p align="left">q Федеральное Собрание РФ и его две палаты -- Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
q Правительство РФформирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
1. Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами.
2. Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.
3. Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов.
4. Разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.
5. Принимает участие в определении ценовой политики.
6. Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране.
7. Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ.
8. Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.
9. Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями.
10. Разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят следующие структурные подразделения:
q бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;
q Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;
q департамент налоговых реформ;
q департамент ценных бумаг и финансового рынка;
q департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
q отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);
q департамент валютно-экономического регулирования.
Федеральная налоговая служба и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
действовать в строгом соответствии с законодательством;
осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводить проверки налогоплательщиков;
ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
2) проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
4) проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Министерство имущественных отношений РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества, дивидендов).
Центральный банк РФ является важным органом, проводящим реализацию денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.
Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения.
Понятие и задачи финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечивающей формирование и эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.
Финансовый контроль -- законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров -- аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме Фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают финансовые (стоимостные) показатели, такие как прибыль, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели в фонды.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов финансовых ресурсов, в том числе по снижению и повышению рентабельности; содействие расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также правильному ведению бухучета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности, чему, в частности, содействует проводимая реформа налогообложения.
Органы финансового контроля.Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
1) ведомство главного ревизора -- аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства -- контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых - снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.
Виды и формы финансового контроля
Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления,
Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля:
проверки документальные и камеральные;
обследования;
надзор;
анализ финансового состояния;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельно вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, производится надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.
В зависимости от цели ревизии применяются различные приемы ее проведения: сопоставление плановых и отчетных данных, проверка наличных денег, документальные и встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей, экспертизы и лабораторные анализы и т.п.
Сущность и функции бюджета
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет. Именно через бюджет проводится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением -- с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Системная оценка должна охватывать три аспекта:
юридический - бюджет как фонд денежных средств;
организационный - бюджет как плановый документ;
экономический - бюджет как денежные отношения.
По своей экономической сущности бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства в связи с образованием и использованием фонда, предназначенного для финансирования функций государства.
Следует отметить, что финансовые ресурсы централизуются не только в бюджете, но и в других сферах деятельности, а именно, в кредитной системе, страховых организациях, в государственных внебюджетных фондах. Но, в отличие от бюджета, такая централизация ограничена определенными сторонами денежных отношений и не распространяется на все народное хозяйство страны. Например, кредитная система обеспечивает только нормальный кругооборот средств в народном хозяйстве. Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсий.
Бюджет же обслуживает все народное хозяйство. С помощью бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач.
Бюджет, являясь финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджет - план, но не основной финансовый план государства, каковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства - это сводный финансовый баланс, который отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также направления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.
Функции бюджета:
1.Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
2.Государственное регулирование и стимулирование экономики. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности -- ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
3.Финансовое обеспечение социальной сферы. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.
Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
4.Контрольная функция. Она предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.
Бюджетная система и принципы ее построения
Бюджетная система определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования бюджетных средств и т.д.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на три группы:
1) унитарное государство, в котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. При этом бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного и местного бюджетов;
2) федеративное государство, в котором административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью. Бюджетная система состоит из трех звеньев: федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов;
3) конфедеративное государство - это постоянный союз суверенных государств. Бюджет такого союза формируется за счет взносов входящих в конфедерацию государств, внутри каждого из которых действуют свои бюджетные системы.
Основы бюджетного устройства в Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа и автономные области.
Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1. единство бюджетной системы - единая правовая база, использование бюджетной классификации, единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетного законодательства и др.;
2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3. самостоятельность бюджетов всех уровней - право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять источники финансирования дефицита бюджета, направления расходования средств, а также недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в пользу других бюджетов;
4. полнота отражения доходов и расходов;
5. сбалансированность бюджета, т.е. равенство доходов и расходов;
6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7. общее покрытие расходов бюджета;
8. гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
9. достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
10. адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Доходы бюджетов и их характеристика
Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы, пени по уплате налогов, суммы предусмотренных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение или пользование государственного или муниципального имущества;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, передаваемые в залог или доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным юридическим лицам;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий.
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и т.п.;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, получаемых от бюджетов других уровней.
К неналоговым доходам федерального бюджета помимо вышеперечисленных относятся прибыль Центрального Банка, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Существует также классификация доходов бюджетов на собственные и регулирующие.
Собственные доходы - это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью ил частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности; безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Собственные и регулирующие доходы различаются: а) по времени установления - собственные на постоянной основе, а регулирующие - на долговременной; б)по виду нормативного документа - собственные доходы регламентируются бюджетным законодательством в целом, а регулирующие - законами РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.
Расходы бюджета, их состав и структура
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от этих функций формируется система расходов.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, административно-территориальным устройством государства, формами выделения бюджетных средств. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства.
Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:
1. По степени влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства.
В соответствии с этим критерием расходы бюджета подразделяются на текущие расходы и расходы капитального характера. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление -- содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
2. По направлению финансирования.
Расходы бюджета могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.
3. По ведомству - получателю средств.
Каждое направление расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности - по министерствам и учреждениям-получателям.
4. По целевому признаку.
Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата; отчисления на социальные нужды (в процентах к заработной плате); канцелярские и хозяйственные расходы; служебные поездки; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов; государственные капитальные вложения и т.д.
С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.
5. По территориальному признаку.
Расходы бюджета подразделяются в зависимости от государственного устройства' на расходы федерального бюджета, расходы субъектов федерации и местные расходы для федерального государства или расходы центрального и местных бюджетов для унитарного государства.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и др.;
ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
бюджетные кредиты юридическим лицам;
бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты иностранным государствам.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система предоставления денежных средств юридическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование основывается на определенных принципах, предполагает использование специфических форм предоставления денежных средств. Основными принципами бюджетного финансирования являются следующие:
достижение оптимальности, т.е. получение максимального эффекта при минимуме затрат;
целевой характер использования бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств с учетом выполнения производственных и других показателей и использования ранее выданных ассигнований;
безвозвратность бюджетных ассигнований;
бесплатность бюджетных ассигнований.
Обычно используются две формы бюджетного финансирования: финансирование по системе «нетто-бюджет» и финансирование по системе «брутто-бюджет».Первая форма финансирования характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом. Вторая форма финансирования означает, что бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности учреждений. Эта форма финансирования применяется только для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.
Экономическая сущность и необходимость созданиявнебюджетных фондов
Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы и, прежде всего, ее центрального звена - общегосударственных финансов.
В условиях экономического кризиса в России, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у органов власти возникла необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые внебюджетные фонды, тем самым, ограждая эти потребности от значительного недофинансирования.
Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость перераспределения финансовых ресурсов. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики.
Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, ибо всегда существует опасность урезания расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее острые участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств.
Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджета определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. Сейчас используются оба способа.
Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды являются автономными, имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды классифицируются по разным признакам:
1. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические и др.
2. В соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.
3. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия.
4. По охвату проблем фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (фонд развития автомагистралей в области).
С помощью внебюджетных фондов возможно:
1) влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
3) оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части, передаваемой в распоряжение территориальных властных структур. Это достигается путем определения доли налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования, государственный фонд занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить: фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.
Внебюджетные фонды могут формироваться из следующих источников:
1. специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
2. отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;