительства Республики Марий Эл «О Межведомственной комиссии по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл».

4. Постановление Правительства Республики Марий Эл «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов».

5. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл «Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством Республики Марий Эл и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории Республики Марий Эл».

6. В республике действует республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Республике Марий Эл на 2005-08 годы».

Данные акты определяют правовые и экономические аспекты обеспечения поддержки субъектам инвестиционной деятельности, зарегистрированным на территории Республики Марий Эл, в части:

* оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов по одной из форм (прямое кредитование, субсидирование части процентных расходов по кредитам, привлеченным в банках, предоставление государственных гарантий);

* оказания помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, получению в аренду или приобретению в собственность объектов недвижимости, являющихся республиканской собственностью;

* поддержки ходатайств и обращений субъектов инвестиционной деятельности в федеральные органы государственной власти, кредитные учреждения о применении в отношении них режима наибольшего благоприятствования;

* предоставления инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет.

Необходимыми условиями предоставления налоговых льгот при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Марий Эл являются:

* объем инвестиций (не менее 50 тыс. долл. США);

* наличие соответствующего заключения Межведомственной комиссии по инвестициям и реструктуризации экономики при правительстве Республики Марий Эл.

В соответствии с Положением о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов Правительство Республики Марий Эл предоставляет:

а) прямое кредитование субъектов инвестиционной деятельности, предусматривающее предоставление бюджетного кредита;

б) субсидирование части процентных расходов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях;

в) субсидирование части лизинговых платежей субъектам инвестиционной деятельности;

г) предоставление государственных гарантий Республики Марий Эл субъектам инвестиционной деятельности при привлечении ими кредитов в кредитных организациях.

В республике действуют 47 республиканских целевых программ, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности. В настоящее время реализуется Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на период до 2008 г. Основной целью программы является снижение уровня дотационности республики и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл.

Основные показатели по объему и структуре инвестиций в основной капитал и иностранным инвестициям по полному кругу предприятий представлены в таблицах 2-6.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по полному кругу предприятий

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Инвестиции в основной капитал в действующих ценах, млн. руб.

990,1

1361,2

1705,9

1944,7

2938,3

4360,0

5805,5

В процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах

82,2

94,2

87,0

103,5

131,2

131,9

117,6

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу)

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Инвестиции, всего, в т.ч.:

100

100

100

100

100

100

100

финансируемые за счет бюджетных средств

20,1

26,7

28,7

23,9

20,8

18,2

22,2

из них:

федерального бюджета

6,9

16,8

18,7

16,7

11,8

9,2

15,4

бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

13,2

9,9

10,0

7,2

9,0

9,0

6,8

внебюджетных источников

79,9

73,3

71,3

76,1

79,2

81,8

77,8

Таблица 4

Технологическая структура инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Инвестиции в основной капитал, всего

100

100

100

100

100

100

в том числе на:

строительно-монтажные работы

61

65

55

52,4

56,3

51,1

оборудование, инструмент, инвентарь

28

26

34

38,5

35,3

40,5

прочие капитальные работы и затраты

11

9

11

9,1

8,4

8,4

Таблица 5

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных средств (в процентах к итогу)

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Инвестиции в основной капитал, всего, в т.ч.:

100

100

100

100

100

100

жилища

26,1

26,1

26,2

20,5

23,8

21,3

здания (кроме жилых) и сооружения

39,3

41,3

32,0

33,4

35,9

30,4

машины, оборудование, транспортные средства

29,2

28,3

34,9

40,3

36,6

45,2

прочие

5,4

4,3

6,9

5,8

3,7

3,1

Государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов в Республике Марий Эл.

В целях поддержки инвестиционной деятельности Правительство Республики Марий Эл уделяет значительное внимание инвестиционной привлекательности республики, формированию ее позитивного имиджа. В течение последних 6-ти лет в республике принят ряд нормативно-правовых актов и создан механизм государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Марий Эл.

За период 2001г. - I кв. 2008г. Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл рассмотрено 209 проектов. По состоянию на 20.05.2008 Правительством Республики Марий Эл оказана государственная поддержка 37-ми предприятиям, реализующим 62 инвестиционных проекта. За счет средств республиканского бюджета в виде субсидирования части процентных расходов и лизинговых платежей перечислено субсидий организациям 140,9 млн. рублей, в том числе за I кв. 2008 года - 8,1 млн. рублей.

Проводимые Правительством республики меры по оказанию государственной поддержки позволили ряду предприятий освоить новые виды конкурентоспособной продукции, увеличить объемы выпускаемой продукции, обновить оборудование и пополнить запасы сырья и материалов. По состоянию на 20.05.2008 реализуются 22 инвестиционных проекта, которым оказана государственная поддержка.

Предприятиями, расположенными на территории республики успешно реализованы 40 инвестиционных проектов, крупнейшие из них: ЗАО "Ариада"; ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат"; ОАО "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат"; ОАО "Контакт"; ОАО "Марспецмонтаж"; ОАО "Маригражданстрой" и др. За время реализации проектов предприятиями выполнены кредитные условия договоров. Денежные средства использованы по целевому назначению. Таким образом, в ходе реализации инвестиционных проектов предприятия выполнили обязательства по эффективному вложению и целевому использованию заемных средств.

Правительство Республики Марий Эл намерено и в дальнейшем оказывать государственную поддержку в реализации приоритетных для экономики инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение производства.

Правительство республики заинтересовано во взаимовыгодном сотрудничестве и готово поддержать инициативы инвесторов.

Правительство Республики Марий Эл оказывает содействие в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проектам; в решении вопросов регистрации организаций и постановки на учет в налоговых органах; в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта. Подробную информацию о Республике Марий Эл, структуре органов исполнительной власти, республиканском законодательстве, а также полный перечень предприятий и инвестиционных проектов можно получить на официальном Интернет-сайте Правительства Республики Марий Эл: http//www.gov.mari.ru (раздел «Экономика», подраздел «Инвестиционный паспорт РМЭ»).

Проведем оценку инвестиционного климата региона - Республики Марий Эл - на основе модели ЮНИДО (табл. 7).

Таблица 7

Оценка инвестиционного климата региона - Республики Марий Эл

Описание показателей

Оценка

Удельный вес

Оценка с учетом удельного веса

1. Состояние экономики

1). Динамика промышленного производства за последние 3 месяца

5

0,2

1

2). Прогноз промышленного производства на следующие 3 месяца

4

0,05

0,2

3). Отраслевая структура региона

5

0,15

0,75

4). Динамика розничного товарооборота

4

0,1

0,4

5). Перспективы роста безработицы

4

0,1

0,4

6). Уровень оплаты труда

6

0,15

0,9

7). Уровень цен

6

0,15

0,9

8). Экспортный потенциал региона

7

0,02

0,14

9). Фактор, отражающий специфику региона

7

0,05

0,35

10). Развитие нефтегазового компонента (добыча, переработка)

9

0,03

0,27

Итого

 

 

5,31

2. Финансовая стабильность

 

 

 

1). Платежеспособность региона

6

0,2

1,2

2). Развитость банковской сферы

6

0,3

1,8

3). Темпы роста количества банков

5

0,2

1

4). Доля кредитов, обеспеченных государственными гарантиями

5

0,3

1,5

Итого

 

 

5,5

3. Состояние фондового рынка

 

 

 

1). Уровень значимости эмитентов республики в народном хозяйстве

5

0,25

1,25

2). Опыт и способность эмитентов привлекать ресурсы на рынке капитала

6

0,3

1,8

3). Уровень развития инфраструктуры фондового рынка

7

0,2

1,4

4). Потенциал региональных фондовых посредников и управляющих

7

0,15

1,05

5). Уровень регулирования фондового рынка региона

7

0,1

0,7

Итого

 

 

6,2

Итого

17,01

По результатам оценки инвестиционного климата регион - Республика Марий Эл - получила 17,01 баллов, что является невысоким показателем в целом по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

3. Инвестиционная привлекательность отрасли воспроизводства рыбных запасов

Рыбное хозяйство России представляет собой сложный взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой многоотраслевой кооперацией и международными связями, глубоко интегрированный как в экономику России, так и в мировое рыболовство. Его состояние во многом определяется складывающейся в стране и мире политической и экономической ситуацией.

Продукты питания, производимые рыбохозяйственным комплексом страны, являются важным фактором жизнеобеспечения. Значение рыбных продуктов в организации рационального питания заключается в том, что они являются источником наиболее существенной, но пока еще дефицитной, составной части питания - белков животного происхождения.

Рыбное хозяйство является ведущей градообразующей отраслью и одним из источников занятости населения во многих приморских регионах страны, в том числе в Мурманской, Архангельской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской и Калининградской областях, в Приморском крае, Республике Карелия, Чукотском и Корякском автономных округах. Особое значение имеет градообразующий характер предприятий отрасли в районах Крайнего Севера, где рыбный промысел зачастую является основным источником жизни проживающего здесь населения, в том числе малочисленных и коренных народностей.

Основу сырьевой базы отрасли составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих российских уловах составляла порядка 94% (на долю внутренних водоемов приходилось 6%).

За последние 10 лет общий вылов водных биоресурсов (ВБР) в России снизился с 7,88 млн т в 1996 г. до 4,7 млн т в 2005 г. и 3,3 млн т в 2007 г. Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) - с 4,6 млн т в 1996 г. до 3,1 млн т в 2007 г. (почти на 33%). Выпуск товарной продукции в стоимостном измерении в 2007 г. сократился по сравнению с 1996 г. почти на 65% (в сопоставимых ценах). Как известно, отрасль, являясь в ряде районов градообразующей, имеет для страны важнейшее социальное (особенно в прибрежных районах, где сосредоточено до 70% производственного потенциала отрасли) и геополитическое значение.

Рыбное хозяйство в своем развитии приближается к исчерпанию потенциальных возможностей той материально-технической базы, основа которой была заложена еще в 70-80-е гг. прошлого века. В 1992-2006 гг. активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства резко снизилась. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 17% от уровня 1991 г. В результате темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню. Сегодня они не обеспечивают даже простое воспроизводство. В целом по отрасли уровень физического износа основных производственных фондов превысил 55%, а по флоту - 60%.

Фактическое потребление рыбных товаров (по данным Госкомстата России) ниже норм, рекомендуемых потребительской корзиной, на 20%. Сегодня большая часть предприятий, производящих и реализующих рыбные товары, ориентируется в основном на покупателей среднего достатка. Поэтому увеличение среднедушевых доходов населения является одним из важнейших условий обеспечения продовольственной безопасности страны.

Анализ показывает, что практически все звенья рыбохозяйственного комплекса нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не столько о прямом государственном участии в проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития. Значительным фактором также стала бы комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли, особенно малого и среднего флота, аналогичная действующим в агропромышленном комплексе (АПК) и авиапромышленности.

Для достижения конкурентоспособности отечественным рыбопромышленным предприятиям требуется серьезная техническая модернизация, что сопряжено со значительными капитальными вложениями. Однако в стране до сих пор не создана система государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса и организации торговли рыбными товарами на внутреннем рынке. В связи с этим необходима разработка продуманной государственной политики регулирования деятельности рыбохозяйственного комплекса, основанной на всестороннем учете интересов и возможностей государства и отрасли.

Современное положение дел в рыбохозяйственном комплексе страны и уровень его инвестиционной привлекательности показывает, что устойчивое и эффективное развитие отрасли в среднесрочной перспективе невозможно без системного решения следующих основных проблем:

- создания необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов управления ВБР, обеспечивающими эффективное устойчивое функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса;

- сохранения и увеличения запасов ВБР континентального шельфа и ИЭЗ России, а также внутренних водоемов;

- модернизации основных производственных фондов отрасли в основном и вспомогательном производствах с целью резкого снижения уровня их физического износа и прогрессирующего морального старения, повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции;

- развития финансово-кредитных отношений, финансового оздоровления предприятий отрасли, формирования и развития современного отечественного рынка рыбных товаров и услуг;

- роста эффективности экспорта рыбных товаров путем увеличения удельного веса в нем рыбных товаров с высокой степенью переработки, в том числе на береговых предприятиях.

Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в перспективе обусловлено имеющимися природными, ресурсными, рыночными, экономическими и социальными предпосылками.

Природные предпосылки определяют сырьевую базу отрасли, направления и перспективы ее развития.

Отечественное рыболовство рассматривается как составная часть Мирового рыболовства. Как следствие, основные параметры развития отрасли увязываются с характером протекания аналогичных процессов в Мировом рыболовстве, неразрывно связаны с внешнеэкономическими и внешнеполитическими аспектами освоения ВБР.

Эксплуатация ВБР должна производиться рационально и не оказывать негативного влияния на естественные воспроизводственные процессы с тем, чтобы обеспечить сохранение существующей численности эксплуатируемых популяций гидробионтов.

Поэтому при определении объемов допустимых уловов (ОДУ) каждого объекта промысла во всех районах Мирового океана в первую очередь учитываются вопросы рационального промысла. Развитие сырьевой базы отрасли в долгосрочной перспективе ограничено рамками прогноза ОДУ в экономической зоне России, в экономических зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана.

В целом ОДУ на период до 2010 г. составляет около 7 млн т. Океаническое рыболовство по-прежнему будет составлять основу ОДУ (91%); его объем прогнозируется в 6,3 млн т к 2010 г.

Реально нарастить объемы уловов на внутренних водоемах можно за счет товарного рыбоводства (аквакультуры). Предполагается к 2010 г. увеличить объем производства товарной рыбы до 180 тыс. т. В составе ресурсных предпосылок рассматривается, прежде всего, наличие инвестиционного потенциала: промыслового флота, береговых производственных основных структур и инфраструктуры, трудовых ресурсов. Большинство береговых производственных мощностей используются на 30-40%, т.е. имеются достаточно большие резервы для роста производства, в первую очередь за счет снижения сезонности работы.

Отрасль располагает значительными мощностями по судоремонту, судостроению и машиностроению, загружены они в среднем на треть.

Повышение темпов экономического развития страны и соответствующий рост доходов населения являются важнейшими предпосылками увеличения спроса на рыбные товары на внутреннем рынке. Основными сдерживающими факторами расширения внутреннего рынка рыбных товаров являются недостатки в ценообразовании, в том числе связанные со значительным числом посредников, обострение конкуренции со стороны импортных рыбных товаров.

Экономические предпосылки развития рыбного хозяйства России состоят в возможности совершенствования налогового, таможенного, инвестиционного и других законодательств в области рыбохозяйственной деятельности; усилении инвестиционной активности предприятий отрасли, в частности, путем создания страхового и лизингового фондов, фонда льготного кредитования предприятий, широкого привлечения свободных ресурсов.

Рыбное хозяйство является составной частью АПК страны. В связи с этим перспективы развития отрасли в условиях формирующейся рыночной экономики, вхождения России в мировое экономическое сообщество во многом зависят от агропродовольственной политики государства.

В основу стратегии развития рыбного хозяйства Российской Федерации положены следующие документы: ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2005-2010 гг.)"; Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

Развитие отрасли на период 2005-10 гг. предполагает повышение уровня удовлетворения спроса населения на рыбные товары, а народного хозяйства - в продукции и услугах отрасли, начало процесса эффективного воспроизводства и модернизации производственного аппарата, роста конкурентоспособности товаров и услуг отрасли.

В связи с этим главной стратегической целью развития рыбного хозяйства России в среднесрочной перспективе является обеспечение национальной продовольственной безопасности страны путем удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства, устойчивое функционирование рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования ВБР, развития аква- и марикультуры, роста конкурентоспособности предприятий отрасли, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного промысла.

Для развития отрасли необходимо:

- добиться необходимой государственной поддержки в области развития рыболовецкого флота с помощью финансового лизинга промысловых судов, воспроизводства и охраны ВБР;

- осуществить адресную поддержку инвестиционной деятельности, в том числе в области внедрения ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования, сохранения, воспроизводства и использования ВБР;

- создать условия для льготного кредитования предприятий и организаций отрасли.

Реализация мер и задач по становлению конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства в период 2008-10 гг. будет способствовать структурной перестройке производственного потенциала в добывающей и перерабатывающей подотраслях и на внутренних водоемах.

Будут созданы условия для устойчивого расширенного воспроизводства основного капитала в рыбохозяйственном комплексе на базе внутренних накоплений и привлечения заемных средств, существенного расширения базы налогообложения, особенно в части пополнения местных бюджетов в наиболее удаленных районах страны - на Севере и на Дальнем Востоке.

Основной вопрос заключается в темпах экономического роста отрасли с учетом факторов, как способствующих этому (наличие необходимых ресурсов - сырьевой базы, материально-технической базы и трудового потенциала; налаженные экономические связи внутри страны и за рубежом), так и сдерживающих (физический износ и моральное старение части основных средств; экологические проблемы; подрыв сырьевой базы по многим видам гидробионтов; обостряющаяся конкуренция со стороны взаимозаменяемых групп продовольственных товаров; тяжелое финансовое положение значительной части предприятий и организаций).

В развитии рыбного хозяйства в период 2008-12 гг. можно выделить два этапа. Первый этап (2008-10 гг.) должен определять стабилизацию экономики отрасли. Основные усилия должны быть направлены на прекращение спада производства, формирование условий для выхода из фазы депрессии, создание законодательно-правовых условий для вхождения в полосу возрождения экономики рыбного хозяйства.

На втором этапе, в период 2010-12 гг., продолжится структурная перестройка производства в добывающей и обрабатывающей подотраслях на качественно новой основе. Предусматривается производство конкурентоспособной продукции на высоком уровне. Как результат - повысится инвестиционная привлекательность отрасли, улучшится качество экономического роста.

Предлагаемые меры позволят значительно увеличить океанические уловы и объемы производства товарной продукции аквакультуры. Главный итог второго этапа для отрасли - создание условий для воспроизводства основного капитала, в основном за счет собственных ресурсов.

Основными рисками невыполнения поставленных целей стратегии могут стать макроэкономические риски, связанные с неблагоприятным развитием общих параметров экономического развития, в том числе инвестиционный (невыполнение инвестиционной части мероприятий по развитию рыбного хозяйства в заданные сроки).

Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в отрасли, наличие инвестиционных проектов, безупречных для потенциальных инвесторов (прозрачность, объективность данных и т.д.), а также реальная государственная поддержка (лизинг судов); рост уровня капитализации предприятий и организаций отрасли.

В рамках реализации поручений президента уже подготовлены законопроекты «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», «Об аквакультуре», «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Все эти нормативно-правовые акты призваны снизить браконьерский пресс на ресурсную базу, обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли, но самое главное - обеспечить стабильность и возможность долгосрочного планирования. На реализацию инвестиционных мероприятий по ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2005-2010 годы)", подпрограмме "Водные биологические ресурсы и аквакультура" за 2007 год средства федерального бюджета были перечислены в полном объеме и составили 182,37 млн. рублей. Указанные средства предусматривались на реализацию инвестиционных проектов по объектам охраны и воспроизводства рыбных запасов, строительству флота для государственных нужд.

Основой экономической политики в области развития рыбного хозяйства в краткосрочной перспективе являются максимальное использование имеющегося инвестиционного потенциала, осуществление финансового оздоровления предприятий всех форм собственности, совершенствование законодательной базы в области использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, активизация отечественного промыслового судостроения, развитие прибрежного рыболовства и аквакультуры, включая товарное рыбоводство.

4. Инвестиционная привлекательность предприятия ОАО «Рыбопродукт»

В качестве хозяйствующего объекта исследования было выбрано открытое акционерное общество «Рыбопродукт», которое специализируется на воспроизводстве рыбы и водных биоресурсов.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Рыбопродукт» на основании данных таблицы 8.

Таблица 8

Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Рыбопродукт» за период 2005-2007 гг.

Наименование показателей

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Темп роста, %

06/05

07/06

1. Объём реализованной продукции, тыс. руб.

43687

60514

75176

138,52

124,23

2. Себестоимость, тыс. руб.

34281

45324

45782

132,21

101,01

3. Материальные затраты, тыс. руб.

11569

16770

22433

144,96

133,77

4. Материалоотдача, р. / р.

3,78

3,61

3,36

95,50

93,07

5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

26704

28367

28045

106,23

98,86

6. Фондоотдача, руб./руб.

1,64

2,14

2,68

130,49

125,23

7. Фондоёмкость, руб./руб.

0,62

0,47

0,38

75,81

80,85

8. Среднесписочная численность работников, чел.

870

959

612

110,23

63,82

9. Прибыль от продаж, тыс. руб.

6486

13160

27256

202,90

207,11

10. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

6633

15547

31529

234,39

202,80

По данным таблицы 8 можно сделать вывод о росте объемов реализации производимой продукции ОАО «Рыбопродукт» за 2005-2007 гг. Объём реализованной продукции в 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос на 38,5%, в 2007 году - на 24,23%.

Рост объемов реализации может быть объяснено улучшением производственно-хозяйственной деятельности предприятия в 2007 году, увеличением спроса на предоставляемые виды услуг.

Себестоимость продукции и оказываемых услуг увеличилась на 32,2% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, в 2007 году- на 1%. Увеличение себестоимости можно объяснить пропорциональным возрастанием объемов реализации услуг и продукции предприятия, положительным моментом в работе организации является то, что темпы роста объемов реализации продукции и услуг превышают темпы роста их себестоимости, что говорит об эффективной работе организации в 2006-2007 гг.

Материальные затраты возросли в 2006 году на 45%, в 2007 году также увеличились до уровня 22433 тыс.руб., обратную тенденцию имел соответствующий показатель - материалоотдача.

Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась, на что оказывает влияние пополнение предприятия основными средствами. В результате того, что повышается рост объемов производства продукции, растет эффективность использования основных фондов -фондоотдача увеличилась с 1,64 р./р. в 2005 г. до 2,68 р./р. в 2007 г., следовательно, уменьшается фондоёмкость.

Среднесписочная численность работников в 2006 г. составила 959 человек или 110% от численности 2005 г. По результатам 2007 года отмечается резкое снижение среднесписочной численности организации на 347 человек до 612 человек.

Прибыль до налогообложения предприятия в 2006 г. значительно возросла до уровня 15547 тыс. руб. (или на 134%). В 2007 году прибыль до налогообложения увеличилась до 31529 тыс. руб., что является благоприятным моментом в работе организации.

Исходя из вышеприведённого анализа, можно сделать вывод, что производственно-финансовая деятельность ОАО «Рыбопродукт» к концу анализируемого периода улучшается, что влияет на наращивание инвестиционного потенциала предприятия.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рынка составляет основу экономического развития предприятия.

Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Финансовые результаты ОАО «Рыбопродукт» в виде прибыли из разных источников представлены в табл. 9.

Таблица 9

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ОАО «Рыбопродукт» за 2005 - 2007 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

Годы

Изменение, +/-

2005г.

2006г.

2007г.

06/05

07/06

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

43687

60514

75176

138,52

124,23

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

34281

45324

45782

132,21

101,01

Валовая прибыль

9406

15190

9406

161,49

61,92

Прибыль (убыток) от продаж

6486

13160

27256

202,90

207,11

Прибыль (убыток) до налогообложения

6633

15547

31529

234,39

202,80

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

4983

11816

23692

237,13

200,51

Объем реализации продукции и услуг предприятия за 2006 год увеличились на 16827 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции - на 11043 тыс. руб. Как следствие вышеизложенного - повышение эффективности основной деятельности предприятия под влиянием опережающего темпа увеличения выручки по отношению к темпу роста себестоимости произведенной и реализованной продукции.

Чистая прибыль организации увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 6833 тыс.руб. и составила 11816 тыс.руб. Чистая прибыль в 2007 году составила 23692 тыс.руб., что больше уровня 2006 года в два раза.

Таким образом, можно сделать вывод об улучшении всех показателей финансовых результатов деятельности организации ОАО «Рыбопродукт» к концу исследуемого периода.

Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением инвестиционными процессами, используются показатели рентабельности, которые характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности универсальны в своем расчете для всех видов деятельности предприятия.

Общая универсальная формула расчета рентабельности выглядит следующим образом:

Р = (прибыль/затраты) · 100%

В качестве прибыли можно принимать как прибыль до налогообложения, так и чистую прибыль. Затраты в знаменателе включают в себя все расходы по тому виду деятельности, для которого рассчитывается рентабельность.

Проведем анализ рентабельности деятельности предприятия ОАО «Рыбопродукт» за 2005-2007 гг. (табл. 10).

Таблица 10

Динамика показателей рентабельности деятельности ОАО «Рыбопродукт» за 2005-2007 гг.

Наименование показателя

Годы

Изменение, +/-

2005 г.

2006 г.

2007 г.

06/05

07/06

Показатель рентабельности продаж

15,2

25,7

41,9

10,5

16,2

Показатели доходности капитала:

- рентабельность всего капитала

12,4

38,9

68,4

26,5

29,5

- рентабельность собственного капитала

24,8

43,8

80,9

19,0

37,1

- рентабельность заемного капитала

11,9

44,8

77,4

32,9

32,6

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель относится к тактическим показателям роста активов, действие таких факторов устремлено на выбор адекватной ценовой политики, расширение рынков сбыта, т.е. на рост объема продаж (реализации) и прибыли организации, повышение скорости оборота всего ее капитала. Оба рассматриваемых фактора подвержены внешнему воздействию и прежде всего рыночной конъюнктуры.

Рентабельность продаж имела тенденцию к увеличению в 2005-2007 гг., с 15,2% до 41,9%.

Рентабельность капитала служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие и остающуюся в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

На основе данных табл. 20 можно сделать вывод о том, что в 2007 г. произошло увеличение всех показателей доходности капитала по сравнению с 2005 г.:

- рентабельность всего капитала увеличилась с 12,4% до 68,4%. При увеличении рентабельности активов следует учитывать совокупное влияние внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы, зависящие от политики самой организации - инвестиционная политика, структура капитала, уровень управления оборотным капиталом;

рентабельность собственного капитала увеличилась с 24,8% до 80,9%;

рентабельность заемного капитала увеличилась с 11,9% до 77,4%.

В 2006-2007 гг. вследствие прибыльности производственной деятельности организации ОАО «Рыбопродукт» отмечается значительное улучшение всех показателей эффективности.

5. Определение стоимости акций предприятия

Определить совокупную стоимость акций предприятия можно с помощью метода мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, отражающий соотношение между ценой предприятия или акции и финансовой базой. К мультипликаторам, необходимым для расчета, относятся:

Р/Е - отношение цены акции к чистой прибыли на 1 акцию;

P/S - отношение рыночной капитализации к выручке от реализации;

P/BV - отношение рыночной и балансовой стоимости акций.

Последовательность расчета:

1. Определение трех вариантов цен с помощью мультипликаторов:

Таблица 11

Значение мультипликаторов на предприятиях отрасли воспроизводства рыбных ресурсов

Мультипликатор

Р/Е

P/S

P/BV

Значение

19,96

0,79

1,7

ОАО «Рыбопродукт» имеет следующие значения финансовых показателей за 2007 год:

- выручка от реализации (S) = 75176 тыс.р.,

- чистая прибыль (E) = 23962 тыс.р.,

- балансовая стоимость (BV) = 120 тыс.р.

Соответственно, можно с помощью мультипликаторов найти показатели Р:

Р1 = 23962 · 19,96 = 478281 тыс. р.

Р2 = 75176 · 0,79 = 59389 тыс.р.

Р3 = 360 · 1,7 = 612 тыс.р.

2. Определение средневзвешенной цены, придав мультипликаторам определенные веса значимости:

Для предприятий отрасли воспроизводства рыбных запасов наибольший вес имеет цена на выручку, поэтому ее доля будет составлять 70%.

Предприятие не является холдингом и имеет весомую долю основных средств в активах, поэтому значение цен на балансовую стоимость и чистую прибыль принимаются равными по 15%.

3. Рср/взв = 59389*0,7+478281*0,15+ 612*0,15 = 113406 тыс.р.

Скорректируем средневзвешенное значение капитализации на поправочный коэффициент 0,7:

Рср/взв.` = Рср/взв · 0,7;

Рср/взв.` = 113406 · 0,7 = 79384,4 тыс.р.

4. Определение рыночной стоимости одной акции:

Р1акц= Рср.взв.` / Кол-во акций,

Р1акц = 79384,4 / 360 = 220 руб.

5. Определение балансовой стоимости одной акции:

Р1акц = УК/Кол-во акций,

Р1акц = 360000 / 360000 = 1 рубль.

Рыночная цена акций предприятия ОАО «Рыбопродукт» намного превышает их балансовую стоимость.

Так как рыночная цена акций предприятия намного превышает их балансовую стоимость, то в случае оценки стоимость предприятия будет завышена.

Рыночная стоимость акций оказалась больше их балансовой стоимости. Это говорит о том, что инвестор может вложить свой капитал в предприятие с меньшим риском, нежели была бы обратная ситуация.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

В итоге проведенных исследований, расчетов, заключений, основанных на нашем опыте и профессиональных знаниях, делаем следующий вывод: рыночная стоимость 100% пакета акций ОАО «Рыбопродукт» составляет 79384400 рублей.

В данной работе был рассмотрен как раз тот вариант предприятия, который требует вложение инвестиций, поскольку рыночная стоимость акций оказалась больше их балансовой стоимости. Это говорит о том, что инвестор может вложить свой капитал в предприятие с меньшим риском, нежели была бы обратная ситуация.

Рыночная стоимость объекта, полученная в процессе оценки, справедлива только в соответствии с целью оценки, определенной договором.

Список использованной литературы

1.
Ильясов С.В. Значение рыбного хозяйства // Право и безопасность. - №4. - (13) Декабрь 2007г .

2. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 425 с.

3. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М., 1998. - 412 с.

4. Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК: экономика, управление. - 2005. -№10. - С. 12-15.

5. Стоянова Е.С. "Финансовый менеджмент", М., Перспектива, 2006. - 356 с.

6. Топсахалова Ф.М. Совершенствование механизма инвестирования как условие повышения привлекательности сельского хозяйства. // Финансы и кредит. - 2006. - №1. - С. 22-25.

7. Финансовый анализ.//Рынок ценных бумаг. - 2007. - №13. - С. 15-18.

8. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/

9. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/

10. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

11. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/

12. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

13. www.gkstat.ru

14. www.gstat.mari.ru

15. www.gov.mari.ru

16. www.region12.ru

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты