Инвестиционная привлекательность Белгородской области и показатели её характеризующие
p align="left">2.6 Валютное регулирование и операции по доходам иностранных инвесторов
Российское валютное законодательство в большей мере ориентировано на регулирование деятельности резидентов и не устанавливает барьеров для зарубежных инвесторов при осуществлении ими инвестиций в российские предприятия как в рублях, так и в иностранной валюте. Зачисление резидентом иностранной валюты в свой уставный капитал не требует получения разрешения Банка России.
Иностранный инвестор может открывать в российских банках на свое имя счета, как в рублях, так и в национальной валюте. Особенности порядка открытия рублевых счетов изложены в Инструкции Банка России от 12 октября 2000 года № 93-И. Существуют три вида рублевых счетов нерезидентов, открываемых в российских банках.. Это счета типа «К» (конвертируемые), «Н» (неконвертируемые) и «Ф» (счет физического лица). Перечень операций, которые проводятся по счетам каждого вида и порядок конвертации средств также устанавливаются этой Инструкцией.
Основной законодательный акт в области валютного регулирования в Российской Федерации - Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. - устанавливает, что переводы иностранной валюты из Российской Федерации в виде процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям осуществляются резидентами без ограничений (статья 1 пункт 9-в; статья 6 пункт 1).
Иными словами, российское юридическое лицо вправе без ограничений выплатить причитающийся иностранному инвестору доход на его валютный счет либо в российском или зарубежном банке.
Операции по зачислению рублевых доходов иностранного инвестора и покупке иностранной валюты за рубли осуществляются через открытые в российских банках счета типа «К». Владельцем такого счета может являться как непосредственно инвестор, так и зарубежный банк, который может провести операции по своему корреспондентскому счету по поручению иностранного, инвестора.
Купленная за рубли иностранная валюта может без ограничений перечисляться иностранным инвестором на свои счета в зарубежных банках.
Необходимо отметить, что в 2001 году путем внесения изменений в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятия таких нормативных актов, как Положения Банка России от 17.09.01 № 152-П и от 24.10.01 № 157-П, был существенно упрощен порядок осуществления резидентами ряда валютных операций, что позволит сократить сроки реализации сделок, а также будет способствовать снятию административных барьеров в деятельности российских предприятий.
2.7 Финансовые рынки Белгородской области
На развитие регионального финансового рынка значительное влияние оказывает социально-экономическая и бюджетная политика области, а также роль органов власти в поддержке и стимулировании региональной экономики и формировании финансовой инфраструктуры. В настоящий момент в области представлены все сегменты финансового рынка: рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, рынок страховых и других финансовых услуг.
Капитализация банковского сектора является необходимым условием развития и укрепления банковской системы, снижения рисков. Собственные средства самостоятельных банков увеличились за 2002 год на 23% и составили на конец года 332,8 млн. рублей. Около половины собственных средств формирует уставный капитал. На 1 января 2003 года совокупный объём уставного капитала составлял 166,2 млн. рублей.
Показатель достаточности капитала банков, отражающий общую оценку надёжности банков и степень подверженности риску, находится в пределах 24-42% при установленном значении норматива 11%. Это означает, что банки имеют резервы для наращивания ресурсов и активов, в том числе и увеличения объёмов кредитования практически в 2,5 раза.
В Белгородской области, как и во многих других субъектах Российской Федерации, доминирующее положение в банковской системе области занимают филиалы крупных столичных банков, совокупные ресурсы которых составили в 2002 году около 90% в общем объёме совокупных ресурсов банковского сектора области. Наиболее значимыми являются отделения Сбербанка и Внешторгбанка.
Устойчивое развитие банковского сектора области способствовало росту доверия к нему со стороны юридических лиц и населения. Это выразилось в росте ресурсной базы банковского сектора, темпы которого выше темпов инфляции.
Привлечённые средства в структуре ресурсов банка занимают 89,4% (13,6 млрд. рублей), за 2002 год они выросли на 41,7 %, а за три последних года - в 3,5 раза. По отдельным банкам рост за год составил 28%, а за три года - в 4,5 раза.
За счёт роста объёмов предоставленных услуг улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций. Нераспределённая прибыль по сравнению с 2001 годом увеличилась в 1,9 раза и составила 676,8 млн. рублей.
Итоги работы кредитных организаций области свидетельствуют об укреплении и развитии банковского сектора экономики области. Позитивным моментом, оказывающим значительное влияние на развитие регионального ресурсного потенциала, является наращивание объёмов кредитования реального сектора экономики области и физических лиц, увеличение удельного веса долгосрочных кредитных вложений. Так, совокупный объём выданных кредитов банковским сектором области в 2002 году превышает уровень 2001 года в 1,6 раза и составляет 36 млрд. рублей. Совокупный объём кредитного портфеля (остаток ссудной задолженности) по состоянию на 1 января 2003 года составляет 9,9 млрд. рублей.
Таблица 3
Динамика ресурсной базы банковского сектора региона
01.01.2001
01.01.2002
01.01.2003
Ресурсная база банковского сектора региона, всего, млн. руб.
6514
10853
15242
Темпы роста к уровню предыдущего года, %
147,6
166,6
140,4
Привлечённые банками ресурсы, млн. руб.
5807
9618
13626
Темпы роста к уровню предыдущего года, %
153,2
165,6
141,7
Счета и депозиты населения, млн. руб.
3661
5380
7895
Темпы роста к уровню предыдущего года, %
152,2
147,0
146,7
В 2002 году темпы роста кредитования физических лиц в 4,3 раза опережали темпы роста кредитования реального сектора экономики. За год физическим лицам выдано кредитов в сумме около 2 млрд. рублей (в 2,3 раза больше, чем в 2001 году).
Банковская система области вносит ощутимый вклад в развитие региональной экономики посредством её кредитования. Расширение кредитных вложений банковского сектора - один из наиболее динамичных процессов в экономике региона. Это выражается в опережающем по сравнению с общероссийским показателем росте объёмов кредитных вложений.
Приоритетным направлением вложения ресурсов является кредитование промышленности, на долю которого приходится 57,9 % выданных кредитов (по России - 32,9 %). Удельный вес выданных кредитов торговле и общественному питанию составляет 13,7 %, сельскому хозяйству - 10 %.
В области сохраняется устойчивая тенденция роста остатков вкладов населения, которые являются важнейшим элементом ресурсной базы банков. Остаток средств на счетах и депозитах населения на 1 января 2003 года составил 7,7 млрд. рублей и по сравнению с 2001 годом вырос на 2,5 млрд. рублей.
Происходящие изменения в Федеральном законодательстве, связанные с межбюджетными отношениями, не снимают в области необходимости в заёмных средствах для восполнения регионального бюджета. Учитывая фактор роста инвестиционных потребностей, заимствование ставит перед областью проблему управления долгом, обеспечивая при этом финансовую и экономическую стабильность и безопасность области.
В 2002 году Белгородская область вышла на облигационный рынок заимствований, в структуре долговых обязательств области появились ценные бумаги. Выдержав все ограничения действовавшего бюджетного законодательства, область осуществила реструктуризацию задолженности по облигациям, находящимся в собственности Российской Федерации (из 39 субъектов РФ, имеющих указанный долг, только 6 областей смогли провести новый выпуск).
За период с 2002 по 2003 год область осуществила два выпуска облигационных займов: первый - сумму 300 миллионов, сроком обращения три года и второй - на сумму 320 миллионов, сроком обращения 5 лет, которые успешно были размещены на Московской валютной бирже. Владельцами облигаций стали инвестиционные и финансовые компании, коммерческие банки и другие юридические лица.
Появление новых долговых обязательств в виде ценных бумаг позволяет белгородской экономике развиваться динамичнее, т.к. облигации являются более дешёвым и долгосрочным финансовым ресурсом. Денежные средства, полученные от размещения, вкладываются в социально значимые инвестиционные проекты области.
Качественное исполнение бюджета позволяет администрации области изыскивать возможности для поддержки малого и среднего предпринимательства.
Так, из средств областного бюджета проводится финансирование части процентной ставки за пользование банковскими кредитами субъектам малого и среднего бизнеса: в2001 году - 3324,3 тыс. рублей; в 2002 году -7595,1 тыс. рублей; на 2003 год предусмотрено 20 000 тыс. рублей.
По данным, представляемым в департамент экономической безопасности и промышленности правительства администрации области, в 2002 году на территории области страховой деятельностью занимались 15 страховых организаций (2 самостоятельные организации и 13 филиалов иногородних страховых компаний).
В 2002 году основными видами деятельности страховых организаций области являлись имущественное страхование, добровольное медицинское страхование, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование ответственности при производстве строительных работ, при эксплуатации опасного производственного объекта, обязательное страхование пассажиров.
Общая сумма собранных страховыми организациями области страховых премий (взносов) по всем видам добровольного и обязательного страхования по итогам работы за 2002 год составила 116,5 млн. рублей, в том числе по добровольным видам страхования - 112,2 млн. рублей или 96,3 % к общему объёму. В структуре добровольного страхования основная доля поступлений приходится на имущественное страхование(48%) и добровольное медицинское страхование (23,2 %). По обязательным видам страхования страховыми организациями собрано 4,3 млн. рублей, что составило 3,7 % всей суммы поступлений.
Страховые выплаты за этот период составили 72,6 млн. рублей, все они приходятся на добровольные виды страхования, из которых 44,9 % составляет страхование жизни, 32,7 % - добровольное медицинское страхование, 19,1 % - имущественное страхование.
По состоянию на 1 января 2003 года для исполнения своих обязательств перед клиентами страховыми организациями сформированы страховые фонды в размере48,7 млн. рублей.
3. Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность Белгородской области
3.1 Инвестиции в нефинансовые активы
Таблица 4
Структура инвестиций в нефинансовые активы(в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства; без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств)
Годы
Инвестиции в нефинансовые активы - всего
в том числе
инвестиции в основной капитал
инвестиции в нематериаль-ные активы
инвестиций другие нефинан-совые активы
1998 1999 2000 2001 2002 2003
100 100 100 100 100 100
99,7 99,7 99,7 99,8 93,4 96,5
0,3 0,2 0,3 0,2 0,2 1,3
0,0 0,1 0,0 0,0 6,4 2,2
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал - всегоиз них крупных и средних организациив том числе в отрасли: производящие товары оказывающие рыночные и нерыночные услуги
5315,0 4076,92790,71286,2
6994,8 5898,83566,02332,8
9241,8 8091,75134,92956,8
14030,6 12290,79129,83160,9
10829,8 8038,24933,63104,6
14697,2 11075,15419,85655,3
Таблица 6
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики
(в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал - всего в том числе по отраслям:
100
100
100
100
100
100
промышленность
62,0
54,7
56,4
58,4
40,0
32,2
из нее:
электроэнергетика
1,5
2,1
3,9
2,8
5,6
3,3
черная металлургия
52,6
42,1
40,4
40,6
12,0
6,0
машиностроение и металлообработка
0,9
1,1
1,5
2,1
6,9
6,7
промышленность строительных материалов
1,6
1,7
2,3
1,9
2,1
4,1
легкая промышленность
0,0
0,0
0,1
0,4
0,9
0,1
пищевая промышленность
5,0
6,8
6,4
5,9
11,2
10,0
сельское хозяйство
6,5
6,5
7,6
16,4
22,8
17,1
строительство
0,6
0,5
0,7
0,5
0,7
0,8
транспорт
1,2
5,6
5,4
2,8
4,6
19,3
связь
1,8
1,2
1,1
1,6
2,4
3,3
торговля и общественное питание
0,6
0,6
1,1
0,7
0,9
2,3
жилищное хозяйство
12,2
15,5
11,6
8,4
10,9
7,5
коммунальное хозяйство
8,9
9,3
6,2
2,6
6,0
4,0
здравоохранение
1,6
2,2
3,0
2,6
4,1
5,0
образование
2,9
2,5
4,3
4,2
5,1
4,2
культура и искусство
1,1
0,9
1.3
0,9
1,3
1,7
другие отрасли
0,6
0,5
1,3
0,9
1,2
2,6
Таблица 7
Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности
(в процентах к итогу)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал
100
100
100
100
100
100
в том числе по формам собственности:
российская
99,8
99,9
99,0
98,2
97,6
96,0
в том числе:
государственная
8,0
13,2
15,4
11,4
13,3
25,0
муниципальная
5,2
8,3
8,2
4,5
7,4
6,4
частная
74,6
67,2
70,5
78,4
73,8
62,8
потребительской кооперации
-
-
0,1
0,1
0,3
0,3
общественных и религиозных организаций (объединений)
0,1
0,3
0,0
-
0,0
0,0
смешанная российская
11,9
10,9
4,8
3,8
2,8
1,5
совместная российская и иностранная
0,2
0,1
1,0
1,8
2,4
4,0
Таблица 8
Технологическая структура инвестиций в основной капитал
(в процентах к итогу)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал - всего
100
100
100
100
100
100
в том числе на:
строительно-монтажные работы
52
47
48
41
50
50
оборудование, инструмент и инвентарь
31
32
37
44
38
35
прочие капитальные работы и затраты
17
21
15
15
12
15
Таблица 9
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства )
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал - всего
100
100
100
100
100
100
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства
47,4
49,5
45,5
40,9
42.8
56.4
из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении организации
16,3
11,2
18,8
19,6
12,7
13,0
амортизация
...
...
18,8
14,9
24,1
38,3
привлеченные средства
52,6
50,5
54,5
59.1
57,2
43,6
в том числе:
кредиты банков
24,3
18,0
31,2
32,6
17,8
10,6
из них кредиты иностранных банков
...
...
10,8
6,8
4,0
0,4
заемные средства других организаций
4,4
3,2
4,1
4,1
7,5
6,7
бюджетные средства (средства консолидиро- ванного бюджета)
14,0
13,7
14,2
8,5
16,3
12,0
из них:
федерального бюджета
2,3
2,6
3,1
3,0
4,3
2,6
бюджетов субъектов Российской Федерации
11,7
11,1
11,0
5,1
9,9
7,6
средства внебюджетных фондов
1,6
4,1
4,3
5,5
3,5
3,8
прочие средства
8,3
11,5
0,7
8,4
12,1
10,5
3.2 Финансовые вложения
Таблица 10
Финансовые вложения организаций (млн. руб.; без субъектов малого предпринимательства)
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Всего
847,9
1284,2
1562,2
5744,6
10774,7
12561,4
в том числе:
долгосрочные финансовые вложения
345,9
230,2
340,5
903,3
2766,9
1473,1
в том числе:
в паи и акции других организаций
156,1
42,9
306,0
812,2
2423,3
800,7
из них дочерних и зависимых
156,1
42,9
147,4
61.2
2318,8
606,1
инвестиции в другиеорганизации
174,6
175,3
-
-
-
-
в облигации и другие долговые обязательства
-
-
-
2,4
6,4
112,8
предоставленные займы
-
-
-
86,3
325,9
525,0
в прочие долгосрочныефинансовые вложения
15,2
12,0
34,5
2,4
11,3
34,6
краткосрочные финансовые вложения
502,0
1054,0
1221,7
4841,3
8007,8
11088,3
в том числе:
в паи и акции другихорганизаций
42,1
0,0
0,3
12,5
20,9
22,6
из них дочерних и зависимых
42,1
0,0
-
6,3
14,2
-
собственные акции, выкупленные у акционеров
7,9
1,0
11,2
0,8
3,1
43,3
в облигации и другие долго-вые обязательства
-
-
236,4
1448,0
3540,7
2801,3
предоставленные займы
-
-
40,6
958,7
2238,3
3195,3
в прочие краткосрочные финансовые вложения
452,0
1053.0
933,2
2421,3
2204,8
5025,8
3.3 Иностранные инвестиции
Таблица 11
Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
по видам
2000
2001
2002
2003
Млн. долл. США
В процен-тах к итогу
Млн. долл. США
В процен-тах к итогу
Млн. долл. США
В процен-тах к итогу
Млн. долл. США
В про центах к итогу
Всего инвестиций
35,4
100
40,0
100
104,2
100
23,3
100
в том числе:
прямые инвестиции
4,5
12,7
9,3
23,3
4,1
3,9
6,8
29,2
из них:
взносы в капитал
0,8
2,3
5,1
12,7
1,5
1.5
0,0
0,0
кредиты, полученные от зарубежных совла- дельцев организаций
2,7
7,6
3,2
8,1
1,8
1,7
5,6
24,1
прочие прямые инвестиции
1,0
2,8
1,0
2,5
0,8
0,7
1,2
5,1
портфельные инвестиции
-
-
-
-
-
-
-
-
прочие инвестиции
30,9
87,3
30,7
76,7
100,1
96,1
16,5
70,8
из них прочие кредиты
30,9
87,3
30,7
76,7
100,1
96,1
16,5
70,8
Таблица 12
Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
по отраслям экономики
2000
2001
2002
2003
Млн. долл. США
В про- цен- США
Млн. долл. США
В про- цен- США
Млн. долл. США
В про- цен- США
Млн. долл. США
В про- цен- США
Всего инвестиции
35,4
100
40,0
100
104,2
100
23,3
100
в том числе
по отраслям: промышленность
32,7
92,4
36,8
92,1
102,4
98,3
19,8
84,9
в том числе:
черная металлургия
30,9
87,3
30,6
76,6
100,1
96,1
16,5
70,8
химическая и нефтехимическая промышленность
-
-
0,3
0,7
-
-
-
-
пищевая промышленность
1,8
5,1
5,9
14,8
2,3
2,2
3,3
14,1
связь
2,7
7,6
3,1
7,8
1,8
1,7
3,5
15,1
торговля и обще- ственное питание
-
-
0,0
0,1
-
-
-
-
Таблица 13
Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику области, по странам
2000
2001
2002
2003
Млн. долл. США
В про-цен--тах к итогу
Млн. долл. США
В процен-тах к итогу
Млн. долл. США
В процен-тах к итогу
Млн. долл. США
В про. центах к итогу
Всего инвестиций
35431,1
100
39983,6
100
104184,9
100
23338,8
100
в том числе из стран:
Германия
30892,2
87,2
30635,1
76,6
95130,0
91,3
16513,1
70,8
Нидерланды
2699,0
7,6
3119,0
7,8
1771,4
1,7
-
-
Болгария
773,2
2,2
4116,6
10,3
-
-
-
-
США
591,2
1,7
780,1
2,0
1001,0
1,0
2105,5
9,0
Италия
470,9
1,3
1013,4
2,5
1282,5
1,2
1185,2
5,1
Украина
4,6
0,0
3,6
0,0
-
-
-
-
Литва
-
-
26,5
0,1
-
-
-
-
Туркменистан
-
-
289,3
0,7
-
-
-
-
Швейцария
-
-
-
-
5000,0
4,8
-
-
Австрия
-
-
-
-
-
-
3535,0
15,1
Заключение
Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является непременным условием дальнейшего социально- экономического развития региона.
В целом Белгородская область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Это, прежде всего, обусловлено её ресурсно-географическими условиями. Огромные запасы высококачественной железной руды и самые плодородные земли России способствуют активному развитию горно-металлургического комплекса и связанных с ним промышленных производств, а также сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Эти же сферы экономики и являются в настоящее время самыми открытыми для привлечения внешних инвестиций.
В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Об этом говорят увеличение производства товаров и услуг, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, увеличение реальных доходов населения.
Позитивным моментом, оказывающим значительное влияние на развитие регионального ресурсного потенциала, является укрепление и развитие банковского сектора, наращивание объёмов кредитования реального сектора экономики и физических лиц, увеличение удельного веса долгосрочных кредитных вложений, снижение объемов неденежных расчетов. В регионе сохраняется устойчивая тенденция роста остатков вкладов населения, которые являются важнейшим элементом ресурсной базы банков.
Администрацией области реализуется комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Действующим законом «Об инвестициях в Белгородской области» предусмотрено льготное налогообложение российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций.
Однако ряд факторов общероссийского масштаба, таких как высокая стоимость кредитов, наличие на предприятиях устаревших основных фондов, низкий мировой инвестиционный и экономический рейтинг России, оказывает сдерживающее воздействие на активность инвестиционных процессов.
Таким образом, можно предполагать, что при сохранении нынешней динамики социально-экономического развития, создании условий для соблюдения прав собственников и гарантий инвесторам, Белгородская область станет более привлекательным регионом для инвесторов.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 528с.
4. Госкомстат России. Белгородский областной комитет государственной статистики. Белгородская область в цифрах в 2003году. Краткий статистический сборник. Белгород 2004.
5. Департамент экономической безопасности и промышленности администрации Белгородской области. Белгородская область. Инвестиционный справочник. Белгород 2003.
6. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 452с.
7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 768с.
8. Колб Р.В., Родригос Р. Дж. Финансовый менеджмент: Учебник / пер.2-го англ. Издания; предисл. к русск. Изд. к.э.н. Драчевой Е.Л.- М.: издательство «Фин. пресс», 2001.- 496с.
9. Теплова Д.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2002.-504с.