В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание, как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение финансового планирования, системы финансовых планов в Республике Беларусь, теоретических и законодательных основ обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие сущности финансового планирования, его содержания, принципов, методов; дать определение и характеристику системы финансовых планов в Республике Беларусь на современном этапе; показать необходимость совершенствования финансового планирования в современных условиях хозяйствования.
В соответствии с этим определены и задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу, а также действующие в настоящее время в Республике Беларусь законодательные акты и нормативные документы по теме курсовой работы.
2. Раскрыть содержание финансового планирования как экономической категории, его принципов, методов, объектов и субъектов.
3. Определить роль финансового планирования для эффективной экономической деятельности хозяйствующего субъекта Республики Беларусь.
4. Подробно рассмотреть текущее финансовое планирование как преимущественную форму плановых заданий в Республике Беларусь.
5. Раскрыть содержание стратегического финансового плана и бизнес-плана как эффективных инструментов при совершенствовании финансового планирования в современных условиях хозяйствования.
В работе использованы методические, инструктивные и руководящие материалы Министерства финансов Республики Беларусь, а также материалы из источников учебной литературы и периодической печати.
ГлаваI.Содержание финансовго планирования, принципы, методы, задачи, объекты и субъекты
Финансовое планирование следует рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.
Финансовое планирование -- это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.
Благодаря финансовому планированию можно свести к минимуму последствия влияния отрицательных внешних факторов, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы производства и продажи продукции и товаров, своевременно принять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств.
В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления -- рынок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок -- преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или иного периода времени. Финансовое планирование является также одним из инструментов регулирования финансового рынка, действующим в сфере экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов, на валютном рынке, рынке ценных бумаг, денежном рынке (ссудных капиталов) и рынке золота.
Планирование-- это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Государственный орган управления, каждая организация выбирают свои цели и задачи, а также средства их достижения. Финансовое планирование -- важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяйствования.
Основным назначением финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности выполняемых операций и ожидаемых итогов работы предприятия. Финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Материалы финансового планирования субъектов хозяйствования используются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.
Содержание финансового планирования раскрывается в представлении данного понятия как процесса обоснования движения финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.
Объектамифинансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непосредственно финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, а результатом его -- составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.
Сфера действияфинансового планирования охватывает в основном распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, доходов и капитала.
Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.
Посредством финансового планирования происходит конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач.
Финансовое планирование следует рассматривать как целенаправленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйствования по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов.
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. В ходе финансового планирования конкретизируются и корректируются прогнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов. [4]
Финансовое планирование следует рассматривать как первоначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. Он занимает важное место в системе мер стабилизации денежного хозяйства предприятий и государства в целом.
В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:
* принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;
* принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия. По отношению к финансам хозяйствующих субъектов этот принцип означает, что любые изменения в планах закупок, производства, маркетинга должны учитываться в финансовых планах путем корректировки соответствующий показателей;
* принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирование в рамках установленного горизонта планирования. Ряд экономистов считают оптимальным составление пятилетних планов: первый год -- текущий бюджетный; второй -- год, на который формируется очередной бюджет государства; следующие три года -- это собственно плановый период оптимального размера. Считается, что более короткий срок не позволяет определить перспективу, а более длительный -- усиливает факторы неопределенности. Финансовое планирование является «скользящим»: финансовый план каждый год составляется заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Благодаря этому существует возможность быстро реагировать на изменение экономических условий.
Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифирменном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:
* принцип соотношения сроков(«золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки. Именно поэтому инвестиции с длительными сроками окупаемости должны финансироваться в основном за счет долгосрочных заемных средств;
* принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;
* принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций. Другими словами, привлекать заемный капитал выгодно лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;
* принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);
* принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;
* принцип предельной рентабельности,выражающий основную цель предпринимательской деятельности -- обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;
* принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
Финансовые планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий не просто производится пересчет натуральных показателей в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, осуществляются выбор рациональных форм мобилизации, доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из целесообразности и конечных результатов.
В финансовом планировании используются различные методы.Показатели финансовых планов могут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэффициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.
Расчетно-аналитический методоснован на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными заданиями, что позволит выявить тенденции развития и причины отклонении фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно -- на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Его часто используют при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.
Метод коэффициентовимеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов используют темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов.
Оба вышеуказанных метода дают приближенные результаты. Реальность финансовых расчетов повышается с применением нормативного метода планирования.В этом случае потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными органами управления, другие -- субъектами хозяйствования. Примерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат. Достоинством нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако для широкого применения этого метода требуется мощная, экономически обоснованная нормативная база, создание которой затруднено частыми изменениями законодательных актов.
Метод оптимизации плановых решенийпредполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум примени на оборот капитала и др.
Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод.Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлением денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансирования финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.
Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов программно-целевогои экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении предлагаемой программы, но и о конечных результатах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).
В финансовом планировании широко применяются современные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.
Активное воздействие финансового планирования на результаты деятельности предприятий во многом зависит от соблюдения вышеназванных принципов при разработке финансовых планов и от используемых методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. [7, с. 107-113]
Планирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по различным схемам: "снизу вверх" (децентрализовано); "сверху вниз" (централизованно) и "интерактивно" (во взаимодействии). Если планирование ведется в двух разрезах, то, как правило, долгосрочные стратегические планы разрабатываются на уровне корпорации, а среднесрочные на уровне структурных подразделений.
В США и Великобритании планирование осуществляется "снизу вверх" или "интерактивно". В Японии скорее "сверху вниз" или "интерактивно".
В названных странах важное значение придается объему продаж, прибыли и доле на рынке. Вместе с тем есть некоторые отличия. В американских и английских компаниях больший вес имеют такие финансовые показатели, как доход на весь капитал (или совокупные активы), доход на акцию и снижение издержек. В Японии выше приоритет объема продаж, массы прибыли, вознаграждения наемного персонала, добавленной стоимости и производительности труда. Объясняется это в основном тем, что предприятия США и Великобритании в большей степени ориентированы на акционеров и существует угроза отстать от других компаний, если курс акций будет слишком низким. В Японии большие приоритеты имеют рост компании и доходы персонала, поскольку необходимо обеспечивать работу сотрудникам на протяжении всей жизни.
При децентрализованном планировании "снизу вверх" цели, стратегии планирования, производственные планы - все инициируются оперативными подразделениями предприятия. Задачами планового отдела в таких корпорациях являются установление форм плановых документов и координация плановой деятельности. Однако это не исключает, что стратегические идеи могут быть выдвинуты высшим руководством. Планирование "снизу вверх" указывает лишь на иерархическую ступень составления планов, но никоим образом не умаляет их качества.
Централизованная модель планирования - "сверху вниз" означает более важную роль планового отдела предприятия. В Японии довольно часто, особенно в специализированных компаниях, планы разрабатываются плановым отделом штаб-квартиры при определенном участии структурных подразделений и отдела труда корпорации.
При интерактивном планировании идеи формируются и стратегии вырабатываются в процессе взаимодействия по вертикали. Плановый отдел накапливает информацию, получаемую от подразделений, и ставит вопросы перед высшим руководством. Рыночные, финансовые стратегии могут вырабатываться плановыми службами корпорации и осуществляться на уровне корпорации в целом. [3, c.378]
ГлаваII. Система финансовых планов, их содержание и характеристика
2.1 Современная система финансовых планов в Республике Беларусь
Главным продуктом финансового планирования выступают финансовые планы, в которых обосновываются показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов, опосредованных их финансовых отношений и стоимостных пропорций. В общем понятии финансовые планы, как и все остальные их виды, представляют собой определенные документы, объединяющие взаимосвязанные задания, методы их исчисления и реализации для достижения намеченной цели. Они составляются на основе прогнозов соответствующих показателей, расчетов обосновывающих все статьи плана. К их специфическим чертам можно отнести:
1.Стоимостный характер всех намечаемых показателей и заданий, что обусловлено их объектом, сферой финансовой деятельности.
2. Тесную взаимосвязь с другими хозяйственными планами, многие показатели которых являются основой для финансовых заданий. Вместе с тем последние становятся финансовым обеспечением всех намечаемых проектов, активно воздействуют на их эффективность.
3. Обязательную форму баланса, поскольку планируются не только расходы, но и источники их покрытия, которые должны быть сбалансированы для нормального функционирования субъекта.
Виды, формы финансовых планов разнообразны и постоянно совершенствуются, изменяются одновременно с развитием финансовой науки. В них находят отражение методы управления экономическими и социальными процессами, организация финансовой системы, финансов предприятий и другие факторы. [2, c.165]
Современный этап хозяйствования, который характеризуется существенными преобразованиями экономики, изменением финансовых взаимоотношений между звеньями хозяйства и централизованными органами, существенно отразился на содержании финансовых планов и их форм. Одновременно происходит расширение круга финансовых планов, которые более детально обосновывают все участки финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Несмотря на большое количество финансовых планов, разнообразие их форм, содержания, степень охвата движения денежных средств, существуют общие черты, которые позволяют собрать их в единую систему финансовых планов.
В ней можно выделить отдельные группы финансовых планов, обладающих общими чертами и содержанием. Таким образом, финансовые планы группируются по следующим признакам: 1. Уровень управления. 2. Сфера деятельности. 3. Форма собственности. 4. Продолжительность времени действия планов. 5. Формы финансовых планов.
Более широкий круг критериев, используемых при группировке финансовых планов, систематизирует их назначение и место в комплексной системе. В отечественной экономической литературе деление всех финансовых планов осуществляется прежде всего на две группы: централизованные; децентрализованные.
Централизованныепланы отождествляются в основном с общегосударственными, а децентрализованные-- с планами предприятий, организаций, учреждений. Каждая из этих групп имеет свою сферу деятельности и связана с уровнем управления финансовыми ресурсами. Однако трудно точно определить степень централизации (например, общегосударственные, местные финансовые программы). Кроме того, при подобном делении из общей системы выпадают сводные финансовые планы средних звеньев хозяйства (министерств, ведомств), определенные межотраслевые фонды денежных средств. Поэтому целесообразно в глобальном разрезе рассматривать финансовые планы на макро- и микроуровнях хозяйствования. К высшему уровню необходимо отнести такие планы, которые обосновывают поступление и расходование финансовых ресурсов глобальных общественных процессов, например, бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, общегосударственные финансовые программы. На микроуровне финансовые планы охватывают доходы и расходы средних и низовых звеньев хозяйства. Внутри каждой из этих групп в зависимости от сфер деятельности и их функционального назначения обосновываются конкретные финансовые планы государства (бюджет, государственные целевые бюджетные фонды), а также министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.
По признаку собственностигруппируются в основном финансовые планы на микроуровне, т.е. планы отдельных предприятий, организаций, учреждений (финансовые планы низовых звеньев). Они различаются по сферам общественного производства, т.е. материальная и нематериальная сферы. Финансовые планы в сфере материального производства обосновывают формирование и распределение части национального дохода, образованного в данной производственной ячейке, движение финансовых ресурсов промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других предприятий материального производства, в то время как финансовые планы нематериальной сферы учитывают лишь вторичные доходы, создаваемые посредством перераспределения уже созданного национального дохода.
Единым признаком, характерным для финансовых планов всех объектов, является продолжительность действия, что дает основание для их деления на долгосрочные, так называемые перспективные финансовые планы; текущие; оперативные (краткосрочные).
Перспективные финансовые планыесть планы на период (не менее 3--5 лет), в которых намечены финансовые задания с учетом долгосрочной выгоды на перспективу. Такие планы позволяют обосновать финансовое обеспечение и результативность всех стратегических программ, связанных с развитием производства, совершенствованием его организации, технологий. Долгосрочные финансовые планы целесообразно разрабатывать на всех уровнях управления, всеми институтами и звеньями хозяйствования, но только в укрупненных показателях. Это позволит выработать разумную стратегию развития соответствующих объектов. Однако при нарастающих инфляционных процессах их значимость снижается.
Текущие финансовые планыограничены в основном годовым периодом, характеризуют поступления денежных средств, их распределение и финансовые результаты на предстоящий период. В настоящее время текущие финансовые планы на всех уровнях управления являются преимущественной формой плановых заданий в Республике Беларусь.
Оперативные финансовые планы-- планы-прогнозы на короткие периоды времени. Их составление вызвано необходимостью конкретизации текущих заданий с учетом изменяющихся условий, фактического состояния материальных и финансовых ресурсов. Оперативные финансовые планы являются основой для принятия и реализации важнейших финансовых решений, поэтому их использование в практике управления соответствующими субъектами становится объективной необходимостью.
В зависимости от конкретных форм, планы создаются и используются в следующих видах:
1) программы, которые имеют широкую сферу действия, в них обосновываются не только цель, объекты и субъекты выполнения, но и многочисленные источники финансирования их направления, предполагаемые результаты каждого участка данной программы;
2) балансы, обосновывающие доходы, расходы конкретного субъекта хозяйствования общей деятельности или отдельных ее участков (баланс доходов и расходов предприятия, движение денежных средств, активов, пассивов, смета доходов и расходов бюджетных учреждений и т.д.);
3) краткосрочные прогнозы отдельных заданий финансового плана, составляемые на небольшой отрезок времени с учетом достигнутых результатов и конкретных условий хозяйствования.
Таким образом, современная система финансовых планов в Республике Беларусь в общем виде представлена на рис. 1 [Приложение А].
Финансовые планы на макроуровне играют важную роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. С их помощью обеспечиваются финансирование общегосударственных потребностей, формирование необходимых пропорций между материальным производством и непроизводственной сферой, потреблением и накоплением, отраслями хозяйства и отдельными регионами. Главная цель разработки данных финансовых планов заключается в обосновании финансового обеспечения всех государственных мероприятий.
Основным централизованным финансовым планом является государственный бюджет. Он разрабатывается во всех странах мира. С помощью бюджета осуществляется регулирование общественными процессами, а также обеспечиваются развитие социальной сферы, укрепление обороноспособности страны и содержание законодательных и исполнительных органов власти. Во многих странах через государственный бюджет перераспределяется 40--60 % валового внутреннего продукта.
В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц». В соответствии с этим Законом разрабатываются отдельно республиканский и бюджеты местных органов власти. Консолидированный государственный бюджет не утверждается. Он имеет характер аналитического документа, используемого для оценки движения централизованных ресурсов государства. В Республике Беларусь в 2008г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госимущества) в валовом внутреннем продукте предусматривались в размере 31,5 %, в 2005 г. -- 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов). [1]
Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса,в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Разработка расходной и доходной частей осуществляется на основе программы социально-экономического развития на соответствующий период, финансовых планов отдельных министерств, ведомств, а также учета выполнения бюджета за истекший период. Определение отдельных групп доходов и расходов, статей бюджета базируется в основном на достижениях прошлого года, с учетом корректировки отдельных данных.
Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Кроме бюджета, составляются и другие централизованные финансовые планы: бюджеты местных органон власти, балансы доходов и расходов министерств (ведомств) материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, а также бюджеты целевых государственных фондов.
Целевые бюджетные и внебюджетные фонды формируются для финансирования государственных мероприятий. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета. Финансовые планы этих фондов представляют собой стоимостные балансы, определяющие все поступления и расходы на текущий год.
Каждый целевой фонд определяется его статусом (положением) и назначением. Статус содержит характеристику источников доходов и направлений их применения, а также регламентирует порядок управления целевым фондом. Источники формирования фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Направления расходования средств, поступающих в фонды, обусловливаются назначением фонда, конкретными экономическими условиями.
Количество финансовых планов, разрабатываемых на микроуровне, значительно больше и разнообразнее по форме и содержанию, чем на макроуровне. Это является следствием многочисленности сфер деятельности, методов управления предприятий, организаций и учреждений.
При группировке децентрализованных финансовых планов необходимо учитывать определенные критерии, которые оказывают воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления. К ним относится прежде всего форма собственности. Так, различают финансовые планы государственных предприятий и учреждений, акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, совместных и иностранных предприятий. Кроме того, финансовые планы отличаются по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности, типом и размером предприятия. Указанные выше признаки влияют на формирование источников финансирования, состав, структуру доходов и затрат. Так, финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы. Предприятия и организации, функционирующие на коммерческой основе, составляют бизнес-план, в котором важная роль принадлежит финансовому обеспечению всех намечаемых мероприятий. [5, c.39-44]
2.2 Финансовое планирование хозяйствующего субъекта: содержание и характеристика
Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.
Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.
Финансовый план хозяйствующего субъекта может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях -- в форме сметы.
Бюджет-- финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используются два основных вида бюджета -- текущий и капитальный. Текущий бюджет, как правило, составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюджет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.
Для обоснования отдельных статей финансового плана и повышения точности расчетов на предприятии составляются сметы. Смета-- форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Действующие отечественные предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.
В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:
определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.;
выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);
определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений.
Сроки разрабатываемых планов определяют сферы планирования. Типичные сферы планирования представлены на рис. 2 [Приложение Б].
Процесс планирования на предприятии можно представить в виде модели, которая включает 5 стадий. Основные задачи каждой из них.
Стадия 1 - предпосылки. Собирается информация и составляется прогноз будущего положения предприятия. Выявляются как возможности, так и угрожающие факторы.
Стадия 2 - постановка и уточнение проблем. Определяются уровни притязаний (например, темп роста производства должен быть не меньше 5% в год). Затем, исходя из текущей политики предприятия, прогнозируются результаты (получили, например, темп роста 1% в год). Полученные результаты сравниваются с уровнем притязаний и выявляются разрывы. Далее осуществляется поиск стратегий, позволяющих ликвидировать обозначившиеся разрывы.
Стадия 3 - долгосрочная стратегия. Для ликвидации разрывов между желаемыми и прогнозными значениями показателей разрабатываются новые стратегии "продукт-рынок". Например, определяются возможности развития новых производств, создания зарубежных филиалов, совместных инициатив, вертикальной интеграции. Изучаются возможности расширения производства, снижения издержек. Здесь может использоваться матрица "рост-доля рынка". Эта стадия планирования является наиболее важной.
Стадия 4 - среднесрочные планы. Они разрабатываются на базе принятой долгосрочной стратегии. Намечаются среднесрочные проекты и их хронологическая последовательность. В свою очередь на их основе определяются стратегические цели и разрабатываются планы отделений компаний. Затем составляются сводные среднесрочные планы, в том числе и финансовый.
Стадия 5 - краткосрочное планирование. Основные задачи - конкретизация показателей среднесрочных планов на текущий год и оценка выполнения относительно долгосрочных планов и текущего, краткосрочного плана.
Предприятие должно признать, что корректировки собственных планов неизбежны. Рекомендуется составлять текущую картотеку основных положений плана для того, чтобы отслеживать важнейшие изменения, обусловленные внешними факторами, и вносить изменения в план.
Наличие такой картотеки необходимо для систематического контроля ситуации предприятия. Рекомендуется вести ее как минимум по следующим направлениям:
экономическому - перечень условий, воздействующих на предприятие. Это оценка общего экономического роста или инфляции, тенденции в кредитовании, налоги и т.п. Необходимую информацию предприятие получает из периодической печати, в госучреждениях и банках.
отраслевому - перечень тенденций промышленных отраслей и секторов. Это прогноз развития производственных отраслей, новые технологии, изменение конкурентной политики предприятия на рынке.
рыночному - перечень тенденций ожидаемых изменений спроса на продукты или услуги предприятия; характеристика изменений, происходящих в системе распространения на рынке в географическом разрезе или с учетом групп клиентов; степень заинтересованности клиентов новыми потребительскими свойствами изделий, прогнозы деятельности конкурентов на рынке, например применение агрессивных - демпинговых цен; появление новых продуктов или новое в организации рекламы и поддержки.
по внешним влияниям. Это могут быть: изменения промышленной политики, изменения политики хозяйственного сотрудничества с заграницей, изменения положений о допуске товаров на рынок, введение жестких правил охраны окружающей среды, преобразования собственности, изменения положений о местных налогах. [9, c. 348-349]
2.3Текущее финансовое планирование на предприятиях как преимущественная форма плановых заданий в Республике Беларусь
В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание многие субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию, что подразумевает разработку:
* финансового плана основной деятельности, процедура составления которого сводится к обоснованию прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и прочих операций и ее распределению;
* финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;
* плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;
* оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);
* кредитного и валютного планов, а также налогового плана (бюджета) и др.
Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать финансовые планы нескольких видов (табл. 1).
Таблица1Финансовые планы действующих предприятий
Вид плана
Периодичность составления
Расчетный баланс доходов и расходов годовой финплан
Год с поквартальной разбивкой
Кредитный план (бюджет)
Квартал, год
Инвестиционный план (бюджет)
Квартал, год, более длительный
Валютный план
Квартал, год
План движения денежных средств по видам деятельности
Квартал, год
Налоговый бюджет
Квартал, год
Кассовый план (заявка)
Квартал
Платежный календарь
Месяц (с разбивкой по декадам, пятидневкам и др.)
Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана)
По мере необходимости
Баланс денежных расходов и поступлений (составной элемент бизнес-плана)
По мере необходимости
Прогноз баланса активов и пассивов (составной элемент бизнес-плана)
По мере необходимости
График безубыточности (составной элемент бизнес-плана)
По мере необходимости
В настоящее время текущее финансовое планирование может быть представлено годовым финансовым планом (расчетным балансом доходов и расходов), кредитным, налоговым и валютным планами (бюджетами), планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом (бюджетом). [7, с. 122-126]
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан)представляет интерес для собственников предприятия и инвесторов.
В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражаются прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска ценных бумаг, внешние источники финансирования инвестиционной деятельности (кредиты, займы, целевое финансирование, средства, поступающие от других предприятий в порядке долевого участия в инвестиционных проектах).
Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства (финансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и займов, уплата процентов согласно установленному порядку), приобретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддержки работникам предприятия.