2.6. Валютное регулирование и операции по доходам иностранных инвесторов.......................................................................................................... ...24
3. Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность в Белгородской области...........................................................................................31
3.1. Инвестиции в нефинансовые активы.......................................................31
Список используемой литературы...................................................................41
Введение
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения выхода из сложившейся экономической ситуации, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
В Белгородской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.
Моя курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной деятельности в Белгородской области, факторов, влияющих инвестиционную активность, а также привлекательности региона для инвесторов. Для этого необходимо рассмотреть такие элементы, как социально-экономический и инвестиционный потенциал региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, нормативно-правовая база привлечения инвестиций, внешние инвестиции в экономику региона, а также выявить приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в будущем.
1. Инвестиции и их место в рыночной экономике
1.1 Экономическое содержание инвестиций
Проблема повышения эффективности российской экономики неразрывно связана с эффективным вложением капитала с целью его приумножения, или с инвестированием. В условиях рынка возможностей для инвестирования довольно много. Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Однако принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами, такими как: тип инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск и т. д.
Прежде чем разбирать данные проблемы процесса инвестирования, необходимо рассмотреть экономическое содержание инвестиций и их роль в условиях рыночной экономики.
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующее определение понятия «инвестиции»:
«Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Из данного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся бесполезными, если они дохода не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно - вложение ресурсов для получения требуемого дохода.
Таким образом, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурса и получения результата.
Необходимо отметить, что эти два процесса могут происходить в различной временной последовательности. Различают последовательное (получение прибыли сразу же после завершения инвестиций в полном объеме), параллельное (получение прибыли возможно еще до полного завершения процесса инвестирования) и интервальное (между завершением инвестиций и получением прибыли проходит определенное время) протекание процессов вложения ресурса и получения результата.
1.2 Роль государства в инвестиционном процессе
Роль государства в инвестиционном процессе состоит в следующем: с одной стороны, государство реализует политику государственных капиталовложений как централизованных (за счет бюджетов различных уровней), так и децентрализованных (осуществляемых за счет собственных и заемных средств государственными предприятиями); с другой стороны, функция государства заключается в регулировании инвестиционного процесса путем проведения гибкой экономической политики (налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и др.), регулировании движения средств на кредитном рынке, управлении ставкой процента государственных ценных бумаг и т. п.
Формы и методы государственной инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиции через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств.
Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства.
Прежде всего, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. Рост доходов вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций, и наоборот.
1.3 Факторы, влияющие на объём инвестиций
Значительное влияние на объем инвестиций оказывает ожидаемая норма чистой прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем, соответственно, выше будет объем инвестиций, и наоборот. Существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. Дело в том, что в процессе инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует отметить также предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени обесценится будущая прибыль от инвестиций и соответственно меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций.
1.4 Субъекты и объекты инвестиций
В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой стороны - предприятия, организации и др., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.
Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных средств в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и имущественными правами, граждане (в том числе иностранные лица), предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, (в том числе иностранные юридические лица, государства и международные организации).
В зависимости от тактики поведения различают пассивных и активных инвесторов. Первые стремятся улучшить состояние контролируемого предприятия за период продолжительностью в несколько лет. Вторые стремятся получить возможность покупки высоколиквидных активов.
Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность поступков инвестора по выбору и/или созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации и ликвидации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению внешнего финансирования.
Под объектом инвестирования обычно понимают любой объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» к ним относятся денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права и ценности.
1.5 Классификация инвестиций
1. По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:
1) реальные (капиталообразующие) инвестиции - вложения средств в реальные активы как материальные, так и нематериальные, которые осуществляются в форме капитальных вложений;
2) финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.
3) интеллектуальные инвестиции - вложения средств в научные разработки, в подготовку специалистов, в социальную сферу.
2. По признаку «область инвестирования» инвестиции классифицируются в зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются (снабжение, производство, сбыт и т. п.).
3. По признаку «форма собственности инвестиций» выделяют:
1) государственные инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;
2) иностранные инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организациями;
3) частные инвестиции, осуществляемые частными лицами и предприятиями негосударственной формы собственности;
4) совместные инвестиции - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами.
4. По признаку «характер участия в инвестировании» выделяют прямое участие в инвестировании (непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств) и непрямое участие в инвестировании (инвестирование, опосредствуемое другими лицами).
5. По признаку «период инвестирования» различают краткосрочные инвестиции (период не более 1 года) и долгосрочные инвестиции (период свыше 1 года).
6. По признаку «региональный характер инвестиций»:
1) инвестиции за рубежом - вложение средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ данной страны;
2) внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории данной страны;
3) региональные инвестиции - вложение средств в пределах конкретного региона страны.
7. По признаку «масштаб инвестиций» выделяют:
1) прямые инвестиции - вложения в конкретный, как правило, долгосрочный, проект, обычно связаны с приобретением реальных активов;
2) портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий.
2. Инвестиционная деятельность в Белгородской области
2.1 Инвестиционный климат в регионе
Белгородская область - приграничный район, что открывает потенциальные преимущества для международного сотрудничества во всех сферах экономики и является привлекательным фактором для инвесторов.
В области действует закон «Об инвестициях в Белгородской области», в котором предусмотрены льготы российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. В областном бюджете ежегодно предусматриваются средства для обеспечения гарантий инвесторам в пределах обязательств администрации области по заключённым договорам и контрактам.
Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.
Приоритетами инвестиционной политики в области являются модернизация производства и повышение конкурентоспособности обрабатывающего и машиностроительного комплекса, развитие секторов новой экономики, прежде всего - высокотехнологичных отраслей промышленности.
Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.
В целом область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности, что неоднократно подтверждалось независимыми рейтинговыми агентствами.
За 2002 год предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы области направлено 9,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что к уровню 2001 года в сопоставимых ценах составляет 60%. Значительная часть инвестиций направлена в чёрную металлургию, пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку (на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий), сельское хозяйство и реализацию социальных программ. Снижение объёмов инвестиций в 2002 году обусловлено окончанием в 2001 году основных работ на строительстве стана 350 в ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» и первой очереди завода по производству горячебрикетированного железа в ОАО «Лебединский ГОК». Освоение капитальных вложений на предприятиях чёрной металлургии уменьшилось с 5,1 млрд. рублей в 2001 году до 1,8 млрд. рублей в 2002 году.
В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств, в 2002 году впервые был утверждён и исполнен строительный бюджет, включающий инвестиционные программы развития социальной сферы и обеспечения жизнедеятельности населения области за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов и привлечённых средств.
На реализацию инвестиционных программ по строительству объектов социальной сферы в 2002 году за счёт всех источников освоено 1, 5 млрд. рублей, которые профинансированы в полном объёме, в том числе за счёт средств областного бюджета 431,3 млн. рублей (28,5% от общего объёма финансирования). При всех сложностях инвестирования по-прежнему высокими темпами ведётся строительство жилых домов. В 2002 году приведено 661,8 тыс. кв. м общей площади жилья, что на 11,2% выше уровня 2001 года, из них индивидуальными застройщиками - 325,8 тыс. кв. м.
Продолжается строительство объектов социально-культурной сферы. Введены 6 школ на 1562 ученических места, 2 детских сада на 53 места, Дом культуры на 300 мест, платный корпус на 100 коек центральной районной больницы в п. Вейделевка, инфекционный корпус на 50 коек детской больницы в г. Губкин. Велись строительные работы на 13 объектах народного образования, 20 - здравоохранения, 7 - культуры, 9 - коммунального хозяйства. Продолжалась реализация программы развития инженерной инфраструктуры микрорайонов массовой застройки индивидуальных жилых домов.
Для уменьшения стоимости объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, и формирования механизма стимулирования заказчиков, проектных и подрядных организаций в снижении стоимости единицы строительной продукции, экономии финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов, принято постановление главы администрации области от 13 ноября 2002 года № 436 «О мерах по снижению сметной стоимости строительства объектов бюджетной сферы на территории области».
По федеральной инвестиционной программе на 2002 год лимит финансирования из федерального бюджета был определён в объёме 475,5 млн. рублей, в том числе 385,6 млн. рублей приходилось на внепрограммную часть, отрасль «Специализированный комплекс» - строительство автомобильного пункта пропуска в п. Нехотеевка, который в июне отчётного года введён в эксплуатацию. На строительство и ремонт объектов федеральных целевых программ социальной направленности за год из федерального бюджета поступило 78,2 млн. рублей, по федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» реализовано сертификатов на сумму 76,7 млн. рублей.
Реализуются областные программы дорожного строительства и благоустройства сельских населённых пунктов. В рамках этих программ в 2002 году велись работы в 167 населённых пунктах. На их выполнение потрачено более 1 млрд. рублей. В 2002 году начата реализация «Программы 1000», предусматривающей в течение 2003 года строительство 1000 км дорог с твёрдым покрытием по населённым пунктам области.
В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Увеличение производства товаров и услуг, реформирование агропромышленного комплекса, строительство жилья, увеличение реальных доходов населения, меры по активизации инвестиционной деятельности являются важнейшими характеристиками социально-экономической ситуации.
По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, Белгородская область по уровню социального и экономического развития регионов в динамике занимает 7 место среди регионов страны (2002).
Повышение инвестиционной активности остаётся ключевым фактором для развития промышленности и экономики в целом. Несмотря на позитивные перемены в экономике, администрацией области в целях создания благоприятного инвестиционного климата реализуется комплекс мер. Важнейшим направлением является обеспечение и улучшение нормативно-правового пространства ведения бизнеса и его инвестиционной поддержки.
В настоящее время подготовлен проект закона «Об инвестициях в Белгородской области», который в свою очередь Белгородская область приняла одной из первых в стране, он приведён в соответствие с новыми экономическими реалиями. Администрация области для стимулирования инвестиционной активности предприятий использует различные формы. Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства для гарантий инвесторам, субсидируется часть процентной ставки по банковским кредитам хозяйствующим субъектам из категории малое предпринимательство, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.
Предприятиям, привлекающим средства на реализацию экономически и социально значимых для области проектов путём выпуска корпоративных облигаций, за счёт средств областного бюджета предусмотрена компенсация купонного дохода по ним. Успешно размещён первый областной займ на сумму 300 млн. рублей. Разработка и реализация программ создаёт предпосылки для концентрации инвестиционного потенциала в наиболее перспективных отраслях экономики, одной из которых, наряду с горно-металлургическим комплексом, является производство сельскохозяйственной продукции и её переработка.
Администрация области прилагает усилия по повышению роли банковского сообщества области в инвестировании реального сектора экономики, что является важнейшим условием привлечения инвестиций из-за пределов области, в том числе из-за рубежа. Созданы Совет руководителей коммерческих банков и финансовых органов области при главе администрации области (2001г.) и инвестиционный совет при администрации области (2002г.), которые содействуют решению вопросов стратегического характера в этой сфере.
Разработан Порядок организации и проведения тендеров (конкурсов) среди кредитных организаций области по выбору наилучших условий обслуживания, в том числе кредитовании предприятий и организаций, являющихся получателями средств областного бюджета и средств территориального дорожного фонда.
Таким образом, сотрудничество администрации области, банковского сообщества и предприятий вышло на новый уровень. Банки не просто отбирают инвестиционные проекты и заёмщиков, а посредством кредитных механизмов играют более активную роль в инвестиционных процессах, работают с предприятиями-реципиентами, как с партнёрами, подсказывают, как можно получить кредит и отдать его. Ведь оказывая любое содействие развитию предприятий, банки создают базу своих собственных будущих доходов. В целях минимизации негативных последствий административных барьеров наряду с исполнением федерального законодательства, в области осуществляются мероприятия по упрощению регистрации организаций через систему «Одно окно», сокращению числа проверок со стороны контролирующих органов.
Практически все значимые предприятия области ведут модернизацию собственного производства.
Наибольшая доля объёма инвестиций в основной капитал за 2002 год приходится на здания и сооружения (41,4%). Большая часть инвестиций в основной капитал (59,5%) приходится на отрасли, производящие товары, из них 64,9% - на отрасли промышленности. Определяющая роль в формировании положительной тенденции развития производства принадлежит таким отраслям, как электроэнергетика, металлообработка, пищевая промышленность.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям, (млн. рублей).
Выполнено (введено) за
2000 год
2001 год
2002 год
В основной капитал всего
9241,8
14030,6
10214,9
В основной капитал крупных и средних организаций, в том числе:
8091,7
12290,7
7381,6
в основной капитал производственного назначения
5275,8
8779,6
4395,8
в основной капитал непроизводственного назначения
2815,9
3511,1
2985,8
Большая часть инвестиций в основной капитал (57,5%) финансировалась за счёт привлечённых средств организаций, из них 29% - за счёт кредитов банков, 28,9% - за счёт бюджетных средств.
Постоянно растёт доля банковских кредитов:
2000 год - 35257 млн. рублей;
2001 год - 54872 млн. рублей;
2002 год - 96977 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного, можно предполагать, что при сохранении нынешней динамики социально- экономического развития, создании условий для соблюдения прав собственников и гарантий инвесторам, Белгородская область станет более привлекательным реципиентом для инвесторов, полнее интегрируется в российское и международное экономическое пространство. Кроме того, можно отметить, чтоодной из основных функций недавно созданного департамента экономической безопасности и промышленности является максимальное содействие инвесторам и защита их интересов в области.
Таблица 2
Отраслевая структура использования инвестиций в основной капитал (млн. рублей).
2000 год
2001 год
2002 год
Инвестиции в основной капитал (по крупным и средним предприятиям), всего
8091,7
12290,7
7381,6
в том числе:
Промышленность
4560,7
7181,2
2852,3
Сельское хозяйство
615,0
2011,9
1675,7
Строительство
57,1
58,6
24,5
Транспорт
440,6
342,7
327,4
Связь
89,9
191,3
192,8
Торговля и общественное питание
90,4
86,6
41,9
Жилищно-коммунальное хозяйство
1445,9
1350,5
1320,8
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение
241,4
314,3
324,0
Образование
350,6
512,4
397,6
Культура и искусство
103,4
144,0
107,9
2.2 Внешние инвестиции в экономику области
Белгородская область является весьма привлекательной для иностранного капитала. За 2002 год в экономику области внесено иностранных инвестиций на сумму более 104 млн. долларов из пяти стран мира: Германии, Италии, Нидерландов, США, Швейцарии. Особый интерес иностранных инвесторов обращен к сельскому хозяйству, черной металлургии, пищевой промышленности.
За последние три года на освоение кредитного финансирования европейскими банками и соответствующих гарантий российских банков и администрации области предприятиями агропромышленного комплекса области было приобретено около тысячи единиц сельскохозяйственной техни-ки на сумму около 80 млн. долларов США. В том числе зерноуборочные комбайны «Доминатор», кормоуборочные комбайны «Ягуар», пресс-подборщики немецкой компании «КЛААС», свеклоуборочные комбайны и опрыскиватели французской компании «Матро Франс», тракторы и сеялки американской компании «Джон Дир», зерноуборочные комбайны фирм «Массей Фергюссон», другие виды техники. Этими фирмами организовано надежное сервисное обеспечение техники. С компаниями «КЛААС» и «Матро Франс» созданы совместные предприятия, ведется подготовительная работа по организации сборочных производств сельскохозяйственной техники в Белгороде.
При участии французской компании «Aubret S.A.» создано совместное предприятие по развитию племенного и товарного свиноводства. Совместно с французской компанией «Суффле» реализуется программа по выращиванию высококачественных сортов пивоваренного ячменя. Также при участии французских компаний в области реализуется проект по развитию мясного скотоводства.
Совместно с европейским венчурным фондом «Eagle Venture Partners» (его учредителями являются Европейский банк реконструкции и развития, ряд голландских компаний) учреждено совместное предприятие,активно реализуется проект по модернизации производства комбикормов (инвестировано более 3 млн. долларов США) в п. Ракитное, совместно с германской фирмой «Онкен» ведется строительство молокоперерабатывающего завода в п. Прохоровка, итальянская компания «Пармалат» приобрела контрольный пакет акций Белгородского молочного комбината и активно вкладывает средства в модернизацию и расширение производства (вложено около 3,5 млн. долларов США).
С участием немецкой компании «Сименс» и привлечением западных кредитов ведется модернизация телекоммуникаций области. Совместно с испанской компанией «Реверте» создано современное предприятие по производству высококачественного мела в г. Губкине. В настоящее время с этой же компанией планируется построить такой же завод в г. Шебекино. Совместно с «Булгар-табак-холдингом» (Болгария) в Белгороде создано совместное предприятие - табачная фабрика (выпуск сигарет). В г. Шебекино совместно с немецкими фирмами ведется модернизация производства для организации выпуска высококачественных кож. Необходимо особо отметить, что на Лебединском ГОКе при участии кредита консорциума ведущих немецких банков ведется строительство завода горячебрикетированного железа, введена его I очередь. Общий объем инвестированных средств более 1 млрд. немецких марок.
Всего в области зарегистрировано около 800 предприятий с иностранными инвестициями, с участием иностранного капитала из 30 стран мира, в том числе 74,5% предприятий с участием украинского капитала и 7 - со странами Балтии. Это объясняется приграничным расположением области и стремлением хозяйствующих субъектов области и Украины, связанных длительными производственными и кооперационными отношениями, найти новые формы сотрудничества.
Однако по данным управления Министерства РФ по налогам и сборам в Белгородской области реально работало около 32% предприятий, по коммерческим организациям, созданным с участием стран дальнего зарубежья, - 41%. В 2001 году начата работа по ликвидации коммерческих орга-низаций с иностранными инвестициями, которые фактически прекратили хозяйственную деятельность и не отчитываются в налоговых органах. В настоящее время в процедуре находится около 30 коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Среди коммерческих организаций с иностранными инвестициями успешно работают на рынке Белгородской области:
? ЗАО «Белгородский цемент» (российско-панамское) - производство цемента;
? ЗАО «Белгородская сотовая связь» (российско-австрийское) - оказание услуг связи;
? СП ООО «Белые горы» (совместное предприятие с учредителем Британско-Виргинских островов) - производство безалкогольной продукции;
? ЗАО «Евромода» (российско-итальянское) - производство швейных изделий;
? ЗАО «Руслайм» (российско-испанское) - производство высокодисперсного мела;
? ООО «Робос» (российско-болгарское) - строительные работы;
? ЗАО «Белогорье» (российско-турецкое) - производство оборудования для хлебопекарен.
2.3 Инвестиционная привлекательность Белгородской области
Инвестиционная привлекательность области обусловлена в первую очередь ее ресурсно-географическими условиями. Огромные запасы высококачественной железной руды и самые плодородные земли России способствуют активному развитию горно-металлургического комплекса и связанных с ним промышленных производств, а также сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Эти же сферы экономики и являются в настоящее время самыми открытыми для привлечения внешних инвестиций.
Необходимо отметить, что интерес к области и ее инвестиционным возможностям постоянно растет. Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение объемов неденежных расчетов, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, успешное исполнение областного бюджета явились важными составляющими инвестиционных процессов. Однако сдерживающее воздействие ряда факторов (высокая стоимость кредитов, наличие на предприятиях устаревших основных фондов, низкий платежеспособный спрос населения, низкий мировой ин-вестиционный и экономический рейтинг России) общероссийского масштаба на развитие инвестиционных процессов объективно переносится и на нашу область.
Инвестиции в основной капитал организаций всех отраслей экономики области на развитие экономики и социальной сферы с учетом субъектов малого предпринимательства и досчетом на неформальную экономику за 2001 год составляют 13 496 млн. рублей, что на 26,9% больше, чем за 2000 год. Наибольшая доля объема инвестиций в основной капитал всех предприятий и организаций по видовой структуре в 2001 году приходится на машины, инструменты, оборудование, инвентарь (44%); здания (кроме жилых) и сооружения (34,9%); жилища (14,2%). На развитие АПК в 2001 году израсходовано 2,8 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2000 году.
Большая часть инвестиций в основной капитал (57,8%) осуществлялась за счет привлеченных средств предприятий и организаций, из них 57,9% - за счет кредитов банков, 16,7% - за счет бюджетных средств. Положительной тенденцией является рост банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал.
Более активно работают представители компаний и финансовых структур европейских стран, в частности Германии, Франции, Голландии, Болгарии, Италии.
Перспективные направления для инвестирования:
? развитие производства мяса птицы бройлеров в объеме 150 тыс. тонн в год;
? развитие производства мяса свинины в объеме 100 тыс. тонн в год;
? строительство завода тонкодисперсного мела;
? создание современных товаропроводящих сетей со строительством торговых комплексов (супер-, гипермаркеты);
? строительство современных культурно-развлекательных центров (казино, аквапарки, луна-парки и др.), гостиничных комплексов;
? строительство элитных малоэтажных коттеджей в пригородной зоне городов области;
? строительство современного выставочно-ярмарочного комплекса.
2.4 Налоговая поддержка инвесторов
Законом Белгородской области от 16 октября 1995 года № 31 «Об инвестициях в Белгородской области» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено льготное налогообложение при осуществлении инвестиционной деятельности.
Налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Белгородской области, уплачивающим налоги в областной бюджет, участвующим в реализации инвестиционных проектов, одобренных администрацией Белгородской области.
Для одобрения инвестиционного проекта организация представляет в администрацию области следующие документы:
? заявление;
? бизнес план, обосновывающий рентабельность проекта и социально-экономический эффект, прошедший технико-экономическую экспертизу в установленном порядке;
? расчет срока окупаемости инвестиционного проекта, бухгалтерскую и статистическую документацию за отчетный год.
Решение об одобрении инвестиционного проекта принимается администрацией области в течение двух месяцев со дня подачи документов.
Инвестиционный проект считается одобренным после принятия администрацией об-ласти соответствующего распоряжения и внесения в областной Реестр инвестиционных проектов, одобренных администрацией области.
Для получения налоговых льгот обязательным является создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и раздельный бухгалтерский учет затрат и результатов хозяйственной деятельности по инвестиционным проектам.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут представлять льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки реализаций инвестиционных проектов за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Льготы по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, предоставляются при условии внесения предприятия в областной Реестр инвестиционных проектов, одобренных администрацией области.
В случае ликвидации предприятия, реализующего инвестиционные проекты, предоставляемые льготы и убытки инвестора возмещаются предприятием в соответствии с законодательством.
2.5 Первоочередные областные проекты
В целях прироста налогооблагаемой базы бюджета области, увеличения числа рабочих мест, более полной загрузки и расширения имеющихся производственных мощностей, увеличения использования и глубокой переработки местного сырья, в области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов за счет средств предприятий и кредитных ресурсов при поддержке администрации области и органов местного самоуправления.
В августе 2002 года агрохолдингом «БЗРК-Белгранкорм» и ОАО «Белагрогаз» начата реализация проекта по развитию производства мяса птицы бройлеров в Ракитянском, Белгородском, Валуйском районах, рассчитанного на производство 37 тыс. тонн мяса птицы в год. Проект предусматривает комплексную реконструкцию ряда объектов птицеводства и расширение мощностей по производству кормов, племенного яйца и его инкубирования, а также мощностей по забою птицы, ее углубленной переработке, хранению и транспортировке.
Существенный социально-экономический эффект ожидается от реализации прорабатываемого с потенциальными инвесторами проекта строительства пищевого комплекса в Белгороде на базе неиспользуемых площадей ОАО «Белпласт». Проект включает в себя завод по производству солода мощностью 100 тыс. тонн в год, рынок сбыта которого в России практически не ограничен. Сырьем для производства будет пивоваренный ячмень, выращиваемый хозяйствами нашей области по прогрессивной западноевропейской технологии. В комплекс будут входить мощности по производству и розливу 5 млн. дал пива, 1 млн. дал безалкогольных напитков, 0,5 млн. дал кваса и 1 млн. дал слабоалкогольных напитков с использованием импортного высокопроизводительного оборудования. Предполагается также использовать мощности ОАО «Белпласт» для организации производства полимерных из-делий и обеспечения ими пиво-безалкогольных предприятий Москвы, Белгорода, Краснодара, Пензы. Осуществление этого проекта создает около 700 новых рабочих мест в промышленности, 12 000 рабочих мест в агропромышленном комплексе области и в других отраслях, включая строительную индустрию, транспорт и социальную сферу.
Определилась программа дальнейшего развития свиноводства в хозяйствах области, которой намечено, на основе сотрудничества крупных сельскохозяйственных предприятий области и холдинговых структур, таких как АПК «Стойленская нива», ЗАО «Продимекс», ОАО «Белгранкорм», ОАО «Белагрогаз» с французской фирмой «Белго-Франс», создать на базе Холоднянского комплекса по выращиванию крупного рогатого скота мультипликационного комплекса на 2 000 свиноматок-прародителей, импортированных из Европы. Комплекс обеспечит годовое производство 8-12 тысяч свиноматок-родителей для комплектования и обновления поголовья репродукторов на фермах, производящих товарную свинину. Предполагается на базе этого мультипликационного комплекса и свинокомплексов по производству товарной свинины создать свиноводческую вертикально-интегрированную структуру производства (ВИСП), которая, используя генетический потенциал импортных животных и европейскую технологию при полном освоении мощностей, обеспечит в течение 3-4 лет производство 100 тысяч тонн свинины в год.
Учитывая, что в ряде отраслей износ основных фондов достиг 80-85%, а средние фактические сроки службы оборудования составляют почти 30 лет, проблема привлечения дополнительных инвестиций по-прежнему остается чрезвычайно острой для предприятий региона.
Администрация области основные усилия планирует сосредоточить на содействии предприятиям и организациям области в подготовке привлекательных проектов, их презентации для отечественных и зарубежных инвесторов, а также осуществлении более активного влияния на финансовый рынок с целью его переориентации на реальную сферу экономики.