4. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
5. иные не запрещенные законом поступления.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) создан для обеспечения стабильности пенсионной системы и создания условий для регулярной выплаты пенсий.
Средства бюджета ПФ РФ имеют целевое назначение и направляются на выплату:
выплату трудовых пенсий в соответствии с законодательством РФ и международными договорами;
пенсий по инвалидности военнослужащим;
компенсаций пенсионерам;
материальной помощи престарелым и инвалидам;
пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
средств пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
средств на доставку пенсий, получаемых за счет средств бюджета ПФ РФ;
средств на обеспечение финансовой и материально-технической текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
средств на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
За счет средств Фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.
Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения пенсий до их выплаты.
Региональное отделение ПФ РФ > банк > управление социальной защиты населения субъекта РФ > районный (городской) орган соцзащиты > почта (Сбербанк) > пенсионер.
Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ. Сегодня распределение функций в пенсионной системе таково, что более 90% всего бюджета ПФ РФ перечисляется в учреждения социальной защиты населения для выплаты пенсий.
Пенсионный фонд и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплаты и доставки, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам.
Доходами бюджета ПФ РФ являются поступления части единого социального налога, средства федерального бюджета, средства Фонда социального страхования; доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками, пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.
С 2002 г. часть ЕСН, предназначенная для финансирования выплат из ПФ РФ для всех работодателей делится на единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, и страховые взносы в ПФ РФ. При этом сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, будет уменьшаться на сумму начисленных за отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На всех застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят из двух частей: страховой и накопительной.
Страховая часть трудовой пенсий учитывается на индивидуальном лицевом счете с учетом индексации, а сведения о пенсионных накоплениях -- в специальной части лицевого счета. Накоплениясостоят из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Размер накопительного взноса будет постепенно увеличиваться и должен составить 9% к 2010 г. Размер накопительного взноса будет дифференцироваться в зависимости от возраста застрахованного работника. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
Целевым источником финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной. Базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет части суммы ЕСН, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.
Фонд социального страхования РФ
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении -- правлением Фонда и его председателем.
Основные задачи Фонда включают:
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также других целей государственного социального страхования, предусмотренных законодательством;
участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
предоставление дотаций отделениям Фонда на пополнение недостатка норматива оборотных денежных средств у них;
организацию работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС РФ образуются за счет сумм единого социального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; прочих доходов.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. При нарушении сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится начисление пеней и применение штрафных санкций. Право на бесспорное взыскание недоимок и пеней по страховым взносам закреплено за исполнительными органами Фонда. Взыскание штрафов со страхователей и банков производится в судебном порядке.
Процентная доля налоговой базы ЕСН, подлежащая зачислению в Фонд для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, включая родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, составляет 2,9%. Для всех остальных налогоплательщиков ставка 4% (ранее тариф страховых взносов для всех плательщиков составлял 5,4%).
Налогоплательщики -- индивидуальные предприниматели и адвокаты не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в данный Фонд. Такое освобождение не рассматривается как налоговая льгота, так как фактически сохранена действовавшая в период уплаты страховых взносов норма, согласно которой индивидуальные предприниматели регистрировались в качестве страхователей и уплачивали страховые взносы в Фонд в добровольном порядке.
Механизм формирования и использования преобладающей части средств ФСС позволяет около 50% оставлять в распоряжении плательщиков, однако законом установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 30 000 руб., а максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 руб.
Фонды обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ. Фонды ОМС РФ включают федеральный фонд ОМС и территориальные фонды.
Финансовые средства федерального ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Особенностью территориального фонда ОМС Республики Татарстан является то, что он является целевым бюджетным фондом, который носит название РБК (Республиканская больничная касса).
За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Минздрава России. В соответствии с ним граждане РФ бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.
Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств федерального ФОМС бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе (субвенций) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В случае отсутствия на счете ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования для предоставления субвенций привлекают ресурсы нормированного страхового запаса Фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется Комиссией ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.
При определении размеров субвенций применяется утвержденный правилами Федерального фонда перечень оценочных критериев, который включает:
наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования;
эффективность использования финансовых средств;
наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств.
На долю субвенций приходится 85% Федерального ФОМС.
Для всех плательщиков ЕСН установлена единая базовая ставка в размере 3,6% в части суммы, зачисляемой в Фонд, из них перечисляются:
0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
3,4% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Исключение составляют налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители и родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, применяющие ставку 2,6% (0,1% -- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2,5% -- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Экономическое содержание и функции страхования
Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами. Возмещение убытков производится за счет средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации. Объективная необходимость страхования обусловлена тем, что убытки часто возникают вследствие разрушительных факторов, не подконтрольных человеку, и не влекут чьей либо гражданско-правовой ответственности.
Экономическая категория страхования -- составная часть категории финансов. Однако, если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
Особенности экономической категории страхования. Для определения экономического содержания страхования можно выделить специфические признаки, характеризующие отличительные черты этой категории:
1) при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба экономическим субъектам;
2) при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъектами. Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника;
3) страхование предусматривает перераспределение ущерба в пространстве и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения средств страхового Фонда в рамках одного года требуются большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий; несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно;
4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение -- возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода. Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату в случае отсутствия непредвиденных и неблагоприятных событий.
Исходя из этого, можно дать следующее определение.
Страхование -- это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.
Экономическая категория страхования проявляется на практике в качестве одного из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы -- централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.
Экономическая необходимость использования именно категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами организаций и тем более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность юридических лиц и домохозяйств граждан создает объективные условия для страхования соответствующих объектов.
В условиях плановой экономики, когда государственные предприятия не имели экономической самостоятельности и государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было острой необходимости использовать страхование в качестве особого метода защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход к рыночной экономике делает страхование необходимым.
Страхование также связано с возмещением материального ущерба и потерь в семейных доходах. Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего общества. Поэтому страхование этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет общества, т.е. за счет финансовых ресурсов граждан и работодателей. Уровень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества. Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей посредством полного или частичного возмещения потерь доходов.
Для того чтобы граждане имели возможность сверх или помимо выплат и льгот по социальному страхованию удовлетворять свои социальные потребности, широко проводится личное страхование, страховые взносы по которому уплачиваются за счет семейных доходов.
По личному страхованию, как и по социальному, происходит возмещение материального ущерба и оказывается денежная помощь гражданам и их семьям, позволяющая полностью или частично преодолеть потери в доходах в связи с утратой здоровья застрахованным лицом или наступлением смерти члена семьи.
В качестве объекта страхования может выступать и ответственность организаций или граждан, связанная с возможностью нанесения ими вреда другим лицам или другими обязательствами. Потребность в возмещении понесенных потерь порождает необходимость страхования ответственности.
Функции страхования. Сущность страхования проявляется в его функциях. Они позволяют выявить особенности страхования в составе финансов.
Страхование выполняет следующие функции:
q формирование специализированного страхового фонда денежных средств. Эта функция реализуется через систему запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещения;
q возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан осуществляется в рамках имеющихся договоров страхования. Если в коммерческих банках аккумулирование средств имеет только сберегательное начало, то страхование через эту функцию несет сберегательно-рисковое начало, а также решается проблема инвестиций временно свободных денежных средств в различные сферы (недвижимость, ценные бумаги и т.п.). Реализация сберегательной функции стала возможной в результате возникновения страхования на дожитие в рамках личного страхования;
q Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба предполагают широкий комплекс мероприятий, в том числе финансирование программ по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий (например, установка светофоров, противопожарных установок на предприятиях и др.). Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях договора и направленное на бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носит название превенция. Источником формирования фонда превентивных мероприятий служат отчисления от страховых платежей.
Формы и отрасли страхования
Страхование как система экономических отношений охватывает различные объекты и субъекты страховой ответственности, формы организации деятельности. Чтобы упорядочить разнообразие экономических отношений и создать единую и взаимосвязанную систему, необходима классификация страхования.
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основу классификации страхования положены два критерия: различия в организации и в объектах страхования. В соответствии с этим делением применяются системы классификации: 1) по форме проведения и 2) по объектам страхования. В более широком и конкретном смысле классификация страхования представляет собой форму выражения различий в сферах деятельности страховщиков, объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования.
Формы страхования. На рынке действуют специализированные страховые организации, реализующие страховой продукт по объему охвата страховых рисков в форме обязательного и добровольного страхования.
Обязательное страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. Именно через издание законов государство устанавливает обязательную форму страхования. Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения.
В Российской Федерации виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются действующим законодательством. К области обязательного страхования относятся:
1) обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;
2) обязательное государственное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
3) обязательное государственное личное страхование сотрудников Министерства РФ по налогам и сборам, должностных лиц налоговой полиции и таможенных органов РФ;
4) обязательное государственное страхование личности от риска радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;
5) обязательное медицинское страхование граждан РФ;
6) обязательное государственное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования вирусом СПИДа;
7) обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, спасатели МЧС, работники железнодорожного транспорта и другие);
9) обязательное социальное страхование граждан РФ.
Добровольное страхование отличается от обязательного страхования тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон -- страховой компании и физического или юридического лица, которые закрепляются в заключаемом между ними письменном договоре страхования. В удостоверение заключенного договора страхования физическому или юридическому лицу вручается страховой полис. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность выбора услуг на страховом рынке. Добровольное страхование носит выборочный характер, так как не все субъекты желают в нем участвовать, а для некоторых лиц могут даже устанавливаться ограничения или запрет на участие.
Отрасли страхования. Объект страхования является материальным носителем всех признаков, в том числе и экономических интересов страхования. В страховании выделяют отрасли страхования. В условиях государственной страховой монополии в бывшем СССР определялись две отрасли: имущественное и личное страхование. В рыночной экономике, исходя из характеристики объектов страхования, целесообразно выделить пять основных отраслей страхования: личное, имущественное, ответственности, экономических рисков, социальное. Подобная классификация определяется перечнем объектов и рисками, подлежащими страхованию.
1. В личном страховании в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на:
страхование жизни;
страхование от несчастных случаев;
медицинское страхование.
В этом случае во внимание принимаются признаки объекта, объем страховой ответственности и продолжительность страхования.
2. Имущественное страхование представляет собой отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение -- возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Субъектами выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность. Имущественное страхование подразделяется на подотрасли по форме собственности и социальным группам страхователей. По этим признакам различают имущество экономических субъектов: государственное, частное, арендуемое и отдельных граждан. Особое значение в классификации имущественного страхования имеет выделение опасностей, не связанных между собой, на основе которых определяются виды страхования:
страхование имущества от огня;
страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий;
страхование животных от падежа и вынужденного забоя;
страхование транспортных средств от аварий, угона и других опасностей и т.д.
3. Страхование ответственности - отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение. В страховании ответственности выделяют следующие подотрасли:
страхование задолженности;
страхование автогражданской ответственности;
страхование профессиональной ответственности (страхование ответственности медицинских работников, страхование ответственности адвокатов и др.), а также страхование ответственности работодателей перед своими работниками.
4. Страхование экономических рисков - это отрасль страхования, где объектом является ущерб, который возникает в процессе предпринимательской деятельности. В страховании экономических рисков выделяются две подотрасли: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямым потерям могут быть отнесены, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования, вследствие недопоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные потери -- страхование упущенной выгоды, банкротство предприятия и пр.
5. В социальном страховании объектом выступает уровень дохода граждан. В качестве видов социального страхования выступают страхование пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца; страхование конкретных пособий среди разных социальных слоев населения.
Организация социального страхования основывается на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоокупаемость и самоуправление.
Сущность и функциифинансов коммерческих организаций
Финансы предприятий (организаций) -- это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков.
Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.
Современные коммерческие организации (предприятия) функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией.
Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.
В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.
Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения являются частью денежных отношений, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы коммерческих организаций (предприятий) -- это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.
По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) между учредителями в момент создания организации (предприятия) -- связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
2) между отдельными организациями (предприятиями) -- связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п.;
3) между организациями (предприятиями) и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств;
4) между организацией (предприятием) и ее работниками -- при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц;
5) между организацией (предприятием) и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация - при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;
6) между коммерческими организациями (предприятиями) -- связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;
7) между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства -- при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
8) между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;
9) между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
10) между коммерческими организациями и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.
В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:
связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;
возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).
Все перечисленные отношения носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.
Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:
q финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;
q порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;
q в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия. Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий как совокупности денежных отношений, регламентированных государством и связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.
Функции финансов коммерческих организаций
Финансам коммерческих организаций (предприятий) присущи те же функции, что и общегосударственным финансам, -- распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.
Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.
Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников кредитных и страховых институтов.
При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.
Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности, сложившуюся систему распределительных отношений в коммерческой организации (предприятии) и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью обеспечения ее финансовой устойчивости. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов коммерческих организаций (предприятий).
Объективная основа контрольной функции -- стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
1) непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и другими контрагентами;
2) акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективными вложениями денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;
3) Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
4) Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, контролирующий финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
5) коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
6) независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.
Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И. наоборот, отрицательный результат или его отсутствие говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и возможности банкротства коммерческой организации (предприятия).
Принципы организации финансов коммерческих организаций
Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
1. Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.
Рынок стимулирует коммерческие организации (предприятия) к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу.
Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций (предприятий) с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство также определяет амортизационную политику.
2. Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
3. Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников организации (предприятия) реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечить финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства.
4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Руководители организаций несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
К отдельным работникам организаций (предприятий) применяется система штрафов в случаях допущения брака, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций (предприятий) также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств либо получением дохода ниже предполагаемого. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации (предприятия) в критические моменты хозяйствования.
На практике из-за низких финансовых возможностей не все организации (предприятия) образовывают финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Обобщение опыта организации корпоративных финансов за рубежом, деятельности отечественных предприятий, анализ подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяют рекомендовать российским предприятиям руководствоваться также следующими принципами современной организации финансов:
1) плановости -- обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях - и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля;
2) финансового соотношения сроков -- создает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются и возможности их сохранения от обесценения при размещении в легко реализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.);
3) взаимозависимости финансовых показателей -- обеспечивает учет изменений в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность;
4) гибкости (маневрирования) -- обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности;
5) минимизация финансовых издержек -- финансирование любых инвестиций и других затрат должно осуществляться самым «дешевым» способом;
6) рациональности -- вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски;
7) финансовой устойчивости -- обеспечивает финансовую независимость, т.е. соблюдение критической точки (0,5) удельного веса заемного капитала в общей его величине и платежеспособность предприятия, т.е. его способность к погашению своих краткосрочных обязательств.
Основные и оборотные фонды предприятия
Имущество предприятия составляют основные средства и прочие внеоборотные активы, оборотные средства и финансовые активы. Общая сумма внеоборотных активов исчисляется как совокупность основных средств предприятия, нематериальных активов, вложений средств в незавершенное капитальное строительство, долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги и уставный капитал других предприятий, иных внеоборотных активов. Наиболее значимой частью внеоборотных активов являются основные средства, числящиеся на балансе предприятия и находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также сданные в аренду другим предприятиям.
Основные средства - это денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов входят объекты производственного и непроизводственного назначения. К производственным основным фондам относятся основные фонды промышленного, строительного, сельскохозяйственного назначения, автомобильного транспорта, связи, торговли и прочих видов деятельности материального производства. Непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.
Любые объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, т.е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции. Физический износ частично восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов. Моральный износ проявляется в том, что устаревшие основные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ. Денежные средства, необходимые для простого воспроизводства основных фондов, т.е. замены изношенных фондов новыми, предприятия получают из выручки от реализации товаров и услуг. В стоимость реализуемой продукции включается в виде амортизационных отчислений и частичное возмещение стоимости амортизируемого имущества. Процесс амортизации можно определить как способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизационных активов, которые переносят свою стоимость на готовый продукт по частям, в зависимости от периода физического и морального износа. Вместе с выручкой за реализованную продукцию амортизация поступает на расчетный счет предприятия, на котором накапливается. Амортизационные отчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансирование новых капитальных вложений в основные средства или направляются в долгосрочные финансовые вложения, на приобретение строительных материалов, оборудования, а также нематериальных активов. В момент выбытия объекта с предприятия его первоначальная стоимость сопоставляется с суммой накопленных амортизационных отчислений. Результат по выбытию амортизируемого объекта (прибыль, убыток) относят на финансовые результаты предприятия.
Расширение и обновление основных средств на новой технической и технологической основе - это процесс расширенного воспроизводства, основным источником которого является прибыль.
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективное их использование - одно из главных условий успешной деятельности предприятия.
Оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после одного кругооборота и вступая в следующий.
Изучение сущности оборотных средств предполагает рассмотрение оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные средства, оборотные фонды и фонды обращения существуют в единстве и взаимосвязи, но между ними имеются существенные различия, которые сводятся к следующему. Фонды обращения постоянно находятся во всех стадиях деятельности предприятия, в то время как оборотные фонды проходят производственный процесс, заменяясь все новыми партиями сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов. Производственные запасы, являясь частью оборотных фондов, переходят в процесс производства, превращаются в готовую продукцию и покидают предприятие. Оборотные фонды полностью потребляются в процессе производства, перенося свою стоимость на готовый продукт. Кругооборот фондов предприятий завершается процессом реализации продукции (работ, услуг). Для нормального осуществления этого процесса предприятия наряду с основными и оборотными фондами должны располагать и фондами обращения. Оборот фондов обращения неразрывно связан с оборотом оборотных производственных фондов и является его продолжением и завершением. Оборотные средства, совершая кругооборот, из сферы производства, где они функционируют как оборотные фонды, переходят в сферу обращения, где функционируют как фонды обращения.
Состав оборотных средств предприятия. Под составом оборотных средств понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения, т.е. их размещение по отдельным элементам. Структура оборотных средств представляет собой соотношение отдельных элементов оборотных производственных фондов и фондов обращения, т.е. характеризует долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств. Преобладающую часть оборотных производственных фондов составляют предметы труда - сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и горючее, тара и тарные материалы. Кроме того, к оборотным производственным фондам относятся и некоторые орудия труда - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, инструменты, специальные приспособления, смешанное оборудование, инвентарь, запасные части для текущего ремонта, специальная одежда и обувь. Эти орудия труда функционируют менее года или имеют ограничения в стоимости. Перечисленные предметы и орудия труда составляют одну группу оборотных производственных фондов - производственные запасы. Кроме них в оборотные производственные фонды входят незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Кроме оборотных производственных фондов на предприятиях формируются фонды обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе; товары отгружаемые; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке; дебиторская задолженность; средства в прочих расчетах. Основное назначение фондов обращения состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения.
Формирование и распределения прибыль организации
Прибылькак экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы, и для предпринимателя представляет часть издержек по производству продукции.
Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия, в условиях товарно-денежных отношений, чистый доход принимает форму прибыли. Установив цену на продукцию, предприятия-товаропроизводители реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию (себестоимость).
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли; при затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, т.е. отрицательный финансовый результат.
При планировании и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года (балансовая прибыль, убыток).
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия (в соответствии с уставом). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
К расходам и потерям относятся: убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности; недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возмещаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость используемых материальных ценностей); отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации их последствий (исключая стоимость полученного металлолома, топлива, других материалов); некомпенсируемые убытки от пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов за исключением затрат, возмещаемых из других источников; судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Особенности финансов некоммерческих организаций и учреждений
Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги: социальные, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.п. До недавних пор почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. Однако в последние годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.
Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики - это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов - вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие - только на платных, а третьи - на сочетании тех и других.
Так, в сферах государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетного финансирования соответствующих затрат, которые позволяли бы государственным служащим и военнослужащим иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профессионального и воинского долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников государственного аппарата, нарушения воинской дисциплины и других крайне отрицательных в социальном плане последствий.
Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это - услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.
Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики составляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а, следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей.
В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:
бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля, хотя в настоящее время этого полностью реализовать не удалось: по школам - на содержание одного учащегося, по больницам - на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям - на содержание одного ребенка и т.д.;
денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные работы (услуги), проведенные платные мероприятия согласно заключенным с юридическими лицами договорам и заказам населения. Сюда относятся, например, поступления денежных средств за оказание сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан, за дополнительные услуги в сфере народного образования (особенно в части подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.п.). В заключаемых договорах определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения учреждения материальными и финансовыми ресурсами, формы финансирования из средств заказчика и т.д. При выполнении учреждением дополнительных работ (услуг) сумма выделенных ему согласно нормативу бюджетных ассигнований не уменьшается, а полученные по договору или заказу денежные средства увеличивают финансовые ресурсы учреждения;
поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажи билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.). Платные услуги предоставляются потребителям в соответствии с действующими прейскурантными и договорными ценами (тарифами); при этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета;
выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);
прочие денежные поступления.
Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять и на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.
Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом. При этом краткосрочные ссуды выдаются им на затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности, а долгосрочные - для целей производственного и социального развития с последующим погашением за счет средств фонда производственного и социального развития.
Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.
При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов). Наряду с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и другие виды денежных поступлений, тоже отражаемые в смете.
На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.
На некоммерческих началах организуют свою деятельность многочисленные общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. Их финансовые взаимосвязи отличаются спецификой, обусловленной способом организации и характером деятельности самих общественных объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств (формируемых из доходов налогоплательщиков) считается недопустимым. Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов. Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.
Финансовое планирование на предприятиях
При переходе экономики страны на основы рыночного хозяйствования потребность в финансовом планировании не снижается. Оно по-прежнему необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Рынок даже еще более требователен к качеству финансового планирования, чем прежняя система директивного планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие. Именно оно в случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру оказывается банкротом и подлежит ликвидации со всеми вытекающими последствиями для его учредителей.
В современных условиях финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий (особенно в долгосрочной перспективе) и одновременно вырабатывать модели поведения предприятия при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью - достижением высокой эффективности хозяйствования. Именно поэтому в ходе финансового планирования большое внимание уделяется более полному выявлению внутренних резервов предприятия, эффективному использованию производственных мощностей, рациональному расходованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.д.
Финансовое планирование ориентируется на реальное получение финансовых источников как собственных, так и привлекаемых, и возможности их превращения в производительный капитал. Для этого в ходе планирования заранее предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, создания ему необходимых условий работы и удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования денежных фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и материального стимулирования работающих.
Переход к рынку сказывается на методах финансового планирования. Если в отношении ближайшего времени конъюнктура рынка и связанное с ней поведение предприятия могут быть довольно четко просчитаны, то перспективные, долгосрочные процессы - лишь прогнозироваться. Поэтому финансовое планирование сводится, с одной стороны, к точным расчетам финансовых показателей на ближайшее время и их балансовой увязке в соответствующем финансовом документе, а с другой - к прогнозным расчетам, носящим вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования требует и другого инструмента - широкого использования экономико-математических методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчетов финансовых показателей.
Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием.
Финансовый план -- обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).
Бюджет предприятия -- оперативный финансовый план, составляемый, как правило, на период до одного года и отражающий расход поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Бюджетирование-- процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Бюджетирование капитала -- процесс разработки конкретных вариантов по управлению капиталом предприятия, источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.
Бюджетный контроль-- текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Бюджет по балансовому листу -- один из основных видов оперативного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки такого бюджета является определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия в планируемом периоде.
Бизнес-план-- основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В этом документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются основные параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.
Смета-- форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например, смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.
Внутрифирменное финансовое планирование заключается в следующем:
q намеченные стратегические цели предприятия оформляются в виде финансово-экономических показателей: объема продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестиций, денежных потоков;
q устанавливаются стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
q определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
q оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
Финансовый план предприятия строится в форме баланса доходов и расходов. В этом состоит специфика финансовых планов предприятий, функционирующих на коммерческих началах. В балансе доходов и расходов в денежной форме отражаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получаемые им доходы и накопления, расходование средств.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-планирования, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе и т.д. Значение финансового плана заключается в прогнозе средне- и долгосрочной финансовой перспективы, а также определении текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный -- на ближайшие два-три года, текущий - на квартал с помесячной разбивкой доходов и расходов.
1. выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);
2. прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
3. фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);
4. объем платежей в бюджет и социальные фонды;
5. объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
6. плановая потребность в оборотных активах;
7. объем капитальных вложений и источники их финансирования.
В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта товаров большое значение имеют перспективные финансовые планы, составляемые на сроки более одного года (на 2-3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.
Экономическое содержание финансового рынка
Рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. В этом реферате мы рассмотрим сущность и структуру финансового рынка.
Финансовый рынок - это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
1. Финансовый рынок и его функции
В основе формирования финансового рынка лежит ссудный капитал.
Финансовый рынок - это особый рынок, на котором продаются и покупаются особый товар деньги, предоставляемые в пользование на время в форме займов или навсегда.
Различают: кредитный рынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок.
Функции финансового рынка:
· Мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
· Финансирование воспроизводственного процесса;
· Распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями;
· Повышение эффективности экономики в целом
Структура финансового рынка
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно межбанковских депозитов на коротких сроках.
Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле , услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.