Рефераты

Инвестиционная привлекательность региона

Инвестиционная привлекательность региона

56

Содержание

  • Введение
  • 1. Инвестиционная привлекательность Российской Федерации
  • 2. Инвестиционная привлекательность Республики Марий Эл
  • 2.1. Общие сведения о республике
  • 2.2. Оценка экономической ситуации в Республике Марий Эл
  • 2.3. Инвестиционная характеристика региона
  • 3. Инвестиционная привлекательность отрасли воспроизводства рыбных запасов
  • 4. Инвестиционная привлекательность предприятия ОАО «Рыбопродукт»
  • 5. Определение стоимости акций предприятия
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Введение

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.

Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства - это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход.

Целью данной работы является оценка инвестиционной привлекательности Российской Федерации, региона - Республики Марий Эл, исследуемой конкретной отрасли - воспроизводства рыбы и водных биоресурсов, рассмотрение инвестиционной привлекательности эмитента - организации ОАО «Рыбопродукт», перспективы денежных вложений. В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат.

1. Инвестиционная привлекательность Российской Федерации

За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Это усиливает инвестиционный “голод” в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие, в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка каптала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставить кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Так, отток капитала из России в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сократился на 3% - с 10046 до 9743 млн.дол., накопленные российские вложения за рубежом увеличились в 2007 г. на 14,4% и составили 4356 млн. дол.

Инвестиционный климат в стране понемногу улучшается, но на его оценку иностранными инвесторами значительно влияют высокие цены на нефть.

Так, в сентябре 2007 г. одно из трех ведущих рейтинговых агентств - Moody - подняло российский суверенный рейтинг до уровня нижнего инвестиционного (Baa3), а до этого ценные бумаги российского государства считались «спекулятивными», недостаточно надежными для вложения в них средств. Два других агентства - Standart & Poor и Fitch - пока что сохраняют российский рейтинг на уровне спекулятивного, хотя и близко к нижней границе инвестиционного.

Российские компании и коммерческие банки пока что имеют спекулятивные рейтинги. Например, уже после присвоения России инвестиционного рейтинга агентство Moody подтвердило основной рейтинг крупнейшей российской нефтяной компании «ЮКОС» на уровне Ba1 (это на одну ступень ниже инвестиционного рейтинга), а ее валютный рейтинг - на уровне Ba2, т.е. еще одной ступенью ниже. Агентство S & P повысило рейтинг компании «ЛУКойл» до ВВ (две ступени ниже инвестиционного). Повышение рейтинга коснулось также Внешторгбанка, который получил оценку на ступень ниже Сбербанка (Ва 1 - верхняя ступень инвестиционного рейтинга), и Газпромбанка. Внешторгбанк готовится к выпуску еврооблигаций.

На крупнейшей в мире Лондонской фондовой бирже в 2007 г. был установлен рекорд по объему торгов российскими ценными бумагами - 8,63 млрд. дол. Пока на этой бирже присутствуют лишь 12 российских компаний, причем три из них - «ЛУКойл», «Газпром» и «Татнефть» - прошли процедуру листинга. А девять торгуют вне листинга, т.е. без официальных котировок, устанавливаемых биржей. Ведутся переговоры на предмет получения листинга с 20 российскими компаниями.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем надувательство, и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану.

В сентябре 1993 г. эксперты Эуромаки поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию. Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска.

Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий. В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в регионах можно ожидать поступление иностранного капитала, на порядок превышающее существующий приток иностранных средств.

Как правило, во многих регионах России существует ряд преград на пути привлечения инвестиций:

- низкая эффективность использования имеющегося экономического потенциала региона и государственной собственности;

- высокие административные барьеры;

- высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;

- трудности на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

- отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Следовательно, основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.

Региональная инвестиционная политика определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления) факторами, обуславливающими решение комплекса задач по стабилизации политической ситуации в регионе, снижению инфляции, повышению привлекательности корпоративных инвестиций. Причем в каждом конкретном регионе эта политика должна учитывать его конкурентоспособность, то есть роль в экономическом пространстве России, способность обеспечить достойный уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе экономический потенциал.

В качестве методов, повышающих конкурентоспособность региона на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание системы консолидации и локализации финансовых ресурсов, например на основе создания региональных инвестиционных структур на базе отдельных муниципальных образований.

Данные структуры могли бы сконцентрировать существующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления. Создание региональных инвестиционных структур создаст условия, когда средства региона будут сохраняться в рамках региона и вкладываться в развитие данного территориального образования.

В целом же одной из ключевых задач политики региона по привлечению инвестиционных ресурсов является доведение совокупности хозяйствующих субъектов региона до “рыночного вида” посредством создания соответствующей инфраструктуры: трастовые компании, лизинговые механизмы, финансовые, страховые компании и т.п.

Как уже говорилось выше, обладая огромным экономический потенциалом, многие регионы сегодня не обеспечивают его эффективного использования. Соответственно, также среди основных задач по повышению инвестиционной привлекательности региона можно выделить задачу инвентаризации активов территориального образования (природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы) и текущий мониторинг ресурсов. Причем особое внимание следует уделить государственной и муниципальной собственности субъектов Федерации, а также приоритетам ее эффективного использования.

Рассмотрим факторы, которые сдерживают приток инвестиций в экономику России.

Анализ проблем привлечения инвестиционных средств в экономику РФ показал, что наибольшую трудность представляют «4»:

- низкий инвестиционный рейтинг России;

- нестабильность российского рынка;

- несовершенство нормативной базы и действующей системы налогообложения;

- проблемы таможенного регулирования;

- преступность и коррупция;

- недостаточная развитость финансово-кредитной системы;

- нехватка квалифицированных кадров;

- недостаток современной связи;

- несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые проблемы;

- практическое отсутствие финансовых инструментов сопровождения инвестиций и убедительных для инвесторов финансовых схем;

- недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства и региона для защиты интересов инвестора;

- слабая экспертная база и подготовка технической документации;

- крайне сложное текущее состояние предприятий, в подавляющей массе находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;

- отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой, организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и российские компании, работающие на рынке капиталов.

Одной из важнейших причин снижения инвестиционной привлекательности России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции предлагаются под высокую процентную ставку, которая неприемлема для крупных инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная программа не является защищенной статьей бюджета. Поэтому обострение бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению. В то время как расходы на содержание администрации президента, правительства и Федерального Собрания превышаются.

Механизм стимулирования собственных инвестиций действует в пределах 50 процентов прибыли предприятий. Других льгот налоговой системой не предусмотрено. Если учесть кризисное состояние экономики России, то собственно прибыль на основной массе промышленных предприятий не выходит за пределы 8-10 процентов в машиностроительных отраслях и 10-15 процентов - в пищевой промышленности. Это говорит о недостаточной инвестиционной мощности этого источника.

Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе недостаточно надежно.

В результате происходит технологическая и моральная деградация основных фондов промышленности.

Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. Более чем на 60 процентов изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности области, в электроэнергетике отработает в ближайшее время проектный ресурс половина мощностей электростанций. Эта острая проблема неразрешима за короткие сроки. По расчетам независимых экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в целом по народному хозяйству еще в течение 5-7 лет «7».

Сохраняющаяся неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере вызывает обострение воспроизводственных проблем. Огромные масштабы недоинвестирования привели к образованию в производстве колоссальной массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших изношенных основных фондов.

2. Инвестиционная привлекательность Республики Марий Эл

2.1. Общие сведения о республике

Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в бассейне реки Волги, на границе лесной и лесостепной зон, что определяет особенности состава земельного фонда и природно-ресурсного потенциала республики, где удачно сочетаются главные природные богатства - лес и сельскохозяйственные земли.

Площадь - 23,4 тыс.кв.км. Население (на 1 января 2007 г.) - 711,5 тыс.человек

Столица Республики Марий Эл - город Йошкар-Ола (262,6 тыс. человек) расположен в 862 км от Москвы.

Республика Марий Эл входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с Нижегородской областью, Кировской областью, Республикой Татарстан, Чувашской Республикой.

Наука

Государственное научное учреждение Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук; Государственное гуманитарное научное учреждение при Правительстве Республике Марий Эл «Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М.Васильева»; Открытое акционерное общество «Волжский научно-исследовательский институт целлюлозно-бумажной промышленности».

Образование

8 высших учебных заведений, из них 2 государственных (Марийский государственный университет, Марийский государственный технический университет,); 13 государственных средних специальных учебных заведения; 23 учреждения начального профессионального образования; 348 школ, лицеев, гимназий; 263 дошкольных образовательных учреждения и 52 учреждения дополнительного образования детей; 14 детско-юношеских спортивных школ; 47 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.

Сырьевая база

Минерально-сырьевые ресурсы

Твердые нерудные полезные ископаемые. На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса, торфа, сапропеля.

Республика на много лет вперед обеспечена такими видами сырья, как карбонатный щебень средней и низкой прочности, камень строительный, керамзитовые глины, кирпично-черепичные глины, строительные пески, торф. На территории Республики Марий Эл отмечается широкое распространение торфяных залежей. Торф используется в основном в качестве топлива (90% от добычи).

На территории Республики Марий Эл учтены балансом
451 месторождение торфа, их которых 137 - площадью более 10 га. Освоенная часть торфяных массивов расположена в западной части (в пределах Марийской низменности). Общий геологический запас торфа - 156748,1 тыс.т., в т.ч. балансовые запасы составляют 115391,2 тыс. т.

Наибольшее распространение имеют залежи низинного типа (73,62% от общих запасов), верховой торф - около 19%.

Сапропель. В пределах территории республики находится большое количество озер, особенности водно-минерального питания которых, а также достаточная увлажненность территории, способствуют формированию в этих водоемах сапропелевых и минеральных грязей, обогащенных сульфидами железа, которые имеют высокую бальнеологическую ценность.

В республике выявлено более 60 месторождений озерного сапропеля с общими ресурсами 11 млн. т. Из них детально разведано 5 месторождений с запасами 1,7 млн. т.

В настоящее время на балансе числится 22 месторождения с балансовыми запасами 2457 тыс. т. Разрабатывается только Водоозерское месторождение с балансовыми запасами 633 тыс. тонн.

Лесные ресурсы

Территория Республики Марий Эл относится к подзонам южной тайги и смешанных (широколиственно-хвойных и хвойно-широколиственных) лесов. Распространение лесов в пределах рассматриваемой территории неравномерно и варьирует в зависимости от конкретных природных и лесорастительных условий. При заметном сокращении хвойных насаждений происходит смена их лиственными лесами (березняками и осинниками). В правобережье Волги небольшими пятнами сохранились дубовые леса, особенно в поймах левых притоков Волги.

Площадь лесных земель на 01.01.2006 г. составляет 1412 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 1301,6 тыс. га которые в основном расположены на западе республики и в центральной ее части.

Для оценки потенциала лесных ресурсов взят показатель лесистости. Лесистость территории при прочих равных условиях, определяет ресурсный потенциал для развития лесного сектора экономики. Доля земель покрытых лесной растительностью достаточно высока и в среднем по административным районам составляет 56% от общей площади республики. Это усредненный показатель лесистости, который дает весьма приблизительное представление о лесосырьевом потенциале районов, так как размеры запасов зависят от продуктивности лесов и их возрастной структуры. В разрезе районов он весьма неоднороден и варьирует от 11% до 83%.

Лесохозяйственную деятельность по использованию и восстановлению лесного фонда на территории республики осуществляют 21 лесхоз. В ведении лесхозов находится 670,5 тыс. га лесов I и II группы, возможных для эксплуатации, с общим запасом древесины 104,7 млн. куб.м., из них спелые и перестойные составляют 20,9 млн. куб.м.

Республика обладает значительными бальнеологическими ресурсами.

Трудовой потенциал

Экономически активное население - более 380 тыс. человек (свыше 50% от общей численности населения региона)

Рыночная инфраструктура

1 региональный банк с сетью из 4-х филиалов и 13 филиалов иногородних коммерческих банков; 2 страховые региональные организации; 28 филиалов страховых компаний других регионов; Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл.

Структура валового регионального продукта:

Промышленность - 27,8%, сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство - 16,6%, строительство - 8,2%, транспорт и связь - 11%, оптовая, розничная торговля, общественное питание - 10,5%, другие виды деятельности - 25,9%.

Транспортная инфраструктура

246,7 км - протяженность железных дорог; 5,2 тыс. км - протяженность автомобильных дорог; 287 км - протяженность водных путей.

Промышленный комплекс

Промышленный потенциал Марий Эл формируется предприятиями и организациями добывающих, обрабатывающих производств и энергетики и представлен 1154 действующими предприятиями, производящими промышленную продукцию. На долю промышленности приходится 23% от занятых в отраслях экономики, 28% валового регионального продукта, предприятия отрасли обеспечивают более 50% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

За 2006 год индекс промышленного производства по сравнению
с 2005 годом увеличился на 17,3%. По темпам роста промышленного производства Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа второй год подряд занимает 1 место.

Определяющее значение имеет производство машин и оборудования, нефтепродуктов, пищевых продуктов, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, строительных материалов, химическое и полиграфическое производство, целлюлозно-бумажное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева.

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство является одним из важных секторов экономики республики и его состояние и уровень развития во многом предопределяет социально-экономическую ситуацию в регионе. Сегодня в аграрном секторе производится более 16% всей валовой продукции. В сельской местности проживает около 37% населения республики.

В сельском хозяйстве республики получили развитие животноводство мясомолочного направления, птицеводство и растениеводство, специализирующееся на выращивание зерна, картофеля, овощей и льна.

На территории республики ведут свою производственную деятельность более 200 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, более 30 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2097 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Земельный фонд Республики Марий Эл составляет 2337,5 тыс. га, в том числе земель, используемых для сельскохозяйственного назначения - 860,3 тыс. га, или 36,8%. Сельскохозяйственных угодий - 781,4 тыс. га (33,4%). В структуре сельскохозяйственных угодий 63,5% занимает пашня.

Выпуск продукции сельского хозяйства всеми производителями сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и населением) за 2006 год составил 12,5 млрд. рублей, или 106,7% к уровню 2005 года. По темпам роста выпуска сельскохозяйственной продукции Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа занимает 4 место.

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеторговые партнеры - компании из 62 стран мира.

Внешнеторговый оборот за 2006 год составил 207,8 млн. долл. США, в т.ч.: экспорт - 177,9 млн.долл. США; импорт - 29,9 млн.долл. США.

Крупная иностранная фирма, инвестирующая в Республику Марий Эл:

Фирма «ИКЕА Трейдинг унд Дизайн» (Швеция)

Реализация совместного с ЗАО «Маркон-НБФ» и ЗАО «Заря-Марий Эл» проекта по поставке современного оборудования для выпуска мебельных деталей и мебели из массива древесины мировых стандартов.

2.2. Оценка экономической ситуации в Республике Марий Эл

Итоги социально-экономического развития Республики Марий Эл за 2006-2007 годы и I квартал 2008 года свидетельствуют, что в республике в течение последних лет наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения, сохраняются положительные тенденции в экономике.

Промышленность является одной из основных отраслей экономики республики. На ее долю в настоящее время приходится 25% валового регионального продукта. Промышленность характеризуется устойчивой положительной динамикой роста. По сравнению с 2006 годом производство промышленной продукции в сопоставимых ценах выросло на 38%.

За 2007 год предприятиями республики произведено промышленной продукции на сумму 21,1 млрд. рублей, что выше 2006 года на 11,3%. По темпам роста промышленного производства Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа за 2007 год заняла 2-е место.

Прирост производства продукции достигнут за счет роста инвестиций, внедрения ресурсосберегающих технологий и увеличения производства отдельных видов продукции.

В разрезе отраслей промышленности наиболее высокие темпы роста в 2007 году (131,2%) наблюдались в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Рост производства в отрасли "машиностроение и металлообработка" составил 123,4%, в полиграфической промышленности - 116,4%, в химической и нефтехимической отрасли - 111,4%.

В 2007 году также наблюдался рост производства продукции в пищевой промышленности - 110,3% (в 2006 году - 94,3%). Данный рост вызван постепенным наращиванием производственного потенциала перерабатывающих предприятий и внедрением новых видов продукции. Стабильно растут объемы производства в электроэнергетике (102,7%) и легкой промышленности (102,4%).

С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширение имеющихся производств, в республике проводится работа по оказанию государственной поддержки предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики.

По состоянию на 1 апреля 2005 года государственная поддержка в виде субсидирования части процентных ставок по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов оказана 32 инвестиционным проектам на общую сумму 30,5 млн. рублей, в том числе в 2007 году - на сумму 16,7 млн. рублей. При этом предприятиями и организациями республики привлечено кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов в размере 522,5 млн. рублей.

В I квартале 2008г. сохраняется положительная динамика социально-экономического развития республики.

В январе-марте 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс промышленного производства составил 105,3%.

Положительная динамика наблюдалась по видам деятельности в разделах D "обрабатывающие производства" и Е "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". Оборот организаций по видам экономической деятельности по полному кругу предприятий, относящихся к разделу D, составил 4350 млн. рублей, индекс физического объема - 104,7%. Оборот организаций по видам экономической деятельности по полному кругу предприятий, относящихся к разделу Е, составил 2666,3 млн. рублей, индекс физического объема - 112,0%.

Вместе с тем, оборот организаций по основным видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых за январь-март 2005 года составил 12,3 млн. рублей, индекс физического объема - 86,1%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды по полному кругу организаций производителей за январь-март 2005 г. составил 5411,7 млн. рублей, в том числе добыча полезных ископаемых - 14,1 млн. рублей, 74,7% в действующих ценах к январю-марту 2007 года, обрабатывающие производства - 3857,2 млн. рублей (112,5%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1540,4 млн. рублей (126,7%).

Рост производства продукции по предприятиям видов деятельности разделов Д и Е достигнут, главным образом, за счет обновления основных фондов, модернизации имеющегося оборудования, привлечения инвестиций (в основном, собственных средств предприятий).

Сохраняется тенденция устойчивого роста оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг, обусловленные улучшением экономической ситуации в республике, в частности ростом реальных располагаемых доходов населения, замедлением темпов роста потребительских цен.

За январь-март 2008 г. оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-мартом 2007 года, общественного питания - на 3,1% и соответственно составили в суммовом выражении 2744,3 млн. рублей и 194,9 млн. рублей.

Рынок платных услуг населению в январе-марте 2008 года характеризуется дальнейшим положительным развитием преобладающей части видов услуг.

Платные услуги населению за январь-март 2008 г. составили 1137,9 млн. рублей и увеличились по сравнению с январем-мартом 2007 г. на 2,8% в сопоставимых ценах.

За январь-март 2007 года достигнут значительный рост физического объема по туристическим услугам (168,5 %), ветеринарным (137,5%), жилищным (138,9%), услугам гостиниц (127,0%), услугам связи (119,4%), физической культуры (120,1%), образования (108,8%), учреждений культуры (107,8%), медицинским услугам (106,2%).

По оперативным данным таможенной статистики в отчетном периоде объем внешней торговли составил 32,14 млн. долл. США (105% к аналогичному периоду 2007 г.) при значительном положительном сальдо торгового баланса.

Экспорт достиг 26,06 млн. долл. США (96%), при этом экспорт в страны СНГ составил 3,0 млн. долл. США (109%), экспорт в страны дальнего зарубежья составил 23,06 млн. долл. США (94%).

Импорт по итогам трех месяцев 2005 года составил 6,07 млн. долл. США (181% к аналогичному периоду 2007 г.), при этом импорт из стран СНГ не превысил 6% объема импорта I квартала 2007 года (0,008 млн. долл. США). Импорт из стран дальнего зарубежья составил 6,07 млн. долл. США (189%).

Малое предпринимательство Республики Марий Эл в настоящее время характеризуется как устойчивая и динамично развивающаяся сфера экономики. В 2007 году объем продукции, произведенной малыми предприятиями республики, составил 7,4 млрд. рублей, что на 26,8% в сопоставимых ценах больше, чем в 2006 году. Положительная динамика развития малого предпринимательства сохраняется и в 2005 году.

По состоянию на 1 апреля 2008 г. на территории республики зарегистрировано более 4 тыс. малых предприятий.

Рост числа малых предприятий обеспечивает увеличение занятости на малых предприятиях. По оценке, за январь-март 2008 г. количество занятых на малых предприятиях составит 31,7 тыс. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 57,7 тыс. человек, или около 18% от общего числа занятых в экономике республики.

В отраслевой структуре в 2005 году сохраняется преобладающая доля малых предприятий сферы торговли и общественного питания (46,7% от общего числа малых предприятий).

Объем выпуска товаров и услуг по малым предприятиям за январь-март 2008 г. оценочно увеличится по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8% и составит 2770,0 млн. рублей. Это происходит в основном за счет увеличения объемов производства малых промышленных предприятий.

В 2008 году продолжается работа по выполнению мероприятий Целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2007-2009 годы, на реализацию которой направляются бюджетные субсидии и привлекаются средства исполнителей.

На долю сельского хозяйства приходится 15,5% объема валового регионального продукта.

Объем продукции сельского хозяйства за 2007 год составил 9,2 млрд. руб., или 104,8% в сопоставимой оценке к уровню 2006 года.

Правительством Республики Марий Эл оказывается государственная поддержка агропромышленному комплексу республики. За четыре года в данную отрасль направлено 483 млн. рублей средств республиканского бюджета. Привлечено 154,7 млн. рублей субсидий и 540,2 млн. рублей инвестиций по федеральным целевым программам за счет средств федерального бюджета. За счет средств республиканского бюджета за период с 2005 года приобретено различной сельскохозяйственной техники, тракторов и комбайнов на сумму 57 млн. рублей, закуплено 20 зерноуборочных комбайнов и создан мобильный передвижной механизированный отряд по уборке зерновых культур в хозяйствах республики.

В целях государственной поддержки сельского населения разработана и утверждена законом Республики Марий Эл программа "Развитие личных подсобных хозяйств населения в Республике Марий Эл на 2005-2008 годы".

Начиная с 2001 года, в Республике Марий Эл наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За четыре года на развитие экономики республики направлено 15 млрд. рублей, объем инвестиций по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза.

На развитие экономики и социальной сферы республики за 2007 год предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал 5,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,6% больше, чем за 2006 год. По темпам роста инвестиций Республика Марий Эл за 2007 год среди регионов Приволжского федерального округа заняла 2-е место.

На развитие экономики и социальной сферы республики в январе-марте 2005 года предприятиями и организациями всех форм собственности (с учетом неформальной деятельности) освоено инвестиций в основной капитал 863,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,4%, к уровню января-марта 2007 года.

За I квартал 2008 года, застройщиками республики (включая население) построено 246 квартир общей площадью 23,8 тыс. кв. метров, что составляет 104,8% к уровню января-марта 2007 года, в том числе индивидуальными застройщиками введено 17 тыс. кв. метров жилья. Средняя стоимость 1 кв. метра общей площади (без индивидуального жилья) составила 9,35 тыс. рублей.

Построены газовые сети протяженностью 31,26 км, к 196 домам подведен газ. В текущем году Правительством Республики Марий Эл поставлена задача увеличения уровня газификации республики природным газом на 5%.

Республика Марий Эл активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по федеральным целевым программам. Всего за 2005-2007 годы на развитие экономики и социальной сферы привлечено более 3,4 млрд. рублей средств федерального бюджета, что в 3,7 раза больше, чем за 1997-2000 годы. За 2007 год за счет средств федерального бюджета привлечено 1399,6 млн. рублей, что на 587 млн. рублей или на 72 процента больше, чем в 2006 году.

Начиная с 2005 года, Республика Марий Эл принимает участие в федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2005-2010 годы и до 2015 года)". На средства федеральной целевой программы строятся важные объекты социального и коммунального назначения на территории республики. По названной федеральной программе выделено: в 2005 году - 31 млн. рублей, в 2006 году - 89 млн. рублей, в 2007 году - 113,9 млн. рублей. На 2005 год защищены лимиты в размере 135 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета в республике построены хирургический корпус больницы инвалидов и участников войн на 120 коек, поликлиника на 1000 пос. в смену в г. Йошкар-Оле, инфекционное отделение ЦРБ в пос. Мари-Турек на 25 коек, реконструирован учебно-методический корпус на 80 мест Детского дома в г. Йошкар-Оле и др.

В 2005 году введен медицинско-бытовой корпус Шоя-Кузнецовского дома интерната и в стадии завершения находится строительство второго спального корпуса на 31 место.

Для создания оптимальных условий проживания и реабилитации воспитанников Савинского детского дома-интерната ведется строительство пристроя спального корпуса на 110 мест, с вводом которого дополнительно можно принять 65 детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитации.

Завершены работы по реконструкции памятника архитектуры и истории 1696 г. - "Часовня стрелецкая (Стрелецкая башня)" и продолжаются работы по реконструкции памятника архитектуры - дома купца Пономарева в г. Козьмодемьянске.

Из объектов коммунальной сферы введена вторая очередь квартальной котельной на 60 Гкал/час для обеспечения теплом жилого фонда, комплекса центральной районной больницы г. Козьмодемьянска, работы на III очереди будут продолжены в 2005 году. Продолжается строительство тепломагистрали М-7, которая позволит разгрузить существующий основной тепловывод с ТЭЦ и улучшить режим работы подключенных к ТЭЦ систем теплопотребления. Ведется строительство очистных сооружений канализации в г. Йошкар-Оле. В районе Александровка г. Волжска ведется строительство водозабора №4.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты